Книга Знаменитые загадки истории - читать онлайн бесплатно, автор Валентина Марковна Скляренко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Знаменитые загадки истории
Знаменитые загадки истории
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Знаменитые загадки истории

Фараон и египетский народ вполне могли вообразить, что Солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему и что египтяне поклоняются не тем богам и надо молиться самому Солнцу. Вот Эхнатон и начал свои реформы, а жрецы старых богов не смогли ему воспрепятствовать. Всплески их активизации объясняют повторными извержениями. А через много лет, когда выросло новое поколение, для которого все случившееся представлялось сказкой, служители старых богов начали поднимать голову. Амон, по убеждению египтян, помогавший фараонам в завоевании новых земель, был оскорблен. Вот Египет и начал утрачивать свои земли, поэтому имя фараона-реформатора было предано проклятью, а Египет вернулся к многобожию.

Не меньше загадок сокрыто и в истории правления наследников Эхнатона. В отдельных случаях высказывается предположение, что после него на троне находилась Нефертити, принявшая имя Сменхкара. Другие же, очевидно, с большим на то основанием, считают соправителя, а потом и фараона, известного под этим именем, сыном фараона Аменхотепа III от одной из его второстепенных жен. Наиболее правдоподобной представляется гипотеза, что Сменхкара – сын Эхнатона от его второй жены Кии либо брат Тутанхамона. А известный исследователь этого периода египетской истории М. Э. Матье называет его мужем старшей дочери Эхнатона, Меритатон, что, при принятых у фараонов кровосмесительных браках, не исключает этих вариантов. И трон, по египетским понятиям, он, таким образом, занял на совершенно законных основаниях.

Однако прожил Сменхкара совсем недолго и царствовал не более трех лет. Сведения о смерти этого фараона и смерти Меритатон отсутствуют. Они просто исчезают из поля зрения историков за отсутствием каких-либо данных. Сменхкаре наследовал юный Тутанхамон, муж одной из дочерей Эхнатона, Анхесенпаатон. Он тоже умер совсем молодым, в восемнадцатилетнем возрасте, возможно, не своей смертью. Предполагают, что возврат к старым фиванским культам не спас его от ненависти жрецов или царедворцев. Однако все это не подтверждено какими-либо достоверными свидетельствами.

Одними из самых привлекательных для публики являются загадки, связанные с мумиями Эхнатона, а также цариц Тии, Нефертити, его второй жены Кии и Сменхкара. В связи с находками в Египте постоянно циркулируют всякие слухи, порождающие сенсационные заявления. Но лишь немногие из них имеют под собой реальную почву.

О том, что мумия Эхнатона наконец-то найдена, сообщалось неоднократно. В 1898 году французский ученый Виктор Лоре раскопал небольшую гробницу в Долине фараонов. Оказалось, что она принадлежит Аменхотепу II. Но там были обнаружены еще две мумии с именами Тутмоса IV и Аменхотепа III. Дальнейшие исследования показали, что третья мумия не могла принадлежать Аменхотепу. Тогда, основываясь на том, что останки имели широкие бедра, предположили, что это Эхнатон, а надпись сделана для того, чтобы уберечь мумию от уничтожения. Однако полной уверенности в этом нет.

В 1907 году американский археолог-любитель Теодор Дэвис тоже открыл необычайное захоронение, получившее официальное название гробницы № 55. В нем был найден саркофаг с мумией, на котором значилось имя царицы Тии. К сожалению, мумия рассыпалась, но кости остались целыми. По ним было установлено, что останки принадлежат мужчине. Большинство исследователей склоняются к тому, что здесь был захоронен Сменхкара, но некоторые указывают на Эхнатона. Однако в последнем предположении больше догадок, которые, по словам М. Э. Матье, «кажутся скорее подходящими для романа, чем для истории». Точно удалось установить только то, что саркофаг был сделан для женщины, не бывшей царицей, то есть для Кии.

Один из самых авторитетных египтологов, британский ученый Николас Ривс, в своей сенсационной книге «Эхнатон. Ложный пророк Египта» утверждает, что около 80 процентов сокровищ из гробницы Тутанхамона, в том числе и знаменитая золотая маска, предназначались для гробниц Эхнатона и Нефертити. Он пишет: «Я реконструирую события той эпохи следующим образом: Тутанхамон занимает престол после смерти Эхнатона и его загадочного наследника Сменхкары, – вероятнее всего, это была Нефертити, взявшая себе мужское имя. Спустя некоторое время останки царской семьи из некрополя в Эль-Амарне, которая была практически полностью заброшена, перевозятся в традиционное место захоронения фараонов и цариц – в Долину Царей, вблизи Фив. Но внезапная смерть Тутанхамона прервала перезахоронение останков, и часть погребальных сокровищ, принадлежавших предшественникам молодого царя, мумии которых ожидали погребения в долине, досталась молодому фараону, которому не успели подготовить ни саркофага, ни необходимого содержимого для него. Оставшиеся невостребованными сокровища из гробниц Эхнатона и его супруги помещают в новые усыпальницы, созданные для перезахоронения давно умерших царей».

Впрочем, автор явно склонен к сенсациям. Его предыдущие книги «Весь Тутанхамон» и «Великие открытия» вызвали бурю полемики. Интерпретации исторической роли Эхнатона как мистического пацифиста, по мнению Ривса, несли на себе печать христианского мировоззрения и влияния эпохи, во времена которой они были созданы. «Влияние эпохи, в которой живу я, заставляют меня сравнивать фараона скорее с Мао, Гитлером и Сталиным», – пишет он, имея в виду обожествление, то есть создание культа личности фараона. С этим можно было бы согласиться, если бы не широко распространенное на Древнем Востоке, и в Египте в первую очередь, отождествление царей с верховными божествами.

К сожалению, зачастую имеет место и нечистоплотность отдельных ученых. Не так давно британский археолог Джоанн Флетчер заявила о находке мумии Нефертити. Однако Верховный совет по древнему наследию Египта опроверг ее заявление, объявив его «абсолютной ложью». По словам главы совета Захи Хаваса, останки, которые исследовала Флетчер, принадлежат не 35-летней царице, а неизвестному юноше. Он подчеркнул, что Нефертити была матерью шестерых детей, однако при изучении строения найденного скелета не были обнаружены следы перенесенных родов. Что касается серег в ушах мумии, то они вовсе не указывают на то, что останки принадлежат женщине. По словам Хаваса, в Древнем Египте серьги были обычным украшением, даже более распространенным среди мужчин. Совет принял решение приостановить работу британской археологической экспедиции, сославшись на то, что Флетчер нарушила правила научной этики.

Таким образом, загадки, связанные с Эхнатоном и его ближайшим окружением, не только не находят решения, но, наоборот, становятся все более запутанными. Будем надеяться, что рано или поздно науке все же удастся пролить свет хотя бы на часть из них.

Неразгаданные загадки Сфинкса

В Египте находится самая грандиозная скульптура из всех когда-либо созданных человеком. Это Сфинкс – лев с человеческой головой. Статуя имеет размеры: 72 метра в длину, 11,5 метров в плечах и достигает 20 метров в высоту. Многие столетия она возлежит на высоком пьедестале перед пирамидой Хефрена, обращая свой задумчивый взгляд на восток вдоль 30-й параллели. В ХІІІ веке Абдул Латиф, врач, философ, путешественник, писал: «Его лицо (Сфинкса) прекрасно, а рот несет печать изящества». Огромная статуя вырублена из известнякового монолита, который образует скальное основание плато Гизы. На его лице застыла загадочная полуулыбка. Почему древние скульпторы выбрали именно это место? Откуда взялся этот образ, и самая главная загадка – какую тайну хранит Сфинкс?


Одна из главных тайн – загадочное молчание, окружающее эту статую. В древних папирусах есть упоминания о строителях пирамид и даже приводятся сведения о количестве лука и чеснока, съеденного рабами при их постройке, но не обнаружено ни одного упоминания о Сфинксе. Только через 400 лет после Хефрена вдруг становятся известными тексты, в которых великий Сфинкс назван «шепес анх», что в переводе означает живой образ. К сожалению, логического объяснения этому феномену наука так и не нашла.

Чуть позже жители Египта стали отождествлять Сфинкса с богом Хармахисом. Тогда же зародилась легенда, рассказывающая, что огромный хищник никогда не спит, охраняя покой пирамид. Ночью он может видеть лучше, чем днем, потому что ему помогает сам Космос.

Другой древний миф повествует о том, что Сфинкс должен следить за восходом солнца, вращением планет и Сириусом. В обмен на это ему нужно приносить жертву. В эпоху Нового царства, примерно в 1500 году до н. э., постепенно начинает зарождаться совершенно новый культ Сфинкса. Фигуры льва с головой человека начали производить массово, но гораздо меньших размеров. Появляется целая аллея сфинксов.

К этому же времени относится и появление в греческих сказаниях, сказках и легендах упоминаний о льве с головой мужчины, который бродил по дорогам недалеко от Парнаса и съедал всех, кто встречался на его пути. Если жертв было мало, он подходил к городским воротам и громогласным рыком требовал новой дани. Постепенно он стал ассоциироваться и с другими легендарными чудовищами: лернейской гидрой, цербером. Хотя позднее Сфинкс превратился в крылатое чудовище с головой женщины и назывался Сфинга. Она жила неподалеку от Фив и убивала каждого, кто не мог отгадать ее загадку: кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? (Человек в младенчестве, зрелом возрасте и старости). Победить ее смог только Эдип. Он отгадал загадку и стал царем Фив, как предсказывали олимпийские боги. С досады Сфинга бросилась со скалы и разбилась. Таким предстает Сфинкс в легендах и мифах.

Если обратиться к запискам Геродота о Египте 445 года до н. э., то мы не найдем в них ни единого слова о Сфинксе. До Геродота в Египте побывал Гекатей Мелецкий, а после него Гекатей Абдерский, а также знаменитый географ, историк и путешественник Страбон. Но и они не заметили статую Сфинкса. Хотя в древнегреческих мифах того времени этот образ уже существовал. Почему о такой огромной статуе не упоминает ни один из путешественников? Ответ на этот вопрос можно найти в труде римского натуралиста Плиния-старшего «Естественная история». В одной из глав он рассказывает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. Можно сделать вывод: ни Геродот, ни Страбон, ни другие путешественники не могли увидеть Сфинкса из-за толстого слоя песка. Эту же версию подтверждают и старые мифы, распространенные вначале среди египтян, а позднее – среди арабов. В них рассказывается о том, что Сфинкс – это живое существо, полубог, который следит за порядком. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей (раздоры, войны), он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок. Вышесказанное подтверждают современные исследования ученых. Огромная статуя время от времени действительно покрывается песком выше головы и в наши дни.

В конце ХХ века была найдена стела, текст которой составлялся в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. Для того чтобы пророчество осуществилось, скульптуру откапывали почти целый год.

На основании этих фактов и явлений ученые пришли к выводу, что Сфинкс был возведен намного раньше, чем это предполагалось ранее. О времени создания статуи существуют различные версии. Египтологи до сих пор так и не пришли к единому мнению. Елена Блаватская и Рерихи считают, что Сфинкс был создан атлантами 200 тысяч лет тому назад. Хорхе А. Ливрага, один из известных философов, считали, что потомки атлантов воздвигли Великую пирамиду, а через тысячелетие – Большого Сфинкса. По данным Н. Н. Сыченова «Сфинкса начали строить за 42,2 тысячи лет до н. э. и закончили через 1200 лет». Американский ясновидящий Эдвард Кейси утверждал, что «пирамиды Хеопса и Сфинкс были построены между 10 490 и 10 390 годами до н. э». Многие ученые считают, что водная эрозия, которая разрушила известняковое основание Сфинкса, может быть точным указанием на дату создания этой гигантской скульптуры. Роберт Шох – профессор геологии Бостонского университета полагает, что время создания Сфинкса: между 7-м и 5 тысячелетием до н. э., потому как именно в этот период над Египтом шли проливные дожди, которые могли вызвать эрозию. Джон Уэст выдвигает версию, что основная эрозия имела место в более ранний, дождливый период до 10 тысячелетия до н. э.

Некоторые ученые пытаются рассчитать время строительства Сфинкса по Библии, считая, что эрозию мог вызвать потоп. Основываясь на описании погоды, которая стояла в Египте (сон фараона, разгаданный Иосифом), можно предположить, что Сфинкс был построен около 2820–2620 гг. до н. э. Эту версию подтверждает арабская легенда, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян от Всемирного потопа. А Сфинкс был сооружен для того, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Именно поэтому взгляд Сфинкса всегда насторожен, а его третий глаз направлен в Космос.

Другие ученые отделяют время создания Сфинкса от времени строительства комплекса пирамид. Но против этого свидетельствуют древние и весьма устойчивые предания у разных народов: халдеев, греков, римлян, арабов. Эти легенды рассказывают, что под землей был устроен тайник и прорыт туннель, по которому жрецы проходили от Великой пирамиды к Сфинксу.

Остается загадкой, чье же лицо послужило моделью для создания Сфинкса. В научных кругах распространена версия о том, что Сфинкс – это изображение фараона Хефрена (Хафры), но в наше время выдвигается ряд гипотез, порой противоречащих друг другу. Профессор М. Ленер считает, что «в компьютерной модели лицо Хефрена идеально «садится» на голову Сфинкса». Но тогда непонятным остается факт: почему новая голова тоже имеет следы водной эрозии? М. Ленер сделал еще одно наблюдение: существует небольшое несоответствие между осью головы Сфинкса и чертами его лица. Голова направлена строго на восток, а черты лица несколько смещены к северу. К тому же голова статуи непропорционально мала по отношению к его телу.

М. Хоуп выдвигает версию, что Хефрен заменил оригинальную голову льва изображением собственного облика, и в этом случае время создания Сфинкса может быть отнесено к периоду между 7–5 тысячелетиями до н. э.

Гипотеза М. Ленера постоянно подвергалась критике. Поэтому в 1993 году в Египет был вызван лейтенант Френк Доминго, ведущий специалист из департамента Нью-Йорка, более 20 лет занимающийся составлением фотороботов подозреваемых лиц. Проведя тщательные исследования, Доминго высказал мнение о том, что Сфинкс – не Хафра. Возникает вопрос: почему М. Ленер и другие современные ученые связывают Сфинкса с Хафрой, настаивая на том, что их датировка временем IV династии Древнего Царства единственно правильная? Одна из причин этого – слог, высеченный на гранитной стеле, располагающейся между передними лапами скульптуры. В 13-й строке этой надписи имеется слог Хаф. Один из ведущих английских филологов Томас Янг, специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, предпринял попытку самостоятельно восстановить утраченную часть слова, предположив, что Хаф – это имя Хафра, и выдвинул версию о том, что Хафра и был создателем Сфинкса. Другой американский египтолог Джеймс Генри Брэстед в 1905 году заявил, что гипотеза Янга неверна. Он по-другому истолковал эту надпись, объясняя, что Хафра не был создателем Сфинкса. Он лишь обновлял и расчищал его от песков. Эту гипотезу поддерживает Гастон Масперо, директор отдела древностей Каирского музея.

Некоторые исследователи считают, что Сфинкс – это изображение Имхотепа, который являлся основателем одной из египетских династий и был зодчим, ученым, архитектором. Имхотеп родился в 2902 году до н. э. в эпоху Тельца. Знания этого человека были безграничны. Благодаря мудрости, глубоким познаниям в астрономии, философии, врачевании он стал главным жрецом Гелиополя и всего Египта, религиозным учителем. Авторитет его был настолько велик, что его обожествляли, считая сыном бога Птаха, и поклонялись ему вплоть до эпохи Птолемея (ІІ век н. э.). В имени Имхотеп имеется часть «хотеп», что в переводе с древнегреческого обозначает «жертвенный алтарь» и напрямую связано с сущностью функции мессии. Суть жертвы Имхотепа заключалась в том, что в комплекс пирамид в Гизе и в Сфинкса он вложил высшие знания, которые в течение многих веков остаются не понятными и недоступными людям.

Долгое время Сфинкс был полностью занесен песком так, что на поверхности оставалась лишь его голова. Статуя веками претерпевала «увечья» от невежественных потомков. В XIV веке его лицо изуродовал набожный шейх, таким ообразом он пытался исполнить завет Мухаммеда, который запрещал изображать лицо обожествляемого человека. Один из правителей Египта приказал отбить ему нос. Мамелюки стреляли по лицу Сфинкса из пушек, а наполеоновские солдаты упражнялись в стрельбе, выбрав мишенью глаза Сфинкса. Первоначально на голове статуи размещался царский урий, который имел вид приподнявшейся на лбу кобры. Праздничный плат, который спускался на плечи, был отбит. От бороды Сфинкса остался жалкий обломок.

Среди загадок Сфинкса есть еще одна – это его удивительное расположение по отношению к линии горизонта. Анатолий Черняев в своей книге «Большой Сфинкс: знак беды» рассказывает о том, что гигантская статуя была высечена из скалы 12,5 тысяч лет тому назад во времена, когда еще существовала Атлантида. Тогда осуществлялся переход точки весеннего равноденствия из созвездия Девы в созвездие Льва. Эту гипотезу в своей книге «Тайна Сфинкса» подтвердили Р. Бьювэл и Г. Хэнкок. Их предположение ошибочно в силу того, что согласно этой теории Сфинкс должен иметь женское лицо.

Существует и другая версия, которая подтверждается рядом исследований. У Сфинкса тело Тельца, лапы Льва, поэтому ученые соотносят время его строительства с эпохой Тельца. Она взаимосвязана с созвездием Льва (летнее солнцестояние). Лицо Сфинкса связано с созвездием Водолея, символом человека, и обозначает зимнее солнцестояние, созвездие Тельца (весеннее равноденствие), созвездие Скорпиона-Орла (осеннее равноденствие). Нужно отметить тот факт, что расположение великого Сфинкса выбрано не случайно. Он установлен в точности по оси восток – запад некрополя Гизы, и взгляд его направлен на восток. Сама гигантская статуя – это идеальный указатель равноденствия. Глаза ее направлены точно в то место, откуда восходит солнце в день весеннего равноденствия. Сам Сфинкс является частью древнего астрономического плана звездного неба, в который входили и пирамиды. Неоспорим тот факт, что Великую пирамиду проектировали и строили великие астрономы: она расположена точно на 1/3 от экватора до полюса.

При помощи компьютера была создана имитация неба над Гизой, которое соответствует 10 500 году до н. э. На горизонте, на высоте 9° 20´, можно увидеть три звезды пояса Ориона, расположенные точь-в-точь как пирамиды Гизы на земле. А на восточной стороне неба появляется огромная статуя льва, копия которой находится на земле. Земным двойником горизонта неба служит горизонт Гизы, а великий Сфинкс находится буквально в пределах этого горизонта. По древней легенде, описанной в «Книге мертвых», на плато спрятан великий секрет Осириса, который пытался разгадать его сын, царь Гор: «вот нечто запечатанное, которое находится во мраке, помещенное в Ростау (пояс Ориона в небе). Рядом – огонь, внутри – эманация Осириса. Оно скрыто здесь с тех пор, как было им выделено и пало на песок пустыни…»

Если внимательно рассмотреть смоделированную карту неба на 10 500 год до н. э. в момент весеннего равноденствия, то сама его точка находилась примерно на 12° ниже лап созвездия Льва. Спроектировав эту точку на землю, можно обнаружить, что она будет лежать как раз под лапами Сфинкса. Если правильно проанализировать эту информацию, то именно там находится нечто важное, что пока еще скрыто от человека.

В начале 90-х годов ХХ века геологи, работавшие вокруг великого Сфинкса, обнаружили прямо под его лапами большую прямоугольную полость – туннель, существование которого предсказал американский ясновидящий Э. Кейси. Он говорил о том, что около 10 500 года до н. э. было создано огромное подземное хранилище, в котором собрана библиотека, вместившая мудрость атлантов, и имеется камера или проход от правой лапы Сфинкса ко входу в зал записей. Доктор Джон Керизель считает, что Великую пирамиду и Сфинкса связывает туннель, который является дорогой к счастью. Это путь, идя по которому царь Гор мог увидеть астральную форму своего отца, т. е. Орион.

В «Текстах Пирамид» описан ритуал совокупления Осириса-Ориона и Исиды (Сириуса). Этот текст подкрепляет гипотезу о том, что камера Царицы в Великой пирамиде могла использоваться для ритуала символического совокупления с участием царя Гора (жреца), с одной стороны, и астральной формы богини Исиды, с другой. А в небе этот ритуал выражался в их соединении через южную шахту камеры, которая была нацелена на место прохождения Сириуса через меридиан. Не случайно в этот момент, по преданию, открывалась Великая дверь неба. В этот период на земле наступало время разлива Нила, которое несло жизнь жителям Древнего Египта.

Каждое утро солнце встает над Гизой, и уже многие века первым его встречает Сфинкс, пристально всматриваясь в линию горизонта. Дни превращаются в года и столетия, но одно неизменно – пирамиды и Сфинкс хранят код знаний о происхождении земной цивилизации. То, что было написано в глубокой древности, бережно сохранено предыдущими поколениями. Земля Египта проникнута тайной, которую преданно хранит Сфинкс.

Семь чудес света в зеркале эзотерики

Древняя история человечества таит в себе множество загадок. Часто в ней давно известные факты предстают в совершенно непривычном виде и заставляют взглянуть на себя с неожиданных точек зрения, а иногда погружают нас в странный мир мистических учений, которые пережили тысячелетия и продолжают тревожить умы современных людей. К числу таких загадочных фактов относятся и широко известные семь чудес света.

На потемневшем листе папируса, хранящемся в собрании рукописей Британского музея, хорошо виден четко выписанный заголовок: «Семь чудес света». Предполагают, что эту надпись двадцать четыре века назад сделал египетский школьник, которому учитель поручил описать прославленные учеными мужами архитектурные сооружения, уже тогда считавшиеся очень древними.

О семи чудесах света на уроках истории древнего мира в свое время слышали и мы, и наши родители, и наши дети. Однако лишь немногие могут перечислить их, храня в памяти лишь египетские пирамиды, да, пожалуй, еще сады Семирамиды. Тем не менее, загадочными их никто не считает. Подумаешь, великие строения древности, к тому же в большинстве своем не дожившие до нашего времени! Это когда-то они казались чудесами, а впоследствии человечество соорудило немало других строений, которые и не снились древним зодчим. Примерно так рассуждает большинство.

Это мнение, однако, ошибочно. Семь чудес древнего мира, судя по описаниям, по сей день можно считать уникальными произведениями человеческого гения. И каждое из них хранит немало тайн, касающихся технологии и замысла их создания. А по мнению поклонников эзотерических знаний, они являются великой тайной еще и потому, что были созданы руками последователей древних мистерий[3], которые вложили в свои творения сокровенные доктрины, известные немногим инициированным. Эзотерики считают, что все авторы семи чудес входили в Гильдию Строителей, которая через много веков стала основой для создания масонской организации.

Очевидно, что приверженцы тайных «наук» внесли большой вклад в формирование списка чудес и определение их количества. Среди них были алхимики, розенкрейцеры, масоны – все, кто так или иначе соприкасался с мистическими учениями древнего мира.

Как правило, современные справочные издания к числу семи чудес древнего мира относят храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, статуи Гелиоса на о. Родос (Колосс Родосский) и Зевса в Олимпии, Александрийский маяк на о. Фарос, висячие сады Вавилона (сады Семирамиды) и египетские пирамиды.

Список этот, однако, не всегда выглядел таким образом. В первых упоминаниях о семи чудесах, известных примерно с III века до н. э., некоторые авторы вместо садов Семирамиды называют стены Вавилона, Александрийский маяк заменяют Александрийской библиотекой. Иногда добавляют алтарь Зевса в Пергаме, мост через реку Евфрат, стены Тиринфа, лабиринт в Фаюмском оазисе, римский Колизей, дворец царя Кира в Экбатане и некоторые другие произведения античного зодчества. Иногда списки содержали несколько десятков творений, как, например, у географа и историка IV века н. э. Луция Ампелия, который представил сорок девять чудес. Однако и в этом случае число оказалось кратным семи, то есть ему явно придавали особый, сокровенный смысл.

С древнейших времен отдельные числа удостоились особого почитания. К ним относятся семь, девять, двенадцать, а в кабалистике десять. Среди них, пожалуй, наибольшим вниманием пользуется число семь, фигурирующее не только в мистических учениях, но и в легендах и сказках разных народов.