Е.И.Гвоздев предложил сосредоточить на станциях наборы емкостей и индуктивности разных параметров и разработал схемы параллельного и последовательного их установления в разных случаях. Созданное им Телефонное общество в 1888-89 годах на Рыбинско-Бологоевской железной дороге успешно провело испытание приборов Е.И.Гвоздева для одновременного телеграфирования и телефонирования на расстоянии в 295 километров.
Исследование с целью автоматизации телефонной связи велись с самого начала распространения телефона. Первый патент на самую простую автоматическую телефонную станцию (далее – АТС) был получен в 1879 году группой американских изобретателей. Через два года авторы усовершенствовали свою систему импульсным реле для трансляции импульсов. Значительный взнос в автоматизацию телефонной связи сделал русский изобретатель К.А.Мосцицкий.
Он в первый раз выдвинул идею релейной (без искателей) АТС в 1887 году и разработал схему станции на шесть номеров. Но это еще не была АТС в современном понимании, поскольку коммутация соединений, хотя и выполнялась без телефонисток, но управлялась абонентами. Абонент посылал через станцию позывные абонента, которого он вызывал, и этот сигнал поступал во все телефонные аппараты, включенные в станцию.
Американец Элмон Браун Строуджер (1839 -1902) создал в 1888 году работающую модель своего декадно-шагового искателя, когда ему было 49 лет. На это устройство им был получен патент (US Patent № 447918 10/6/1891). В течение десятков лет данное устройство было основным элементом АТС. Построенные по системе Строуджера АТС были достаточно надежны и эксплуатировались во всех странах мира вплоть до 1970-х годов. Такая АТС работала и на станциях правительственной связи.
Э.Строуджер изобрел и номеронабиратель в виде оборотного диска, что также в течение десятилетий использовался в телефонных аппаратах, которые выпускались промышленностью. В изобретении коммутатора Э.Строуджер не был пионером. Подобное устройство было изобретено еще в 1879 году американскими инженерами братьями Дэниелом и Томасом Конноли и Томасом МакТайтом. Однако именно благодаря энтузиазму и настойчивости Э.Строуджера идеи автоматической коммутации получили в конечном итоге практическое приложение.
Первая ручная телефонная станция Московской городской телефонной сети на 800 номеров была открыта в 1882 году в доме № 6 по улице «Кузнецкий мост». В списке ее телефонных абонентов значилось 26 человек. Это были в основном богатые коммерсанты, промышленники, способные позволить себе такую «роскошь».
Телефонная станция работала с однопроводными абонентскими линиями и использованием досок системы Гилеланда емкостью 50 номеров каждая. Это устройство представляло собой ручной коммутатор с вертикальной панелью и горизонтальным столом, на котором располагались продольные и поперечные латунные полосы толщиной в полмиллиметра. Эти полосы соединялись вставным штепселем. Между вертикальной доской и горизонтальным столом размещались 50 (по одному на каждый номер) вызывающих клапанов, расположенных в два ряды.
Абонентские линии подключались к клеммам на обратной стороне коммутаторной доски. Каждая из них соединялась с электромагнитом соответствующего вызывающего клапану и соответствующих полос на горизонтальном столе и вертикальной панели. По мере расширения станции к каждой доске Гилеланда включались соединительные линии для связи с другими досками станции. Например, московская станция до конца XIX века имела 16 досок с 90 соединительными линиями в каждой.
Абонентские устройства в то время состояли из трубки Белла, микрофона Блейка, индуктора и колокольчика Гилеланда и батареи элементов Лекланше. Эти телефонные аппараты, которые получили название Белла-блейка, вызывали массу нареканий, в частности, через неудобство размещения микрофона (он был вмонтирован в корпус аппарата, и, чтобы говорить, приходилось наклоняться), а также через большую взаимную индукцию однопроводных абонентских линий и несовершенной підоймової системы, которая чаще всего давала сбои.
Пользуясь своим монопольным правом, компания Белла установила высокую плату за пользование телефоном – 250 рублей в год и, обеспечив себя сверхвысокой прибылью, не стремилась вкладывать средства в усовершенствование построенной системы, даже невзирая на многочисленные жалобы. Нередко абонент не мог соединиться со вторым абонентом в течение нескольких часов.
На каждой станции работало одновременно несколько телефонисток. Одна из них, получив сигнал вызова, спрашивала абонента, с кем он желает установить связь. Если необходимый номер был увімкнутий к другому коммутатору, первая телефонистка громко извещала об этом другую. Но, в свою очередь, убедившись, что номер не занят, соединяла его со свободной соединительной линией, которая вела к первому коммутатору, и громко оповещала об этом его телефонистку. И только после этого телефонистка, которая получила вызывающий сигнал, соединяла абонента. В результате голосних разговоров телефонисток, которые создавали на станции шум и путаницу, часто возникали ошибки в соединениях.
Официальное открытие междугородного телефонного звхязку между Петербургом и Москвой состоялось в Петербурге 31 декабря 1898 года (за старым стилем) в 11 часов утра. В течение первой недели ежесуточно происходило в среднем 60 переговоров между Петербургом и Москвой, но уже на будущей неделе количество это удвоилось. Междугородная телефонная связь в России до 1917 года своего последующего значительного расширения не получила. В России были только две телефонных магистрали: Петроград – Москва и Москва – Харьков (построенная в 1912 году) и несколько линий небольшой протяжности.
В начале ноября 1901 года закончился контракт компании Белла на владение московской телефонной сетью и за результатами закрытого конкурса (современными словами – тендеру) все права перешли к Шведско-датско-русскому акционерному обществу, которое начало свою деятельность с расширения и коренной реконструкции станционных и линейных сооружений сети.
В Киеве первые телефоны были установлены в 1884 году, которые находились в ресторане «Семаден» и в магазине Поп, использовались лишь для внутренней связи. А в 1885 году в городе начали создание первой телефонной станции в помещении почтовой конторы по адресу: улица Крещатик, дом № 24/26.
Днём рождением киевской телефонной связи стало 1 апреля 1886 года, когда торжественно была открыта первая телефонная станция города Киев. В день открытие станции заработало 60 телефонов, а до конца года их было уже 175, с каких 10% находились в квартирах, а 55% – в торговых фирмах, промышленных заведениях и административных органах. Позже в Киеве были открыты 5 «говорильних» пунктов, где за 25 копеек можно было приобрести 3-х минутный разговор с любым абонентом. С 1895 года плату за разговоры снизили до 15 копеек.
В 1893 году было закончено строительство первой в Украине междугородные телефонные линии связи между Одессой и Николаевом длиной в 138 километров. В 1898 году под руководством инженера Новицкого было закончено строительство междугородной телефонной линии связи между Петербургом и Москвой, которая функционировала на подвешенных медных проводах. ее длина составляла 618 верст. В то время она была самой длинной в Европе. Коммутаторы для первой междугородной станции были закуплені в Бельгии. Аналогичные станции в следующие 20 лет появились в Одессе, Варшаве, Риге и Лодзе. При обеспечении связи российского императора отвечали Управления начальника военных соединений и Дежурного генерала при Главной квартире Его Императорского Величества.
Основой для проектирования АТС стал создан русским изобретателем Моисеем Филипповичем Фрейденбергом (1858-1920) в 1895 году предыскатель и его принцип свободного поиска (английский патент № 10155). Он, работая над автоматизацией связи, стремился найти решение, которое бы сделало АТС рентабельнее ручной станции такой же емкости. В 1896 году М.Ф.Фрейденберг создал линейный искатель на одну тысячу линий с общим многократным полем для группы искателей, а потом групповой искатель (английский патент № 18912). Макет АТС последней системы, которая была названа «машинной», прошёл успешные испытания в Париже в 1898 году. Первая такая АТС была создана в 1900 году в США.
В июне 1902 года в Москве в Милютинском переулке (ныне – ул. Мархлевского) было начато сооружение нового многоэтажного дома Центральной телефонной станции ёмкостью 60 тысяч номеров. В нем принимали участие шведские специалисты, которые применили опыт строительства аналогичной станции в Стокгольме. До 1913 года телефонная связь по медным двопроводових линиям была установлена между Москвой и Харьковом, Рязанью, Нижним Новгородом и Костромой, между Петербургом и Ревелем, Гельсингфорсом и между Баку и Тифлисом. Всего же тогда функционировало 87 междугородных телефонных линий.
До 1917 года единственным видом коммутаторного оборудования дальней связи, произведенной в России, были ручные «земские» коммутаторы русского акционерного общества «Эриксон». На первоначальном этапе развития телефонии они полностью соответствовали необходимым требованиям. Но с ростом количества абонентов началось районирование телефонных сетей – установление станций в каждом районе города.
Использование так называемых «ручных» станций плохо вписывалось в этот процесс из-за ряда значительных недостатков. Станции соединялись по принципу «каждая с каждой», и при большом количестве районных станций снижалось использование оборудования межстанционных соединительных линий. К этому стоит прибавить и большие расходы кабеля, а следовательно, и финансовые расходы.
В Киеве в 1892 году насчитывалось уже 409 абонентов и 479 телефонных аппаратов, а станция имела 9 коммутаторов, и всё это хозяйство обслуживалось 37 работниками. На каждый коммутатор приходилось до 200 соединений за сутки. В 1893 году была построена ещё одна станция на Подоле, которая имела 300 номеров.
Исторической для Киева стала весна 1901 года, когда была смонтирована первая телефонная канализация. В траншею укладывались цилиндрические бетонные трубы на 12 и 24 канала, диаметр каждого из которых был 90 миллиметров. Колодцы телефонной канализации строились «всерьёз и надолго».
В дальнейшие годы модернизация продолжалась. В 1904-12 годах ёмкость кабельных сетей выросла до 4000 пар, а ёмкость станции до 4200 номеров. Улучшилось также и качество связи. Но впереди возникли новые сложности – спрос на телефонную связь значительно превышал технические возможности телефонной сети, и уже в 1912 году все ёмкости были задействованы и технические возможности для развития исчерпаны. В то время телефонная плотность составляла 0,9 телефона на 100 киевлян.
Новым этапом развития электросвязи была закладка фундамента нового помещения Городской телефонной сети вместо старого по тому же адресу. Произошло это 12 июля 1912 года. Следует отметить, что это здание стоит и до сих пор и размещается там Государственная Радиокомпания Украины.
Работа из реконструкции помещения была закончена в октябре 1914 года. Вскоре качество связи улучшилось, а спрос в значительной мере был удовлетворён. В этом же году телефонная плотность уже составила 1,6 аппарата на 100 жителей Киева. Киевлян тогда было 261 тысяча, а телефонов в сети – 4178.
АТС с машинным искателем в России начали распространяться только с 1929 года с открытием в Ростове-на-Дону первой АТС ёмкостью шесть тысяч номеров, а в 1930 году – двух АТС в Москве на восемь и семь тысяч номеров. Строительство этих станций осуществлял Ленинградский завод «Красная заря» поа технической и технологической документации шведской фирмы «Эриксон».
24 июня 1934 года Киев стал столицей Украины, и с этого момента для развития украинской электросвязи наступил новый этап – более быстрого и интенсивного развития. Именно в то время и возникло отдельное предприятие – Киевская городская телефонная сеть (КГТС). Уже в июле 1934 года была введена в эксплуатацию АТСДК на 900 номеров. Эта АТС непосредственно обслуживала правительственные учреждения. Проектом реконструкции КГТС предусматривалось строительство четырёх АТС и обновление линейно-кабельного хозяйства.
В октябре 1935 года с введением в эксплуатацию АТС ёмкостью десять тысяч номеров, на неё были переключены все 6650 абонентов с ручной телефонной станции «ЦБ». Вторая АТС машинной системы на шесть тысяч номеров, находившаяся на улице Крещатик, начала работать в 1937 году. Третья станция такого же типа ёмкостью полторы тысячи номеров, находившаяся на улице Грушевского, была введена в эксплуатацию в следующем году. В том же году заработала и станция на четыре тысячи номеров на улице Нижний Вал.
В 1937 году телефонная плотность увеличилась с 1,2 после гражданской войны до 3,5 номера на сто жителей столицы. В конце 1939 года ёмкость АТС в Киеве составляла 22400 номеров, магистральная кабельная сеть насчитывала 25 тысяч пар. К 1 января 1941 года на телефонной сети работало около 19 тысяч телефонов и 10 тысяч были включены в разные ведомственные станции и имели возможность выхода на городскую сеть.
6 ноября 1943 года в столице были смонтированы подстанции ручного обслуживания типа «ЦБ» ёмкостью двести и триста номеров. В январе 1944 года заработала ручная телефонная станция «ЦБ» ёмкостью одна тысяча номеров. Одновременно монтировалась АТС машинной системы на четыре тысячи номеров, которая была сдана в эксплуатацию 24 августа того же года. А в январе 1945 года уже развернулось строительство АТС декадно-шаговой системы.
Следующий этап усовершенствования отечественных АТС начался в 1947 году, когда советские специалисты разработали новую систему АТС – декадно-шаговую (АТС-47). Её ввод в эксплуатацию состоялся в 1949 году. Основными коммутационными элементами АТС декадно-шаговой системы стали столинейные подъёмно-вращательные искатели ДШИ-100, вращательные искатели ШИ-11 и плоские телефонные реле РПН.
А мировая телефонная индустрия в это время работала над созданием более современных АТС. Для управления АТС применялись бесконтактные коммутационные элементы – электронные и ионные лампы, электронно-лучевые трубки, полупроводниковые приборы и т.п. В 1954 году в Осло была введена в эксплуатацию механо-электронная АТС на две тысячи номеров, предложенная бельгийскими инженерами. В том же году в Англии был испытан первый макет АТС, полностью построенной на электронных приборах. Так начиналась новая эра телефонии – электронно-цифровая.
2. Рождение правительственной связи
Большую работу по организации связи революционеры-большевики провели в канун октябрьского вооружённого восстания в 1917 году в Петрограде (ныне – Санкт-Петербург). Для руководства вооружённым восстаниям Петроградский Совет рабочих и крестьянских депутатов создал Военно-революционный комитет (далее – ВРК) под председательством Николая Ильича Подвойского, который розмещался в Смольном институте. В состав ВРК вошел отдел связи, который отвечал за работу центральной телефонной станции Смольного института и поддержку прямых линий связи с регионами возможных военных действий.
С победой революции Петроградский Совет стал главным исполнительным органом нового правительства. Изменилось и назначение средств связи: из средств управления вооруженным восстанием они превратились в средства управления государственным аппаратом. Связь «Смольного» стала, собственно говоря, отправной точкой правительственной связи, потому что она стала использоваться исключительно для обслуживания высших государственных органов власти. В систему этой связи вошли центральная телефонная станция «Смольного», локальные станции, телеграф «Смольного» и Царскосельская радиостанция.
После образования высших органов государственного управления – Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (далее – ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (далее – СНК) – бывший отдел связи ВРК вошёл в полном составе в аппарат ВЦИК. Главной задачей отдела, руководителем которого стал М.Ф.Андреев, теперь было обеспечение телефонной и телеграфной связью ВЦИК и СНК. В то время в каждом ведомстве не было возможности иметь своих специалистов связи, поэтому каждый надежный связист был на особом счету.
Председатель СНК В.И.Ленин настаивал на том, чтобы правительственная связь действовала бесперебойно в любых ситуациях, была качественной и, главное, обеспечивала секретность переговоров. Для выполнения этих требований в основу организации связи были положены следующие принципы: обеспечение связи по проводам, специальный отбор обслуживающего персонала, установление строгого порядка использования средств связи, применение специальных шифров и условных сигналов.
Во время гражданской войны в Советской республике активно развивалась военная связь. Были проведены мероприятия с целью обеспечения централизованного руководства военной связью и чётким взаимодействием органов военной связи с учреждениями Наркомпочтеля – Народного комиссариата почт и телеграфов (далее – НКПиТ). В мае 1918 года в состав НКПиТ был введён отдел военной и военно-морской связи.
Основа правительственной связи была заложена в 1918 году при переезде Советского Правительства в Москву. Силами специалистов отдела связи ВЦИК, НКПиТ, а также Московской городской телефонной сети была спроектирована и построена сеть правительственной связи в Кремле. В сентябре 1918 года в телефонной комнате Кремля был установлен стономерной концентратор прямых линий «ЦБ-100/20».
В январе 1919 года для работы на концентраторе, который был установлен в телефонной комнате Председателя СНК, были введены три должности телефонисток. С этого момента концентратор стал специальным коммутатором сети связи правительства, в который было включено 104 абонента. В августе 1920 года было принято «Положение об отделе связи» Кремля.
В сентябре того же года с целью улучшения руководства военной связью была введена должность Чрезвычайного комиссара почт и телеграфов при Главнокомандующем Вооружёнными Силами Республики. В то же время при штабах фронтов были созданы почтово-телеграфные отделы НКПиТ, которые отвечали за обеспечение связи Главкома, штабов фронтов и армий. Военной связью в высшем звене занимались Центральное управление военных сообщений, НКПиТ и Главное военно-инженерное управление.
Месяцем позже СНК был утверждён высший орган руководства связью в стране – Верховная комиссия телеграфной связи (Верхкомтель). В 1918 году активно создавались радиомагистрали, которые связали Москву с наибольшими административными центрами республики, а также со столицами Франции, Германии и Турции.
В конце 1918 года народный комиссар (далее – нарком) почт и телеграфов Вадим Николаевич Подбельский (настоящая фамилия – Паппиевич) внёс предложение в Управление делами ВЦИК о выведении переговорной станции Кремля из подчинения ВЦИК и объединении её с городским телеграфным отделением при СНК в одно отделение связи. Руководитель делами ВЦИК согласился с предложением, и до конца января 1919 года появилось 29-е городское отделение связи.
Таким образом, отдел связи превратился в орган, который ведал только телефонной связью правительства, что подтверждалось рядом решений, принятых Президиумом ВЦИК в октябре 1920 года и касавшихся, в частности, отдела связи Кремля. Изменился и статус отдела: после выделения из его состава телеграфного переговорного пункта СНК он становился подотделом связи ВЦИК, который отвечал за обеспечение руководителей партии и правительства телефонной связью. Он имел двойное подчинение: по вопросам обслуживания руководителей партии и правительства подчинялся СНК и ВЦИК, а по технической политике в части переустройства сети и повышения качества связи Кремля – Управлению Московской телефонной сети (далее – УМТС).
При этом начальник связи Кремля, который был ответственным лицом за работу связи правительства, назначался ВЦИК; телефонистки, которые обслуживали «верхний» и «нижний» коммутаторы, входили, соответственно, в штат СНК и ВЦИК; штат работников, предназначенных для обслуживания линейно кабельного хозяйства, определялся УМТС. Кадры, укомплектованные по этому штату, выделялись отделу связи Кремля на правах прикомандированных – старший группы (механик или техник) прикомандированого состава входил в отдел связи Кремля на правах помощника или заместителя начальника связи Кремля.
Военная связь советской республики также развивалась. Так, 20 ноября 1919 года был издан приказ Революционного Военного Совета (далее – РВС) о создании Управления связи РККА. На фронтах были сформированы управления связи фронтов, в армиях и дивизиях – отделы связи, введены должности начальников связи фронта и армии. Этот день считается датой создания войск связи РККА как самостоятельных войск.
К концу 1919 года в телефонной комнате Кремля появились телефонные аппараты прямой связи с фронтами. В феврале 1920 года был сформирован специальный отряд связи Штаба РККА, а в мае того же года – радиотелеграфный дивизион для обеспечения связи в высшем звене руководства фронтами и армиями.
К концу 1920 года для управления фронтами, армиями и укрепленными районами было сформировано: 1 специальный поезд связи, 13 отдельных батальонов связи, 18 отдельных телеграфно-телефонных дивизионов, 40 телеграфно-эксплуатационных рот, 75 телеграфно-телефонных рот, 13 отдельных рот связи, 3 радиобазы, 16 отдельных радиодивизионов, 38 отдельных радиостанций, 8 рот «летучей» почты, 21 состав связи, 25 мастерских связи, 26 дислокаторных почтовых отделений.
Несмотря на значительное преимущество радиосвязи по сравнению с проводными средствами связи, для которых были необходимы постоянные воздушные линии большой длины, почти вся связь высшего военного руководства того времени базировалась на использовании воздушных линий связи и отдельных проводов.
Частичный отказ от радиосвязи был обусловлен тем, что стало известно об успехах белогвардейских служб радиоперехвата и дешифровки. Именно поэтому связь Штаба РВС со штабами фронтов и армий осуществлялась по отдельным проводам через полевые телеграфные конторы, как правило, с использованием аппаратов Бодо, Юза и Уитстона. Телефонная связь применялась на небольшие расстояния, в основном, в оперативном звене.
17 августа 1920 года СНК было принято решение о закупке за рубежом первой АТС и монтаж её в Кремле. 20 сентября 1921 года фирма «Сименс» поставила заказанное оборудование, однако технической документации в упаковочных ящиках не оказалось.
Кроме того, АТС была трёхпроводной, как и все на Западе, поэтому в течение 1922 года её пришлось самостоятельно переделывать на двухпроводный режим работы. 17 февраля 1923 года первая АТС ВЦИК была введена в действие. Это было начало системы АТС-1, которая в дальнейшем стала известна как «вертушка». В отличие от обычной телефонной сети, где в то время соединение происходило через телефонистку, абоненты соединялись друг с другом с помощью АТС и дискового номеронабирателя.
В середине августа 1921 года были утверждены положение и инструкции управлений и учреждений ВЦИК, в которых было определено место и функции каждого подразделения высшего законодательного органа государства. Согласно «Положению о подотделе связи» последний был подчинён Управлению делами ВЦИК и обеспечивал функционирование «верхнего» и «нижнего» коммутаторов, а также АТС Кремля, работы по монтажу которой в то время уже велись. Это значило, что любые распоряжения организационно-технического характера (в частности, подключение телефонных аппаратов к сети ВЦИК) могли исходить только от руководителя делами ВЦИК или его заместителя.
Изменение штатной численности подотдела связи (она выросла до 31-го человека за счёт введения должностей механиков по обслуживанию АТС Кремля) и усложнение выполняемых задач в результате введения в его подчинение Кремлёвской АТС не повлияли на смену статуса подотдела. По мере налаживания работы АТС подотдел подвергался неоднократным сокращениям. Так, решением комиссии по сокращению штатов служащих аппарата ВЦИК от 7 мая 1923 года подотдел связи был сокращён на три человека с установлением штата в 26 человек.
Кроме существенных сдвигов в качественных и количественных характеристиках инфраструктуры электросвязи страны, 1920-е годы ознаменовались целым рядом реорганизаций структур специальной связи правительства. Это было обусловлено, прежде всего, образованием СССР, в результате чего на повестку дня встала задача разграничения полномочий законодательных и исполнительно-распорядительных органов власти РСФСР и вновь создаваемых аналогичных союзных органов. У структур, призванных обеспечивать связью высшие эшелоны власти, объём задач в это время существенно возрос.
По мере создания общесоюзных органов управления они становились абонентами правительственной сети связи. Пока шло становление союзных органов власти, а затем – работа комиссий по разграничению полномочий между союзными и республиканскими органами власти, технические службы властных структур РСФСР несли груз забот по обеспечению функционирования и обслуживания как своих, российских органов, так и всесоюзных. Это требовало от немногочисленного подотдела связи ВЦИК постоянной и кропотливой работы. Вместе с тем, штат его продолжал оставаться таким же.