С начала 1800-х годов массовым видом продукции завода стали медные гвозди, потребность в которых постоянно увеличивалась в связи с расширением применения на южных верфях листовой меди для обшивки подводной части линейных кораблей и фрегатов.
В июне 1834 г. вице-адмирал М.П. Лазарев предписал обер-интенданту Черноморского ведомства перевести завод в Николаев под надзор Адмиралтейской администрации уже к осени того же года, выделив под его размещение одно из расположенных в Спасском адмиралтействе зданий.
В начале осени оборудование Херсонского литейного завода, инструменты, материалы и мастеровые были доставлены в Николаев пароходом с двумя флашхоутами. Завод разместили в бывшем угольном сарае, переоборудованном под литейную мастерскую. Рабочих поселили в кузнице, переделанной под казарму. Работы по передислокации завода в Николаев завершились в конце октября и обошлись казне в 23 614 рублей.
В 1827 г. в Херсон прибыл первый на Черном море… пароход. А дело было так. В начале 1821 г. князь Михаил Воронцов, маясь от скуки в местечке Мошны на берегу Днепра в имении, взятом в приданое за женой, решил построить пароход. Он заказал в Петербурге на заводе Берда 30-сильный паровой двигатель[65], который и установил на свою плоскодонную деревянную яхту. В 1821 г. князь с компанией несколько раз катался на пароходе по Днепру, после чего пароход две навигации стоял в именье на приколе.
В 1825 г. Воронцов попросил адмирала Грейга оказать содействие в транспортировке парохода в Херсон и передаче его в Морское ведомство, то есть попросту продал пароход.
Обратим внимание, что пароход успешно прошел Днепровские пороги. В Херсоне пароход был зарегистрирован под названием «Надежда». Его водоизмещение составляло 111 т, длина 19,8 м, ширина 4,9 м, осадка 3,8 м. Парусное вооружение было сохранено в сокращенном варианте на случай выхода из строя парового двигателя.
Первый рейс колесного буксирно-пассажирского парохода «Надежда» на линии Одесса – Херсон положил начало отечественному коммерческому паровому судоходству на Чёрном море.
Для пассажиров на «Надежде» были оборудованы две «весьма спокойные комнаты»: одна для женщин (с четырьмя кроватями), а другая для мужчин (с восемью кроватями). Место в «комнатах» стоило 15 рублей. Проезд на палубе составлял 3 рубля. Дорожные вещи пассажиры могли перевозить бесплатно, а за «товары и тяжести» они платили по 20 копеек за пуд.
4 июля 1827 г. в 17 часов капитан Иосиф Игнатьевич Червяков открыл историю пароходных пассажирских перевозок на Черном море, выведя пароход «Надежда» из Практической гавани Одессы в ее первый регулярный рейс, и отправился в Херсон, куда прибыл через 27 часов. Газета «Одесский вестник» подробно описала второй рейс «Надежды» в Херсон:
«Пароход прибыл туда, невзирая на противный ветер, в 35 часов, а назад возвратился в 27. Бывшие на нём пассажиры отзываются весьма выгодно на счет внутреннего расположения, чистоты и порядка на сем судне. 29 июля многие из почтеннейших особ Херсона, в том числе нескольких дам, удостоили пароход своим посещением. Предположено было сделать прогулку по Днепру. Поднялся дым из трубы, раздался стук колес, и чудное судно, без весел и без парусов, горделиво поплыло против течения реки. Сначала дамы несколько робели; но вскоре рассеялись все опасения; удивление и удовольствие заступили их место, и любезные посетительницы с особенным вниманием рассматривали устроение парохода».
В 1829 г. Военное ведомство купило пароход «Надежда» для нужд Дунайской транспортной флотилии, а с 1832 г. пароход использовался на Черноморском флоте в качестве портового судна, и в 1842 г. его разобрали.
В 1779 г. в Херсоне началось строительство торговой пристани. Первым иностранным купцом, решившимся использовать Херсонский порт, стал французский барон де Сен-Жозеф Антуан.
В Херсоне он добился аудиенции у самого князя Потемкина. Зная о неограниченной власти Светлейшего, Антуан просил его о предоставлении ему торговых льгот, разрешить французским судам плавать под российским флагом, аннулировать или уменьшить различные пошлины, предоставить право свободного вывоза русских товаров, даровать французам в Херсоне те же привилегии, какими они пользовались в Петербурге. Князь передал все эти просьбы француза императрице, приложив к ним свой положительный доклад. Не дожидаясь высочайшего решения, Потемкин предоставил Антуану все льготы, о которых тот просил.
В июле 1782 г. Екатерина II издала указ, которым объявлялось о полной свободе торговли зерном и лесом и разрешалось основать в Херсоне «банковскую контору» для обмена иностранной валюты на рубли. В указе также был обнародован тариф на таможенные пошлины. Для иностранных купцов она снижалась на 25 %, за исключением некоторых видов товаров.
Сен-Жозеф Антуан получил в Херсоне три патента, на основании которых он имел право на трех своих судах поднять российский флаг и пользоваться его преимуществами.
Однако эпидемия чумы в городе на два года приостановила начинания Антуана. «Счастливый негоциант уже потирал руки от будущих прибылей торговли с Херсоном, как вдруг на город грянуло моровое поветрие – чума. Пришлось все бросить и спасаться бегством в Турции. Лишь в январе 1784 года два крупных судна взяли курс из Марселя в Херсон. Французский барон загрузил их трюмы вином, тонким сукном, рафинадным сахаром, пряностями, шелковыми материями, соленьями, принадлежностями туалета, мебелью, вареньем, ликерами и красильными веществами. Этим рейсом началась торговля Франции с Россией через Херсон. Антуан предвидел, что из-за мелководья устья Днепра его глубоко сидящие суда не смогут подойти к херсонской пристани. Дальновидный купец приобрел ластовое судно (мелкое портовое плавсредство), сидящее в воде на 6 футов глубины (1,83 м). С его помощью груз мелкими партиями перевозился в Херсон из Глубокой Пристани (достроенная военно-морская база Херсонского адмиралтейства). Находилась она в лимане между современными селами Софиевка и Широкая Балка Белозерского района. В июне 1784 года суда взяли курс на Марсель, увозя в трюмах пшеницу, сало, щетину, чай, льняные и конопляные семена»[66].
Число судов, посещавших Херсон, росло. В 1787 г. туда пришло свыше 200 торговых судов. Однако уже с 1789 г. Херсон постепенно теряет свое значение, уступая новой столице судостроения – Николаеву.
В 1803 г. Херсон стал центром Херсонской губернии. Немаловажную роль в то время в судьбе города сыграл Эммануил Осипович де Ришелье, ставший в 1805 г. генерал-губернатором Новороссийского края. Именно будущий премьер-министр Франции принял решение о направлении налога с торговли вином в Новороссии на развитие Херсона, тем самым сохранив его значение и роль регионального центра. В городе развивалось судостроение, множились предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
В 1856 г. было высочайше учреждено Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), целью которого являлось развитие торговли на Черном море и реках, в него впадающих.
РОПиТ осуществлял товаропассажирские перевозки на Александровск (Запорожье), Николаев и Одессу.
На Одессу ходили пароходы «Князь Потемкин», «Князь Оболенский», «Граф Тотлебен», «Суворов», «Румянцев», «Георгий» и др. На Александровск – колесные пароходы «Скорый», «Проворный» и «Поспешный».
РОПиТ арендовало городскую пристань на улице Говардовской (проспект Ушакова), продлевая каждый 10 лет срок аренды.
Из-за недостаточной глубины русла Днепра у выхода в лиман Херсон не мог стать портом международной торговли и потому до конца 90-х годов XIX века оставался каботажным внутренним портом. И большинство грузов, отправляемых на экспорт, шло мимо Херсона на Одессу.
По указу Сената от 3 июня 1902 г. в Херсоне было основано Управление работ Херсонского порта. Управление подчинялось отделу торговых портов Министерства торговли и промышленности России, возглавляемому великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I.
Для прохода морских судов в Херсон его длина по Днепру составляла 28 км, по лиману – 40 км, при глубине не менее 8 м.
Устройство морского порта обошлось Министерству путей сообщения почти в 2 млн рублей, включая стоимость землечерпального каравана, установки маяков и технической мастерской в Херсоне.
Херсонский порт предполагалось сделать главным экспортером зерна на юге России. Зерно отправляли в Англию, Германию, Голландию, Данию, Норвегию, Швецию и другие страны. В 1902 г., после углубления фарватера, Херсон вновь приобрел статус морского порта и увеличил отправку хлеба за границу. Уже в 1910 г. 223 парохода различных иностранных компаний вывезли около 56 млн пудов зерна.
Развитие торговли тормозило отсутствие железной дороги. Между тем железная дорога пришла в Одессу в 1865 г., а в Николаев в 1873 г. Лишь 2 августа 1907 г. первый поезд прибыл в Херсон из Николаева. Длина линии составила 62 км, а время в пути – около двух часов.
Первый телефон в городе появился в 1896 г. Телефонная станция была казенной. В 1899 г. имелось 166 абонентов, из них 126 частных. Местное начальство решило сэкономить на кабеле, и воздушные телефонные провода не были изолированы. При большой влажности за счет магнитной индукции пользователи могли слушать разговоры, ведущиеся на соседних проводах. Изоляцию на них сделали лишь в 1913 г.
В 1908 г. вступила в строй первая городская электростанция.
Николаев
Рождением город обязан строительству верфи. Верфи в устье реки Ингуле генерал-губернатор Новороссии князь Г.А. Потемкин придавал особое значение, что следует из ордера № 282 от 27 апреля 1789 г. полковнику Фалееву: «Вашему препоручаю попечению… завести верфь на Ингуле».
В ордере № 1065 полковнику Фалееву от 27 августа 1789 г. Потемкин дал будущему городу название Николаев: «Фаберову дачу именовать Спасское, а Витовку – Богоявленское, нововозводимую верфъ на Ингуле – город Николаев». Считается, что название Николаев дано Потемкиным в память о взятии российскими войсками под его предводительством турецкой крепости Очаков 6 (17) декабря 1788 г. – в День Святого Николая.
10 ноября 1789 г. Потемкин обратился к Екатерине II с донесением № 84 с просьбой утвердить за Николаевом статус города согласно Городовому положению Екатерины II от 1785 г. Однако статус города Николаев получил только в октябре 1790 г.
Первым судном, построенным в Николаеве, стал 46-пушечный фрегат «Святой Николай». Судно заложили на стапелях Николаевского адмиралтейства 6 января 1790 г. и спустили на воду 25 августа того же года.
Естественно, что в Киеве есть своя история основания Николаева. Согласно тамошней легенде, крепость основал великий князь литовский Витовт. Правда, его еще не успели записать в щирые украинцы, но ведь, по киевской версии, «Украинская держава» составляла большую часть ВКЛ. Замечу, что на современных украинских картах первой половины XVI века города Каменец, Дорогичин, Брест, Кобрин, Пинск и Туров обозначены как «места расселения украинцев»[67]. Так что, как ни верти, но Николаев основан украинцами. И, конечно, не обошлось без участия запорожских казаков. На месте Николаева у гарных казаков был рыбхоз под названием Попова балка.
В апреле – мае 1790 г. по приглашению князя Потемкина в Николаеве работал архитектор Иван Старов. Он разработал генеральный план города, проекты государственных и личных домов, проект Спасского дворца Потемкина (построен в 1791 г.).
В 1791 г. в Николаеве было лишь 26 дворов и 147 жителей. Но уже по состоянию на 1792 год в городе имелось 1566 жителей, 185 магазинов, лавок и погребов, были открыты торговые ряды. В 1792 г. губернатор Екатеринослава Каховский так отзывался о Николаеве в письме секретарю Екатерины II тайному советнику Василию Попову: «Строений кончено и начато много. Вода в колодцах хороша, а в фонтанах отменно хороша. Деревья посажено много. По хуторам разводятся огороды для поваренных растений и распахиваются земли под посев хлеба. Михайло Леонтьевич показывал нам всё сие, будучи сам в восхищении. Признаюсь в. П-ву, что я пришел изумление увидя толь много строений на том месте, где два года тому назад видел я два только шалаша из камыша сделанных».
В 1792–1795 гг. в Николаеве был построен первый мост – Ингульный (Ингульский). Он был наплавным и проложен на понтонах.
В 1796 г. из Херсона в Николаев переводится Черноморское адмиралтейское управление. В 1798 г. в городе было учреждено училище корабельной архитектуры.
В 1798 г., во время поездки по Северному Причерноморью, Николаев посетил австрийский путешественник Бальтазар Гакет. Он оставил такие воспоминания о городе: «Пошел прямой дорогой в Николаев, красивейший город сред степей всей Таврии: в нем множество больших улиц, с отдельно стоящими домами, с колоннами, красивыми площадями и большим зданием Адмиралтейства вместе с корабельной верфью».
C 1816 по 1833 г. военным губернатором Николаева был Алексей Грейг. Он много сделал для украшения города: основал бульвар, озеленил улицы и пустыри, построил много зданий, развел сады.
В ноябре 1820 г. Грейг велел начать работы по строительству городского водопровода. Водопровод, получивший название Спасский, сооружался под руководством полковника округа путей сообщения Рокура. Строительство было окончено в 1825 г., но из-за некачественных труб вода подавалась только в дом Главного командира. До конца XIX века вода поставлялась из Спасского источника, откуда ее развозили для продажи по городу в бочках.
В 1821 г. по предложению городского головы купца Кустова в районе Поповой балки (на юго-востоке Николаевского полуострова) была построена Купеческая пристань. К ней проложили спуск, по которому на телегах везли грузы. Возле той же Поповой балки приглашенный Грейгом итальянец Самаси открыл кирпичную, черепичную и фаянсовую фабрики, а Алиауди (Аляуди) устроил механическую мельницу, при которой выделывались сукна и фланель. Там же был сооружен пильный завод Бакстера и Лаутона, пивоваренный завод и лесные склады.
Во время Крымской войны Николаев стал главной тыловой базой Черноморского флота. Николаевское адмиралтейство обеспечивало флот и армию необходимым вооружением. Кроме того, в Николаеве было сформировано и отправлено в Крым четыре экипажа из мастеровых (до 4000 человек), которые принимали участие в обороне Севастополя. Казармы, школы, частные дома оборудовались под госпитали для раненых, эвакуировавшихся из Севастополя.
В 1855 г., когда возникла угроза захвата Николаева и в городе было объявлено осадное положение, вместо переправы через Бугский лиман на том же месте был сооружён наплавной мост из бревен, примыкавший к каменной дамбе. Мост длиной около 900 м получил название Бугский или Спасский, но в XIX веке был переименован в Варваровский – по селу Варваровка на правом берегу лимана, куда он вел. Мост просуществовал до Второй мировой войны, после которой был восстановлен в прежнем виде.
Чтобы предупредить возможное вторжение в Николаев вражеских кораблей и войск, на подступах к городу силами солдат и мирного населения возводились укрепления, было установлено 160 пушек. Когда русскими войсками был оставлен Севастополь, вражеские корабли сделали несколько неудачных попыток прорваться в Николаев.
Подписанный после Крымской войны Парижский мирный договор запрещал всем черноморским державам иметь на Черном море военные флоты, арсеналы и крепости. Изначально представитель Англии лорд Кларендон пытался принудить Россию разрушить морские верфи в Николаеве, но без успеха. С формальной точки зрения Николаев не подходил к понятию порта, лежащего на Черном море, поскольку расположен на Южном Буге.
После Крымской войны министр иностранных дел Александр Горчаков внушил Александру II идею, что добиться уничтожения статей Парижского мира 1856 года можно, лишь уговорив западные державы. Горчаков сотнями строчил ноты и циркуляры, несмотря на совет «железного» канцлера Бисмарка: «Не суетись, а строй броненосцы в Николаеве, но потихоньку».
Усилиями Горчакова военное судостроение в Николаеве было сведено к минимуму. С самого основания города он был закрыт для иностранных судов. Но теперь, дабы предотвратить экономическую катастрофу города, в 1862 г. в Николаеве был открыт коммерческий порт. А 13 декабря 1885 г. в Николаеве основали торговую биржу. В 1893 г. экспорт зерна из Николаева составил 88 млн пудов (1408 тыс. тонн).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 83–84.
2
Там же. С. 84.
3
Мирошниченко Ю.Р., Удовик С.Л. Русь-Украина. Становление государственности. Киев: Ваклер, 2011. С. 215.
4
Боплан Гийом (Guillaume le Vasseur de Beauplan) – инженер-строитель, автор «Описания Украйны», родом француз. Он служил более 17 лет в польской службе при королях Сигизмунде III и сыне его Владиславе IV в звании старшего капитана артиллерии и королевского инженера. Большую часть этого времени он провел в Малороссии, занимался здесь постройкою слобод и крепостей, в 1637 г. участвовал в сражении между поляками и казаками под Кумейками (возле Корсуня). В своих разъездах по Украйне Боплан хорошо ознакомился с украинскими степями и течением Днепра (от Киева до Александровска, ныне г. Запорожье), произвел множество измерений и близко наблюдал как самих казаков, так крымцев и буджакских татар. Около 1649 г. вернулся на родину, во Францию, и в следующем году издал свою книгу: «Description d’Ukraine, qui sont plusieurs provinces du Royaume de Pologne, contenues depuis les confins de la Moscovie jusques aux limites de la Transilvanie. Ensemble leurs moeurs, faç ons de vivre et de faire la guerre». В 1660 г. вышло 2-е издание «Описания Украйны», а через два года оно появилось в латинском переводе в известном сборнике «Geographia Blaviana», во 2-м томе. Все сочинение делится на 7 глав: в 1-й («Описание Украйны») описаны физические свойства страны, города и замечательные места, в особенности Днепровские пороги, и затем нравы и обычаи запорожских казаков. Во 2-й главе («Описание Крыма») дается подробное описание Таврического полуострова, в 3-й («О крымских татарах») – описание их образа жизни, набегов и сражений с казаками и Польшей; в 4-й («Об украинских казаках») говорится о житье украинских казаков, их нравах и обычаях, а также о морских их походах и разорении ими малоазийских городов (по рассказам казаков); 5-я глава («Об избрании королей польских») посвящена рассказу об избрании польских королей, о составе сеймов, о коренных законах и правах королевских; в 6-й главе («О вольностях польского дворянства») указываются права и привилегии польских дворян; и, наконец, в 7-й («О нравах польского дворянства») описывается образ жизни поляков. Боплан, используя польские карты и лично снятые планы местностей, опубликовал три подробные карты Малороссии, которые неоднократно переиздавались в Европе и в России.
5
Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Киев, 1896. Вып. 2. С. 320.
6
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. С. 91–92.
7
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Киев: Наукова думка, 1990. Т. 1. С. 27.
8
Мавродин В.В. Очерки истории левобережной Украины. СПб.: Наука, 2002. С. 348–349.
9
Мавродин В.В. Очерки истории левобережной Украины. СПб.: Наука, 2002. С. 351.
10
Грушевский М.С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. Киев, 1891. С. 441.
11
От германского слова «гаунтман» (начальник).
12
Плано Карпини Дж. История монголов. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. С. 67–68.
13
Там же. С. 68.
14
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т. 1. С. 55–56.
15
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т. 1. С. 75–76.
16
Там же. С. 145.
17
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т. 1. С. 145.
18
В 1781 г. императрица Екатерина II переименовала Хлынов в Вятку, а в 1934 г. большевики переименовали ее в Киров.
19
Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск: Наука, 1986. С. 136.
20
Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск: Наука, 1986. С. 135–136, 137.
21
Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Ч. II. Розыскание о начале русского казачества. СПб.: Стикс, 1996. С. 354.
22
Куц О.Ю. Донское казачество в период от взятия Азова до выступления С. Разина (1637–1667). СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. С. 133–134.
23
Куц О.Ю. Донское казачество в период от взятия Азова до выступления С. Разина (1637–1667). СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. С. 134.
24
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т. 2. С. 150.
25
Там же. С. 150–151.
26
Ставропигия – статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.
27
Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Ч. II. Розыскание о начале русского казачества. СПб.: Стикс, 1996. С. 354.
28
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т. 1. С. 402.
29
Там же. С. 403.
30
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т. 1. С. 250, 402, 403.
31
Дикий А. Неизвращенная история Украины-Руси. Нью-Йорк: Правда о России, 1960. Т. 1. С. 388–389.
32
Дикий А. Неизвращенная история Украины-Руси. Нью-Йорк: Правда о России, 1960. Т. 1. С. 389–390.
33
Бузина Олесь. Воскрешение Малороссии. Киев: Арий, 2012. С. 162.
34
Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ века. М.: Издательство Московского университета, 1996. С. 305.
35
Там же. С. 307.
36
Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой (конец XVI – первая половина XVII века). Белгород: Изд-во «КОНСТАНТА», 2004. С. 215.
37
Там же. С. 217.
38
Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой (конец XVI – первая половина XVII века). Белгород: Изд-во «КОНСТАНТА», 2004. С. 261.
39
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959–1961. Кн. V. С. 551.
40
Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. С. 271.
41
Куц О.Ю. Донское казачество времени Азовской эпопеи в 40-х г. XVII в.: политическая и военная история. М.: Старая Басманная, 2014. С. 558.
42
Мирошниченко Ю.Р., Удовик С.Л. Русь-Украина. Становление государственности. Киев: Ваклер, 2011. Т. I. С. 542–543.
43
Кириллов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства. М.: Наука, 1977. С. 174.
44
Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ века. С. 309–310.
45
Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ века. С. 380.
46