Книга Экономический словарь. 2-е издание - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 14
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экономический словарь. 2-е издание
Экономический словарь. 2-е издание
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экономический словарь. 2-е издание

Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это – сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

Все большее значение приобретает ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х гг. в индустриально развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), тратило на социальные нужды половину и более всех бюджетных расходов.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) (англ. PPP – Private Public Partnership) – совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В числе базовых признаков государственно-частных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

1) сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

2) взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

3) взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

4) ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;

5) в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

6) финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

1) любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

2) государственные контракты;

3) арендные отношения;

4) финансовую аренду (лизинг);

5) государственно-частные предприятия;

6) соглашения о разделе продукции (СРП);

7) концессионные соглашения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ – финансовые и иные ресурсы, поступающие в казну и используемые государством для осуществления своих функций. Складываются из налоговых поступлений и других платежей, перечисляемых в бюджет государства. Налогообложение – необходимое условие существования государства. За счет налогов формируется 80–90 % доходной части государственного бюджета. В доходы федерального бюджета перечисляется также часть доходов предприятий, в которых государство является участником (например в акционерных обществах).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ – использование денежных ресурсов, аккумулированных в доходной части государственного бюджета на экономические, социальные, военные и иные нужды. В России расходы государства осуществляются на основе ежегодно принимаемого федерального закона о федеральном бюджете.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ – инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

Содержание государственной программы связано с определением главной перспективной (стратегической) цели, подцелей в их соподчиненности («дерево целей»), этапов достижения цели, комплекса увязанных между собой мер по достижению целей (организационных, социально-экономических, научно-технических и др.), определением субъектов, участвующих в реализации программы, механизма реализации, включая источники финансирования, методы стимулирования, ответственности и др.

Начало использования программно-целевых методов государственного регулирования относится к 30-м гг. XX в. в индустриально развитых странах Европы. В середине 60-х гг. данный метод относительно широко, особенно в США, использовался для целенаправленного формирования бюджетной политики, рассматривался как элемент непрерывного планирования. Министерством обороны США была разработана система ППБ (планирование – программирование – бюджетирование). На последующих этапах государственные программы стали более совершенными (были преодолены противоречия между программно-целевым и ведомственно-отраслевым принципами управления, значительно усовершенствованы методы разработки и реализации программ) и в настоящее время являются главным, стержневым элементом государственного регулирования экономики.

Большой опыт разработки и реализации Государственных программ был накоплен в СССР. Например, комплексная программа электрификации России (ГО-ЭЛРО) 1920 г., в последующем осуществлялась программная проработка наиболее важных проблем (экономических, научно-технических и др.). В конце 70—80-х гг. перманентно разрабатывалась Комплексная программа научно-технического прогресса, основные параметры которой закладывались при составлении пятилетних планов развития страны. Однако многие государственные программы в силу особенностей командно-административной системы не были реализованы.

В современных условиях России государственным целевым программам придается большое значение. Вместе с тем ресурсные ограничения являются главным критерием при отборе проблем для программной проработки, что нередко приводит к приоритетности текущих (хотя и важных) проблем над стратегическими. При формировании федерального бюджета утверждается Перечень федеральных целевых программ, предполагаемых к финансированию из федерального бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ – инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики, представляющий собой единый комплекс финансовых операций органов государственного и муниципального управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. В федеративных государствах объединяют финансы федерального, регионального и местного (муниципального) уровня.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – финансовый план государства на текущий год, роспись доходов и расходов государства на определенный период времени. Если государственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета, если же государственные доходы превышают расходы, то имеет место профицит государственного бюджета. В России Федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной Думой по представлению Правительства РФ и вносится после этого на утверждение Совета Федерации

Федерального Собрания РФ. Исполнение Федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом, либо в ином в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения выполняемых фондом задач и функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение в законодательные органы. Государственные внебюджетные фонды относятся к бюджетной системе РФ, поэтому их проекты представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: 1) обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; 2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прочие доходы. Направления расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законодательством. Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

В аналогичном порядке осуществляется представление отчета. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов. Использование заемных средств государством для финансирования различного рода расходов является обычной практикой многих государств мира. Предельные объемы заимствований в разных странах регулируются по-разному. В России они определяются Государственной Думой РФ.

В зависимости от происхождения кредитных средств государственный долг делится на внутренний и внешний. Увеличение государственного долга, особенно внешнего, без учета возможностей его обслуживания превращает государство в банкрота, создает угрозу экономической безопасности, ведет к утрате государственного суверенитета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ – поручение, выдаваемое от имени государства на производство и поставку продукции или оказание услуг. Госзаказ обеспечивает удовлетворение важнейших общегосударственных потребностей, в т. ч. оборонного характера, а также потребностей федеральных бюджетных организаций. Исполнение госзаказа не только почетно, но и выгодно исполнителю, т. к. при надлежащем качестве продукции и услуг гарантируется полная оплата в соответствии с договором, а следовательно, и соответствующая прибыль. Поэтому получение госзаказа во многих случаях становится предметом лоббирования, а затем и жесткой конкуренции между потенциальными исполнителями. В связи с этим госорганы, правомочные выдавать госзаказы, организуют тендеры и конкурсы, на которых выявляются исполнители, предлагающие наилучшие условия (наиболее низкие цены, удобные сроки и объемы поставок, высокое качество и т. п.).

ГОСУДАРСТВО – совокупность институтов власти, обслуживающих интересы общества. Вплоть до XX в., пока главной движущей силой развития были различные формы и виды социальной борьбы между классами и социальными слоями, государство выступало прежде всего как носитель интересов господствующего класса, тех или иных социальных слоев и групп внутри них. Начавшаяся с 1930-х гг. посткапиталистическая трансформация в индустриально развитых странах сопровождалась коренным изменением природы, экономической роли и функций государства. Государство во все большей степени превращается в агента общества, выступающего от имени общества, которое это государство контролирует. Оно, хотя и испытывает давление узкокорыстных интересов отдельных социальных групп, все больше трансформируется в систему институтов по обслуживанию интересов и нужд населения. Властный аппарат используется для оказания обширного комплекса социальных услуг, начиная от обеспечения внутренней и внешней безопасности.

По мере превращения государства в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций меняется содержание государственной собственности, которая приобретает черты общенациональной ассоциированной собственности. Как субъект собственности государство преследует ныне общенациональные цели, ориентируясь прежде всего на удовлетворение потребностей населения, повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках.

Принципиально меняется и роль государства как регулятора экономических и социальных процессов. Политика государства в развитых странах приобретает новое программное качество. Разрабатываются и реализуются стратегические долгосрочные социальные, экономические, научно-технические, экологические и другие программы. Это придает во все большей мере управляемый характер социально-экономическому развитию стран Запада, Японии, всего мирового сообщества. Главным направлением государственного стратегического программного управления становится усиление социальной ориентации экономики.

Формируется новый тип «социально-трансфертного» государства. Его социальные расходы растут как в абсолютном, так и в относительном выражении. Они составляют ныне от одной четверти до половины валового внутреннего продукта (ВВП). Это позволяет государству проводить активную политику, направленную на укрепление системы социальных гарантий, смягчение социальной дифференциации, вызываемой действием рыночного механизма, достижение баланса интересов, поддержание социального консенсуса.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ – программный лозунг социал-демократии. Государство рассматривается как главный агент распределения общественного продукта в интересах всех членов общества. Образцом воплощения этого идеала считается Швеция, в которой социал-демократы многие годы находятся у власти. Самый высокий в мире уровень налогообложения позволяет перераспределять через государственный бюджет 57 % валового национального продукта (ВНП). Одной из самых узких в Европе является шкала дифференциации доходов. Действуют специальные механизмы регулирования заработной платы и занятости, обеспечивающие низкий уровень безработицы. Существует большой общественный сектор, служащий основой приоритетного развития социальной сферы.

Нарушение оптимального соотношения между собственно экономической и социальной сферой, экономической эффективностью и социальной справедливостью вызвало кризис шведской модели государства всеобщего благосостояния и потребовало пересмотра ее некоторых характеристик.

Принцип социальной справедливости, заложенный в идее «государства всеобщего благосостояния», реализуется в известной мере в социально ориентированной рыночной экономике других индустриально развитых стран (Германии, Франции, США).

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС – единый законодательный акт (свод законов), в котором системно изложены нормы права, регулирующие гражданские отношения и права.

Попытки кодификации законов, регулирующих те или иные стороны общественных отношений, предпринимались, начиная с глубокой древности: Судебник царя Хаммурапи в Вавилоне (XVII в. до н. э.), Законы Ману в Индии (II в. до н. э. – II в. н. э.), Свод Римского гражданского права (VI в. н. э.).

Классической кодификацией Гражданского права европейских государств явился Французский гражданский кодекс 1804 г.

В России единая кодификация правовых норм, регулирующих те или иные аспекты общественных отношений, осуществлялась постепенно. В Судебнике 1497 г. была сделана первая попытка свести воедино правовые нормы. Свод законов Российской империи, сформированный в XIX в., просуществовал до революции 1917 г. В 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, на смену которому был утвержден Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. Ныне действующий на территории России Гражданский кодекс был разработан и утвержден в середине 90-х гг. Часть первая Гражданского кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. Часть вторая Гражданского кодекса РФ была принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

Д

ДАВАЛЬЧЕСКОЕ СЫРЬЕ —

1) сырье, предоставляемое партнером для переработки в готовую продукцию в другой стране или другом регионе, с тем чтобы продукция была возвращена производителю сырья или в страну пребывания владельца сырья. Используется часто из-за недоступности или ограниченности доступа изготовителя готовой продукции к рынку сырья. Наибольшее распространение данная система отношений получила при переработке первичного сырья;

2) охватывает также операции с сырьем в режиме толлинга, наиболее типичные, когда заказчик предъявляет особые требования к изготовлению готовой продукции и желает контролировать производство данного продукта и самого производителя, предоставляя при этом производителю сырье (материалы) непосредственно или по договору с третьей стороной.

ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ (МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ) – одновременное обложение в разных странах идентичными или имеющими одинаковую природу налогами. Различаются международное экономическое двойное налогообложение и международное юридическое двойное налогообложение. При экономическом двойном налогообложении два различных лица облагаются налогом в отношении одного и того же дохода и капитала. При юридическом двойном налогообложении один и тот же доход одного и того же лица облагается более чем одним государством. Международное юридическое двойное налогообложение может иметь место в следующих трех случаях:

1) если два государства подвергают одно и то же лицо налогообложению по его мировому доходу или капиталу (одновременные полные налоговые обязательства);

2) если лицо является резидентом одного государства, а обладает капиталом или получает доход в другом государстве, и оба государства взимают налог с этого дохода и капитала;

3) если каждое государство подвергает одно и то же лицо, не являющееся резидентом ни одного из государств, налогообложению по доходу, который поступает из другого государства, или по капиталу, которым он там владеет (одновременные ограниченные налоговые обязательства).

Международное юридическое двойное налогообложение устраняется путем заключения между заинтересованными государствами соответствующих международных налоговых соглашений (конвенций). Существуют два основных принципа устранения международного двойного налогообложения государством, резидентом которого является налогоплательщик, используемых при заключении международных налоговых соглашений. Первый принцип – освобождение, когда государство не облагает налогом доход, который согласно соглашению может облагаться налогом в государстве представительства или источника. Второй принцип – кредита, при котором государство подсчитывает взимаемый им с резидента налог на основе совокупного дохода налогоплательщика, включая доход, полученный в государствах представительства и источника, а затем вычитает из суммы налогов, уплаченных в другом государстве. Принцип освобождения применяется к доходу, а принцип кредита – к налогу.

Решение вопроса о праве государства взимать налог с дохода иностранного юридического лица в РФ зависит от характера деятельности (в том числе от вида и постоянства деятельности этого лица на территории РФ). При оценке характера деятельности используется концепция постоянного представительства. Понятие «постоянного представительства» применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством могут быть: филиал, представительский офис иностранного юридического лица, а также любое место осуществления деятельности этого лица. Постоянное представительство возникает при условии одновременного соблюдения нескольких общих условий: наличия места деятельности, постоянства места деятельности и осуществления регулярных операций через место деятельности. Например, под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются бюро, контора, агентство, место деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактом строительных работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранным юридическим лицом на представительские функции в РФ. Россия как правопреемник СССР приняла на себя все обязательства по соглашениям о двойном налогообложении, а также подписала ряд новых соглашений.

ДВОЙНОЙ (ДВУХКОЛОННЫЙ) ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ – тариф с максимальными и минимальными ставками по каждой товарной позиции, применяемыми в зависимости от торгово-политических отношений с данной страной.

ДВУСТОРОННИЙ КЛИРИНГ – взаимный зачет платежных требований во внешней торговле двух стран. Часто применяется развивающимися странами, центральные банки которых ежегодно подводят баланс торговых и других взаимных платежей. Урегулирование претензий часто совершается в свободно конвертируемой валюте.

ДЕБЕТ – запись в бухгалтерском счете, свидетельствующая о том, что стоимость актива (например, иностранной валюты, являющейся собственностью гражданина данной страны) сократилась.

ДЕБИТОР (от лат. debitor – должник) – должник, юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность организации, учреждению, предприятию (антоним понятию «кредитор»). В качестве дебиторов могут выступать лишь лица, способные быть носителями гражданских прав и обязанностей. В двусторонних договорных обязательствах одно и то же лицо выступает и в качестве дебитора, и в качестве кредитора (например, по договору поставки поставщик является дебитором в обязательстве передать товар и кредитором в обязательстве уплатить деньги).

ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ – сумма долгов юридических и физических лиц данному предприятию. Свидетельствует об отвлечении денежных средств предприятия, фирмы, организации из хозяйственного оборота. Различают «нормальную» и просроченную дебиторскую задолженность. Первая возникает, когда денежные средства при расчете за товары и услуги поступают на счета предприятий не сразу, а по прошествии какого-то времени. Речь идет о задолженности покупателей, сроки погашения которой не наступили, задолженности, возникающей при выдаче денежных средств «под отчет», и т. п. Просроченная возникает в связи с нарушением финансовой дисциплины покупателями и заказчиками, своевременно не оплачивающими поставленную им продукцию или предоставленные услуги. Может быть результатом неквалифицированного руководства хозяйственной деятельностью, недоучета финансовых и банковских рисков, криминальных действий. Постоянный рост задолженности оказывает отрицательное воздействие на финансовые результаты хозяйствующих субъектов, деформирует денежно-кредитную систему.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Девальвация национальной валюты используется правительствами для уменьшения дефицита платежного баланса страны, повышения конкурентоспособности товаров на мировом рынке, стимулирования внутреннего производства. Девальвация способствует росту экспорта, поскольку экспортер при обмене вырученной иностранной валюты на свою обесцененную валюту получает девальвационный доход. С другой стороны, она повышает цены на импортные товары и делает их менее конкурентоспособными по сравнению с местными (отечественными) товарами и поэтому ограничивает импорт, т. е. происходит импортоза-мещение. В условиях глобализации экономики девальвация ключевой валюты – американского доллара – неизбежно вызывает цепную реакцию снижения курсов валют, «привязанных» к доллару. Чтобы платить по долгам, России выгодно снижение курса доллара (девальвация), а для улучшения экономической ситуации в стране и развития отечественного производства, напротив, ей выгодно повышение курса доллара. Поиск оптимального соотношения курса доллара к рублю – важная научная и практическая задача.

ДЕВИЗЫ (лат. deviso) – платежные средства (переводы, чеки, аккредитивы и т. д.) в иностранной валюте, используемые в международных расчетах.

ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЯ – система мер, предпринимаемая государственными органами и центральным банком той или иной страны с целью предотвращения хождения чужой иностранной валюты в качестве средства платежа на территории своей страны. Данная ситуация особенно характерна для постсоциалистических стран и бывших республик, входящих в состав СССР. В России «дедолларизация всей страны», начатая после непродуманного и поспешного введения во внутренний оборот доллара США в результате введения внутренней конвертируемости рубля с 1 июля 1992 г., чрезвычайно осложнила проведение независимой национальной бюджетной, денежной и курсовой политики. Долларизация увеличивает не поддающийся прямому государственному контролю элемент денежной массы, позволяет использовать СКВ в качестве инструмента сбережений, в т. ч. населения, способствует колоссальной утечке капитала за границу. Но что самое главное – долларизация способствует потере Россией своей экономической безопасности.

Процесс дедолларизации отвечает требованию Гражданского кодекса РФ (статья 140) о том, что только российский рубль может быть единственным платежным средством на всей территории России. Для этого сначала надо разумно ограничить внутреннюю конвертируемость, имея в виду систему валютных бирж, уполномоченных банков, обменных пунктов, валютных депозитов. Затем следует ограничить права коммерческих банков на формирование валютных резервов и хранение их за границей, что одновременно предотвратит утечку капитала. Необходимо нивелировать приток иностранных инвестиций на рынке ценных бумаг (портфельных инвестиций) путем стимулирования инвестиционной активности отечественного капитала и законодательного установления доли безопасного присутствия нерезидентов на рынке рублевых долговых обязательств. Требуется создать механизм более высокого стимулирования сбережений населения РФ в рублях по сравнению с долларовыми сбережениями путем повышенного процента. Но основой путь для реализации названных мер один – развитие реального сектора экономики.