А нормальные люди начинают пользоваться тем, что в них формируется ГОДАМИ! Становление образованной личности можно в некотором роде уподобить строительству современного большого дома. Десятки тысяч разнообразных элементов постепенно складываются в законченную конструкцию. Особенно это понятно на примере кирпичных строений: неспешно, последовательно, целеустремленно кирпичик к кирпичику, рядок к рядку, слой за слоем.
Одна ситуация, когда первоклассник в школе впервые видит доску и фигуры. Другая ситуация, когда он уже наиграл определенный объем ощущений на расчерченных досках разного размера, уже усвоил понятия ладья, конь, слон, рокировка, превращение, взятие… При нормальном развитии событий малыш уже систематически общавшийся с шахматным материалом, уже приобщенный к великой шахматной культуре имеет весьма большие преимущества перед сверстником, с этой стороной жизни не знакомый.
Таким образом, постепенно, откристаллизовалось понимание необходимости перенесения ядра шахматного всеобуча в дошкольный период, чтобы в переломном для ребёнка первом классе было меньше адаптивной нагрузки, легче шёл процесс перехода на новый ритм жизни и шахматное обучение в детском саду как раз выполняет среди прочего функцию активного адаптера к школе.
Целеполагания здесь преимущественно не селективные.
Задача – положить начало последовательному формированию высоко дисциплинированного мышления, строго работающего с учебным материалом и опирающегося на выработанные уже первичные логики работы с абстракциями высших порядков.
Преподавание шахмат, кроме выше указанного, является надежной прививкой от игромании в будущем. Разнообразный материал, привлекаемый на занятия в группе детей, повышает уровень готовности к абстракциям и увеличивает арсенал образов формирующейся личности, способствует разнообразию форм общения со сверстниками и преподавателем, снижает риски развития аутизма. Особо подчёркиваю: программа ни в коей мере не нацелена на получение какого-либо спортивного результата. В столь раннем возрасте спортивный интерес не должен оказывать влияния на становящуюся личность ребёнка.
Обозначим кратко ещё раз основные цели и задачи курса:
1.Подготовка ребенка к переходу в школу
2.Начало постановки дисциплины мышления на минимально необходимом материале
3.Усиление аппарата аналогий становящейся личности.
4.Формирование первичных навыков высокой игровой культуры
5.Проведение ребенка через основные этапы формирования современной игровой цивилизации
С философской точки зрения (Хейзинга – «Гомо люденс», Герман Гессе – «Игра в бисер», Шиллер, Пушкин, Шекспир и другие авторы) человек разумный это Личность Играющая и универсум Игры не должен игнорироваться системой воспитания и образования подрастающего поколения.
ШАХМАТНЫЙ МАТЕРИАЛ
Шахматная культура – это и сложившаяся традиция, и собственный язык, и огромная библиотека, и самостоятельный раздел живописи, скульптуры, архитектуры и паркового искусства. Шахматная культура – это огромное разнообразие форм как собственно шахматных фигур, так и досок, сундучков и шкатулок, разнообразие форм досок и цветовой палитры их выполнения. Это отдельный раздел дизайна одежды и отдельная тема маскарадного костюма, это и комплекс представлений типа «живые шахматы» и сложившийся литературный комплекс, отдельный, как минимум астрологический, комплекс, если не удастся отстоять ту точку зрения, что именно из Чатуранги вышли все позднейшие астрологические единицы. В шахматной культуре есть и своя особая Композиция и свой собственный задачный массив.
Познакомиться с этой культурой хотя бы вчерне, абрисно, эскизно как раз и позволяет представленная Программа.
Она включает в себя и хореографию, и музыку, и живопись, и скульптуру. Отдельные занятия посвящаются формам фигур, досок, отображению шахмат в искусстве и современной фотографии.
Отдельное место занимает в Программе комплекс специальных детских шахматных обучающих и приобщающих программ. Это и цикл «Шахматные сказки», и программа «Динозаврики учат шахматам» и «Волшебная лампа Аладдина».
Комплекс задач включает в себя наборы упражнений, предложенные замечательным курсом Сухих, прекрасной программой Голенищева, чудесным задачником Иващенко и глубокой разработкой Челябинской школы Кибизова.
ПРОГРАММА ДО 3-Х ЛЕТ
Программа шахматной подготовки детей в детском саду
Возраст детей до трёх лет
Номер занятия/ Содержание занятия
1 ладья
2 Рисуем ладью
3 пешка
4 Рисуем пешку
5 ладья и пешка
6 Рисуем ладью и пешку
7 пешка и пешка
8 Рисуем пешки
9 ладья и ладья
10 Рисуем две ладьи
11 ладья и две пешки
12 Лепим пешку
13 две пешки и пешка
14 Лепим ладью
15 две пешки и две пешки
16 рисуем доску 3х3
17 по ладье и две пешки
18 рисуем корону
19 три пешки и ладья
20 рисуем королеву
21 три пешки и две пешки
22 рисуем доску 5х5
23 три пешки и ладья с пешкой
24 лепим корону
25 по ладье и три пешки
26 лепим доску 3х3
27 по четыре пешки
28 рисуем доску мелом на асфальте
29 четыре пешки и три пешки
30 Готовимся к шахматной ёлке
31 четыре пешки и две пешки
32 Сеанс деда Мороза
33 ладья против четырех пешек
34 рисуем доску 8х8
35 по ладье и четыре пешки
36 рисуем шахматную елку
37 король
38 строим шахматный домик
39 король и две пешки
40 строим шахматный дворец
41 король и пешка
42 расставляем армии на поле боя
43 король и ладья
44 игра с кубиком в догонялки
45 мат ладьей
46 игра с кубиком в чатурангу
47 король и ладья против короля и пешки
48 игра с кубиком на гигантской доске
49 метод мата лифт
50 шахматные прятки на гигантской доске
51 мат в углу
52 учим шахматный стишок
53 мат на краю доски
54 сказки о шахматах
55 мат королем и двумя пешками
56 сказки о фигурах
57 рентген
58 раскрашиваем шахматные фигурки
59 шах как метод игры
60 легенда о коне
61 по королю, ладье и четыре пешки
62 повторение пройденного
63 Мини игра
64 Награждение учащихся (всех!)
ПРОГРАММА ДО 4-Х ЛЕТ
Номер занятия/Содержание занятия1 / расстановка фигур на доске2 / рисуем ладью3 / урок 1. Ладья4 / рисуем пешки5 / игра 1. Лисичка-обжора6 / рисуем шахматную фантазию7 / урок 2. Слон8 / Картины Сатониной9 / игра 2. Охота на Мамонта10 / Шахматные костюмы11 / урок 3. Конь12 / Шахматы на картинах13 / игра третья: Охота на Мустанга14 / Шахматные фигуры – образы15 / игра 4. Кто съест первым (Л,К,С)16 / Танец королевы – хореография17 / игра 5. Кто съест всех (Л,К,С)18 / Танец Короля – хореография19 / урок 4. Пешка20 / Танец пешки – хореография21 / игра 6. Пешки22 / Танец коня – Хореография23 / игра 7. Козлики и волки 1/424 / обход доски конем25 / игра 8. Козлики и волки 2/626 / обход доски слоном27 / игра 9. Козлики и волки 3/828 / обход доски ладьёй29 / урок 5. Король30 / Готовимся к шахматной ёлке31 / Мат Кр, Л – Кр лифт32 / Сеанс деда Мороза33 / Мат Кр, Л – Кр – оттеснение34 / рисуем шахматную елку35 / Мат Кр, Л- Кр контактный36 / как сидят во время партии37 / Король против трех пешек38 / игра одной рукой39 / Король и пешки против короля40 / шахматные фантазии: леопард41 / Король и пешки против короля42 / шахматные фантазии: зебра43 / Мат королю королем и пешками44 / шахматные фантазии: бегемот45 / Превращение пешки в ладью46 / шахматные фантазии: крокодил47 / Урок 6. Ферзь48 / раскрашиваем шахматные фигурки49 / Превращение пешки в ферзя50 / живые шахматы – группа51 / Превращение пешки в коня52 / игра с тренером53 / Мат Кр, Ф – Кр54 / живые шахматы – группа55 / Дебют: первая схема56 / живые шахматы – группа57 / Дебют: вторая схема58 / сеанс игры учителя59 / Дебют: два фианкетто60 / игра с тренером61 / Дебют: детский мат62 / сеанс игры учителя63 / Мини игра64 / Награждение учащихся (всех!)ПРОГРАММА ДО 5-ТИ ЛЕТ
Номер занятия/Содержание занятия1 / Дебют: первая схема2 / шахматная сказка – рисунок3 / Дебют: вторая схема4 / шахматное королевство-рисунок5 / Дебют: два фианкетто6 / лепим шахматные фигуры: слон7 / Дебют: детский мат разбор8 / лепим шахматные фигуры: пешка9 / Дебют: четвертая схема за черных10 / лепим шахматные фигуры: конь11 / Эндшпиль: мат королем и ферзем12 / лепим шахматные фигуры: ладья13 / Эндшпиль: мат королем и ладьёй14 / лепим шахматные фигуры: король15 / Эндшпиль: мат двумя ладьями16 / лепим шахматные фигуры: королева17 / Игра Маша и Глаша18 / рисуем шахматную доску разноцвет19 / Задачи на мат в один ход Кр, Ф20 / рисуем радугу на доске21 / Задачи на мат в один ход Кр, Л22 / раскрашиваем фигуры по радуге23 / Задачи на мат в один ход Кр, С, С24 / учим шахматный стишок25 / Задачи на мат в один ход Кр, С, К26 / зоопарк на доске27 / Задачи на мат в один ход Л, Л28 / лабиринт на доске29 / Задачи на мат в один ход Л, Ф30 / Готовимся к шахматной ёлке31 / Эндшпиль: мат двумя слонами32 / Сеанс деда Мороза33 / Игра в пешки34 / красивые расстановки на демодоске35 / Игра Двойная Обжора36 / живые шахматы – группа37 / Игра с лишним ферзем38 / живые шахматы – группа39 / Игра с лишней ладьёй40 / шахматный рисунок41 / Игра с лишним конём42 / рисуем большую доску43 / Эндшпиль: король против пешки44 / угадай клетку – игра с доской45 / Эндшпиль: король против двух пешек46 / кого нет на доске игра с расстановкой47 / Дебют: размены в центре48 / сеанс игры учителя49 / Дебют: размены в центре50 / сеанс игры учителя51 / Миттельшпиль: открытая линия52 / игра с тренером53 / Мат по восьмой (первой) горизонтали54 / живые шахматы – группа55 / Размен на открытой линии56 / сеанс игры учителя57 / Короткая рокировка58 / игра с тренером59 / Задачи на мат в 1 ход в миттельшпиле60 / живые шахматы – группа61 / Задачи на мат в 1 ход в миттельшпиле62 / сеанс игры учителя63 / Контрольная игра64 / Контрольная игра на ходыПРОГРАММА ДО 6-ТИ ЛЕТ
Номер занятия/Содержание занятия1 / Чатуранга 1-е представление 5х52 / рисуем радугу на доске3 / Чатуранга: игра с кубиком4 / раскрашиваем фигуры по радуге5 / Шатрандж: табия 16 / зоопарк на доске7 / Шатрандж: табия 28 / лепим шахматные фигуры: конь9 / Шатрандж: табия 310 / лепим шахматные фигуры: ладья11 / Дебют: развитие фигур12 / лепим шахматные фигуры: король13 / Дебют: центр и его захват14 / лепим шахматные фигуры: королева15 / Дебют: атака пункта f716 / живые шахматы – группа17 / Эндшпиль: реализация лишней ладьи18 / Игра Двойная Обжора19 / Эндшпиль: реализация лишней ладьи20 / Игра без К,С,Ф21 / Эндшпиль: реализация лишней ладьи22 / живые шахматы – группа23 / Дебют: двойное фианкетто черных24 / Игра без К,С25 / Дебют: быстрая рокировка26 / Морской бой27 / Размен: считаем до двух28 / живые шахматы – группа29 / Размен: считаем до двух 230 / Готовимся к шахматной ёлке31 / Игра без К,Ф32 / Сеанс деда Мороза33 / Морской бой34 / живые шахматы – группа35 / Игра без К36 / Танец коня – Хореография37 / Полная игра38 / живые шахматы – группа39 / Понятие мата40 / живые шахматы – группа41 / Мат ферзём и ладьёй42 / Танец Короля – хореография43 / Мат двумя ладьями44 / шахматная азбука А,В,С45 / Мат королём и ферзём46 / Танец королевы – хореография47 / живые шахматы – группа48 / Мат двумя слонами49 / Задачи на мат в 1 ход Миттельшпиль50 / игра с тренером51 / шахматная азбука D,E52 / сеанс игры учителя53 / Задачи на мат в 1 ход Миттельшпиль54 / игра с тренером55 / Задачи на мат в 1 ход Дебют56 / блиц-турнир57 / Задачи на мат в 1 ход Дебют58 / игра с тренером59 / шахматная азбука G,H60 / игра с тренером61 / Три стадии партии62 / сеанс игры учителя63 / Контрольная игра64 / Контрольная игра на ходыПРОГРАММА ДО 7-МИ ЛЕТ
Номер занятия/Содержание занятия1 / Эндшпиль: правило квадрата2 / Повторение: Урок 1 Ладья3 / Эндшпиль: оппозиция простая4 / Повторение: Урок 2 Слон5 / Эндшпиль: оппозиция 1,3,56 / Повторение: Урок 3 Конь7 / Эндшпиль: Кр, п – Кр, п8 / Повторение: Урок 4 Пешка9 / Миттельшпиль: открытая линия 110 / Повторение: Урок 5 Ферзь11 / Миттельшпиль: открытая линия 212 / Повторение: Урок 6 Король13 / Миттельшпиль: открытая линия 314 / Повторение: Урок 7 Рокировка15 / Миттельшпиль: игра слонами16 / Рисуем шахматное королевство17 / Миттельшпиль: игра слонами 218 / Игра в пешки19 / Миттельшпиль: атака короткой рокировки 120 / Игра Двойная обжора21 / Миттельшпиль: атака короткой рокировки 222 / Игра Охотник, Машенька и Медведь23 / Миттельшпиль: атака короткой рокировки 324 / Игра Маша и Глаша на время25 / Миттельшпиль: блокада пешки конём 126 / Игра с часами27 / Миттельшпиль: блокада пешки конём 228 / Игра с часпми29 / Задачи на счет при размене30 / Готовимся к шахматной ёлке31 / Задачи на счет при размене32 / Сеанс деда Мороза33 / Задачи на мат в 1 ход Миттельшпиль34 / Танец королевы – хореография35 / Задачи на мат в 1 ход Миттельшпиль36 / Танец пешки – хореография37 / Задачи на мат в 1 ход Миттельшпиль38 / Танец Короля – хореография39 / Задачи на мат в 1 ход Дебют40 / Делаем себе Демо-доску41 / Задачи на мат в 1 ход Дебют42 / Изготавливаем набор демо-фигур43 / Задачи на мат в 1 ход Дебют44 / Готовим Демо-диаграмму45 / Эндшпиль – реализация лишнего слона46 / Решение задач Иващенко №№1—1247 / Эндшпиль – реализация лишнего коня48 / игра с тренером49 / Эндшпиль – две проходные пешки50 / сеанс игры учителя51 / Эндшпиль – ладья и две пешки: автомат52 / игра с тренером53 / Решение задач Иващенко №№13—2454 / блиц-турнир55 / Решение задач Иващенко №№25—3656 / сеанс игры учителя57 / Решение задач Иващенко №№37—4858 / игра с тренером59 / Решение задач Иващенко №№49—6060 / игра с тренером61 / Конкурс решения задач62 / сеанс игры учителя63 / Контрольная игра64 / Контрольная игра на рейтингТОЧКА ОПОРЫ ФГОС В ДОУ
Шахматная Шкатулка по самой своей сути является неким опорным пунктом формирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала собственного пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Шахматная Шкатулка обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения ребёнка.
Шахматная Шкатулка обеспечивает:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Шахматная Шкатулка является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Содержательная насыщенность Шахматной Шкатулки соответствует возрастным возможностям детей и содержанию реализуемых в ней Программ.
Шахматная Шкатулка оснащена средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, в соответствии со спецификой реализуемых в ней Программ.
Организация Шахматной Шкатулки и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в ней обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, в том числе с песком и водой;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость Шахматной Шкатулки предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов Шахматной Шкатулки позволяет:
возможность разнообразного использования различных составляющих Шахматной Шкатулки, в том числе, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.п.;
обеспечивать наличие в Шахматной Шкатулке полифункциональных, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность Шахматной Шкатулки обеспечивает:
наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность Шахматной Шкатулки позволяет всем воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, свободно пользоваться содержащимися в ней играми, игрушками, материалами, пособиями, обеспечивающими все основные виды детской активности при сохранении исправности материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды Шахматной Шкатулки обеспечивается соответствием всех её элементов требованиям надежности и безопасности.
ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСПЛАТНЫМ
Есть вещи, которые, как мне казалось, я понимал.
Есть вещи, которые, на мой взгляд, мне были более-менее понятны.
Есть вещи, которые я, по моему, априори – глубоко ошибочному, убеждению понимал изредка, но чаще не понимал.
И есть вещи, которые, видит Бог, я не понимал и не принимал никогда.
Одной из таких вещей мне выпало заниматься всю свою сознательную жизнь!
В далёком теперь уже 1978-ом году я пришёл в областной спорткомитет Архангельска и был принят на работу организатором областного шахматно-шашечного клуба – АШШК.
До этого я тренировал маленьких детей, в основном начинающих, в кружках и подворотнях «за просто так». Мне нравилось учить малышей, и я их таки, учил!
И вот Лев Михайлович Фильчагин – гениальный Председатель спортивного Комитета – ориентирует меня в том ключе, что шахматный клуб должен действовать на началах самоокупаемости!!!
С марта 1978-го года до ухода из клуба я непрерывно носился по городу и организовывал мероприятия, которые должны были приносить доходы!
С поставленной задачей я справлялся успешно и при увольнении нарвался на запись единственной в моей Трудовой книжке благодарности – от Льва Михайловича.
Прошли годы. Мне уже не 26 лет, как тогда, а наоборот! – 62!!!
36 лет! Три дюжины оборотов Земли вокруг нашего родного источника света!
Столько прожила принцесса Диана!
Столько прожил Саша Кузубов!!
«Тридцать шесть ей было! Тридцать шесть!»
И вот сейчас опять в который раз поставлена задача: заработать денежки!
А всё это время параллельно крутился совсем другой «ролик».
Люди трудились в спортивных ДЮСШ и получали заработную плату от системы образования, и никаких денег за обучение с родителей никто не брал и брать не собирался!
Категорически не понимаю и понимать не хочу!
Обучение детей шахматам, на мой непросвещённый взгляд, должно быть БЕСПЛАТНЫМ!
Мне выпало много лет оказывать эту услугу платно!
Но почему за обучение географии и литературе платить не надо, а за обучение мудрейшей из игр надо?
Шахматы!
Красиво сказано!
Обучение шахматам, это постановка дисциплины мышления!
В условиях острейшего противостояния с другой волей!
Почему за гимнастику ума платить не требуется, а за важнейшую систему упражнений развивающих этот самый ум надо?
Когда же учебная дисциплина «шахматы» войдёт в обязательный арсенал всеобуча?
Вот мы создали «Шахматную Шкатулку» – в детском саду.
Де-факто созданы все условия для тотального охвата всех детей программой шахматного всеобуча.
В идеальное время.
Даже не трогая школьную программу!
И вновь: плати!!!
Не пойму никогда!
ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ
МАША И ГЛАША
Шахматный Всеобуч. Игра Первая. Финальные сцены
Посмотрим на диаграмму в верхней части этой публикации.
Здесь представлены четыре финальных сцены игры «Маша и Глаша».
Доска разделена на четыре фрагмента, ибо финал занимает не так уж много места..
1.Это позиция, при которой Фёдор Алексеевич не имеет хода. Ничья!!!
2.Во второй позиции при очереди хода за Федором Алексеевичем, он обязан отойти на седьмой этаж и тогда Машенька поймает его двигаясь по пятому этажу до восьмого подъезда!
3. А в третьей позиции решающий удар наносит другая красавица – Глашенька. Всё! Девочки выиграли!
4.Это вновь позиция, при которой Фёдор Алексеевич не имеет хода. Ничья!!! Чем она замечательна? А тем, что получилась она в результате грубой ошибки играющих!!! Потому что возникнуть при «правильной» игре она не могла! Скорее всего девочки сделали два хода подряд!
Шахматный Всеобуч. Игра Первая. Фёдор Алексеевич
Фёдор Алексеевич. Он ходит и бьёт на одну клетку в любую сторону: по вертикали, по горизонтали и по диагонали. Когда он стоит в середине доски, он держит под боем одновременно восемь клеток! В углу доски он бьёт только три клетки. На краю доски – пять! Что такое 3, 5, 8? Что это за странный ряд? И такой ли уж странный?
Вообще, если вы тысячу разделите на шестьсот восемнадцать, то у вас получится довольно странное число: тысяча шестьсот восемнадцать. Разумеется, это округление. Число знаков после запятой весьма и весьма велико. Точнее оно бесконечно велико. Само это соотношение называется «золотое сечение». Но для простого запоминания и для простых вычислений вполне достаточно числа 1618! Ряд 1618:1000:618 – это основной ряд для запоминания «золотой» пропорции. А вот ещё один прикол: сумма чисел в четырёх клетках магического квадрата четвёртого порядка по вертикали, горизонтали или диагонали равна тридцати четырём! 34 – это константа магического квадрата 4х4. Таким магическим квадратом является статуя Святовита его модель на фото вверху!), поставленная в центре Киева между Софийской и Михайловской площадями, напротив Министерства внутренних дел в Историческом сквере. Так вот: эта сумма обычно возникает из сумм чисел в двух парах клеток (например: 2+16 и 9+7, или 13+3 и 12+6 и так далее). Эти две части константы квадрата равны соответственно 16-ти и 18-ти! А напротив Святовита в Киеве есть автобусно-троллейбусная остановка, через которую ходят, стартующие с Майдана Незадлежности, маршрутки и троллейбусы. Город – трёхмиллионный. Номеров маршруток и троллейбусов – хоть заешься! Но мимо стоящего в центре Киева столбика ходят только два номера маршрутов: шестнадцатый и восемнадцатый! Но вернёмся к нашей печали. В наиболее сжатом виде золотая пропорция, это отношение трёх к пяти или пяти к восьми, или шести к десяти, или десяти к шестнадцати. Таким образом число клеток, которые держит под боем Фёдор Алексеевич находится на линии «золотого» сечения! И это – далеко не единственный случай возникновения этого отношения на шахматной доске. А что означает слово «бьёт» в нашем весёлом случае? Ведь если бьёт, значит любит! Но у нас это слово означает «ест»! Фёдор Алексеевич – безжалостный поедатель Маш и Глаш. Стоит Машеньке или Глашеньке оказаться рядом с ним на незащищённой клетке, и этот медленно ковыляющий увалень просто встаёт на клетку, неосторожно занятую несчастной девочкой, а её бездыханное тельце снимается с доски! Всё! Он её скушал! Съел! Срубил! Уничтожил! И только в одном случае он не может этого сделать: если эта клеточка находится под присмотром второй девчонки! Все «Монстры Хай» мира отдыхают перед клыками наших доморощенных, можно сказать – отечественных! – Машеньки и Глашеньки. Число съеденных этими двумя слонов, коней, офицеров, королев, шахов, визирей, пушек, крепостных башен, кораблей просто астрономическое. «Монстрам Хай» и не снилось! И если Фёдор Алексеевич рискнёт скушать Машеньку на клеточке, на которую смотрит Глашенька или – наоборот, он будет тут же сокрушён, раздавлен, обнулён! Вторая красавица заступит на место первой, а наш антигерой просто испарится! Вот оно было и нету! Именно в силу того, что и Маша и Глаша ходят одинаково и одинаково бьют, позиция, при которой Маша видит Глашу – это и позиция, когда Глашенька видит Машеньку! Потому и говорим: «посмотрели друг на друга». И пока смотрят друг на друга – они неуязвимы, и никакой Фёдор Алексеевич им не страшен. Интересно, что этот образ, как и многие другие – значительней самого занятия.