Одушевление природы лежит в основе анимистического мировоззрения. Считается, что ему предшествовала более ранняя фаза – аниматизм, заключающийся в общих представлениях о безличной одушевленности природы. Затем возникли более развитые верования в существование душ и духов, управляющих природными процессами. В дальнейшем учение о стихийных духах вошло в оккультную философию и народные верования (в частности, о духах-элементаллах подробно писал Теофраст Парацельс)[35]. Вера в существование духов стихий, по-видимому, предшествовала развитым религиозным представлениям о богах и сохранилась в дальнейшие эпохи, хотя и отошла на второй план. Так, в языческом пантеоне Древней Греции вместе с персонифицированными, антропоморфными богами вроде Аполлона или Диониса присутствовали и существа, олицетворяющие стихии – ореады (нимфы гор), нереиды (нимфы морей), наяды (нимфы источников), гамадриады (нимфы – покровители деревьев) и так далее[36].
Итак, для религии следствием первобытного анимизма стало возникновение политеистических пантеонов. Следы анимистических представлений имеются также в философских системах – здесь стоит вспомнить такие направления философской мысли, как гилозоизм и панпсихизм, согласно которым все природные вещи наделены жизнью, обладают способностью к восприятию.
В качестве иллюстрации архаичного мировоззрения стоит рассмотреть появление представлений о жизненной силе, далее воплотившихся в донаучном витализме. Исходя из принципа аналогии, свойственного древнему мышлению, стоит предположить, что прообразом жизненной силы могли служить вода и воздух.
Можно попробовать реконструировать представления первобытных людей. Очевидно, они замечали, что после дождей на земле вырастает сочная трава, и могли прийти к заключению, что вместе с водой с небес проливается жизненная сила, питающая травы и деревья. Оторванная от корня трава теряет свой сок, она высыхает – люди могли предполагать, что вместе с этой жидкостью испаряется жизненная сила. К тому же им известно, что без воды гибнут и люди, и животные, стало быть, она является универсальным источником жизни. И саму жизненную силу они могли воображать, по аналогии с водой, как невидимую жидкость.
В античной философии имеются представления, сходные с вышеописанными – так, Фалес Милетский утверждал, что вода является животворящей субстанцией, первоосновой мира и прародительницей всех стихий[37]. В некотором смысле отождествление жизни с водной стихией вполне справедливо – вода является основной средой протекания биохимических процессов, именно в воде, по современным представлениям, зародилась жизнь.
К древнему витализму близки более сложные представления о душе, связанные с верой в загробное существование. Само русское слово «душа» родственно слову «дыхание», аналогия между душой и дыханием также прослеживается в румынском, древнееврейском и некоторых других языках. Тождественность жизни и дыхания сохранилась в архаичных речевых оборотах вроде «всякое дыхание». С первобытных времен было очевидно, что с остановкой дыхания прекращается и жизнь, с последним выдохом тело словно покидает невидимая жизненная сущность (отсюда выражение – «испустить дух»). Позднее в античной греческой медицине ведущая роль в функционировании организма отводится так называемой пневме – животворящей силе, поступающей в человеческий организм вместе с вдыхаемым воздухом (смотри главу «Душа и тело»).
Теперь следует рассмотреть роль иллюзий в функционировании мистического мышления. Иллюзии восприятия обуславливают феномен так называемой парейдолии – ложного упорядочивания хаотической информации, вводящего человека в заблуждение. Иллюзии, присущие человеку, в большинстве случаев не являются патологией и возникают как следствие действия особых механизмов восприятия (в частности, распространенные иллюзии лиц, наблюдаемых в любом похожем сочетании пятен и линий обусловлено особыми механизм распознавания лиц, имеющим эволюционное значение).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
White T. D., et al. Pleistocene homo sapiens from middle awash, Ethiopia // Nature. – 2003. – Т. 423. – № 6941. – С. 742 – 747.
2
Зильберман М. И. Некоторые культовые представления эпохи палеолита // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. – 2017. – № 2.
3
Демидов В. Е. Как мы видим то, что мы видим. – 1987. – С. 64.
4
Art: Zoo Story // Time: magazine. – 1964.
5
Brumm A. et al. Oldest cave art found in Sulawesi // Science Advances. – 2021. – Т. 7. – № 3.
6
Pik A. W. G. et al. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain // Science. – 2012. – Т. 336. – № 6087. – С. 1409 – 1413.
7
Dalton R. Lion man takes pride of place as oldest statue // Nature. – 2003. – Т. 425. – № 6953. – С. 7 – 8.
8
Бурлак С. А. Время появления звучащей речи, по данным антропологии // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. – 2012. – № 3. – С. 110 – 120.
9
Humphrey N. Cave art, autism and the evolution of the human mind // Cambridge Archaeological Journal. – 1998. – Т. 8. – № 2. – С. 165 – 191.
10
Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. «Мир». – 1991.
11
Куприенко С. А. Источники XVI–XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С. А. Куприенко. – К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. – 418 с.
12
Козлова Н. В., Касьян А. С., Коряков Ю. Б. Клинопись // Языки мира: Древние реликтовые языки Передней Азии / Под ред. Н. Н. Казанского и др. – М.: Academia, 2010. – С. 198 – 222.
13
Петровский Н. С. Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка / Под. ред. Струве В. В. – Л: Издательство Ленинградского университета. – 1958.
14
Headlee R. The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind // American Journal of Psychiatry. – 1977. – Т. 134. – № 10. – С. 1169 – 1170.
15
Прокофьева Л. П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2010. – Т. 10. – № 1. – С. 3 – 10.
16
Maurer D., Pathman T., Mondloch C. J. The shape of boubas: Sound – shape correspondences in toddlers and adults // Developmental science. – 2006. – Т. 9. – № 3. – С. 316 – 322.
17
Колева-Златеева Ж. Славянская лексика звукосимволического происхождения. Дебрецен, – 2008.
18
Callaway E. Chimps experience synesthetic sense-intermingling, like humans do // Nature. – 2011.
19
Santhosh G. J., Joseph W., Thomas M. Strychnine poisoning // Journal Assoc. Physicians India. – 2003. – Т. 51. – С. 739.
20
Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – 544 с.
21
Васильев Л. Л. Экспериментальные исследования мысленного внушения. – М. – 1962.
22
Васильев Л. Л. Таинственные явления человеческой психики. – Гос. Издательство политической литературы. – 1959.
23
Жмуров В. А. Магическое мышление // Большая энциклопедия по психиатрии. – 2 изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
24
Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – (ЛитРес). – 2021.
25
Фрэзер Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Перевод М. К. Рыклина. – М.: АСТ. – 2006.
26
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М. – 1968.
27
Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
28
Жмуров В. А. Синдром магифренический // Большая энциклопедия по психиатрии. – 2 изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
29
Афанасьев А. Н. Наузы: Пример влияния яз. на образование нар. верований [и] обрядов: Археологич. исследование А. Афанасьева. – Москва: тип. В. Грачева и К°, 1865. – 28 с.
30
Мелетинский Е. М. Имир // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – Т. 1: А-К. – С. 510. – 671 с.
31
Хосроев А. Л. История манихейства (Prolegomena) // СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. – 2007.
32
Оксенов А. В. // Народная поэзия. Былины. Песни. Духовные стихи. – СПб. – 1908. – С. 304 – 311.
33
Альберт Великий. Малый алхимический свод. – «Астер-Х». – 2011.
34
Pearce J. M. S. The doctrine of signatures // European neurology. – 2008. – Т. 60. – № 1. – С. 51.
35
Парацельс Т. О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах. – М.: Эксмо, 2005.
36
Мифы народов мира. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 5. – М. – 1991 – 1992. – В 2 т. – Т. 1. – С. 262.
37
Бакина В. И. Раннегреческая философия и наука. Фалес Милетский (VI в. до н. э.) // Общество: философия, история, культура. – 2017. – № 7.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги