banner banner banner
Стерлитамакская быль
Стерлитамакская быль
Оценить:
 Рейтинг: 0

Стерлитамакская быль


Основой экономической самостоятельности ногаев было то обстоятельство, что они контролировали важный коммуникационный узел на пересечении древних торговых путей.

Первая составляющая узла – Ногайская дорога (ныне Белорецкий тракт), древнейший сухопутный путь из Сибири в Поволжье. Второй путь ныне называется Оренбургский тракт, третий – Уфимский тракт. В месте впадения Ашкадара в Агидель-Белую реку все три пути встречались и начиналась судоходная часть Агидели-Белой реки, по которой можно было добраться до Камы и Волги, далее – до Каспийского и Балтийского морей. Эту водную систему тюрки называли Итиль. Для стыковки всех четырёх путей необходим был опорный пункт. Территориально это была северная часть нынешнего Стерлитамака с окрестностями.

Древний степной Стерлитамак был укреплён земляными валами и рвами на севере и юге. На востоке и западе естественной защитой служили реки Ашкадар и Стерля. Такие укрепления не характерны для русских. Русские строили деревянные стены, «городили» застроенную территорию.

Древний Стерлитамак 14–15 веков был местом встречи, обмена, торговли между северянами, сибирскими гостями и караванами из Средней Азии, Персии и Китая. Ногаи всё это «крышевали». Почему именно левый, высокий берег Ашкадара? Правый берег Ашкадара и далее, вплоть до Белой реки-Агидели был изрезан старицами, заболоченными впадинами, по весне покрывался водой от разливов Белой и Ашкадара. Эта местность использовалась для оптовой торговли скотом и лошадьми, проведения массовых мероприятий типа сабантуя, также для стоянки массивных караванов, в коих число вьючных животных, юрт и кибиток могло достигать нескольких тысяч.

Ашкадар был притягателен тем, что его вода была высокого качества, в отличие от Стерли, а воды его были не такими бурными как у Агидели, не опасными для женщин и детей. Название реки Ашкадар, в переводе с древнеиранского «Ашка Дарья», означает «светлая, чистая река». В Старом городе (спуск с нынешней ул. Садовой) был брод и водопой для животных. Междуречье Ашкадара и Белой – идеальное место для кратковременной стоянки кочевников: богатая охота, мягкий микроклимат, защищающий от летнего зноя, тучные пойменные заливные луга и пастбища для скота, удобные водопои. Близость к священным шиханам делало это место особо привлекательным и значительным.

Ногайская дорога, которая вела в земли Сибирского ханства, огибала Куш-Тау с севера. Поэтому именно на Куш Тау было очень выгодно разместить наблюдательные посты и разъезды. Остатки каменной кладки бывших укреплений, каменные колодцы, пещеры, ходы, курганы можно увидеть на Куш Тау до сих пор.

Такое важное место, как древнее поселение «Стерлитамак», могло наиболее эффективно контролироваться только с шиханов Куш Тау и Шах Тау, которые предоставляли также надёжное укрытие в случае нападения сильного врага.

Интересная историческая деталь:

На территории современной Уфы вся гористая часть Старо-Уфимского хребта называлась когда-то "Тура Тау" (Крепость гора). В незапамятные времена здесь находился Ногайский город с ханской крепостцой на "Лысой горе". Несомненны прямые параллели со Стерлитамакским шиханом Тура (Тора) Тау, который русские поселенцы также окрестили Лысой горой. В Уфе ногайский хан зимовал, а летнюю ставку имел близ современного Стерлитамака, на шихане Тура (Тора) Тау.

После падения Казани Ногайская Орда оставалась единственным препятствием для дальнейшего продвижения русского государства в Заволжье.

Наивысшей напряжённости русско-ногайские отношения достигли с началом строительства Уфы. Именно основание русской крепости и размещение гарнизона в Уфе, а тем более учреждение там воеводства (аналога прежнего ногайского наместничества) знаменовало собой окончание владычества Ногайской Орды над башкирами. Очевидно, кроме прочих факторов, помещение русской администрации в бывшей главной ногайской ставке Имэн-кале имело по отношению к ногаям и некоторый оттенок демонстрации и прямого давления. Россия прочно утверждалась в Заволжье и на Урале и неуклонно двигалась в Сибирь. Ослабленные раздорами и экономическими неурядицами правители Ногайской Орды не могли воспрепятствовать формированию нового гегемона Евразии.

Народные предания связывают имя шихана Тора (Тура) Тау с легендарным Тура ханом, который оставил заметный след в истории Башкирии.

В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир есть рассказ о Тура-хане: «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусем-хан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды. Тура-хан был убит, вместе со своим братом Басманом, соперником – ногаем Алтакаром. Ставка Тура-хана была на священной горе Тура Тау, на Агидели-Белой реке».

Близ шихана Тора (Тура) Тау и сегодня можно увидеть остатки оборонительного сооружения четырёхугольной формы, именуемого в народе "Ногайский вал". Впервые он был изучен и описан в конце 19-го века. Вал сложен из чернозёма, речного песка и обломков известняка, он прикрывал вход в пещеру, которая ещё в древности была завалена плитами известняка.

В начале 17 века Ногайская Орда, ослабленная между усобицами, нашествием калмыков, растущим влиянием русских, недовольством башкир и недостатком продовольствия, уходит на Кубань.

Около 130 лет после ухода ногаев берега Ашкадара и Белой реки-Агидели под сенью седых шиханов пребывали в прозябании, историческая память ослабела настолько, что местные жители уже не помнили великих событий прошлого и не чувствовали себя частью какого-либо государства.

Когда молодая Российская империя укрепилась в дельте Волги, в истории Великой степи открылась новая глава. Необходимость военной защиты и освоения присоединённых к России земель нынешних Башкирии и Казахстана потребовала строительства на тогдашних восточных окраинах государства Российского засечных черт и ряда крепостей, ставших впоследствии городами Уфа, Стерлитамак, Оренбург.

Знаменательным событием стало обретение в 1597 году в окрестностях нынешнего Стерлитамака чудотворной иконы Табынской Божией Матери, самой загадочной иконы России, оно стало знамением небесного покровительства над будущим имперским городом.

С момента высочайшего повеления императрицы Анны Иоанновны о строительстве Оренбургской крепости в устье реки Ори, вопрос безперебойного снабжения её всем необходимым стал приоритетным. Оренбургское казачье войско создавалось для защиты уральской металлургической базы и хлебных районов Поволжья от набегов кочевников.

Было принято решение об учреждении укреплённых почтовых станций-ямов между Оренбургом и Уфой. Станции должны были располагаться на расстоянии одного дневного перехода друг от друга (от 20 до 30 вёрст).

Начало русско-турецкой войны требовало усилить присутствие России в Башкирии, которая тогда находилась под сильным влиянием Турции.

Работы по всему Оренбургскому тракту начались одновременно с заложением первой Оренбургской крепости, 31 августа 1735 года. В этом же году был построен и укреплённый Ашкадарский ям с гостевыми домами. Располагался он на высоком левом берегу Ашкадара, в пределах нынешнего «Старого города» Стерлитамака, близко к месту пересечения современных улиц Халтурина и Садовой.

Выбор не был случайным. Со времён империи Чингиз-хана, поселения на территории нынешнего Стерлитамака и окрестностей никогда не прерывались. Выгодное, очень удобное в качестве перевалочного пункта место было весьма популярным у торговых людей и путешественников и не раз спасало их от лихих людей.

Основание города Оренбурга произвело почти поголовное восстание башкир, которое стало самым крупным и жестоким из восьми башкирских восстаний, бунт был усмирён только в 1740 году. В связи с этим значение укреплённого пункта – будущего города Стерлитамака – с каждым годом возрастало.

***

Расположение города Стерлитамака между двумя важными имперскими городами – Уфой и Оренбургом – вплоть до 1923 года определяло стратегическое значение города. Его административно-территориальная подчинённость изменялась в соответствии с общероссийскими интересами и целями. Историко-географические факторы притягивали Стерлитамак к Оренбургу, политические – к Уфе.

***

В 1744 году, учитывая непокорность свободолюбивого местного населения, на территории башкирских земель была образована Оренбургская губерния, с режимом военного управления.

В 1781 году, после окончания восстаний и бунтов, вместо Оренбургской губернии было учреждено Уфимское наместничество, состоявшее из двух областей: Оренбургской и Уфимской, с центром в Уфе.

С 1796 года Уфимское наместничество вновь стало именоваться Оренбургской губернией. Военный губернатор имел резиденцию в Оренбурге, а гражданский – в Уфе.

В 1865 году Оренбургская губерния была разделена на две: Уфимскую и Оренбургскую.

На момент Русской революции 1917 года Стерлитамак был уездным городом Уфимской губернии, но сохранял тесные связи с Оренбургом.

***

Версия основания Стерлитамака купцом Саввой Тетюшевым, в целях его личной наживы, у серьёзных историков вызывает улыбку. Купцы не основывают города.

Имперский град Стерлитамак является детищем титанической созидательной деятельности императрицы Екатерины II, за время царствования которой на территории Российской империи было построено 144 города, включая Стерлитамак. "Монархиня повелела, и глас её, как лира Амфионова, творит новые грады, если не великолепием, то своею пользою украшенные" (Карамзин). Вторая половина 18 века для России была временем великого одушевления всего российского общества и пробуждения творческих сил, обеспечивших невиданный, стремительный рост величия и могущества Российской империи. Именно в эти годы сформировались своеобразный состав населения города Стерлитамака, основной вектор его экономического развития и общественный дух, которые сохранялись до 1918 года.

В 1765 году горные воинские команды и мастеровые люди, подданные императрицы Екатерины Второй, появились на берегах рек Ашкадара и Стерли. В междуречье двух рек они заложили первый православный храм и крепостцу, а на реке Ашкадар – пристань. Одновременно была проложена солеводная дорога от крепости Илецкая соляная защита (ныне город Соль Илецк, в 70 км от Оренбурга, недалеко от границы с Казахстаном) до Стерлитамакской пристани, откуда соль по рекам Белой, Каме и Волге должна была доставляться в Нижний Новгород. Соляная авантюра, типичная для екатерининской эпохи, с треском провалилась, вместе с вложенными в неё государственными деньгами, а её бенефициар, залётный купец Савва Тетюшев, скрылся в неизвестном направлении. Это, впрочем, никак не отразилось на дальнейшем развитии Стерлитамакского укреплённого поселения.

***

Известный стерлитамаковец, писатель Иван Недолин, упоминает Стерлитамакскую крепостцу в своей повести «Перевал». Подробное описание подобной крепостцы можно найти в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором описана Белогорская крепость, имевшая весьма схожую судьбу со Стерлитамакской крепостцой. Не исключено, что Пушкин взял Стерлитамакскую крепостцу в качестве прототипа для описания Белогорской крепостцы. На протяжении двух лет обе они были непосредственно вовлечены в события Пугачёвского бунта 1773—1775 годов. В Стерлитамакской крепости были сосредоточены крупные воинские отряды, склады вооружения, боеприпасов, продовольствия. Понятно, что название «Стерлитамацкая соляная пристань», было удобным для использования в официальных документах, оно отвлекало внимание непосвящённых от истинного назначения крепости.

***

Встретившие посланцев императрицы жители татарской деревни с названием Стерлитамак вряд ли помнили о великих исторических событиях, развернувшихся в этих местах в древности. Память о них хранили седые шиханы и могильники.

Начавшаяся в 1768 году очередная русско-турецкая война способствовала укреплению Стерлитамака как важного форпоста на неспокойных башкирских землях, где турецкие агенты активно подстрекали местное население к неповиновению и восстаниям.

Значение нового имперского укреплённого пункта, за которым закрепилось поэтичное, ласкавшее ухо великоросса название «Стерлитамацкая соляная пристань», быстро возрастало и в связи с развитием металлургических заводов и золотых приисков, которые появились в горных районах Башкирии. Будущий город Стерлитамак оказался в полукольце металлургических предприятий, он стал коммуникационным центром, связывающим промышленные объекты и административные центры. Со Стерлитамакской пристани уходили баржи, гружёные железом и медью, каменной солью и хлебом, а в сезон полной воды приходили суда с товарами и военными припасами.

После подавления пугачёвского бунта Стерлитамак с окрестностями стал местом безопасным для проживания переселенцев, которые устремились сюда из густонаселённых губерний Российской империи, привлекаемые возможностью получить, выкупить у коренных жителей значительные наделы целинных тучных башкирских чернозёмов. Среди них выделялись старообрядцы, которые убегали от репрессий царского правительства и жители Малоросии.

К концу 18 века пришлое население в Башкирии стало преобладать над коренным. Трансформация стерлитамакской крепостцы в коммуникационный центр в условиях установившейся безопасности способствовала его быстрому росту.

Высочайшим указом императрицы Екатерины Второй от 23 декабря 1781 года, населённый пункт «Стерлитамацкая пристань» был возведён в степень уездного города, пожалован гербом и с 1782 года стал именоваться Стерлитамаком.

По мере разрастания города деревья в пойменных лесах вырубались, неконтролируемый выпас, распашка, застройка, эрозия почв привели к обеднению разнообразия ландшафтов. К началу 19 века Стерлитамак представлял из себя типичный степной город, ветреный, с засушливым микроклиматом, жарким летом, пыльными бурями, низовыми пожарами по причине возгорания сухой травы, что доставляло жителям немало хлопот. Уже тогда были предприняты первые шаги к улучшению среды обитания людей: озеленение общественного пространства, ограничения хищнической эксплуатации живой природы, организована пожарная команда.

В 1831 году в Стерлитамаке впервые за его историю разразилась эпидемия холеры, которая была занесена с юга. За три летних месяца в городе умерли 368 человек, а зимой 1834 года «по недосмотру» сгорела деревянная Казанская церковь. Стерлитамакское купечество, напуганное грозными знамениями, решило щедро пожертвовать на строительство нового, каменного собора, который должен был стать украшением Стерлитамака и прославить его по всей России. Почин поддержали все горожане, и он, с Божией помощью, оказался успешным.

Предприимчивость, трудолюбие, порядочность в делах и умение использовать выгодное географическое положение и местные природные ресурсы без их уничтожения позволили жителям старого Стерлитамака с уездом выстроить систему развития народного хозяйства, основанную на свободной, широкой торговле, самообеспечении продовольствием и полной занятости населения. Лучшие в мiре почвы – тучные чернозёмы – рождали лучший в мiре хлеб, липовые леса дарили людям лучший в мiре башкирский мёд, целинные степи кормили табуны лошадей, которые приносили знаменитый башкирский кумыс. Полноводные, кристально чистые реки кишели рыбой, в том числе осетровых пород.

Сказочно богатый край обеспечивал людей всем необходимым. Процветали хлебопашество, коневодство, овцеводство, лесопереработка, салотопное, винокуренное и поташное производства, бортничество, рыболовство, бахчеводство. На стерлитамакских базарах и ярмарках активно торговали продукцией местного производства: зерном, хлебопродуктами, лошадьми башкирской породы, мясом, кумысом, мёдом, молочными продуктами, рыбой, кузнечными и столярными изделиями, деревянной и глиняной и каменной посудой, точильным камнем (песчаник) высшего качества, кровельным сланцем (натуральный шифер), кожами, юфтью, войлоком, сапогами и валенками, овчинами, шубами и шапками, шерстяной пряжей, холстами, пестрядью, крестьянским сукном, тесёмками, шнурками и поясами, кружевами, рыболовными сетями, пуховыми платками-шалями, мехами, плетёными корзинами, мебелью, ободьями, лаптями, рогожами, кулями, свечами, спичками, лыком, мочалом, рогожей, воском, салом, мылом, семечками, грибами, ягодами. Стерлитамакское пиво, сваренное на ашкадарской воде, славилось своим непревзойдённым вкусом. Многочисленные кирпичные заводы производили до семнадцати видов фасонного кирпича, который шёл на строительство красивейших зданий в городе.

Все природные ресурсы, используемые в народном хозяйстве, были возобновляемыми. Никаких опасных для жизни отходов, критического загрязнения окружающей среды, промышленных свалок и т. п. не было и в помине. Никто не покушался на священные шиханы. Реки Белую и Ашкадар регулярно чистили, родники охраняли, занимались озеленением и благоустройством.