Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований). К собственным доходам местных бюджетов относятся: местные налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ; другие собственные доходы местных бюджетов, закрепленные за ними на постоянной основе (доходы от приватизации, реализации и сдачи в аренду муниципального имущества, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, штрафы и пр.), а также доли федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе (размер этих долей определяется законодательными органами субъектов Федерации).
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с: решением вопросов местного значения; осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; обслуживанием и погашением долга по ссудам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; содержание учреждений социально-культурной сферы и других объектов, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов правопорядка; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления и т. п. расходы.
БЮДЖЕТ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ – отражает размер дефицита или профицита государственного бюджета, который имел бы место, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости, при которой бюджет не зависит от текущего уровня доходов. Он показывает, каким был бы бюджет, если бы была осуществлена полная занятость, и изолирует влияние, оказываемое на бюджет фискальной политикой и ее изменениями, от воздействия других факторов.
БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ – баланс доходов и расходов семьи (среднестатистический бюджет домашнего хозяйства), характеризующий сложившийся уровень жизни различных социальных групп. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом по согласованию с Правительством РФ. Материалы обследования являются основой для получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; об уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни населения; для характеристики структуры потребительских расходов в семьях различного состава; позволяют проследить за изменением потребительского спроса в домашних хозяйствах, проживающих в городской и сельской местности, характеризуют дифференциацию населения по уровню располагаемых ресурсов. Показатели, характеризующие потребительский бюджет, используются также при расчетах нормативных потребительских бюджетов: 1) минимального потребительского бюджета с учетом сложившихся минимальных социальных стандартов; 2) прожиточного минимума, учитывающего необходимые потребительские потребности индивида.
По методологии Госкомстата при расчете доходов домашних хозяйств учитываются все источники, полученные семьей как в денежной форме (оплата труда, социальные трансферты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности и др.), так и стоимость натуральных поступлений (продуктов и товаров, дотаций и льгот, поощрений товарами от предприятий и пр.). Оценка стоимости натуральных поступлений производится в денежном эквиваленте.
Расходы на конечное потребление семей – это потребительские расходы (за вычетом стоимости отданных домашним хозяйствам продуктов питания) в сумме с натуральными доходами домашнего хозяйства. Денежные расходы домашних хозяйств представляют собой сумму фактических затрат, произведенных в течение учетного периода, и включают в себя потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. Потребительские расходы состоят из расходов на приобретение продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату труда. Расходы, не связанные с потреблением, включают обязательные платежи и различные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, денежные переводы, подарки и пр.). В показатель расходов потребительского бюджета не включаются суммы инвестиций, затраты на покупку иностранной валюты и ценных бумаг, суммы, помещенные на банковские счета. Сальдирующая статья потребительского бюджета определяется в денежной оценке – в виде прироста или уменьшения объема наличных денег на руках у населения.
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжении соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации». Роль и социально-экономическое значение бюджетов субъектов Федерации определяется в основном теми же характеристиками, что и федерального бюджета, однако их роль специфична – соответственно специфике задач, решаемых на региональном уровне. Формирование бюджетов субъектов РФ осуществляется на основе общих принципов, установленных в Бюджетном кодексе РФ и иных федеральных законах.
Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: 1) собственные налоговые доходы: региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определяются законами о бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год; 2) регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет различных видов доходов от собственности и операций с ней (например, части прибыли унитарных предприятий, находящихся в ведении субъектов РФ, остающейся после уплаты налогов, – в размерах, установленных законами соответствующих субъектов РФ), сборов на специальные услуги, доходов от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и некоторых других.
Основными направлениями расходов бюджета субъекта Федерации являются: народное хозяйство, содержание органов власти и управления субъекта Федерации, содержание органов охраны правопорядка, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура и искусство, финансовая помощь местным бюджетам, бюджетные ссуды. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из региональных бюджетов финансируются расходы: на обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам и пр.
БЮДЖЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение. Как правовая категория федеральный бюджет (или центральный бюджет) является основным финансовым планом любого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны (в России – Федеральным Собранием Российской Федерации). В федеративных государствах на уровне федеральных (центральных) бюджетов концентрируется, как правило, не менее 45–55 % бюджетных ресурсов, еще выше – до 80–90 % – в унитарных государствах (Бельгия, Франция), имеющих двухуровневые бюджетные системы.
Бюджет федеральный, являясь центральным звеном бюджетной системы, объективно занимает особое место не только в бюджетной системе, но и в системе государственных финансов. Посредством федерального бюджета происходит перераспределение
ВВП между субъектами экономики, субъектами Федерации и социальными группами; именно перед федеральным бюджетом стоит задача обеспечения государственного суверенитета, обороноспособности и безопасности страны (защиты государства при возникновении внутренних и внешних угроз его существованию). В условиях рыночных отношений не должна ослабевать и экономическая роль федерального бюджета. Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы (субсидирование из предприятий и отраслей, предоставление государственных кредитов и гарантий, осуществление государственных инвестиций в капитало- и наукоемкие отрасли, а также в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс), государство может использовать федеральный бюджет в качестве эффективного инструмента реализации структурной политики, позитивного изменения важнейших макроэкономических пропорций.
Особая роль федерального бюджета в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране предъявляет адекватные требования к формированию доходов и расходов федеральных (центральных) бюджетов. В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов.
Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными за федеральными (центральными) правительствами. К таким расходам обычно относятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов государственной власти; определенный круг социальных расходов; расходы на государственные закупки товаров и услуг, а также осуществление централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей экономики); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального финансового дисбалансов); осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства и пр. Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ – процесс составления и принятия бюджетов компании, последующий контроль за их исполнением. Основными бюджетными формами являются бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса. Последовательность их формирования определяется этапами бюджетного процесса в компании. Отдел продаж формирует бюджет продаж в натуральном и стоимостном выражении в разрезе товарной номенклатуры на планируемый период, на основании которого отдел закупок формирует бюджет закупок. Отдел развития формирует инвестиционный бюджет Руководители структурных подразделений компании составляют бюджет административно-управленческих и производственно-хозяйственных расходов. На основании составленных бюджетов финансовый отдел формирует и согласовывает сводный бюджет доходов и расходов компании методом начисления, в котором определяются целевые ориентиры по операционной и чистой прибыли, бюджет движения денежных средств в разрезе операционной, финансовой и инвестиционной деятельности кассовым методом для определения кассовых разрывов и бюджет баланса. Бюджеты компании согласовываются бюджетным комитетом и утверждаются советом директоров компании.
БЮДЖЕТНАЯ ВОЙНА – условное обозначение конфликта между органами власти субъекта (субъектов) РФ и федерального центра, выражающегося в прекращении (или попытках прекращения) перечисления федеральных налогов в федеральный бюджет или финансирования из федерального бюджета федеральных программ и трансфертов на территории субъекта (субъектов) Федерации. Имели место в 1992–1994 гг.; отдельные элементы подобных конфликтов наблюдались в 1995–1996 гг. и в августе 1998 г. Основными причинами таких конфликтов могут быть: грубое нарушение каким-либо органом (уровнем) власти принципиальных положений и норм бюджетно-финансового законодательства, затрагивающее интересы другого органа (уровня) власти; политическая и экономическая нестабильность в стране и, как следствие, угроза социального взрыва; резкое ухудшение экономической ситуации в стране (например финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 г.); отсутствие четкой правовой базы, регламентирующей права и компетенцию, включая бюджетные полномочия, различных уровней государственной власти. Одним из факторов конфликтности являются индивидуальные договорные отношения между органами власти отдельных субъектов Федерации и федерального центра, создающие «особые», более благоприятные, условия бюджетной деятельности для отдельных субъектов Федерации, что провоцирует на самозахват другими субъектами Федерации бюджетных полномочий, входящих в компетенцию федеральных органов, и создает условия для игнорирования федерального законодательства, формирования полусепаратистских режимов власти в тех или иных субъектах Федерации.
В экономическом и финансовом отношении потенциальная нестабильность, конфликтность и возможность своего рода экономических, бюджетных и налоговых «войн» заложена в неопределенности отношений собственности на землю и недра, которые потенциально все более становятся экономической основой доходов бюджетной системы и внебюджетных фондов как на федеральном, так и на региональном уровнях (пример конфликтности в 90-х гг. между субъектами Федерации, расположенными в Тюменской области).
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ – в целях планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежный баланс это множество распределяется на однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе на базе общих критериальных признаков. В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач, при рассмотрении государственных финансов используется природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящих из них.
Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью. Бюджетная классификация включает: классификацию доходов; ведомственную классификацию расходов; функциональную классификацию расходов; экономическую классификацию расходов; классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджета; классификацию источников внешнего финансирования дефицита государственного бюджета; классификацию видов государственного внутреннего долга, классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов. В целях обеспечения сопоставимости отражения финансовых операций и использования при составлении, утверждении и исполнении бюджетов основные классификации являются едиными для бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней.
БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись, которая утверждается руководителем указанного органа и после утверждения направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов, затем передается на исполнение Федеральному казначейству, а также направляется для сведения в Федеральное собрание и Счетную палату РФ. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено – бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации – субъектов Федерации, в США – штатов, в ФРГ – земель, в Швейцарии – кантонов и т. д.).
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права Российской Федерации и ее субъектов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды; второй уровень – бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные внебюджетные фонды; третий уровень – местные бюджеты. Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему. В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев выделяются: федеральный бюджет РФ; бюджеты 89 субъектов Федерации; различные категории местных бюджетов (бюджеты районов, городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов). Несмотря на самостоятельность бюджетов, все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах. Организация бюджетной системы России основывается на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств. (Более подробно см.: «Бюджетное устройство».)
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Особое место в бюджетной системе РФ занимают консолидированные бюджеты, используемые в качестве информационной базы о состоянии и тенденциях развития бюджетной системы, а также государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющие социальную и экономическую направленность, используемые в целях перераспределения доходов общества в интересах отдельных социальных слоев населения.
БЮДЖЕТНАЯ ССУДА – средства бюджета, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределения средств в рамках бюджетной системы.
За счет этих ссуд покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным лагом между поступлением и финансированием расходов: финансирование кассовых разрывов. Субъекты Российской Федерации имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование таких разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным поступлением доходов. Цели предоставления бюджетных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета, непогашенная часть ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ – одна из центральных проблем бюджетного федерализма. Различаются понятия «бюджетное выравнивание горизонтальное (горизонтальная сбалансированность)» и «бюджетное выравнивание вертикальное (вертикальная сбалансированность)», которыми широко оперируют в зарубежной практике бюджетного федерализма и которые нашли применение в России с 1994 г. в связи с введением системы трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. Смысл и цели вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания могут быть различными. Бюджетное выравнивание существует как в федеративных, так и в унитарных государствах. Оно выступает как объективно необходимый способ функционирования бюджетной системы единого государства и его экономической системы. Стратегическая задача бюджетного выравнивания состоит в том, чтобы объединять федеративное государство, его земли и народы, всех его граждан. В России необходимость бюджетного выравнивания обусловливается также существенной дифференциацией субъектов Федерации по уровню их социально-экономического развития, бюджетному потенциалу и, как следствие, по уровню бюджетной обеспеченности соответствующей территории.
БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ – в западных концепциях бюджетного федерализма трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). Принцип вертикальной сбалансированности предъявляет требования как к вышестоящему уровню власти (бюджету), так и к региональным и местным властям (бюджетам). В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования предоставления услуг (выполнения функций), за которые отвечает тот или иной региональный или местный орган, то центральное правительство обязано предоставить этому нижестоящему уровню власти недостающие бюджетные ресурсы.