banner banner banner
Правительственная связь в СССР. История спецсвязи
Правительственная связь в СССР. История спецсвязи
Оценить:
 Рейтинг: 0

Правительственная связь в СССР. История спецсвязи


Оптимальным решениям возникшей межведомственной проблемы могло стать образование на основе всех перечисленных подразделений специальной связи единого отдела правительственной связи в составе ГУГБ НКВД. Проект приказа НКВД о подобной реорганизации был подготовлен в январе 1939 года.

Предложенная структура отдела включала руководство (начальник отдела, три заместителя, политический отдел и секретариат) и десять отделений (связи Кремля, связи охраны, связи НКВД, междугородной связи, радиосвязи, новых разработок и лабораторий, строительства и эксплуатации, технического снабжения и мастерских, работы с агентурой, кадров).

Однако проект, который преследовал цель реконструкции как системы правительственной, так и ведомственной электросвязи СССР, не был поддержан высшим руководством НКВД, хотя в дальнейшем, уже после начала Отечественной войны, именно он составил идейную основу реорганизации системы правительственной междугородной связи в условиях военного времени.

Вероятно, в связи с тем, что усилия по реализации этого проекта начальника ОПС лейтенанта госбезопасности И.Я.Воробьёва оказались тщетными, он перешёл на должность начальника другого отделения 2-го спецотдела. Вместе с тем, с 1 мая 1939 года ОПС в составе 2-го спецотдела НКВД стало называться «отделением правительственной «ВЧ» связи», а его начальником стал старший лейтенант госбезопасности М.И.Ильинский.

1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу началась Вторая Мировая война. Во время похода частей Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию (17-28 сентября) ВЧ связь с их командованием обеспечивалась бесперебойно одновременно с продвижением войск, а после присоединения к СССР этих территорий ВЧ связь была организована с новыми административными центрами Западной Белоруссии (Брест-Литовск, Белосток, Барановичи, Гродно, Пинск) и Западной Украины (Луцк, Львов, Ровно, Станислав, Тернополь).

Немного позже, в 1940 году, в сеть ВЧ связи были включены города Кишинёв (столица Молдавской ССР), Лида (один из городов Гродненской области Белорусской ССР) и Черновцы, а в первой половине 1941 года – Измаил (оба последних – административных центра новых областей УССР).

В 1939 году правительственная связь была установлена также с городами Северного Кавказа – Грозным и Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), появилась станция ВЧ связи в Калуге (вместо трансляционного пункта). Открытие станций в Перми и Кирове, трансляционных пунктов в Чусовой и Шахунье позволило организовать через эти города и действующую станцию в Горьком второе направление ВЧ связи Москва – Свердловск.

Завершилась организация ВЧ связи по воздушной магистрали большой протяжённости со столицей Узбекской ССР через действующую станцию в Куйбышеве и вновь построенные станции в Чкалове (ныне – Оренбург) и Ташкенте, трансляционные пункты в Актюбинске, Челкаре, Казалинске, Кзыл-Орде.

После завершения финско-советской войны (ноябрь 1939 – март 1940) подобная проблема возникла с административными и стратегически важными центрами, расположенными на территориях, которые отошли к Карело-Финской ССР по мирному договору с Финляндией от 12 марта 1940 года. «Для обеспечения нормальной и бесперебойной ВЧ-связи столицы КФССР г.Петрозаводска с новыми городами, – отмечал в письме руководству НКВД нарком внутренних дел республики Михаил Иванович Баскаков, – необходимо в г.Сортавала открыть ВЧ пункт».

Кроме ВЧ станции в г.Сортавала, позволившей организовать обходной ВЧ канал Мурманск – Петрозаводск – Ленинград, в 1940 году также были оборудованы станции в городах Выборг и Кексгольм, которые имели большое оборонное и хозяйственное значение. Ведь Выборг, будучи крупным железнодорожным узлом и морским портом, был важным стратегическим пунктом на северо-западном направлении, а в Кексгольме располагались части пограничных войск и некоторые предприятия бумажной промышленности.

Меры по организации правительственной междугородной связи осуществлялись и в Прибалтике, причём ещё до вхождения Латвии, Эстонии и Литвы в состав СССР на правах союзных республик. Известно, что пункты ВЧ связи были открыты на междугородных станциях городов Рига, Таллин и Каунас (через Вильно) 20 июня 1940 года. Для обеспечения работы новых линий и пунктов были отправлены технические работники правительственной связи: в Каунас, Ригу и Таллин – по три, в Вильно – два.

Кроме того, с целью предотвращения несанкционированных подключений к ВЧ линии на междугородной станции в Риге было установлено круглосуточное дежурство трёх военных связистов Красной Амии. В дальнейшем, после создания Латвийской, Эстонской и Литовской ССР (август 1940 года) и организации в их столицах соответствующих структур внутренних дел и госбезопасности, прибалтийские станции ВЧ связи начали эксплуатироваться постоянным штатом 2-го спецотдела НКВД, а обслуживание абонентов осуществлялось на основании приказа НКВД № 001103 от 3 сентября 1940 года «О включении абонентов правительственной ВЧ-связи во вновь открытых станциях ВЧ в городах Риге, Таллинне, Каунасе».

По мере постепенного ввода в эксплуатацию участков самой длинной в мире в то время воздушной магистрали связи Москва – Хабаровск появилась возможность организации ВЧ связи с городами Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. В результате в 1939 году станции ВЧ связи были открыты в Новосибирске, Иркутске, Чите, а в 1940 году – в Омске, Барнауле, Красноярске, Улан-Удэ, Хабаровске.

Официально акт правительственной комиссии о приёмке магистрали в постоянную эксплуатацию был утверждён 22 февраля 1941 года. Протяжённость магистрали составила почти девять тысяч километров и проходила через 18 областей и краёв СССР (на одной цепи была установлена аппаратура СМТ-35, а на второй – английская система «Стандарт»).

10 августа 1940 года была введена в строй ВЧ станция в Управлении НКВД во Владивостоке, а 20 февраля 1942 года – в Биробиджане в Управлении НКВД по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

На данном этапе обеспечение секретности правительственной связи достигалось за счёт разработки и внедрения новой аппаратуры засекречивания переговоров и активной реализации соответствующих оперативных мероприятий. Сочетание материально-технического и оперативного обеспечения секретности информации, передаваемой по каналам и линиям правительственной связи, стало принципиальным положением и получило дальнейшее развитие во все последующие годы.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)