Книга Экономический словарь. 2-е издание - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экономический словарь. 2-е издание
Экономический словарь. 2-е издание
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экономический словарь. 2-е издание

БИРЖЕВАЯ ЦЕНА – цена на товары, реализуемые в процессе биржевой торговли. Сведения приводятся в систематических котировках. Служит достоверным источником об уровне и динамике цен соответствующих товаров. Уровень цен зависит от ряда факторов и прежде всего от соотношения спроса и предложения на тот или иной товар.

БИРЖЕВАЯ ЯМА – часть торгового зала биржи, пол, который находится на более низком уровне, чем пол всего зала. Позволяет брокерам лучше видеть друг друга. На крупных биржах обычно бывает несколько ям. Место, где разрешено заключать биржевые сделки членам биржи.

БИРЖЕВОЕ КОЛЬЦО – термин произошел из того факта, что биржевики на Лондонской бирже металлов и на некоторых других европейских биржах сидят или стоят по кругу.

БИРЖЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – система нормативных актов, регулирующих деятельность бирж. Нацелено на предотвращение манипуляций ценами; защиту интересов малых фирм от спекулянтов; предотвращение крахов. Законодательное регулирование биржевой торговли заметно усилилось в последние годы. Вызвано увеличением масштабов биржевой торговли, необходимостью регулирования рыночными средствами биржевых сделок, ограничения спонтанных действий самих бирж (ранее во многих страна биржевая торговля регулировалась преимущественно нормами и правилами, разрабатываемыми самими биржами). Биржевое законодательство позволяет упорядочить систему отношений, возникающих между продавцами, покупателями и персонами биржи, обеспечить относительную устойчивость этого механизма рыночной экономики.

БИРЖЕВОЙ БРОКЕР – посредник между продавцом и покупателям при заключении ими биржевых торговых сделок. Юридически не является стороной в договоре, не выступает официальным представителем продавца или покупателя. Действует на основе отдельных поручений клиентов (этим он отличается от дилера, действующего на бирже от своего имени). Следит за выполнением заключенной сделки. Как правило, специализируется на определенных товарах и видах биржевых операций.

БИРЖЕВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ – справочное издание бирж, где публикуются данные об общих объемах продаж, предложений, спроса, о ценах, в т. ч. котировальных. Выпускается, как правило, ежедневно и печатается в газетах и журналах экономико-финансового профиля. Служит ориентиром для продавцов и покупателей товаров, характеризует деловую активность участников рынка.

БИРЖЕВОЙ ИГРОК – физическое или юридическое лицо, участвующее в биржевых торгах с целью обогащения. Покупает акции и другие ценные бумаги только для их последующей перепродажи, его не устраивают долгосрочные инвестиции.

БИРЖЕВОЙ КОМИТЕТ – постоянно действующий орган биржи, занимающийся текущими делами. Председатель и члены избираются общим собранием на определенный срок. Главными функциями являются: установление порядка проведения операций на бирже; установление контроля за допуском ценных бумаг; составление биржевых бюллетеней; установление связей с правительственными органами по делам биржи; назначение биржевых маклеров (брокеров), рассмотрение возникающих споров.

БИРЖЕВОЙ ОБОРОТ – объем сделок с ценными бумагами или товарами, совершенных за определенный период времени на бирже.

БИМЕТАЛЛИЗМ – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (золотом и серебром), предусматривается свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. Биметаллизм – система параллельной валюты, когда законодательство не устанавливает определенного соотношения между золотом и серебром. Она получила распространение в XVI–XVIII вв. и во многих странах сохранялась примерно до последней трети XIX в. Обращение двух металлов как всеобщего эквивалента было сопряжено с определенными трудностями. Выполнение этой роли двумя металлами противоречит сущности денег, поскольку два эквивалента – это две меры стоимости, а следовательно, и две цены. Данное противоречие было разрешено в конце XIX в., когда биметаллизм был заменен монометаллизмом.

БЛАГА – товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности. Соответственно социальной организации и способу потребления можно выделить блага частные и блага общественные. Частные блага делимы и удовлетворяют потребности людей индивидуально (еда, одежда, обувь и т. д.). Блага общественные предполагают коллективный характер потребления. Например, оборона страны является общественным благом, оно распространяется на все население, независимо от оплаты отдельными индивидами пользования обороной. Можно выделить как специфическую группу так называемых «клубных благ». «Клубное благо» используется совместно, но до определенного предела в зависимости от численности возможных пользователей благом (например число посадочных мест в автобусе или в театре). В этом отличие «клубного блага» от общественного. Общественное благо предполагает абсолютное несоперничество потребителей блага, а клубное – только до определенного предела (пока есть места в автобусе или в театре).

По целевому назначению блага можно разделить на потребительские и ресурсы. К потребительским относятся блага, которые непосредственно используются потребителями, а ресурсы являются средством получения потребительских благ (например природные ресурсы).

В зависимости от времени использования блага в потреблении можно выделить блага долговременного пользования (машины, книги, холодильники и т. д.) и блага кратковременного потребления (продукты питания). Выделяются также взаимозаменяемые (масло и маргарин) и взаимодополняемые блага (машина и бензин).

БЛАГОСОСТОЯНИЕ – характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в том числе демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в том числе грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы. Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом – результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного минимума». Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и обязательные платежи. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспечен-ности – следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Благосостояние, наряду с доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации. В большинстве стран с рыночной экономикой преобладающая часть расходов на образование, медицину, социальное обслуживание покрывается за счет коллективных источников финансирования.

Отрицательно сказывается на благосостоянии населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции посредством политики индексации доходов.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность по оказанию помощи со стороны государства, организаций и отдельных лиц тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея детей на своем иждивении. Государство финансирует социальные благотворительные программы за счет общих налоговых поступлений. Благотворительную помощь со стороны государства отдельные лица и семьи получают в случае представления свидетельств своих низких доходов. В состав благотворительной помощи не входят пособия, получаемые за счет страхования по старости и нетрудоспособности, ибо они связаны с заработком и являются заработанными. Благотворительностью является муниципальная помощь (например доплаты к пенсиям, субсидии на жилье, дополнительные пособия по безработице, пособия на детей и т. д.).

К благотворительной деятельности относится деятельность фондов, организаций и частных лиц. Так, например, фонды помощи ветеранам войны, такие организации, как церковь и др., отдельные лица помогают бедным семьям, школам и т. д., осуществляя частные пожертвования, организуя дополнительные выплаты нуждающимся.

БЛАНКОВАЯ НАДПИСЬ – передаточная надпись векселедержателя на оборотной стороне векселя без указания имени нового владельца, передающая любому лицу право взыскания с векселедержателя означенной на векселе суммы.

БЛАНКОВЫЙ ЧЕК – документ, в котором не проставлена сумма.

БЛОКАДА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – система мер по отношению к какой-либо стране, направленная на ее внешнеэкономическую изоляцию от остального мира. Ее цель – побудить страну к изменению внутренней или внешней политики. Экономическая блокада может быть полной или частичной. Примером полной блокады является континентальная блокада, предпринятая в 1806–1807 гг. против Великобритании некоторыми европейскими странами во главе с Францией. Примером частичной блокады является кредитная блокада – отказ какого-либо государства (группы государств) или международной финансовой организации предоставить кредиты другой стране. Устав ООН предусматривает экономическую блокаду как коллективную меру по восстановлению и поддержанию мира.

БЛОКИРОВАНИЕ СЧЕТОВ – лишение органами государственной власти владельцев банковских счетов права свободно распоряжаться денежными средствами. Проводится для достижения следующих экономических или политических целей: применение экономических санкций к другой стране; введение валютных или кредитных ограничений; решение судебных органов по иску к владельцу счета. Различают полное и частичное блокирование счетов. Полное блокирование применяется как экономическая санкция при форс-мажорных обстоятельствах (война, острая конфликтная ситуация и др.). Частичное вводится при валютных ограничениях с целью сдерживания оттока капиталов за границу.

БЛОКИРОВАННАЯ ВАЛЮТА – валюта, которая в силу валютных ограничений может использоваться только на территории данного государства; неконвертируемая валюта.

БЛОКИРОВАННЫЙ СЧЕТ – банковский счет, распоряжение которым ограничено по решению суда или правительства.

БОБРЫ – принятое в российской деловой практике определение ценных бумаг, выпускаемых Центральным банком России.

«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА» («G8») – неформальный клуб руководителей наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады, России. «G8» – особое объединение государств и правительств, не имеющее статуса международной организации. Она не входит в систему международных договоров и не располагает постоянным аппаратом, в том числе официальным секретариатом. Каждая страна по очереди в течение года выполняет функцию председателя. У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего веб-сайта. Тем не менее Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями, как МВФ, ВТО, ОЭСР.

В начале XXI в. «восьмерка» представляет собой ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные, так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ценность Большой восьмерки заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотреть самые насущные текущие проблемы. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций. «G8» является высшим звеном складывающейся системы межгосударственного регулирования политических и экономических связей. Она координирует действия входящих в нее государств по фундаментальным направлениям политической и экономической жизни.

БОНИТИРОВКА (от лат. bo-nitas) – доброкачественность, в сельском хозяйстве различают бонитировку почв и бонитировку сельскохозяйственных животных.

Бонитировка почвы представляет собой сравнительную характеристику качества пахотных и других земельных угодий, оцениваемого в баллах. Осуществляется на основе специальных почвенных обследований по запасу питательных веществ и другим факторам, определяющим степень естественного плодородия. Бонитировка почв является необходимой исходной базой для проведения экономической оценки земель, установления их нормативной цены, разработки земельного кадастра. Учет качества земель сельскохозяйственного назначения особенно актуален в условиях рыночных отношений, рыночного оборота земель. Бони-тировочные оценки этого качества необходимы для сохранения наиболее ценных земель для производства сельскохозяйственной продукции и отвода менее продуктивных и неудобных земель для дачных и садовых участков, а также несельскохозяйственных нужд (дорожное строительство, базы отдыха и т. д.). Является важным показателем общей хозяйственной культуры в системе землепользования и землевладения, в деле рационального использования земельного фонда, усиления экономических стимулов и ответственности за воспроизводство этого важнейшего национального богатства.

Бонитировка сельскохозяйственных животных представляет собой комплексную сравнительную их характеристику по породному происхождению, экстерьеру, продуктивности и качеству продукции. Бонитировка в животноводстве включает в себя воспроизводительные способности видов продуктивного скота по получаемому потомству, его качественным показателям. Данные бонитировки сельскохозяйственных животных используют в племенной работе, их учитывают при определении уровня цен на продуктивный скот и молодняк при его купле-продаже.

БОНУС (от лат. bonus – добрый, хороший) – дополнительное вознаграждение, премия или дополнительная скидка, предоставленная продавцом покупателю в соответствии с условиями сделки или отдельного соглашения. Устанавливается обычно в процентах к общей сумме сделки (договора).

БОНЫ – кратко- и среднесрочные долговые обязательства, выпускаемые казначейством, муниципальными органами и частными фирмами различных стран в качестве покупательного и платежного средства. Термин применяется также и к бумажным деньгам, потерявшим силу платежного спроса (т. е. вышедшим из употребления и ставшим предметом коллекционирования). Различают боны казначейские – средне- и долгосрочные государственные обязательства. Они выпускаются на срок от 5 до 25 лет, обычно на предъявителя и являются государственными ценными бумагами. Другой вид – боны почтовые, боны, обращающиеся и котирующиеся на бирже, а также используемые для оформления почтовых переводов.

БОСТОНСКАЯ МАТРИЦА – разработанная Бостонской консультационной группой таблица видов товаров, отличающихся темпом роста продаж и занимаемой долей рынка: а) «звезда» – высокий темп и высокая доля; б) «дойная корова» – низкий темп, но высокая доля; в) «трудный ребенок» – высокий темп, но низкая доля; г) «собака» – низкий темп и низкая доля.

Матрица Бостонской консалтинговой группы – давно известный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент анализа, успешно применяемый маркетологами долгие десятилетия. Она была разработана одной из крупнейших американских консалтинговых компаний в целях определения базового подхода для управления портфелем продукции. Суть матрицы составляют два базовых параметра, по которым ведется анализ продукции: это относительная (относительно конкурентов) доля рынка и рост самого рынка.

Необходимо рассмотреть каждый продукт из всего ассортимента компании и поместить в какой-либо из квадрантов матрицы. Тогда вы сможете начертить схему ожидания захвата рыночной доли.

Это достаточно просто и наглядно, но матрица имеет несколько ограничений, о которых читайте ниже. Каждая ячейка матрицы имеет свое условное название. Рассмотрим каждую из них.

Собаки

Это продукты с низкой долей и низкими темпами роста рынка. Это неудачники, классический вариант «real turkeys!», как говорят американцы, другими словами, – неудачные инвестиции. Продукты такого рода не приносят дохода, а только поглощают ресурсы компании. Для эффективного развития от них рекомендуется избавляться или минимизировать их присутствие в ассортиментной политике компании.

Дойные коровы

Это продукты с высокой рыночной долей на рынках и невысокими темпами развития. Дойные коровы приносят больше, чем в них инвестируют. Оставляйте их в своем портфеле до тех пор, пока ситуация не изменится.

Трудные дети

Низкая рыночная доля на рынках с высокими темпами развития. Они потребляют ресурсы компании и мало отдают. Они поглощают большие финансовые средства, если вы захотите увеличить рыночную долю.

Звезды

Продукты с высокой рыночной долей на интенсивно растущих рынках. Звезды приносят большую прибыль. Храните и оберегайте их, создавайте другие звезды. Построив схему, необходимо оценить свой портфель. Старайтесь иметь как можно меньше Собак, при этом важно соблюдать равновесный баланс между Дойными коровами, Трудными детьми и Звездами. Суть управления ассортиментным портфелем в том, чтобы развивать Трудных детей в Звезды на средства, полученные от Дойных коров. Со временем Звезды переходят в класс Дойных коров, а некоторые из Трудных детей превратятся в Собак. И это значит, что успешные продукты должны быть еще более успешными, чтобы компенсировать потери от неудачников.

БРЕТТОН-ВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА – система валютного регулирования, которая была создана представителями 44 стран на валютно-фи-нансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). Были приняты решения о создании Международного Валютного Фонда (МВФ) и Мирового Банка, которые вошли в нее в качестве основных институтов.

Принятые правила валютного регулирования были направлены на стабилизацию валютных курсов и либерализацию мировой торговли. Они предполагали фиксацию валютных курсов путем увязки их с золотом и долларом США, которым были приданы функции международных валютных резервов (золотовалютный стандарт). Уставом МВФ была установлена официальная цена золота: 35 долларов США за одну тройскую унцию.

Обесценение доллара, являвшегося ключевой валютой Брет-тон-Вудса, изменение соотношения сил в мировой экономике привели к кризису системы фиксированных курсов и эрозии Бреттон-Вудской системы. Новые принципы валютного регулирования, согласованные в 1976 г. (Ямайская валютная система), состояли в постепенном переходе к системе плавающих курсов, полном отходе от золотого стандарта. Усиливалась роль МВФ в регулировании мировой валютной системы и эмитируемой им международной денежной единицы – специальных прав заимствования (СДР). Была отменена и официальная цена золота.

Возможность использования национальных валют в качестве мировых денег создавала предпосылки для перехода от асимметричной (с долларом в качестве резервов) к симметричной мультивалютной системе. Формирование такой системы ускорилось в связи с образованием Европейского Валютного Союза (ЕВС), введением единой европейской валюты – евро и образованием еврозоны.

Начавшийся в 2007–2008 гг. глубокий финансовый кризис носил глобальный характер. «Перегрев» как развитых, так и быстро развивающихся экономик, их пе-рекредитованность, банкротство многих крупных кредитных институтов, вызванное невозвратом ненадежных кредитов, ослабление основных резервных валют – доллара и евро, острый дефицит ликвидности – все это поставило мир на грань глобальной рецессии. Стала очевидной неадекватность действующей валютно-фи-нансовой системы современным реалиям. Возникла насущная необходимость формирования новой архитектуры мировой валют-но-финансовой системы, разработки и применения новых правил и механизмов деятельности МВФ.

БРИФИНГ (англ. briefing, brief – короткий, недолгий)

1) инструктаж, совещание, в рамках которого формулируются цель и задачи исследования;

2) короткое информационное сообщение для группы журналистов, которое делается обычно официальным лицом, представителем правительства или каких-либо высоких инстанций.

БРЕНД (англ. brand – клеймо, тавро) – термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определенным продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы).

Необходимо различать правовой и психологический подходы к пониманию бренда. С правовой точки зрения рассматривается только товарный знак, обозначающий производителя продукта и подлежащий правовой защите. С точки зрения потребительской психологии (consumer research) речь идет о бренде, как об информации, сохраненной в памяти потребителей.

Иногда считается, что другими синонимами такого понятия, как «бренд», являются понятия «товарный знак» или «торговая марка». Ранее термином «бренд» («бренд-нэйм») обозначался не всякий товарный знак, а лишь широко известный. В настоящее время этот термин в средствах массовой информации употребляется как синоним термина «товарный знак», что, по мнению специалистов-патентоведов, является не вполне корректным. С точки зрения специалистов в области товарных знаков и юристов, специализирующихся в области товарных знаков, понятия «бренд» и «брендинг», строго говоря, не правовые понятия [1], а термины, используемые в потребительской среде для объединения этапов продвижения товаров на рынок [2]. Понятие бренда, по мнению этих авторов, является некоторой совокупностью объектов авторского права, товарного знака и фирменного наименования.

БРОКЕР – посредник в торговых сделках, устанавливающий контакт между продавцом и покупателем. Юридически он не выступает стороной в договоре, не является официальным представителем продавца или покупателя. Брокер действует на основе отдельных поручений строго в рамках указаний клиента на каждой стадии заключении сделки. Вознаграждение получает в виде комиссионных от стоимости сделки. Брокеры могут оказывать клиентам дополнительные услуги по изучению рынка, рекламе, предоставлению кредитов и др.

БРОКЕРАЖ – вознаграждение или комиссия, выплачиваемые брокерам за услуги.

БРОКЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – покупка и продажа ценных бумаг на фондовой бирже с использованием услуг других лиц, которые действуют как агенты от лица клиента, желающего продать или купить ценные бумаги.

БРЭНДИНГ (англ. branding) – маркетинговая деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товару данной фирмы; реализуется в процессе воздействия на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ; возможное написание – брендинг.

БУХГАЛТЕР (от нем. Buch-halter: Buch – книга, halten – держать) – специалист по бухгалтерскому учету, работник бухгалтерии, отвечающий за определенные участки бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и др.). Термин «бухгалтер» появился в XV в. В последнее время в России профессия бухгалтера стала чрезвычайно привлекательной, хорошо оплачиваемой и престижной. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами). В организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.