Кто, когда и для чего воздвиг эту грандиозную платформу? И как строители справились с перемещением и подгонкой многотонных блоков, ведь даже современные технологии только приближаются к тому, чтобы решить аналогичные задачи? Разгадку следует искать в далеком прошлом, в тех временах, когда была построена крепость Баальбек. Однако, судя по всему, речь идет о такой древности, что более-менее достоверные сведения до наших дней не дошли. Остались только легенды и предания…
По арабской легенде, Баальбек принадлежал Нимроду, который когда-то царствовал в этой части Ливана. В арабском манускрипте, найденном в руинах города, говорится, что Нимрод послал гигантов, чтобы они восстановили Баальбек после Потопа. А патриарх общины маронитов Ливана Эстфан Довейги привел фрагмент сказания, в котором говорится, что город был построен сыном Адама Каином, чтобы укрыться от Божественного гнева (называет он и дату основания Баальбека – 133 год от сотворения мира). Каин населил город великанами, которые впоследствии понесли кару (Потоп) от Бога за свои беззакония.
Существует также гипотеза, согласно которой Баальбек был построен (либо отреставрирован) египтянами. Такого мнения придерживается, в частности, историк М. Элауф. Он пишет, что египетский храм в Бааль-Геде (древнее название Баальбека) был восстановлен египетскими жрецами после землетрясения в период завоевания Сирии Египтом. То, что храм Солнца в Баальбеке был воздвигнут египетскими жрецами, утверждал римский писатель Макробиус (V в. н. э.). Он заметил сходство между статуей бога Озириса в Баальбеке и статуей Осириса, которая была перевезена морем из Египта. Косвенно подтверждает эту версию то, что гигантские каменные блоки (правда, несколько меньших размеров) использовались египтянами при строительстве пирамид. Однако все эти данные говорят не столько о том, что Баальбек был возведен египетскими жрецами, сколько о сходстве приемов, используемых древними (ведь, судя по легендам, Баальбек старше египетской цивилизации, значит, египтяне могли быть учениками тех, кто построил платформу).
Попытки реконструировать древнюю технологию делались неоднократно и в Баальбеке, и в других местах, где для постройки загадочных сооружений применялись камни-гиганты. До сих пор ни одна из них успехом не увенчалась. Гарсиласо де ла Вега рассказывает, что один из царей инков, желая укрепить свою репутацию, собрал 20 тысяч человек и велел им поднять на гору один из огромных камней (на горе с незапамятных времен стояло сооружение, сложенное из таких же глыб). Дело закончилось трагедией – огромный камень сорвался, тысячи людей были убиты. Возможно, дело в том, что была выбрана неверная техника перемещения камней?
На сегодняшний день существует несколько предположений относительно способа транспортировки гигантских блоков. Первый способ – перемещение камней по специальным каменным или деревянным каткам – был отвергнут в результате расчетов. Оказалось, что катки разрушаются при значительно меньшем усилии, чем требуется для подъема глыб. Второй способ, предполагавший существование в древности огромных рабочих животных (похожих на современных слонов, но намного крупнее), отвергли биологи: до сих пор не было обнаружено ни одного скелета подобного существа. Третий способ – перемещение камней по принципу «тяни – толкай» с использованием особого ритма – возможно, мог бы объяснить, как камни доставлялись к месту постройки. Но подогнать их к другим глыбам в кладке (или хотя бы просто поднять на нужную высоту) таким образом невозможно. Сторонники четвертого способа (условно назовем его фантастическим) исходят из того, что древним были доступны многие умения, безнадежно утраченные в настоящее время. Камни легко могли быть поставлены на место с помощью телепортации. В доказательство сторонники гипотезы приводят легенду о доставке Мерлином камней для Стоунхенджа по воздуху.
Необходимо отметить, что сооружений, чье появление (а часто – и функции) не находит рационального объяснения, в мире не так уж мало. Например, недалеко от местечка Тиуанако (южный берег озера Титикака, Боливийское плоскогорье) были обнаружены огромные каменные глыбы, которые могут сравниться по размерам с Баальбеком. Легенда, объясняющая их появление, также связана с великанами, якобы построившими сооружение за одну ночь после Потопа. В Перу находится целый ряд подобных сооружений. Одно из них – Ольянтайтамбо – расположено в 40 милях к северо-западу от Куско. Над окруженными стеной террасами Ольянтайтамбо возвышается таинственное здание, которое называют храмом Солнца. Фронтон этого храма сложен из шести огромных монолитов. Высота самого большого камня – более 13 футов (4,3 м). Это совершенно уникальные камни – с прямолинейными боковыми гранями и необычайными ребрами. Точность их подгонки друг к другу сопоставима с той, которая применялась в Баальбеке. Та же техника использовалась и при постройке египетских пирамид. Вес камней, задействованных при строительстве, варьируется от глыб известняка по 2–2,5 тонны до огромных гранитных монолитов по 50–70 тонн. Эти грандиозные гранитные глыбы доставлялись сюда из каменоломен в Асуане, находящихся в шестистах милях (около 1000 км) к югу.
Вопрос о назначении всех этих конструкций до сих пор остается открытым. Некоторые исследователи предполагают, что за строительством всех мегалитических сооружений стоит одна и та же цивилизация. Она обладала высоким технологическим уровнем, однако оставалась бесписьменной. Кроме того, утверждают сторонники этой гипотезы, эта цивилизация имела внеземное происхождение. А постройки, подобные Баальбеку, играли роль маяков и посадочных площадок для космических кораблей. Свою гипотезу исследователи аргументируют следующим образом: прежде всего почти у всех цивилизаций имеется миф о том, что боги научили людей основам ремесла, дали им письменность, математику и т. п. Также многие народы сохраняют предания о местах, где некогда обитали боги (обычно на этих местах располагаются древнейшие храмы). Наконец, информация, заложенная в мегалитических сооружениях, носит преимущественно «космический» характер, а отдельные элементы сохранившихся знаний (например сложная система времяисчисления у инков и майя) не применимы к обыденной жизни. Кроме того, у целого ряда культур (в частности в Египте) наблюдается внезапный технологический прорыв, который невозможно объяснить постепенным накоплением знаний.
Существуют и более «приземленные» версии, объясняющие назначение Баальбека и подобных ему сооружений. Исследователь Вольней сообщает одну из легенд, где говорится: «Сие здание для того только было воздвигнуто, чтобы в подземных его сводах хранить бесценные сокровища, кои и теперь должны еще там быть». Действительно, под Баальбеком находится целая сеть подземных ходов. Одни из них, как предполагают, были связаны с дворцовыми постройками, другие – с усыпальницами. Вполне вероятно, что часть из них использовалась в качестве сокровищницы. В окрестностях Баальбека велась добыча золота, серебра, сырья для получения меди и многих других полезных ископаемых, крупные месторождения которых существуют и сегодня. Так что наполнить тайники было чем. Подземелья до сих пор до конца не изучены. Возможно, в них будут обнаружены драгоценности. А может быть – исторические материалы, которые прольют свет на прошлое древнейшего в мире города…
Чудо Туринской плащаницы
История Туринской плащаницы стала известна широкому кругу людей прежде всего благодаря библейским преданиям. В Евангелии от Марка об этой древней реликвии можно прочитать следующее: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса… Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба». В Евангелии также говорится, что после чудесного воскрешения Христа на погребальном полотне осталось его изображение, полностью повторявшее тело и лик Иисуса. Некоторое время эта чудесная реликвия хранилась на Востоке, а затем, проделав длинный путь, была перевезена в Европу и помещена в Туринский собор, находящийся на севере Италии. В этом небольшом католическом соборе, запечатанная в драгоценном ковчеге, плащаница Спасителя хранится до сих пор.
История Туринской плащаницы насчитывает около 650 лет. Легендарная реликвия была свидетелем не только казни Иисуса Христа, но и Его чудесного Воскресения. Придя на седьмой день недели к гробу Иисуса, ученики и апостолы увидели воскресшего Христа, но само Воскресение «видела» только плащаница. После того произошедшего чуда полотно было спрятано апостолами, предположительно в доме Марии, матери Иосифа.
Долгое время о месте нахождения святой реликвии ничего не было известно. Обнаружилась плащаница лишь в 544 году от Рождества Христова. Она была найдена во время проведения реставрационных работ в одной из христианских церквей в греческом городке Эдесе. Здесь плащаница хранилась еще целых четыре столетия. В 944 году, после войны с мусульманским султаном, христианская реликвия была переправлена в Константинополь. В апреле 1204 года (во времена крестовых походов) Константинополь был разграблен и след плащаницы затерялся. Правда, ходили упорные слухи, что она была перевезена в Европу тамплиерами и спрятана в Тампле (одним из обвинений, предъявленных магистру ордена тамплиеров, было поклонение образу; предположительно, имелась в виду плащаница). Долгое время о ней никто ничего не слышал, и вот в 1353 году плащаница вновь объявилась, теперь уже во Франции, и была представлена на всеобщее обозрение графом Жоффруа де Шарни. Она была помещена в специально выстроенной церкви в Лирее – владениях де Шарни близ Парижа.
Легендарная христианская реликвия представляла собой длинное льняное полотнище (приблизительно 4 м в длину и 1 м в ширину), на котором смутно проступали контуры обнаженного человеческого тела в двух проекциях. Плащаница хранилась в Лирейской церкви до 1452 года, а затем внучка графа Жоффруа Маргарита де Шарни передала ее герцогам Савойским, чьи потомки впоследствии стали властителями маркграфства Туринского. Таким образом плащаница попала в Турин, где хранится по сей день как одна из самых драгоценных реликвий. Хотя поначалу, как ни странно, церковь не очень обрадовалась такому приобретению. Перед церковными властями и всем христианским миром встал один и тот же роковой вопрос, ответа на который нет до сих пор: что такое Туринская плащаница?
Собственно говоря, на этот вопрос может быть только три варианта ответа. Первый говорит о том, что плащаница действительно является подлинной погребальной пеленой Иисуса, хранящей отпечаток Его тела. Второй вариант – плащаница является художественным воспроизведением древней реликвии, созданной неизвестным художником-иконописцем (было время, когда роспись плащаницы приписывали Рафаэлю). И, наконец, в третьем варианте ответа плащаница является подделкой, сделанной ловкими фальсификаторами с целью ввести верующих в заблуждение. К сожалению, точно ответить на этот вопрос никто не мог, и Церковь оказалась в весьма затруднительном положении.
Церковные власти прекрасно понимали, что с приобретенной реликвией необходимо как-то «определиться», и поначалу плащаницу провозгласили подделкой. Даже был найден художник, который сознался, что это его работа. Но в 1390 году мнение церковных властей несколько изменилось (совершенно непонятно, по какой причине), и папа Климент VII разрешил показывать плащаницу в церкви. Правда, только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, а его художественное воспроизведение, то есть икона. Папа явно не решился взять на себя ответственность подтвердить подлинность плащаницы, но и не рискнул назвать ее во всеуслышание фальсификацией. А вариант с иконой устраивал всех. С одной стороны, икона вполне может быть святыней, а с другой – вопрос о чуде разрешался сам собой.
В виде иконы плащаница находилась до конца XIX века. За это время было сделано немало попыток установить ее подлинность. Для того чтобы убедиться, что на ней нет следов краски, ее даже несколько раз проваривали в масле. Краски не обнаруживали, но плащаницу все равно не канонизировали. Тем не менее, она по-прежнему продолжала привлекать внимание широкой общественности. И такое положение вещей продолжалось вплоть до 1898 года. А затем начался третий, так называемый современный период в истории загадочной реликвии. И в начале этого периода произошло крайне странное событие, полностью изменившее представление о плащанице. До этого момента изображение на ней представляло собой расплывшийся отпечаток мужского тела с почти бесформенным одутловатым и грубым лицом, которое даже отдаленно не напоминало иконописный лик Христа. И вдруг, буквально в одночасье, на плащанице проступил Удивительный Лик. Создавалось ощущение, что маска, которая почти две тысячи лет скрывала подлинное лицо, вдруг исчезла, и святая реликвия предстала перед миром в своем истинном обличье. И конечно же, это событие не могло не вызвать новую вспышку интереса к Туринской плащанице. Из древней реликвии, интересной лишь историкам-религиоведам, она превратилась в научный феномен ХХ века, волнующий воображение миллионов людей. Специалисты из различных научных отраслей взялись за ее исследование. В результате было установлено, что структура ткани плащаницы полностью соответствует полотну, которое ткалось в дохристианские века в Палестине. Кроме того, между волокнами ткани была обнаружена пыльца растений, произрастающих только в Палестине.
Но самое удивительное открытие удалось сделать фотографу Секондо Пиа в 1898 году. Сфотографировав плащаницу и проявив фотопластинку, он увидел, что темные пятна на ней оказались белыми. А это говорило о том, что изображение на ткани – не что иное, как негатив. Благодаря этому открытию на полученном позитивном снимке удалось разглядеть такие детали, которые раньше увидеть не смогли. На фотографии совершенно четко было видно, что изображенный на плащанице человек распят, его ноги и руки пробиты гвоздями (причем не в области ладоней, а по римскому обычаю – на запястьях) и на голове у него – терновый венец. Одним словом, изображение на плащанице полностью соответствовало евангельскому описанию казни Христа.
Это открытие послужило причиной для многочисленных споров среди исследователей. Некоторые из ученых, изучавших снимки (среди них был и профессор сравнительной анатомии Сорбонны И. Деляж, атеист и вольнодумец), пришли к выводу, что изображение на Туринской плащанице является подлинным отпечатком тела Иисуса Христа. Этот вывод также подтверждался мнением исследовавших плащаницу анатомов, которые утверждали, что лицо и тело на ней не только анатомически идеально точны, но в них также обнаруживаются признаки трупного окоченения, наступившего в распятом состоянии. А по характеру подтеков крови из ран видно, что тело вздрагивало от боли и предсмертных конвульсий. Но существовали и противоположные мнения, и потому в результате исследования было установлено, что изображение на Туринской плащанице – это, бесспорно, отпечаток мертвого тела. Но являлось ли оно телом Иисуса? На этот вопрос эксперты точно ответить затруднялись. Они могли только подтвердить тот факт, что в льняное полотно действительно было завернуто тело распятого человека, с которым впоследствии произошла какая-то неведомая нам реакция, в результате которой на погребальном покрове запечатлелось негативное изображение трупа. Сам труп неведомым образом исчез, причем создавалось ощущение, что тело просто испарилось из пелены, так как сгустки крови, присохшие к материи, оказались абсолютно нетронутыми.
Естественно, что подобные выводы, так или иначе, но все равно приводили к идее о Воскресении. Но скептики XIX века решительно не могли согласиться с этим. И в течение следующего столетия прагматически настроенные ученые пытались понять, с помощью какого трюка, фокуса или приема был получен на ткани этот странный отпечаток (в том, что феномен Туринской плащаницы должен иметь чисто материалистическое объяснение, прагматики не сомневались). В то же время, как уже было сказано выше, среди научного мира находились и те, кто был твердо уверен в том, что Туринская плащаница – это подлинная погребальная пелена Иисуса и неопровержимое свидетельство его чудесного Воскресения. Споры о подлинности плащаницы возобновились с новой силой. И тогда было принято решение установить ее датировку, в надежде, что это поможет внести ясность в вопрос о подлинности святой реликвии (т. е. определение времени изготовления ткани І веком н. э. значительно повысило бы вероятность ее подлинности, а более поздняя датировка исключила бы такую вероятность). Следуя выдвинутому предложению, эксперты провели радиоуглеродный анализ ткани и обнаружили, что по данным этого анализа возраст плащаницы датируется не ранее чем XIII веком (при проведении радиоуглеродного анализа возраст ткани устанавливается по содержанию в ней углерода С14).
Таким образом, в спорах о подлинности можно было наконец поставить точку. Но, тем не менее, сторонники теории о Воскресении не сдавались и продолжили свои попытки разгадать загадку плащаницы. В результате им удалось кое-чего достичь. Благодаря проведенным ими исследованиям было установлено, что ткань, обработанная маслом, хранится дольше и ее углеродный состав «омолаживается» (этот прием использовали некоторые известные художники для лучшей сохранности своих картин). А как нам известно из всего вышесказанного, плащаницу для лучшей сохранности и для проверки на присутствие краски на полотне несколько раз проваривали в масле. При определении возраста реликвии также следовало учитывать, что в 1532 году в храме, где она хранилась, был сильный пожар, в результате которого ткань плащаницы под воздействием высокой температуры обуглилась. После пожара плащаница подвергалась реставрации, что также существенно уменьшило возраст древней реликвии. Итак, не без основания можно предположить, что в ходе восстановления реликвии после пожара в 1532 году или позже, во время проваривания в масле, в ткань Плащаницы неизбежно попал углерод XVI века, и это не могло не сказаться на ее радиоуглеродном датировании в 1989 году.
Таким образом, полученные в результате проведения новых исследований данные полностью сводили к нулю результаты радиоуглеродного анализа, и вопрос о подлинности плащаницы снова встал перед исследователями. В XX веке была создана специальная комиссия по изучению древней реликвии, но пока никакого точного ответа на интересующий вопрос эксперты дать не могут. А может, и не существует точного ответа на этот вопрос и подлинность плащаницы определяется прежде всего верой людей?
Загадочные рисунки пустыни Наска
Вы видели когда-нибудь 120-метровых обезьян и кондора? А 180‑метровую ящерицу? А «маленькую» птичку колибри размером в 50 метров? А 46-метрового паука? Кто и зачем их нарисовал на огромном полотне, которое называется пустыня Наска?
Между северной частью Чили и югом Перу расположено плоскогорье – совершенно пустынная равнина, где редко гуляет ветер, а дождь бывает раз в несколько лет. Это пустыня Наска. Ее длина 25, а ширина 8 километров. Здесь были обнаружены свыше 100 геоглифов – гигантских изображений известных растений и животных, просто геометрических фигур, россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий, что превратило пустыню Наска в гигантскую картинную галерею – еще одну загадку нашей планеты. Кто же художник? Зачем был нужен столь титанический труд? Ведь рисунки трудно охватить взором даже с высоты птичьего полета! Тогда возникает вопрос: в чем заключается целесообразность проведенных работ? Какую ценность – хозяйственную, культовую, военную – представляли эти рисунки для людей древности? А может, не для людей? Вот здесь и появилось множество теорий и версий, пытающихся это объяснить. Однако все остается только на уровне предположений, а истинное назначение изображений так и остается загадкой пустыни Наска.
Все рисунки образованы светлыми линиями, получившимися в результате удаления с поверхности почвы мелкого гравия, более темного, чем земля под ним. В основном они изображают животных – летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть и геометрические узоры: прямолинейные полосы и символические фигуры, треугольники, трапеции, значение которых разгадать трудно.
В 1927 году над плато в поисках водных источников летал самолет. Воду найдут там позже, а тогда перуанский пилот обнаружил гигантские изображения. Интересно, что упоминание о линиях Наски встречается еще в XVI веке. В 1548 году появилась книга «Хроника Перу», написанная испанцем Педро Сьеса де Леоном. Здесь линии Наски получили название: «путеводные указатели для странников». Но только в 20-х годах ХХ века «отец перуанской археологии» Хулио Телло первым скопировал рисунки. Правда, объектом серьезных исследований они не стали. Археологи тогда предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Все изменилось, лишь когда, заинтересовавшись увиденным, в Перу, приехал археолог из университета в Лонг-Айленде (США) Пол Косок, ранее изучавший древние ирригационные системы в Месопотамии. Увидев Наску с самолета, он был потрясен. Но сенсации тогда не произошло. Началась Вторая мировая война, и было уже не до рисунков. Только в 1946 году, когда Косок передал свои записи Марии Райхе, интересующейся древними обсерваториями, сложилась «каноническая» история рисунков пустыни Наска, а Райхе стала главным специалистом по этой проблеме, посвятив ей 40 лет. Что же она установила? Вся сложность не в создании самих рисунков, а в расчетах. Здесь нет приблизительных промеров, поскольку это могло привести к искажению пропорций рисунков, а, видимо, древние перуанцы обладали каким-то оборудованием, которого нет и сегодня. Размышляя о размерах и совершенстве пропорций, Райхе утверждала, что «древним художникам» такое возможно было создать, если бы они умели летать. Во время своих исследований она обнаружила 60 фигур и линий, а в 1986 году перуанский летчик де ла Торре в малоисследованной зоне в «пампе Сан-Хосе» увидел ранее неизвестные рисунки: на 87 сделанных им фотографиях были запечатлены изображения зверей, растений и людей.
Рисунки Наска датируют 500 годом до н. э. – 500 годом н. э. – до образования империи инков. Никаких письменных источников о себе проживающие тогда здесь люди не оставили. Все известные о них факты получены путем изучения мест захоронений и обнаруженных там предметов. Официальная наука полагает, что эта «галерея» относится к доинкской индейской культуре Наска, расцвет которой приходился на 300–900 годы н. э. Историки и археологи считают, что рисунки делали вручную, убирая камни и раскладывая их валиками вдоль края фигур. При разметке использовались шесты и эллиптические зеркала, причем гигантские изображения делались с небольших эскизов. Действительно, такие эскизы были обнаружены.
В отношении назначения фигур высказывались различные гипотезы: либо тотемные, либо ритуальные знаки, а линии, считал П. Косок, использовались как астрономический календарь для хозяйственных нужд. Исследователь Д. Хокинс обратил внимание на огромное количество найденных в районе рисунков сосудов с выпуклым дном, которые в быту использовать затруднительно. Зато, по его мнению, во время религиозного праздника эти сосуды вставляли в пазы рисунка, а затем поджигали нечто горючее, содержавшееся в них. Ведь многие древние народы, как известно, придавали огню огромное значение. В продолжение этой идеи российский уфолог М. Герштейн предположил, что это происходило ночью и способствовало возникновению в небе миражей. По мнению И. Кольцова, данная пустыня являлась идеальным местом для захоронений с «обеспечением нетленности», а сосуды являлись «вместилищем души» умершего. Рисунки же выбирались по важности персоны и ее тотемному имени (Паук, Обезьяна, Лебедь…).
Однако есть очень странное обстоятельство. Местные жители берут чистую питьевую воду не из озера Наска, а из колодцев, расположенных точно по линиям рисунков, причем ирригационная система здесь, основанная на системе искусственных подземных каналов, два из которых проходят прямо под руслом реки Наска, весьма совершенна и продуктивна. Американские ученые С. Маби и Д. Проулкс считают, что некоторые из линий являются указателями подземных источников воды. Было обращено внимание на то, что рисунки в пустыне и на глиняных сосудах почти идентичны. Отсюда был сделан вывод о том, что этими рисунками-символами ублажались божества естественных сил – неба, земли и воды, чтобы получить много воды и хороший урожай. На этом, пожалуй, научные доказательства и заканчиваются.
Гипотеза о сельскохозяйственном календаре была раскритикована астрономом Д. Хокинсом. Она не подтвердилась расчетами на ЭВМ. Кроме того, по оценкам, сделанным на основе данных экспедиции Хокинса, на такую масштабную работу потребовалось бы 100 тысяч человеко-лет, даже если бы все предполагаемое население работало по 12 часов в сутки. А кто бы добывал хлеб насущный? Более резонную версию предложил англичанин Т. Моррисон. Он считал, что рисунки и линии являлись символами различных религиозных групп или народностей, проживающих в Андах. У них существовала традиция хоронить родственников и соплеменников у самой кромки дорог, чтобы к могилам было легче добраться. Здесь молились и медитировали. В связи с этим Моррисон считает, что рисунки Наски могли служить кастовыми, религиозными и социальными символами для местных жителей. Однако ритуальные объекты должны прежде всего воздействовать на чувства людей! Вот здесь и возникает очередная загадка: рисунки с земли не воспринимаются, их можно увидеть, только поднявшись в воздух. В связи с этим американец Д. Вудман в 1977 году выдвинул гипотезу о том, что индейцы умели делать воздушные шары, поднимаясь в воздух во время ритуальных обрядов. Это позволяло им в полном объеме оценить мистический смысл рисунков. Этому есть подтверждение. В одной из гробниц в Наске было найдено изображение воздушного шара. Исследуя это обстоятельство, американец Б. Спорер наткнулся на старую легенду инков о маленьком мальчике, который помогал им в сражении, летая над укреплениями противника и сообщая о расположении вражеских отрядов. Изображения летающих людей есть на многих тканях инков. Кроме того, исследовав четыре куска ткани, обнаруженные в разграбленной могиле недалеко от рисунков, Спорер установил, что древние жители Наски использовали в своих материях лучшее переплетение, чем то, что применяется при изготовлении парашютов, и более крепкое, чем в современных тканях для воздушных шаров.