Александр Мартаков
Взаимопиар в соцсетях
Предисловие
Пытаюсь тут вспомнить, сколько лет назад социальные сети прочно вошли в нашу жизнь?.. Первыми для меня были «Одноклассники», это я точно помню. Осталось вспомнить год.
Странно, фотографий старее 2011 года в профиле нет. Очень странно, ведь я точно помню, что регистрировался где-то в 2008-м, не позже, хотя больше общался по ICQ в то время. «Аська» была самым удобным мессенджером того времени.
Потом были Facebook* (деятельность Meta – соцсети Facebook и Instagram – и Twitter запрещены в России в 2022 г. как экстремистские, LinkedIn запрещена в России с 2016 г.1, это замечание распространяется на всю книгу, дальше просто буду ставить * после упоминания) и «ВКонтакте», но они мне как-то не особо нравились, интерфейс был не самый удобный, дизайн слишком лаконичный, для общения вполне хватало «аськи» и Одноклассников. Да и не особо они были нужны, эти самые соцсети, ведь маркетингом я тогда еще не занимался профессионально, только начал интересоваться.
В 2011 году состоялось мое знакомство с Youtube, были сняты, оформлены и загружены первые ролики в рамках проекта Sarfind. Вот только с монетизацией на Ютубе из России тогда были какие-то сложности, разбираться стало лень, потом некогда, поэтому этим направлением всерьез я так и не занялся. Хотя попытки были, не буду отрицать.
Старт Instagram*, когда набрать подписчиков было довольно просто, я тоже «пропустил мимо ушей». Становиться блогером не хотелось, а вести профессиональный аккаунт, когда клиентов хватало и по «сарафану» было откровенно лень. Шли годы…
Мое окружение «не парилось» на тему ведения соцсетей, поэтому я ими тоже не занимался. Для себя. А вот клиентам вел несколько проектов, хоть и недолго, потом делегировал другим, кому это больше нравилось. Хотя тексты писал довольно часто и много, т.к. именно я занимался базовым наполнением сайтов для клиентов веб-студии, нашего интересного партнерства с Иваном, Романом, Геннадием и другими. Да и до этого писал немало.
С Youtube все решилось довольно просто: помимо своих экспериментов, мы с Еленой запустили проект DDDStudio, на котором и начали тестировать все интересное, что приходило в голову и/или попадалось на глаза на просторах Сети и в различных курсах. Вот только до нормальных коллабораций с другими авторами дело так и не дошло.
Вся мощь взаимопиара стала понятна, когда я начал больше общаться с другими предпринимателями, придя в Like Центр на «Скорость». Конечно, отдельные интересные «фишки» были подмечены и раньше, но одно дело – это получается у «раскаченного» спикера, с небольшой армией верных поклонников, а другое – у твоего партнера по команде, бадди, который также «забивал» на ведение соцсетей, как и я.
Именно тогда я начал внимательнее наблюдать за теми знакомыми, кто организовывает совместные эфиры, марафоны, конкурсы, в общем – разные движухи. Понятно, что самый простой способ, которым пользовалось большинство – это подписка, комментарий с отметкой 1-2-3 друзей и репост в сторис. Но ведь он действовал, причем прекрасно! Да и сейчас неплохо работает.
У многих все было прекрасно до 14 марта 2022 года, поворотной даты для массы представителей отечественного бизнеса. Именно в этот день Роскомнадзор официально заблокировал Instagram* на территории Российской Федерации. Кнопка «продвигать» в нем перестала работать еще раньше, простой и удобной рекламы не стало, что привело очень многих в состояние «грогги».
После пережитого шока, блогеры, эксперты и другие предприниматели начали думать, что же делать дальше. Кто-то месяц пил горькую, другие – искали пути выхода из кризиса. Цены на контекстную рекламу в «Яндекс.Директ» выросли вдвое, на «Авито» появилось много новых игроков, но глобально проблему это не решило…
Что можно сделать, чтобы соцсети начали работать не хуже, чем было раньше?! Вариантов много, взаимопиар – один из них. Поговорим?!
Приглашаю к дискуссии не только SMM-специалистов и таргетологов, но и предпринимателей, экспертов и блогеров, которые не испугались запретов, а продолжили действовать в новых условиях. Мои контакты указаны в разделе «Об авторе». Или просто пишите в комментариях на Литрес, с удовольствием вам отвечу.
Чтобы было интереснее и появилось больше тем для дискуссий, после практически каждой главы будут задания, выполнение которых поможет вам «прокачать» себя, соцсети и личный бренд. Они не являются обязательными к исполнению, все зависит от вашего желания. Готовы попрактиковаться?!
И, по традиции, отдельный привет ребятам из Бизнес-Клуба «Бадди» и участникам группы «Клуб героев книг» в особенности. Ну что, погнали?!
Глава 1. Зачем вести соцсети?
В марте 2022 года для многих, очень многих предпринимателей, да и простых пользователей Инстаграм* настали «черные дни». Сначала 4 марта для российских пользователей была заблокирована реклама, что лишило многих предпринимателей потока клиентов практически на 100%, а 14 марта началась блокировка этой соцсети со стороны российских властей…
Именно тогда, в марте, многие задумались: зачем вести соцсети дальше?! Даже органические охваты упали в 3-5-10 раз, у кого как, все зависит от аудитории. А без таргета многим стало совсем тоскливо (об этом мы поговорим далее). Некоторым даже показалось, что жизнь кончена, пора «идти на завод».
Особенно тоскливо стало смм’щикам и таргетологам, которые ничего, кроме «запрещенки» делать не умеют, а это направление стало основным источником дохода. Кто-то адаптировался к новым реалиям, кто-то ушел из этой сферы деятельности, полностью сменив нишу на более предсказуемую.
А я в это время, наоборот, активизировался. У нас был запуск первого потока «Бадди Гарден», некогда было рефлексировать, действовать нужно было. Этим и занимались, в том числе рассказывали в соцсетях про пилотный проект эко-наставничества. И не только в Инстаграме*, но и в ВКонтакте. Насчет Tenchat и «Одноклассников», увы, не помню. Кажется, там особой активности на тот момент не проявляли.
Конечно, охваты сторис и постов были не такими, как раньше, но они были, проектом интересовались не только наши постоянные участники, не пропускающие ни одной движухи, но и совершенно новые люди.
С ВК все было еще интереснее. С одной стороны, реклама оказалась довольно дорогим удовольствием, заявка на интервью в мае выходила в 1500 рублей. С другой стороны, активность была, причем по нужной нам аудитории, т.к. в ВК настроить таргет, конечно, посложнее, чем просто нажать кнопку «Продвигать» под постом, но возможностей по сбору нужно аудитории куда как больше.
Тем не менее, мы скорректировали рекламные кампании, чтобы стоимость привлечения подписчиков стала более адекватной. И стали больше времени уделять контенту, публиковать не только посты, но и видео – клипы в ВК, Reels и, конечно, сторис.
Что это я все о проекте Клуба «Бадди»?.. Видимо, это потому, что только что прошел эфир в Телеграм. Уже по традиции мы проводим по четвергам «Вечерний Бадди», когда можно задать вопросы или обсудить интересную тему, причем в легкой и доступной форме.
Так, ладно, вернемся к теме. На своей страничке в ВК я тоже активно писал посты целых 2 недели в марте. Это был интереснейший запуск «Прометей 3.0» проекта #Следуй_за_Штормом. Первые 2, в которых я участвовал ранее, были по художке, а вот этот – как раз про нонфикшн. Фактически, в марте появилась заготовка для новой книги, еще не написанной (пометка для себя: не забыть написать).
В рамках запуска ты не просто пишешь тексты, но и проявляешь активность по отношению к творчеству других. Сколько там классных девушек и парней, какие тексты они пишут!!! Это просто бомба!
Конечно, в это время у меня выросли охваты, причем заметно. Когда практически ничего не делаешь, только репостишь из группы с небольшими комментариями, это не дает нормального охвата. А как только начинаешь писать сам, причем с эмоциями, интересно – сразу появляются желающие ознакомиться с творчеством.
Заметили, что я еще ничего не сказал о продвижении личного бренда через соцсети, тот же ВК? Думаю, что это очевидно, другого способа поделиться мыслями с большой аудиторией, причем лояльно к вам настроенной, просто не существует. Конечно, можно попасть на телевидение, радио, в федеральную или популярную местную прессу, это хорошо «качнет» личный бренд, вот только какой % предпринимателей и экспертов может похвастаться тем, что выступал в прайм-тайм по ТВ? То-то и оно, что единицы, большинству это просто «не светит».
Именно поэтому соцсети – это наше все, их можно и нужно вести, рассказывать о себе, своей жизни и профессиональной деятельности, успехах и неудачах. Можно, конечно, сосредоточиться на «успешном успехе», как учат многие тренеры и спикеры по соцсетям, но это как-то скучно. А вот если добавить эмоции, перчинки и не стесняться говорить про факапы…
И уж точно социальные сети позволяют продавать свои товары и услуги даже сейчас, когда не работает кнопка «Продвигать», столь привычная многим из нас. Я ей тоже пользовался пару раз, было дело. В январе этого года использовал подарочный купон на $5 для продвижения поста про книгу «Анализ конкурентов: первые шаги». В те 3 дня новогодних каникул, когда «крутилась» реклама, было 2 или 3 продажи, возможно, с рекламы. Или просто купили те, кто увидел рассказ о ней в соцсетях.
Да, стало сложнее, даже не буду спорить, настройка таргета в ВК – это не кнопкатык, там все интереснее, нужно поработать головой и руками, но результат может оказаться куда как интереснее. Если, конечно, учитывать особенности этой соцсети, а не пытаться подстроить ее под привычный Инстаграм*.
Надеюсь, я смог убедить вас в том, что вести соцсети не только нужно, но и можно! И это актуально как для предпринимателей, так и для фрилансеров, экспертов, специалистов в найме, а также тех, у кого есть прикольное хобби и мысли о том, что неплохо бы на этом заработать (смотри мою книгу «Выбор ниши»). Можно и всем остальным, даже не блогерам, если не лень. Ваши родственники, друзья и знакомые скажут вам «спасибо».
Конечно, самостоятельное ведение соцсетей, включая не только подготовку постов и видео с историями, но и активность в комментариях и т.д., это очень времязатратное дело. Именно поэтому многие «забивают» на соцсети, ведут что-то одно, попроще, или ищут тех, кто будет делать все за них. Желательно, «все в одном», как Head&Shoulders.
Об этом мы поговорим в следующей главе. Не переключайтесь!
Задания к главе 1. Попробуйте честно ответить хотя бы самим себе:
1.1. Зачем вы ведете соцсети?
1.2. Какие соцсети вы ведете регулярно?
1.3. В каких соцсетях вы публикуете информацию «от случая к случаю»?
1.4. Почему вы так делаете?!
1.5. Что мешает вам качественно вести соцсети?
1.6. Что будет, если вы перестанете вести соцсети полностью?
1.7. Что будет, если вы «уйдете в отпуск» на неделю, месяц, полгода и не будете появляться в соцсетях вообще все это время?
1.8. Что изменится, если вы начнете вести соцсети круто?!
1.9. Готовы ли вы инвестировать время и деньги в раскрутку собственных соцсетей?
1.10. Вы видите соцсети в качестве источника для получения дохода или ведете просто «для души»?
Ответы аргументируйте. Постарайтесь привести не менее 3 весомых аргументов.
Глава 2. Можно ли делегировать соцсети полностью?
Меня порой поражают некоторые люди, готовые делегировать все, что угодно, в том числе и ведение своих, подчеркиваю, СВОИХ ЛИЧНЫХ, аккаунтов в социальных сетях. И ладно бы речь шла о технических моментах, тут я еще могу понять, тот же «ВКонтакте» многих до сих пор пугает, «слишком сложный», Instagram* был куда проще. Сегодня кто-то продолжает «качать» только Инсту*, в надежде, что все быстро вернется на круги своя, есть те, кто перебрался в Telegram и активничает только там, а немало просто «забивших» на соцсети полностью. Зря они так!
Давайте вернемся ближе к теме. Итак, если немного порассуждать, то делегирование – это естественный процесс для любого бизнесмена, построить компанию «в одну репу» можно, но невероятно сложно. Исключения из правил, когда инфобизнес, приносящий миллионы долларов в год, строился с одним ассистентом (к сожалению, не помню по имени, кто из американцев такой молодец), лишь подтверждают это правило.
Конечно, ведение соцсетей можно и нужно делегировать, но! А вот тут самое интересное: можно делегировать ведение соцсетей компании, если контент подается не от имени владельца, а обезличено или с участием кого-то из наемных сотрудников, возможно, нескольких. В этом случае, согласен, непосредственное участие самого бизнесмена не требуется, особенно если он не хочет «светиться» в аккаунтах компании по тем или иным причинам. Или это одна компания из… многих, что тоже встречается не так уж и редко.
Если мы говорим о микро или малом бизнесе, да еще построенном на личном бренде предпринимателя, то полностью делегировать соцсети, конечно, можно. Вот только это будут соцсети с мыслями того наемного специалиста, который будет их вести, а вовсе не бизнесмена, создавшего компанию. Фото, видео, сторис, рилс, клипы, сюжеты и т.д., типы контента можно продолжать, но смысл один и тот же: участие предпринимателя необходимо, оно неизбежно.
Да, можно делегировать технические моменты, составление контент-плана, структуры контента, да хоть тем для каждого поста или видео и нужных акцентов в них (только в том случае, если это необходимо для запуска или увеличения объема продаж, охвата, узнаваемости), но «выпасть из кадра» совсем просто не получится. Как минимум, нужно снять достаточное количество контента на нужные темы, как фото, так и видео, чтобы smm’щику, монтажеру и ретушеру было чем заняться в ближайшие недели, а то и месяц, смотря как сделаете.
А еще стоит учитывать, что все эти тщательно продуманные, вылизанные, срежиссированные истории, конечно, классно смотрятся, но редко выглядят естественно. Тем не менее, многие эксперты, ценящие каждую секунду своего времени, выделяют на съемку контента лишь несколько часов в месяц, максимум – один день. А потом просто не заморачиваются, скинув все эти задачи на команду, ассистента или продюсера, которые «ведут» соцсети так, как посчитают нужным в соответствие с планом запуска и своим видением ситуации.
Я считаю, что гораздо лучше, когда предприниматель ведет себя, как живой человек, а не просто «лицо с обложки» или «босс уровня». В этом случае появляется любопытство, истинный интерес, желание следить за успехами и неудачами, сопереживать, т.е. идет реальный «прогрев». Постепенно такие «зрители» могут стать хорошими клиентами и даже амбассадорами бренда.
Зачем все это делать, «убивая» кучу драгоценного времени и сил?! И, при этом, платить деньги, порой приличные, smm’щику, таргетологу, продюсеру, фотографу, видеографу и т.д. (список может оказаться довольно приличным, ведь только вокруг запрещенного Инстаграм* придумали с десяток новых профессий). Давайте рассуждать логически.
Ваши соцсети – это ваш актив, который останется с вами, даже если вы решите кардинально поменять нишу, выбрав другую сферу деятельности. Так, например, вчера девушка занималась SMM, а сегодня решила «да пошли они все!» и занялась пошивом одежды или вышла на Wildberries (кстати, вполне реальная история, у меня есть такие знакомые).
Ваши фанаты, не пропускающие ни одной сторис – это самые «горячие» клиенты, им не нужно продавать, достаточно просто рассказать, чем вы теперь занимаетесь. Возможно, не все они будут реальными клиентами вашего продукта, но порекомендовать вас своим друзьям и знакомым вполне смогут, да еще и большую часть возражений отработают.
Большое число подписчиков – это не только «красивые цифирки», порой накрученные ботами, но и «армия» поклонников, к мнению которых приходится прислушиваться, причем не только вам. Как вы думаете, если у вас будет более 1 миллиона подписчиков в Инстаграм* или ВКонтакте, будут ли на вас безнаказанно «наезжать»? Вряд ли, причем как криминал, так и госструктуры, а то еще пост напишите или рилс выложите, потом «не отмоются». Конечно, когда речь заходит о политике – счет отдельный…
Можно выступать лидером мнений, причем не только в вопросах собственной экспертизы, но и по самым разным направлениям. И вас охотно будут слушать, т.к. количество людей, следящих за вашей жизнью, сопоставимо по численности населения с крупным городом, а то и миллионником, все зависит от количества подписчиков и реальных охватов.
Можно неплохо зарабатывать на рекламе или рекомендациях, если вдруг появится необходимость. Или просто устроить взаимопиар с другим блогером-миллионником, «обменявшись» подписчиками и неплохо подняв охваты друг другу.
Конечно, это далеко не полный перечень того, что можно получить в результате грамотной работы с соцсетями. Но мы хотели поговорить о другом: зачем нужно личное участие? Можно же просто делегировать и не тратить время и нервы, отвечая на «тупые» комментарии.
Отвечаю на все это: да, можно! И не просто можно, но и нужно, я не призываю вести соцсети самостоятельно, да еще в полном объеме. Это, действительно, довольно трудоемкий процесс, особенно если действительно вести каждую, а не просто дублировать один и тот же контент, практически ничего не меняя (об этом мы еще поговорим отдельно в одной из следующих глав). Именно поэтому нужно «тратить деньги» на команду, которая будет помогать вам заниматься ведением соцсетей и построением продуманного личного бренда. Но участие предпринимателя (бизнесмена) и, особенно, если это – эксперт, жизненно необходимо, причем чаще, чем один съемочный день в месяц. Но это уже совсем другая история.
Задания к главе 2:
2.1. А вы делегируете ведение соцсетей полностью?
2.2. Зачем вы делегируете ведение соцсетей?
2.3. Почему вы делегируете ведение соцсетей полностью?
2.4. Какое ваше участие в ведении соцсетей сегодня?
2.5. Сколько именно ваших мыслей транслируется в соцсетях?
2.6. Влияете ли вы на ведение своих собственных соцсетей?
2.7. Кто принимает решение о публикации материалов – вы или специалист по соцсетям?
2.8. У вас есть маркетинговая стратегия?
2.9. У вас есть маркетолог в команде? Или только SMM-специалист и таргетолог?
2.10. Нужна ли вам команда для ведения соцсетей?
Ответы аргументируйте. Постарайтесь привести не менее 3 весомых аргументов.
Глава 3. Жесткий контент-план на месяцы вперед
В последнее время я все чаще встречаюсь с предпринимателями, которые попробовали себя в роли продюсеров-новичков для начинающих экспертов, которые еще не «стоят на ногах твердо», разочаровались в этой нише, после чего занялись чем-то другим, в том числе трафиком, а полученные знания и навыки в области продюсирования готовы применять только для раскрутки себя как эксперта.
Это печально, конечно, но это вполне естественный результат для многочисленных онлайн и бизнес-школ, в том числе крупных, которые «пекут» экспертов и продюсеров «как горячие пирожки», не давая им глубоких знаний материала и практики, но предлагая продавать себя в качестве профи (или новичка, тут уж кто как) уже на первой неделе обучения. А ведь многие новички на тот момент еще просто не понимают, с чем им предстоит столкнуться «лицом к лицу», что нужно делать, как, почему и, главное, зачем.
В итоге получаем «картинку», «нарисованную» в самом начале главы: разочарование как выбранной нишей со стороны продюсера, а также не меньшее разочарование в продюсерах со стороны эксперта, причем как опытного, если он не сталкивался с продюсерами ранее, так и новичка (тем более). А ведь всего этого можно избежать, если работать с профессионалами (с обеих сторон). Вот только не все хотят это понимать и принимать, да и профи не рождаются, ими становятся.
А теперь давайте перейдем от размышлений о продюсерах и их нелегкой доле к нашей сегодняшней теме разговора – контент-плану. Почему я начал главу с продюсеров? Все просто: именно они чаще всего и являются инициаторами поистине жесткого контент-плана, который может быть расписан на месяцы вперед. И это не шутка!
Когда мы говорим о бизнес-аккаунте в Инстаграм*, Tiktok (обновление контента ограничено со стороны администрации соцсети до … какого-то неизвестного времени), публичной страничке или сообществе ВКонтакте и т.д., то вполне естественно, что основная задача для бизнеса от этого самого аккаунта – содействовать продажам, а точнее – привлечению лидов, всеми доступными способами. И тот факт, что временно не работает одно или другое, совершенно не меняет сути: это инструмент продаж.
Для того, чтобы бизнес был системным и структурным, все процессы должны быть оцифрованы, описаны четко, ясно и понятно. Цели поставлены, стратегия и тактика проработаны, план реализации готов. Вот так и получается контент-план на месяцы вперед, особенно когда речь идет о масштабном запуске продукта, совмещении запуска с реалити-шоу для «прогрева» тех, кто еще сомневается, и другими заранее спланированными мероприятиями. Никакой суеты, все четко, логично, понятно и продуманно.
А теперь давайте подумаем, хорошо это или плохо, когда есть жесткий контент-план, от которого нельзя отклоняться?! Как вы сами-то думаете? Лично я считаю, что такое возможно, опять же, когда речь идет об аккаунтах компании или бренда, отдельного профессионального, рабочего аккаунта эксперта, но не для личного профиля в соцсетях. А многие предприниматели могут похвастаться отдельными аккаунтами в том же Инстаграм* для профессиональной деятельности и лично для себя? Особенно начинающие… В том-то и дело, что далеко не все так «заморачиваются», ведь тогда нужно будет «качать» и «вести» оба профиля…
Вот и получается, что у солидной доли экспертов и начинающих предпринимателей в соцсетях «все смешалось: кони, люди». Я и сам фактически такой же, отдельного рабочего профиля у меня нет. Есть отдельный аккаунт клуба «Бадди», конечно, есть группы в соцсетях и каналы/чаты в Телеграм, но в том же ВКонтакте я рассказываю именно на своей страничке как о проектах Клуба и своем в них участии, так и о личных проектах, включая книги, фотографии и т.д.
Что отличает меня от ряда других экспертов и предпринимателей? А у меня нет жесткого контент-плана. Конечно, я планирую, когда и о чем нужно рассказать, с учетом срока запуска проектов и их динамики, но всегда могу «разбавить» контент какой-то другой историей. Возможно, это из-за отсутствия жесткого планирования продаж, ведь до уровня серьезной бизнес-школы мы пока не выросли, а «Клуб экспертов-писателей» в самом начале развития, но особенного желания подходить к контент-плану «с фанатизмом» я не вижу смысла. Все должно быть гибко, динамично, жизненно и не только о работе (основных проектах). Только в этом случае, когда будет живой аккаунт, можно рассчитывать на истинный интерес со стороны подписчиков и наблюдателей, еще не готовых стать клиентами вашего продукта.
А как у вас обстоят дела с контент-планом? Он, вообще, есть? Или публикуете «что и как придется»? А, может быть, у вас как раз супер жесткий план постов на месяцы вперед, согласованный с продюсером и командой, и «шаг в сторону – расстрел»? Это одна из возможных причин отказа размещать какую-либо информацию, а еще – неплохая «отмазка». Подробнее поговорим в следующей главе, оставайтесь с нами.
Задания к главе 3:
3.1. У вас есть контент-план?
3.2. Насколько жесткий ваш контент-план?
3.3. Кто влияет на формирование контент-плана – вы или продюсер/smm специалист?
3.4. Можете ли вы динамично вносить изменения в контент-план?
3.5. Можете ли вы опубликовать что-то интересное «в моменте»?
3.6. Как оценивается контент для соцсетей вашей командой?
3.7. По каким причинам команда может отказаться публиковать тот или иной контент?
Ответы аргументируйте. Постарайтесь привести не менее 3 весомых аргументов.
Глава 4. Я не буду размещать ЭТО
Одно из интересных возражений, с которым довольно часто приходится сталкиваться в процессе поиска партнера для взаимопиара, «ЭТО я размещать не буду». Чаще всего такой ответ прилетает без объяснения причины, сухая констатация факта. Ладно бы предлагали размещать что-то из серии 18+ в блоге юных натуралистов, это можно было бы понять. Но когда подобный отказ слышишь от владельца или администратора аккаунта в соцсети, вполне подходящего по целевой аудитории, судя по транслируемым ценностям и продвигаемым продуктам, возникает логичный вопрос: «а чего вы боитесь-то?»
Как большинство из вас знает, в Инстаграм* самый простой вариант взаимопиара – нажать «самолетик» и отправить пост или рилс к себе в сторис. А можно и сторис чужой репостнуть к себе, ничего сложного в этом нет. Конечно, с отметкой аккаунта автора, иначе какой смысл, чтобы было понятно, где искать подробности. Не сложно же?! Да и в ВК отправить пост к себе на стену (репостнуть) или в историю тоже не сложнее, все элементарно. Но…