banner banner banner
Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики. 2-е издание
Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики. 2-е издание
Оценить:
 Рейтинг: 0

Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики. 2-е издание

Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики. 2-е издание
Анатолий Вячеславович Бусыгин

Эта книга для тех, кто занимается или еще только готовится к тому, чтобы профессионально заниматься управленческой деятельностью и кто хотел бы понять причины весьма низкой эффективности управленческой деятельности на всех ее уровнях, начиная от управления конкретной страной и заканчивая примитивным табачным киоском. Нет особой необходимости доказывать, что общество всегда развивалось или, наоборот, деградировало под воздействием управленцев. Да, именно управленцев, а не экономистов или физиков, лириков… Но уровень профессионализма современных управленцев (и отнюдь не только в России) и главное – их морально-нравственный облик как составная часть такого уровня – весьма далеки от идеального потенциала, вовлечение которого в управленческую практику могло бы значительно улучшить общественную жизнь во всех формах ее проявления. Факты свидетельствуют о том, что менеджмент в настоящее время – как с теоретической, так и практической точек зрения – переживает глубокий кризис… Этой книгой автор продолжает разработку тематики, которой была посвящена его предыдущая книга – «Менеджмент: мифы и реалии». Книга рассчитана на преподавателей, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется проблемами экономической теории.

А. В. Бусыгин

КРИЗИС МЕНЕДЖМЕНТА

Очерки современной теории и текущей практики

Издание второе, переработанное и дополненное

ebooks@prospekt.org

Вступление

Когда я в молодости пытался чинить утюг

и у меня ничего не получалось,

мать мне говорила: сынок,

ты просто не за свое дело взялся.

Петр Васильевич Балабуев,

легендарный

генеральный конструктор КБ «Антонов»

О чем эта книга? О банальной проблеме. О проблеме содержания управленческой работы, организации такой деятельности и ее эффективности.

Нет, даже не столько о содержании и эффективности, сколько об оценке содержания так называемой современной теории менеджмента… И – как следствии использования такой теории – текущей практике управления. Банальность проблемы предопределяется тем обстоятельством, что каждый якобы знает, как надо управлять предприятием: и преподаватель, и автор учебника, и простой обыватель… Только вот нет пока стройной теории менеджмента и достойного текстового учебника по менеджменту.

Столько глупостей, несуразностей, нестыковок и примитивизма намешано в том, что именуется современной теорией менеджмента, что подготовить себя (или обучающегося этой профессии) к практической работе в сфере профессионального управления весьма проблематично…

Обратимся хотя бы – для подтверждения этой мысли – к проблеме деловой стратегии… Тысячи книг написаны в мире по этой теме и десятки тысяч статей. Написаны… но четкого представления о том, как подготовить документ под названием «Стратегия развития компании на 2015–2018 годы», все еще нет, а при таком учебно-методическом обеспечении, как оно представлено сегодня, и не будет еще долго… Вирус откровенной графомании

поразил менеджмент, и неизвестно, сумеет ли теория управления оправиться от поразившего ее такого недуга…

Менеджмент как некую целостность растащили на куски, на отдельные фрагменты, каждый из которых в лучшем случае анализируется в отрыве от самой целостности, осуществляются выводы, выносятся рекомендации, подтасовывают факты под такие выводы и рекомендации… А еще хуже – изобретают какие-то смешные понятия типа «логистика в широком смысле и логистика в узком смысле», на полном серьезе дошли до отрицания роли и значимости прибыли в сфере деловой активности (ах, простите, теперь неприлично утверждать о том, что максимизация прибыли должна выступать в качестве основной экономической цели предприятия, как будто действительно можно работать в убыточном состоянии…)

Все, что происходит в сфере текстового изложения сути и содержания менеджмента, все, что рекомендуется практикам, – все это свидетельствует о том, что еще вчера надо было бы приступить к расчистке завалов в менеджменте и создать в результате стройную систему, базирующуюся на принципах рационального мышления и отличающуюся реализмом и прагматизмом.

…Вообще-то эта книга в первую очередь для преподавателей. Для тех, кто обучает студентов менеджменту как специфической форме профессиональной активности. Но читать они ее, по всей вероятности, не будут. По причине лености, по причине отсутствия глубокого интереса к своей профессии, по причине невозможности в их возрасте как-то по-иному взглянуть на предмет преподавания, по причине отсутствия мотива – ну, кто из нормальных людей за 15–20 тысяч рублей в месяц

будет из кожи лезть вон, чтобы освоить что-то новое, полезное, более эффективное…

Эта книга для практиков, желающих более глубоко понять то, чем они занимаются, но опять же не для всех, а только для тех, кто сумел уберечь свою душу от само убеждения в своей личной природной гениальности.

Эта книга для студентов, обучающихся по специальности «менеджмент» (не важно, как это теперь называется – бакалавриат или магистратура), которым нужно было бы понять, что для мыслящего человека наиважнейшим понятием всегда выступала и будет выступать категория сомнения: слушай внимательно преподавателя, своих коллег по учебе, вчитывайся в текст, чувствуя при этом и подтекст, но сомневайся… Сомневайся до тех пор, пока сам истинно не поверишь в справедливость услышанного или прочитанного, а лучше – пока сам не сформируешь свое представление, свое понятие о предмете размышлений. К этому и сводится процесс самообразования в вузе в отличие от школы, где необходимы прежде всего зубрежка и запоминание…

Почитайте… Только не подумайте, что я предаю своих собратьев по цеху. Не такие уж они мне и собратья, лично я их не знаю, и они меня тоже… Да в общем-то и речь в книжке идет вовсе не о тех, чьи имена называются, а об общей ситуации, сложившейся в системе реального управления и в сфере формирования преподаваемого курса менеджмента

.

Логика содержания этой книги сводится к следующим тезисам:

– вся наша жизнь проистекает под воздействием управленцев;

– а раз так, то каждый из нас кровно заинтересован в том, чтобы кто-то – а управленцы-то уж точно – должны быть профессионалами высокого класса;

– но реалии нашей жизни свидетельствуют об ином: или о полном отсутствии или крайне низком их профессиональном уровне;

– причин такого фактически сложившегося положения несколько:

– первое: очень заметно снизился уровень общего школьного образования;

– второе: практика управления свидетельствует: человек с крайне низкими индивидуальными морально-нравственными качествами не может быть эффективным менеджером, что и подтверждают факты нашей реальной общественной жизни;

– третье: крайне низким уровнем характеризуется сложившаяся система подготовки управленческих кадров

– учебно-научная база слаба, хороших учебников просто нет, профессорско-преподавательский состав методически малосостоятелен (не подумайте только, что речь идет исключительно о России – ситуация типична почти для всех стран мира);

– перспективы резкого улучшения качества управления как государственными, так и частными производительными структурами применительно к «светлому будущему» весьма туманны;

– повторим еще раз: все перечисленное выше характерно не только для современной России, выделенные проблемы носят общеци вилизационный характер, т. е. и другие страны – даже самые развитые – не избавлены в той или иной степени от их негативного влияния.

Вот об этом и ведется повествование в предлагаемой вам книге, по этой схеме и осуществляется анализ заявленной темы.

Авторская ремарка:при чтении книг мы обычно не обращаем внимание на сноски, но в данной работе и сноски являются весьма важной частью самой книги. По причине их значительного объема они вынесены в конец текста.

Очерк первый

Наши текущие проблемы

Думай о деле,

деньги придут…

С точки зрения современного мира и достигнутого к сегодняшнему дню уровня развития общественного сознания мы, россияне, представляем собой весьма специфический тип носителей экономической идеологии. С течением времени такая специфичность становится все более явной

. Правда, необходимо заметить, что крымские события и их последствия при всей их неоднозначности нужно, наверное, рассматривать как начало нового этапа развития российского общества.

Миссия, предназначение такого нового этапа, связанного с давно ожидаемым и так неожиданно разразившимся взрывом национального патриотизма, – не только привнести новый элемент романтизма в нашу невеселую подчас жизнь, но и просигналить обществу о невозможности продолжения старой модели самоорганизации российского общества в условиях резко возросшей изоляции России на международной арене.

Тем не менее пока свойственная нам текущая концепция бытоуложения

– опять же с точки зрения современного мира – может быть охарактеризована как общественная идеология, мало отвечающая запросам современного человека