Книга Стерлитамакская быль - читать онлайн бесплатно, автор Вадим Ивлев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Стерлитамакская быль
Стерлитамакская быль
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Стерлитамакская быль

Пришёл голод (карточную систему распределения продуктов отменили только в 1935-м). Довести хлебный город Стерлитамак до жестокого голода воистину нужно было умудриться, ибо Стерлитамакский уезд до революции был крупным центром товарного производства зерна, поставлял хлебопродукты в другие губернии и за границу. Дары природы имелись в изобилии. Хорошо диверсифицированное пригородное хозяйство Стерлитамака в любых обстоятельствах было способно прокормить город, гибели людей от голода можно было избежать при условии разумного руководства и отказа от политиканства.

Начали усиленно «поднимать» сельское хозяйство на основе поспешно организованных колхозов, но мешали многочисленные «враги народа» и «вредители». 105 руководителей и специалистов аграрного сектора Стерлитамакского района были репрессированы по доносам (в 1950-е все они были оправданы и реабилитированы).

Болезненная, экономически непродуманная ломка и перестройка народного хозяйства Стерлитамака и уезда сильно затрудняла жизнь простых людей.

В 1930-е годы мудрое руководство в Москве вспомнило про Стерлитамак и осчастливило его целым набором проектов строительства «светлого будущего». Как говорят в народе: «Не грело, не горело и вдруг осветило».

К тому времени в Стерлитамаке уже не хватало жилья и элементарной инфраструктуры жизнеобеспечения.

Для усиления позиций центрального правительства необходимо было изменить классовую структуру города, резко нарастить численность рабочего класса, который в Стерлитамаке всегда был в меньшинстве. Пролетарии должны были вытеснить обывателей.

Учитывая важное стратегическое положение Стерлитамака, центральное правительство стремилось укрепить свой контроль над городом. Ускоренная индустриализация Стерлитамака и связанное с этим резкое изменение структуры населения решали сразу несколько проблем.

После открытия в 1932 году Ишимбаевского нефтепромысла усилиями московских проектировщиков Стерлитамак был интегрирован в народное хозяйство СССР как будущий центр нефтехимической промышленности. Ураганными темпами бывший вольный торговый город, составлявший единый организм с мощным сельскохозяйственным комплексом уезда-кантона-района, волевым порядком был трансформирован в индустриальный город, по факту контролируемый напрямую из центра.

Идея разработки шихана Шах Тау появилась ещё в 1930-е годы, на основании рекомендаций московских геологов, открывших нефтяные месторождения Башкирии. Мнение местных жителей никого не интересовало.

По многим причинам, Башкирия всегда считалась территорией трудной для управления, народ её отличался независимостью и свободолюбием. Поэтому «смотрящим» на башкирских стройках раннего периода был назначен НКВД, который тогда возглавлял нарком Ежов.

Идея сноса шиханов изначально крайне негативно была воспринята коренным населением. Жительница деревни Ишеево, Ишимбайского района, по имени Сурия, пересказала историю своей бабушки, прожившей 98 лет: "Старики ложились на гору Шах Тау в местах, где закладывали взрывчатку, и их взорвали. Вместе с горой".

Для усиления контроля над местами разработки, у подножия трёх ближних шиханов, были построены концлагеря: женский лагерь у Тора (Тура) Тау, детский лагерь у Куш Тау (Долгой горы), мужской – у Шах Тау (позже он использовался как лагерь для военнопленных).

Мрачные бетонные развалины женского лагеря у подножия Тора (Тура) Тау неплохо сохранились до сего дня. В подобных помещениях содержались рабы Древнего Рима, правда в их камерах, в отличие от стерлитамакских, было сухо и тепло. Женщин заставляли работать в каменоломнях шихана Тора (Тура) Тау.

Детский исправительно-трудовой лагерь у подножья Куш Тау работает до сих пор.

Параллельно с подготовкой разработки первого шихана – Шах Тау – НКВД проработал план коренной перестройки всего города Стерлитамака. При непосредственном участии наркома Ежова планировалось затопление практически всей исторической части города, с устройством речного порта на реке Белой.

Понятно, что в этой обстановке царил правовой произвол. Органы местного самоуправления полностью игнорировались. Интересы местного населения никак не учитывались, кормящие ландшафты коренных жителей обезображивались и уничтожались без всяких согласований и компенсаций.

По итогам гражданской войны, голода, который продолжался до 1935 года и репрессий, коренное население Стерлитамака на 90 % было замещено пришельцами из других регионов, кои не рассматривали Башкирию как свою историческую родину и безразлично относились к шиханам.

К этому времени уже была разработана и навязана населению новая парадигма истории края. Двухтысячелетняя история Башкирии была предана забвению вкупе с историей древнего Стерлитамака. Достояние всего человечества – священные шиханы – превратились в «месторождения», реки Агидель и Ашкадар – в «водные ресурсы», заповедные липовые и дубовые леса – в «лесной фонд», Великая степь – в «земельный фонд», вольные жители Башкирии – в «рабсилу».

Стерлитамак стал пилотным проектом образцового города воплощённой мечты о «светлом будущем», как его понимали тогдашние коммунисты. В их представлении железная воля руководителей «партии и правительства» в кратчайшие сроки должна была преобразовать тихий, зажиточный и сытый в «проклятом прошлом» город у чистой, полноводной реки, на границе с заповедной степью, в индустриальный рабочий город, шестерёнку единого, слаженного, громадного механизма под названием СССР.

Грандиозный план построения великой державы с однородным по менталитету, безоговорочно послушным центру населением и городами, «причёсанными под одну гребёнку» был несовместим с идеей местного самоуправления. Устанавливался новый императив поведения: «Дальше едешь, тише будешь».

Мнения местного населения никто никогда не спрашивал. Столичные «специалисты и хозяйственники» всё и всегда знали лучше, даже если они никогда не бывали в Стерлитамаке. «Планов громадьё», в 1930-е годы, доходило даже до того, что Стерлитамак собирались сделать портовым городом, для чего планировалось затопить половину города. Все без исключения исторические здания Старого города предполагалось снести и заново застроить освободившееся пространство кирпичными, бетонными, однотипными, ничем не примечательными малоэтажными домами и общественными зданиями стандартной архитектуры того времени.

Идеология, быт, нравы, архитектура, культура и сами жители города должны были соответствовать новой реальности. Всё выбивающееся из рамок подлежало уничтожению.

Великая Отечественная война определила необратимость этих планов и невероятно их ускорила. С первых дней войны Стерлитамак стал одним из опорных пунктов, где ковалась будущая победа. Город принял тысячи беженцев и специалистов народного хозяйства с оккупированных территорий, десятки эвакуированных предприятий, которые в рекордно короткие сроки приступили к работе на новом месте. Многие вместительные общественные здания, все учебные заведения были отведены под эвакогоспитали.

Крупные предприятия тяжёлой, химической и оборонной промышленности были эвакуированы в Стерлитамак из западных областей СССР. Население Стерлитамака пополнилось высококвалифицированными кадрами учёных и специалистов, которые внесли значительный вклад в развитие города.

Невероятно быстро, титаническими усилиями жителей города, в основном бойцов «трудармии», в Стерлитамаке были размещены и начали работать эвакуированные предприятия: Одесский станкостроительный завод им. Ленина, Московский кожевенно-обувной комбинат, производственные линии Славянского и Донецкого содовых заводов, Ново-Подольского, Брянского, Волховского цементных заводов, Конгрессовского сахарного завода Харьковской области и многие другие. Они стали основой будущей промышленной индустрии города.

Каждое предприятие получило земельный участок для развития производства и жилищного строительства. Так сложилась оригинальная мозаичная структура советского Стерлитамака в виде рабочих посёлков, возникших при заводах. Центром посёлков был Дом культуры и небольшой сквер при нём.

С началом войны в Стерлитамаке были организованы спецпоселения репрессированных поволжских немцев, которые существовали до 1954 года. Во время войны спецпоселенцы работали в трудармии.

Город Стерлитамак честно выполнил свой долг перед Родиной.

В довоенном Стерлитамаке было 40 тыс. жителей. На фронтах Великой Отечественной погибли 8590 стерлитамаковцев, почти все взрослые мужчины призывного возраста. Об этом нужно помнить.

На рубеже 1950 – 1960-х, в Стерлитамаке началось строительство крупных предприятий Большой химии. К тому времени в городе уже работали два предприятия химической отрасли: содово-цементный комбинат и завод «Авангард". Следующими гигантами промышленности города стали химзавод и завод синтетического каучука. 8 августа 1964 года был подписан акт о приёмке в эксплуатацию первой очереди Стерлитамакского химзавода. Решение о его строительстве было принято в далёком 1955-м, на основании факта наличия Яр-Бишкадакского месторождения каменной соли – основного сырья для производства каустической соды путем электролиза раствора поваренной соли диафрагменным методом с применением ртутного катода, а также месторождения нефти, продукт переработки которой – этилен – используется в получении дихлорэтана и, на его основе, винилхлорида и ПВХ. Стерлитамакский химзавод молодому поколению больше известен, как производственная площадка «Каустик», неотъемлемая часть «Башкирской содовой компании».

С развитием химической промышленности в городе появилась новая категория жителей, так называемые "химики" – расконвоированные осужденные, работавшие на самых опасных вредных производствах, что привело к значительному росту преступности в городе и его окрестностях.

В процессе строительства химзавода к северу от города сформировалась колоссальная промзона Стерлитамака. Началось формирование агломерации городов Стерлитамак-Ишимбай-Салават, которая в настоящее время имеет население около 600 тыс. человек и продолжает быстро расти.

Развитие Стерлитамака шло «нога в ногу» с развитием всей страны. Население города, многократно умножившееся за счёт переселенцев из других регионов, (новым заводам требовалась «рабсила»), благодаря ускоренной индустриализации и притоку необходимых ресурсов, получило базовые условия современной жизни: электричество, радио, связь, общественный транспорт, дома культуры, вузы, техникумы и училища, прекрасную систему здравоохранения и образования, удобный, доступный всем общественный транспорт.

Предприятия передовых отраслей: машиностроения, станкостроения, приборостроения, оборонной промышленности стали основой дальнейшего развития Стерлитамака, как большого уральского города, с грамотным, активным, трудолюбивым населением. Именно эти предприятия, вкупе со строительной индустрией, кожевенно-обувным заводом, швейной фабрикой, предприятиями перерабатывающей и пищевой промышленности стали градообразующими, они финансировали социальный сектор и обеспечивали полную занятость населения.

Строительство нового Стерлитамака осуществлялось микрорайонами. Каждое предприятие отвечало за закреплённую за ним территорию. Ни одно предприятие не было главным, наиболее значительным и ценным для города, это было отличительной особенностью Стерлитамака.

В отличие от дореволюционного, новый Стерлитамак стоял на мощном индустриальном фундаменте и полностью зависел от центра в вопросах снабжения населения товарами первой необходимости и продуктами питания, сельское хозяйство имело подсобное значение. Ни о какой самостоятельности города говорить не приходилось, развитие его шло в строгом соответствии с указаниями из Москвы, по установленным планам, которые имели силу законов. Жители Стерлитамака получали ровно столько благ, сколько было отмерено по установленному свыше рангу. Например, обещанный при Сталине трамвай в конце 1950-х Стерлитамаку уже не полагался, равно как и пристань.

В эти годы Стерлитамак достиг заметных успехов в образовании, культуре, спорте и составил конкуренцию столице Башкирии – Уфе. В городе появились высшие учебные заведения, о Стерлитамаке заговорили в Москве и далеко за пределами России. Родной город прославляли легендарный хирург В. А. Семагин, 6-кратный чемпион мiра по мотогонкам Габдрахман Кадыров, народный художник Башкирии Альберт Мурзагулов, создатель ансамбля “Радуга” Геннадий Калинин, плеяда школьных педагогов и воинов-героев войны.

Стараниями городских властей и самих горожан, Стерлитамак 1960-х и 1970-х утопал в зелени, радовал глаз изумительными коврами великолепных цветов. Парки наполнялись ароматом сирени, жёлтой акации, роз, жасмина, это был птичий рай. В результате грамотного благоустройства и массового озеленения микроклимат Стерлитамака изменился в лучшую сторону – стал более мягким, характерным для лесостепной зоны.

В 1972 году город был полностью газифицирован. Снабжение продуктами и ширпотребом было вполне приличным. Это был новый, социалистический Стерлитамак, который достиг пика своего развития к 1985 году.

Что касается духовной и культурной составляющих жизни города, то они были «выправлены» в соответствии с «генеральной линией партии».

В конце 1960-х и в начале 1970-х, Стерлитамак развивался стремительно и по многим позициям, прежде всего в спорте, искусстве и народном образовании начал обгонять Уфу, что вызвало в столице Башкирии определённую зависть и ревность. Стерлитамаковцев начали «осаживать». Яркий пример: судьба народного художника Башкирии, моего приятеля, А. А. Мурзагулова, преподававшего в школе № 3 рисование и черчение. Его обвинили в отступлении от канонов социалистического реализма (знаменитый упрёк: «Почему у вас шиханы розовые?»). В итоге лучшие картины Мурзагулова, на которых он запечатлел Стерлитамакские шиханы, Белую реку-Агидель, красивейшие пейзажи Башкирии и Стерлитамака, оказались в коллекциях европейских ценителей живописи и навсегда потеряны для народа Башкирии. Те, что чудом сохранились, сейчас выставлены в Стерлитамакском историко-краеведческом музее.

Начиная с 1918 года, Стерлитамак примерно каждое поколение терял свои главные символы и святыни, некогда составлявшие его славу и привлекательность:

1. Чудотворная икона Табынской Божией Матери, самая таинственная икона России, известная всему православному мiру. Многократно помогала спасать Стерлитамак, в частности от эпидемий холеры. Чудесным образом явлена народу в 1597 году, в Табынске, к востоку от будущего города Стерлитамака. Была чрезвычайно чтима в Поволжье и оренбургским казачеством, в честь её совершались самые длинные и продолжительные Крестные ходы России. Пропала во время гражданской войны.

2. Собор Казанской Божией Матери. Краса и гордость старого Стерлитамака. Являлся географическим, архитектурным и сакральным центром «Старого города». Разорён и разрушен до основания в 1938 году, как и все остальные храмы города.

3. Шихан Шах Тау (Царь-гора). Самый величественный и наиболее близкий к городу из четырёх Стерлитамакских шиханов, знаменитых на весь мiр. За последние 70 лет полностью стёрт с лица Земли горными разработками.

Центробежные тенденции в 1970-е по всей стране резко сменились на центростремительные. Первые 200 лет существования Стерлитамака люди массово переезжали сюда со всех концов России, теперь они начали покидать город. В числе причин этого исхода были: ухудшение экологической обстановки, «газовые атаки», рост преступности, очевидная однобокость развития города. Для молодёжи также было важно, что выбор вузов в городе был невелик, не то, что сейчас.

В результате индустриализации и более-менее разумного руководства народным хозяйством, в 1970-80-е годы Стерлитамак стал одним из самых богатых и благоустроенных из больших рабочих городов России. Хорошо диверсифицированная, высокотехнологичная промышленность обеспечивала полную занятость населения и хорошие перспективы на будущее. Город имел пассажирский аэропорт и выход на общероссийскую сеть железных дорог.

17 мая 1990 года Стерлитамак вошёл в историю изучения космоса. В тот день железно-никелевый метеорит, который официально получил наименование «Стерлитамак» (сокращённо МС), под номером 180 в Кадастре метеоритов СССР, упал на Землю вблизи города.

В том же году в городе произошло ещё одно событие, привлекшее внимание жителей всей страны. К тому времени, стараниями нефтехимического комплекса, Стерлитамак стал одним из самых загрязнённых, «загазованных» городов России, что привело сначала к массовым митингам и стачкам, а затем к самым настоящим массовым народным волнениям и всеобщей забастовке в августе 1990 года, что не на шутку испугало высшее руководство страны. Успокаивать народ приехал сам Б. Н. Ельцин. За всю историю Стерлитамака это был второй случай посещения города верховным правителем России. Первым был кратковременный визит государя-императора Александра I в 1824 году.

Экологическая ситуация в городе начала улучшаться только в середине 1990-х, в результате общего падения производства. Очень серьёзные экологические проблемы города, такие, например, как загазованность, радиоактивные отстойники и «белые моря», чудовищные свалки не решены до сих пор. «Большая химия» подмяла под себя гармонично развивавшийся, сбалансированный с окружающей природой город. Прекрасный, наиболее благоприятный для жизни людей ландшафт, здоровый, курортный климат, лучшие в мире почвы – тучные башкирские чернозёмы, колоссальные запасы кристально чистой воды, девственная, богатейшая природа, всё это подверглось систематическому уничтожению и загрязнению. Этого можно было избежать.

К сожалению, предательство верхушки страны в 1990-х и последовавшая борьба за власть с полным пренебрежением интересами народа, привели к тому, что самые перспективные, высокотехнологичные производства были выведены из Стерлитамака. Яркий тому пример – судьба машиностроительного завода (1944–1999+).

В ходе «прихватизации» рабочие многочисленных заводов и фабрик Стерлитамака, в том числе ветераны, строившие эти предприятия в тяжелейших условиях войны и послевоенной разрухи, в одночасье оказались обворованными кучкой пронырливых, наглых личностей, уверенных в своей безнаказанности. Мошенническим путём коллективная собственность предприятий была переведена в частную и за безценок поспешно распродана новым «хозяевам жизни», по большей части неизвестным широкой публике. Так рабочий люд лишился недвижимости и других материальных ценностей, крайне необходимых людям для нормальной работы и жизни.

Великолепные дворцы культуры, где жизнь кипела ключом, профилактории и дома отдыха, где безплатно поправляли здоровье тысячи заводчан, больницы, спорткомплексы с бассейнами, спортзалами и стадионами (в их числе легендарный стадион «Каучук»"), общежития для работников, турбазы, пионерские лагеря в лучших местах, в том числе на берегу Белой реки, длинный список утраченного можно продолжать очень долго. Весьма болезненной потерей для трудящихся стала утрата собственных сельхозпредприятий, подсобных хозяйств, плодовых садов с высокоокультуренными, плодородными пахотными землями, со стадами породистого скота, с образцовыми фермами, где выращивался молодняк, вкупе с тракторами, сеялками, комбайнами и другой дорогостоящей сельхозтехникой, купленной на деньги трудовых коллективов.

Всё это наживалось в течение полувека, потом и кровью рабочих. Строительство объектов шло с огромным энтузиазмом, в значительной мере за счёт добровольного, неоплачиваемого труда для чего, например, организовывались массовые субботники. Люди были уверены, что работают на себя, на своих детей и внуков. Воровская “прихватизация” застала их врасплох. Правящая коммунистическая партия, гордо именовавшая себя авангардом рабочего класса, в критический момент исчезла, "яко исчезает дым, яко тает воск от лица огня". Ни один деятель, из числа позиционировавших себя мудрыми руководителями, лидерами, наставниками народа не пришёл на помощь растерявшимся, сбитым с толку рабочим, многие активно участвовали в разворовывании народного достояния, по русской пословице: «Народ что корова, кто ни пройдёт – подоит».

Изначально спланированный как европейский, поволжского типа город, Стерлитамак, с переносом градостроительной и деловой активности в западном направлении и утраты всякого интереса к развитию и обустройству левого берега Ашкадара, медленно, но верно трансформируется в безликий, лишённый индивидуальности город, скорее восточного типа. В индивидуальном секторе в последние двадцать лет наблюдается засилье хаотичной, неэстетичной застройки, проекты не учитывают природных особенностей и традиций города. Архитектурное наследие исторической части города исчезает на глазах. Ашкадар, благодаря которому и возник город, умирает.

В 2016 году город отметил своё 250-летие. Понятно, что отмечалась дата явления российского имперского города Стерлитамака, ибо поселение Стерлитамак намного старше. Празднования по случаю юбилея подвели черту предыдущему этапу развития города – Стерлитамак давно уже не заурядный «райцентр». Ему тесно в рамках навязанной ему модели развития прошлого века. Наиболее образованная, активная, талантливая часть молодёжи это чувствует.

Численность населения города достигла своего пика в 2017 году и составила 280 тыс. человек. С тех пор она начала снижаться и в 2021 году составила уже 274 тыс. человек.

Первоочередная задача властей – вернуть в город высокотехнологичные производства и снять угрозу экологической катастрофы. Огромный потенциал сельского хозяйства Стерлитамакского района достоин щедрого инвестирования. Самообеспечение Стерлитамака высококачественными, экологически чистыми продуктами питания – цель вполне достижимая.

Широкая долина Белой реки с цепью шиханов предоставляет массу возможностей для развития экологического туризма и оздоровительных учреждений. Было бы желание.

Ныне Стерлитамак переживает очередную трансформацию и находится на перепутье. Его будущее в руках горожан, готовых трудиться на благо родного города и взять на себя ответственность за будущее своих детей и внуков.

Моё первое путешествие

В этот мiр я был рождён в полдень светлого и тихого октябрьского дня 1955 года от Рождества Христова, на втором этаже Стерлитамакского родильного дома № 1. Этот светлоокрашенный, кирпичный, двухэтажный особняк, с не лишённым изящества фасадом, стоит и сейчас, в хорошем состоянии, по адресу: улица Садовая, 25, в центре Старого города, на водоразделе рек Ашкадара и Стерли. До революции в нём размещалось стерлитамакское казначейство.

* * *

Здание казначейства, одно из самых красивых и интересных зданий города, возведено в 1895 году. Его фасад богато украшен различными элементами кирпичного декора. Боковые части фасада выделены ризалитами, углы которых оформлены лопатками. Каждый из ризалитов завершён треугольным фронтоном. Центральная часть фасада увенчана небольшим прямоугольным аттиком, соединенным с фронтонами кованой решёткой.

* * *

Мне выпало стать первенцем, маме моей было 22 года, папе – 25 лет.

Роды прошли благополучно, и маму незамедлительно выписали домой. Поскольку папа был на работе, моя бабушка Алевтина и её сослуживица по культпросветучилищу, тётя Люба, приехали забирать меня и мою маму. Общественный транспорт по улице Садовой никогда не ходил, да и не было его тогда в Стерлитамаке. Такси (три машины на весь город) считалось непозволительной роскошью. Поэтому приехали они на лошадке, запряжённой в двуколку (высокую двухколёсную деревянную повозку без рессор, подобие древних колесниц). Лошадки тогда были почти при каждом солидном учреждении. Перед роддомом стояла коновязь, где привязывали лошадок.

Меня завернули в шерстяное солдатское одеяло и вынесли на свет Божий. Так я отправился в первое в моей жизни путешествие, навстречу восходящему солнцу, охраняемый тремя любящими меня женщинами.

Из печных труб струились дымки, в воздухе разносились вкусные ароматы. Близилось время обеда. Население Стерлитамака тогда уже превышало 100 тысяч человек, но улицы города выглядели безлюдными (рабочий город, взрослые все на работе, дети либо в школе, либо со стариками, старики по хозяйству). Автомобили проезжали очень редко, в основном грузовики. На весь город в личном пользовании тогда было не более 30 легковых автомобилей. Владельцы их берегли и выезжали только по особым случаям. Светофоров тогда не было, ехали с оглядкой, неторопливо. Постановлением горсовета легковые автомобили могли разгоняться до 25 км в час, грузовики – до 15 км в час (на самом деле они двигались гораздо быстрее), а конные повозки – до 10 км в час.

Дорожное покрытие на улице Садовой-Соборной во все времена было в приличном состоянии (изначально, при царском режиме, вымощено камнем).

Поездка предстояла недолгая, но интересная. Ехать на конной повозке это совсем не то, что ехать на машине. Мы не спешили. Конечно, ребёнок нескольких дней от роду не может следить за дорогой и отражать увиденное, но живой контакт с окружающим мiром в этом случае всё же состоялся. Недаром древние греки, по рождении сына, немедленно выносили его на свет Божий и показывали ему родовые владения, а близким людям новорожденного. Быть рождённым означает стать видимым для окружающего мiра.