Книга Страшный суд. Открытие врат - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Александрович Дзюба. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Страшный суд. Открытие врат
Страшный суд. Открытие врат
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Страшный суд. Открытие врат

У многих паломников, находящихся в Храме и на площади, загораются свечи. Лампады, расположенные по бокам кувуклии, тоже вспыхивают – так становится подсвечена и сама кувуклия. Самое захватывающее зрелище происходит, когда из отверстия в куполе храма с неба спускается вертикальный столб света, направленный на Гроб Господня. Как правило, открывается дверь, и выходит православный патриарх. Он раздает сошедший Благодатный огонь и благословляет верующих. Огонь за считанные секунды моментально распространяется по храму и выходит за его пределы.

В этот день спецборты доставляют огонь в Россию, Грецию, Сербию, Белоруссию, Болгарию и другие страны. Огонь в поместных церквях с огромной радостью встречают верующие, а службы проводятся церковными лидерами в главных храмах и соборах.

Говорят, что в первые минуты после схождения огонь совершенно не обжигает. Можно видеть, как паломники буквально умываются им, водя его по лицу и рукам. Огонь при этом не наносит никакого вреда. Люди наполнены в этот момент непередаваемым и ни с чем не сравнимым по своей глубине чувством радости и духовного насыщения. Многие ощущают себя переродившимися и духовно прозревшими.

Но в этот раз церковная церемония затянулась дольше, чем обычно. Те, кто не переставая смотрел на вход в часовню в надежде увидеть патриарха с огнем, упали на колени и стали молиться, многих начинали охватывать паника и внутренний страх. Все вокруг было пронизано гулом испуганных голосов и легким перешептыванием.

Сам патриарх, находясь в кувуклии, уже несколько часов был погружен в непрерывные молитвы о спасении и снисхождении Благодатного огня. Давно он не находился в таком страхе: схождение огня никогда при нем не затягивалось на столь долгий срок.

Неожиданно патриарх оторвался от молитвы. Поводом послужил все более нарастающий смешанный шум. С одной стороны доносились голоса людей, крики, паника, с другой – громкий треск внизу, переходящий на стены и вдаль. Открыв глаза, патриарх даже в густой темноте смог почувствовать многочисленные трещины. Мелкие превращались в крупные и переходили с пола на стены. Треск очень быстро усиливался. С огромной скоростью трещины начали покрывать как саму кувуклию, так и пространство вокруг нее и стены с колоннами. Увидев это, люди стали кричать и пятиться во все стороны от часовни, создавая все большую давку.

– Господи, нет! Господи, помилуй! Прости нас, грешных! – доносилось с разных сторон. Многие приникли к иконам, кто-то упал на колени в слезах, но большинство в панике торопились к выходу.

Патриарх успел только опустить глаза и в последний миг почувствовать, как зашаталась и стала уходить почва из-под ног. Кувуклия быстро разрушалась и проваливалась под землю, а за ней и весь храм начал складываться, словно карточный домик, унося за собой толпы кричащих людей. Храм Гроба Господня утонул под землей, образовав огромную воронку, засасывающую все больше зданий и людей.

Глава 8

Чудо-храм – чудо наяву

Николаю не было скучно: стоя уже несколько часов вместе с близкими людьми, он предавался радости от светлого праздника Пасхи и не переставал любоваться прекрасному кафедральному собору страны. Николай очень хорошо знал трагическую историю сооружения благодаря подаренной ему на Рождество книге о Храме Христа Спасителя. С икон, расположенных в храме, глядели на него святые и заступники веры и отечества, Николай же поистине впитывал необычайную, необъяснимую, противоречивую атмосферу храма.

Храм Христа Спасителя – это благодарность российского народа Господу, который заступился за них в трудные годы борьбы с Наполеоном в 1812 году.

Одна из ярких страниц европейской и на тот момент глобальной истории – это правление Наполеона Бонапарта, блистательного государственного деятеля и полководца. Начиная как младший лейтенант артиллерии, продвигаясь по службе до звания генерала, сумев организовать переворот и занять пост первого консула Франции, он добился через политические и административные реформы диктатуры и стал императором Франции. Благодаря своему уму и дипломатическому таланту Наполеон сумел в течение нескольких лет подчинить себе практически всю Европу, за исключением России и Англии. Контролируя большинство стран Европы, одерживая военные и дипломатические победы, он потерпел крах, вступив на территорию России. Император Александр I в честь изгнания иноземных захватчиков и в качестве благодарности перед Богом подписал манифест о строительстве Храма Христа Спасителя.

Именно Москва была удостоена чести воздвигнуть грандиозное сооружение, отражающее вечную память героизму, вере и любви к отечеству и благодарность промыслу Божию за спасение. Наполеон любил величественно и почетно входить в главные столицы Европы, если ему предоставлялся такой шанс, например, в Вену или Берлин.

Удивительна история победоносного, но печального решения по сдаче без боя Наполеону Москвы, столь значимого города для русского народа. Когда великий Бонапарт ожидал решающего сражения, русские полководцы, в первую очередь Кутузов, намеревались сохранить армию и больше вымотать войска противника, вовлекая их вглубь огромной страны.

Именно Москва встретила французского императора без пышных торжеств, без боя отданная на растерзание иноземным захватчикам. Наполеон не мог сначала поверить, что за столицу не будут биться, но при приближении его войска к городу стали поступать первые сведения о том, что город пуст, и это привело его в бешенство. Здесь не было ни армии, с которой он собирался сразиться, ни местных жителей, ни провизии. Пред ним предстал не шумный город, возвеличивающий его триумфальное шествие, а тихая, мрачная, молчаливая Москва. Расположившись в царских покоях Александра, он ощутил небольшой вкус победы, но это продолжалось недолго.

Вскоре город охватил безумный пожар. По мнению многих историков, это были организованные поджоги, но точных данных пока никто не может установить. Пылающая огнем древняя столица не преклонилось перед французским захватчиком. Из-за сильного ветра дикий пожар бушевал четыре дня, уничтожая большую часть древнего города: замки, театры, музеи, храмы, постройки. Несколько сотен зданий были уничтожены огнем. Не пробыв и одного дня, Наполеон вынужден был оставить город и перебраться в путевой дворец Александра I, где ему пришлось находиться несколько дней. В надежде договориться о мире с российским императором Наполеон провел еще целый месяц в Москве, но в середине осени наступили сильные заморозки, и он принял решение покинуть столицу.

Наполеоном были отданы жестокие приказы о поджоге казарм, продовольственных магазинов и всех публичных зданий в городе. Величественный и прекрасный кремль решено было поджечь и взорвать. Французские саперы, последними покидавшие город, заложили порохом основные стены и здания Кремля. Сигнал был подан, и начались взрывы, принесшие колоссальные убытки и людям, и бесценному наследию. Москва поджигалась и взрывалась. К божественному чуду можно отнести тот факт, что Кремль не был уничтожен. В этот роковой день, когда начало вершиться непоправимое, пошел дождь. Заливая снаряды и подкопы с бочками, он не позволил сдетонировать многим заминированным зданиям. Но были взорваны восточные и южные стены Кремля, а также несколько башен. Колокольня Ивана Великого устояла, но получила большую трещину. Церкви, соборы, монастыри и дворцы остались нетронутыми.

Измученный, разграбленный, опустошенный город не покорился, как того хотел Наполеон, и вновь вернулся в российскую вотчину. Именно благодаря стойкости и непокорности русского народа продержалась Москва в Отечественную войну, поэтому она заслуживала столь грандиозный храм за свою отвагу.

Как гласил государев указ: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!»

После наполеоновских войн в Европе и России было установлено много памятников в честь победы: триумфальные арки, обелиски, колонны. Но ни один другой памятник, построенный в назидание предкам, не был так сильно поддержан населением, как храм. Любому человеку: высшей знати, рабочему классу или крестьянину – было тепло на душе от чувства благодарности Всевышнему за спасение. Население с радостью поддержало инициативу государя, ведь храм отражал сплоченность, духовность и любовь к отечеству и Богу.

Согласно этой традиции были воздвигнуты такие памятники культуры и архитектуры, как Собор Святой Софии по приказу Ярослава Мудрого в честь битвы с печенегами, Храм Василия Блаженного в честь взятия Казани по приказу Ивана Грозного, Собор Казанской иконы Божией Матери в честь освобождения от польско-литовских захватчиков, и другие.

Строительство грандиозного Храма Христа Спасителя заняло более сорока лет, и только в 1860 году он был торжественно открыт, но благоустройство ближайшей территории и внутренняя роспись храма продолжались еще многие годы. Храм, посвященный Спасителю, отражал милости Господа, посланные на русскую землю за все столетия существования Руси. В храме представлены темы сотворения мира, грехопадения и искупления рода человеческого Спасителем. Со стен смотрят святые заступники русской земли, кто положил жизнь свою на защиту отчества русского и распространение веры православной. Храм Христа Спасителя символизирует также борьбу русского народа с Наполеоном с указанием ключевых имен и героев того времени. В 1880 году храму было присвоено наименование кафедрального, а в 1883 году он был освящен, что совпало с коронацией Александра III. Затем храм стал играть ключевую роль в главных торжественных праздниках страны.

Но все кардинально начало меняться после Октябрьской революции 1917 года. В связи с гонениями на церковь храм полностью лишился государственной поддержки. В стране распространялись антирелигиозная истерия и безбожие. Из-за центрального положения храма, который находился на холме вблизи Кремля, было принято решение о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов. В последующем, после смерти Ленина, здание должно было служить главным монументом вождю мирового пролетариата. Храм – символ старой России, капиталистическо-буржуазной, не должен был находиться здесь и напоминать о прошлом. В центре города планировался новый памятник советскому будущему.

Разобрать храм не получилось, поэтому его решили взорвать. В двенадцать часов 5 декабря 1931 года главный храм России и Москвы был варварски уничтожен. Мрамор, которым был облицован храм, использовали при строительстве метро, станций Кропоткинская и Охотный ряд.

Дворец Советов планировалось построить и открыть через два года, но лишь на разбор завалов ушло больше года. Реальное строительство началось только в 1937 году, но осенью 1941 года с приближением немцев к Москве из подготовленных конструкций здания начали делать противотанковые ежи для обороны города. В последующем году оставшиеся металлические конструкции ушли на фронт для строительства мостов и переправ. Дворцу Советов на месте благородного и величественного храма, прославляющего подвиг героев и Спасителя, не суждено было быть. Страна после тяжелейшей Великой Отечественной войны не могла себе позволить столь дорогостоящее сооружение, да и не хотела. Страшная война переменила умы и видение всего народа. В 1950-е годы от идеи строительства Дворца Советов отказались. Долгое время в центре города на месте взорванного храма было запустение, и только в 1958 году там открыли бассейн «Москва». Населению города и страны не полюбился данный объект. Бассейн олицетворял, как в обиходе говорили, «срам», поруганную славу и историю страны. В душе жителей память о храме сохранялась, ведь он олицетворял многомиллионные потери, которые Россия понесла в ХХ веке, и великую скорбь по погибшим. Благодаря неугасающей вере в сердцах православной жителей города и страны в 1980-х годах появилось движение за возрождение храма.

Словно фениксу, восстающему из пепла и огня, Храму Христа Спасителя вновь была уготована судьба возродиться на прежнем месте. Заложенный в царское время, разрушенный в советское, но благодаря многочисленным молитвам и светлой православной памяти, храм сумел сохраниться даже в ужасные годы гонения на церковь в русских сердцах и обрести новую жизнь в новой России. В праздновании великого юбилея двухтысячелетия Рождества Христова с 6 на 7 января 2000 года была проведена божественная литургия. Как благая весть о рождении Спасителя, пришедшая две тысячи лет назад, ознаменовала она для современной России спасение, искупление и возрождение храма.

Так же и в эту ночь в главном храме России все продолжали стоять, ожидая новости о схождении Благодатного огня в Иерусалиме. Вдруг все заметили, что к патриарху быстро направлялся молодой священнослужитель, он пытался идти, не привлекая внимания, но у него не получалось. Он подошел к патриарху и начал что-то спешно говорить. Лицо патриарха мгновенно изменилось, в глазах читался ужас. Какое-то время патриарх стоял замерев, абсолютно не двигаясь и пытаясь осознать услышанное. Все верующие сосредоточили взгляды на патриархе. Он так и продолжал стоять как прикованный. Наконец, собравшись с мыслями, он вышел в центр храма и уже готов был начать свое обращение к верующим, как вдруг…

Под куполом храма появился яркий лазурный свет и стал падать сверху вниз на прихожан, священнослужителей, иконы и все убранство храма. Николай с Аленкой устремили глаза на источник. Самое удивительное, что их поразило, что свет хоть и был очень ярким, но в тот же момент на него можно было смотреть совершенно спокойно, не прикрываясь рукой и не щурясь. Происходящее далее шокировало их, они не могли поверить в увиденное.

Из яркого света, направленного вниз, спускалась фигура. Чем четче она становилась, тем меньше походило это на правду. На патриарха с самого купола храма, откуда лился лучезарный свет, спускался величественный архангел. Высотой более двух метров, с аккуратной, повторяющей контуры лица маской и в мантии, покрывающей все тело, он плавно сходил вниз. Сверху были наложены доспехи, идущие четко по изгибам его тела. Из спины сияли огромные четыре крыла: два устремлялись вверх и чуть ниже располагались еще два. Крылья придавали архангелу огромную мощь и величие в глазах верующих, которые едва могли осознавать увиденное. Было непонятно, мантия или кожа – что именно переливалось нежным лазурным или как будто бы космическим синим цветом. Спустившись вниз и коснувшись пола, архангел поднял согнутую голову и направил взгляд вперед, разводя при этом крылья позади себя. Казалось, что он стал занимать все пространство храма.

Его лазурные сверкающие глаза устремились на патриарха, который с замиранием смотрел в ответ. У патриарха в один миг подкосились обе ноги, и он припал на колени. При этом взгляд его и руки были обращены к архангелу, что выражало восхищение и открытость души. В следующий миг архангел поднял ладонь кверху, и над ней в одну точку начал стекаться сияющий воздух, который за пару секунд превратился в светлую вспышку и явил свиток. Рука архангела опустилась ниже к патриарху и протянула созданное творение. Патриарх с дрожью, очень аккуратно взял дар. После этого святое создание отвело голову влево, озаряя храм своими сияющими глазами. Остановившись на короткий миг, он смотрел на толпу верующих с этой стороны. Взгляд его был направлен на Николая и его близких.

Николаю казалось, что яркие глаза архангела испепелят его на месте, а сердце внутри перестанет биться, но затем божество повернулось направо и начало смотреть на других верующих. Далее архангел опустил глаза на патриарха, а патриарх глядел на него с дрожью в коленях и стекающими по щекам слезами. Архангел расправил крылья в стороны, как и руки, подняв немного голову вверх, и начал извергать огромные лучи света со вспышками, которые на сей раз заставили всех прищуриться и прикрыть лицо. Перед патриархом уже никого не было, но в руках находился небольшой свиток, служащий подтверждением произошедшему.

Еще не опомнившись, служитель храма начал рефлекторно его открывать. Он увидел всего несколько строк:

Тьма идет на мир грехов,

Огонь пороков будет жесткий,

как страх грядущей сей беды!

Весы гармонии вселенной нарушены были

греховной жизнью вашей!

Души вы голос пробудите спящий!

Всех братьев и сестер вокруг себя

в ряды сомкните!

Одной семьей вы станьте вновь!

Восток и Запад, объединенные,

сомкнут тогда ряды в один.

И луч добра, уже угасший,

в надежде разожжете вы.


Зажжем мы скоро небеса, освятим благие

все места и всех людей на свете.

Увидев свет внутри себя

и прикоснувшись к благодати,

Отбросьте все свои грехи,

вступив на добродетели вы путь.

Глава 9

Вера едина и нет?

В мире самое большое количество верующих насчитывает христианское течение, догматов которого придерживается более тридцати процентов населения земли. Христианство, в свою очередь, за свою многовековую историю разделилось на три большие ветви: католицизм (насчитывающий половину христиан), протестантизм (являющийся второй по численности ветвью христианства после католиков) и православие (занимающее третье место, составляя примерно одну пятую христианства).

Все три ветви разделяют основные положения вероучения, основывающиеся на общехристианских символах веры. Христиане верят, что мир и живущего в нем человека сотворил единый Бог. Всевышний представляется и изображается в виде Троицы, соединяющей три равноправные совершенные личности: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане веруют в Бога Сына Иисуса Христа, который родился путем непорочного зачатия от Девы Марии, добровольно принесшего себя в жертву за грехи человеческие. Христиане верят в его возвращение и второе пришествие с целью проведения священного суда над всеми – и живыми и мертвыми, дабы установить свое праведное царство и воздать каждому по делам их.

Христианство зиждется на Библии, но понимание и трактовка у каждого течения сформировались свои.

Православные следуют Священному Преданию, которое основывается на духовных традициях, передаваемых из поколения в поколение на протяжении столетий. Так выработались различные принципы христианской жизни. Во многом это и обусловливает появление местных православных церквей: помимо Русской православной церкви, являющейся самой многочисленной, существует более десятка других – Константинопольская, Иерусалимская, Сербская, Болгарская, Греческая, Грузинская.

Протестантизм возник вследствие Реформации XVI века. Из-за еще большего роста влияния политики и экономики на католическую религию, появления индульгенций, отхода от принятых христианских норм, обогащения и неприличной показной жизни высших слоев общества, окружающих папу и священнослужителей на местах, у верующих возникло желание вернуться к истинным истокам веры, к апостольской вере, опирающейся только на Священное Писание – Библию.

Православные придерживаются того, что в загробной жизни душа человека попадает в рай или ад, исходя из того, как прожил он земную жизнь. Католики веруют в чистилище – место, находящееся между адом и раем, в котором у души есть возможность в праведном огне очиститься от грехов, в который попадают нераскаявшиеся грешники, не получившие прощения. Протестанты, как и православные, не признают чистилища.

Таинства во всех религиях рассматриваются и принимаются по-разному. Важную роль у католиков играют священнослужители, которые считают папу непогрешимым авторитетом, они признают многие официальные документы, помимо святых писаний, а также придерживаются строго целибата – обета безбрачия. Православные опираются сильнее на традиции, культовые обряды и таинства, основанные на святых писаниях, они выработали более терпимое отношение к поместным христианским церквям и другим религиям, обет безбрачия сохранился лишь у монахов, тогда как православным священникам, несущим просвещение, разрешено иметь жену. Протестанты признают только Библию, не придают сильного значения разделению на духовенство и мирян, говоря, что перед верующим есть только Бог, а посредником был единственный живущий Иисус, поэтому у священнослужителей нет права отпускать грехи, они не одеваются в специальные одежды, также не распространено монашество, культы личности, поэтому в протестантских церквях не увидишь статуй, мощей и икон, службы проходят в относительной простоте, заключаясь в проповеди пастора и христианских песнях. Протестанты в основном используют только главные таинства, чтобы утвердиться в вере и соединиться с Богом, а именно крещение и причастие.

Этот вечер Великой субботы объединял всех христиан и не был исключением ни для кого: в другом уголке земли совершалась Литургия света в главном храме Римско-католической церкви в Соборе Святого Петра в Ватикане. В этот год Пасхи православная и католическая, а с ней и протестантская совпали в апреле в один день, хотя эти церкви используют разные календарные системы.

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю. Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние – это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Но поскольку православная и католическая церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

В этот вечер, как и в Москве, в Ватикане глава католической церкви папа римский совершил церковный католический обряд благословления огня. От пламени костра, зажженного с помощью огнива, загорелась огромная свеча, именуемая пасхалом. С ним понтифик зашел в находящуюся во мраке ватиканскую базилику и раздал огонь кардиналам, а те, в свою очередь, верующим. В отличие от православных традиций пасхальный огонь не доставляется из Иерусалима. Свет пасхальных свечей символизирует христианское учение, призванное просветить мир.

По завершении богослужения зазвучала «Аллилуйя», заиграл орган и зазвонили колокола базилики Святого Петра, но неожиданно напротив понтифика начал образовываться и параллельно закручиваться кругообразный свет с дымом. В кругу лучи стали преломляться к центру и, словно водоворот, концентрироваться воронкой, далее начала формироваться фигура, превращаясь в светлую сияющую девушку, покрытую нежным белым одеяниям, опоясывающим все тело до головы.

По Собору Святого Петра мгновенно пробежал общий, но негромкий возглас удивления. Все были шокированы происходящим, в их умах сходилась одна мысль – перед ними явилась Дева Мария. Ее взгляд был настолько нежным и добрым, насколько может лишь мать смотреть на свое любимое дитя. Она аккуратно и плавно перевела свои полузакрытые глаза на понтифика и, как голубка, легким движения приподняла руки по направлению к нему. В руках у нее был свиток, который незаметно даже для понтифика перешел в его руки. Она же еще немного посмотрела на него, провела взглядом по верующим в храме и в этот момент испарилась, как приведение, оставив после себя небольшой лазурный рассеивающийся свет, который затем плавно сошел на нет.

Папа Римский еще несколько секунд смотрел на разлетающийся свет на месте, где только что он был свидетелем божественного чуда. Затем, когда разум начал возвращаться к нему, он ощутил в руке свиток. Медленно открыв его, он увидел несколько фраз:

Тьма идет на мир грехов,

Огонь пороков будет жесткий,

как страх грядущей сей беды!

Весы гармонии вселенной нарушены

были греховной жизнью вашей!

Души вы голос пробудите спящий!

Всех братьев и сестер вокруг себя

в ряды сомкните!

Одной семьей вы станьте вновь!

Восток и Запад, объединенные,

сомкнут тогда ряды в один.