Книга 50 знаменитых загадок истории ХVIII-ХIХ веков - читать онлайн бесплатно, автор Оксана Юрьевна Очкурова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
50 знаменитых загадок истории ХVIII-ХIХ веков
50 знаменитых загадок истории ХVIII-ХIХ веков
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

50 знаменитых загадок истории ХVIII-ХIХ веков

Ложи каменщиков-строителей создали особые уложения, в которых излагались обязанности и правила учеников и полноправных членов корпорации, а также легендарная история строительного искусства. Клятва повиновения правилам корпорации и клятва хранить в тайне ее секреты перешли от каменщиков-строителей к современным масонам. Большую роль в деятельности братства играли взаимная помощь, а также поддержка в путешествиях, для чего использовались пароли и тайные знаки, по которым «братья» могли узнать друг друга и оказать содействие.

С 1600 года в ложи начали принимать «почетных членов» – людей, не имевших никакого отношения к строительному делу, но решивших подчиняться внутренним правилам цеха каменщиков, их обычаям, моральным постулатам и, соответственно, пользоваться их привилегиями. Это были пасторы, коммерсанты, представители интеллектуальных профессий – ученые, писатели или члены дворянского сословия. С началом Реформации начались гонения на организации, носившие церковный характер, и в 1547 году в Англии все они были запрещены парламентским актом. Многие ремесленные братства не смогли пережить этого и исчезли. Однако масонское братство устояло. К концу XVI века непрофессионалы стали преобладать над мастерами-строителями. В начале XVII столетия английские ложи состояли всецело из людей, не имевших ничего общего со строительным искусством. Их принято называть спекулятивными масонами.

Название «вольный каменщик» возникло примерно в это же время; слово «вольный» означало свободу передвижения, которой пользовались как средневековые строители, так и люди свободных профессий. Преобразованию строительного масонства содействовала также работа членов тайных обществ, которые боролись за свободу человеческой мысли и которые стали проникать в масонские ложи, когда увидели возможность вести через них пропаганду своих идей. Задача этих тайных обществ заключалась в борьбе с предрассудками и в завоевании свободы политической и религиозной. Свои стремления и организацию эти люди облекли покровом тайны. И всех их можно охарактеризовать одним словом – вольнодумцы. В борьбе за религиозную и политическую свободу масонство имело решающее значение. Англию сотрясали кровавые смуты, революции, смена династий, в результате этих событий в стране восторжествовали протестантизм в религии и идея отделения церкви от государства, а также получили развитие демократические идеи в государственной жизни. Масоны и их принципы одержали победу. После возведения на английский престол Вильгельма Оранского Англия в полном смысле этого слова стала масонским государством.

В 1717 году на общем собрании нескольких масонских лож была образована Великая ложа Англии и избран великий мастер. Это важное событие положило начало современному масонству, которое быстро распространилось по всей Европе. Интеллектуальное движение XVIII века пыталось утвердить идеалы свободы, равенства и братства, ложи несли это учение в жизнь и привлекали в свои ряды всех желавших порвать с прошлым, уничтожить несовершенное настоящее и основать новое справедливое и разумное общество. Благодаря сочетанию французской свободной мысли XVII века и идеям английского масонства и родилась Французская революция 1789 года. Впрочем, приложили здесь силы и члены Великой английской ложи Франции, которая с 1773 года стала именоваться Великим Востоком Франции. Мария Антуанетта писала в 1790 году, за три года до казни, своему брату австрийскому императору Леопольду II: «Прощайте, дорогой брат, верьте нежности вашей несчастной сестры. Главное, остерегайтесь всякого масонского сообщества. Этим путем все здешние чудовища стремятся во всех странах к достижению одной и той же цели».

В своем труде «Тайные силы революции» Л. де Понсен пишет: «Революция 1789 года не была ни самопроизвольным движением против «тирании» старого порядка, ни искренним порывом к новым идеям свободы, равенства и братства, как хотят нас заставить верить. Масонство было тайным вдохновителем и в известной степени руководителем движения. Оно выработало принципы 1789 года, распространило их в массах и активно содействовало их осуществлению». Даже взятие Бастилии 14 июля было результатом обширного масонского заговора, а с подачи масона Лафайета была принята «Декларация прав человека и гражданина». Например, пункт первый гласил: «Люди родятся и живут свободными и равноправными. Социальные различия могут быть основаны только на общей пользе». Пункт второй: «Цель всякой политической ассоциации – сохранение естественных, неотъемлемых прав человека. Права эти: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету». Все это является подтверждением масонского девиза: «Свобода, равенство и братство».

Этим документом можно бы было гордиться, если забыть об эре беспощадного террора – уничтожения всех элементов, недовольных революцией. Террористы неистовствовали. Революционный трибунал, который был свободен от требований закона и руководился только «революционной совестью», работал неутомимо. Жертвам рубили головы усовершенствованным «гуманным способом» – на гильотине. Все это приобретало такие масштабы, что даже Великий мастер герцог Орлеанский, который занимал этот пост свыше 20 лет, сложил с себя это звание, объяснив свой поступок нижеследующим: «Я поступил в масонство, которое явилось для меня залогом равенства, в такое время, когда никто не мог предвидеть нашей революции, точно также поступил я в парламент, который я считал олицетворением свободы. Но с тех пор пришлось мне оставить эти мечты и обратиться к действительности. Не зная из кого состоит Великий Восток, я считаю, что республика особенно при самом своем возникновении не должна терпеть ничего скрытного, никаких тайных обществ. Я не хочу иметь более ничего общего с неизвестным мне «Великим Востоком», ни с собраниями масонов». Этим заявлением принц признал, что, занимая более 20 лет самый высший пост Великого мастера «Великого Востока», он ничего не знал и был послушным и слепым орудием чужих тайных целей и желаний. Такое разоблачение не могло пройти ему даром. Его лишили масонского титула, сломали в его присутствии меч, а потом… отрубили голову.

Исследователи считают, что послереволюционная анархия и произвол привели к власти Наполеона и что именно масонство возвысило Бонапарта как орудие пропаганды своих принципов. «Оно, – пишет Л. де Понсен, – поддержало Наполеона, который в конце концов оказывал услугу масонству, распространяя революционный дух по всей Европе. Он с достаточным основанием заявил: «Я освятил революцию и ввел ее в законы, повсюду, где я вводил мой гражданский кодекс, я щедро сеял свободу». Одним словом, Наполеон для Европы был тем, чем была революция для Франции».

Одновременно с организацией национальных революций масонство ставило своею конечной целью революцию интернациональную. Известно, что еще в 1775 году масонское тайное общество иллюминатов разрабатывало план мирового масонского государства. «Князья и нации исчезнут с лица земли, – говорится в одной из инструкций иллюминатов, – и раса человеческая сделается единой семьей!» И хотя многие влиятельные исторические личности поддерживали братство «вольных каменщиков», католическая церковь всегда считала их еретиками и если не могла выкорчевать все ложи, то неустанно «пропалывала» их, как сорную траву. Масонов обвиняли в союзе с антихристами, утверждали, будто на закрытых собраниях проходят разнузданные оргии. Как позднее выяснилось, многие из этих слухов и публикаций появлялись с подачи церкви. Хорошо известна заказная «разоблачительная» книга о масонах «Братья трех пунктов» (1881 г.) французского журналиста и издателя Г. Жоган-Пажес. Собирая материал, автор четыре года состоял в братстве и «выдал на-гора» смесь правды и чудовищных выдумок. А в 1897 году Жоган-Пажес объявил свою книгу мистификацией, чем вызвал настоящий фурор.

Даже участившиеся запреты лож и гонения на масонов уже не могли привести к уничтожению братства. Но под действием «разоблачений» общественное мнение временами становилось резко враждебным по отношению к масонству. Постепенно масонство превратилось в синтетическое, универсальное этико-философское учение, что дало ему возможность распространяться по всему миру, не конфликтуя при этом с религиозными системами, отличными от христианской религии. Однако учение это имеет некоторые особенности: вместо слов и формулировок для обозначения человеческих качеств, моральных и философско-этических понятий масоны используют символы, в которые превратились в первую очередь строительные инструменты. Смысл понятий, которые олицетворяют эти инструменты, открывают только тем, кто прошел посвящение и взял на себя обязательство хранить тайну. Тайной являются также особые слова и знаки, по которым масоны узнают друг друга. Переходя от одной степени посвящения к другой, масон узнает новые качества инструментов и стоящие за ними нравственные нормы, новые слова и знаки.

Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий; угломер – символ справедливости; циркуль служит символом общественности, а наугольник означает совесть. Молоток, являясь принадлежностью мастера, служит символом власти, молчания, повиновения и совести. Общая эмблема мирового масонства – пятиконечная пламенеющая звезда – символ человека, излучающего таинственный свет.

Сегодня, когда о масонстве издано множество книг, некоторые их тайны стали известны многим, но вольные каменщики продолжают их хранить. Такой парадокс объясняется довольно просто: умение хранить тайну – одно из человеческих достоинств, и воспитание этого качества в себе – одна из обязанностей масона. Для него тайна по-прежнему остается таковой, независимо от того, кто и когда ее раскрыл. К тому же масонство – движение филантропическое, то есть одной из его целей является помощь ближним. Но доброе дело, о котором объявили во всеуслышание, служит не столько добру, сколько гордыне, развращая дающего. Подлинная благотворительность должна быть анонимной. Поэтому масоны всегда хранят молчание о своей благотворительной работе.

К масонскому братству принадлежали многие выдающиеся деятели человечества, среди них композиторы Моцарт, Лист, Гайдн, Бетховен, Паганини, Сибелиус, писатели Гете, Скотт, Уайльд, Твен, Бернс, Киплинг. Были масонами Теодор Рузвельт и Уинстон Черчилль, английский король Эдуард VII и Генри Форд, Суворов и Голенищев-Кутузов, Левицкий и Боровиковский, Грибоедов и Волошин, то есть к «вольным каменщикам» принадлежал цвет общества, самые выдающиеся люди своего времени, которые во многом определили развитие культуры и науки. Известный русский писатель-масон М. А. Осоргин так характеризовал масонство: «Идеальное каменщичество есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима… Братство вольных каменщиков есть организация людей, искренне верующих в приход более совершенного человечества. Путь к совершенствованию человеческого рода лежит через самоусовершенствование при помощи братского общения с избранными и связанными обещанием такой же над собой работы. Значит – познай себя, работай над собой, помогай работе над собой другого, пользуйся его помощью, умножай ряды сторонников этой высокой цели. Иначе – союз нравственной взаимопомощи».

Сказано очень весомо, но почему же большинство видит в масонстве всемирный заговор злодеев? В первую очередь настораживает глубокая конспирация ордена, ведь, согласно историческим данным, существует внешнее и скрытое масонство. Масонство представляет собой как бы пирамиду в три этажа, на вершине которой стоит высшее интернациональное масонство, вот там-то и начинается непроницаемая тайна. Таким образом, о скрытой организации масонства подавляющее большинство масонов не имеет никакого представления. Интересно, что мнения исследователей разделились в оценке того, что же представляет собой «подводная часть айсберга». Одни считают, что на это звание претендует орден иллюминатов как наиболее законспирированный в наше время, другие называют его «рядовым» братством, давно потерявшим нити влияния, и утверждают, что настоящих руководителей масонства никому не дано узнать.

Масонство, являясь обширной пропагандистской организацией, действует путем постепенного внушения, подготавливая революции. Такую подготовку ведут не только ложи, но и другие подчиненные им организации – различные лиги, союзы, оккультисты, теософы и т. д. После соответствующей подготовки умов на сцену выступают боевые террористические организации, которые заканчивают задуманную и подготовленную масонами смену режима. В случае успеха плоды своей подпольной работы масонство использует в своих интересах, а в случае неудачи и провала революции оно остается в стороне, а вина перекладывается на «разрушительные революционные элементы».

То, что одной пропагандой деятельность масонов не ограничивается, подтверждает, например, история разоблачения ложи «Пропаганда-2» Великого Востока Италии во главе с Личо Джелли. О ее существовании итальянская полиция узнала случайно, расследуя в 1981 году одно государственное преступление. Ложа включала в себя многих высокопоставленных деятелей страны и была разделена на 18 подразделений, контролировавших различные сферы государственной и общественной деятельности. В ходе следствия выяснилась причастность «П-2» ко многим террористическим актам в Италии с целью дестабилизировать политическое положение в стране. Также вскрылись факты многочисленных афер, в частности контрабанда золота из Южной Африки и реализация его через Цюрих. Личо Джелли был подключен правительством США к операциям по освобождению заложников в Тегеране. Было также выявлено участие Джелли в некоторых президентских выборах в США и Западной Европе. Но самым главным открытием стал установленный факт, что ложей управляли из США, а все уголовные и государственные преступления, связанные с нею, планировались ЦРУ. Оружие и взрывчатку террористы – «Красные бригады» – получали с баз НАТО. Член «П-2» полковник секретных служб Италии Спьяцци, участник вышеупомянутых заговоров, дал позже показания, что его агенты формировали отряды боевиков и организовывали поджоги и взрывы в учреждениях и поездах.

Какие же «демократические» цели преследуют масоны, если прибегают к таким методам «созидания»? Оказывается, на пути к утверждению на земле масонского «идеала» стоят религия, семья и национальное государство. Эти исторические институты мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, наций и монархий масонство подходило постепенно, осторожно, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям. Чтобы достичь успеха, масоны поддерживали различные секты и религиозных вольнодумцев. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь. При этом ложи всегда были надежным убежищем для людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом. В борьбе против церкви масонство видит свою главную заслугу перед человечеством, ибо, разрушая «предрассудок», оно тем самым подготовляет почву для лучшего будущего. «Мы больше не можем признавать Бога как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество». А в борьбе за идеалы все средства хороши.

В одном из циркуляров Совета Великого Востока говорится, что масонство пытается создать новую мораль, превосходящую христианскую. Враждебно настроены братья-каменщики и к национальному своеобразию. Идеи демократии и народовластия зародились в масонских ложах и широко распространились по всему миру. Своей ближайшей задачей масоны называют захват политической власти и перевоспитание общества на новых принципах. Они стремятся охватить и перестроить на новый лад все сферы человеческой жизни: религию, государство, политику, семью, школу, армию, общественный строй, науку, искусство, промышленность, международные отношения и т. д. Масонство стремится разрушить все старое, уничтожить все существующие устои и на развалинах прошлого построить новое масонское царство. Для этого необходимо перечеркнуть историческое прошлое народов и создать Вечный Мир, в котором восторжествуют идеалы свободы, равенства и братства. При этом народ является лишь средством для создания всемирного масонского государства: «Через национальные революции и разрушения исторически сложившихся государств к революции интернациональной и созданию масонского сверхгосударства. Если масонство будет закончено, если оно будет жить в сердцах людей, если его сила наполнит все земное, тогда только царство человеческое состоится воистину, небо будет на земле».

Кто только не обещал людям создать «царствие небесное» на земле… Однако сегодня идеи вольных каменщиков находят все меньше приверженцев, и, может быть, поэтому масоны решили приподнять завесу над своими многочисленными тайнами. Так, например, для широкой публики открылась штаб-квартира Американской ложи. В ней проводятся однодневные семинары, по итогам которых любой человек может вступить в некогда секретное братство, а одна из фирм по связям с общественностью даже занялась рекламой Великой ложи. Да и сами масоны теперь по-другому формулируют свои цели: медицинские исследования и активная социальная работа и никаких претензий на мировое господство. Однако споры вокруг их деятельности, равно как и таинственные истории, не утихают.

Орден иллюминатов и его тайны

На протяжении многовековой истории человечества племенами, народами, государствами всегда кто-нибудь правил: старейшины, фараоны, князья, императоры, президенты. И практически каждый из правителей мечтал расширить свои владения, а многие грезили мировым господством. Уже давно и упорно ходят слухи о загадочном тайном правительстве, которое «дергает за ниточки», негласно управляя мировыми делами и изменяя существующий в мире порядок в своих целях. Не является ли таким «тайным правительством» таинственный орден иллюминатов?


Если бегло просмотреть историю развития человечества, то можно увидеть, что бо́льшая часть материалов посвящена войнам, разрушениям и порабощению, и только малая доля – созиданию и развитию. Создается впечатление, что в борьбе за «всеобщее благоденствие» все средства хороши. Именно такого правила во все времена придерживаются различные тайные общества и заговорщики. В последние годы даже появились специалисты, называемые конспирологами, то есть «специалисты по заговорам». Такие люди считают, что все происходящие в мире события являются результатом всемирного заговора. Конспирологов даже подразделяют на две группы: первая – плюралисты – полагает, что заговоров существует несколько, вторая – монисты – утверждает, что нити всех заговоров находятся в руках одной группировки. Именно конспирологи возвели орден иллюминатов в ранг мирового правительства.

Как следует из исторических документов, изначально иллюминатами, то есть «несущими свет» или «просвещенными», называли тех, кто принял христианское крещение. Впоследствии это наименование присвоили себе последователи мистической секты, возникшей в Испании в самом начале XVI века, а чуть позже (между 1623 и 1635 годами) во Франции. Так стали называть себя и члены тайного общества, известного как орден баварских иллюминатов. Его основателем был профессор юриспруденции Ингольштадтского университета Адам Вейсгаупт (1748–1830). Идеи общества были близки идеалам Просвещения – идейного течения, основанного на убеждении в главенстве Разума и Науки. Датой основания общества принято считать 1 мая 1776 года. Эта дата впоследствии породила множество домыслов и сопоставлений с другими историческими событиями.

Вейсгаупт, воспитанный в иезуитском колледже, презирал идеи, которыми руководствовалось запрещенное в 1773 году Папой Климентом XIV «Общество Иисуса». Но это не мешало Вейсгаупту позаимствовать у иезуитов тактику, а также структуру ордена. Дисциплина «Общества Иисуса», умение использовать самый различный набор средств для достижения поставленных целей восхищали профессора. Вейсгаупт был известным сторонником деизма – религиозно-философского направления, признающего существование Бога (на латыни Deus означает Бог) как творца мира, но отрицающее сверхъестественное и религиозный догматизм. Поэтому основатель ордена иллюминатов и считал, что именно люди – конечно, не все, а только «просвещенные» – должны совершенствовать и облагораживать человечество. В воззрениях Вейсгаупта перемешались философский материализм энциклопедистов, воззрения Руссо и даже утопического коммунизма. Он утверждал, что человек от рождения не является плохим, таким его делает общество: религия, государство, условия жизни. К тому же у людей отняты права на равенство и свободу, и необходимо освободить всех и каждого от давления социальных институтов. Для достижения состояния Просвещения Вейсгаупт предлагал использовать любые методы, утверждая, что «цель оправдывает средства» – эта идея была популярна в эпоху Просвещения: Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Г. Бузенбаум и представители ордена иезуитов полагали, что для достижения цели все средства хороши. Основой совершенствования общественного механизма Вейсгаупт считал распространение просвещения, которое должно быть наполнено антирелигиозным и антигосударственным содержанием. Своему секретному ордену он уготовил роль созидателя гармонического общественного строя, всемирной республики, в которой не будет сословных различий, религиозного гнета, деспотизма монархии, войн, вражды между нациями.

В первые годы своего существования орден иллюминатов был малочисленным, в него входил только весь состав Ингольштадтского университета. Но уже через три года с момента создания, после вступления в орден барона фон Книгге, орден насчитывал четыре отделения в баварских городах, а затем появились и филиалы в других частях Германии. Связи барона позволили вовлечь в тайное общество просвещенных людей из высшего света, таких как герцог Эрнест II Готский, герцог Карл Август Веймарский, герцог Фердинанд Брауншвейгский, князь Нейвид, а также целый ряд геттингенских профессоров, влиятельных представители духовенства и даже всемирно известного педагога Песталоцци. Но при этом число членов ордена никогда не превышал двух тысяч человек. В Веймаре, например, в союз вступили наиболее влиятельные члены масонской ложи «Амалия». По некоторым сведениям, в нем состояли Гёте, Моцарт, Шиллер и Виланд. Иллюминаты были принципиальными противниками вовлечения в свое движение «непросвещенных» народных масс.

Орденский устав требовал соблюдения строгой секретности и безоговорочного повиновения старшим. Вначале Вейсгаупт обладал диктаторской властью в союзе. Но его склонность к интригам и вздорность привели к тому, что он нажил массу врагов в академических кругах, а затем и среди членов ордена. Заимствованный у иезуитов метод «все средства хороши» был возведен Вейсгауптом в основной поведенческий принцип – стремление главенствовать. Позднее на равноправное участие в руководстве стали претендовать и другие члены верховного органа иллюминатов – ареопага. В июле 1781 года их требования были приняты и добавлены к уставу. К тому времени орден уже имел свои отделения в Австрии и Венгрии, Польше и Нидерландах, Дании и Швеции, Италии и Испании, Швейцарии и Франции. В Париже в союз вошли видные адвокаты, ученые, писатели.

Следует отметить, что еще до создания ордена иллюминатов Вейсгаупт недолго был членом масонской ложи, но не принимал «таинства» масонов. Однако у него, а потом и у других членов ареопага возникла идея просачивания иллюминатов в масонскую среду и подчинения их лож своим целям. Так была сделана попытка скрыть под масонской маской существование самого ордена иллюминатов. Вейсгаупт и его единомышленники надеялись, используя хаотичное состояние германского масонства, создать объединение лож под эгидой якобы реально существующих «древних вождей». Особо активную роль в проникновении иллюминатов в ряды масонства сыграл фон Книгге. У членов ордена действительно получилось подчинить себе ложу в Мюнхене, с помощью которой было можно создавать дочерние ложи, но в дальнейшем план, как следует из исторических документов, провалился.

По мере численного роста ордена иллюминатов возникли и усилились трения не только между низами и верхами иерархии, но и в самом ареопаге. Орден сотрясали многочисленные скандалы, вызванные адюльтерами, воровством и обманом среди иллюминатов. В первую очередь явно расходился с Вейсгауптом барон фон Книгге, мнение которого имело авторитет как среди иллюминатов, так и среди масонов. Он стремился не ускорять крушение идеи «строгого послушания» в обществе масонов, выказывал симпатию к оккультным и мистическим элементам в их воззрениях. В 1784 года произошел разрыв и фон Книгге вышел из ордена иллюминатов. В это время в самой Баварии информация о деятельности иллюминатов обрастала нелепыми слухами, а когда один из членов ордена донес о них властям, баварский курфюрст Карл Теодор издал указ о роспуске обществ, не разрешенных правительством как вызывающих подозрения и опасения. Очередной указ от марта 1785 года строжайше запретил деятельность ордена иллюминатов на территории Баварии. Вейсгаупт, Книгге и другие иллюминаты пытались в печати защитить репутацию ордена, но их противники создали десятки обличительных памфлетов. Появившаяся стараниями врагов легенда о «заговоре иллюминатов» в какой-то мере привела в ряде стран к упадку влияния не только иллюминатов, но и масонства. В Баварии же с 1787 года начался настоящий «крестовый поход» не только против иллюминатов, но и против всех сочувствующих идеям Просвещения. Иллюминатов подвергли гонениям вплоть до тюремного заключения, независимо от звания и должностей. Вербовка в орден была объявлена преступлением, наказуемым отсечением головы. Но сам Вейсгаупт уцелел и даже стал надворным советником герцога Саксен-Готского.