banner banner banner
Основы социально-экономической теории развития человека. Монография
Основы социально-экономической теории развития человека. Монография
Оценить:
 Рейтинг: 0

Основы социально-экономической теории развития человека. Монография


– усилении социальной дифференциации, которая ведет к существенному разрыву в подготовке детей, относящихся к семьям различных социальных групп;

– несоответствии специальностей, качества подготовки структуре спроса на рынке труда;

– слабом развитии и функционировании системы непрерывного профессионального образования, что не позволяет повысить эффективность модернизации социальной сферы и экономики в целом;

– слабой взаимосвязи образования с научной деятельностью, несмотря на создание в последние годы научно-исследовательских университетов;

– слабой материально-технической базе, несмотря на отдельные успехи, связанные с компьютеризацией учебных заведений, низкой инвестиционной привлекательностью данной отрасли, что ведет к отставанию на мировом рынке образовательных услуг.

Важнейшим недостатком профессионального образования является слабая связь с рынком труда. Более половины выпускников на бюджетной основе не находят себе работы по специальности, а значительная часть пребывает на рынке труда по несколько месяцев. Государство, выделяя из бюджета деньги, не заботится о трудоустройстве выпускников. Провозгласив в качестве стратегической цели построение инновационной экономики, государственные органы не обеспечивают государственный заказ по новым специальностям.

А учебные заведения порой не имеют представления, в каком направлении будет развиваться экономика и какие специальности потребуются в ближайшем будущем. Государственные центры (биржи) занятости тоже не знают толком, какие будут нужны специалисты. Имеющиеся заявки на рабочую силу от предприятий говорят о превалировании спроса на работников средней и низкой квалификации.

В условиях широкой доступности открытых информационных сетей традиционные методы обучения, трансляции готовых знаний дают сбои. Слабая связь преподавательских кадров с наукой, низкий уровень их заработной платы не способствуют притоку в систему образования новых, хорошо подготовленных кадров. Отсутствует ответственность учебных заведений за результаты своей деятельности. Это чревато не только отставанием образования, но и недостаточным развитием самой науки, а в целом чревато отставанием от мирового уровня подготовки кадров и развития систем образования, а вслед за ними и экономики, снижением конкурентоспособности российского образования, науки и экономики.

Общество также оказывает слабое влияние на эти процессы. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как новый механизм независимой оценки знаний, качества подготовки в системе общего среднего образования пока не дает заметных положительных результатов. Отсутствуют действенные механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов образовательной деятельности.

В этой ситуации руководство образовательными учреждениями стремится использовать достижения в этой сфере в мире, в частности опыт США, Канады и европейских стран. Достижения американской системы образования сегодня превосходят результаты европейских стран. Это объясняется значительными финансовыми вложениями в систему образования как со стороны государства, так и со стороны корпораций и граждан. Сегодня до 90 % американской молодежи имеет среднее образование (в Европе 70–75 %). Более половины выпускников американских школ благодаря профессиональной подготовке в старших классах оказывается более осведомленной о положении и особенностях рынка труда (в России только

/

, в европейских странах 40 %). В США уже сложилась система непрерывного образования, реально позволяющая всем американцам продолжать обучение, повышать квалификацию или получать новую специальность, в Европе такой возможностью пользуются около 40 %. Все это обеспечивает высокую мобильность и по вертикали, и по горизонтали американских специалистов и более высокую их конкурентоспособность.

Европейские страны, как и Россию, беспокоит отставание от США. Они проводят энергичные меры по перестройке экономических, социальных, организационных основ образовательной политики с целью подготовки кадров с учетом долгосрочных приоритетов и целей. Намечены главные направления модернизации образования и подготовки кадров.

1. Децентрализация управления образованием, развитие принципа автономности учебного заведения и центров подготовки кадров.

Главное в новом порядке – перенос акцента государственного управления воспроизводством и распределением кадров из сферы производства услуг в сферу защиты интересов специалистов. Однако предоставление автономии учебным заведениям не значит, что государство утратило рычаги воздействия на учебные заведения. Так, например, в Германии, несмотря на формальную юридическую самостоятельность и наличие права на самоуправление, вузы зависят от правительства в решении ряда ключевых вопросов управления, в том числе и по организации учебного процесса, реорганизации учебных и научных учреждений, назначение преподавателя на должность профессора и т. д. Во Франции пошли по пути заключения контрактов, в которых каждое учебное заведение формулировало свою стратегию, включая оценку учебных программ и необходимых для их реализации ресурсов, технического оснащения, новых кадров или переподготовки старых. Выпускники таких учебных заведений получают дипломы, признаваемые государством [26, с. 4].

2. Модернизация финансирования, подготовки кадров и повышение профессиональной подготовки.

Реформирование финансирования образования в 1990-х – начале 2000-х гг. прошло в большинстве европейских стран. Суть его сводилось к тому, что значительная часть расходов на образование перекладывалось с государства на население, бизнес, местные органы самоуправления и общественные организации. Это было связано со значительными затратами на каждого студента в высшей школе, связанными с введением новых информационных и образовательных технологий, ограниченностью государственных средств, а также надеждой на то, что повысится мотивация студентов к получению качественного образования. Кроме того, обострилась проблема доступности образования и профессиональной переподготовки для социальных групп с низкими доходами и мигрантов. А эта проблема стала следствием нехватки кадров для экономик многих европейских стран. По примеру США стали использовать образовательные кредиты, правительственные гранты и стипендии.

3. Обеспечение населению доступа к профессиональному и личностному росту в парадигме непрерывного образования.

Переход от экономики массового производства к гибкому производству потребовал и «гибкого» работника и гибких социально-трудовых отношений, усилил действие закона перемены труда. Периодическая смена мест работы, переход на новые рабочие места с новыми функциями требует постоянного переобучения, непрерывного образования. За последние годы в целях адаптации работников к рабочим местам и адаптации рабочих мест к возможностям работников разработаны определенные принципы организации непрерывного образования:

– получение новых базовых знаний, умений и навыков всеми членами общества;

– увеличение инвестиций в «человеческие ресурсы»;

– развитие инновационных методов преподавания;

– формирование новой системы оценки полученных знаний;

– развитие наставничества и центров образовательного консалтинга;

– приближение образования к дому [27, с. 20].

Концепция непрерывного образования все больше становится основой образовательной политики государств и кадровых стратегий организаций.

4. Стандартизация образования и подготовка кадров.

Процессы глобализации, развитие международного и региональных (межстрановых типа ЕС) рынков труда выдвинули требования о необходимости согласования содержания подготовки кадров для различных отраслей. Необходимость стандартизации образования первыми поняли европейские страны и начали движение в этом направлении (Болонский процесс).

5. Информатизация процессов формирования социокультурной среды.

Проблемы непрерывного образования, необходимость повышения качества подготовки и повышение эффективности профессиональной деятельности, социальной самореализации потребовали не просто компьютеризации и технического оснащения образовательных учреждений средствами информации и коммуникации, но и необходимость информатизации самих процессов и технологий подготовки, формирования новой социокультурной среды.

Итожит всю работу по реформированию системы образования и подготовки кадров создание системы сертификации персонала. Наиболее интересный в этом отношении канадский опыт предполагает оценку профессиональных и психологических качеств индивидуумов и на ее основе выстраивать систему управления карьерой, т. е. сертификация превращается в инструмент перспективного планирования, способный повлиять как на экономический рост организации, так и на карьерный рост индивида в ней. Работник, имеющий сертификат, более ценен для организации и имеет более высокую цену на рынке труда.

Сертификация предполагает установление соответствия профессиональных качеств требованиям производственных стандартов, реализуемого за счет инвестиций в человеческий капитал. А это уже интересно и для работодателя, стремящего повысить конкурентоспособность своей продукции и предприятия, и для специалиста-профессионала, самостоятельно управляющего своими финансами. Каждая страна разрабатывает свою модель сертификации, свой механизм создания, развития, администрирования и нострификации профессиональных свидетельств, опираясь на международный опыт и уровень своего правового и социально-экономического развития.

2.4. Здравоохранение как социальный институт поддержания здоровья и работоспособности населения

Немаловажная роль в формировании здорового образа жизни и здоровья населения принадлежит здравоохранению. Здравоохранение как отрасль представляет собой систему организаций и лиц, оказывающих медицинскую помощь населению. Она выполняет важные функции в социальной подсистеме национальной экономики – поддержание здоровья населения, повышение работоспособности занятых, профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, т. е. как подсистема поддерживает весь персонал социально-культурного комплекса и всех субъектов социально-экономической системы в работоспособном состоянии.

В новых рыночных условиях централизованная государственная система здравоохранения, созданная в советский период и функционировавшая на сметном бюджетном финансировании, оказалась недееспособной, не имеющей возможностей, прежде всего финансовых, оказывать всему населению бесплатную медицинскую помощь. Новое российское правительство отказалось от финансирования здравоохранения в том же объеме, как это было предусмотрено в СССР. И хотя в ст. 41 новой Конституции Российской Федерации (1993) записано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» [28]. Однако финансовое обеспечение этой гарантии оказалось недостаточным. Государство идет по пути сокращения своих гарантий, реструктуризации самой сети лечебно-профилактических учреждений, сопровождающейся закрытием части больниц, слиянием медицинских учреждений и т. п., и признания необходимым соучастия населения в финансировании медицинской помощи, предоставляемой в системе общественного здравоохранения.

Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. предусмотрена модернизация здравоохранения по двум основным направлениям.

Первое направление – исполнение публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи населению. Оно требует:

– уточнения и законодательного закрепления государственных гарантий оказания медицинской помощи населению;

– унификации обязательств посредством внедрения единых стандартов оказания медицинской помощи на всей территории РФ;

– модернизации системы обязательного медицинского страхования (ОМС);

– создания единой системы персонифицированного учета объема оказания медицинской помощи;

– осуществления профилактических мероприятий.

Ответственность за финансовое обеспечение публичных обязательств возложена на бюджеты всех уровней и систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов. Расширяются функции страховых медицинских учреждений и повышается их роль в планировании медицинской помощи. Сметное финансирование замещается системой оплаты объемов оказания медицинской помощи, исходя из нормативов финансовых затрат, рассчитанных на основе единых стандартов.

Ставится задача преобразовать до 2020 г. до 20 % муниципальных и государственных медицинских учреждений, обеспечивающих бесплатную медицинскую помощь, в иные организационные формы (автономные учреждения и др.).

Второе направление – создание конкурентного рынка медицинских услуг – реализуется через развитие рынка добровольного медицинского страхования и государственно-частного партнерства. Оно станет одним из основных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу здравоохранения.

Развитие рыночных отношений в медицинской сфере ограничивается особенностями экономических отношений в здравоохранении, которые заключаются в следующем:

– неопределенности возникновения спроса на медицинские услуги, поскольку потребители не могут предвидеть, когда им понадобится лечение и какие расходы на лечение они могут понести;

– информационной асимметрии, выражающейся в незнании или недостаточной информированности потребителя о характере своего заболевания и возможных способах его лечения и вынужденной зависимости от знания и опыта врача, к которому он обращается, что чревато потенциальным конфликтом интересов. Спрос потребителя оказывается производным от предложения производителя медицинских услуг;

– локальном монополизме производителей, особенно в области специализированной и высокотехнологичной видах медицинской помощи;

– ограниченном доступе на рынок новых производителей, обусловленном длительным сроком подготовки врачей и наличием опыта работы под контролем других врачей и др.