Я взглянул на часы. Часовая стрелка приближалась к цифре 12, а на улице было светло, почти как днём.
– Белые ночи, – пояснил Наиль. – Правда, здорово?
Вот так я впервые в Ленинграде встретил белые ночи и ощутил их прелесть. Потом на Новой Земле я встречал и провожал их, погружаясь в длинную полярную ночь, семь лет подряд. Но первое впечатление и ощущение сродни первой любви…
3На следующий день утром мы отправились в училище. Помню, долго ехали до проспекта Сталина с трамвайными пересадками. Проехали парк Победы, Дом культуры им. Капранова, в который потом мы ходили на танцы, авиационный институт, студентки которого бегали к нам на танцевальные вечера. Здесь была конечная остановка трамвая, и до училища нам пришлось идти пешком.
Издали здание училища выглядело очень солидно: мощный центральный семиэтажный блок заканчивался круглым стеклянным куполом. Справа и слева, как крылья птицы, к центральному блоку примыкали пятиэтажные блоки. Вертикальные колонны фасада здания были выполнены в сталинском стиле – из огромных серых обтёсанных камней. Территория вокруг здания напоминала заброшенную строительную площадку, заросшую травой.
– Говорят, стройку затеял ещё Киров, – пояснил Налик. – Строили Ленинградский дворец Советов. Но помешали его достроить сначала убийство Кирова, а потом война с фашистами.
Подходя ближе к училищу, я заметил, что герб СССР на фасаде здания был частично разбит.
– Результат выстрела из пушки немецкого танка, прорвавшегося в город со стороны Пулковских высот, – сказал Наиль. – В годы блокады Ленинграда недалеко отсюда проходила линия обороны города.
В училище через дежурного офицера мы нашли майора Капкова, который устроил меня временно в комендантскую роту. Наиль уехал домой до начала сдачи вступительных экзаменов.
Утром следующего дня меня вызвал к себе заместитель начальника училища по строевой части капитан 1 ранга К. В. Казачинский. Оказалось, что он служил на Тихоокеанском флоте, во время войны с Японией был командиром бригады торпедных катеров, принимал активное участие в высадке морских десантов в Курильской и Южно-Сахалинской операциях 1945 года, потопил немало японских кораблей, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Об этом я узнал позже от майора Капкова.
Казачинский подробно расспросил меня о службе на флоте, кто возглавляет сейчас штаб флота и бригаду торпедных катеров. Моими ответами он остался доволен и в заключение беседы сказал:
– Для сдачи экзаменов создано девять групп. Поезжайте домой, порадуйте родителей. Сдавать экзамены будете в последней группе.
– Есть! – радостно выпалил я.
– Не ожидал? – улыбнулся заместитель начальника училища.
– Не ожидал, – искренне признался я. – Думал побывать дома на обратном пути, если не удастся поступить, хотя очень хочется!
– Службу знаете – поступите! – успокоил он меня, улыбнулся и, пожелав хорошего отдыха, крепко пожал мне руку.
«Вот что значит боевой командир, – подумал я. – Любит и ценит матросов». Я ещё раз с трепетом взглянул на золотую звезду Героя Советского Союза, которую впервые видел так близко и, воодушевлённый заботой обо мне, вышел из кабинета.
В тот же день у меня состоялась беседа с начальником политотдела училища капитаном 1 ранга М. Т. Мельником, который тоже, как и Казачинский, служил на Тихоокеанском флоте. Он похвалил меня за стремление стать офицером ВМФ.
– Вам повезло, – сказал он. – Наше Высшее военно-морское училище инженеров оружия, пожалуй, первое и пока единственное училище, которое будет готовить специалистов высокого класса – оружейников ВМФ. Оно создано по решению ЦК КПСС и одобрено высшим руководством страны.
Потом он расспросил о политработниках Тихоокеанского флота и тоже остался доволен моими ответами (пригодились знания, полученные во время службы в артиллерийском управлении).
От начальника политотдела я узнал, что поступаю в училище вне конкурса, как прослуживший больше года на флоте. Это известие меня очень обрадовало.
– Но имейте в виду, что с полученными на экзамене двойками мы не принимаем! В отпуске не забывайте об учебниках.
С помощью майора Капкова мне удалось быстро оформить отпускные документы, и на следующий день я был уже свободен. По пути на вокзал я заехал к Наилю и поделился с ним своей радостью. Он пообещал узнать, когда последняя группа будет сдавать экзамены, и дать мне телеграмму.
И вот я снова в родном Тамбове, у родителей, в окружении родственников и друзей. Как радостно встретиться после долгой разлуки! Дни летели быстро, и я их толком не прочувствовал: встречи с друзьями по учёбе в техникуме, загорание и игра в волейбол на пляже реки Цны, лодочные прогулки до острова Эльдорадо, где собиралась элитная молодёжь города, танцы в клубе «Авангард» и знакомство с девушками…
Прошла неделя. Я собрался поехать в село Татаное к своему рыжему другу Петьке Панкову, чтобы похвастаться морской формой, но неожиданно из Ленинграда пришла телеграмма: «Срочно выезжай на экзамены. Наиль».
Конечно, учебники в руках я так и не подержал…
4Наиля я встретил в училище и от него узнал последние новости: ребята, прошедшие медкомиссию и успешно сдавшие вступительные экзамены, жили в училище и ждали экзаменационных результатов нашей, девятой группы.
Медкомиссию пришлось проходить и нам. Помню, некоторые ребята очень волновались и перед тем, как идти к врачу, жевали лимон или апельсин для успокоения нервной системы. А те, кто имел слабое зрение, договаривались с друзьями пройти за них медкомиссию у врача-окулиста.
Меня назначили старшиной роты, в которой насчитывалось до ста человек. Если и в других ротах училища было такое же количество абитуриентов, то их общая численность по нынешним меркам была огромна! Конечно, был и большой отсев – отбирали лучших и самых достойных. В основном это были ребята – комсомольцы из московских и ленинградских школ (до 90 %).
Вернувшись из отпуска, я узнал, что из трёх поступавших в училище матросов с Балтийского флота вступительные экзамены сдал, если не ошибаюсь, только один. После того, как я узнал об этом, сразу же вспомнились слова начальника политотдела: «С двойками мы не принимаем». Пришлось срочно садиться за учебники. Больше всего я боялся за устный экзамен по математике. Для оказания помощи ребята прикрепили меня к Станиславу Васильеву – отличному парню и классному математику, который решал задачи, словно щёлкал семечки. Это меня и спасло…
С первым экзаменом (это было сочинение) я справился довольно успешно – получил оценку «хорошо» и был на седьмом небе от счастья. «Если так пойдёт и дальше», – размечтался я… Но чудес не бывает, если знания слабоваты. По математике письменно я получил оценку «удовлетворительно», и то благодаря помощи Стаса Васильева. Немного пожурив себя, успокоился: «Это тоже неплохо».
На устном экзамене по математике, помню, сражался до конца как утопающий, хватаясь за любую соломинку, и с большим трудом выцарапал удовлетворительную оценку. После этого вздохнул с облегчением – остался один экзамен по химии. Этот предмет я знал неплохо и рассчитывал на положительную оценку.
Экзамен по химии принимала женщина. Увидев меня среди гражданских ребят в морской форме, она была несколько удивлена. Когда я сказал, что прибыл с Тихоокеанского флота для поступления в училище, она долго расспрашивала меня о службе на флоте: как там кормят, не обижают ли молодых матросов, где безопаснее служить – на кораблях или в береговых частях. Я, по возможности, старался отвечать на её вопросы довольно полно.
– Моего сына, – пояснила она, – призвали служить на флот, поэтому я Вас так подробно расспрашиваю.
Ответив на первый вопрос билета, я приступил к ответу на второй, но был остановлен.
– Достаточно, – сказала преподаватель и улыбнулась. – Что Вам поставить?
Я тоже улыбнулся.
– Какую оценку заслужил, такую и…
Я не успел договорить. Оказалось, что я заслужил оценку «хорошо».
Так достаточно благополучно закончились для меня вступительные экзамены. Впереди была ещё аттестационная комиссия и окончательное распределение по факультетам и учебным классам. С Наилем Боровиковым мы договорились просить комиссию зачислить нас на артиллерийский факультет. Каждый из нас с волнением ждал вызова для беседы с членами аттестационной комиссии.
Однажды неожиданно и без всякого сопровождения должностными лицами (как это обычно делается) в ротное помещение вошёл начальник училища контр-адмирал В. А. Егоров. Я не растерялся, чётко подал команду «Смирно!» и доложил, что в роте проводятся занятия по расписанию. Команда «Смирно» прозвучала так, как её обычно подают на боевых кораблях, протяжно и с особым ударением на «о», как нас учил во флотском экипаже наш главный корабельный старшина. Адмиралу, который много лет прослужил на кораблях, эта команда, видимо, понравилась. Он взглянул на мою бескозырку, на мои флотские погоны и с явным удовлетворением сказал:
– Молодец, старший матрос Тихоокеанского флота!
Но когда посмотрел вниз и увидел мои брюки клёш, побагровел.
– Безобразие! – буркнул он, но не стал при всех отчитывать меня.
В это время в помещение, запыхавшись, вбежал наш ротный командир. Проходя мимо него, адмирал заметил:
– Ваш старший матрос прибыл с флота в брюках клёш. Форму одежды привести в порядок!
Пришлось срочно идти в комендантскую роту, где ребята при мне распороли брюки и привели их в порядок на швейной машинке.
На заседании аттестационной комиссии Наиля Боровикова и меня зачислили, как мы и просили, на артиллерийский факультет по специализации «Приборы управления стрельбой и оптика».
– Это то, что надо! – обрадовались мы.
Меня назначили старшиной класса и присвоили воинское звание старшего курсанта. Моя мечта о море и мореходке переросла в реальность: с 1 сентября 1952 года я стал курсантом Высшего военно-морского училища инженеров оружия. Впереди – интересные курсантские годы на целых пять с половиной лет!
Курсантские годы
Крейсер «Аврора»
1Свои курсантские годы я всегда вспоминаю с большой теплотой: молодость, возмужание и первая настоящая любовь… Разве об этом можно забыть?
Первый курс обучения в училище пролетел быстро, словно миг, и был, пожалуй, самым насыщенным и интересным.
Перед началом учебного года училище лихорадило… Оно напоминало растревоженный муравейник: все куда-то спешили, что-то несли, разговаривая на ходу. Время поджимало! Командование и политотдел училища принимали срочные меры по выполнению задач, поставленных Военно-морским министром адмиралом Н. Г. Кузнецовым. Училище было новое, с новыми задачами, и решать их приходилось, как говорят, с чистого листа. Кроме того, размещалось оно в недостроенном здании Дома Советов, что создавало дополнительные трудности. Все понимали, что без высокого профессионализма и чёткой организации труда здесь не обойтись.
Особая ответственность за порученное дело была возложена на профессорско-преподавательский состав факультетов, которых в училище было четыре: артиллерийский, минно-торпедный, реактивный и химический. Несмотря на свои высокие воинские и учёные звания, преподаватели наравне с младшим персоналом усердно трудились над обустройством учебных классов и лабораторий, подготовкой конспектов лекций, наглядных пособий и действующих макетов. Большинство из них имели воинское звание капитана 1 ранга или полковника, учёную степень доктора или кандидата наук, учёное звание профессора или доцента. И это не случайно: они должны были готовить для флота грамотных офицеров, способных быстро осваивать и умело эксплуатировать новые образцы вооружения и военной техники.
В напряжённом ритме работали отдел кадров, строевой и финансовый отделы, санчасть. Но больше всего доставалось начальнику тыла, в подчинении которого находились вещевой и продовольственный отделы, гараж и комендантская рота. Обуть, одеть, накормить и помыть в бане такую ораву молодых ребят было не так просто! Но этот невысокий подполковник, круглый, как шар, поспевал везде, и его служба тыла работала слаженно и чётко, словно часовой механизм. Огромная столовая с кухней и подсобными помещениями, размещённая в центральном блоке здания, занимала весь второй этаж и была его любимым детищем. Он был всегда весел и хмурился лишь тогда, когда надевал галоши (в дождливом Ленинграде они в то время были в большой моде!): подполковник, не видя галошу из-за своего круглого живота, обычно мучительно долго шарил ногой, чтобы попасть в неё своим ботинком. Нагнуться при этом для него было смерти подобно.
В августе 1952 года аттестационная комиссия окончательно утвердила списки будущих курсантов и их распределение по факультетам и учебным классам. Наконец всё было готово к началу учебного года, и начальник училища контр-адмирал В. А. Егоров с лёгким сердцем подписал приказ о зачислении нас курсантами Высшего военно-морского училища инженеров оружия с постановкой на все виды довольствия. Осталось лишь пройти ускоренный курс молодого матроса и принять военную присягу.
Нам повезло: курсанты нашей роты обучение проходили на легендарном Краснознамённом крейсере «Аврора». Я был на «Авроре» вместе со всеми, хотя присягу принял ещё на Тихоокеанском флоте. Накануне отправки на крейсер всех первокурсников, кроме меня, остригли наголо.
– Вам, Хитров, тоже не мешало бы остричься под Котовского, – намекнул мне командир роты. – Военный порядок славится своим единообразием.
Я промолчал, но про себя решил: «Ни за что! С чего это я, старший матрос, буду портить свою причёску?»
Крейсер «Аврора» мы увидели ещё издали: он стоял на бочках красного цвета прямо против Нахимовского военно-морского училища и, казалось, навечно сроднился с этим местом и Невой. Мощные и элегантные обводы его корпуса были обшиты медью, предохраняющей от обрастания ракушками (как потом нам объяснили). На фоне безоблачного голубого неба чётко вырисовывались три огромные трубы и две высокие мачты, что придавало бронепалубному красавцу сказочный вид и радовало глаз моряков. На флагштоке развевался кормовой флаг Военно-Морских Сил. Возле трапа с автоматом на груди стоял матрос в форменке, тельняшке и бескозырке, нахлобученной на лоб почти до самых бровей. На её ленточке было крупно написано «АВРОРА».
Получив добро от вахтенного офицера, наш командир роты капитан-лейтенант Ю. М. Королёв скомандовал:
– На крейсер по трапу бегом марш!
Не успели мы отдышаться, сгрудившись в кучу на корме, и толком рассмотреть сияющую на солнце корабельную рынду, как услышали очередную команду:
– За мной шагом марш!
По правому борту корабля командир роты привёл нас на бак и там, возле носового орудия, построил в две шеренги. Его первый инструктаж был краток. В двух словах он рассказал о планах нашего пребывания на крейсере, обратив особое внимание на необходимость глубокого освоения учебного материала и строгого соблюдения воинской дисциплины.
– За малейшую провинность буду наказывать, – предупредил командир роты. – И ещё…
Он посмотрел на нас внимательным взглядом и добавил:
– В связи с проведением на «Авроре» экскурсий вот уже около четырёх лет здесь существует особый порядок, поэтому надо вести себя не только дисциплинированно, но и культурно. Понятно?
Курсанты молча стояли в строю, не зная, как отвечать в таких случаях.
– Молчание – знак согласия! – улыбнувшись, сказал Королёв и, к нашей общей радости, распустил строй.
Мы, довольные, полукольцом обступили историческое орудие, рассматривая прикреплённую к башне и до блеска начищенную медную памятную доску. На ней были выгравированы слова о том, что в октябре 1917 года холостым выстрелом из этого орудия «Аврора» подала сигнал к штурму Зимнего дворца. Как нам потом рассказали в музее крейсера, выстрел из бакового шестидюймового орудия произвёл расчёт комендора Евдокима Огнева по команде комиссара А. В. Белышева.
Во время нашего пребывания на «Авроре» мне посчастливилось увидеть Александра Белышева, когда он на палубе крейсера беседовал с группой комсомольцев. Я подошёл к экскурсантам вплотную, чтобы лучше рассмотреть легендарного комиссара «Авроры» и расслышать его голос. Он был среднего роста, одет в лёгкий плащ тёмного цвета, серый костюм и белую рубашку с галстуком. На глазах – очки в толстой коричневой оправе, на голове – короткополая шляпа, типичная для руководящих партийных работников пятидесятых годов.
Говорил он медленно и спокойно, иногда озаряя слушателей приятной улыбкой. В обращении со всеми вёл себя просто, на вопросы отвечал обстоятельно, не скрывая при этом малоизвестные широкой публике подробности тех исторических событий. В частности, я впервые узнал, что выстрел «Авроры» прозвучал почти на час позже намеченного срока, что в свою очередь при определённом стечении обстоятельств могло привести к срыву операции, связанной с арестом Временного правительства в Зимнем дворце.
По плану «Аврора» должна была произвести выстрел после того, как на Петропавловской крепости будет зажжён красный фонарь. Начало операции (или время «Ч», как говорят в штабах) было назначено на 21 час. Но прошло 15 минут, потом еще 25 минут, а сигнала с Петропавловской крепости всё не было. Стало быстро темнеть, и крепость с её высоким шпилем растворилась в черноте наступающей ночи. Уже более получаса матросы «Авроры» находились на своих постах по боевой тревоге. Кругом тишина и непроглядная темень… Что случилось? «Мне пришлось изрядно поволноваться, – признался Александр Викторович, – ни сигнала, никаких известий… Могли бы отправить посыльного!»
Оказалось, что в Петропавловской крепости не нашлось красного сигнального фонаря. С большим трудом его где-то отыскали, но, как ни старались, долго не могли водрузить на шпиль, чтобы он хорошо был виден с «Авроры». И только в 21 час 40 минут сигнальщики с набережной Невы увидели красный сигнал и продублировали его на корабли. На крейсере «Аврора» и двух миноносцах («Амур» и «Забияка») были включены прожектора, которые осветили Зимний дворец. Белышев властным голосом крикнул:
– Слушай мою команду! Носовое, огонь!
Вечернюю темноту озарила яркая вспышка, раздался громовой раскат, который, постепенно удаляясь, достиг Дворцовой площади. Для двадцатичетырёхлетнего матроса, первого комиссара «Авроры», этот выстрел оказался историческим: с него начался отсчёт новой, почти вековой эры в истории России, связанной с Великой Октябрьской социалистической революцией.
2За свои заслуги перед советским народом в 1948 году крейсер «Аврора» получил статус исторического музея Военно-Морских Сил и одновременно стал учебной базой для воспитанников Нахимовского училища, поэтому трёхнедельное пребывание на нём оказалось для нас не только полезным, но и весьма интересным.
Разместили нас в просторных кубриках и без всякой проволочки стали обучать азам морского дела. Обучение носило в основном ознакомительный характер. Часть кают корабля ещё раньше была переоборудована под учебные классы, в которых разместили наглядные пособия и макеты.
На первом же занятии мы узнали, что крейсер «Аврора» имеет мощную палубную броню, обеспечивающую защиту от артиллерии противника жизненно важных частей корабля – центрального командного поста, артиллерийских башен и погребов для боеприпасов.
Крейсер имел большую для того времени скорость хода (до двадцати узлов) и вооружение, вполне достаточное для успешного ведения боя в составе соединения кораблей: восемь орудий башенного типа крупного калибра (152 мм), двадцать четыре орудия среднего калибра (75 мм) и восемь пушек малого калибра (37 мм).
Эти высокие технические характеристики корабля, помноженные на отличную выучку и мужество экипажа, позволили «Авроре» выстоять в Цусимском сражении, когда два наших крейсера («Аврора» и «Олег») вели неравный бой с десятью японскими крейсерами. Бой 14 мая 1905 года длился весь день. С наступлением вечерних сумерек часть японских крейсеров, в том числе такие мощные, как «Кассуга», «Мацусима» и «Нанива», получившие тяжёлые повреждения, вышли из боя и ушли к своим берегам.
К сожалению, в тот день, несмотря на героизм офицеров и матросов, 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З. П. Рожественского практически перестала существовать: Цусимское сражение было проиграно, японский адмирал флота Хейхатиро Того ликовал…
Русские корабли, оставшиеся на плаву, под покровом ночи покинули Цусимский пролив. По воле судьбы три крейсера («Аврора», «Олег» и «Жемчуг») оказались в Южно-Китайском море и через неделю, 21 мая 1905 года, бросили якоря в филиппинском порту Манила, который в то время находился под протекторатом американцев. Там удалось залатать пробоины и устранить повреждения, полученные кораблями в Цусимском сражении. Домой, в Россию, путь оказался трудным и долгим…
Практические занятия на «Авроре» с нами проводили старшины и матросы, свободные от вахты. Показывая основные узлы и механизмы орудий, они подробно объясняли их назначение, принцип действия и устройство. Мы облазили все боевые посты, ознакомились с инструкциями орудийных расчётов по боевой тревоге, осмотрели пороховые погреба, где хранились боеприпасы. В центральном посту нам рассказали, как вырабатывается целеуказание для наведения орудия на цель. В процессе обучения мы побывали на командирском мостике, в штурманской рубке и в машинном отделении корабля.
Напряжение постепенно нарастало, многие ребята стали уставать и по вечерам, слушая на палубе бой склянок корабельной рынды, с удовольствием спускались в кубрик, когда наступало время отхода ко сну.
За прошедшие две недели мы уже кое-что узнали о Корабельном уставе Военно-Морских Сил, об устройстве орудий различного калибра и систем их наведения на цели, научились вязать простые морские узлы, драить палубу во время большой приборки и даже ходить на шлюпке, хотя это было, если мне не изменяет память, всего лишь один или два раза.
Тесное общение с бывалыми матросами «Авроры» для некоторых наших юных курсантов не прошло даром: во время разговоров в курилке на полубаке они нахватались флотских словечек типа салага, полундра. Конечно, в дружеских беседах эти слова произносились ими случайно и были лишь исключением из правил.
В целом же матросы-авроровцы по своему уровню развития, поведению и культуре были далеки от матросов-анархистов времён батьки Махно. Например, старший матрос Владимир Алёхин за годы своей службы на «Авроре» провёл более двухсот экскурсий, рассказывая об историческом прошлом боевого крейсера. На одной из таких экскурсий я узнал, что крейсер «Аврора» был заложен в мае 1897 года и уже через три года сошёл со стапелей Новоадмиралтейского завода Санкт-Петербурга. На церемонии спуска корабля на воду присутствовал государь-император Николай Второй. Никто тогда, в том числе и он сам, не мог даже и предположить, что через семнадцать лет этот крейсер станет оплотом революционных моряков Балтики и от его выстрела закачается трон последнего императора России.
3Однажды после ужина в каюту крейсера «Аврора», переоборудованную под учебный класс, вошёл наш командир роты капитан-лейтенант Королёв. Я как старшина класса быстро поднялся и скомандовал:
– Встать, смирно!
Потом строевым шагом подошёл к ротному и доложил:
– Товарищ капитан-лейтенант! В классе проводится самостоятельная подготовка курсантов второго взвода!
– Садитесь! – скомандовал ротный.
Подойдя к преподавательскому столу, он неожиданно для нас с улыбкой сказал:
– Для продолжения учёбы к нам переведена группа курсантов второго курса инженерного факультета училища им. М. В. Фрунзе. Трое из них будут назначены в нашу роту командирами взводов.
Надо заметить, что Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе имеет славную трёхвековую историю. В разные годы это старейшее военно-учебное заведение окончили сотни выдающихся деятелей России. Среди них были знаменитые флотоводцы Ф. Ф. Ушаков и П. С. Нахимов, известный мореплаватель С. И. Челюскин, первооткрыватели Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, выдающийся композитор Н. А. Римский-Корсаков, писатель-маринист К. М. Станюкович, крупнейший специалист в области радиоэлектроники академик адмирал-инженер А. И. Берг. Выпускниками училища были видные деятели флота времён Великой Отечественной войны адмиралы Н. Г. Кузнецов, В. А. Алафузов, А. Г. Головко и другие.
Конечно, курсанты-фрунзенцы очень гордились историей своего училища и как командиры и помощники командиров взводов много сделали для нашего воспитания в духе боевых традиций Военно-Морского Флота. Наши наставники часто являли собой примеры крепкой флотской дружбы, особого состояния души, мужества и отваги. Об одном случае, связанном с курсантом по фамилии Варавва, в курсантской среде ходили разные байки. Варавва был незаурядной личностью и прославился своей решимостью постоять за себя и своих друзей.