banner banner banner
Фотография из прошлого.
Фотография из прошлого.
Оценить:
 Рейтинг: 0

Фотография из прошлого.


– Тебе с какой новости начать – с плохой или с хорошей?

– Начинай с какой хочешь, только не тяни резину, Егор! Говори!

– Хорошо. Радуйся: твоя мечта сбылась, меня повысили в звании. Пришёл приказ —мне дали подполковника! И теперь грозит повышение в должности.

– Ладно, говори скорее: какая плохая? – Вера Павловна, в нетерпении теребя пояс атласного халата, закатила глаза так, как будто вот-вот упадёт в обморок.

– Отправляют за границу. На пять лет. Согласия ещё не дал, но, думаю, придётся ехать. Да и согласия моего никто спрашивать не будет, – вздохнул отец. – Прикажут – и всё!

– Вот это да! За границу!.. Ой, а дочь? – Мама перешла на фальцет, лицо у неё покраснело, руки затряслись. – Выпускной класс! Какая может быть заграница?

– Ну-у-у, я ничего не смогу сделать, приказ есть приказ!

– Ты представляешь, что с девочкой может случиться без нас? Мы же не сможем её взять с собой. Выпускной класс! Институт! Что делать? Что же делать…

– Оставайся. Дочка должна доучиться, поступить в институт.

– Да ты что, с ума сошёл? Я тебя одного отпущу? Ни за что! Вызывай свою мать! Она строгая, справится. Тем более Поля её единственная внучка. Звони немедленно!

– Да я ещё никуда не еду! Что ты завелась, дорогая? Вот когда всё станет ясно – тогда и будем что-то предпринимать.

Через месяц, придя домой из школы, Поля увидела в прихожей чемоданы, коробки, сумки. Бабушка приехала. Бабушке сделали приглашение в Благовещенск – в закрытый город, куда можно было приехать только по специальному вызову! Поля молилась, чтобы разрешения на такой вызов получить не удалось, – но папа мог сделать всё.

Бабушка Ирина Викторовна приехала не только с вещами, но и со своими требованиями и условиями. Поля поняла, что не было свободы, а теперь не будет окончательно. Она ушла в свою комнату и, уткнувшись в подушку, заплакала.

– Мамочка, а может, мне уехать к тёте Лиле? – осторожно поинтересовалась Поля за завтраком. – Я всё лето провела с ней, она такая хорошая. И меня понимает. И школа там недалеко от дома.

Менторским тоном, не терпящим возражений, Вера Павловна отрезала все доводы дочки:

– Твоя тётя сама ещё не устроила свою жизнь. Сбежала из дома после школы. Какой из неё воспитатель, если она с матерью не ладит! Скажи спасибо, что я вытерпела твоё пребывание летом у неё. Это только из-за моря! Чтобы ты набралась сил перед выпускным классом.

– Мамочка! Я не смогу с бабушкой! Я её последний раз видела, когда мне было десять лет… Я не знаю её. Она постоянно кричит! Как с ней жить?

– Ничего, привыкнешь. Зато я буду спокойна. Она тебе спуску не даст. Будешь учиться и осенью поступишь в институт. Тема закрыта. Иди в школу.

На этом все разговоры о том, с кем останется Поля, закончились. Как закончилось и спокойствие в доме. Бабушка наводила свои порядки. Родители молчали, девочка плакала по вечерам у себя в комнате, утром убегала в школу. Бабушка успела всё взять в свои руки. Даже непреклонная и строптивая невестка не смела ослушаться свекрови. Поля была в ужасе. Она и представить себе не могла, как сложится её жизнь со строгой бабушкой. Но деваться было некуда. Пришлось смириться.

Поле хотелось на прощанье поговорить с мамой. Её распирали чувства, которые требовали выхода, она нуждались в понимании и поддержке. Один мальчик писал ей записки, а Поля даже не знала, как себя вести, что отвечать, надо ли обращать на его записки внимание. Подружки душевной, которой можно было бы рассказать об этом, у неё в Благовещенске так и не появилось. А та, которая понимала Полину, была далеко, в другом городе. Письма туда шли долго, да в письме и не расскажешь обо всём. Вот так и протекала первая любовь Поли —непонятная, странная: то ли она есть, то ли её нет…

– Мама, расскажи, как ты познакомилась с папой!

– Зачем тебе?

– Интересно же…

– Ничего интересного нет. Иди лучше книжку почитай.

– Ма, а давай, я тебе расскажу один случай. У нас в классе одна девочка стала дружить с мальчиком…

– Это что за девочка такая? Рано ещё дружить – выпускной класс! Как зовут эту девочку?

– Да не, я не так сказала! В школе, а не в классе.

– Не вздумай даже думать об этом! Смотри тут! Бабушка всё доложит нам, если что. Никаких мальчиков!

– Мама, а я вот хотела ещё спросить…

– Поля, иди книгу почитай. Вон про этих… про Ромео и Джульетту. Про то, к чему ранняя любовь приводит. А мне бежать надо, у меня примерка!

– Мам…

Но Вере Павловне было не до Полиных проблем. Она готовилась к отъезду за границу. Выкрасила волосы хной в яркий рыжий цвет, села на диету и старалась похудеть, постоянно измеряла талию, грудь и ширину бёдер. Болтала по телефону с подругами, предвкушая, какой фурор она произведёт за границей среди жён офицеров высшего офицерского состава. Для неё это было важнее всего. Ирина Викторовна смотрела на всё это и плевала в сторону невестки. Постоянно жаловалась сыну на «непотребное поведение» его жены.

– Егор, ты за женой-то смотри! Что у неё на уме? Одни тряпки. Ты понимаешь, к чему это может привести?

– Мама, что вы придумываете! Верочка просто следит за собой.

– Следит? Это за ней надо следить! Ох, смотри, Егор, как бы это ни обернулось против тебя. Отца вспомни!

– Мама! Да причём тут отец! Не вмешивайтесь вы в нашу семью. Вас позвали Полей заниматься, вот и занимайтесь внучкой. Остальное не вашего ума дело!

– Ну, смотри, Егор! Потом поздно будет.

Майор злился, отмахивался от матери, уходил в свою комнату. А жена донимала мужа, жалуясь на Ирину Викторовну:

– Егорушка, сколько можно терпеть? Она следит за мной, она мне проходу не даёт! Поговори ты с ней!

Эти две женщины вконец вымотали Егора Степановича, и он мечтал скорее покинуть дом. Ему не хотелось даже говорить с дочерью, настолько его довели мать и жена.

В конце сентября родители Поли уехали, оставив дочь наедине с бабушкой.

Ирина Викторовна добросовестно выполняла свои обязанности. Готовила обеды, ходила в школу, чтобы держать под контролем внучкину учёбу, вовремя выключала свет в комнате Поли, чтобы внучка не засиживалась допоздна.

– Полина! Мы опаздываем в школу! Я не смогу идти быстро, это вредно для моего сердца.

– Бабушка, не ходите за мной, я сама дойду! Надо мной смеются одноклассники!

– Смех без причины— признак дурачины. Не обращай внимания.

И бабушка шла следом за девочкой в любую погоду.

– Полина, ты должна хорошо завтракать. Это важно в твоём возрасте. Ты растёшь!

– Бабушка! Мне надоели твои пироги и каши! Мама так не готовила, у нас на завтрак был только чай с бутербродом.

– Знаю я твою мать. Лентяйка, сына моего голодом тут морила. Бедный Егорушка!

Поля не спорила, потому что каждое её слово вызывало бурную реакцию со стороны бабушки.