banner banner banner
Криминология в вопросах и ответах. Учебник
Криминология в вопросах и ответах. Учебник
Оценить:
 Рейтинг: 0

Криминология в вопросах и ответах. Учебник

Криминология в вопросах и ответах. Учебник
Юрий Валентинович Чуфаровский

В учебном пособии в форме вопросов и ответов изложены основные темы курса «Криминология». Рассмотрены сущность преступности и механизм преступного поведения. Особое внимание уделено вопросам предупреждения преступности. Дана криминалистическая характеристика видов преступления и негативных явлений, связанных с преступностью. Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации. Издание позволит быстро и легко вспомнить пройденный курс и успешно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.

Юрий Валентинович Чуфаровский

Криминология

в вопросах и ответах

Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука криминология среди других юридических наук сравнительно молода. Отсчет ее жизни начинается примерно со второй половины XIX в.

Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов различных направлений, но и всех людей. Человечество жило и живет в страхе перед преступностью и всегда искало и ищет методы и средства борьбы с ней.

Преступность имеет в определенных своих основах не только общеуголовный, но и политический оттенок. Это всегда надо иметь в виду, изучая преступность. Но криминология – прежде всего наука об общеуголовной преступности, и в данной работе речь пойдет именно о ней.

Не сразу человечество пришло к убеждению, что преступность как специфическое явление следует изучать специально, так как для того, чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо познать ее. Постепенно сформировалась наука, получившая название «криминология».

Криминология – это гуманистическая наука, ибо цели ее – познание преступности, тех, кто совершает преступление, уяснение причины и условий этого отрицательного явления, выработка предупредительных мер обращения с теми, кого само общество сделало преступниками. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения.

Криминология, ко всему, и весьма практичная наука. Она дает в руки тех, кто этого хочет, и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может сделать в борьбе с ней, какими средствами и методами оно обязано пользоваться, как заниматься законотворчеством с учетом состояния, характера и структуры преступности, какие меры в борьбе с преступностью первичны, а какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, кто же такие преступники – люди, или члены общества, поставленные самим обществом в положение изгоев, или это люди, которым общество дало многое, включая властные полномочия, и они этим пользуются в преступных целях, что первично в борьбе с преступностью – закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана и т. п.

Преступность – явления, присущие любой социально-политической системе. Поэтому криминология ориентирует правоохранительные органы на лучшую организацию работы, учитывающую состояние, динамику, структуру, характер преступности, ее территориальные различия, особенности видов преступности и лиц, совершающих преступления.

На исходе XX в. регистрируемая преступность в России достигла трехмиллионного рубежа и продолжает расти в начале XXI в. Сильный толчок такому росту преступности был дан финансовым кризисом августа 1998 г., результаты которого будут ощущаться еще долгое время.

Неутешителен прогноз развития криминогенной ситуации в России и до 2004 г. При неблагоприятном развитии ситуации регистрируемая преступность в эти годы может приблизиться к пятимиллионной оценке. Сдержать рост преступности, минимизировать ее последствия еще возможно, и на достижение этих результатов должны быть направлены усилия не только правоохранительных структур, но и законодательных органов, органов исполнительной власти, общественных объединений и всего населения.

Предлагаемое читателю учебное пособие написано в форме вопросов и ответов, объединенных в соответствующие темы. В условиях дефицита и времени на подготовку к сессии оно поможет усвоить учебный материал в том достаточном минимуме, который необходим для успешной сдачи зачета или экзамена.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА

Понятие, объект, предмет и задачи криминологии

Криминология буквально означает учение (logos) о преступлении (crimen). Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности в целом. Это самостоятельная социально-правовая наука о состоянии, динамике, причинах преступности, личности преступника, методах, причинах, путях и средствах ее предупреждения в обществе.

Объект науки криминологии – общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями и решением задач по ее предупреждению и профилактике. Это прежде всего комплекс экономических, социальных, педагогических, политических, нравственных и иных отношений в обществе в той или иной мере, в какой они влияют на уровень преступности.

Предмет же изучения криминологии составляют конкретные стороны, закономерности и законы развития определенных элементов указанного объекта, как предмет криминология подразделяется на две части. В первой рассматриваются методы, общие черты и характеристика преступности, ее причины и условия, личность преступника, основы предупреждения преступности. Во второй части дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений и особенности их предупреждения.

В предмет криминологии входит прежде всего исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий. Криминология изучает также причины преступности, т. е. социальные явления, которые вызывают совершение преступлений, те обстоятельства реальной действительности, которые сами по себе не вызывают намерения совершить преступления, но облегчают его совершение. В конкретных условиях они могут быть, а могут и не быть.

В предмет криминологии входит и изучение личности преступника. Выделение личности преступника из определений массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического (лица, совершившие уголовно наказуемые деяния) и социально-психологического (лица, занимающие определенные социальные позиции, обладающие набором демографических нравственно-психологических и иных качеств, включая антиобщественную нравственность).

Криминология изучает и меры предупреждения преступности – специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель борьбы с преступностью прежде всего путем выявления и устранения причин и условий.

Криминология разрабатывает и систему предупредительных мер (рекомендаций), направленных на искоренение преступности.

При разработке предупредительных мер большое значение имеют согласование и приведение их в стройную систему, координация усилий государственных органов и общественности в борьбе с преступностью.

В предмет криминологии входит и изучение проблемы жертвы преступления. В науке это получило свое выражение в появлении ответвления криминологии, именуемом виктимологией.

Основными задачами, стоящими перед криминологией, являются:

1) изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности в историческом и системном аспектах;

2) социально-криминалистические исследования видов преступности для определения различных способов борьбы с ними;

3) изучение личности преступника, выявление механизмов совершения конкретного преступления, классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника;

4) определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

Система криминологии

Система науки – это порядок рассмотрения проблем от наиболее общих, основополагающих до достаточно конкретных. Если говорить о системе курса, освещающей положение науки, то это раскладывание отдельных проблем данной науки – от общих до конкретных. В таком же плане следует подходить и к криминологии.

В юридических науках, которые тесно связаны с законодательством, система науки часто совпадает с системой законодательства. Например, наука уголовного права складывается из Общей и Особенной частей, а соответственно уголовные кодексы имеют Общую и Особенную части. И в том и в другом случае в Общей части излагаются общетеоретические для науки и практики вопросы, а в Особенной части – виды преступлений, конкретные их составы и меры наказания за их совершение.

Так, традиции в науке имеют большое значение. Криминология с момента ее восстановления в правах и выхода в свет первого учебника в 1966 г. была разделена на Общую и Особенную части. Среди специалистов-юристов и практиков до сих пор муссируется вопрос: а есть ли в криминологии Особенная часть, так как она является общей наукой криминального цикла?

В то же время если взять за основу подходы, осуществляемые учеными к криминологии как науке, получившие свое отражение в различных опубликованных работах, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

Сначала рассматриваются понятие, задачи этой науки, затем методы, применяемые в криминологии. Вслед за этим излагаются история и состояние криминологической науки, а затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, меры предупреждения преступности, включая прогнозирование и планирование борьбы с преступностью); далее рассматриваются проблемы преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивная преступность; вслед за этим анализируются виды преступности – организованная, профессиональная, насильственная, корыстная, корыстно-насильственная и т. д.; отдельно рассматривается проблема неосторожных преступлений.

Рассматриваются также основные идеи зарубежной криминологии.

В качестве самостоятельных вопросов выступают криминологические проблемы наркотизма, алкоголизма, проституции. Таким образом складывается система науки криминологии.

Криминология и ее место в системе других наук

Для того чтобы составить правильное и полное представление о криминологии, требуется сопоставить ее с другими дисциплинами, определить ее место в общей системе научных знаний, как правовых, так и социальных наук. В этой связи, по мнению автора, важно прежде всего выяснить характер криминологии как науки, связанной с социологией, психологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками.

Известно, что криминология родилась в системе уголовного права, поэтому здесь во многом общий и понятийный аппарат, в частности «преступление», «состав преступления», «наказание» – основные понятия не только права, но и криминологии. Следует отметить, что данное обстоятельство свидетельствует лишь о тесной взаимосвязи этих дисциплин, что, однако, не исключает существенных различий в их предметах.

Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

Уголовно-исправительное право также использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания. Это относится и к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых и не ставших на путь исправления лиц.

Безусловно, имеется связь криминологии с криминалистикой. Знания криминологии используются для разработки тактических приемов раскрытия и предупреждения преступлений.

Криминология связана не только с юридическими, но и другими науками. Речь здесь идет о статистике, психологии, социологии, социальной психологии, педагогике. По существу, криминологическая наука обогащается за счет знаний вышеперечисленными науками, адаптируя их с учетом своих целей и задач. Связь криминологии с этими науками различная в связи с тем, что преступность – комплексная проблема и требует усилия многих отраслевых знаний.

Характеризуется наука криминология как самостоятельная отрасль научных знаний о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах предупреждения преступлений и преступности в целом.