banner banner banner
Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография
Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография
Оценить:
 Рейтинг: 0

Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография


То есть глобализация при помощи правильно познанных и применяемых юридических инструментов может быть использована в многополярном мире, состоящем из расширяющихся демократических интеграционных организаций в позитивном цивилизационном направлении. Она может с успехом служить прогрессу и процветанию человечества.

Поэтому своевременная подготовка квалифицированных, грамотных управленцев интеграционными отношениями явилась бы большим благом для нашего государства и его союзников с тем, чтобы даже не просто выжить в современном мире, но и научно обоснованно выбрать направление перспективного оптимального и эффективного развития для себя, своих союзников и мира в целом.

В книге мы попытались совместить неизбежное расширение и углубление объемов теоретических и практических компетенций, требующихся от будущих юристов высшей квалификации, для того чтобы они адекватно отразили усложняющееся правовое регулирование интеграционных отношений в современном мире. При этом надо было рационально «уложить» требования принципиально новых учебных программ в это издание, совмещающее теоретическую глубину понимания правовых проблем интеграционного права с увеличивающимся объемом информации, необходимой практическим работникам.

Оптимально решению этих сложных проблем способствовало то, что непосредственно перед изданием этой книги было опубликовано первое учебное пособие кафедры на эту тему «Основы интеграционного права» (С. Ю. Кашкин и А. О. Четвериков. М.: Проспект, 2014), в котором представлена как бы общая часть этого нового не только для России, но и мира предмета, излагающая его общетеоретические основы, закономерности и терминологию. Поэтому в настоящем издании мы предпочли сконцентрировать свое внимание уже на конкретных интеграционных организациях, существующих в мире и сферах регулирования интеграционного права.

В то же время необходимость понимания теоретических вопросов в процессе подготовки юристов будет с неизбежностью возвращать читателя к новому осмыслению на конкретных примерах различных понятий и сфер интеграционного права, его теоретических понятий, принципов, практических правил и процедур, изложенных в указанной выше книге. Вот почему эти два издания тесно взаимосвязаны и едва ли можно адекватно освоить более практически ориентированный курс права конкретных интеграционных организаций без опоры на общие теоретические вопросы, изложенные в «Основах интеграционного права».

В предлагаемой вашему вниманию книге в доступной для восприятия широкого круга читателей форме исследуются основные направления и сферы правового регулирования интеграционных процессов в современном мире на примере ведущих интеграционных правовых систем (правопорядков), существующих как на глобальной арене, так и в различных регионах земного шара:

• в глобальном масштабе – это право Всемирной торговой организации;

• на региональном уровне – право Европейского Союза, право Европейской ассоциации свободной торговли и Европейского экономического пространства, правовые достижения Северного сотрудничества (право Северного совета), право Западноафриканского экономического и валютного союза (включая правовой режим единой валюты «африканский франк»), право Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), правовое регулирование международного регионализма и субрегионализма в Европейском Союзе и Совете Европы.

Особое внимание уделяется ведущим региональным интеграционным правопорядкам на постсоветском пространстве – праву формируемого Евразийского союза и праву Союзного государства России и Беларуси. В их дальнейшем строительстве предстоит использовать богатый опыт, накопленный различными интеграционными организациями мира, а также избежать ошибок и недостатков, которые имели ранее созданные союзы в своей деятельности.

В отдельной главе книги анализируются основные тенденции и особенности правового регулирования военно-политической интеграции, в том числе между Россией и другими республиками бывшего СССР. Эти вопросы приобретают в последнее время все большое не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

Книга рассчитана на бакалавров и магистрантов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических, интеграционных организаций, аспирантов, преподавателей, а также всех заинтересованных читателей.

Заведующий кафедрой права Европейского союза

Московского государственного юридического

университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА),

профессор, доктор юридических наук,

профессор кафедры Жана Монне (Европейский союз)

С. Ю. Кашкин

Глава I

ПРАВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

§ 1. История и современное развитие

Возникновение Всемирной торговой организации и ее правопорядка (права ВТО) – результат инициативы США, выдвинутой вскоре после окончания Второй мировой войны (1945 г.).

Еще ранее, в 1927 г., под эгидой Лиги Наций (предшественницы Организации Объединенных Наций) была проведена международная конференция по вопросам либерализации мировой торговли. Конференция подготовила проект конвенции, предусматривавшей полную отмену всех межгосударственных запретов на импорт и экспорт товаров

.

Однако начавшийся в конце 1920-х гг. мировой экономический кризис (Великая депрессия) не позволил этим начинаниям реализоваться в жизнь. В целях поддержания национальных производителей большинство развитых стран тогда сделали выбор в пользу усиления протекционистских мер, создавших дополнительные барьеры международной торговле.

Особенно жесткий, ограничительный характер такие меры получили в законодательстве США. Утвержденный в июле 1930 г. таможенный тариф США существенно повысил таможенные пошлины на большинство ввозимых в эту страну промышленных товаров. Ставка пошлин в ряде случаев доходила до 90 % таможенной стоимости товара. В результате цена, по которой продукция из других государств могла продаваться на рынке США, искусственно завышалась почти в два раза, что помогало американским предприятиям конкурировать с иностранными, особенно европейскими, товаропроизводителями

.

По мере выхода экономики США из кризисного состояния позиция их руководства начала меняться. С середины 1930-х гг. правительство США стало продвигать идею заключения двусторонних соглашений с другими государствами о взаимной либерализации торговли. Позднее ее сменила инициатива учреждения интеграционной организации, в рамках которой таможенные пошлины и другие торговые барьеры устранялись бы на многосторонней основе.

Через несколько месяцев после завершения Второй мировой войны (в ноябре 1945 г.) президент США Г. Трумэн официально предложил провести многосторонние переговоры на предмет ликвидации между государствами ограничительной торговой практики. В отношении европейских стран, чья экономика наиболее сильно пострадала от войны, открытие их рынков для американских товаров фактически становилось условием оказания им американской финансовой помощи в восстановлении своей экономики (эта помощь со стороны США была предоставлена странам Западной Европы после 1947 г. в рамках Плана Маршалла, названного так по имени Дж. Маршалла – государственного секретаря, т. е. министра иностранных дел, США).

Как отмечается в современных исследованиях по истории Всемирной торговой организации, в послевоенные годы экономика США остро «нуждалась в ранках сбыта за рубежом для промышленности, которая в результате войны получила мощнейшее развитие. Требуемое от европейцев открытие рынков должно было послужить встречным удовлетворением с их стороны в обмен на помощь»

.

В феврале 1946 г. была созвана Всемирная конференция по торговле и занятости, проводившаяся под эгидой Организации Объединенных Наций (резолюцию о созыве конференции принимал Экономический и социальный совет ООН). Результатом конференции стало принятие проекта устава (хартии) Международной торговой организации на основе проекта, разработанного США. Этот подробный документ (106 статей и 16 приложений) был официально подписан 53 участниками конференции на ее итоговом заседании в столице Кубы Гаване 24 марта 1948 г. и вошел в историю под неофициальным названием Гаванская хартия 1948 г.

После вступления в силу Гаагской хартии созданную ею Международную торговую организацию планировалось включить в структуру Организации Объединенных Наций на правах специализированного учреждения ООН

– подобно тому, как сегодня функционируют, например, Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

или Организация Объединенных Наций по вопросам науки, образования и культуры (ЮНЕСКО)

и т. д.

Параллельно с работой над текстом Гаванской хартии государства – участники конференции в более узком составе (23 страны, включая США, Канаду, Великобританию, Францию) провели переговоры о заключении межправительственного соглашения, которое позволило бы более оперативно (без ратификации в национальных парламентах) либерализовать товарооборот между ними.

Это соглашение объемом в 38 статей плюс приложения было принято 30 октября 1947 г. в г. Женеве (Швейцария). Оно получило название генеральное соглашение по тарифам и торговле; в качестве сокращенного наименования утвердилась англоязычная аббревиатура ГАТТ

.

В момент подписания ГАТТ 1947 г. рассматривался государствами-участниками как своеобразный предварительный договор, положения которого в дальнейшем должны стать частью Гаванской хартии 1948 г., учреждающей Международную торговую организацию. Однако этого не произошло.

Парламент (Конгресс) США, большинство мест в котором в конце 1940-х гг. контролировала оппозиционная президенту США республиканская партия (президент США в 1945–1952 гг. Г. Трумэн являлся представителем демократической партии), отказался одобрить Гаванскую хартию. Остальные государства, подписавшие этот документ, со своей стороны, воздержались от ратификации Гаванской хартии в ожидании положительного голосования в Конгрессе США. В конечном счете в конце 1950 г. президент США отозвал законопроект о ратификации Гаванской хартии из Конгресса, и вопрос о ее возможном вступлении в силу был окончательно снят с повестки дня

.

Неудача с созданием Международной торговой организации коренным образом изменила роль Генерального соглашения по тарифам и торговле. Из временного и предварительного соглашения, заключенного на межправительственном уровне, ГАТТ 1947 г. превратился в основной инструмент, с помощью которого государства-участники приступили к постепенному открытию своих границ для международной торговли товарами (вопросы торговли услугами, а также другие аспекты либерализации трансграничных экономических связей, ГАТТ не регулировал)

.

В рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле постепенно сложился собственный организационный механизм ГАТТ – система различных инстанций, которые следили за исполнением обязательств государств-участников, подготавливали и координировали их дальнейшие шаги в области либерализации взаимной торговли.

Высшая инстанция ГАТТ получила название Договаривающиеся Стороны. Этим понятием обозначались ежегодные сессии государств-участников, которые проводились на уровне полномочных представителей их правительств в ранге министров.

В перерывах между сессиями Договаривающихся Сторон, как правило, ежемесячно, собирался Совет ГАТТ, который мог заседать на уровне не только министров, но и других представителей исполнительной власти государств-участников более низкого ранга (сотрудников национальных министерств и ведомств). С конца 1980-х гг. под эгидой Совета ГАТТ также начал функционировать механизм разрешения споров между государствами-участниками, ставший прообразом современного механизма разрешения споров ВТО

.

В качестве постоянно действующего вспомогательного органа (аппарата) ГАТТ в Женеве работал Секретариат во главе с Генеральным секретарем (позднее – Генеральным директором) ГАТТ.

В результате появления в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле собственного организационного механизма термин «ГАТТ» стал использоваться в двух значениях: ГАТТ как соглашение (источник интеграционного права), с одной стороны, и ГАТТ как обслуживающая это соглашение интеграционная организация de facto, с другой стороны.

При этом de jure статусом организации ГАТТ не наделялся, в частности не обладал собственной правосубъектностью, правами юридического лица. По выражению французских правоведов – авторов фундаментального курса права международной торговли, ГАТТ являлся «организацией, рожденной из практики, хотя и всегда сохранял двойственные институциональные характеристики»