Ввозные пошлины повышают цену импортируемого товара, что позволяет государству использовать ее в качестве эффективного инструмента для защиты отечественного рынка, формирования конкурентной среды, регулирования объема импорта и его структуры.
ВЕКСЕЛЬ – вид ценной бумаги, письменное долговое обязательство установленной законом формы. Выдается заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), который имеет право потребовать с заемщика уплаты суммы денег в указанный срок. Является универсальным платежным, расчетным и кредитным средством: 1) форма платежного обязательства в торговле, включая международную; 2) средство краткосрочного коммерческого кредита, обычно до 6 месяцев; 3) коммерческие векселя, имеющиеся в распоряжении банка, служат базой для выписки банковского векселя; 4) средство оформления долговых отношений между банками; 5) форма залога для получения банковской ссуды; 6) форма залога, под который коммерческий банк может получить ссуду в центральном банке. Вексель – удобное платежное средство и в том отношении, что векселедержатель может покрывать им свои денежные обязательства, передавая его своим кредиторам с помощью индоссамента. Различают два вида векселя: простой и переводной. Простой предполагает выполнение обязательства самим векселедателем, а переводной – плательщиком, указанным на векселе с помощью передаточной подписи (индоссамент).
ВЕКСЕЛЬ ПЕРЕВОДНЫЙ (ТРАТТА) – письменное распоряжение одного лица (векселедателя) другому лицу (плательщику) о выплате по требованию или на определенную дату указанной в векселе суммы денег третьему лицу (бенефициару) или предъявителю данного векселя.
ВЕКСЕЛЬ ТОВАРНЫЙ (ТОРГОВЫЙ) – вексель, выданный под оплату товара, обязательство об оплате партии товара, поставленного на определенных условиях в соответствии с заключенным торговым контрактом. Представляет одну из форм коммерческого кредита.
ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ – движение векселя в сфере денежного обращения. Возникло на основе коммерческого кредита, значительно ускорив его развитие. Вместе с тем вексельное обращение не разрешило противоречий коммерческого кредита, обусловленных узостью границ его применения. Вексель может обращаться лишь в ограниченном кругу хозяйствующих субъектов, осведомленных о их взаимной платежеспособности. Ограниченность вексельного обращения преодолевается с помощью банковских билетов и других денежных инструментов.
ВЕКСЕЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ – совокупность векселей, находящихся в известный момент в распоряжении банка или предприятия.
ВЕНЧУРНАЯ ФИРМА – предприятие, продуктом которого являются связанные с риском инновации (нововведения) различного рода: в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов, организации производства, маркетинга. Венчурная фирма служит начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию промышленного производства. Зачастую с окончанием работы над данным продуктом фирма прекращает свое существование. Венчурные фирмы реализуют лишь небольшую долю поступающих проектов. Так как 30–40 % принятых к разработке проектов оказываются убыточными, значительная часть фирм разоряется.
Как правило, венчурные фирмы относятся к малому и среднему инновационному бизнесу, с числом занятых до 500 человек. В обычной неформальной обстановке небольших научных коллективов создаются условия для проявления творческой инициативы, более полного раскрытия талантов каждого их члена и быстрой реализации новых идей. Поэтому потенциал венчурных фирм наилучшим образом используется в наукоемких, технически сложных отраслях, где он сочетается с огромными производственными и финансовыми возможностями крупных компаний. Наиболее благоприятными для деятельности венчурных фирм являются отрасли, где жизненный цикл продукта невелик (в микроэлектронной промышленности США он составляет в среднем 4–5 лет). Быстрая смена номенклатуры продукции позволяет небольшим фирмам переходить от одной инновации к другой. В США в середине 1980-х гг. суммарный капитал венчурных фирм составлял примерно 15 млрд долл.
В России процесс создания венчурных фирм только начинается. В 1999 г. прошла первая ярмарка, на которой было выставлено 23 венчурных проекта, из которых 17 заинтересовали инвесторов.
ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ – выделение денежных средств со стороны венчурного (рискового) капитала небольшим исследовательским или внедренческим фирмам для разработки, доводки и внедрения нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер. Как правило, владельцы денежного капитала, представляя ссуды изобретателям и предпринимателям, не могут предъявлять им претензии в отношении имущественного залога под кредит или требовать от них гарантий выхода на рынок с новшествами в точно назначенные сроки, получения прибыли и возврата долгов с процентами. Фактически кредиторы рискуют своим капиталом по всем статьям, характерным для ссудного капитала. Однако этому риску противостоит соблазн получения большого выигрыша в случае удачного исхода по разработке и внедрению каких-либо новшеств в производство. Одним из способов хеджирования (страхования) инвестиций в рискованные проекты является их поэтапное финансирование. Главными источниками венчурного финансирования являются: а) неофициальный рынок рискового капитала; б) профессиональный венчурный капитал. Последний выступает обычно в форме профессионального управляемого инвестиционного пула.
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС рискованный бизнес, ставший основной формой технологических нововведений. Характерен для условий коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких отраслях, повышения степени рисков вложений капитала в инновационные сферы. Этим бизнесом занимаются соответствующие фирмы. Они служат начальной ступенью создания продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию производства. В международной практике по завершении работы, связанной с созданием продукта, венчурная фирма, как правило, прекращает свое существование. В России венчурный бизнес находится на начальной стадии становления.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ – единая система сбыта, включающая производителя, одного или нескольких оптовых продавцов и одного или нескольких мелкооптовых (розничных) продавцов. При этом один из членов системы – канала распределения товара (например, генеральный дистрибьютор) может обладать правом собственности на основные и оборотные средства системы. Он предоставляет торговые привилегии остальным членам канала распределения (дилерам), а также обеспечивает сотрудничество всех участников канала в рамках принятого между ними соглашения.
ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ – свойство товаров удовлетворять потребности только в комплексе друг с другом. Примером могут служить: автомобиль и бензин; ручка и бумага; стол и стул и т. д. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд; компьютер и программное обеспечение; сталь и прокатный стан и др. Если два товара взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, рост цен на автомобили приведет к уменьшению спроса на бензин. Понимание взаимодополняемости имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в рыночной экономике.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ – товары, обладающие свойствами заменять друг друга при удовлетворении однородных потребностей. Примером взаимозаменяемости могут быть следующие пары товаров: уголь – нефть; металл – пластмассы; чай – кофе; сахар – конфеты и т. д. Взаимозаменяемыми могут также быть и блага: розы – гвоздики; кино – цирк и т. д. Взаимозаменяемость бывает абсолютной, когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики и относительной, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Взаимозаменяемые товары конкурируют на рынке. Рост цен одного приводит к относительному снижению цены другого, в результате изменяется спрос на них. Изучение взаимозаменяемости имеет практическое значение при анализе поведения покупателей и закономерностей ценообразования.
ВЗЯТКА – получение чиновником (должностным лицом) лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за какое-либо действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Согласно законодательству РФ взятка и дача взятки являются преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Преследуется уголовным законом также провокация взятки либо коммерческого подкупа, т. е. попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа. Законодательством РФ предусматривается освобождение от уголовной ответственности в случаях, если имело место вымогательство взятки, или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО (англ. taking bribes graft) – получение должностным лицом лично или через посредника взятки. Дается в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за какое-либо действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, вследствие занимаемого им положения или он может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Согласно уголовному законодательству РФ получение взятки считается преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Преследуется уголовным законом также провокация взятки либо коммерческого подкупа, т. е. попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности в случаях, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
ВКЛАД (англ. deposit, deposit account) – 1) денежные средства, внесенные гражданином в банк в целях хранения и получения дохода в виде процентов. Возвращается вкладчику по первому требованию. Оформляется договором в письменной форме; 2) в широком смысле – вложенные с определенной целью материальные и нематериальные ценности: деньги, имущество, труд, знания, участие, доля и т. д.
ВКЛАД СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ – внесенные физическими лицами деньги в банки и иные кредитно-финансовые учреждения с целью сохранения и получения дохода в виде процентов. Различают: срочные, договорные, накопительские и целевые вклады. При досрочном снятии вклада выплачивается пониженный процент, как правило, равный проценту по вкладам до востребования. Вкладчик не может изымать средства сберегательного вклада с помощью чеков. Для банков более выгодны, чем простые вклады до востребования, ибо для них не требуется поддержания значительных резервов. Являются для банков источником денежных ресурсов для долгосрочного кредитования физических и юридических лиц.
ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД – потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, которые рассчитываются с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на уровень такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ – система самостоятельных финансовых организаций, которые финансируют вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения. В число государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ. На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные дорожные фонды. Финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет распределения в соответствующей пропорции единого социального налога.
ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ – вводится арбитражным судом по отношению к коммерческой организации-должнику с целью восстановления ее платежеспособности. Внешнее управление выражается прежде всего в передаче полномочий по управлению лицу, утвержденному собранием кредиторов организации-должника и назначенному арбитражным судом. Внешнее управление вводится на 12 месяцев, но может быть продлено еще на 6 месяцев. С момента начала внешнего управления устанавливается мораторий как на удовлетворение требований кредиторов, так и по обязательным платежам. Но этот критерий не касается выплат по зарплате, вознаграждений по авторским договорам, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. При внешнем управлении может быть осуществлено перепрофилирование производства, закрытие убыточных производств, цехов, участков, продажа части имущества и т. п. Принимаются меры по ликвидации дебиторской задолженности, в том числе и путем продажи прав требований. Наконец, может быть продано и все предприятие должника.
ВНЕШНЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ – операции финансирования дефицита бюджетов, проводимые органами государственного управления данной страны по договорам с международными организациями экономического развития, государственными органами других стран, банками, предприятиями, частными лицами и другими экономическими единицами, не являющимися резидентами.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
В России в целях стимулирования роста национальной экономики Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ согласно законодательству способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в том числе через осуществление Федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности. Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности ежегодно разрабатывается Правительством РФ и представляется на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета. Указанная программа содержит: 1) прогноз торгового баланса как составную часть платежного баланса РФ; 2) оценку современного состояния и проблем торгово-экономических отношений РФ с иностранными государствами; 3) план внешних заимствований РФ с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов; 4) план экспортных кредитов, предоставляемых с использованием средств Федерального бюджета или под гарантии Правительства РФ; 5) план обслуживания внешнего долга РФ; 6) план поступлений от обслуживания долгов иностранных государств перед РФ; 7) перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, ставки пошлин таможенного тарифа и пределы их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, меры по защите внутреннего рынка; 8) перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий год; 9) реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних и многосторонних обязательств, допущенных в отношении российских лиц на рынках отдельных государств, и перечень принятых и намечаемых мер по защите законных торгово-экономических интересов РФ.
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДЕФИЦИТ (лат. deficit – неудобство) – неотрицательное сальдо торгового баланса, связанное с превышением платежей по импорту над поступлениями от экспорта товаров и услуг. При этом внешнеторговое сальдо может рассчитываться отдельно как по торговле товарами, так и по торговле услугами, поскольку та или иная страна может иметь дефицит в торговле товарами и активное, т. е. положительное, сальдо по торговле услугами. И наоборот. Таким образом, сальдо торгового баланса составляет разницу между экспортом товаров и их импортом. А сальдо баланса услуг оставляет разницу, с одной стороны, баланса услуг, включая транспорт, страхование и туризм, и, с другой стороны, платежи по названным статьям.
Внешнеторговый дефицит отражает низкую конкурентоспособность национальных товаров, несовершенную структуру экспорта и импорта, ухудшение условий торговли для страны, неблагоприятные колебания экономической конъюнктуры и прочие факторы, затрудняющие дальнейшее социально-экономическое развитие той или иной страны. В этой связи выявление как причин, так и факторов внешнеторгового дефицита имеет огромное значение для разработки и осуществления программ оздоровления национального хозяйства, изменения политики в сфере регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических отношений.
В случае общего дефицита внешней торговли та или иная страна, как показывает мировой опыт, принимает экстренные меры по дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг, по стимулированию отечественного товаропроизводителя, по разработке комплексной системы мер, направленных на развитие тех отраслей и сфер экономики, которые принесут существенную прибыль, включая учет и контроль внешнеторговых бартерных сделок, по привлечению иностранных инвесторов в реальный сектор экономики, в развитие научно-технического прогресса и производство конкурентоспособной на внешнеторговых рынках своей продукции с целью получения свободно конвертируемой валюты и выравнивания тем самым отрицательного сальдо торгового баланса на его положительное значение.
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ – сумма стоимостей экспорта и импорта того или иного государства либо группы стран за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц. В большинстве стран мира учет экспорта товаров осуществляется по реализационным ценам «фоб», т. е. когда в цену товара включаются расходы по доставке и погрузке товаров на борт судна либо другое транспортное средство. Импорт учитывается по ценам «сиф», т. е. когда учитываются расходы по перевозке и страхованию товаров.
Оценка внешнеторгового оборота имеет чрезвычайно важное значение в статистике внешней торговли, поскольку на ее базе рассчитываются средние цены, сальдо торгового баланса, эффективность внешней торговли в целом, коэффициент эластичности и т. п. Внешнеторговый дефицит рассчитывается в текущих ценах рынка, в том числе в ценах соответствующих лет, а также в постоянных ценах, которые, в свою очередь, позволяют в ходе анализа динамики внешнеторгового оборота и его структуры нейтрализовать влияние колебания цен.
Что касается мирового внешнеторгового оборота, то под стоимостью мировой торговли понимается сумма экспорта всех стран мира, выраженная в самой устойчивой валюте мира – американских долларах. Для сбора, обобщения и систематизации статистических данных о внешнеторговом обороте разработаны международные номенклатуры, которые учитываются в процессе построения национальных внешнеторговых классификаций. Важнейшими из них являются: Международная стандартная классификация ООН, принятая в 1985 г., состоящая из 10 разделов, 67 отделов, 261 товарной группы и 3118 товарных позиций; Номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров, вступившая в силу с 1983 г., вклющая 21 раздел, 96 групп, 33 подгруппы, 1241 товарную позицию, 3553 подпозиций и 5019 субпозиций.
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экс-терналии) – разность между частными и общественными (полными) выгодами, между частными и общественными (полными) издержками, возникающая в ситуации неполного присвоения производителем результатов производства. Это значит, что действия хозяйствующего субъекта оказывают не учитываемое в его частных выгодах или издержках позитивное или негативное влияние на параметры деятельности других участников экономического процесса: предприятий, отдельных индивидов, государства, общества в целом (полные или общественные выгоды или издержки).
Расхождение между частными и общественными (полными) издержками возникает в случае, если производитель не несет полностью экономической ответственности за результаты своей деятельности. Так, если он не несет всех издержек, связанных с загрязнением окружающей среды, расхождение между частными и общественными издержками складывается в его пользу; для общества экстерналия носит отрицательный характер. Если производитель не получает полностью всех выгод, возникающих в ходе его деятельности, расхождение между частными и общественными (полными) выгодами складывается в пользу других производителей, всего общества. Таков, например, случай, когда инновация поступает в общее бесплатное пользование; имеет место положительная экстерналия для общества.
ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – непогашенные прямые договорные обязательства органов государственного управления с фиксированным сроком перед нерезидентами (международными органами развития, зарубежными органами управления, иностранными банками и фирмами). К внешнему долгу относится задолженность: международным организациям развития, органам управления зарубежных государств, банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков. Пересчет в национальную валюту суммы долга, выраженного в иностранной валюте, производится по рыночному курсу, действующему на дату переоценки. Внешние займы увеличивают финансовые ресурсы государства в момент их получения. Привлечение внешних займов может приводить к росту спроса государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Однако займы иностранных государств и международных финансовых организаций могут использоваться на оплату импорта, для погашения ранее взятых займов и процентов по ним или направляться после конвертации в национальную валюту на финансирование расходных статей государственного бюджета, в частности на выплаты населению в виде пенсий, зарплаты работникам бюджетных организаций и т. д. Выплата долга и процентов по его обслуживанию ведут к уменьшению величины валового внутреннего продукта, которая могла бы быть использована на социально-экономическое развитие страны.
ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления после утверждения его собранием кредиторов организации-должника. Внешний управляющий исполняет все функции руководителя и самостоятельно распоряжается всем имуществом должника, но с некоторыми ограничениями. Так, он не может осуществлять сделки, если их стоимость превышает 20 % стоимости активов должника. На внешнего управляющего возлагаются дополнительные обязанности. В течение одного месяца с момента своего назначения он должен разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план по восстановлению платежеспособности должника. За 15 дней до окончания срока внешнего управления внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет с итоговым выводом. Это может быть предложение, во-первых, о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, во-вторых, о продлении внешнего управления еще на шесть месяцев, в-третьих, о заключении мирового соглашения между кредиторами и должником, и, наконец, в-четвертых, о прекращении внешнего управления и признании должника банкротом. Отчет внешнего управляющего рассматривается не позднее чем через десять дней после истечения срока внешнего управления. А через пять дней после собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение об утверждении решения собрания кредиторов.
Если должник восстановил свою платежеспособность и прекратилось внешнее управление, то и закончились полномочия внешнего управляющего. Если кредиторы пришли к мировому соглашению с должником, то внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения или избрания нового руководителя должника. Если же должник признается банкротом, то внешний управляющий работает до момента передачи дел конкурсному управляющему.
Внешний управляющий по решению арбитражного суда может быть по ряду причин (личное заявление, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, выявление обстоятельств, препятствующих данному лицу исполнять обязанности) освобожден от выполнения своих обязанностей.
ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ – операции финансирования дефицита бюджетов между органами государственного управления и резидентами данной экономики (органами управления, финансовым сектором, предприятиями, частными лицами и другими экономическими единицами).
ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – в соответствии с рекомендациями Международного Валютного Фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются долговые обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. В Российской практике согласно Бюджетному кодексу к внутреннему долгу относятся долговые обязательства, выраженные в национальной валюте. К внутреннему долгу относится задолженность: органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим (депозитным) банкам, другим частям сектора государственного управления; другим органам управления того же уровня; другим уровням государственного управления; прочая внутренняя задолженность (нефинансовым государственным и частным предприятиям, домашним хозяйствам и др.).