Тем не менее переселенцев из России было меньше, чем из малороссийских губерний и со Слободской украины. Это были отслужившие своё или демобилизованные по состоянию здоровья военнослужащие, беглые крестьяне, сектанты и т. д.
Население Новороссии к концу XIX века в процентном отношении[59]
Подобные статистические данные сейчас дают повод украинским националистам утверждать, что «Новороссия – исконная украинская земля». Это очередное шулерство, передергивание карт. Нигде в Российской империи никогда не велось статистики отдельно по малороссам, а кто такие украинцы, в XIX веке вообще не знали.
А вот выходец из малороссийской губернии не тождественен национальности «малоросс».
Классический пример: кто такой Гоголь – русский или малоросс? Да, его называли в России малороссом, но исключительно по месту жительства. Ну а моего отца и меня периодически дразнили хохлами за фамилию. И что из этого?
Так, например, из 9 уездов Киевской и 4 уездов Черниговской губерний в 1782–1791 гг. бежало 20 683 помещичьих крестьян, причем основная масса беглецов (16 358 чел., или 87 %) осела на землях Екатеринославской губернии[60].
А почему черниговцы сплошь «украинцы»? С 1501 по 1618 г. и с 1654 по 1917 г. Черниговская область входила в состав Московского государства и только 36 лет из 216 – в состав Речи Посполитой.
В 2010 и 2012 гг. я был в Чернигове и почти не слышал «мовы», а когда спросил таксиста о распространенности украинского языка, тот отрезал: «Чернигов – русский город».
Если немцы и даже сектанты прибывали в Новороссию организованными сравнительно большими группами, то из малороссийских губерний народ приезжал в инициативном порядке и, как правило, небольшими группами.
К 1917 г. выходцы из малороссийских губерний в городах Новороссии практически на 100 % использовали русский язык, а в сельских районах наряду с русским использовали и различные диалекты малороссийского языка, которые в конце ХХ века украинские националисты стали называть суржиком.
К началу XIX века 99 % православных горожан Новороссии считали себя русскими и говорили на русском языке. Сельское же население говорило по-русски или на малороссийских диалектах, куда более близких к великорусским диалектам, чем тот же полтавский диалект. На галицийском диалекте, которые националисты именовали «литературным украинским языком», в Новороссии к концу XIX века говорили лишь несколько десятков человек. Тут не опечатка, не десятков тысяч, а именно десятков человек.
Но вернемся к Потемкину. Он приложил много усилий, дабы переселить в Новороссию людей из Центральной Европы. Так, 30 мая 1777 г. он писал генералу Якоби: «Полк ново-сербский… извольте набрать весь из сербов, и для того той нации людей можете взять всех из других полков, где таковые есть. Я желаю, чтобы и прочие полки составлены были из народов по своему названию, что с молдавским, волоским и булгарским легко учиниться может». В 1783 г. он учреждает войско из новых подданных в Таврической области. В 1785 г. он поощряет переселение болгар, волохов и других иностранцев в Екатеринославское наместничество.
По приглашению Екатерины и Потемкина со второй половины XVIII века по 1850-е годы в Новороссию происходит массовое переселение немцев. «Первоначальные немецкие колонии основывались по берегам Днепра, в нынешних уездах Верхнеднепровском, Екатеринославском, Новомосковском и Александровском. В начале XIX в. немцы образовали колонии в Херсонской губ., и в половине столетия часть колонистов переселилась из приднепровских уездов (левый берег между р. Конкой и нынешним м. Каховкой) в Таврическую губ. – на р. Молочную и в Феодосийский и Симферопольский уезды. С 1814 г. в продолжение пятидесяти лет немецкие выходцы из бывшего герцогства Варшавского и Германии основали несколько колоний в Бендерском уезде Бессарабской губ. и особенно в Аккерманском, где земли их в настоящее время занимают половину уезда»[61].
В 1775 г., после окончания Русско-турецкой войны, России пришлось вернуть Османской империи Архипелажную губернию, состоявшую из 30 островов Эгейского моря, а тысячи греков покинули острова и морем прибыли в Санкт-Петербург и на Черное море.
Местами для греков-беженцев были определены города Керчь, Еникале и Азовская губерния, в частности Таганрог. Их поселения до сих пор именуются «ротами». Так, под Таганрогом до сих пор существует селение Греческие Роты.
В Новороссию также прибыли десятки тысяч греков. В 1778 г. из Крыма в Новую Россию выехал 18 391 грек. А.В. Суворов помог организовать переселение греков, а непосредственно руководил переселением митрополит Готский и Кафский Игнатий.
За оставленные сады и виноградники российское правительство уплатило грекам 4511 рублей, на «путевое довольствие» – 23 345 рублей.
Замечу, что переселение греков было исключительно добровольным.
Около 15 тысяч греков, жителей Капсихры, Искута, Таукаа и других деревень, остались. Естественно, остались и греки, проживавшие на Керченском полуострове, который в 1774 г. вошел в состав России.
Потемкин выделил греческим переселенцам 1,2 млн десятин земли, то есть примерно половину площади Крымского полуострова. По указу Екатерины II каждый мужчина получил надел в 33 гектара (около 30 десятин).
Естественно, были и проблемы. Так, в 1781 г. произошел великий налет саранчи.
Греки-переселенцы были на 10 лет освобождены от уплаты налогов и от несения воинской службы.
Именно греки в 1780 г. основали город Мариуполь на речке Кальмиус. Другой вопрос, что в 1778 г. азовский губернатор В.А. Чертков распорядился основать на месте будущего Мариуполя город Павловск. Было ли что-то там построено или нет, до сих пор остается неясным.
Ну а у «самостийников», естественно, своя версия основания города. Якобы его основали запорожцы и назвали Казацкая Домаха. Естественно, документальных подтверждений никаких. Ну, предположим, десятка два казаков поставили где-то зимовник. Так это только в Киеве может считаться основанием города.
Согласно документам, до учреждения Азовской губернии в 1776 г. на территории Павловского уезда вообще не было населенных пунктов, а во всем уезде проживало 382 человека, из них 374 мужчины и 8 женщин.
Есть версия, что Мариуполь – это древний город Кальмиус, упомянутый еще в 1593 г. Ну а далее три версии, что город основали древние греки, евреи и тюрки.
Замечу, что вся эта болтовня имеет политическую подоплеку. Так, в книге «Архив Коша Запорожской Сечи», изданной в 1998 г. в Киеве, утверждается, что Кальмиусская паланка «занимала почти всю территорию современной Донецкой области».
Ну а если серьезно, то план города Мариуполя лично начертала императрица Екатерина II 20 октября 1779 г. 26 июля 1780 г. в город прибыла большая группа переселенцев во главе с митрополитом Игнатием. Селеньям вокруг города греки дали названия покинутых ими мест Крыма – Бахчисарай, Урзуф, Кафа, Козлов, Бельбек и т. п. Одно из сел получило название Игнатьевка в честь митрополита.
В 1782 г. в Мариуполе насчитывалось 2948 жителей, из них 1586 мужчин и 1362 женщины. В городе проживали 243 купца, 409 мещан и 106 духовных лиц. Разговорный язык – греческий (греко-татарский диалект).
Горожане выделывали кожи, изготовляли свечи, кирпичи, черепицу и т. д. Главным же занятием была торговля. На берегу моря в окрестностях города имелось до 20 рыбных заводов.
После вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 г. часть греков вернулась на полуостров. Однако приток новых греческих переселенцев был куда выше. Ежегодно десятки судов доставляли в Причерноморье беженцев-греков из Архипелага и Анатолии.
В 1824 г. итальянец Кавальотти основал в Мариуполе верфь, где поначалу строились суда каботажного плавания.
К 1864 г. население Мариуполя достигло 7440 человек, из них 3844 мужчин.
В 1882 г. в город пришла железная дорога, соединившая Мариуполь с Донбассом.
Резкое увеличение экспорта угля и пшеницы[62] привело к необходимости строительства большого морского порта. Старый порт в устье реки Кальмиус уже не справлялся с грузопотоком. В 1886–1889 гг. в 5 км от города, у Зинцевой балки (ныне это Приморский район), был устроен новый порт.
За три года было построено три мола и два волнолома (общая длина более 3 км), набережная (850 м), углублена гавань до 14 футов (4,26 м), проложено мощеное шоссе от города к порту, продлена железная дорога от станции Мариуполь к порту (3,35 версты) и на территории порта (3,46 версты), построены различные портовые сооружения, установлено погрузочно-разгрузочное оборудование.
2 сентября 1889 г. состоялось торжественное открытие Мариупольского порта – на набережную порта было подано 18 вагонов, груженных углем. Уголь погрузили на пароход «Медведица».
Во второй половине XIX века Мариупольский порт замерзал с середины декабря по начало марта, и толщина льда достигала 1 фута (около 30 см).
В 1897–1906 гг. порт был вновь расширен, и подходы к нему углублены до 20 футов (6,1 м). К концу войны порт стал вторым на Черном море по грузообороту после Одессы. В мирное время военные корабли не пользовались Мариупольским портом.
Новый порт вызвал оживление торговли и приток населения в город. В 1890 г. в Мариуполе проживало уже 19 тыс. жителей. О большом значении Мариуполя в жизни тогдашней России свидетельствует то, что в начале Первой мировой войны в городе находились консульские учреждения 7 европейских государств: Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании.
19 апреля 1896 г. предприниматели А.В. Ротштейн из Пруссии и Э.Д. Смит из США обратились к правительству Российской империи за разрешением учредить «Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество». Не ожидая решения властей, они закупили в США металлургический завод с трубосварочным цехом. 6 июля 1896 г. в Петербурге первое общее собрание акционеров избрало правление общества. В 5 км от Мариуполя начали работать геодезисты. Монтаж начался в декабре, а уже 1 (13) февраля 1897 г. был пущен трубосварочный стан (в трубном цехе).
Бельгийское общество «Провиданс», существующее и поныне, получило у Мариупольской городской управы два участка земли. И на одном из них в апреле 1898 г. началось строительство завода. Затем – с целью привлечения бельгийского и русского капиталов – они создали дочернюю компанию «Русский Провиданс». В 1898 г. завод уже работал: функционировали 2 доменные печи, 2 мартеновские печи, 3 томасовских конвертора, 126 коксовых батарей, крупносортный и рельсобалочный цеха.
Железную руду везли из Керчи на пристань, расположенную на берегу Кальмиуса (современная Гавань). В конце XIX века в Мариуполе работали, таким образом, бок о бок 2 металлургических завода. Однако продукция их была не из лучших. Первые домны «Никополя» привезли из-за океана в разобранном виде. С ними прибыли в Мариуполь их создатели американцы братья Джулиан и Вальтер Кеннеди. Домны «Никополя», в отличие от домен «Русского Провиданса», были последним словом техники. Первая домна «Никополя» дала чугун в ночь с 14 на 15 июня 1902 г. Первым директором «Никополя» был Г. Лауде. В 1909 г. «Никополь» произвел 1,3 млн пудов стали, в 1913 году – 4,8 млн пудов. «Русский Провиданс» в 1912 г. выпустил 11 млн пудов чугуна, а уже в 1913 г. – 13 млн пудов чугуна. В 1909 г. Мариупольским портом переработано 96 млн пудов грузов, а в 1911 г. уже 122,4 млн пудов.
По переписи 1897 года в Мариуполе проживало 31 тыс. человек, в том числе русских – 19 670, евреев – 4710, малороссов – 3125, греков – 1590. Накануне Первой мировой войны в городе насчитывалось уже 58 тысяч жителей.
К истории Мариуполя мы еще вернемся, а пока перейдем к триумфу князя Потемкина – путешествию в Крым Екатерины II.
Таврический вояж императрицы не имел прецедентов в отечественной, да и, видимо, в мировой истории. Со 2 января по 11 июля 1787 г. Екатерина и ее спутники проделали путь в 5657 верст по маршруту Санкт-Петербург – Смоленск – Киев – Херсон – Севастополь – Феодосия – Белгород – Москва – Санкт-Петербург.
Цель путешествия – показать Новороссию австрийскому императору Иосифу I. Не будем забывать, что менее чем через год Австрия стала союзницей в войне с Оттоманской империей. Попутно нужно было заткнуть рты придворным, завидовавшим Потемкину и рассказывавшим байки о его грандиозных хищениях и полном запустении в присоединенных землях.
При выезде из Петербурга императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где ее сопровождали придворные, прислуга, а также представители иностранных дипломатических миссий. Принять участие в инспекции Новороссии были приглашены иностранные министры: граф Кобенцель – посол немецко-римского императора, Фицгерберт – английского и граф Сегюр – французского двора. Один из участников процессии вспоминал:
«Путешествие представляло торжественное шествие. Во время ночи по обеим сторонам дороги горели смоленые бочки. Во всех губернских городах, где ее величество останавливалась, давали балы, и все улицы и дома иллюминированы.
На каждой почтовой станции поезд ожидали 560 свежих лошадей. На лошадях императрица ехала до Киева. А там в апреле, когда сошел лед на Днепре, пересела на галеру “Днепр”. Специально для ее путешествия у Смоленска в 1785–1786 гг. было построено семь галер. Иностранные послы разместились на “Сейме”, на “Соже” плыли придворные, “Десна” служила рестораном, на других галерах были склады провианта, конвой и т. п. Кстати, в Херсоне все галеры были обращены в боевые суда. На той же “Десне” выкинули всю ресторанную рухлядь и установили один пудовый единорог и шестнадцать 3-фунтовых пушек».
В Каневе[63] Екатерину ждал польский король Станислав Понятовский. Императрица холодно встретила своего старого любовника и не пригласила его в путешествие, на что тот так рассчитывал.
Ниже Канева на галеру к императрице подсел австрийский император Иосиф II. В Херсон Екатерина и Иосиф въехали через Триумфальную арку с надписью «Дорога в Византию».
В мае Екатерина и Иосиф побывали в Крыму. В Севастополе Потемкин приготовил им интересный спектакль. Французский посол Сегюр писал: «Между тем как их величества сидели за столом, при звуках прекрасной музыки внезапно отворились двери балкона, и взорам нашим представилось величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на 12 вдаль и на 4 в ширину; посреди этого залива, в виду царской столовой, выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек…»
Однажды Екатерина сказала, смеясь, Сегюру: «Вы не хотите, что я прогнала ваших питомцев, турок. Хороши они. Они вам делают честь. Будь у вас в Пьемонте или в Савойе такие соседи, которые ежегодно беспокоили бы вас голодом и чумой, убивали и уводили бы в плен по целым тысячам ваших соотечественников, – что сказали бы вы, если бы мне вдруг вздумалось защищать их? Разумеется, вы назвали бы это варварством с моей стороны».
Позже путешествие Екатерины обросло многочисленными анекдотами. Появилось даже выражение – «Потемкинские деревни». Бесспорно, как всегда было на Руси и в иных державах, при посещении главы государства не обходится без большой показухи, зачастую превосходящей изощренную фантазию сатириков.
Но главное было в другом. Потемкин в Дикой степи построил города и верфи. Впервые в истории на Черном море были не казацкие чайки или «новоизобретенные корабли», а настоящие боевые суда, не уступавшие по мореходности и огневой мощи ни туркам, ни французам. Главное же было в том, что на берегах Черного моря и на кораблях были десятки тысяч людей, готовых постоять за государство Российское.
Известие о войне дошло до Петербурга лишь 29 августа, когда на юге уже шли боевые действия. 7 сентября 1787 г. Екатерина издала манифест, где говорилось: «Оттоманская Порта, утвердивши торжественными договорами перед лицом света вечный мир с Россией, опять вероломно нарушила всю святость онаго… Мы полагаем в том Нашу твердую надежду на правосудие и помощь Господню, и на мужество полководцев и храбрость войск Наших, что пойдут следами своих недавних побед, коих свет хранит память, а неприятель носит свежие раны».
Глава 7. Города Новороссии
Херсон
В 1737 г., в ходе похода на Очаков армии фельдмаршала Хистофора Миниха, в низовьях Днепра было построено земляное укрепление Александр-Шанц, названное так в честь генерала Александра Ивановича Румянцева, официального отца Румянцева-Задунайского[64].
Александр-Шанц представлял собой трапециевидное земляное укрепление с двумя земляными бастионами. За валом находилось 10 землянок и три жилых «покойца». Сейчас на этом месте порт-элеватор.
Надо ли говорить, что сейчас официальные украинские историки с пеной у рта утверждают, что Александр-Шанц построили запорожцы, да еще и в инициативном порядке.
К началу войны (1774 г.) на месте Александр-Шанца имелись лишь остатки земляных рвов и валов. Второе рождение Александр-Шанц пережил после 1991 г. – в Херсоне появилось множество одноименных заведений – ресторан, банный комплекс и т. д.
После победы в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг. возникла необходимость в верфи на Черном море для строительства полноценного военного флота.
Мелководность Дона и его притоков, где находились верфи, строившие суда для Азовской военной флотилии, и малые глубины Таганрогского залива затрудняли постройку крупных боевых кораблей. Адмиралтейств-коллегия обратила внимание на Керченскую бухту и Днепро-Бугский лиман как на возможные центры судостроения и места базирования будущего Черноморского флота. Для кораблестроения предлагалось использовать крымские дубовые леса, которые, как тогда считалось, произрастают там в большом количестве.
В конце концов было решено строить верфь, крепость и город в районе бывшего Александр-Шанца.
18 июня 1778 г. Екатерина II подписала указ об основании крепости и верфи, и уже 19 октября того же года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон. Название, возможно, связано с тем, из крепости Александр-Шанц был выход на высокий берег Днепра. Императрица в тот период увлекалась греческим языком. Берег на греческом – «херсон». Хотя существует устоявшееся мнение, что название произошло от названия крепости в Крыму Херсонес.
Херсонская крепость была заложена 8 сентября 1778 г. по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии М.Н. Ветошкина.
1 февраля 1784 г. Потемкин поручил строительство крепости инженер-полковнику Николаю Корсакову. К приезду Екатерины крепость была в основном закончена. Ее окружал мощный земляной вал с девятью бастионами, который совместно с глубоким рвом создавал серьезное препятствие для противника. Звездообразная линия укреплений позволяла вести перекрестный огонь из 220 орудий, находящихся на бастионах. Под землей крепость была оборудована несколькими десятками туннелей, выходящих за границу крепости на 50–70 м. В случае осады крепости в туннелях должны были круглосуточно дежурить солдаты, чтобы предотвратить подкоп с целью минирования противником крепостных рвов и ворот.
На территории крепости были построены многочисленные здания и сооружения, в которых разместились 8 пехотных полков и крепостная инженерная рота.
Однако Ее Величеству Истории было угодно, чтобы орудия Херсонской крепости ни разу не стреляли по противнику.
Именно в Херсоне началось строительство Черноморского флота. Днем рождения Адмиралтейства считается 19 ноября 1778 г., когда первый заложенный в его строительство камень освятил архиепископ славянский и таврический Никифор.
Екатерина II задолго до указа об основании Херсона по смете, составленной адмиралом А.Н. Сенявиным, отпустила на оплату первоочередных расходов по строительству Адмиралтейства 90 484 руб. ¾ копейки. А в августе 1778 г. щедро выделила вперед на два года 659 823 руб. 65 коп.
По приказу Потемкина, выполнявшего волю императрицы, строительство кораблей и закладка Адмиралтейства велись одновременно. Денежных средств и материалов вполне хватало, а вот с рабочей силой было плохо. Используя свою власть, Потемкин различными способами привлекал людей для строительства кораблей и верфей. Так, например, в центральных губерниях России набирали крепостных крестьян – плотников и кузнецов – и определяли их в рекруты на 25-летнюю воинскую службу. Их рабочий день длился от 9 до 16 часов, в зависимости от длины светового дня. В месяц они получали 60 копеек плюс питание и одежду. Работали на строительстве и вольнонаемные.
Кроме того, Потемкин сгонял в Херсон крепостных, работавших на оброк, беглых беспаспортных крестьян, отставных солдат и каторжников. В 1785 г. вышел указ императрицы об отправке в Херсон колодочников, осужденных к ссылке. Вскоре их скопилось в городе более 4 тысяч. Одевали и кормили их на 4 копейки в день.
Из-за малых глубин лимана на верфи строили корпуса судов, спускали их в лиман и у Глубокой гавани и там вооружали пушками, мачтами и такелажем.
К осени 1788 г. в адмиралтейском арсенале в Херсоне скопилось большое количество негодных чугунных и медных орудий. Здесь находились свезенные из южных крепостей старые орудия, выбракованные из-за трещин или разрывов корабельные пушки, множество «неумеренной тягости» разнокалиберных, плохо высверленных, с раковинами и другими дефектами турецких пушек, снятых с судов, потопленных и захваченных во время летних Лиманских сражений 1788 г. При серьезной нехватке артиллерии для строящихся кораблей эти негодные орудия решено было перелить в новые.
Однако ближайший медеплавильный завод находился в Брянске. Потемкин здраво рассудил, что перевозка старых пушек в Брянск будет не дешевле, чем создание нового завода поблизости от Херсона. Он решил построить новый завод в Екатеринославе, который должен был поступить в ведение Черноморского адмиралтейского правления. Это должно было привести к сокращению сроков изготовления корабельных орудий, а главное, обеспечить их высокое качество. «Здесь выльются и поспешнее и лучше, по особливому испытанию годности калибров для морской артиллерии», – писал он императрице.
На отливку пушек Потемкин планировал использовать и довольно большой запас меди, имевшийся при Феодосийском монетном дворе. В связи с угрозой вражеского десанта в Крым монетный двор эвакуировали в Перекоп.
Для переливки чугунных орудий Светлейший решил и вблизи Херсона построить небольшой завод.
Ордером от 1 октября 1788 г. коллежскому асессору Гагендорфу предписывалось отправиться на реки Ингул и Ингулец для подыскания места «для чугунного плавильного завода, чтобы меха водой действовали и для сверления пушек, где и литейный дом быть должен». Там же предполагалось разместить и «молотовую ради разных работ и починок якорей».
Однако по инициативе секунд-майора А.П. Струговщикова медеплавильный завода построили не в Екатеринославе, а в Херсоне. В апреле 1790 г. Струговщиков заключил контракт на строительство «собственным своим коштом» литейного пушечного завода, обязавшись в течение трех лет изготавливать за свой счет из выданных ему от казны 100 тысяч пудов медного лома орудия требуемых калибров. Для компенсации расходов по сооружению завода и получения прибыли от этого производства Струговщиков выдвинул условие, чтобы с каждых 40 фунтов меди 10 фунтов засчитывались на угар при переплавке и пять фунтов выделялись ему за работу, то есть казне возвращалось 65,5 % меди в виде готовых пушек.
Литейный завод был построен внутри Херсонской крепости. Основное производственное оборудование завода включало в себя две плавильные печи, возведенные в каменном здании, и пять машин для обточки и сверления орудийных стволов. Сверлильные машины были установлены в двух трехэтажных деревянных зданиях размером соответственно 16 × 16 и 14 × 5,5 сажени. В двух одноэтажных деревянных корпусах размером 10 × 5,5 и 10 × 4 саженей находились три токарные машины.
В самом большом деревянном корпусе (39 × 3,5 сажени) происходило обивание земли с пушечных форм, а часть здания была занята под слесарную мастерскую и кузницу. Кроме того, имелась и отдельная небольшая кузница (4 × 3 саженей).
Черноморские артиллеристы утверждали, что орудия Херсонского литейного завода по своим качествам превосходили брянские пушки. За первые 5 месяцев работы завода здесь было изготовлено 88 орудий разных калибров. В дальнейшем, с отладкой производства, выпуск пушек возрос до 20–25 в месяц.
В сентябре 1793 г. скончался А.П. Струговщиков, и производство на заводе прекратилось. За время работы завода там переработали 93 562 пуда казенной меди, из которой для Черноморского флота было изготовлено 431 орудие суммарным весом 58 476 пудов.
В феврале 1794 г. председатель Черноморского адмиралтейского правления Н.С. Мордвинов обратился с ходатайством в Петербург о переводе заводских военнослужащих из Сухопутного в Морское ведомство. Военная коллегия разрешила оставить в ведении Черноморского адмиралтейского правления работавших при заводе сто нижних чинов из херсонских мастеровых рот, исключив их из прежних команд. В частности, при заводе остались 16 учеников «у форм», два токаря, пять столяров, шесть плотников, пять слесарей, токарь, обтачивавший стволы орудий, кузнец и два его ученика.