Однако повышать уровни сознания и самосознания можно только постепенно, не перескакивая через ступени. Начинать надо совсем с маленьких дел. Предположим, ребенок никак не хочет садиться за решение задачки по химии. Постарайтесь подействовать на него своими доводами. Но не «возите вместе с ним камни», попробуйте настроить его на другой уровень – «кормить семью» или даже «строить Петропавловский собор». Как это сделать? Попробуйте увлечь его другими доводами, другими задачами, которые помогут ему каждый раз немножко повзрослеть. Что значит сесть за решение этой задачки по химии? Это может означать, что его спросят на уроке и он исправит свою предыдущую двойку и тем самым сильно обрадует маму. Или же: решив эту задачку, как впоследствии и другие, он, кто знает, сможет стать одним из лучших в классе по химии, попасть на школьную (городскую) олимпиаду, все в классе (или же соответствующая девушка) будут просто потрясены… Может сработать и довод о том, что, мечтая стать биологом, он не сможет учиться в соответствующем институте без знания химии. И так далее и тому подобное. Все зависит от вашего красноречия и находчивости.
Или, предположим, ваша дочь никак не желает шить юбку, которую должна представить в классе на уроке труда. Чем можно ее убедить? Побыстрее закончить это дело, чтобы освободить завтрашний выходной для… (чего-то приятного, что в противном случае не произойдет). Или же: порадовать бабушку, сшив ей эту юбку в подарок на день рождения. Или: потрясти подруг, сшив самую красивую юбку в классе, чтобы все они дружно срисовывали этот фасончик. Или: попробовать обратить внимание посетителей (получить приз) за эту юбку на школьной (городской) выставке. Или: когда-нибудь даже стать известным модельером. Или: какая же настоящая (привлекательная) женщина может быть неумехой, плохой хозяйкой. Она должна и хорошо готовить, и рукодельничать (в частности, уметь шить), и добиться чего-то в жизни, а не быть синим чулком, на который ни один мужчина и не посмотрит…
Все зависит также и от вашего воображения и знания души собственного ребенка – какие именно струны отзовутся на ваши доводы. И так постепенно ставьте перед ним вполне реальные, но все более и более сложные, взрослые, интересные задачи, способные его увлечь. Желаю вам успеха!
4. Твой характер. Личные качества, какие они? Твои плюсы и минусы. Твоя психограмма
Так же, как все, как все, как все,
Я по земле хожу, хожу.
И у судьбы, как все, как все,
Счастья себе прошу,
Да, да, счастья себе прошу.
(Из песни Аллы Пугачевой)
А сам ты знаешь, какой у тебя характер? Может быть, ты думаешь, что ты самый умный, самый красивый, самый неотразимый, самый смелый, самый благородный, находчивый, решительный, добрый, заботливый, наблюдательный, отзывчивый, самый… самый… и т. д. А вот Роман из соседнего класса – самый злобный, глупый, тупой, отвратительный, уродливый, жадный, трусливый, лживый, завистливый, самый… самый… и т. д. А ведь в жизни так однозначно бывает очень редко! Если же ты действительно считаешь именно так, то ты очень похож на лягушку из следующего анекдота.
– Лягушка, лягушка, почему ты такая зеленая и скользкая?
– Да приболела я немного… А вообще-то я – белая и пушистая!
Для того чтобы тебе было легче разобраться в твоем собственном характере и понять, чего ты можешь ожидать от жизни, давай сначала подумаем, какими вообще чертами характера обладают люди. Можно их выписать в столбик, причем слева назвать «хорошие» качества, а справа – «плохие». Хотя, вообще-то говоря, не всегда ясно, какие качества нужно считать хорошими, какие плохими, к тому же в разных ситуациях необходимы разные, иногда диаметрально противоположные качества, да и многие люди по поводу тех или иных качеств характера могут иметь несовпадающие мнения…
Давай твори, пробуй! Думаю, что у тебя получится приблизительно следующее:
1. Умный, сообразительный, находчивый – глупый, тупой.
2. Добрый, отзывчивый – бесчувственный, равнодушный.
3. Доброжелательный, подельчивый – завистливый, жадный, скупой.
4. Быстрый, реактивный – медлительный, увалень.
5. Спокойный, выдержанный – вспыльчивый, несдержанный, истеричный.
6. Искренний, открытый – замкнутый, скрытный, лживый.
7. Честный, порядочный – хитрый, коварный.
8. Благородный – подлый.
9. Смелый – трусливый.
10. Робкий, деликатный, стеснительный – наглый, бесцеремонный.
11. Разговорчивый, болтливый, общительный – молчаливый, замкнутый, скрытный.
12. Воспитанный, деликатный, нежный – грубый, хамоватый.
13. Надежный, верный друг – ненадежный, вероломный.
14. Интересный собеседник – нудный, неинтересный.
15. Разносторонний, эрудированный, знающий – серый, пустой, недалекий.
16. Дипломатичный, умеющий общаться, контактный – прямолинейный, безапелляционный, невменяемый, упертый.
17. Альтруистичный – эгоистичный.
18. Миролюбивый, дружественный – задиристый, драчливый.
19. Добрый, сострадательный – жестокий, безжалостный, злой.
20. Внимательный, наблюдательный – невнимательный, ненаблюдательный.
21. Уверенный – самоуверенный.
22. Уверенный – неуверенный.
23. Уверенный – робкий, забитый, заискивающий.
24. Веселый, с чувством юмора, шутник, юморист – нудный, без чувства юмора, зануда.
25.
26.
…
…
и так далее.
Дополни этот список любым количеством других определений по своему усмотрению, но при этом старайся указывать не только одно какое-нибудь качество человека, но и противоположное. Заполни добавленными словами пустые строки. Как видишь, у нас с тобой перечислено целых 30 человеческих качеств!
Понятно, конечно, что такой список никак не претендует ни на какую научность, иногда он и не совсем логичен, некоторые определения повторяются, а также не всегда являются свойствами характера или строгими антонимами. Однако ты меня прекрасно понимаешь – ведь все эти слова и еще многие другие вы, ребята, не думая ни о какой их «научности» или «ненаучности», постоянно употребляете, характеризуя своих одноклассников, приятелей, друзей и врагов. Да и для наших чисто практических целей такой метод тоже вполне приемлем.
Интересно проделать такой эксперимент: составить таблицу личных качеств для себя (своего рода психологический портрет, психограмму), для своих друзей, врагов, знакомых. Как это делается? Конечно, 30 качеств – это уж слишком, поэтому выбери 10 (с антонимами) наиболее значимых для тебя.
Потом берется лист бумаги, сверху в линеечку перечисляются положительные качества. Слева в столбик пишутся имена «тестируемых». Понятно, что все это для наглядности еще и разлиновывается – как вертикально, так и горизонтально. Потом на этом же самом листке опять горизонтально перечисляются отрицательные (на твой взгляд) качества и снова, но уже вертикально, пишутся те же имена. Потом крестиками отмечаются и те и другие качества одного и того же лица, но чернилами (фломастером) разного цвета, например положительные – красным, отрицательные – синим. Получится примерно так.
Как видишь, даже по четырем качествам Андрей, Наташа и Таня – уже разные. А насколько разными они окажутся, если сравнивать по 10 или 20 качествам! Абсолютно одинаковых по своим качествам людей, наверное, в мире вообще не существует. А если тебе сейчас и кажется, что среди твоих друзей, знакомых, родных есть одинаковые люди, то здесь может быть одно из двух:
• или ты плохо знаешь этих людей, т. е. ты плохой психолог;
• или же это совсем молодые ребята, они пока еще не сформировались как личности и поэтому у них больше общих качеств, чем различий во вкусах и характерах.
Можно нашу психограмму немного усложнить и сделать более интересной и точной. Для этого вместо крестиков или галочек надо проставить в баллах, например по пятибалльной шкале, интенсивность каждого качества. Если человек обладает каким-то качеством в слабой степени – один балл. В более сильной – два балла, в средней степени – три, в сильной – четыре и в очень сильной, чрезмерной – пять баллов. Тогда вышеприведенная психограмма будет выглядеть так.
Если тебе интересно составить более подробную психограмму, тогда выпиши 15, 20 или более качеств. Тогда, конечно, на перечисление всех положительных и отрицательных качеств даже не хватит одного листка, придется взять два-три. Зато потом у тебя будет наглядный графический и очень подробный портрет каждого твоего знакомого. Чем больше качеств ты перечислишь, тем меньше вероятность, что хотя бы у кого-нибудь психологические портреты совпадут. Если же они все-таки совпадают, и особенно если совпадают неоднократно, то причина может быть в следующем: либо ты анализируешь слишком мало качеств, либо, и скорее всего, ты довольно плохо знаешь окружающих, еще не имеешь привычки анализировать особенности их характеров.
Представляешь, как интересно будет взглянуть на эти листки через 20, 30, 40 лет, особенно если вместо имени или рядом с ним ты наклеишь фотографию этого человека.
Вполне возможно, что люди, близкие по своим качествам, проживут схожие судьбы, попробуй, вдруг тебе удастся проследить это? А может быть, тебе даже удастся представить и в общих чертах предсказать судьбу людям с тем или иным набором качеств! То-то удивятся они через многие десятки лет тому, что ты когда-то был настолько прав в своих предсказаниях (если, конечно, вы не потеряете друг друга после окончания школы и если когда-нибудь они вспомнят твои слова). Мне кажется что прочитав эту книгу, ты в какой-то степени уже научишься лучше предвидеть и свою, и чужие судьбы, по крайней мере представлять, что (по теории вероятности) может ждать в будущем доброго или злого человека, умного или глупого, хитрого или простодушного, беззаботного парня или же твоего вечно озабоченного приятеля с нахмуренным лицом.
Я не сомневаюсь, что большинство людей, даже не только подростков, на первое или на одно из первых мест поставят такое качество, как «умный – глупый». Лично я затрудняюсь сказать, что такое умный, а что такое глупый. Эти понятия очень емкие, оценивать ум можно с самых разных точек зрения и у разных людей могут быть самые разные мнения по этому вопросу. Поэтому о понятия «умный – глупый» мы подробнее поговорим потом.
* * *
Существует масса тестов на разные человеческие качества. Я думаю, что у тебя и без этих тестов хватит умения дать определения разных качеств характера твоих друзей или родных. К тому же эти тесты не безупречны, нередко по их поводу ведутся споры среди психологов. Может быть, ты их уже где-то видел раньше и они тебе показались довольно сложными или надуманными, но все же можно и здесь привести парочку подобных тестов. Если это тебе интересно, то попробуй с ними поработать.
Тест
Тест на беспокойство – тревожность
Итоговое число (после проведения всех подсчетов): ................
Анкета к тесту
1. Обычно я работаю с большим напряжением.
2. Ночью я засыпаю с большим трудом.
3. Я не люблю неожиданные изменения в привычной обстановке.
4. Я часто вижу во сне кошмары.
5. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании.
6. Мой сон очень беспокойный и прерывистый.
7. Я хотел бы стать таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливы другие люди.
8. Совершенно точно, что мне не хватает уверенности в себе.
9. Мое здоровье сильно беспокоит меня.
10. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным, никчемным.
11. Я часто плачу, у меня глаза «на мокром месте».
12. Мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-то трудное или опасное.
13. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, я потею. От этого я смущаюсь.
14.Меня часто что-то тревожит.
15. Мне неприятна ситуация с неясным исходом.
16. Даже в холодные дни я легко потею.
17. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
18. Жизнь для меня почти всегда связана с огромным напряжением.
19. Я гораздо чувствительнее других людей.
20. Я легко прихожу в замешательство.
21. Мое положение среди окружающих сильно беспокоит меня.
22. Из двух ситуаций «успех» и «неудача» я обычно предсказываю себе неудачу.
23. Не имея полных сведений о предстоящем событии, я обычно боюсь принять решение по этому вопросу.
24. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно уснуть.
25. Бывает, что я испытываю страх даже тогда, когда мне точно ничто не угрожает.
26. Я принимаю все слишком всерьез.
27. Иногда мне кажется, что передо мной такие трудности, которые мне не преодолеть.
28. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
29.После контакта с кем-нибудь я долго вспоминаю и пережевываю свои слова, фразы.
30. Меня очень тревожат возможные неудачи.
31. Ожидание всегда нервирует меня.
32. В состоянии возбуждения я забываю, что хотел сказать.
33. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
34. Я человек легко возбудимый.
35. Я часто боюсь покраснеть.
36. У меня не хватит духа вынести все предстоящие трудности.
37. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из строя.
38. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.
39. У меня обычно хорошее и ровное настроение.
40. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
41. Когда мне приходится долго ждать, я остаюсь спокойным.
42. После переживаний у меня редко бывают головные боли.
43. Перед ожиданием трудностей у меня редко бывает сердцебиение.
44. Мои нервы расстроены не больше, чем у других.
45. Я уверен в себе.
46. По сравнению с моими друзьями я себя считаю вполне смелым.
47. Я не более застенчив, чем другие.
48. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из равновесия.
49. Практически я никогда не краснею.
50. После любых неприятностей я могу спать спокойно.
Работа с анкетой
На высказанные утверждения можно дать три типа ответов – «да», «нет» или «не знаю». Впиши нужный ответ прямо в приведенную выше таблицу из 50 утверждений и подсчитай свои баллы. Теперь подсчитай количество «да» в пунктах с 1-го по 37-й включительно. Запомни полученное число! Подсчитай также количество ответов «нет» в пунктах с 38-го по 50-й включительно. Полученное второе число также запомни, а лучше запиши на листке бумаги или прямо в анкете. Подсчитай и ответы «не знаю» во всех пунктах с 1-го по 50-й. Тогда ты получишь и третье число. Каждое из трех полученных чисел раздели на два и сложи три полученных результата. Окончательный результат сравни с приводимой ниже психодиагностической шкалой.
Учти, что ты делаешь этот тест для себя, а ведь ты заинтересован лучше себя понять, ты заинтересован в объективном результате. Поэтому не старайся произвести лучшее впечатление (на кого?), не мудри, давай быстрые и искренние ответы. «Хороших» или «плохих» ответов не существует – существуют просто разные люди!
Психодиагностическая шкала
Для молодых (и не молодых – тоже!) людей очень важным качеством является общительность. От нее зависят отношения с другими людьми, а значит, в большой степени и удача, везение, даже счастье человека. Поэтому следующий тест – на твою общительность.
Тест
Тест на общительность
Общая сумма «да» и «нет» ...............
Анкета к тесту
1. Мне нравится участвовать в различных торжествах.
2. Я не могу подавить свои желания, даже если они и противоречат желаниям моих друзей.
3. Мне нравится высказывать кому-либо свою симпатию.
4. Для меня важнее приобретение влияния, чем дружбы.
5. По отношению к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6.Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то падает настроение.
7. Чтобы получить удовлетворение, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие других людей меня раздражает.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей и близких вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это и доставляет мне значительные трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он и неправ.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко бездомных кошек и собак.
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
24. У меня больше близких друзей, чем у многих других людей.
25. Я больше стремлюсь к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в моих суждениях о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большее значение материальному благосостоянию, чем радости общения с приятными людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе.
31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.
33. Если бы я был журналистом, то с удовольствием писал бы о силе дружбы.
Психодиагностическая шкала
Кстати, вместо длинных и довольно сложных тестов можно для определения человеческих качеств поработать и со своей собственной интуицией. Заодно ты узнаешь, есть она у тебя или нет, насколько ты – прирожденный психолог. Для этого проведи такой эксперимент. Попроси своих друзей принести несколько фотографий (таких, где изображено лицо крупным планом) их друзей, родственников, с которыми ты незнаком и о которых ничего не слышал. Попробуй назвать четыре-пять основных черт характера этого человека, а потом сверь свои оценки с тем, что скажет твой друг, хорошо знающий человека на фотографии. Если в основном ты оказался прав и почти не ошибся – поздравляю: ты прирожденный психолог!
Очень интересна работа с фотографиями совсем посторонних людей. Это могут быть знаменитые политики, модельеры, бизнесмены, артисты, ученые и т. д. Просматривая газеты, читая книги, обрати внимание на фотографии лиц разных людей крупным планом. Как ты думаешь, эти люди умные или глупые, добрые или злые, жизнерадостные или нытики, хитрые или простодушные? Свои наблюдения ты можешь иногда сравнить с информацией (если она есть) в книге, газете, но учти, что журналисты нередко врут или приукрашивают своих героев! Не обязательно характеризовать их именно по вышеперечисленным качествам, просто назови те качества, которые тебе прежде всего бросились в глаза, и этого будет вполне достаточно.
5. Прогноз на счастье. Модели счастья. Какое счастье лучше: свое или чужое?
На свете счастья нет,
но есть покой и воля.
Александр Сергеевич Пушкин
Вот ты и составил свой психологический портрет. Но у меня все-таки есть сомнения, что он действительно соответствует твоему характеру. Как же проверить это соответствие? Во-первых, попроси своих друзей, родных тоже составить твою психограмму. Если то или иное качество повторяется во всех (или по крайней мере в большинстве) психограмм, то ты скорее всего действительно обладаешь этим качеством. Если же у тебя имеется только одна, составленная тобой самим психограмма, то проверить основные качества можно следующим способом.
Предположим, ты пишешь – добрый, отзывчивый. Тогда вспомни, сколько раз за последнюю неделю ты помогал другим. Один раз перевел слепого через дорогу, два раза подал нищему, два раза помогал сестре делать уроки, три раза сходил бабушке за хлебом, один раз посидел с ребенком соседки, когда у нее дома произошло несчастье, два раза полил в классе цветы, которые погибали от жажды, но никто не обратил на это внимания… Хватит, хватит, хватит! Если все так и было, то ты и правда очень добрый, отзывчивый. Если вспомнил один или два поступка, то это тоже хорошо, но мало. Не такой уж ты и добрый. Ты обычный, средний. Если же ты не можешь вспомнить ничего, то какой же ты добрый и отзывчивый? Доброта твоя – воображаемая.
Или же ты пишешь – смелый. А в чем проявилась твоя смелость за последнюю неделю? Если ты избил малыша – ты не смелый, ты трус. Если ты бросился один на нескольких врагов (в то время как без всякого ущерба для кого бы то ни было мог убежать) – то ты тоже не смелый, ты просто глупый. Если же ты честно сказал другу неприятную для него правду, вот тогда ты смелый и искренний. Если ты поздно вечером проводил девушку домой, хотя тебе и самому было страшно в незнакомом районе, значит, ты смелый. Смелый не тот, кто никогда не боится, смелый тот, кто преодолевает страх (когда это действительно необходимо), кто не рискует зря, но в нужном случае рисковать умеет.
Может быть, ты считаешь, что ты умный? Вот с этим пунктом труднее всего. Ведь человек не может быть умным буквально во всем. Один умный в математике, но глупый в литературе. И наоборот. Кто-то умный в шахматах, но имеет постоянные двойки по истории. К тому же умный в науках может быть совсем простаком в жизни. И наоборот. Глупый и в жизни, и в науках может быть просто гением в каких-то технических решениях, в изготовлении поделок, выращивании цветов, вышивании бисером, улаживании конфликтов, приготовлении национальных блюд, моделировании одежды или причесок и вообще в чем угодно!
Каждый человек имеет право быть дураком. Против этого нельзя возразить, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
Роберт Бернс,
английский психолог
Самому себя по этому пункту оценить очень трудно, а в молодости, может быть, даже и невозможно. К тому же и оценивать можно по самым разным аспектам. Мне кажется, умный – это тот, кто, во-первых, хорошо учится, а во-вторых, умеет ладить с людьми, имеет хорошие отношения с большинством окружающих, редко конфликтует. Такой человек не просто умный, а очень умный, может быть, даже мудрый. Ведь недаром говорят: Дураки дерутся, умные договариваются. Если же он еще и отлично разбирается в каком-то серьезном вопросе, умеет что-то хорошо делать руками или головой (а еще лучше – и руками, и головой), начитан, умеет вести беседу с малознакомыми людьми, то он уже очень разносторонний, талантливый человек, ну просто почти что гений.
А сам ты считаешь умными каких людей? Дай определение, перечисли их качества. Или иначе: если ты считаешь умной Нину, то объясни, почему. Умный – Сергей, тоже объясни, почему. Умная Анна Петровна – почему? Я уверена, что ум каждого из перечисленных людей ты определяешь по совершенно разным качествам. Нина умная, потому что отличница. Сергей – больше всех знает по компьютерам, все ребята бегают к нему за консультациями, а Анна Петровна – такая начитанная, и все соседки ходят к ней посоветоваться по своим житейским ситуациям, для улаживания семейных конфликтов. Значит, она не только умная, но еще и мудрая.