Каких только предположений о личности Железной Маски не выдвигалось за эти годы! Одна версия утверждает, что под маской скрывался чудом ускользнувший от казни английский король Карл I. Другая выдвигает на эту роль незаконного сына Анны Австрийской и герцога Бекингема. (Якобы Людовик XIV, узнав, уже будучи совершеннолетним, о существовании сводного брата, велел его заточить.) Еще один вариант: Железная Маска – брат-близнец Людовика XIV. Их отец Людовик XIII приказал тайно воспитать «лишнего» принца, чтобы предотвратить беды, которые, согласно пророчествам, могли произойти в королевском доме от этого двойного рождения. И только после смерти Мазарини, когда Людовику XIV сообщили о существовании родного брата, он приказал его арестовать, а из-за их поразительного сходства заставил узника под страхом смерти постоянно носить маску. Во время Французской революции эта версия считалась наиболее достоверной. Именно ее изложил в романе «Виконт де Бражелон» Александр Дюма-отец.
На этом версии о несчастных детях не заканчиваются. Существуют сведения, из которых следует, что Железная Маска – это герцог Вермандуа, незаконный сын Людовика XIV и госпожи Лавальер, давший пощечину своему сводному брату-дофину и искупивший это оскорбление вечным заключением. (Однако, по документам, Вермандуа скончался еще в 1683 году.)
Историк Робер Амбелен идет еще дальше и пытается доказать, что и Людовик XIV, и узник – оба были детьми Анны Австрийской, но не от короля. И в качестве их настоящего отца называют других лиц: капитана кардинальской гвардии Франсуа Доже де Кавуа, принца Конде и кардинала Мазарини. Но из этого следует, что на Людовике XIII ветвь Бурбонов оборвалась. Некоторые голландские историки предлагали свою версию: Железная Маска – иностранец, молодой дворянин, камергер королевы Анны Австрийской и настоящий отец Людовика XIV.
Лягранж-Шансель пытался доказать, что таинственным узником был герцог Франсуа де Бофор, внук короля Генриха IV, который пропал при осаде Кандии (крепости на о. Крит) и которого не смогли опознать в обезглавленном турками теле. Но и эта версия оказалась несостоятельной. Юнг вместе с Ризе утверждали, что Железной Маской был лотарингский дворянин Армуаз, который в 1672 году в испанских Нидерландах возглавил заговор против Людовика XIV и был захвачен в 1673 году. «Вершиной исследовательской мысли» стала теория, согласно которой под маской скрывался настоящий царь Петр I, пустившийся в Великое посольство, а в Россию вместо него вернулся самозванец.
Пролить свет, а точнее, сузить круг «подозреваемых» удалось, как ни странно, не историку, а математику, кандидату технических наук Юрию Борисовичу Татаринову. Для этого он использовал разработанные им самим «матрицы идентификации», представляющие собой сложную таблицу с внесенными в графы данными исторических документов и фактов, хронологией событий в самой Франции и Европе, именами заключенных, находившихся одновременно или поочередно перемещенных по четырем французским тюрьмах: Пиньероле, Экзиле, Сент-Маргерите и Бастилии. Проведение исследования осложнялось тем, что бо́льшая часть заключенных назывались в документах не по имени, а кличками или условными обозначениями: «узник, доставленный тем-то и тогда-то».
Узлы задокументированных пересечений и дали Татаринову возможность сузить число «подозреваемых» до восьми человек, ставших в разное время по приказу «короля-солнце» узниками замка. В дальнейшем пять персонажей «детективной истории» отпали по различным причинам – отпущены на свободу или скончались. Осталось трое наиболее достоверных претендентов на роль Железной Маски. Это – Николя Фуке, бывший суперинтендант финансов короля Людовика XIV, загадочный «слуга» Эсташ Доже и министр герцога Мантуанского граф Маттиоли. Теперь из трех «подозреваемых» надо было выбрать только одного – того, кто долгие годы скрывал свое лицо под черной маской.
О двух из них – Фуке и Маттиоли – было известно достаточно много. Но мы расскажем об узниках в порядке их попадания в тюрьму.
Николя Фуке, виконт де Мёлен и де Во, маркиз де Бель-Иль был при Людовике XIV суперинтендантом (министром) финансов. Он фантастически разбогател на торговле в североамериканских колониях, а также за счет финансовых махинаций в собственной стране, пренебрегая отчетностью перед королем. Его дворец Во-ле-Виконт превосходил по роскоши королевские резиденции. Фуке стал строить собственные корабли и настолько укрепил свой остров Бель-Иль, купленный им и превращенный в неприступную крепость, что «король-солнце» почувствовал в нем угрозу своей власти. Разоблаченный Ж.-Б. Кольбером, Фуке был арестован 5 сентября Шарлем Отье де Бау де Кастельмором, графом д’Артаньян, прославленным в романах А. Дюма-отца. Фуке предстал перед публичным судом. Ему были предъявлены обвинение в финансовых аферах, оскорблении главы государства и подстрекательстве к мятежу. Специальной судебной палатой он был приговорен к пожизненному изгнанию с конфискацией имущества. Этот приговор король посчитал слишком мягким и заменил бессрочным заключением, и в январе 1665 года Фуке, конвоируемый д’Артаньяном, переступил порог замка-крепости Пиньероль.
Четыре года спустя, 24 августа 1669 года, в крепость был доставлен Эсташ Доже. Этот человек вызывает наибольший интерес. «Простой слуга» (именно так его именовали в тюремных документах), арестованный по приказу короля как вызвавший монаршее недовольство, содержался, согласно приказу, при полнейшем секрете в специальном карцере с двойными дверями, с одноразовым питанием. Под угрозой смерти ему запрещалось разговаривать даже с комендантом о чем-либо, кроме повседневных нужд, и передавать какие-либо вести о себе. Существует также предположение, что имя Эсташ Доже не что иное, как псевдоним, так как черновики приказов о его аресте и доставке в Пиньероль были безымянными.
Третьим узником стал доставленный в замок Пиньероль 2 мая 1679 года министр герцога Мантуанского граф Эрколе Маттиоли. В нарушение дипломатической неприкосновенности он был арестован по приказу Людовика XIV по обвинению в выдаче правителям Австрии, Испании, Пьемонта и Венецианской республики тайны сговора между королем и герцогом о продаже приграничного города Касале. Маттиоли также был доставлен в крепость с соблюдением строжайшей секретности, и именно его лицо изначально скрывала черная бархатная маска. Однако уже спустя три года о заточении Маттиоли знала вся Европа. Интересен тот факт, что судьбы именно этих троих узников странным образом пересекались.
В сентябре 1674 года, когда один из слуг Фуке скончался, комендант крепости Сен-Мар отдал в услужение бывшему министру никого иного, как арестанта Эсташа Доже. При этом Сен-Мар предупредил Фуке, чтобы с Доже никто, кроме самого экс-министра и его второго слуги Ла Ривьера, не должен общаться. В январе Фуке было направлено «личное послание» одного из приближенных короля, военного министра Ф.-М.-Л. Лувуа. «Вы выучите, – писал Лувуа, – упомянутые Сен-Маром меры предосторожности, требуемые королем, которые приложены, чтобы воспрепятствовать Эсташу Доже общаться с кем-либо, кроме Вас. Его Величество ожидает, что Вы употребите все усилия, поскольку Вы знаете, по какой причине никто не должен знать, что знает он».
Еще более интригующе звучит цитата из письма Лувуа к Фуке: «Монсеньер, с большим удовольствием я исполняю приказ, который король соблаговолил мне отдать: сообщить Вам, что Его Величество намерен в ближайшее время предоставить значительное смягчение Вашего заключения. Но до этого Его Величество желает быть осведомленным, не разговаривал ли называемый Эсташем, которого Вам дали для услуг, с другим приставленным к Вам слугой о том, как он использовался прежде, чем объявился в Пиньероле. Его Величество приказал спросить у Вас об этом и сказать Вам, что он рассчитывает, что Вы без всяких опасений сообщите мне правду об упомянутом выше для того, чтобы Его Величество мог принять меры, которые он сочтет наиболее подходящими, после того как он узнает от Вас, что именно вышеупомянутый Эсташ мог сказать своему товарищу о своей прошлой жизни. Его Величество желает, чтобы Вы ответили на это письмо частным образом, ничего не говоря о его содержании монсеньеру Сен-Мару, которому я сообщил, что король пожелал, чтобы он Вам доставил бумагу и т. д.».
Фуке ответил согласием и в награду получил разрешение, подписанное королем, на встречу с семьей. Но буквально через неделю после получения письма экс-министр заболел. А в марте 1680 года распространился слух о внезапной смерти бывшего интенданта финансов. Однако документов – свидетельства о смерти, вскрытии тела и похоронах – никто никогда не видел (датой официальной смерти Фуке считается 23 марта 1680 года, но его тело было выдано родственникам для захоронения только через год, так что никто не мог точно определить, Фуке ли это.). К тому же известно, что на 54-й и 91-й дни после кончины министра из карманов якобы его одежды были изъяты какие-то бумаги, отсылавшиеся, по словам Лувуа, каждый раз королю. Одновременно сотрудниками Кольбера распространялась легенда, что экс-министр был якобы освобожден и умер по дороге в столицу в Шалон-на-Соне. К тому же лично король уверил всех любопытствующих, что слуги покойного, Ла Ривьер и Доже, выпущены на свободу. На деле было приказано посадить обоих в отдельную камеру и принять строжайшие меры, чтобы они не имели никаких связей с внешним миром.
Ровно через месяц после загадочной смерти Фуке скончался граф Маттиоли, а в одной из камер замка-тюрьмы появился никому неизвестный узник, чье лицо скрывала черная бархатная маска. Возможно, это и был Эсташ Доже. В сентябре 1681 года «простой слуга» был перевезен в закрытых носилках в форт Экзиль, расположенный в Юго-Западных Альпах. В форте Экзиль Доже провел шесть лет и в 1687 году, вновь сопровождаемый Сен-Маром, был переведен в тюрьму – форт Ройал на острове Святой Маргариты, расположенному недалеко от Канн. Тут для узника подготовили специальную камеру. Тюремщик и узник старели вместе. Когда Сен-Мар был назначен начальником Бастилии, он получил очередное предписание от министра Барбезью: «Король находит возможным, чтобы Вы покинули остров Святой Маргариты и отправились в Бастилию с Вашим старым узником, приняв все меры предосторожности к тому, чтобы никто его не видел и не знал о нем. Вы можете заранее написать лейтенанту его величества в Бастилию, чтобы тот держал комнату наготове, дабы поместить в нее заключенного сразу по прибытии».
И вот только тогда, когда возникла необходимость длительного переезда по стране, Сен-Мар решил «спрятать», но не всего узника, а только его лицо. Так родился Человек в Железной Маске. Заметим еще раз – никогда до этого момента таинственный узник не носил маски. Сен-Мару удалось надолго сохранить его тайну. Вообще-то, маска была из черного бархата; Вольтер снабдил ее стальными задвижками, затем заговорили, что она была сделана «целиком из стали».
Итак, в 1698 году состоялся последний в жизни Эсташа Доже переезд. Сен-Мар вместе с ним прибыл в Бастилию. Королевский лейтенант де Жюнка в журнале для регистрации записал: «Сентября восемнадцатого числа, в четверг, в три часа пополудни г-н де Сен-Мар, комендант крепости Бастилия, прибыл для вступления в должность с острова Святой Маргариты, привезя с собой своего давнего узника, содержавшегося под его надзором еще в Пиньероле, который должен все время носить маску, и имя его не должно называться». Там, в Бастилии, в одиночной камере, Доже доживал свои последние годы.
Через пять лет (19 ноября 1703 г.) Эсташ Доже скончался. Смерть была внезапной, и «наш духовник, – записал де Жюнка, – совершил таинство исповеди буквально в последний момент его жизни; этот столь долго охранявшийся узник был похоронен на приходском кладбище Сен-Поль; при регистрации смерти господин Розарж, врач, и господин Рей, хирург, обозначили его неким именем, также неизвестным». Похоронили же «простого слугу» под новым вымышленным именем – Маршиоли, созвучным с именем ранее скончавшегося узника Маттиоли.
Но, найдя ответ на загадку, кто из узников носил маску, сразу же получаем взамен другую. Кто мог скрываться под псевдонимом Эсташ Доже? Если это и вправду простой слуга, то зачем на его лицо спустя 29 лет заключения вдруг надели эту маску? Если Фуке действительно умер 23 марта 1680 года от смертельной болезни, то оправдана ли маска Доже? Нужна ли была вообще маска, если Доже был малоизвестной личностью? Ведь известно, что в Пиньероле он маски не носил и свободно гулял с Фуке по территории замка. И в то же время с началом 1679 года его выход из камеры был строжайше запрещен. Вероятно, Доже мог многое знать о Фуке, в частности тайну событий 23 марта 1680 года – времени возможного «превращения» Фуке в «неизвестного» узника Пиньероля. Кроме того, Доже обладал, по мнению историков, и собственными секретами. К этому человеку была применена совокупность мер предосторожности, которые никогда не применялись для какого-либо другого заключенного. И снова заработали многочисленные версии.
Кого только не предлагали на эту роль! Англичанин А. С. Барнес предположил, что это мог быть аббат Преньяни, тайный агент Людовика XIV, который был направлен с секретной миссией в марте 1669 года к Карлу II Английскому и исчезновение которого совпало с датой ареста Доже. Французский историк Е. Лалуа считал, что таинственная Железная Маска Бастилии – это священник, бывший свидетелем амурных похождений короля с маркизой де Монтеспан. Вновь была рассмотрена версия, что Эсташ Доже не кто иной, как брат-близнец самого Людовика XIV (но если они были так похожи с королем, то как мог Людовик рискнуть отдать одного из Бурбонов в услужение своего врага Фуко, которого, пусть неудачно, но все-таки пытались похитить?). И наконец, адвокат П.-М. Дижоль предположил, что узником Бастилии стал маленький мавр Набо, бывший в услужении королевы Марии Терезии. Но ни одна из этих версий пока не нашла документального подтверждения.
Существует еще одно очень интересное предположение. Дело в том, что если провести анализ между правилами и строгостью содержания в тюрьмах Эсташа Доже и политическими отношениями с Англией, то можно заметить странную закономерность: с изменением уровня влияния Франции на Англию менялся и уровень внимания к нему со стороны Людовика XIV и его доверенных лиц. Это было время, когда Карл II вел двойную игру с Людовиком XIV и Святым престолом, стремясь к победе католической церкви в Англии и склоняя к этому своих соотечественников. Так, в апреле 1667 года в регистрационном журнале колледжа «Общества Иисуса» в Сант-Андре в Риме появляется запись о прибытии «Жака де Ла Клоша с острова Джерси, сына короля Англии, 24 лет от роду» (в Лондоне он носил другое имя: де Ла Клош де Бург де Джерси). Этот послушник предъявил генералу ордена иезуитов Паоло Оливе три свидетельства, удостоверявшие его личность: два сертификата, подписанные 27 сентября 1665 г. и 7 февраля 1667 г. Карлом II Английским, и третий, полученный им от шведской королевы Кристины, принявшей католичество и покинувшей трон. В них, за подписью и печатями монарших особ, было признание, что податель этих бумаг является побочным сыном Карла II, родившегося на о. Джерси, где в молодости скрывался Карл, опасаясь преследования пуритан, и по «по причинам, которые касаются спокойствия в стране, Жак может предъявить эту декларацию и раскрыть секрет своего происхождения только после смерти короля».
Несогласованность в датах, а также возраст бастарда – 24 года, названный самим де Ла Клошем, вызвали подозрения в подлинности документов, предъявленных им Оливе. Однако подпись короля и его печать оказались достоверны. Кем мог быть Жак де Ла Клош? Откуда он взялся и как возникла «легенда» о его королевском происхождении? Действительно, у Карла была возлюбленная Маргарита Картерет, впоследствии вышедшая замуж за пастора Жана де Ла Клоша. Вот только дата возможного рождения не совпадала со временем пребывания короля на острове. Однако возможно, что Жак был жителем о. Джерси или по крайней мере был хорошо осведомлен о событиях, связывавших представителей знатных фамилий острова с принцем Уэльским. Но, скорее всего, он был марионеткой в руках тех, кто вел эту сложную дипломатическую авантюру, в которой де Ла Клошу отводилась роль сына английского короля. Известно, что под покровительством ордена иезуитов Ла Клош под псевдонимом Анри Роан побывал в Англии, где якобы встречался с «отцом», затем вернулся с «секретным поручением» и… исчез. Его исчезновение таинственно совпадает с моментом появления в замке «простого слуги» Эсташа Доже.
Теперь предстоит ответить на вопрос: зачем лицо узника долгие годы скрывать под маской, ведь он мог и не быть бастардом Карла II, а лишь человеком, которого надеялись использовать под этим именем? Объясняется это довольно просто. Хотя история и не донесла до нас точного описания его внешности, но из имеющихся материалов следует, что «простой слуга» Эсташ Доже был весьма представителен. При его появлении в 1669 году в Пиньероле его принимали то за маршала Франции, то за председателя парламента; на о. Святой Маргариты некоторые его считали герцогом Бофором или сыном Кромвеля. Пока тюремная администрация принимала Доже за «простого слугу», его заключение не являлось чрезвычайно засекреченным и ему разрешали общение, но только не с теми, кто может быть отпущен на свободу, как, например, граф Лозен. Все изменилось в 1678–1679 годы, когда король и Лувуа узнали, что Доже, по-видимому, обладает некоторыми секретами Карла II. С этого момента и до «Акта о престолонаследии» (1701 г.) лицо Доже никто не должен был видеть, кроме Сен-Мара, его ближайших помощников и обреченных на смерть Фуке и его слуги Ла Ривьера.
И тут появляется очередной вопрос: почему же Эсташа Доже так и не использовали? Вначале Людовик XIV делал ставки то на самого Карла II, то на его брата Якова, то на его сына Якова III. Кроме того, Эсташ Доже отличался не только слабохарактерностью, но и болезненностью. И наконец, исторически сложилось так, что все заговоры против Карла II, Якова II и Вильгельма III провалились. Не исключено, что если хотя бы один из них удался, если бы Яков или Вильгельм погибли в бою, самозванца могли бы выдвинуть на историческую сцену.
Исходя из всего этого, можно предположить, что тайна Железной Маски – это не только семейный секрет Бурбонов, а и масштабная государственная тайна, которая была способна повлиять на судьбы народов и государств Западной Европы в последней четверти XVII века. Вместе с тем, меры секретности, предпринятые к Эсташу Доже, обеспечили достижение нескольких важных целей. Бесследно исчез Фуке – личный враг короля и государства. Ушел с арены авантюрист и предатель Маттиоли. «Простой слуга», даже не исполнив запланированного, унес в могилу не только тайну внесудебной расправы с Фуке, но, что гораздо важнее, секреты Карла II, разглашение которых могло бы обострить отношения английского королевства с Францией.
Кроме того, «легенда» Эсташа Доже какое-то время обеспечивала возможности для политического шантажа Карла II, а затем Якова II, особенно после того, как последний нашел пристанище во Франции после своего бегства из Англии в 1688 году. Таким образом, черная бархатная маска надежно скрыла государственные секреты королевских фамилий Бурбонов и Стюартов и одновременно коварные замыслы Людовика XIV в отношении родственной ему династии. Однако и эта версия до сих пор не нашла достоверных документальных подтверждений. Ну, что же, «загадка Человека в железной маске» уже просуществовала 300 лет, давая пищу умам историков и перьям писателей, почему бы ей еще не поинтриговать пару сотен лет?
Миф о Джованни Джакомо Казанове
Много ли вы знаете искателей приключений, которые бы описали свою жизнь в мемуарах, да еще так, что заставили печально вздыхать все будущие поколения женщин об утерянном галантном XVIII веке? У Казановы это получилось блестяще. Вот уже более двух столетий он своей книгой не дает угаснуть мифу, который создал собственноручно. «Это я все смешал, заморочил вас, Казанова»…
…одинокий бродяга любви Казанова. Вечный любовник и вечный злодей сердцеед. Но соблазнять не устану я снова и снова, Так и останусь бродяга один, Казанова.
Популярная песня в исполнении Валерия Леонтьева, наверное, наиболее точно характеризует великого венецианского авантюриста Джованни Джакомо (Джакомо Джироламо) Казанову, чье имя стало синонимом любви и любовных подвигов. Он жил легко и красиво, покорял женские сердца и влюблялся сам. Он ни одной ничего не обещал, но ни одну и не обидел. У дам не было претензий к этому галантному во всех отношениях кавалеру. Возможно, поэтому о нем после смерти и позабыли: ведь он был Великим любовником, а не Великим злодеем – их помнят намного дольше. Так Казанова и остался бы в безвестности, если бы не помог его величество Случай! В начале 1820-х годов мужу племянницы Казановы – Карло Анджолини – срочно понадобились деньги, и он продал за мизерные двести талеров все десять томов сочинений своего родственника. И продал их не случайному издателю, а основателю знаменитого книжного дома Фридриху Арнольду Брокгаузу. В 1822 году увидели свет первые тома «Истории моей жизни». И тихо почивавший двадцать четыре года в гробу старик восстал. Он явился в мир – юный, напористый, щеголяющий циничностью и бесстыдством, окруженный хороводом хорошеньких и не очень любовниц. Поклонниками книги Казановы стали Стендаль (одно время даже подозревали, что именно он сочинил «Мемуары»), Гейне, Достоевский. Им безудержно восхищался Альфред де Мюссе. Ему «лучший из авантюристов» казался бунтарем, не желающим покориться каким бы то ни было условностям и выбирающим стиль поведения лишь сообразно собственным взглядам, не говоря о желаниях. «Он до того правдив, что не стесняется на себя наговаривать», – писал Мюссе. С другой стороны, не стоит забывать о тщеславии и гордости – эти черты нашему герою приписывают все современники. «В том, что Казанова-авантюрист был искусным лжецом, сомнений нет, а лгал ли за письменным столом престарелый библиотекарь – вот что, напротив, не имеет никакого значения», так что разумнее всего поверить мемуаристу-писателю на слово.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги