Книга Структура права - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Васильевна Кашанина. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Структура права
Структура права
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Структура права

В целом же эти способы выражают преимущественно волевую сторону сущности права33.

Нормативные предписания – принципы права

Запрет, предписание, дозволение – это основные способы формирования содержания права. Однако по степени важности им не уступают принципы права, потому что позволяют выразить не только интеллектуальную сторону сущности права, но и регулятивную, причем в концентрированном виде: они обладают настолько мощным регулятивным потенциалом, что способны самостоятельно брать на себя регулирующую нагрузку, даже в тех случаях, когда отсутствуют иные правовые предписания.

Принципами в праве, как и в большинстве наук, являются идеи-требования, либо фундаментальные, либо достаточно важные для общественного развития. Они представляют собой максимально абстрактные постулаты и даже цели, которых будет придерживаться и по которым будет строиться юридическое рассуждение (правотворческое или правоприменительное).

Появляются они не спонтанно, а опираются иногда просто на здравый смысл (допустим, какая семья без взаимного уважения супругов, основного принципа построения семьи), на правореализационную практику (например, договор, где отсутствует равенство сторон, обречен на неудачу), иногда в их основе лежит судебная практика (вряд ли гуманно, предположим, за неуплату налогов множить число заключенных под стражу и содержать неплательщиков налогов в ужасающих условиях, которыми славятся в России места содержания лиц, находящихся под арестом). Иногда правоприменитель сам вырабатывает принцип разрешения дела, как бы оценивая возможные правовые последствия (например, выбирая одно из своих возможных решений – отпустить предпринимателя – неплательщика налогов под залог или арестовать его, – суд, придерживаясь принципа оптимальности судебного решения, выбирает первое, поскольку опасность побега неплательщика гораздо меньше, нежели разрушение бизнеса в случае ареста).

Принципы права – это максимально абстрактно выраженные обязательные требования, отражающие закономерности развития права.

Значение принципов права таково:

1) Они отражают объективные законы общественной жизни. Именно поэтому им принадлежит не последняя роль в выражении интеллектуальной стороны сущности права.

2) Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, организаций, граждан. В законодательстве принципы права могут выражаться прямо либо косвенно.

3) Зачастую они сами приобретают непосредственное регулирующее значение, например, когда суд, не найдя нормы права для разрешения конкретного дела, решает его на основе принципов права. В этом случае мы ведем речь об аналогии права.

4) Они играют важную системообразующую роль, ибо обеспечивают устойчивую связь нормативных предписаний не только в рамках одной отрасли права, но и в системе права в целом.

5) Несмотря на то что принципы права отличаются абстрактным характером, они могут использоваться при интерпретации тех или иных нормативных предписаний.

6) И наконец, будет опрометчиво исключать их из резерва правовых средств, помогающих субъектам права правильно ориентироваться на правовом пространстве.

Правовые дефиниции: понятие и виды

Это еще один способ организации юридической материи. Если рассматривать дефиниции в историческом контексте, то можно заметить, что они относятся к относительно новым средствам выражения содержания права. Это касается не только российского, но и права западноевропейских стран. Определение понятий активно стало использоваться в Западной Европе с середины ХХ в., в России – практически только с начала XXI в. По крайней мере, в советское время мы не наблюдали широкого распространения дефиниций34. Некоторые ученые объясняют это тем, что советский период отличался стабильностью, тогда как сейчас Россия находится на переходном этапе, когда все, в том числе и понятия, подвержено динамике. Дефиниции, дескать, сегодня хоть как-то способствуют стабилизации правового регулирования.

Представляется, что в этом объяснении есть доля лукавства. Стабильность в западноевропейском обществе является образцом для многих стран, и, тем не менее, там дефиниции давно нашли применение и отказываться от них не собираются и по сей день. Думается, что в Советском Союзе дефиниции как способ правотворческой техники просто еще не были полностью интеллектуально освоены. Да и зачем было осваивать, если законодательство было ориентировано не столько на граждан, сколько на власть.

Дефиниция – это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

Необходимо различать определения:

• законодательные (основанные на законодательных или нормативных документах);

• вытекающие из судебной практики (то есть из судебных решений);

• доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права).

Законодательные определения являются не только инструментами правотворческой техники, но и, в большинстве случаев, самостоятельными правовыми предписаниями, нарушение которых для субъекта права может вовлечь нежелательные неблагоприятные последствия. Этот факт имеет особое значение в уголовном праве.

Право – это довольно сложная материя, имеющая свои тонкости, которые необходимо изучать профессионально. Однако тот факт, что нормативные акты, где содержатся нормативные предписания, обращены не только к специалистам в области права, но и обычным гражданам, обязывает в процессе правотворчества стремиться к тому, чтобы они были по возможности для людей понятными и доступными. Определение употребляемых в нормативных актах понятий – один из основных способов, позволяющих достичь данной цели. Вот несколько примеров правовых дефиниций.

Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Публичная оферта – это предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (ГК РФ).

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Налоговый кодекс РФ).

Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (УК РФ).

Алиби – нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте (УПК РФ).

Правила составления дефиниций довольно сложны. Нередко разработка юридических определений проходит с большим трудом. Не случайно древние римляне утверждали, что «любое юридическое определение несет в себе опасность». Юридическое определение должно стремиться объединить в общей и отвлеченной формуле все особенности юридического понятия или юридического феномена. Определение должно наполнить конкретным юридическим смыслом термины, нередко взятые из повседневной речи. Оно должно также исключать любую двусмысленность, делая ясным и достоверным толкование и применение той или иной нормы или группы норм права35. Отсюда следует, что правовые дефиниции должны:

1) отражать только существенные признаки обобщаемых явлений;

2) включать в себя только признаки, которые имеют правовое значение;

3) формулировать полный набор существенных признаков обобщаемых явлений;

4) быть адекватными, т. е. иметь совпадающий объем с определяемым понятием;

5) не содержать противоречивых суждений;

6) не содержать терминов, употребляемых в определяемом понятии (чтобы не было тавтологии). Виды дефиниций следующие:

1. Полные, т. е. содержащие весь набор существенных признаков.

Преступление – это виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой применения наказания (ст. 14 УК РФ).

2. Неполные, т. е. те, в которых отсутствует полный набор существенных признаков, хотя присутствуют главные из них.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

3. Дефиниции-перечни. Они относятся к разряду самых простых. Такие дефиниции используются тогда, когда еще не накопился достаточный опыт в применении понятия и не представляется возможным определить его путем указания в нем существенных признаков. Они носят менее отвлеченный и более иллюстрационный характер, однако им присущ серьезный недостаток, касающийся точности и их достоверности.

М. А. Нагорная предлагает другую классификацию, где критерием является способ составления дефиниции36:

• дефиниции-перечисления;

• дефиниции, содержащие синтез составных частей явлений, предметов, документов;

• дефиниции через сравнение;

• дефиниции через отличительные признаки;

• дефиниции, в которых указывается на один главный признак явления;

• общие дефиниции, где отражаются закономерности развития явлений.

Данная классификация имеет право на жизнь, поскольку позволяет углубить наши знания о дефинициях.

Понятно, что далеко не все понятия, встречаемые в нормативных актах, надо определять. Тогда возникает вопрос, как производить отбор понятий, нуждающихся в особом разъяснении. Правотворческая практика вышла на следующий путь – определению подлежат понятия:

• неточные;

• редкие;

• специальные;

• иностранные;

• сложные юридические;

• обыденные, имеющие множество смыслов;

• по-разному трактуемые юридической наукой и практикой;

• употребляемые в нормативном акте в расширительном или ограничительном смысле;

• переосмысленные, измененные.

Местонахождение дефиниций в нормативном акте бывает различным. На этот счет существует несколько вариантов.

Первый. Дефиниция понятия дается при первом его упоминании. Это удобно, если нормативный акт небольшой по объему и пользователь без труда может быстро возвратиться к определению, если такая необходимость возникнет.

В Уголовном кодексе РФ определение конкретного преступления дается каждый раз в статье, ему посвященной, и больше нигде, поскольку только в ней идет о нем речь. Приведу два примера.

Кража – это тайное похищение чужого имущества (ст. 158 УК).

Убийство – это умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК).

Второй. В начале нормативного акта (в особой главе или статье) дается серия дефиниций терминов, наиболее важных и к тому же трудных для понимания. Этот вариант подходит для крупных нормативных актов. Но в последнее время этот вариант определения терминов все более становится универсальным.

Федеральный закон «Об ограничении курения табака» в ст. 1 определяет основные понятия:

• табачные изделия – изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка – крупка курительная;

• курение табака – вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;

• никотин – вещество, содержащееся в табаке;

• смола – один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;

• окружающий табачный дым – табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

Третий. Комплексный вариант, когда, несмотря на расшифровку терминов в начале нормативного акта, дается их определение при упоминании в тексте. Вариант может использоваться в тех случаях, когда нормативный акт ориентирован сугубо на население, где лишнее разъяснение смысла терминов улучшает понимание норм права.

Четвертый. Постранично-ссылочный, когда в тексте нормативного акта дается ссылка на ту страницу, статью, пункт нормативного акта, где термин впервые употребляется и определяется. Данный вариант следует использовать при формулировании тех нормативных актов, которые рассчитаны на юристов36*.

Значение дефиниций велико. Вот почему дефиниции ранее были исключительно прерогативой науки, а затем изредка стали употребляться и законодательстве. Однако в последнее время практически во всех странах использование дефиниций для формирования содержания нормативных актов все более и более расширяется. Конечно, это не случайно. Чем обусловлен этот процесс? На сей счет можно высказать довольно много объяснений. Вот главные из них.

1. С развитием демократических начал в государстве законодатель «поворачивается лицом» к гражданам: в большей мере отражает в нормативных актах их интересы и формулирует нормы права по возможности ясно и понятно. Дефиниции помогают исключить смутные положения в законе.

2. Сознание людей возрастает. Оно становится более глубоким и тонким. Люди становятся более интеллектуальными. Теперь они не склонны довольствоваться только понятием, но и хотят проникнуть в его суть.

3. Законодательство – это арена столкновения интересов людей. Вот почему если бы не было дефиниций, то каждый склонен был бы выбирать выгодный ему смысл терминов.

4. Усложнилась и сама жизнь. Она стала более разнообразной. Но право – это форма социальной действительности. Оно тоже усложняется. Дефиниции помогают отличить одно понятие от другого.

5. Дефиниции помогают глубже проникнуть в суть регулируемых общественных отношений. Становится реальностью, когда в правотворчестве участвуют ученые, а не только чиновники. Дефиниции обогащают научную основу законов.

6. Дефиниции позволяют располагать нормативный материал экономно и не допускать повторений.

7. Дефиниции дают возможность упорядочить отношения между федеральным и региональным законодательством: определения терминов в федеральном нормативном акте обязательны для составителей региональных законов. Это предотвращает злоупотребления понятиями.

Как видим, дефиниции несут довольно серьезную нагрузку, что не позволяет считать их второстепенным способом выражения содержания права. Однако не следует ими перегружать нормативный акт, поскольку это может лишить его гибкости и оперативности воздействия на общественные отношения.

Нормативные предписания-цели

Их все же следует выделять особо. Однако в научной литературе принято нормативные предписания-цели относить к разновидностям деклараций.

Нормативные предписания-цели помогают пользователям нормативного акта понять то, почему принят данный нормативный документ, и тем самым убеждают их в необходимости его исполнения. Они определяют стратегию в правовом регулировании. Выделять стратегический компонент в праве впервые предложил В. Н. Карташов37. По его мнению, стратегия – это один из компонентов юридической технологии, которая состоит в прогнозировании (предвидении, предсказании) того или иного юридического явления, процесса и состояния, основанного на определенных теоретических и эмпирических данных38. Стратегическими средствами в праве он считает прежде всего принципы права и планирование. Однако, возможно, автор идеи о правовой стратегии не будет против того, чтобы его детищу придать дополнительную окраску и в этот небольшой перечень стратегических средств включить и нормативные предписания – цели.

Федеральный закон РФ «Об ограничении курения табака» в самом начале содержит указание на цель его принятия. Сказано следующее: «Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения».

В любом нормативном акте целевая составляющая должна занимать по объему очень скромное место. Главное в нормативном акте – это все же модальные нормативные предписания, т. е. формулирование запретов, предписаний и дозволений. Именно из них состоит ткань нормативного акта.

Местом сосредоточения нормативных предписаний-ценностей или нормативных предписаний-целей преимущественно является преамбула либо, если она отсутствует, первые статьи нормативного акта. Конечно, не исключен и другой вариант: расположение предписаний-целей в самом тексте нормативного акта. Но данный вариант, как правило, нарушает логику построения акта.

Нормативные предписания-задачи

Задачи общества, государства, того или иного нормативного акта в отличие от нормативных предписаний-целей определяют тактику в правовом регулировании, как бы детализируют правовые предписания-цели, приближают их к реальной жизни и устанавливают несколько более четкий ориентир для субъектов права.

Так, в КоАП РФ, в ст. 1.2 перечисляются задачи законодательства об административных правонарушениях:

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Как видим, текст статьи более пространный и конкретный.

Но не всегда можно с легкостью отличить предписание-цель от предписания-задачи, даже если законодатель их так называет.

Нормативные предписания-мотивы

Понятно, что для общества более оптимальным вариантом является ситуация, когда человек, как разумное существо, строит свое поведение согласно нормам права не под страхом принуждения, а добровольно, понимая необходимость такого поведения. Выгода для общества здесь прямая: не надо делать затраты на обеспечение контроля за поведением таких граждан и приводить в действие аппарат принуждения, если потребуется его коррекция.

Однако для обеспечения добровольности исполнения закона также следует предпринимать определенные меры. Одним из эффективных способов здесь является указание в самом нормативном акте на причины, мотивы его принятия, которые законодатель при этом преследует. Не лишним будет здесь назвать и главную идею закона. Все это составляет такую информацию для адресатов нормативного акта, которая его ориентирует и мотивирует на поведение, заложенное в нормативном акте.

Чаще всего мотивировка создания нормативного акта заложена в его преамбуле. Но это правило не жесткое. Вот пример иного рода, когда законодатель счел необходимым более пространно изложить мотивы, связанные с принятием нормативного акта, и посвятил этому отдельную статью.

В Законе РФ «Об образовании» в преамбуле сказано, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Это положение уже ориентирует граждан на то, что речь идет об их свободе (любое право – это мера дозволенного, возможного поведения). Но дальше законодатель как бы подталкивает граждан к тому, чтобы они непременно им воспользовались, разъясняя, что дает образование личности и на каких принципах оно основывается.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Согласимся, что мотивировка получения образования весьма внушительная.

Нормативные предписания-декларации

Отношение к декларациям неоднозначно. Дело в том, что советские законодательные акты были очень идеологизированы и декларативны. И это было не случайно: в тот период основную регулятивную нагрузку несли на себе партийные нормы и постулаты, а право во многом выполняло оформительскую роль. С той поры к декларациям в праве выработалась своего рода аллергия. Многие авторы предлагали устранить пафосность и декларативность правовых актов. Да, действительно, помещение в правовые документы таких положений, которые не несут регулятивной нагрузки и загружают текст нормативного акта бесполезной информацией, вряд ли правильно. Однако здесь же речь пойдет о нормативных положениях, которые хотя и имеют самый общий характер, но выполняют полезную роль в формировании содержания нормативного акта.

Декларации – это такие нормативные положения, в которых указывается на общественные идеалы и ценности, которые ставятся во главу угла на том или ином историческом этапе, на причины принятия того или иного нормативного акта, его социально-политическое значение.

Декларации, содержащие ценности и идеалы, причины принятия нормативного акта, позволяют адресатам решить, как им следует сориентироваться. Они дают возможность уловить «дух» нормативного акта.

Например, в Законе об образовании, в ст. 1, утверждается, что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Значение правовых деклараций

Оно видится в следующем.

1. Хотя декларации прямо и не регламентируют поведение субъектов права, они придают правовую форму экономическим, политическим и другим общезначимым идеалам социального развития.

Вот как приоритеты государства формулируются в преамбуле Закона «Об охране окружающей среды»:

«Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности».

2. Декларации способствуют глубокому проникновению в суть нормативного акта, в частности пониманию того, почему и зачем он принят. Одобрение субъектом права причин создания нормативного акта, его убежденность в полезности акта стимулируют выполнение им положений, зафиксированных в нормативном документе.

Именно для этой цели в Закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», заложена такая объемная преамбула:

«Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция):

• приобретает массовое распространение во всем мире;

• остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу;

• вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации;

• создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества;

• вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения;

• а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон».

3. Главное же назначение деклараций, по мнению М. Л. Давыдовой, состоит в том, что они обусловливают содержательное единство нормативного акта, связывают изложенные в нем предписания в стройную систему, придавая им общий смысл39.