banner banner banner
Основы социально-экономической теории развития человека. Монография
Основы социально-экономической теории развития человека. Монография
Оценить:
 Рейтинг: 0

Основы социально-экономической теории развития человека. Монография


Термин социальная сфера появился в начале 1990-х гг. Он фактически пришел на смену термину непроизводственная сфера, используемого в советский период в общественных науках и практике. Отрасли непроизводственной сферы входили в народно-хозяйственный комплекс. Однако его финансирование и функционирование осуществлялись за счет перераспределения национального дохода, создаваемого в производственной сфере, поскольку в экономической науке того периода (политической экономии социализма) считалось и доказывалось, что производительный труд имеет место только в отраслях материального производства и соответственно ВВП и национальный доход создаются только в производственной сфере.

В новом тысячелетии российские экономисты стали уделять пристальное внимание функционированию национальной экономики. В частности, В. И. Кушлин обращает внимание на то, что «экономика – важная и сложная область жизни человеческого общества, поэтому ее изучение не может быть обеспечено какой-то одной экономической дисциплиной» [21, с. 17], и дает следующую трактовку национальной экономики: «Переходя в плоскость сугубо экономических научных категорий, национальную экономику можно определить как органическое взаимодействие производительных сил страны и общественных производственных отношений, что выражает соответственно содержание и форму национальной экономики». Он также подчеркивает, что «ключевое значение имеет представление национальной экономики в качестве целостной социально-экономической системы», которая «является результатом взаимодействия трех крупных факторов: природно-климатической среды, производственно-экономического базиса, социально-культурной среды» [21, с. 19].

В нашем исследовании больше внимания будет уделено анализу третьего блока проблем, но в тесной взаимосвязи с остальными. Другими словами, мы рассматриваем социальную сферу как подсистему национальной экономики, а социально-экономическую теорию развития человека как ветвь экономической науки, изучающей взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе воспроизводства человеческого потенциала, прежде всего в такой форме его проявления, как человеческий капитал.

1.3. Социальная сфера как подсистема национальной экономики

Социальная сфера – это та область жизнедеятельности людей, в которой формируется личность, профессионально пригодная и в других сферах: экономической, политической, культурной и др. Основные области жизнедеятельности людей – это их труд, быт, культура, условия социальной активности (социализации), а также причины их поведения. Социальная сфера – это область интеллектуально-духовной и информационной деятельности, направленной непосредственно на человека, на формирование и расширение его основных возможностей (способностей и качеств), необходимых для жизнедеятельности личности, общества. Здесь принцип социальной справедливости довлеет над принципом экономической эффективности, но и здесь эти два принципа должны находиться в оптимальном соотношении. Поэтому деятельность в социальной сфере нельзя рассматривать только с узко социальной точки зрения, но и необходимо анализировать ее с позиции экономической, организационной, политической, культурной, и эти сферы участвуют в формировании и реализации личности. Равно как и деятельность в производственной (материально-вещественной) сфере нужно рассматривать не только с экономической, но и социальной, и др. точек зрения.

Важной закономерностью развития человеческого общества четко проявившейся в XX в., является возрастание расходов из ВВП, особенно из государственного бюджета на развитие отраслей социально-культурного комплекса – образования, науки, здравоохранения и культуры. В 1950—1970-х гг. в развитых странах это вылилось в становлении социальных государств, теоретической основой которых стала концепция государства всеобщего благоденствия, ставящая главной целью развития общества – обеспечение достойной человеческой жизни. Социальное государство гарантировало право на достойную жизнь. Граждане получили широкий доступ к образованию, здравоохранению, культуре.

Однако энергетический, структурный кризис конца 1970-х – начала 1980-х гг. привел в ряде стран к спаду производства, росту безработицы, сокращению налоговых поступлений в бюджет и, как следствие, сужению возможностей финансирования социально-культурных отраслей, критику со стороны либералов за расточительную социальную политику, призывы к сокращению социальных программ.

Сторонники социального государства парировали нападки либералов, отмечая, что рентабельность, максимизация прибыли, успех на мировых рынках не могут быть положены в основу общественного устройства, что нельзя игнорировать условия жизни и перспективы людей, удовлетворении ими таких важнейших потребностей, как потребность в труде, образовании, жилье, сохранении здоровья, безопасности. Но необходимо социальное государство сделать прозрачнее, устранить бюрократические барьеры, вскрыть имеющиеся резервы в области рационализации социальных расходов из государственного бюджета, привлечь население к долевому участию в социальном обеспечении.

Важная роль принадлежит социально-защитной функции государства.

В 1990-е гг. российские предприниматели считали не нужными для бизнеса социальные объекты, их задача получать прибыль и платить налоги государству, а оно должно было содержать социальную сферу. В какой-то степени такое понимание предпринимателями и новым руководством страны роли бизнеса в экономике и дало толчок к противопоставлению этих неразрывно связанных сфер. В начале нового тысячелетия крупный бизнес понял важность социальной сферы и для корпораций, стал вновь обзаводиться социальными объектами и проводить активную корпоративную социальную политику. Социальная сфера стала активно участвовать в подготовке кадров для всех отраслей национальной экономики, в восстановлении здоровья всех членов общества и т. д.

Таким образом, социальная сфера – это область интеллектуально-духовной, информационной, социально-трудовой и социально-защитной деятельности, направленной непосредственно на человека, на формирование, развитие и реализацию возможностей, основных способностей и качеств, необходимых для жизнедеятельности личности и общества, а в конечном итоге для сохранения жизни на Земле. Она неразрывно связана с производственной сферой, черпает из нее недостающие ей ресурсы и отдает взамен свои ресурсы, необходимые для производственной деятельности.

Какие отрасли и виды деятельности могут быть отнесены к социальной сфере? Для ответа на этот вопрос необходимо определить критерий, на основе которого можно относить те или иные отрасли к социальной сфере. Таким критерием может стать деятельность, непосредственно направленная на развитие человека, на удовлетворение его потребностей. Среди видов этой деятельности большую роль играют те, продукты которых выступают в форме общественного блага, имеющие значительные внешние эффекты (положительные или отрицательные). Кроме того, в деятельности людей, занятых в этой сфере и во взаимосвязи ее с производственной, большую роль играет принцип социальной справедливости.

На основании этого критерия (деятельности, непосредственно направленной на развитие человека) к социальной сфере экономики целесообразно отнести следующие отрасли и виды деятельности: образование и фундаментальную науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, туризм, культуру и искусство, жилищное и коммунальное хозяйство, социальное и пенсионное обеспечение, а также социально-трудовые отношения, демографию и экологическую экономику. К инфраструктуре социальной сферы, т. е. к отраслям и видам деятельности, обеспечивающим общие условия функционирования социальной сферы, можно отнести розничную торговлю, пассажирский транспорт, связь, обслуживающую население, гостиницы (общежития), рестораны (столовые), коммунальное обслуживание, ремонт личных автомобилей и мотоциклов, финансовое обслуживание населения, органы управления деятельностью в социальной сфере.

Инфраструктуру социальной сферы не следует смешивать с понятием «социальная инфраструктура» – термином, употребляемым при анализе макроэкономики, прежде всего его главного показателя – валового внутреннего продукта, когда в содержание этого термина нередко включают всю социальную сферу. Сегодня подход к социальной сфере как только к инфраструктуре не может удовлетворить науку в свете построения инновационной экономики, общества, основанного на знаниях. В новом обществе не производство валового внутреннего продукта должно быть главной целью, а развитие человека, улучшение качества его жизни, создание условий для самореализации каждой личности. Главным фактором такого общественного воспроизводства выступает развитие человеческого потенциала, прежде всего производство новых знаний, теоретико-методологической основой которого выступает социально-экономическая теория развития человека. И целевые установки развития всей социально-экономической системы, а в перспективе и всего общества будут в большей степени исходить из необходимости развития социальной сферы экономики, а экономические возможности производственной сферы станут ограничителями нереального целеполагания, завышенных потребностей социальной сферы (если таковые будут иметь место), экономически обеспечивать реализацию поставленных задач, важных для развития общества целей, и эффективного расходования выделяемых на их достижение средств. Такой общей целью, как отмечал еще Вернадский, должно стать в глобальном масштабе сохранение и развитие жизни, а применительно к современному положению в России – сохранение и развитие населения, повышение качества жизни. Итак, социальная сфера является составной частью национальной экономики. Национальная экономика включает в себя наряду с социальной производственную, институциональную (административно-правовую и организационно-экономическую), социально-экологическую сферы. Ядром ее выступают социально-экономические (отношения собственности), социально-трудовые (СТО) и социально-экологические отношения, или общественно-производственные отношения (рис. 2, с. 33).

Движущими силами изменений (роста и развития или регресса) в национальной экономике выступают потребности и интересы людей, социальных групп и общества в целом, экономические противоречия, предпринимательская деятельность, конкуренция, воздействия внешних сил и другие факторы. Экономическая наука пытается объяснить экономические взаимодействия и процессы, нарисовать экономическую картину жизнедеятельности общества, выдвигая гипотезы, парадигмы, теории и концепции. Более подробно данная проблема будет рассмотрена в гл. 6 и 7.

Рис. 2. Национальная экономика и ее движущие силы

2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ЯДРО СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Социально-культурный комплекс – это совокупность отраслей социальной сферы, базирующейся на преимущественно государственной собственности, преимущественно бюджетном финансировании, преимущественно государственном программно-целевом управлении, направленном на формирование и развитие человека, человеческого потенциала для всего общества, в том числе трудового потенциала для национального хозяйства. К этим отраслям относятся культура, наука (фундаментальная наука, отраслевые науки (медицинская, образования, искусства и др.), образование, здравоохранение. Первичным звеном являются бюджетное и автономное учреждения. Формируя человеческий капитал для национального хозяйства, социально-культурный комплекс в то же время выступает крупным заказчиком оборудования, приборов, инструментов, зданий и сооружений, создаваемых промышленностью и строительством.

2.1. Культура – хранилище и транслятор социального опыта

Понятие «культура» имеет многогранное значение. Довольно емкое определение этому понятию дано В.С. Степиным: «Культура (от лат. сикша – «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание») – исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение, общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества» [22, с. 525].

Понятие «культура» развивалось исторически. Вначале оно обозначало возделывание человеком земли. В XVIII в. культура рассматривается как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающей человеческое бытие от животного существования. В ХХ в. стали различать понятие «культура» и понятие «общество». И хотя культура не тождественна обществу, но она пронизывает все без исключения его сферы и характеризует качественное состояние социума. «С точки зрения теории систем сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системой, ее саморегуляцию. Эти структуры представлены кодами, в соответствии с которыми воспроизводится организация системы как целого и особенности ее основных реакций на внешнюю среду. В биологических организмах эту роль выполняют генетические коды ДНК, РНК. В обществе как целостном социальном организме аналогом генетического кода выступает культура» [22, с. 525–526].

«Таким образом, наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человек к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта. Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме. Культура с этой точки зрения предстает как сложно организованный и развивающийся набор семиотических систем» [22, с. 526].

Примерами знаковых систем могут выступать: взаимодействия (учитель-ученик, индивид – социальная группа и т. д.); символика человеческого тела (позы, жесты, мимика и т. д.); естественный язык (как самый важный из них), позволяющий описывать человеческий опыт и порождать новый опыт в процессе коммуникации, более того, задавать определенный образ мира; язык искусства (живописи, музыки, танца, архитектуры, кино и т. д.); язык науки, а также различные наборы сигналов и символов, регулирующие поступки и действия людей. Все эти семиотические системы обеспечивают воспроизводство и развитие общества. В качестве знаков также могут функционировать предметы «второй природы», созданной человеком (материальная культура в противовес духовной), которые также закрепляют накопленный социальный опыт в предметном мире.

2.2. Наука – генератор новых знаний

Исключительно важную роль в социально-культурном комплексе, как и во всей национальной экономике, играет наука. Наука – это особый вид познавательной деятельности, вырабатывающей объективные знания о мире, дающей представление человеку об общей картине мира и закономерностях его развития. Научная деятельность – это способ, механизм познания.

Современная наука – это сложная динамическая система, включающая в себя организационные структуры, обеспечивающие ее регулирование. Наука – это еще и социальный институт, обеспечивающий правовые условия функционирования научно-исследовательских структур, вырабатывающих и систематизирующих объективные знания о действительности, знаний, выступающих в качестве главной производительной силы общества, прежде всего как средство повышения производительности труда.

Вместе с тем наука стремится к гармоничному сочетанию познавательных, эстетических, нравственных элементов, отвечать практическим потребностям общества, содействовать всестороннему развитию. В этом состоит ее социальная функция.

Становление науки как социального института происходило в XVII–XVIII вв., когда возникли первые научные общества и академии в Европе. А уже в XX в. наука превращается в особый тип производства научных знаний, включающий общественные объединения ученых, крупные научно-производственные коллективы, целенаправленное финансирование, социальную поддержку научных программ, особую промышленно-техническую базу, подготовку кадров. Возникают компьютерные сети и Интернет, порождающие новые типы научных коммуникаций. Взаимосвязь естественного и общественно-научного знания осуществляется через мировоззрение. Право участвовать в его формировании естественная наука отстаивала в борьбе с религией. Этот процесс привел к становлению научной картины мира как самостоятельной формы знания. Наряду с мировоззренческой функцией наука стала выполнять функцию производительной силы, породив научно-техническую революцию, а также постепенно превращается в социальную силу, внедряясь в социальную жизнь и регулируя различные виды человеческой деятельности. Сегодня наука, органически соединив НТП с социальными ценностями, представляет собой новый тип научной действительности, сочетающей в себе программно-целевые исследования, которые сопровождаются социальной экспертизой программ, с определением границ возможного вмешательства в объект [23, с. 20–21].

Прогресс научного знания подчинен общим диалектическим закономерностям, которые в развитии науки проявляются в специфической форме. Однако взгляды на природу развития научного знания расходятся у различных течений научной мысли. Марксистская концепция развития науки признает решающую роль общественно-производственной деятельности в развитии всех сторон социальной жизни, в том числе и науки, она отрицает теорию равновесия многих факторов [24, с, 465]. Многие западные исследователи считают, что прогресс научного знания, переход от старой теории к новой всецело определяется имманентной логикой движения науки самой по себе. Марксизм не отрицает существование внутренней закономерности развития научного познания, относительную автономию науки как социального института. Однако он не абсолютизирует эту автономию, подчеркивает зависимость общего хода развития науки от потребностей социальной практики, конкретных условий и особенностей динамики общественного организма, от задач, которые общество ставит перед наукой [24, с. 465].

Некоторые сторонники автономизации науки утверждают, что поскольку познавательные структуры науки социально обусловлены, постольку в самих познавательных структурах заложены отрицательные последствия научного прогресса и вся вина за эти последствия ложится на саму науку. Конечно, наука несет свою долю ответственности, но и общество, государство также несут ответственность за отрицательные последствия научного прогресса. Методологическая ошибочность подобных рассуждений заключается в том, что «социальная обусловленность развития науки отождествляется здесь с социальной обусловленностью ее практического применения, и самой науке приписывается та роль в ее использовании, которую может играть лишь общество» [24, с. 467]. Движущей силой научно-технической революции выступает общественная практика, наука же является начальным звеном революционизирующего воздействия на производство в современный период. Сегодня без накопления опыта, без развития познания (высшей формой которого является наука) человек не мог бы совершенствовать свою практическую деятельность, улучшать технику, развивать производство и самого себя. Познавая все глубже законы развития природы, человек выделяется из нее, возвышается над ней, но не отрывается от нее.

Знания, создаваемые в науке, передаются через систему образования обучающимся. Образование в этом случае выступает в роли посредника системы науки, играя роль как бы двойника науки и роль матрицы второго порядка, если использовать термины генетики. С этой матрицы при взаимодействии с обучающимися осуществляется последовательная передача знаний, выработанной наукой («ядерной ДНК»), через преподавателей, учебники и т. д. («информационную РНК») на запоминающие участки мозга (память) обучающегося, где они перерабатываются и откладываются, образуя определенную структуру и выполняя определенную функцию. Отдельные слова, термины исполняют роль знаний только в результате тесной (адекватной) взаимосвязи и взаимодействия с другими словами, как внутри отдельного человека, так и во взаимосвязи с окружающей средой, т. е. когда отдельное знание обогащается, усложняется, превращаясь в комплекс знаний, который, в свою очередь, благодаря дифференциации превращается в определенную целостность, систему. Система знаний продолжает развиваться и воспроизводиться, в ней каждое отдельное знание или их совокупность превращаются в отдельный орган этой системы, выполняющий отдельную функцию. Отдельные функции вступают во взаимодействии с собой и с окружающей средой. При этом отдельные связи могут разрушаться, распадаться, но их носители могут сохраняться в структуре системы.

Таким образом, система знаний как единство структуры и функции представляет собой явление, свойство которого реализуется в отношении к другим объектам, во взаимодействии с ними, т. е. в его функционировании. Единство структуры и функции достигается в конечном итоге путем взаимодействия составляющих ее подсистем в динамике. Этим достигается устойчивость и надежность самоорганизующихся систем.

2.3. Образование как производитель и транслятор знаний и духовных ценностей

Как отмечено выше, в понятие «культура» в широком смысле входит образование (обучение и воспитание). Образование как социальный институт возникло относительно недавно, хотя в форме обучения как передаче опыта от старших к младшим, от поколения к поколению существовало, можно сказать, всегда, т. е. оно возникло еще до появления человека разумного. Как организованная система образование в Европе стало складываться в эпоху Средневековья в рамках христианской церкви и было направлено на обучение и воспроизводство представителей определенных статусных групп, прежде всего духовного сословия, т. е. носило элитарный характер. Только с конца ХIХ в. в Европе начался процесс становления массового образования. В ХХ в. был сделан гигантский шаг по становлению массового образования во всем мире. Гигантский шаг по внедрению массового образования был сделан и в России, прежде всего в рамках бывшего СССР.

Как отмечает П. В. Агапцов, «образование – 1) как социальный институт представляет систему, охватывающую совокупность статусов и ролей, норм и ценностей социальных организаций (школ, университетов, академий), отвечающую за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе ее становления и адаптации к определенным общественным отношениям; 2) целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства; 3) элемент духовного производства, представляющий собой важнейший фактор движения и распределения знаний» [23, с. 74]. Оно выполняет ряд функций: трансляция культурного наследия (передача ценностей господствующей культуры, специфика культуры определяет специфику образования), генерирование и хранение культуры общества; социализация личности, ее интеграция в общество [23, с. 74].

Довольно емкое определение дано в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 1), принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [25]. Воплощение в жизнь указанных установок позволяет подготовить всесторонне развитую личность. Но это требует больших усилий как педагогов, так и самих обучающихся и весьма сильную мотивацию.

В условиях ослабления роли религии и семьи, значение образования как социального института в области социального контроля существенно возрастает. Образование – это в то же время и определенный способ социальной стратификации людей в соответствии с их способностями и достижениями, что оказывается позитивным фактором для общества в целом [23, с. 75]. В образовании имеет место наличие четкой системы распределения ролей: учитель – ученик, воспитатель – воспитуемый, педагог и ученый. Различают образование социальное, профессиональное, непрерывное, социологическое и т. д. В процессе образования человек из объекта воздействия становится субъектом самостоятельной деятельности и общественных отношений, формируется как личность.

Образование взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Производственная сфера формирует материальную базу образования, обусловливает его содержание через изменение структуры дисциплин, перечня специальностей и профессий. Политическая сфера также оказывает большое влияние на структуру и содержание образования. Масштаб этого влияния зависит от форм государственного устройства и типа политического режима. Духовная сфера действует на систему образования через нормативные установки, нравственные ценности и традиции определенной культуры. В то же время образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность. В этой системе взаимодействуют различные социальные группы – ученический (студенческий) коллектив, педагогический коллектив, родительский коллектив (семья) и администрация учебного заведения. Другими словами, образование представляет собой особый социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества. Тем самым образование представляет собой синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации личности [23, с. 76], т. е. формирует умение жить и взаимодействовать в обществе [23, с. 77].

В этом смысле образование, да и весь социально-культурный комплекс целесообразно было бы относить не к сфере услуг, как сегодня это представлено в статистической классификации видов деятельности РФ, в государственных экономических документах, в экономической литературе, а выделить в самостоятельный сектор, а именно в сектор культурно-интеллектуальный (наряду с аграрным, индустриальным и сектором услуг), деятельность которого направлена на формирование и развитие человека как социального индивидуума, как личности, на развитие его способности к труду, творчеству (креативный работник), к выполнению общественных и государственных обязанностей (законопослушный гражданин), активно участвующего в политических процессах, способного на равных участвовать в мировой хозяйственной деятельности, политике и культуре.

Собственно, об этом свидетельствует и определение образования, данное в вышеупомянутом законе, и определения, данные двум составным частям образования – воспитанию и обучению. Так, в п. 2 ст. 2 закона записано: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [25].

А в п. 3 ст. 2 дается характеристика обучения. Обучение – это «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретения опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [25].

Данный вывод также подтверждается переходом наиболее развитых стран к системе непрерывного образования, обеспечивающей возможность обновления и пополнения знаний и навыков человека в течение всей жизни. В соответствии с этим принципом раскрывается содержание образования, обеспечивается необходимая последовательность и преемственность усвоения знаний и навыков на разных этапах образовательного процесса.

Определяющая роль во всех видах процесса образования как в прошлом, так и в настоящем принадлежит профессиональному образованию. Оно включает в себя систему профессиональных учебных заведений и саму подготовку человека к определенному виду деятельности, засвидетельствованную документом (аттестатом, дипломом). Система профессионального образования осуществляет подготовку кадров для всех отраслей национального хозяйства, должна формировать социальные идеалы, составляющие основы социальной культуры и социального развития общества.

Важнейшую роль в повышении эффективности функционирования образования и прежде всего высшего профессионального образования призвано играть государство. Оно регулирует работу учреждений образования в первую очередь через процесс воспроизводства кадров. В 2001–2010 гг. были осуществлены значительные меры по модернизации образования. В частности, по приведению содержания, управления и экономического (финансового) механизма системы образования в соответствие с современными требованиями, прежде всего требованиями рынка. Система управления образованием базируется на программно-целевом подходе (федеральная целевая программа «Образование», разрабатываемая на пятилетний период). С 2006 г. появился новый компонент в этой системе – национальный проект «Образование», разрабатываемый на трехлетний период. Его задача – поднять инновационный уровень образования.

Несмотря на проделанную работу, в целом функционирование системы образования на сегодняшний день не отвечает ни задачам развития экономики, ни целям прогресса общества. Поэтому она нуждается в дальнейшей модернизации. В программных документах выделяются три основных направления модернизации:

– продолжение обновления содержания образования, повышения его качества. Должен быть осуществлен переход на систему показателей качества и стандартов образования всех уровней, сопоставимыми с мировыми. В этих целях проводится эксперимент в ряде регионов;

– формирование эффективного механизма передачи социального заказа системе образования. Продолжается отработка механизма персонификации бюджетного финансирования, когда основная часть денежных потоков в размере норматива финансирования на одного ученика должна идти за учеником (в ту же школу, куда поступил ученик). Это дает возможность гражданам и семьям дополнять своими ресурсами закрепленные за ними бюджетные средства, т. е. в определенном объеме осуществлять самофинансирование. Согласно расчетам разработчиков «Стратегии развития. до 2020 г.» число таких семей должно возрасти к концу срока до 40–45 % (против 25–30 % в 2000 г.). Предполагается, что и предприятия по мере роста реального сектора экономики, предоставления налоговых и других льгот увеличат свои средства на оплату образовательных программ;

– расширение участия государства и общества в управлении образованием, образовательными учреждениями. Государство должно обеспечить бесплатность образования в общеобразовательной средней школе. Общество будет использовать свои возможности для улучшения образовательного процесса и подготовки нужных кадров. Прежде всего это развитие попечительских советов, фондов поддержки образования и т. п.

Однако процессы модернизации образования идут медленно. В значительной степени успехи, имеющие место в образовании, базируются на достижениях предшествующего периода. В 1990-х гг. имел место значительный регресс в этой системе. В первое десятилетие 2000-х гг. была сделана попытка увеличить инвестиции в образование и науку, что создало определенные предпосылки для институциональных преобразований, повышения управляемости образовательной системы. Однако намеченные меры в сфере науки, да и образования не были выдержаны до конца. К тому же негативно на всей экономике сказался мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг., к которому российская экономика оказалась менее подготовленной, чем экономика развитых стран, в том числе и в результате просчетов, недооценки масштабов кризиса руководством страны.

Негативное влияние кризиса и просчетов в области образования выразилось в: