Книга Духовная Практика Вайшнавов - читать онлайн бесплатно, автор дас Яшомати Нандана. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Духовная Практика Вайшнавов
Духовная Практика Вайшнавов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Духовная Практика Вайшнавов

Шрила Прабхупада подтверждает это: «Они могут повторять, но они должны понять этот процесс повторения, это будет более действенным. Любой может повторять, но они должны знать, что «если я буду повторять должным образом, это будет более действенным».Есть одна песня Бхактвинода Тхакура: «Произносятся лишь звуки алфавита, но это не нама». Намакшара – Харе Кришна, буквы, произносятся, но это не святое имя."

Шрила Прабхупада дает следующее объяснение Харе Кришна маха-мантре:

"Слово Хара – это форма обращения к энергии Господа, а слова Кришна и Рама – это формы обращения к Самому Господу. Кришна и Рама означают высшее наслаждение, а Хара – это верховная энергия наслаждения Господа, в звательном падеже – Харе. Верховная энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Господа.

Материальная энергия, называемая майей, – это также одна из многочисленных энергий Господа. Живые существа описываются как высшие по отношению к материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей энергией, возникает несовместимая ситуация. Но когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, именуемой Хара, оно восстанавливается в счастливом, здоровом состоянии.

Эти три слова, а именно, Хара, Кришна и Рама – трансцендентные семена маха-мантры. Повторение мантры – это духовный призыв к Господу и Его энергии с просьбой дать защиту обусловленной душе. Это повторение в точности подобно плачу ребенка, зовущего свою маму. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа Отца, и Господь раскрывает Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

В этот век ссор и лицемерия нет иного средства духовного осознания столь же действенного, как маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

"Преданность можно увидеть, когда человек плачет, вспоминая святое имя Господа Кришны. Тот, кто плачет, произнося: «Кришна»!– воистину произносит имя Кришны. Воистину произнести: «Кришна»!невозможно благодаря богатству или благородному происхождению."

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет значение маха-мантры: «Харе Кришна маха-мантра не имеет ничего общего с Рама-лилой. Имя Рама означает Радха Рамана Рама, или Кришна, который доставляет наслаждение Шримати Радхарани. Гаудия Вайшнавы придерживаются тому, что маха-мантра – это на 100% сознание Кришны, а не сознание Рамы. За наш духовный прогресс отвечает внутреннее представление о мантре.

Если, произнося «Рама» человек думает о Господе Рамачандре, его влечение приведет его в Айодхью (святую обитель Рамы). Если преданный произносит «Рама", думая, что «Рама» означает Радха Рамана Рама, тогда он отправится на Голока-Вриндавану. Внутренние представления преданного определят его назначение. Харе – это звательный падеж от имени Хара, что означает Радха. Хара (Радха) означает «та, кто может похитить даже внимание Кришны, Хари."

"Харе означает Хара или Радха, которая похищает ум Кришны Своей несравненной любовью и нежностью. Криш означает «привлекать", а На означает высшее блаженство. Кришна – воплощение высшего блаженства. Ра означает изгонять все грехи, а Ма означает закрытую дверь, которая не дает грехам войти вновь. Рама означает имя Бога, который всегда наслаждается любовными играми со Своей вечной супругой Шримати Радхикой."

Шрила Прабхупада дал такое значение Харе Кришна маха-мантры: «О Харе, О Радхарани! О Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам, чтобы я мог избавиться от служения майе."

Бхактивинод Тхакур молится святым именам, содержащимся в маха-мантре, чтобы они заняли его в чистом преданном служении. «О Хари! О Кришна! О Рама! Пожалуйста, привлеки, плените и очистите мой ум. Пожалуйста, сделай меня способным наслаждаться Твоим трансцендентным именем, формой, качествами, играми и т.д. Пожалуйста, сделай меня достойным, и укажи мне какое-то особенное служение, которое, по Твоей милости, я бы мог совершать, памятуя Твое трансцендентное имя, форму, качества и игры.

"Пожалуйста, позволь мне слушать о Твоих откровеннейших играх из уст Твоего самого дорогого преданного. О Радха и Кришна! О Хари! Приняв меня одним из Своих слуг, пожалуйста, делайте со мной все, что пожелаете."

В соответствии с различными уровнями духовного осознания существуют различные понимания значения маха-мантры. Ниже мы приводим различные авторитетные значения Харе Кришна маха-мантре, которые могут отражать существующие представления читателя, или породить или вдохновить на новое понимание.

В Хари-бхакти-виласе дается следующе значение Харе Криша маха-мантры:

Харе – О Радха, пожалуйста, привлеки мой ум, и освободи меня от материального мира.

Кришна – О Кришна, пожалуйста, привлеки мой ум.

Харе – О Радха, привлеки мое сердце, раскрыв мне Свою сладость.

Кришна – О Кришна, очисти мой ум, дав мне знание о том, как поклоняться Тебе через Твоего чистого преданного

Кришна – О Кришна, дай мне твердую веру, чтобы я смог по достоинству оценить Твое имя, качества, и игры.

Кришна – О Кришна, пусть я разовью вкус к служению Тебе

Харе – О Радха, пожалуйста, сделай меня достойным нести служение Тебе.

Харе – О Радха, пожалуйста, скажи, как я могу служить Тебе.

Харе – О Радха, позволь мне слушать о Твоих сокровенных играх со Своим возлюбленным Шьямасундарой.

Рама – О Кришна, позволь мне слушать о Твоих сокровенных играх со Своей возлюбленной Радхарани.

Харе – О Радха, пожалуйста, раскрой мне Свои игры со Своим возлюбленным Мадхавой.

Рама – О Кришна, пожалуйста, раскрой мне Свои игры со Своей возлюбленной Шримати Радхикой.

Рама – О Кришна, пожалуйста, займи меня памятованием о Твоем сладостном имени, форме, качествах и играх.

Рама – О Кришна, сделай меня достойным служеть Тебе.

Харе – О Радха, я молю Тебя, будь довольна мной.

Харе – О Радха, я молю Тебя, будь довольна мной.

Теперь мы приведем разнообразные значения маха-мантры, данные Шрилой Рагхунатхой Дасом Госвами, Шри Дживой Госвами, Гопалом Гуру Госвами и Бхактивинодом Тхакуром.

Слово Харе – это звательный падеж от двух слов: Хари (Кришна) и Хара (Радха). Сперва мы дадим значение Харе, отосящееся к Хари или Кришне, а затем относящееся к Хара или Радхе. Ачарьи дают значения слов мантры с точки зрения Радхи, Кришн или обусловленной души.

Хари (пленять, захватывать, уносить, лев)

* О Хари! Пожалуйста, плени мой ум и Своей непревзойденной сладостью освободи меня от рабства

* Хари пленяет ум Радхи Своими удивительными играми

* О Хари! Мой (Радхи) ум пленяется, когда Я слышу Твое имя и сладость.

* О Хари! Когда я вспоминаю Твое имя, Ты уносишь все мои грехи, дурные поступки, невежество и тройственные страдания.

* Хари уносит умы всех обусловленных душ, поскольку Он прекраснее, чем миллиарды Купидонов.

* Хари уносит умы всех других аватар

* Хари уносит страдания Враджаваси, когда Он возвращается во Вриндаван.

* Своей очаровательной игрой на флейте, Хари уносит весь страх, терпение, скромность и серьезность Радхи.

* В своих трансцендентных играх с Радхой Хари напоминает льва.

Хара (Возвращать, пленять, хватать или уносить)

* Хара (Радха) вернула Кришну во Вриндаван после того, как Он уехал в Матхуру, чтобы убить Камсу.

* Хара (Радха) пленяет ум Кришны своим разумом

* Хара (Радха) пленяет ум Кришны в конце танца раса и убегает.

* Хара означает Радха, которая своей сильной любовью заставляет Кришну выронить Свою флейту, после чего Она немедленно хватает ее.

* Хара уносит страдания Своих преданных и каждый день дает им счастье.

* Радху называют Хара, поскольку после того, как Кришна убил Ариштасуру, Радха с любовью обратилась к Нему: «О Хари!"

Кришна (сочетание двух слогов: Криш означает привлекать, притягивать, тянуть, существующий или черный; на означает блаженство и удовлетворение)

* Кришна привел все святые места в Шьяма-кунду

* Деяния Кришны всегда привлекают сердце Радхи

* Кришна влечет Радху в лес Своей игрой на флейте

* Аромат, исходящий от тела Кришны, влечет Радху в леса Вриндавана

* Радха притягивает Кришну в леса Вриндавана

* Кришна притягивает ум Радхи сладкими звуками Своей флейты, красотой и пленяющими качествами

* Кришна как Говинда обладает трансцендентной формой, исполненной вечности, знания и блаженства.

* Кришна – единственный источник блаженства для обитателей Гокулы.

* Когда Кришна играет с Радхой, сияние Его темного тела заставляет сияющее золото (Радху) также выглядеть темным.

Рама (восхищать, наслаждаться. черпать наслаждение)

* Рама (Кришна) восхищает Радху Своим остроумием и внешностью

* Кришна всегда наслаждается Своими удивительными играми с Радхой

* Йоги черпают наслаждения, созерцая Сверхдушу, Кришну – подлинный источник трансцендентного блаженства

* Умы преданных всехга черпают наслаждение, думая о Кришне

* Кришна доставил наслаждение Враджаваси, проглотив лесной пожар.

* Шива сказал Парвати: «Скажи Ра, и все грехи уйдут. Скажи Ма и они никогда не смогут вернуться."

Санат-Кумара Самхита упоминает, что, произнося следующие пять молитв, «человек быстро обретет непосредственное служение Радхе и Кришне».Поскольку Харе Кришна маха-мантра – это йугала-мантра, или неотлична от Радхи и Кришны, можно обращать эти молитвы маха-мантре. В действительности, многие преданные могут найти следующие молитвы более подходящими для их уровня духовного прогресса:

1. О Радха и Кришна, пожалуйста, спасите меня из океана рождения и смерти. Пожалуйста, спасите меня от проблем, которые создают дом, семья и друзья. Пожалуйста разрубите на части все страхи Своих верных преданных.

2. О Радха и Кришна, сегодня я приношу себя и все, что у меня есть в этой и в следующей жизни, к Вашим лотосным стопам.

3. О Радха и Кришна, я вместилище всех оскорблений. Я отвергнул все духовные обязанности. У мне нет иного прибежища. О Радха и Кришна, О Мои Повелители, пожалуйста, дайте мне Свое прибежище.

4. О Повелитель Радхи, я Твой. О возлюбленная Господа Кришны, я Твой. А приношу Вам свои мысли, слова и поступки. Вы цель моей жизни.

5. О Радха и Кришна, Вы подобны двум огромным океанам милости. Пожалуйста, будьте милостивы ко мне. Я принимаю у Вас прибежище. Я вручаю себя Вам. Пожалуйста, займите это грешника и оскорбителя в божественном служении Вам.

Прабодхананда Сарасвати дает немного иное значение маха-мантры. Он объясняет, что, повторяя имена Кришны, Гаудия Вайшнавы молят Господа занять их в служении лотосным стопам Его возлюбленной Шримати Радхики:

"Постоянно медитируя на Шри Кришну, чья голова украшена павлиньим пером, повторяя Его сладостные святые имена, служа Его лотосным стопам, и повторяя джапу Его мантр, мы с нетерпением стремимся обрести служение лотосным стопам Шримати Радхарани. Постоянно думая подобным образом, и по Ее беспричинной милости, в сердце пробудится глубокая спонтанная привязанность к Ее лотосным стопам."

Результат повторения святого имени

В Шикшаштаке Господа Чайтаньи упоминается множество благ, которые приносит повторение святых имен Кришны. Вот восемь основных их них:

1. Противоядие от Кали-юги – Даже опытный пловец не сможет пересечь океан Кали – океан пороков и проблем. Повторение Харе Кришна – это противоядие, позволяющее избавиться от болезни Кали-юги и решить все сложности.

2. Очищает сердце – Грязь в сердце – это причина всех страданий. Чето дарпана марджанам, повторение Харе Кришна устраняет из сердца вожделение, гнев, жадность и материальные желания, и дарует величайшую радость.

3. Обуздывает чувства – Повторение Харе Кришна обуздывает язык, что труднее всего. Тогда ум и другие чувства последуют за ним.

4. Дарует трансцендентное знание – Повторение Харе Кришна очищает сердце и сознание. Тогда преданный ясно понимает свою духовную сущность и осознает Бога. Обычно для того, чтобы осознать Кришну как Верховную Личность Бога, требуется множество рождений. Можно быстро достичь этого уровня зрелости духовного сознания, просто повторяя Харе Кришна.

5. Освобождение – Хотя Кали-юга исполнена пороков, Верховный Господь пошел на уступки, сделав святое имя очень мощным, доступным и подходящим для этого века. Можно с легкостью достичь освобождения, просто повторяя Харе Кришна.

6. Любовь к Богу – Быстро обретается, благодаря повторению Харе Кришна.

7. Вера в Бога – Увеличивается, благодаря повторению Харе Кришна.

8. Искупление – Повторение Харе Кришна – это самый лучший и действенный метод искупления.

Задание 29. Приведите примеры главных и второстепенных святых имен Господа, и чем они отличаются?

Задание 30. Почему Харе Кришна называется маха-мантрой, и каков ее перевод?

Задание 31. Объясните основное значение каждого из слов маха-мантры.

Задание 32. Как следует правильно повторять джапу?

Задание 33. Что такое Панча-таттва мантра, и почему преданные повторяют ее между кругами джапы?

Задание 34. Каковы некоторые из благ, которые приносит повторение Харе Кришна маха-мантры?

§ 1.6. Оскорбления Святого имени, которых следует избегать

Три стадии повторения святых имен

Существуют три стадии повторения святых имен. Первая, нама-апарадха, – это когда мы повторяем святые имена и совершаем оскорбления. Преданному необходимо как можно скорее подняться с этой стадии до следующаей, намабхасы или тени святого имени – когда мы стараемся избегать оскорблений, хотя мы еще не находимся на уровне чистой премы. И высшая стадия – это шуддха-нама или чистое святое имя, совершенство сознания Кришны.

Сутью оскорблений Святого имени является явная или скрытая зависть к Нему. Зависть буквально означает, когда мы осознанно или не осознанно думаем с вызовом: «Почему он (она, оно, я, ты) не такой, каким, по моему мнению, должен быть».Святое имя несет высшее благо живому существу в виде чистой любви к Богу, поэтому зависть к Нему является самым прискорбным оскорблением из всех, что живое существо может совершить.

Слово апарадха означает «то, что уводит нас от преданного служения». Слово арадхана означает служение, но также его можно понимать, как указывающее на Шримати Радхарани. Таким образом апарадха – это то, что не дает нам получить прибежище у самой милостивой личности в творении – Шри Радхи, без чего шансы получить милость Кришны практически равны нулю.

Святое имя неотлично от Самого Кришны. Он специально проявляет себя в форме Своего имени, чтобы дать нам простой способ вырваться из цикла материальных страданий и вернуться домой к Богу. Поэтому Святое имя является самым невинным и чистым. И подобно тому, как преступление против невинного ребенка считается более тяжким грехом, оскорбление Святого имени является самым серьезным грехом. В Чайтанья Чаритамрите говорится, что можно повторять святое имя жизнь за жизнью, но, если не избавиться от оскорблений, так и не обрести любви к Богу.

Что делать, если я совершаю оскорбления Святого имени? Следует стараться их избегать и вместе с тем продолжать повторять Святое Имя. Вначале все совершают оскорбления. Но повторение Святого Имени является самым сильным средством искупления, очищающем наше сердце от зависти и других пороков. Поэтому следует просто продолжать повторять Святое имя, прося Его помочь избавиться от оскорблений, и вместе с тем совершая сознательные усилия, чтобы избегать их в будущем.

"Если человек испытывает достаточную жадность к обретению чистой преданности, он будет повторять святое имя, свободным от десяти оскорблений. Он обязан тщательно избегать каждого из оскорблений с чувством глубокого раскаяния за то, что когда-либо совершал их в своей жизни. Он должен искренне молиться у стоп святого имени и повторять его с решимостью. Только тогда он получит милость святого имени, которая разрушит все его оскорбления.

Оскорбления святого имени Кришны уходят только благодаря постоянному повторению. Когда они разрушаются таким образом, они больше никогда не вернутся. Постоянное повторение означает повторять весь день с острым чувством угрызения совести."

Чтобы преодолеть оскорбительное воспевание, необходимо всегда помнить, что оскорбления поражают, подобно удару молнии. Тогда, постоянно повторяя святые имена, у нас просто не будет возможности совершать оскорбления. Повторяя без оскорблений (намабхаса), преданный обретает мукти или свободу от материальных привязанностей. Затем преданный становится достойным чисто повторять святое имя (шуддха-нама).

Как подняться до уровня чистого воспевания? «По милости гуру ученик получит знаине о природе святого имени. Тогда невежество и анартхи, вызывающие намабхасу, изчзнут благодаря знанию самбандхи и садхане повторения святого имени. Такое имя преобразится в чистое имя, и преданный вкусит прему.

Благодаря служению духовному учителю, анартхи исчезнут, и шуддха-нама будет танцевать у Вас на языке. В это время джива постоянно воспевает, буквально сойдя с ума от сладости чистой намы. Ликуя, будет танцевать святое имя, будет танцевать джива, будет танцевать сокровище любви к Богу, будет танцевать вся вселенная, и майа убежит."

Метод чистого повторения святого имени


тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийа сада харих


"Считая себя ниже и бесполезнее никчемной травы, по которой все ходят, будучи терпеливее дерева, отбросив гордость, и выражая почтение другим в соответствии с их положением, следует непрервыно повторять святое имя Господа Хари."

Этот стих из Шикшаштаки описывает метод воспевания святого имени. Чайтанья-Чаритамрита советует «повязать его себе на шею».

Бхактивинод Тхакур объясняет, что тот, кто повторяет святые имена без оскорблений, будет проявлять четыре качества, упомянутые в третьем стихе Шикшаштаки:

1) Естественное смирение, порожденное полной отрешенностью от материальных чувственных наслаждений

2) Чистое сострадание, не обремененное завистью

3) Чистое сердце, свободное от мирского ложного эго и гордости

4) Почтительное отношение ко всем, в соответствии с их положением

Тринад апи суничена (смиреннее, чем былинка)

Когда святое имя Господа Хари, олицетворение трансцендентной духовной расы, проявляется в сердце практикующего преданного, его сердце исполняется чувствами, и он начинает думать?

"О, по своей природе я ничтожная частичка сознания и слуга Господа Кришны. Мне абсолютно ни к чему мирские материальные объекты. Увы! Увы! Из-за своей неприязни к Господу Кришне я оказался в ужасной затруднительной ситуации. Я пал в цикл повторяющихся рождения и смерти, и меня испепеляют разнообразные страдания. По милости Шри Гуру и Вайшнавов теперь я понял, что мое безразличие к Кришне можно рассеять лишь при помощи практики преданного служения Верховному Господу. Восстановившись вновь в своей изначальной неизменной сущности, я смогу обрести любовь к Верховному Господу. Поэтому пока, по милости Господа, я не освободился от материального существования, я положусь на принцип юкта-вайрагьи и, культивируя знание самбандхи, буду принимать лишь те вещи, которые необходимы для поддержания жизни.

Страдания, которые приносят бедность, болезни, скорбь, старость и т.д., а также счастье, которые приносят богатство, хорошее здоровье, сила, знание и т.д. – это все проявленные реакции нашей предыдущей деятельности. Мне все равно придется страдать или наслаждаться ими. Потеря и приобретение, жизнь и смерть, счастье и страдание – не имеют ничего общего с духовной реальностью. Поэтому мне абсолютно ни к чему эти мирские вещи. Думая подобным образом, с великим смирением я воскликну:

"О Кришна» О Гаурачандра! О Господь моей жизни! Когда же я обрету чистое служение Тебе? Пожалуйста, яви милость этой несчастной и падшей душе, и немедля прими меня».Вознося такие молитвы, я буду как-то жить дальше – дома или в лесу.

Несмотря на то, что трава – материальный объект, ее эго, связанное с материей – совершенно естественно и оправданно. Но мое эго, связанное с нынешними тонким и грубым материальными телами, неуместно, поскольку, в реальности, оно не связано с моей неизменной природой, чистым сознанием. Эго травы – настоящее, но мое материальное эго – ненастоящее. Поэтому для меня совершенно естественно стать ниже травинки."

Тарор апи сахишнуна (терпеливее дерева)

Смысл фразы тарор апи сахишнуна заключается в том, что дерево настолько терпеливо, что дает свою тень и сладкие плоды даже человеку, который приходит, чтобы срубить его. Поскольку преданный Кришны милосерднее, чем дерево, он делает добро и друзьям, и врагам. Это сострадание, свободное от зависти – второй признак святых личностей, занятых совершением Хари нама киртана.

Преданный, повторяющий святое имя без оскорблений, будет исполнен мыслями о благе других и будет думать следующим образом: «О Господь! Мои друзья, спутники и все другие обусловленные души очень невезучи. Как им обрести любовь и влечение к Твоему всеблагому имени? Ослепленные майей, они тонут в трясине семейных привязанностей, богатства и процветания, мелочных успехов и неудач, прибыли и потерь, радостей и страданий, рождении и смерти.

Они полны анартх и не имеют ни малейшей отрешенности от материалистичной жизни. Они безнадежно связаны прочными веревками бесконечных желаний чувственных наслаждений. Они тратят понапрасну свое драгоценное время в бесполезных занятиях кармы и гьяны. Результат кармы – мимолетное счастье материальных наслаждений, доступных в этом мире или на райских планетах. Это мимолетное счастье в конечном итоге ведёт к страданиям. Результат гьяны – освобождение. Как пробудить таких людей к само-осознанию?"

Обращаясь с такими молитвами, преданный, глубоко тронутый эмоциями, начинает очень громко петь:


харер нама харер нама харер намаива кевлам

калау настй ева настй ева настй ева гатир анйатха


"В Кали-югу нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, чем воспевание святого имени, воспевание святого имени, воспевание святого имени Господа Хари."

Амани (свобода от ложного престижа)

Слово амани указывает на третий признак садхаки, занятого совершением киртана, а именно то, что он свободен от ложного эго. Все отождествления, возникающие вследствие йогических сил, материальных достояний, богатства, красоты, благородного происхождения, социального статуса, силы, престижа и высокого положения, – ложны и противостоят истинной сущности живого существа. Быть свободным от этих ложных обозначений и означает быть лишенным ложного эго.

Тот, кто, обладая всеми этими возможностями, обладает качествами терпения и свободы от ложного эго, является абсолютно достойным воспевать святое имя. Такой чистый садхака, полностью отвергнув гордость положения домохозяина-брахмана или аскетичного санньяси, утверждает свой ум исключительно на лотосных стопах Шри Кришны и постоянно занимается повторением святого имени Господа.

Манада (оказывает должное почтение другим)

Наконец, слово манада указывает на четвертый признак садхаки, занятого повторением святого имени, а именно то, что он выражает почтение каждому, в соответствии с его положением. Понимая, что все живые существа являются слугами Кришны, они ни к кому не питает чувства вражды или мстительности. Они приносят удовлетворение каждому своими добрыми словами и благоприятным поведением, несущих благо всему миру. Они смиренно выражают почтение каждому в соответствии с его положением, будь это достойный брахман или другой видный человек, или же возвышенный полубог, такой как Брахма, Рудра и т.д. Они молятся им о том, чтобы пробудить в себе любовное служение Верховному Господу. В особенности, они старательно и с любовью занимаются служением чистыми преданным Господа.

Таким образом, Шри Кришна санкиртана, совершаемая с четырьмя описанными выше признаками, является единственным методом обретения высочайшего совершенства человеческой жизни. Это наставление Шри Чайтаньи Махапрабху, воплощения, освобождающего обусловленные души в Кали-югу."

Первое оскорбление

Поносить и критиковать преданных Господа, посвятивших свою жизнь распространению славы Святого Имени.

Преданный проповедует славу Святого имени безо всяких корыстных мотивов, чтобы дать возможность людям вернуться домой назад к Богу. Поскольку его намерения неотличны от намерений Святого имени, они очень дороги Ему. Поэтому, проявляя зависть к такому преданному, человек наносит оскорбление Святому имени. Даже если он замечает какие-либо несовершенства, которые преданный может допускать по неопытности, ему следует тщательно оберегать себя от критического умонастроения по отношению к нему. Если кто-то случайно оскорбит преданного, то ему следует немедленно искренне извиниться, и принести почтительные поклоны. В противоположность оскорблению преданных, мы можем посвятить свою жизнь служению Вайшнавам и прославлению их возвышенных качеств.