banner banner banner
Шахматная шкатулка в «Снежинке»
Шахматная шкатулка в «Снежинке»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Шахматная шкатулка в «Снежинке»


Сеанс на число ходов играется так: на каждом круге мы делаем ровно по одному ходу. И число кругов сеансера равно числу сделанных ходов. Все, кто продержался заданное число кругов и не получили мат – выиграли! Каждый круг я громко и четко объявляю номер хода. Проигравший участник покидает свой столик. Как правило в учебных группах малышей игра на число ходов почти не применяется. Для такой игры дети должны уже иметь рейтинг под 1650—1700. Понятно, что в детском саду играть на число ходов можно только с ограниченным материалом и исключительно в стандартных положениях. Например, задача дающего сеанс – продержаться семь ходов против двух ладей с одним королём. Или продержаться восемь ходов с лисичкой против восьми курочек бегущих «в домик».

СЕАНСОВЫЙ МЕТОД

Сеансы одновременной игры я даю давно. Самые лучшие результаты – 6:0 против шести чемпионов Качканара разных лет с часами при контроле один час на партию, и 41:0 против шахматистов 1—2 разрядов в Соломбале в далёком 1979-ом году в дни Первомайских праздников.

Понятно, что в своих педагогических практиках я не мог не уделить этому методу надлежащее внимание. Учебный или обучающий сеанс одновременной игры довольно сильно разнится с обычным сеансом одновременной игры в шахматы. Несколько слов об обычных сеансах. Понятно, что мне довелось поиграть в сеансах с обеих сторон, и потому многие стороны этой формы состязания прочувствованы мною достаточно глубоко. Но лучший в моей жизни урок я получил от Евгения Андреевича Васюкова, когда он в 1978-ом году был приглашен к нам в только что созданный нами АШШК – Архангельский шахматно-шашечный клуб. На открытие клуба. Евгений Андреевич неспешно двигался вдоль расставленных по периметру шахматных столиков – более тридцати, неспешно делая ходы. В конце концов пару партий он проиграл, пару закончил вничью и в остальных уверенно победил. Дал он ряд сеансов в других местах города, в частности и у нас на Сульфате. После сеансов мы направились ужинать и я вежливо поинтересовался у знаменитого гостя, как он так спокойно дает сеансы по полтора-два часа кряду. И вот здесь он мне поведал свою историю, которая буквально открыла мне глаза на происходившее.

Я приведу его рассказ на память, и, надеюсь, сумею сохранить необычайный аромат этого повествования. Все сказки «Тысячи и одной ночи» буквально отдыхают!

– В начале шестидесятых я – молодой гроссмейстер – был направлен в один небольшой французский городок дать сеанс одновременной игры местным любителям. В центре города на площади перед городской ратушей при прекрасной погоде были расставлены по периметру шахматные столы за которые уселись играть мэр города, главный судья, прокурор, начальник полиции, авторитетные местные политики и крупные местные воротилы бизнеса, а также несколько местных сильнейших любителей для демонстрации силы города и проверки на прочность юного советского дарования. Я тогда был слишком молод и неопытен и буквально «вынес» их всех за пятнадцать минут ураганом пронесясь по кругу и молниеносно делая ходы.

Больше я так никогда не делал. Меня вызвали в Посольство и пропесочили по полной программе. «Мы тебя для чего туда отправили? Чтобы ты им показал свою силу? Мы тебя направили для установления более прочных дружеских отношений!» С тех пор я стал давать сеансы не спеша, всегда проигрывая одну-две партии и делая две-три аккуратных ничьи. Дело это не простое, поскольку надо не слишком грубо зевнуть и не слишком заметно ошибиться. Но, как видите, у меня это получается!

Да! Это был мне урок на всю жизнь! Сеанс – это не только и не столько форма состязания, сколько форма своеобразного доверительного общения на шахматном материале.

Иное дело – обучающий сеанс.

Зачетный сеанс – это игра по кругу с малышами при которой задача сеансера правильно и умело подправлять и подсказывать играющим.

Контрольный сеанс – это как правило игра на число ходов. Чем больше ходов продержался участник сеанса – тем успешнее он выступил.

Форм и техник здесь очень много. Особенно детям нравятся мои Новогодние сеансы Деда Мороза – это праздничный сеанс и задача его – доставить малышам как можно больше радости.

Ну а подробнее я постараюсь рассказать о каждой из форм отдельно.

ОДНОВРЕМЕННО

Среди расстановок столов особняком стоит веерная расстановка для одновременной игры с пятью детьми.

В отличие от сеанса одновременной игры здесь нет необходимости организовывать ожидание прихода сеансёра.

Когда ребёнку удобно сделать ход – тогда он его и делает.

Педагог имеет возможность общаться с каждым и каждому индивидуально советует и подсказывает.

Здесь расстановка столов для сеанса одновременной игры классическая.

Главное – чётко организовать ожидание участником прихода сеансёра.

Нетривиальная задача для детей этого возраста.

На фото группа, которая занимается уже полтора года!

Дети накануне перехода в школу.

И тем не менее это их первый осмысленный сеанс одновременной игры.

Число участников такого сеанса на этом возрастном интервале не должно превышать пяти-шести, поскольку слишком долгое ожидание ведёт к потере интереса.

Разумеется это внешняя организационная форма общения с детьми в «Шахматной Шкатулке».

Сеанс ведётся на число ходов.

Сеансёр активно подсказывает участникам варианты и раскрывает основные угрозы, обязательно разрешает брать назад крайне неудачные ходы и активно хвалит за каждый удачный ход и за каждый верный комментарий.

ЗАНЯТИЕ С ДИГИТАЛ ДОСКОЙ

Дигитал Доска – шахматная доска, воспроизводящая положение шахматных фигур на образе шахматной доски на экране.

Применяется на турнирах для демонстрации партий мастеров зрителям в турнирном зале и зрителям в Интернете по всему миру.

Для дошкольника знакомство с «волшебной доской» является большим эмоционально позитивно окрашенным событием.

Он видит красивую большую деревянную шахматную фигуру, которую размещает на большой красивой шахматной доске в центре выбранного им квадрата и видит, как символическое изображение этой фигуры возникает на символическом квадрате экранной версии отражения шахматной доски.

Сам факт постановки фигурки на доску и появление её изображения на экране вызывает у ребёнка шквал позитивных переживаний.

Это один из важных элементов Погружения в шахматный материал.

Понятно, что именно для детских садов требуется заметное расширение и графического и фигурного арсенала такой доски.

Пока изготовители похоже не особенно озабочены этим моментом, но мы надеемся, что и наши публикации натолкнут разработчиков на «правильный» ход мысли и специальные «детские шахматные дигитал-доски» в конце-концов появятся в арсенале наших дошкольных учреждений.

Ведь именно они позволят заметно интенсифицировать логическую составляющую оперирующего с абстрактными объектами мышления.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА

У ДОШКОЛЬНИКА – ДА! А У ВЗРОСЛОГО?

Наконец*, мы должны взглянуть на эту проблему вот с какой стороны:

– Пусть игра – основная и даже ведущая деятельность дошкольника в детском саду, но кто сказал, что она – основная или ведущая деятельность взрослого сотрудника детского сада?

Ряд специалистов детского сада используют игру дошкольников в своих арсеналах работы с малышами в том или ином направлении.

Это и дефектологи, и логопеды, и преподаватели физической культуры, и воспитатели, и музыкальные педагоги…

Кого-то я всё равно упустил.

Но для них это именно элементы, моменты в их «основной» деятельности, которая называется кратко и ёмко «труд» или «работа» и за которую они получают заработную плату, и которая фиксируется в их трудовых книжках.

И стаж им идёт именно трудовой, а не игровой.

Таким образом, само распределение смысловых и поведенческих акцентов в организационной структуре дошкольного учреждения образования противится приданию Игре некоего ведущего компонента структуры в целом.

Архитектурно-планировочные решения определяются гораздо больше сейсмичностью района застройки, экономическими показателями муниципалитета, социальной обстановкой в окружении.

И в самой меньшей степени приоритетами в деятельностях самого дошкольника.