Книга Трудовое право Европейского союза: теория и практика - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Александровна Постовалова. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Трудовое право Европейского союза: теория и практика
Трудовое право Европейского союза: теория и практика
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Трудовое право Европейского союза: теория и практика

В реальности «европеизация» трудового права в Евросоюзе идет другим путем. Трудовое право не может быть полностью унифицировано в связи с тем, что правовая безопасность была бы создана только для небольших предприятий. Но не может быть оставлена без контроля и конкуренция правопорядков. Поэтому «европеизация» трудового права происходит путем законодательной гармонизации. Первоначально унификация условий труда происходила по инициативе европейских социальных партнеров. Гармонизация ведет к установлению минимального уровня. Национальное законодательство может устанавливать более благоприятные условия, чем этот минимальный уровень. Таким образом, конкуренция правопорядков остается, но избегается конкуренция предложений. Создание европейских минимальных стандартов заставляет предпринимателей улучшать качество продукции и повышать эффективность производства, но не путем снижения минимальной заработной платы и ухудшения условий труда. Гармонизация трудового права в рамках Евросоюза позволяет государствам-членам видеть в краткосрочной перспективе сравнительные преимущества по издержкам для «их» предпринимателей и устанавливать эффективные долгосрочные нормы.

Социальное измерение внутреннего рынка осуществляется путем сильной легитимизации. «Европеизация» трудового права является также результатом конкуренции национального и наднационального законодательства. Когда национальный законодатель регулирует социальную политику путем законов, то для наднационального законодателя это шаг к большему законодательному урегулированию. Функции современного национального трудового права являются одновременно самостоятельными функциями европейского трудового права. Этим обеспечиваются не только функциональная способность национального регулирования, но и интеграционные политические цели. Национальное трудовое право и трудовое право Европейского союза не борются друг с другом, а улучшают друг друга и взаимодействуют.

Трудовое право Европейского союза можно определить как совокупность норм права ЕС, регулирующую путем гармонизации и унификации норм национального трудового законодательства государств-членов трудовые отношения работников с работодателями и другие тесно связанные с ними отношения56.

Понятие «европейское трудовое право» включает как минимум три различных аспекта. В сравнительно-правовом аспекте понятие «европейское трудовое право» определяют как общую основу различных национальных европейских трудовых законодательств. Трудовое право как самостоятельная научная дисциплина в Европе является сравнительно молодым, и к тому же между национальными традициями имеются большие различия, но тем не менее существует много общего. Европейское трудовое право является частью общих юридических традиций Европы, которые составляют европейскую правовую культуру, ее правовую социологию и догматику.

В международно-правовом аспекте европейское трудовое право определяется как международное трудовое право, которое действует на территории Европы. Государства – члены Европейского союза связаны многочисленными универсальными соглашениями в рамках международного трудового права. Наряду с этим европейские государства в рамках Совета Европы создали многочисленные международные договоры с региональным значением, которые тоже регулируют трудовое право и универсальные права для Европы специфичным образом.

В аспекте Европейского союза нормы права ЕС формируют европейское трудовое право, в которое входит Европейская хартия основных прав, имеющая трудоправовое содержание. Трудовое право Европейского союза является частью наднационального трудового правопорядка с преимущественным и частично непосредственным действием в государствах – членах Европейского союза. Развитие права Евросоюза может привести к возникновению общего европейского трудового права.

Все эти аспекты взаимодействуют и не могут рассматриваться отдельно. Специфические европейские трудовые традиции и культура европейского трудового международного права имеют такое же воздействие, как и трудовое право Евросоюза. Европейское международное трудовое право также находится под влиянием права Евросоюза, так как международные соглашения, которыми связаны все государства-члены, показывают их общие правовые убеждения, которые применяются при создании общих правовых принципов и устранении пробелов в праве Евросоюза. Поэтому можно говорить о перспективе интеграции.

Итак, понятие «европейское трудовое право» охватывает как международное трудовое право, которое действует на европейском пространстве, так и трудовое право Европейского союза. Но чаще под европейским трудовым правом понимаются трудоправовые нормы первичного и вторичного права Европейского союза, выступающие дополняющими наряду с национальным трудовым правом. На сегодняшний день основу трудовых определений создают и отдельные государства-члены. Они преследуют специфические цели, которые установлены в первичном европейском трудовом праве. Центральным является намерение улучшить и выровнять условия жизни и труда (ст. 151 Договора о функционировании Европейского союза), а также гарантировать свободу передвижения работников внутри Союза (ст. 45 Договора о функционировании Европейского союза).

Европейское трудовое право отличается от других региональных систем трудового права, например от североамериканского, африканского или азиатского трудового права.

Для того чтобы понять особый характер трудового права Евросоюза, имеет смысл рассмотреть развитие современного трудового права и источники трудового права ЕС.

ГЛАВА III

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Под источниками права в традиционном смысле понимают внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения57. Формы права Европейского союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов.

Европейский союз был основан путем заключения международного правового договора, поэтому источниками права Союза являются в первую очередь те, которые названы в Статуте международного суда как источники международного права. Согласно ст. 38 суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, которые устанавливают правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Среди источников права Европейского союза различают акты первичного и вторичного права.

§ 1. Первичное право

Европейский союз отличается от международных организаций тем, что его целью является постепенное осуществление европейской экономической интеграции.

Международно-правовые источники права Союза определяются как первичное право, так как они непосредственно легитимируются международно-правовым правопорядком. Собственные акты Союза легитимируются Договором о ЕС (Лиссаб. ред.), Договором о функционировании Европейского союза и лишь косвенно – международно-правовым правопорядком, поэтому они определяются как вторичное право.

Первичное и вторичное право находятся в отношениях иерархии. Вторичное право должно соответствовать и определяться первичным правом, в противном случае оно может быть признано недействительным Судом ЕС (ст. 264 Договора о функционировании Европейского союза).

К первичному праву относятся также, согласно ст. 38 Статута международного суда, международные договоры, международный обычай и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

Учредительные договоры. Первостепенное место среди актов первичного права занимают все учредительные договора Союза, а именно:

• Договор о ЕОУС 1951 г.;

• Договор о ЕЭС 1957 г. (с 1997 г. – Договор о ЕС);

• Договор о Евратоме 1957 г.;

• Бюджетный договор 1970 и 1975 гг.;

• Единый европейский акт 1986 г.;

• Договор о Европейском союзе и Договор о Европейском сообществе (Маастр. ред., 1992 г.; Амстерд. ред., 1997 г.; Ниц. ред., 2001 г.; Лиссаб. ред. 2007 г.);

• Договор о функционировании Европейского союза, 2007 г.

Учредительные договоры по способу выработки, заключения и введения в действие воспроизводят соответствующий порядок и процедуры, принятые при заключении международных договоров и соглашений. Введение в действие происходит при единогласной ратификации этих актов всеми государствами-участниками. Однако по направленности, кругу субъектов, содержанию и значимости учредительные договоры во многом близки к конституции. Отсутствие постановлений, закрепляющих права и свободы человека, устранены путем прямой отсылки к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Она образует составную часть принципов этого права, без признания и соблюдения которых невозможно членство в ЕС.

Правовая доктрина также квалифицирует учредительные акты как конституционную хартию, сравнимую с конституциями государств-членов. Суд ЕС в заключении от 14 декабря 1991 г. № 1/91 по проекту договора между ЕЭС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) о создании Европейского экономического пространства подтвердил такую трактовку. Он отмечал: «Договор о ЕЭС заключен в форме международного соглашения. Однако образует конституционную хартию правового Сообщества». К этому следует добавить, что по своему происхождению учредительные договоры относятся к международно-правовым актам, обладающим спецификой.

Учредительные договоры являются актами прямого действия. Их положения действуют независимо от принятия национальных актов имплементации. Однако, как разъяснил Суд ЕС, прямое действие нормы подчинено таким требованиям, как ясность, независимость, непротиворечивость и отсутствие необходимости в специальных актах применения, без которых данная норма не может порождать юридических последствий.

Кроме учредительных договоров в первичное право входят источники, которые содержат к ним изменения и дополнения, так называемое дополнительное первичное право.

Договор о функционировании Европейского союза содержит как материальные, так и нормы, касающиеся компетенций, относящихся к трудовому праву. Немногочисленны материальные нормы трудового права. К ним относятся:

– ст. 45 Договора о функционировании Европейского союза, которая регулирует право на свободу передвижения трудящихся – свобода движения будет включать отмену любой дискриминации по национальному признаку в отношении трудящихся государств-членов в том, что касается найма, вознаграждения и других условий труда и занятости;

– ст. 151 Договора о функционировании Европейского союза содержит социально-политические принципы ЕС;

– ст. 157 Договора о функционировании Европейского союза гарантирует равную оплату для мужчин и женщин за равный или равноценный труд.

Для трудового права имеют значение нормы и экономического права Европейского союза, в частности нормы, регулирующие внутренний рынок. Это четыре основные свободы: свобода передвижения товаров (ст. 34 и 35); свобода учреждения (ст. 48); свобода предоставления услуг (ст. 56) и свобода передвижения капиталов (ст. 63) Договора о функционировании Европейского союза. Они гарантируют свободу развития экономических факторов. Право конкуренции с запретом картелей (ст. 101), запретом злоупотреблений (ст. 102) и запретом помощи (ст. 107) и исключения в пользу общественных интересов (ст. 106) создают систему конкуренции на внутреннем рынке, защищенную от злоупотреблений.

Компетенция по правотворчеству трудового права регулируется ст. 46 Договора о функционировании Европейского союза: «Совет, действуя в соответствии с процедурой, изложенной в ст. 294, и после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом должен издать директивы или регламенты, устанавливающие меры, необходимые для введения свободы передвижения, особенно, как это определено в ст. 46, для трудящихся». Статья 115 Договора о функционировании Европейского союза предусматривает, что «Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом, принимает директивы по сближению законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов, которые непосредственно влияют на создание или функционирование внутреннего рынка». Составной, но структурно обособленной частью учредительных документов выступают прилагаемые к ним протоколы. Эти источники дополняют и уточняют статьи учредительных документов положениями специального, организационного или переходного характера.

Протоколы фактически заменяют собой оговорки государств-членов, которые по общему правилу разрешаются Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. для международных соглашений, но не допускаются к учредительным документам Евросоюза.

По своей юридической природе протоколы представляют собой особый (дополнительный) элемент в структуре учредительных документов Евросоюза, только помещенный отдельно от основных частей Договоров.

Особое место среди актов первичного права занимает Хартия Европейского союза об основных правах.


Международные договоры

ЕС возникло путем заключения международно-правового договора и поэтому является частью международного правопорядка.

Особую группу источников права образуют международные договоры. Соглашения ЕС с третьими государствами и международными организациями являются внешними источниками, правовой режим которых определяется нормами международного права. На них полностью распространяются принципы pacta sund servanda (обязанность соблюдать), неизменяемость в одностороннем порядке, верховенство по отношению к внутренним источникам права и др. Постановления международных договоров не должны противоречить учредительным договорам. Судом ЕС a priori (независимо) осуществляется контроль по запросу государств-членов и институтов ЕС. Европейский союз имеет по учредительным договорам статус юридического лица. Национальное право и международная правосубъектность позволяют ему вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера; сотрудничать и даже входить в их состав; поддерживать дипломатические или квазидипломатические отношения как с третьими государствами, так и с международными организациями.

В общем виде положение, подтверждающее право ЕС заключать международные соглашения, сформулировано в ст. 218 Договора о функционировании Европейского союза. Суд ЕС признал международный договор составной частью права. «Только ЕС может принимать на себя и выполнять договорные обязательства в отношении третьих государств, затрагивающих сферу применения права ЕС»58. Из этого вытекает, что ЕС обладает полномочиями на заключение международных договоров, если они являются продолжением внутренней компетенции ЕС (концепция параллелизма). Исключение из этой сферы государств-членов обусловлено не самим фактом подписания договора, а введением в действие общей нормы, регулирующей соответствующие правоотношения. До ее создания сохраняется смешанная компетенция.

На уровне учредительных договоров решен и вопрос о международных обязательствах государств-членов, взятых до их вступления в ЕС. Из ст. 350 и 351 Договора о функционировании Европейского союза видно, что международные обязательства, принятые государствами до их вступления в Союз, сохраняют свою силу, что полностью соответствует одному из ведущих принципов международного права: «договоры должны соблюдаться». При противоречии ранее заключенного соглашения с положениями права Союза соответствующее государство-член прибегает к любым подходящим средствам, чтобы ликвидировать установленные несоответствия.

Три категории договоров оказывают воздействие на формирование и эволюцию права Европейского союза. Во-первых, это договоры, заключаемые с третьими государствами и/или международными организациями. Такого рода договоры подписываются ЕС по вопросам, полностью относящимся к сфере его ведения. Вторую категорию международных договоров образуют так называемые соглашения, которые охватывают отношения в сфере ведения как ЕС, так и государств-членов. Соглашения первой и второй групп образуют неотъемлемую составную часть права. Для инкорпорации в правовую систему ЕС вступивших в силу соглашений не требуется каких-либо специальных актов имплементации. В рамках этой системы они занимают место, следующее за учредительными договорами. По общему правилу постановления эти соглашения имеют прямое действие, достижение которого обусловлено соответствием таким критериям, как применимость судом (порождает права и обязанности для частных лиц), ясность, непротиворечивость и безусловность. Для их реализации и применения судом не требуется каких-либо дополнительных актов.

Соглашения третьей категории – это договоры, заключаемые государствами-членами, но правовые последствия затрагивают непосредственно ЕС. Общее требование ст. 4 Договора о Европейском союзе (Лиссаб. ред.) – государства-члены обязаны обеспечивать реализацию целей и принципов интеграции и не создавать препятствий для их осуществления. Наличием прямого уполномочия ЕС в отношении его юрисдикции или признания юридической значимости такого акта предопределяется отнесение данных актов к источникам европейского трудового права.

Право обычаев ЕС как источник права не играет большой роли. Примером могут служить правоотношения Евросоюза с его служащими, которые регулируются частично обычаем.

Правовая доктрина. Важную роль в становлении и развитии трудового права Европейского союза имеет правовая доктрина, положенная в основу права. Правовая доктрина ЕС – понятие условное, представляющее совокупность теоретических представлений о целях, принципах и правовых нормах европейской интеграции. Функцию доктрины выполняют экспертные заключения ведущих европейских специалистов в специализированных комитетах и комиссиях ЕС. Они осуществляют анализ действующего законодательства и подготовку рекомендаций для определения принципов и содержания новых актов Европейского союза.


Соотношение первичного права с национальным правом

В Договорах о ЕС (Лиссаб. ред.) и Договоре о функционировании Европейского союза не регулируются соотношения первичного права с национальным правом. Соответствующие принципы по данному регулированию были разработаны в практике Суда ЕС в 1960-е гг.

Дело Ван Генд (Van Gend & Loos 59). Нидерландская фирма Van Gend & Loos вывозила определенные химикаты из Великобритании. Фирмой выплачивалась ввозная пошлина, которая в марте 1960 г. увеличилась в два раза. Фирма оспорила это, опираясь на ст. 25 Договора о ЕЭС. При этом государства-члены были обязаны не вводить никаких новых таможенных пошлин и сборов и не увеличивать существующие. Поэтому фирма подала жалобу в компетентный суд, который передал в Суд ЕС, согласно ст. 177 Договора о ЕЭС, вопрос: имеет ли ст. 12 Договора ЕЭС прямое действие на территории государства-члена, иными словами, могут ли граждане такого государства на основании вышеупомянутой статьи претендовать на индивидуальные права, подлежащие защите судами?

Суд ЕС ссылался на принципы международного права, согласно которым международный договор, такой как Договор о ЕЭС, должен толковаться в соответствии с его целью.

Суд ЕС решил следующее. Цель Договора о ЕЭС – создание общего рынка, функционирование которого непосредственно затрагивает интересы членов Сообщества, подразумевает, что данный Договор представляет собой не простое соглашение, создающее только взаимные обязательства между договаривающимися государствами. Эта точка зрения подтверждается в преамбуле Договора, которая обращена не только к правительствам, но и к народам. Она также более конкретно подтверждается созданием институтов, наделенных суверенными правами, реализация которых оказывает воздействие в равной степени как на государства-члены, так и на их граждан. Следует отметить, что граждане государств, объединенных в ЕС, участвуют в деятельности ЕС через Европейский парламент и Экономический и Социальный комитеты.

Кроме того, роль, которую играет Суд ЕС в соответствии со ст. 177 Договора о ЕЭС в обеспечении единообразного толкования Договора национальными судами, подтверждает, что государства-члены признают право ЕС источником, к которому их граждане могут обращаться в таких судах.

Из этого следует сделать вывод о том, что ЕС представляет собой новый международный правопорядок, в пользу которого государства ограничили свои суверенные права в определенных областях и субъектами которого являются не только государства-члены, но и их граждане. Право ЕС с учетом законодательства государств-членов не только налагает обязательства на частных лиц, но также наделяет их правами, которые становятся частью их правового достояния. Эти права возникают не только в том случае, когда они прямо выражены в Договоре, но также вследствие обязательств, которые Договор строго определенным образом налагает на частных лиц, равно как на государства-члены и институты ЕС.

По общему смыслу Договора в части, касающейся таможенных пошлин и равнозначных им сборов, ст. 9, провозглашающая основой ЕС Таможенный союз, включает в качестве существенного положения запрет подобных таможенных пошлин и сборов. Это положение приводится в начале раздела Договора, определяющего «Основы Сообщества»; оно применяется и разъясняется в ст. 12. Данным решением был признан принцип прямого действия права ЕС на национальное право (англ. direct effect, француз. effet directe).

В немецкой литературе применяются термины «прямая применимость» и «преимущественная применимость». Суд ЕС употребляет эти термины как синонимы.

В деле Энел (Costa v. ENEL)60 господин Costa отказался оплачивать счета вновь созданного общества по электричеству ENEL, так как подсчитал, что закон о национализации этого общества является недействительным из-за нарушения права ЕС. Суд г. Милана передал в Суд ЕС, согласно ст. 177 Договора о ЕЭС, несколько вопросов. В решении рассматривались вопросы Миланского суда в отношении ст. 102, 93, 53 и 37, целью которых было выяснить, имеют ли данные статьи прямое действие и создают ли они права для частных лиц, которые должны защищать национальные суды, и если это так, то каково их значение. Это положение противоречило бы дуалистической позиции итальянской конституции о взаимоотношениях международного и национального права.

Суд ЕС сослался на цель Договора о ЕЭС и подтвердил свое мнение о том, что ЕЭС является особенной международной организацией. В отличие от обычных международных договоров Договор ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая со вступлением Договора ЕЭС в силу стала неотъемлемой составной частью правовых систем государств-членов и положения которой обязаны применять их суды. Создав на неограниченный срок ЕС, имеющее свои собственные институты, статус юридического лица, собственную правоспособность и международную правосубъектность и, в частности, реальные полномочия, вытекающие из ограничения компетенции или передачи полномочий ЕС, государства-члены ограничили в строго определенных областях свои суверенные права и тем самым создали совокупность правовых норм, обязывающих как их граждан, так и их самих.

Инкорпорация в правовые системы каждого государства-члена положений права ЕС, а также общих положений, вытекающих из буквы и духа Договора ЕЭС, делает невозможным для государств-членов придание приоритета одностороннему и последующему акту национального права перед правовой системой, созданной ими на основе взаимности. Обязательность права Сообщества не может быть различной в разных государствах в зависимости от последующих внутренних правовых норм без того, чтобы не поставить под угрозу достижение целей Договора, изложенных в ст. 5 (2), и не стать основой для дискриминации, запрещенной ст. 7.

Обязательства, принятые по Договору об учреждении Сообщества, были бы не безусловными, но лишь возможными и зависящими от обстоятельств, если бы они могли быть оспорены последующими законодательными актами подписавших его государств. В том случае, когда Договор предоставляет государствам право на односторонние действия, это четко указано в специально принятых положениях (например, в ст. 15, 93 (3), 223–225). Просьбы государств-членов о предоставлении разрешения частично отступить от Договора рассматриваются в ходе специальной процедуры санкционирования (например, ст. 8 (4), 17 (4), 25, 26, 73, подпараграф 3 ст. 93 (2) и ст. 226), и они были бы беспредметны, если бы государства-члены могли избавиться от исполнения своих обязанностей с помощью обычного закона.