banner banner banner
Финансовый инжиниринг: инструменты и технологии. Монография
Финансовый инжиниринг: инструменты и технологии. Монография
Оценить:
 Рейтинг: 0

Финансовый инжиниринг: инструменты и технологии. Монография


Отметим, что первоначальное развитие рынка облигаций происходило в секторе государственных ценных бумаг. Что касается рынка корпоративных облигаций, то его развитие начинается в 1860-х гг., когда на рынках получают широкое распространение обязательства добывающих и железнодорожных компаний

. Вместе с тем известны примеры отдельных выпусков негосударственных облигаций в начале XIX в. Ротшильдом

.

Следует отметить, что в настоящее время облигации играют довольно значимую роль на финансовых рынках. В целом объемы их использования зависят от уровня развития финансовой системы страны, а также степени развития финансового рынка. Российский рынок облигаций не занимает лидирующих позиций в сравнении с другими странами. По рейтинговой оценке Мирового экономического форума российский рынок долговых инструментов находился по уровню развития в 2011 г. на 46-м месте из 62 (по числу стран, по которым проводится исследование), и на 48-м в 2012 г.

Если рассматривать отдельные показатели, характеризующие рынок, то можно отметить, что как в секторе государственных, так и по корпоративным облигациям российский рынок долговых инструментов очень сильно отстает от стран-лидеров (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

Динамика ключевых показателей российского рынка облигаций, 2009–2012 гг.

Как мы видим, в России в настоящее время рынок облигаций не играет значимой роли в общей структуре финансовых рынков, однако демонстрируемые им тенденции развития позволяют сделать предположение о том, что в скором времени его роль станет намного более значимой. Данные о текущем состоянии отечественного рынка облигаций в разрезе рынков размещения, а также эмитентов представлены в Приложении 1.

Таким образом, как мы выявили, облигации представляют собой рыночную обращающуюся) форму фиксации заемных отношений и обладают целым рядом специфических особенностей, определяющих заинтересованность в их использовании как заемщиков (эмитентов), так и поставщиков капитала (инвесторов). С точки зрения эволюции классических характеристик инструмента с момента появления и до середины XIX в. были выделены две основные тенденции: расширение круга эмитентов за счет перехода от исключительно государственного способа привлечения капитала к корпоративной форме финансирования; замена бессрочных аннуитетов на облигации с фиксированным сроком погашения. Кроме того, традиционная облигация приносит владельцу фиксированный купон, известный инвестору в момент эмиссии. Что касается российской практики использования облигаций, то существующая нормативно-правовая база создает для этого необходимые условия. Вместе с тем отечественный рынок демонстрирует относительно низкие параметры развития и играет незначительную роль в привлечении финансирования.

1.3. Финансовые деривативы

В основе производного финансового инструмента или дериватива лежит два признака производности. Во-первых, его базой является какой-либо финансовый или товарный актив, по отношению к которому дериватив является производным. Во-вторых, его стоимость зависит от стоимости базисного актива. В большинстве случаев производные финансовые инструменты представляют собой сделки по поводу будущей цены актива, т. е. договор между двумя сторонами купить или продать какой-либо актив в будущем по зафиксированной в момент заключения договора цене, либо получить выплату, связанную с будущим изменением цены актива. Так как исполняться данный контракт будет через некоторое время в будущем (заключается на определенный срок), то еще одним признаком производного финансового инструмента является его срочность. В этом смысле часто для обозначения деривативов используют термин срочные сделки.

Следует отметить, что в России существует некоторая правовая неопределенность в области регулирования отношений с деривативами. Не смотря на то что отдельные нормативно-правовые акты описывают отдельные виды производных инструментов, а также некоторые особенности экономических отношений, с ними связанных, общего определения деривативов нет в гражданском праве. Это создает определенные сложности для участников рынка, увеличивая их риски, связанные с этой правовой неопределенностью. В истории рынка деривативов в России даже существовал период, когда арбитражные суды отказывали в рассмотрении исков, связанных с исполнением производных инструментов, признавая их сделками типа пари. А такая их классификация, по сути, лишает участников возможности судебного решения споров. Дело в том, что ст. 1062 Гражданского кодекса устанавливает, что требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором пари. Только в 2002 г. такая судебная практика была прекращена и участники рынка деривативов получили возможность судебной защиты своих интересов

.

Четкое определение производных финансовых инструментов появилось в российских нормативно-правовых актах только в 2010 г. Оно дано в Законе «О рынке ценных бумаг»

. Это определение отличается некоторой громоздкостью, поэтому мы рассмотрим его в упрощенном виде

.

Производный финансовый инструмент – договор (за исключением договора репо), предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:

1) уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения значения какого-либо финансового или нефинансового показателя

или от наступления обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит

. Этот договор может также предусматривать обязанность передать ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

2) на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования купить или продать ценные бумаги, товар или валюту либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

3) передать ценные бумаги, товар или валюту в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, с обязанностью другой стороны принять и оплатить этот актив, а также содержащий указание на то, что этот договор является производным финансовым инструментом.

Как мы видим, производный финансовый инструмент может предусматривать непосредственное осуществление сделки с базисным активом в будущем (п. 2 и 3) либо получение/осуществление выплат, связанных с изменением какой-либо характеристики базисного актива (основная часть п. 1), что в целом соответствует общепризнанному подходу к деривативам. Кроме того, законодательное определение предусматривает возможность заключения сделки, исполнение которой в будущем поставлено в зависимость от того, предъявляет ли одна из сторон требования по ее исполнению (п. 2), что позволяет считать производными финансовыми инструментами опционные контракты.

Признаком будущей сделки с базисным активом в определении назван трехдневный срок (п. 3), а также необходимость четкого указания на то, что контракт является производным финансовым инструментом. Из формулировки этого пункта следует, что данное требование касается только инструментов, с определенностью предусматривающих сделку с активом в будущем (поставочных деривативов). Однако с нашей точки зрения, указание конкретного минимального срока исполнения сделки в будущем несколько противоречит существующей финансовой практике. Так, напр., заключение фьючерса (поставочного или расчетного) менее чем за три дня до даты его исполнения не изменяет его экономической сущности, независимо от срока до исполнения он остается производным финансовым инструментом.

Базисным активом в таких поставочных инструментах могут являться только ценные бумаги, товар или валюта. Вместе с тем общий перечень возможных базисных активов намного шире, в него включены также уровни процентных ставок, уровни инфляции, официальная статистическая информация, состояние окружающей среды и другие. По сути дела, в законодательном определении обобщены все используемые на данный момент виды базисных активов в деривативах, в том числе предусмотрена возможность заключения контрактов, связанных с кредитным риском («неисполнение обязанностей» в формулировке определения), а также производных на другие производные.

Следует отметить, что законодательное определение в целом описывает все характерные особенности производных финансовых инструментов, следующих из отечественной и зарубежной практики их использования, дает достаточно широкий перечень возможных базисных активов, а также предусматривает различные способы реализации контракта (денежный расчет или поставка). К недостаткам определения можно отнести наличие в нем фиксированного минимального срока поставочного контракта, а также громоздкость формулировок, видимо вызванную нежеланием использовать названия отдельных деривативов и стремлением учесть в нем все существующие типы производных сделок.

Необходимо также понимать, что наличие определения производных финансовых инструментов в Законе «О рынке ценных бумаг» не снимает полностью вопроса их правовой неопределенности. Как указано в ст. 1 закона, им «регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг». Производные финансовые инструменты, за исключением опционов эмитента, не являются ценными бумагами. Получается, что закон, хотя и дает определение, не регулирует отношения, связанные с деривативами.

Заметим, что в отечественной научной и учебной литературе существует определенная терминологическая путаница, связанная с производными финансовыми инструментами

. Так, в различных трудах используются следующие термины: дериватив

, срочный контракт

, производный финансовый контракт

, производная ценная бумага, производный инструмент на основе контракта

, инструмент хеджирования и др.

При этом даже понятия, описываемые авторами одним и тем же термином, могут определяться по-разному и нести различную смысловую нагрузку. Так, деривативы могут определяться как «финансовые инструменты и операции, позволяющие снизить риски или трансформировать их»

, или как «финансовый контракт между двумя или более сторонами, который основывается на будущей стоимости базового актива»

.

Срочный контракт может пониматься как «соглашение контрагентов о будущей поставке базового актива»

и полностью отождествляться автором с такими понятиями, как производные финансовые активы (инструменты)

или как «сделки, исполнение которых осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня ее заключения»

. В целом, термины дериватив, производный финансовый инструмент, срочная сделка можно использовать как синонимы, понимая, что на практике, когда говорят о производных инструментах, прежде всего имеются в виду срочные контракты, поскольку на них приходится подавляющая часть производных инструментов, при этом подчеркивая, что понятие производного инструмента является более широким, включающим в себя, например, такие инструменты, как депозитарные расписки

.

Исторически срочный рынок возник достаточно давно, так некие прототипы современных деривативов использовались в отдельных европейских странах уже в XII в. Одним из инструментов ярмарочной торговли в средневековой Европе были так называемые lettre de faire, представляющие собой товарные форварды

. В Голландии, в период тюльпаномании (начало XVII в.), торговались опционы на тюльпаны, несколько позже появились и биржевые форварды. Однако вместе с крахом рынка (1637–1638 гг.) развитие данных инструментов остановилось

. В XVIII в. производные финансовые инструменты начали использоваться в Японии. На Рисовой бирже Дожима (Осака) с 1730 г. торговались фьючерсы на рис

.

Современные деривативы возникли в XVIII в. С 1830-х гг. на Лондонской фондовой бирже стали торговаться опционы на акции. В 1860-х гг. практика заключения производных инструментов распространилась в США, где была основана первая специализированная срочная биржа – Чикагская фондовая палата (1848 г.) – для торговли фьючерсными контрактами на сельскохозяйственную продукцию. Однако стремительно развиваться рынок производных стал в 70–80-х гг. XX в. Именно в этот период появились крупнейшие на сегодняшний день срочные биржи. Так, в 1973 г. была открыта Чикагская опционная биржа (CBOE), в 1979 г. открыта Нью-Йоркская фьючерсная биржа (NYFE), в 1982 г. образована Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов (LIFFE), в 1989 г. во Франции возникла Биржа финансовых фьючерсных контрактов (MATIF), в 1990 г. создается Немецкая срочная биржа (DTB). Последние 4 биржи наряду с Чикагской товарной биржей (CME) и Чикагской торговой палатой (CBOT) являются крупнейшими мировыми центрами срочной торговли.

Следует отметить, что исторически развитие рынка деривативов происходило на базе реальных товаров, при этом к настоящему времени существование некоторых товарных рынков (нефти, пшеницы, сои, золота и прочих) невозможно представить без развитой срочной инфраструктуры. Однако логика развития мировой экономики в конце ХХ в. предопределила появление производных, основанных на финансовых активах, т. е. той части срочного рынка, базой существования которой являются непосредственно финансовые инструменты. И те и другие сделки являются одинаковыми по своей экономической сущности, но отличаются экономическим содержанием базовых активов, а следовательно, и механизмами функционирования.

Нестабильность мировых финансовых рынков в 1970-х гг. обусловила отказ многих государств от политики жесткого регулирования кредитных и валютных рынков. Исследователи рынка считают, что первым этапом начала общей политики дерегулирования явился крах Бреттон-Вудской системы (что, по сути, являлось отменой валютного контроля), но примерно одновременно происходили и другие события в финансовой сфере, которые увеличивали колебания цен на ценные бумаги, кредит и валюту

. К ним можно отнести открытие национальных финансовых рынков, стимулирование конкуренции в финансово-банковской сфере, сокращение налогового бремени, отмену потолка процентных ставок по депозитам и займам и традиционных ограничений на отдельные финансовые операции (напр., спекулятивные).

Кризис финансовых рынков в 80–90-х гг. ХХ в. обусловил необходимость создания механизмов минимизации рисков и повышения конкурентоспособности. В рамках такого нового подхода получили широкое распространения финансовые операции и инструменты, позволяющие снизить риски или трансформировать их. Появившись в процессе традиционных экономических отношений (кредит, заем, акция и др.), деривативы представляют собой традиционные инструменты, получившие к тому времени широкое развитие, но только на товарных рынках. Финансовые деривативы стали инструментами, ориентированными на договорные отношения, связанные с преодолением ограничений, вытекающих из обычных обязательств на куплю (продажу) или права на покупку (продажу) финансовых инструментов в будущем по фиксированным на данный момент ценам.