– Какая бессмыслица, я думаю, это излишне, – Ахмеду было странно слышать, что нужно надеть маску для защиты в одной из самых благополучных стран мира.
– Сэр, я забочусь о вашей безопасности, информация о вспышке заболевания сейчас на первых полосах новостей в СМИ в Австрии, лучше подстраховаться.
– Ладно! У меня хорошее настроение, и такая мелочь этому не помешает, – возвышенным голосом произнес Ахмед, взяв маску. У него, как и многих жителей планеты, еще остались воспоминания о нелегком 2020 годе, когда весь мир столкнулся с опасным COVID-19, изменившим жизнь всех стран и заставившим людей с большей осторожностью относиться к своему здоровью, личной гигиене и окружающим новым реалиям. – Рассказывай! Где сейчас профессор?
– Профессор предложил увидеться в самом центре города, у Собора Святого Стефана. Он не хочет пропустить пасхальную службу, поэтому мне удалось назначить встречу после религиозных торжеств, – с пронзительной точностью отрапортовал Асим.
– Тогда направляемся немедленно, не будем задерживать профессора, – сказав это, Ахмед надел специальную защитную маску и со своими подчиненными сел в машину.
Глава 5
Христианское просветление.
Что мы знаем о Пасхе?
Воскресение Христово, или Пасха, является величайшим событием для христиан, которое знаменует победу Спасителя над смертью, грехом и начало существования мира, искупленного сыном Господа Бога Иисусом Христом.
Однако многие празднующие Пасху не до конца осознают истинное ее значение и значимость. Для многих светлый праздник ассоциируется с добрыми традициями, например, с крашеными яйцами.
На западе у детишек известна «пасхальная охота», когда малыши по утру во дворе ищут шоколадные яйца в ярких обертках, спрятанные, по их представлению, пасхальным кроликом, чтобы потом получить сладкое угощение. И, как всегда, только хорошим детям, по уверениям родителей, принесет кролик заветные яйца, для этого ребенок в течение всего года должен вести себя хорошо. Данный обычай пришел из Германии, где были найдены первые упоминания об этой традиции. Вместе с мигрантами легенда о пасхальном кролике распространилась в США и других странах, где и по сей день весьма популярна и является неотъемлемым атрибутом празднования Пасхи. А благодаря телевидению, мультфильмам и кино люди по всему миру знают о данном обычае.
В восточных странах также главным атрибутом являются крашеные яйца, которые символизируют сакральное блюдо, к нему относятся с большим уважением. Яйцо еще до христианской веры являлось символом плодородия и мироздания, а с приходом новой религии традиции приобрели новые смыслы. Было принято обмениваться яйцами или биться ими, что означало борьбу между добром и злом. Самые крепкие яйца оставляли в виде оберега, а битые съедались. В прошлом считалось, что в праздник негоже целоваться, поэтому и было принято вместо этого при встрече биться яйцами. Еще разбитое яйцо символизировало открытие камня, что закрывал гроб Иисуса. Крашеные яйца называются крашенками, а расписные – писанками. Правильно считается окрашивать яйца в красный цвет в память об уплаченной крови Христовой, другие цвета и росписи стали нововведением последних лет. Самым кощунственным из них являются наклейки с изображением ликов Христа, Божьей Матери и храмов, так как многие порой не задумываются, что при очистке яйца данные образы идут в мусор.
На Востоке хозяйки пекут сладкий круглый хлеб, который называется пасхальным куличом. Сверху, как правило, его украшают взбитой сахарной пудрой, а в начинку добавляют изюм или другие сухофрукты. На Западе единой традиции, связанной с выпечкой на Пасху, не существует и, в зависимости от страны, преобладают определенные кулинарные рецепты по выпеканию сладких десертов к празднику. Особое место в отдельных странах занимают блюда из баранины как символ принесенного в жертву агнца в честь жертвенности Христа.
У католиков и протестантов не принято нести кушанья на освящение в храмы, в то время как православные верующие не начнут пасхальную трапезу без благословления священника.
Помимо накрытого стола с национально-религиозным атрибутом, принято при встрече нести весть о Воскресении Христа: «Христос Воскрес!» – и получать ответ: «Воистину Воскрес!» В России, в отличие от многих других стран, принято при встрече целовать именно три раза. Эта традиция повелась от праздника Пасхи и называется христосоваться – при встрече нести весть о воскрешении Христа, целоваться три раза и обмениваться яйцами – символом жизни.
С детства мы наблюдаем красивый и уже ставший привычным светлый обряд, порой не задумываясь об истинной смысле праздника. Почему Пасха имеет еврейские корни и какова причина, что от дня рождения Спасителя мы начали отсчитывать новую эру? И самое главное, почему сын Божий должен был непременно умереть, зная о своей смерти, и затем воскреснуть?
История Ветхого Завета повествует нам о нескольких столетиях египетского рабства, в котором находился угнетаемый фараонами еврейский народ. Моисей, посланный Богом, обрушил десять казней египетских, последняя из которых заставила фараона освободить от рабства еврейский народ. Кара была самой суровой – Господь забирал первенцев у семей египтян, в том числе и первенца фараона. Ночью перед десятой карой евреи совершали трапезу, на которой главы семейств приносили в жертву ягнят или козлят и кровь их наносили на дверные косяки, само животное съедалось, но без повреждения костей. Господь, таким образом, совершая деяние свое, не трогал дома, помазанные этой кровью. Так в ночь первого весеннего полнолуния и совершился Исход евреев из Египта, а Пасха стала главным праздником для многострадального народа.
Помазанник – сын Божий Христос за день до гибели своей, которую он предсказал на Пасхе, собрал апостолов, чтобы сбылось истинное предназначение с заложенным божественным замыслом. Таким образом, меняется сам характер взаимоотношения Бога и человека – не с одним народом, а всем человечеством. Иисус Христос на Тайной вечере меняет смысл праздника «ветхого» на «новый», где занимает место пасхального агнца ради очищения люда земного. Своими словами и действиями он показывает новую трапезу или таинство евхаристии, где хлеб – тело его, а вино – кровь его. Преданный Иудой и претерпевший жуткие мучения, кровью своей Спаситель платит за наши грехи на Божием правосудии. Принеся себя невинного в жертву, Иисус даровал нам прощение и любовь Божью вместо гнева и осуждения за грехи наши.
Пасха описана в Новом завете четырьмя евангелистами – Лукой, Матфеем, Марком и Иоанном. Новый завет повествует о днях Страстной седмицы и Воскреcении Христа. После распятия на кресте тело Спасителя было помещено в пещеру рядом с горой Голгофой, у которой совершалась казнь. В ночь с субботы на воскресенье на рассвете третьего дня после смерти Мария Магдалина с женщинами пришла омыть и умастить благовониями тело погибшего Христа и обнаружила, что камень, закрывающий вход, отодвинут, а самого тела Христа нет. На что им явились ангелы, известившие о Христовом Воскресении.
Пасха – это принесенный в жертву сын Божий, жертва ради утопающих в грехах своих людей и дарование вечной жизни людям, уверовавшим в него. Тем самым смерть – это не гибель, постигающая живущего, а следующий шаг в небеса, в мир правды для прозревших и верующих. Пасха – это победа Божьей любви над миром грехов. Полубог, получеловек Иисус дал надежду на спасение и веру в небесную силу, способную как наказывать грешников, так и даровать милосердие и открыть врата рая достойным.
Собственным примером продемонстрировав истинное миролюбие и святость, живущие в каждом простом человеке, Иисус показал христианам, что вера в святое и праведные поступки дают возможность укрепить свой дух и добиться божьего просветления.
Древний враг, с которым сражается Спаситель, это смерть, тогда как Бог есть сама жизнь, и все, что существует, причастно к Богу и взаимосвязано с ним. Лишь грех может разрывать взаимосвязь с Богом, начиная от первородного и последующих грехов, человек становится дальше от Бога. И придя к людям в облике сына своего, Бог вобрал все, что есть в человеке: тело, волю и душу. Целью его было не узнать, как люди живут на Земле, а личным примером доказать праведность жизни, смертью обрести умение умирать, искупить грехи людские и в воскресении своем показать бессмертность души и взаимосвязь свою с людьми, которые, обретя Бога, меняются к лучшему. Бог явил абсолютную человеческую природу, которая неподвластна смерти из-за своей безгреховности.
Прийти к этому возможно, по словам самого Христа, благодаря поступкам, которые совершает человек и которые совершаются из любви к Богу и человеку. Именно любви Иисус учил при жизни, которая подтверждалась речами и поступками его.
Христос показал, что он пострадал не за свои грехи, а за грехи людские. Сын Божий ходатайствовал за нас пред Отцом своим. И путь с Богом возможен с доброй совестью и выполнением заповедей Христовых. Человечеству Бог явил чудо, когда он стал человеком для того чтобы человек стал Богом по благодати и смог вернуться в мир блаженства и радости, из которого был изгнан. Через духовное очищение, оплаченное жертвенной смертью Спасителя, были прощены грехи людям и открыта жизнь в любви к Богу и людям для вознесения в конце пути земного.
Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, был подвергнут первородному греху из-за Адама и Евы. Благодаря сочетанию божественности и человечности сын Божий Иисус Христос через свои наставления, страдания и самопожертвование показал путь к спасению и очищению души путем искупления и прощения человеческих грехов. Тем самым для христианина, соблюдающего посты, посещающего храмы, читающего молитвы, милосердного и воздерживающегося от пороков, есть путь к спасению его души путем очищения и улучшения себя, своего духовного я, что позволит достичь божественной любви к себе, своим близким и всему окружению. Той любви Христовой, способной все прощать и исцелять. На пути прозрения борясь со своими грехами, человек шаг за шагом обретает мужество, милосердие, терпимость, кротость и другие дары, позволяющие ему духовно прозреть и очиститься, обрести истинную любовь и спасти свою душу.
Николай, Аленка, Максим и его мама уже несколько часов стояли в Храме Христа Спасителя в Москве. Они были удивлены, так как церемония затянулась на несколько часов. Это произошло из-за того, что по традиции, связанной с главным православным храмом Русской православной церкви, благодатный огонь доставляется из Иерусалима специальным рейсом, но сегодня Патриарх Московский и всея Руси сообщил, что рейс задержался, поэтому церемония продолжится позже. Большинство верующих, пришедших на церемонию, решили остаться, даже несмотря на поздний час и закрытие метро.
Патриарх, как и другие священнослужители, был в храме и вместе со всеми ожидал новости о схождении Благодатного огня в Иерусалиме. Было принято решение, что после сообщения о схождении огня церемония продолжится и огонь зажгут обычным способом, но информации все еще не поступало.
Глава 6
Первый мученик, кто он?
Что-то невообразимое происходило на улицах Вены. Мерседес VIP-класса пытался пробраться в центр города, ему более-менее это удавалась сделать по сравнению с другими машинами, так как большая часть людей пыталась уехать из города. Для Вены это было немыслимо. Город, который славится своей инфраструктурой и доступностью передвижения, находился в каком-то хаосе. Причиной было появление внезапной болезни, о которой повсюду трубили. Карет скорой помощи, казалось, было больше, чем других машин, рев сирен не стихал во всем городе, на каждом втором горожанине были надеты маска, платок или шарф.
Машина Ахмеда все же пыталась пробиться в самый центр Вены к Собору Святого Стефана. У здания государственной оперы дорогу им преградил полицейский, он перекрыл проезд и велел разворачивать машину. Водитель сказал, что объезд займет огромное количество времени, если еще не перекрыта другая дорога. Ахмед приказал притормозить и уже собирался выйти, когда его помощник поинтересовался:
– Стоит ли это делать в нынешней обстановке? Болезнь в городе явно прогрессирует!
На что Ахмед повел сурово глазами, сказав:
– Мы уже совсем близки к цели. Рано отступать назад, тем более здесь идти недалеко, и твоя предосторожность с масками обеспечивает нам хорошую безопасность.
Ахмед вышел из машины и направился по Кертнерштрассе, которая вела прямо к собору. Он не раз бывал в Вене и знал город достаточно хорошо, особенно центр. Столица всегда его впечатляла своей величественной архитектурой, соборами, памятниками и размеренной жизнью.
Продвигаясь по улице, Ахмед уже не всматривался в архитектуру зданий, он шел быстрым шагом к профессору, который должен был ждать его в соборе. По пути его начали терзать сомнения, правильно ли он сделал, выйдя из машины. Вокруг уже было не так много народу. Где-то вдалеке метались медики или спасатели. На перекрестке стояло несколько машин скорой помощи, полицейские и спасательные машины. Ахмед думал, что же здесь все-таки происходит и что случилось с безмятежной Веной. У прохожих и людей, которые сидели на корточках или лежали, прислонившись к стенам зданий, он стал замечать странные пятна на лицах и руках. Неужели этот вирус передается не только капельным путем, но отступать уже было поздно. Перед ними все больше начал вырастать высоко в небо легендарный собор – национальный символ Австрии, посвященный Святому Стефану.
В христианской вере Святой Стефан является покровителем Вены и первым мучеником, который был привлечен Синедрионом и побит камнями за проповедь в Иерусалиме3.
Получив жалобы о притеснении в Иерусалиме вдов-стариц (церковных служительниц древней христианской церкви), апостолы избрали семь мудрых дьяконов, одним из которых был Стефан. На них возложили обязанности казначейства общины, ответственность за помощь вдовам и беднякам и распространение Евангелия. Стефан благодаря своему красноречию и решительности выделялся среди прочих. На проповедях он совершал великие знамения и чудеса. Все это не проходило в стороне от иудеев. В их глазах он вызывал злобу и агрессию. На публичных выступлениях они вступали с ним в дискуссии и споры, пытаясь посрамить и опозорить, но всегда проигрывали просвещенному и убедительному Стефану.
После многих провальных попыток унизить Стефана иудеи начали подстрекать народ против него, а вскоре, схватив, привели на суд старейшин, где через подосланных людей предъявили ложные обвинения в оскорблении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Это считается страшным обвинением. Но когда слово дошло до Стефана, то в те минуты он был объят благодатью Божией и чистой душой, уверенный в себе, он обрушился на обвинителей своим блистательным красноречием, способный словом ранить сильнее, чем железом, обличая иудеев в гонении на пророков, предательстве и убийстве.
Своим выступлением он разжег в них ярость с уничтожающей силой. Как богохульника отвели его за город и начали побивать камнями. Чтобы было еще больнее, с него сняли одежду, а стеречь поручили юноше Савлу. Под каменным дождем Стефан смотрел на взирающего на него с небес Господа. Истекающий кровью в последние моменты жизни, он просил Всевышнего не вменять греха убийцам его. Так, апостол Стефан первым принял мученскую смерть за Христа и был признан первомучеником.
Данное событие вызвало сильные гонения на христиан и бегства из Иерусалима, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии. Благодаря Стефану его молитва о невменении греха побивающим его до смерти нашла отклик в сердцах многих. Одним из них стал Савл, стороживший вещи и изначально одобрявший его смерть. Уверовав и крестившись, он станет впоследствии знаменитым первоверховным апостолом Павлом.
Величественный собор, посвященный святому мученику Стефану, является символом Вены. Огромнейший, возвышающийся в небеса, он построен на святом месте – в самом центре города на площади Святого Стефана. В первой половине XII столетия здесь находилась церковь. В 1230 году архитекторы планировали возведение храма в позднероманском стиле, но по окончании работ случился пожар. К восстановлению храма вернулись только через столетия и завершили работу в 1340 году. Архитектура осталась готическая, но в будущем храм многократно видоизменялся и только в XVI веке при Рудольфе IV приобрел современный облик.
Многие столетия храм был приходским, долгие годы макграфы Австрии пытались учредить епископскую кафедру. Только в 1469 году под давлением императора Фридриха III была создана венская епархия, тогда церковь Святого Стефана стала кафедральным собором.
Собор своим великолепием может поразить не только снаружи. Внутри после войн уцелели скульптуры, витражи, алтари, рельефные изображения святых. В храме хранятся ценнейшие реликвии и сохранились надгробия императорских особ, настоятелей собора, великих людей. Здесь покоятся многие члены Габсбургской династии: Рудольф IV, Фридрих III и другие. Собор выстоял при бомбардировках в годы Второй мировой войны и пережил наступательную операцию советских войск по освобождению города в 1945 году. При капитуляции немецких войск командование Германии отдало приказ взорвать центр Вены, который по счастливому стечению обстоятельств не был исполнен. Однако в центре города произошел пожар, который перекинулся на собор. Уничтоженная огнем кровля не выдержала и обрушилась вместе с крупнейшим колоколом Пуммерином. Также были почти полностью уничтожены интерьеры и уникальный орган.
По окончании ужасающей войны люди сплотились и инициировали сборы на восстановление главного собора страны. Жители Вены и всей Австрии жертвовали деньги и ценные вещи на возрождение здания. В 1948 году была вновь отстроена кровля, а в 1952 году возобновились службы. Первый этап восстановления собора завершился только в 1960 году. В 1980 году реставрации продолжились и идут по сей день. Причиной тому служат быстрые поверхностные разрушения известняковых стен и скульптур, но, несмотря на это, собор уже давно является главным магнитом, притягивающим жителей и гостей столицы.
Подойдя к храму, Ахмед подумал, главное, чтобы профессор был еще здесь. Телефоны не работали, и связи не было. Помощник Асим догадался, что это связано с небывалым всплеском телефонных звонков, которые перегрузили линии. Встреча была назначена с профессором на вечер, ориентировочное время – окончание церковного празднования Пасхи. Профессор был достаточно верующим человеком и не мог пропустить данную службу, тем более что на эту Пасху в Собор Святого Стефана была на несколько дней привезена реликвия из Хайлигенблута – небольшого городка, расположенного в горах в центре Австрии, в котором хранится, как указывает предание, капсула с кровью Иисуса Христа.
К радости Ахмеда профессор был здесь. Они нашли его сразу, зайдя в храм, в котором, несмотря на бушующую болезнь, было много верующих, пришедших на праздник. Колокольный звон стоял снаружи и внутри собора. Ахмед и его помощник подумали, что это в честь празднования Пасхи.
– Как рад я вас видеть в столь значимое время этой ночью! – обращался профессор, увидев Ахмеда и Асима. – Это чудо, что святые сошли с небес! Жалко, что внезапный вирус омрачает столь святую ночь, но думаю, с ангелами это будет в прошлом.
– Я тоже рад видеть вас, профессор, – начал говорить Ахмед. Он не обратил внимания на слова профессора, думая, что ликование людей вокруг было связано с Пасхой, хотя жизнерадостность профессора Ахмеду показалась чрезмерной.
– Профессор! Где предмет?! Я хочу быстро его получить и убраться отсюда, чтобы не подхватить зверствующую заразу. На ваш счет уже переведена половина суммы, как мы и договаривались, вторая половина здесь. – Ахмед указал на небольшой чемодан в руках помощника.
– К сожалению, в свете последних событий я вынужден вам отказать, – сказал профессор.
– Вы шутите? Как же наша договоренность? Я перевел вам деньги и прилетел незамедлительно! – начал возмущаться Ахмед, при этом удивляясь, как легко это было сказано профессором, да еще и в довольно приподнятом настроении.
– Как же вы не понимаете! Бог существует, и происходящие события доказывают это! Вы же верующий человек, а произошедшее в Мекке должно было направить вас на становление на праведный путь. Мы должны скорее искупить наши грехи, об этом говорят святые пергаменты, переданные нам святыми и ангелами!
– Какие события? Что произошло в Мекке? – еще с большим удивлением начал спрашивать Ахмед, не понимая, о чем ему говорит профессор.
– Как?! Вы еще ничего не знаете о том, что произошло в мире за прошедший час в разных уголках нашей планеты?! В Москве? Ватикане? И тем более в Мекке? – с небольшой иронией проговорил профессор.
Профессор собрался уже описывать последние события, но не успел продолжить фразу – неожиданно во всем храме погас свет. Только зажженные свечи поддерживали приглушенное освещение вокруг. В следующий момент раздался душераздирающий крик со свистом, как будто девушка издала испуганный возглас, который оборвался резким щелчком хлыста. В соборе повисла гробовая тишина, колокольный звон тоже внезапно прекратился. Все в соборе почувствовали мерзкий гнилой запах и вкус во рту и необъяснимый внутренний холод.
Глава 7
Гроб Господень, или Когда сбылась старинная легенда
Представители православного христианства уже более двух тысяч лет встречают величайший христианский праздник в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это величайшая для христиан святыня, в которой находится Гроб, пещера, где был погребен, а после воскрес Иисус Христос.
В Великую субботу накануне Пасхи ежегодно совершается одно из христианских чудес – схождения Благодатного огня. Схождение Благодатного огня происходит уже более тысячи лет. По свидетельствам апостолов, свет озарил Гроб Господень после Воскресения Спасителя.
Приблизительно за сутки до схождения света, так еще иногда описывают святое явление, происходит литания – церковная церемония. Согласно обычаю все свечи и лампады в храме гасят. Далее на середине Живоносного Гроба располагают лампаду с маслом и тридцать три свечи – по количеству лет жизни Спасителя. Протягивают ленту по краям и раскладывают кусочки ваты. После данной процедуры начинается проверка кувуклии – так называется часовня, расположенная над Гробом Господним. Осмотр осуществляет еврейская полиция, их цель – убедиться, чтобы не были спрятаны какие-либо предметы, с помощью которых можно добыть огонь. Когда процедура проверки заканчивается, кувуклию запечатывает ключник-мусульманин.
Исторически так сложилось, что в церемонии принимает участие три группы. Это патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословлению. Вторыми выступают монахи Лавры преподобного Саввы Освященного, третьими – местные православные арабы.
После закрытия кувуклии арабская православная молодежь начинает кричать, топать, шуметь, с песнями и плясками они врываются в храм, сидя друг на друге. Песни связаны с древними арабскими молитвами, обращенными к Христу и Божьей матери с просьбой ниспослать огонь Георгию Победоносцу – одному из самых чтимых святых в православии.
После громких пений в храм входит процессия, которую замыкает православный патриарх одной из поместных – Константинопольской или Иерусалимской – церквей. Его сопровождает армянский патриарх и другие священнослужители.
Цель процессии заключается в том, чтобы обойти в храме все памятные места, изображающие значимые в жизни Христа моменты. Это священная роща, где был предан Иисус, место побития его камнями и место распятия – Голгофа, камень помазания, на котором тело Христа подготавливали к погребению. Затем процессия обходит кувуклию три раза и останавливается перед входом в нее. С патриарха снимают праздничную ризу и оставляют в одном подризнике. Данная процедура призвана показать, что патриарх не сможет пронести в пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь. После захода патриарха в кувуклию во всем храме гасят свечи и выключают свет.
Наступает самый волнующий момент для верующих в храме. Храм Гроба Господня, способный вместить до десяти тысяч человек, погружается в особое состояние, которое передается и не сумевшим зайти внутрь верующим, находящимся на площади и близлежащих улицах. В ожидании выхода патриарха сердца всех наполнены не только терпением, но и тревогой. В соответствии с преданием Иерусалимской церкви считается, что, когда Благодатный огонь не сойдет, это будет последний день для верующих, пришедших в храм, так как он разрушится. Поэтому перед посещением храма в день схождения Благодатного огня принято причащаться.
Обряд, сопровождающийся молитвами, продолжается до явления чуда. Известны случаи томительного ожидания схождения Благодатного огня в течение многих часов.
Как же сходит Благодатный огонь? Точного научного объяснения до сих пор не существует. Верующие, которым посчастливилось побывать на столь грандиозном событии, описывают данный процесс примерно одинаково. Когда патриарх заходит в кувуклию, все пространство храма пронизывают яркие вспышки света, которые с каждым разом набирают силу, образовывая маленькие молнии и освещая все вокруг. Храм постепенно оказывается подсвечен: сначала стены, затем свет спускается ниже к присутствующим.