2. Неосознанные побудители сознательных действий;
3. Надсознательные процессы.
И три подкласса:
1. Неосознанные автоматизмы;
2 Явления неосознанной установки;
3. Неосознанные сопровождения сознательных действий.
К первому подклассу относятся врожденные или ранопрй-обретенные первичные автоматизмы; ходьба, поворот головы на звук, мигание и т. д. Ко вторичным автоматизмам относятся навыки, которые когда либо были сознательными и т. д. Чем более сформирован навык, тем труднее вернуть его в сознание.
К. К. Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур: 1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенности отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально-обусловленных качеств.
Однако точка зрения К. К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.
Структура личности, полагает другой психолог А. Г. Ковалев образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности, характера, темперамента и способностей30 В учебнике «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского основными структурными компонентами признаются также темперамент, характер и способности.
Если мы проанализируем некоторые точки зрения на структуру нервной системы личности, то придем к выводу о том, что первостепенное значение приобретает прежде всего темперамент, характер и способности31.
Темперамент – характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово «темперамент» произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» – четырех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название темпераментов, кровь (сангвие) – сангвиник; слизь (флегма) – флегматик; желтая желчь (холе) – холерик; черная желчь (мелана холе) – меланхолик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ
Одно из учений о темпераменте было создано И.П. Павловым. «Темперамент, – писал Павлов – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»32. Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Как отмечает К. К. Платонов33, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику – страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику – глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника – поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика – «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика – взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика – замкнутость и застенчивость
Характер можно представить в виде общего качества личности, проявляющегося через отношение к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности.
Слово «характер» в переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т. д.
Существует две составляющие характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. Эти составляющие образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.
Признаками патологического характера являются:
1. Относительная стабильность во времени;
2. Тотальность проявлений при любых обстоятельствах;
3. Повсеместная дезадаптация.
Крайний вариант нормы, который при определенных условиях может стать патологией называется акцентуацией. Кречмер выделил три класса акцентуированных характеров: шизоиды, циклоиды, эпилептоиды. В зависимости от предрасположенности образуется шесть видов: циклотимики – то грустный, то веселый; гиперстеники – легко раздражаются, нервные, нежные; шизотимики -хладнокровные, энергичные, спокойные, последовательные; ане-стеники – взбалмашные; гипоманики – пылкие с подвижной психикой; синтоники – обладающие практическим реализмом.
Способности – это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью1. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают ширину, глубину, логичность и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.
Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагогические, лингвистические, организаторские способности и т. д. К специальным способностям относятся так-же познавательные, творческие, диагностические способности.
При оценке людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется «талантом».
§ 3. Состояния сознания
Существование человека состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание. Человек ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьируется в зависимости от его потребности или намеченных целей.
Нам важно отличать понимание активации психофизиологами от ее понимания в психологии.
Физиологическая активация связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психологического равновесия.
Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.
Уровень и характер активации человека зависит от ряда взаимосвязанных факторов. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может видоизменяться и при медитации или под действием лекарственных веществ. Восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых нашими рецепторами -глазами, ушами, носом, ртом, настроенными на внешний мир. Чувствительны также мы и к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Отметим, что поиск и выбор сигналов будет зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течении жизни мотиваций, а также аффективных компонентов – эмоций и чувств.
Активация всегда частично включает предварительную обработку информации, позволяющую расшифровывать сигналы из внешнего и внутреннего мира.
Как отмечает канадский психолог Ж. Годфруа традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой – состояние бодрствования, или активное состояние. Бодрствование – это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности34.
Осознание внешнего мира и одновременно нашего внутреннего мира меняется на протяжении дня. Восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния, от того напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Поэтому, обработка информации меняется подчас очень существенно в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов.
В среднем наш организм функционирует так: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Экспериментальные опыты ученых показали неожиданные результаты относительно биоритмов сна и бодрствования человеческого организма. Оказалось, что суточное время циркадных ритмов соответствует не 24 часам, а 36. При этом 12 часов отводится сну, а 24 – бодрствованию. В связи с этим неуклонно растет показатель неиспользованного для сна времени любого человека. Из-за этого в течении активного бодрствования сознание вынуждено отключаться на доли секунд. Повышенное напряжение психических сил в деятельности юриста приводит к накоплению утомляемости, что отрицательно сказывается на концентрации внимания. Во избежании таких нарушений необходимо осуществлять комплекс профилактических мер, чередуя время отдыха и время работы. Долгое время полагали, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Сейчас установлено, что сон – не просто восстановительный период для организма, а то, что это вовсе не однородное состояние. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа – парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов, длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна.
Медленноволновый сон составляет около 80% общего сна. Ученые смогли выделить четыре стадии, в течение которых мозговая активность проявляется в форме все более и более медленных волн, вплоть до четвертой стадии, соответствующей глубокому сну. После того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными.
Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения глубокого сна тело расслабляется, и организм в максимальной степени восстанавливает физические силы. Следует отметить, что некоторая реактивность сохраняется и во время сна: в частности многие люди способны просыпаться в намеченный час или при произнесении их имени
Вторая стадия сна – сон с быстрыми движениями глаз, на зываемый «парадоксальным» сном из-за наблюдаемого, казалось бы, несоответствия между состоянием тела и активностью мозга. Во время этой стадии разбудить спящего очень трудно, но если это удается, то богатство и точность деталей этого сновидения контрастируют с темг что бывает во время медленноволново-го сна. Поскольку сновидения тесно связаны с парадоксальным сном – отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, можно сделать вывод, что их продолжительность, вероятно, сравнима с продолжительностью периодов такого сна, т. е. составляет примерно 20% общего времени сна35. Установлено, что если глубокий сон необходим организму, то нужен ему и парадоксальный сон.
Кратко остановимся и на феномене медитации. Это особое состояние сознания, вызываемое по желанию субъекта. Все виды медитации преследуют одну цель – сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания настолько, что мозг будет ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. Существует несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощущениях, можно использовать ритмические танцы, или же практиковать йогу, которая делает акцент на владение телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность. Отдельные люди достигают во время медитации даже такого уровня контроля, что могут по собственному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребление кислорода.
Работнику юридического труда, однако, совсем не обязательно становиться мастером медитации или погружаться в состояние транса, чтобы почувствовать измененное состояние сознания, отличное от сна, оно обеспечивается спецификой и стрессогенной деятельностью юриста.
Практика показывает, что существует множество различных нарушений сна. Касаются они как засыпания, так и стадии глубокого или парадоксального сна. В частности – кошмары – это мучительные сновидения, возникающие во время парадоксального сна. Благодаря своей эмоциональной окраске они запоминаются гораздо лучше, чем другие сновидения, и поэтому субъект при пробуждении рассказывает о них чаще. Учитывая связь, которая существует между кошмарами и проблемами, с которыми мы сталкиваемся наяву, необходимо чаще рассказывать об этих эпизодах, чтобы понять, а иногда и разрешить трудности, приводящие к таким сновидениям.
Ночные ужасы обычно появляются во время медленноволно-вого сна и приводят к внезапному пробуждению в состоянии испуга. В отличие от того, что происходит в случае кощмаров, у субъекта сохраняется очень мало воспоминаний об этих моментов ужаса, после которых он, впрочем, почти сразу же засыпает.
У отдельных людей может наблюдаться в период медлен-новолнового сна явление сомнамбулизма. Такие лица встают, не просыпаясь, с постели и разгуливают по спальне или дому. В большинстве случаев на всем протяжении этой «прогулки», которая иногда может длиться часами, субъект способен отвечать на вопросы, которые ему задают. Тем не менее по пробуждении у него не остается никаких воспоминаний о его ночном приключении. Даже если он и помнит что-нибудь, то это обычно не имеет никакого отношения к тому, что могло с ним произойти во время его экскурсии.
Нарколепсия и каталепсия. Нарколепсия – особое расстройство сна, которым страдает один человек из тысячи. Для этого расстройства характерно то, что субъект в период бодрствования может внезапно заснуть где угодно и когда угодно. Это может случиться как во время важного разговора, так и в момент сексуального контакта. Сон длится обычно минут пятнадцать-двад-цать, и в этот период человек может продолжать какие-то действия, как лунатик. После пробуждения у него не сохраняется никаких воспоминаний о том, что он в то время делал.
Разновидностью нарколепсии является каталепсия – для которой характерно внезапное расслабление. Это обусловлено резким падением, тонуса всей мускулатуры и потерей контроля над положением тела. Здесь, видимо, имеет место пропуск всех четырех стадий медпенноволнового сна, и человек переходит сразу из состояния бодрствования в состояние парадоксального сна, который сопровождается мышечной атонией.
Остановимся и на таком явлении у человека, как бессонница. Большинство людей могут сами решить, в какое время они заснут. Но это не так примерно у каждого десятого – у тех, кто страдает бессонницей, которая тесно связана с тревожностью. Она часто наблюдается у людей, обеспокоенных реальными или воображаемыми проблемами, связанными со здоровьем или с повседневными неприятностями, которые в конце концов начинают занимать всю их жизнь, захватывая и время сна. Что нужно
такому человеку для того, чтобы заснуть – это не сопротивляться, отдаться сну. А у человека, страдающего бессонницей, происходит как раз обратное. Страх перед тем, что он не сможет заснуть, повышает напряжение организма, а это поддерживает и усиливает боязнь бессонницы.
Человек, как правило, пытается разорвать порочный круг, прибегая к успокаивающим средствам. Но это часто оказывается опаснее, чем само отсутствие сна, из-за привыкания к этим лекарствам и появления зависимости от них у тех, кто ими постоянно пользуется.
Апноэ, это явление когда некоторые люди не могут нормально дышать во время сна. Такое расстройство может быть обусловлено тучностью, а также аномальным строением трахеи или недостаточностью функции дыхательного центра, расположенного в стволе мозга. Человеку, страдающему апноэ, чтобы остаться в живых, нужно просыпаться иногда около сотни раз в течение ночи – возобновлять дыхание и удалять углекислый газ, накопившийся в его легких.
Кома не является нарушением сна. Она представляет собой род патологического глубокого сна, от которого человек, хотя и остается живым, самопроизвольно не просыпается. Возникает кома в результате повреждения или разрушения ретикулярной формации вследствие болезни, мозговой травмы или же приема некоторых наркотиков или ядов. Мозг продолжает получать сигналы, но без активирующего воздействия ретикулярной формации/ он не в состоянии их расшифровать. Поэтому больной находится в бессознательном состоянии, он нечувствителен к внешним раздражителям и неспособен к двигательным реакциям. Для поддержания жизни необходимо, чтобы окружающие могли полностью удовлетворять все физиологические потребности организма.
Такие нарушения сна являются серьезным препятствием в работе юриста.
§ 4. Мотивация поведения личности
Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: «Чего хочет человек?», «К чему он стремится?» и т. п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
В основе поведения людей лежат потребности. Потребности – это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.)36.
Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребностями, и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.
Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив – это осознанное побуждение для определенного действия. Он формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия»2.
В целях дифференциации побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.
§ 5. Психологические установки
В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды37. Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения.
В отечественной психологии теоретические положения установки разработал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе38. В своем обобщающем труде «Экспериментальные основы психологии установки» он определяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появление отдельных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психике субъекта как результат предыдущего опыта и проявляется в виде изначальной реакции на ситуацию, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Характерной чертой установки, согласно Узнадзе, является «внесознательный психический процесс, оказывающий… решающее влияние на содержание и течение психических процессов».
Различают несколько видов установок. Моторная установка – это установка готовности к физическим действиям. Например, динамика кисти к большим или маленьким предметам. Пер-центивная установка – ожидание звонка, выстрела, угрозы. Умственная установка – например, предубеждение следователя относительно виновности или не виновности подозреваемого лица. Социальная установка связана с качеством конформности личности.
Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономерностей проявления установки – необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.
§ 6. Ценностностные ориентации, интересы, идеалы
Поведение людей разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать как свойства материальных объектов, так и явления общественной жизни. Ценности в идеальной форме выражают цели и устремления человека. Как отмечает Б. Г. Анананьев, «без познания ценностных представлений индивида невозможно понять его поведение»39.
Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.
Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Они влияют на отношение к людям, к делу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются во взглядах личности на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, законы. Они формируют такие черты характера как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.
Материальные ценности строятся на восприятии материальных объектов: вещей, денег, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности определяются отношением к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.
Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.
Идеал – это представление человека о том, каким он хочет видеть себя и других. Идеал часто выступает в виде совокупности норм поведения. Становление идеалов происходит под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.
Направленность личности. Существенная сторона мотивации поведения человека – направленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов (Божович Л И., Москвичев С.Г.)1. Мы будем понимать под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений. Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).
Глава III. Психологическая подготовка к юридической деятельности
§ 1. Память человека