banner banner banner
Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография
Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография
Оценить:
 Рейтинг: 0

Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография


.

Высшим руководящим органом ВТО является Министерская конференция

, прообразом которой послужили встречи Договаривающихся Сторон ГАТТ 1947 г.

Заседания Министерской конференции должны проводиться не реже одного раза каждые два года. При этом они могут проходить не только в Женеве – по местонахождению ВТО, но и на территории любого из Членов

.

Министерская конференция – орган общей компетенции, который уполномочен решать любые вопросы, относящиеся к реализации функций ВТО. К ведению Министерской конференции, в частности, отнесено принятие решений:

• по всем вопросам, которые связаны с применением соглашений, заключенных в рамках ВТО (по запросу любого Члена);

• об установлении официального толкования соглашений ВТО

;

• о предоставлении изъятий Членам из отдельных обязательств, вытекающих из соглашений ВТО;

• о приеме в ВТО новых Членов.

В реальности принятие указанных решений обычно делегируется другому органу ВТО общей компетенции – рассматриваемому ниже Генеральному совету. Министерская конференция же концентрируется на выполнении инициативной функции ВТО, т. е. на внесении поправок в учредительный договор ВТО, в том числе путем выработки новых соглашений по либерализации режима международной торговли. Именно в рамках Министерской конференции в настоящее время проходит очередной, Дохийский раунд либерализации, который открылся на ее заседании в 2001 г. в г. Доха

.

Второй руководящий орган ВТО общей компетенции носит название Генеральный совет (бывший Совет ГАТТ). Его сессии проводятся в штаб-квартире ВТО на уровне представителей (послов или глав делегаций) Членов с нерегулярной периодичностью (по мере необходимости).

Генеральный совет – это своеобразный заменитель (заместитель) Министерской конференции. В период между заседаниями последней Генеральный совет уполномочен осуществлять все ее функции и полномочия, в том числе специальные полномочия, которые указаны выше.

Кроме того, Генеральный совет выступает в качестве Органа по проверке торговой политики, проводимой Членами ВТО, и Органа по разрешению споров. В последнем случае, однако, расследование правовых и фактических обстоятельств дела (спора) от его имени осуществляют независимые эксперты, выводы которых автоматически получают силу решений Генерального совета – Органа по разрешению споров

.

Наряду с Министерской конференцией и Генеральным советом в структуре ВТО имеется большое число органов специальной компетенции, состоящих из представителей Членов в конкретных сферах торговых отношений.

Наиболее важными из них являются три специализированных совета, которые осуществляют наблюдение за применением трех важнейших соглашений ВТО:

• Совет по торговле товарами в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле;

• Совет по торговле услугами в рамках Генерального соглашения по торговле услугами;

• Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

При специализированных советах или непосредственно при Министерской конференции и Генеральном совете также функционирует порядка тридцати комитетов и рабочих групп – вспомогательных органов еще более узкоспециальной компетенции, которые в предварительном порядке рассматривают вопросы, вносимые в повестку дня соответствующего руководящего органа.

Например, помощь в работе Министерской конференции и Генерального совета оказывают такие вспомогательные органы, как Комитет по региональным торговым соглашениям, Комитет по ограничениям, применяемым в целях платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по торговле и развитию (включая Подкомитет по вопросам наименее развитых стран), Комитет по торговле гражданской авиатехникой, Комитет по правительственным закупкам, Рабочая группа по переговорам о приеме новых Членов, Комитет по торговым переговорам (в рамках Дохийского раунда) и переговорные группы по отдельным вопросам дальнейшей либерализации режима международной торговли.

Под эгидой Совета по торговле товарами функционирует свыше десяти отраслевых комитетов – по доступу к рынкам, по сельскому хозяйству, по техническим барьерам торговле, по санитарным и фитосанитарным мерам, по дотациям и компенсационным мерам, по антидемпинговой практике, по таможенной оценке, по правилам происхождения, по импортным лицензиям, по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, по защитным мерам, по вопросам применения соглашения об информационных технологиях, а также Рабочая группа по государственным торговым предприятиям.

Совету по торговле услугами помогают комитеты по финансовым услугам, по специфическим обязательствам, а также две рабочие группы – по внутреннему регулированию и по правилам Генерального соглашения по торговле услугами.

При Совете по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности специальных комитетов и рабочих групп не создавалось

.

Кроме межправительственных органов, состоящих из министров или иных представителей исполнительной власти Членов, в структуре ВТО имеются инстанции, которые состоят из независимых должностных лиц.

Это, во-первых, Секретариат ВТО (бывший Секретариат ГАТТ 1947 г.). В отличие межправительственных органов ВТО, работающих в сессионном порядке, Секретариат ВТО работает на постоянной основе и выполняет функции вспомогательного аппарата организации (ст. VI «Секретариат» Соглашения об учреждении ВТО).

Секретариат ВТО является весьма компактным по своей численности (примерно 600 человек). Его возглавляет Генеральный директор ВТО, назначаемый Министерской конференцией сроком на четыре года. Генеральный директор, в свою очередь, назначает остальных сотрудников (персонал) Секретариата.

При осуществлении своих задач Генеральному директору и персоналу Секретариата запрещается запрашивать или принимать инструкции от любого национального правительства или иных органов, являющихся внешними по отношению к ВТО. Им также предписано воздерживаться от любых действий, не совместимых с их статусом международных служащих. Членам ВТО, в свою очередь, запрещено предпринимать попытки оказывать влияние на поведение Генерального директора и персонала Секретариата при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

Во-вторых, в качестве независимых должностных лиц работают члены квазисудебных юрисдикционных инстанций ВТО, которые разрешают правовые споры между ее Членами – специальные группы (панели) и апелляционный орган ВТО

.

§ 3. Источники

Уникальной особенностью интеграционного правопорядка Всемирной торговой организации является то, что почти все входящие в его содержание юридически обязательные нормы сосредоточены в одном-единственном источнике, который в силу этого имеет большой объем и комплексную, многоуровневую структуру.

Этим источником выступает Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г., подписанное по итогам Уругвайского раунда ГАТТ 1986–1994 гг. и кратко называемое Соглашением об учреждении ВТО, Соглашением ВТО или, по месту подписания, Марракешским соглашением

.

Основная часть Соглашения об учреждении ВТО является небольшой по своей величине (16 статей). В ней закреплены институциональные положения, т. е. нормы, учреждающие Всемирную торговую организацию – ст. I, определяющие сферу деятельности ВТО – ст. II, функции ВТО – ст. III, систему руководящих и вспомогательных органов ВТО – ст. IV и т. п.

Материальные положения, т. е. правила либерализации международной торговли, которые образуют основное содержание права Всемирной торговой организации, содержатся в приложениях к Соглашению об учреждении ВТО. В эти приложения включены или будут включены:

• во-первых, соглашения, подписанные еще до создания ВТО (в том числе Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, ныне ГАТТ 1994 г.);

• во-вторых, соглашения, одобренные по итогам Уругвайского раунда 1986–1994 г. в контексте создания ВТО (всего 28 соглашений, например Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 г.);

• в-третьих, новые соглашения, подписываемые уже после создания ВТО, в том числе те, которые планируется подготовить в ходе проходящего с 2001 г. Дохийского раунда либерализации;

• в-четвертых, индивидуальные перечни уступок и обязательств Членов ВТО, определяющие степень снижения ими таможенных пошлин и других препятствий международной торговле товарами и услугами (эти перечни имеют разное содержание для каждого Члена и также могут дополняться новыми обязательствами, принимаемыми в ходе новых раундов либерализации международной торговли в рамках ВТО);

• в-пятых, протоколы о присоединении к ВТО новых Членов, в том числе перечни их индивидуальных обязательств общим объемом порядка 30 000 страниц (например, Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 16 октября 2011 г., в том числе прилагаемые к нему Перечень уступок и обязательств по товарам и Перечень специфических обязательств по услугам).

Общее количество приложений к Соглашению об учреждении ВТО в настоящее время равняется четырем. Каждое из них также может иметь свои собственные приложения.

Наиболее крупным по объему и сложным по структуре приложением к Соглашению об учреждении ВТО является Приложение 1, не имеющее единого названия. Оно складывается из трех компонентов, обозначаемых латинскими буквами А, В и С.

Приложение 1А «Многосторонние соглашения по торговле товарами» включает в себя:

• во-первых, Генеральное соглашение по торговле товарами (ГАТТ) с изменениями и дополнениями, принятыми в ходе Уругвайского раунда (ГАТТ 1994 г.);

• во-вторых, перечни уступок и обязательств по товарам каждого Члена ВТО (с учетом дополнительных обязательств, принятых по итогам Уругвайского раунда и отраженных в протоколе 1994 г. к ГАТТ);