Книга Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие - читать онлайн бесплатно, автор П. И. Черникин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие
Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие

П. А. Черникин

Обществознание в вопросах и ответах

Учебное пособие

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

1. Экономика и экономическая наука

У термина «экономика» есть огромное число значений, которые зависят в том числе от масштаба: например, говорят «экономика региона», «экономика страны». В этом контексте экономика понимается как синоним «хозяйства». Кроме этого значения экономика относится к области гуманитарных наук как самостоятельная дисциплина со своим предметом, методологией и законами. Таким образом, следует различать эти два смысла экономики:

1. Экономика как хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения. В этом случае субъектами экономики (участниками хозяйственных отношений) выступает все население, которое включено в эти отношения, то есть люди, которые производят, потребляют, обмениваются продуктами и товарами.

2. Экономика как наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами в этом смысле оказываются люди, которые изучают экономику.

В рамках курса обществознание экономика рассматривается в обоих смыслах, однако следует различать уровни рассмотрения: предметный уровень и метауровень. На предметном уровне рассматривается экономика в первом из вышепредложенных смыслов, метауровень – это уровень рассмотрения экономики как науки. Начнем со второго уровня.

Предметом экономики как науки выступает экономика как хозяйство, то есть то, что изложено в первом определении экономики. Как и любая наука, экономика выполняет ряд функций:

• Познавательная функция. Экономика прежде всего познает, исследует, объясняет сущность, причины и следствия того, что происходит в экономической сфере жизни общества.

• Методологическая функция. У любой науки есть собственная система методов, средств и правил, которыми руководствуются ученые этой области в исследованиях. Экономика также разрабатывает свои методы.

• Практическая функция. Достижения экономической науки быстро внедряются в практику управления экономическими отношениями, производством и т. п.

• Образовательная функция. Экономика дает возможность получать знания по экономической сфере жизни общества.

• Идеологическая функция. Обоснование смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Стоит отметить, что здесь перечислены лишь основные функции экономики, кроме этого перечня возможно добавление и других функций.

В экономической науке принято выделять несколько разделов, которые характеризуют предметную область данной дисциплины:

1. Макроэкономика – раздел экономики, изучающий хозяйство страны и мира в целом. Проблемная область этого раздела ограничивается вопросами занятости, объемов производства страны и региона, инфляции, кризисов и т. п.

2. Микроэкономика – раздел об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителя. Внимание в этом разделе сфокусировано на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемах ценообразования.

Таким образом, в самом общем смысле можно сказать, что главным предметом исследования экономики выступают экономические отношения, при этом самого разного формата и уровня, то есть как между людьми, так и между государствами. Субъекты экономических отношений строятся в соответствии с экономическими благами. Экономическое благо – это благо, удовлетворяющее двум условиям: ограниченность, относительная редкость; способность удовлетворять потребности, полезность. Таким образом, воздух полезен, но неограничен, а значит он не может быть экономическим благом. Выраженные черты экономического блага имеет пресная вода, которая является ограниченным ресурсом в условиях современной экологической ситуации, но тем не менее относится к воспроизводимым благам. А вот компьютеры – это благо экономическое, так как их не безграничное количество, и они способны удовлетворить потребности. Поэтому они имеют цену.

Цена – это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем больше его цена.

Экономические отношения реализуются в четырех стадиях, или циклах воспроизводства товара:

1. Производство – процесс создания экономического блага.

2. Распределение – разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи безвозмездно в отдельные фонды, отдельным лицам.

3. Обмен – взаимовыгодная (не всегда) купля-продажа или бартер, обмен товара на товар. Исходя из этого обмен можно разделить на два типа: Товар – Деньги – Товар (или Т-Д-Т, то есть купля-продажа) и Товар – Товар (Т-Т, или бартер).

4. Потребление – извлечение полезных свойств из товара. Это последний этап цикла, после которого цикл воспроизводства запускается заново.

Важным понятием экономической науки также является понятие экономической культуры. Под этим термином понимается общественная система мотивов, ценностей, установок хозяйственной деятельности, экономических отношений, а также совокупность знаний, оценок, предопределяющих деятельность людей в экономической сфере. Уровень экономической культуры – важный показатель в жизни общества, потому что экономика тесно связана и с другими сферами жизни. Так, от этого уровня зависит, например, уважение людей, субъектов, к частной собственности и коммерческому успеху, а также одобрение и поддержка предпринимательства. Сама же экономическая культура содержит в себе три компонента – это экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность, то есть потребности, интересы и мотивы, личности.

Таким образом, уже из предмета, набора функций и компонентов экономического знания и экономической науки можно судить о том, что экономическая сфера в жизни общества занимает далеко не второстепенные позиции. В некоторых моментах она определяет социальную стратификацию, политическую систему и общее мировоззрение населения.

2. Экономические системы и роль государства в экономике

Экономическая система – установленная и действующая система принципов, способов, правил, законов, регулирующих форму и содержание экономических отношений, способы распределения ресурсов производства и произведенных экономических благ. Очевидно, что можно справедливо утверждать: сколько в мире стран, столько и экономических систем, потому что каждая страна уникальна своим географическим положением, наличием полезных ископаемых, ресурсами человеческого капитала и политической системой. Тем не менее в экономике существует несколько критериев, по которым можно классифицировать все экономические системы разных стран:

• преобладающие формы собственности (частная, государственная и др.);

• способ распределения ограниченных ресурсов (иными словами, кто распределяет ресурсы – государство через свою законодательную систему или они могут быть в свободном доступе на рынке);

• а также способами регулирования экономики (кто регулирует экономические отношения между субъектами – государство или рыночный механизм).

По сути, экономическая система отвечает на главные вопросы экономики: что? как? в каких объемах? для кого производить?

Еще одним критерием отличия экономических систем друг от друга является форма хозяйствования (или форма организации производства). В экономике выделяют такие формы:

• натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты только для удовлетворения собственных потребностей, а не для последующего обмена. При такой форме организации хозяйства практически нет разделения труда, то есть люди производят все сами, только для себя. По сути, каждый занимается всеми основными сферами сразу;

• товарное хозяйство – хозяйство, при котором участники производства создают экономические блага для последующей продажи. В такой форме хозяйства важную роль занимает рынок, поэтому его развитие – это качественное отличие данной формы. Люди специализируются на какой-то узкой сфере производства, а то, что не умеют изготовлять, покупают – налаженная система разделения труда.

Теперь можно перейти к основным типам экономических систем:

1. Традиционная экономика. В ее основе лежит натуральное хозяйство. Излишков производства практически не бывает, так как производят ровно столько, сколько нужно для поддержания домашнего хозяйства. Таким образом, рынок и обмен или не развиты или слабо развиты. Данный тип является самым древним из всех, в настоящее время традиционная экономика считается отсталой системой, давно канувшей в Лету истории.

2. Командно-административная (или плановая, командная, централизованная) экономика. В ее основе лежит тотальное вмешательство государства в экономику. Для осуществления этой системы необходимо государственное централизованное планирование и распределение ресурсов, экономических благ. Существует только государственная собственность. Государство – основной производитель, именно оно отвечает на основные вопросы экономики. В таком типе экономической системы преобладают товарное производство и обмен, который также регулируется государством. Типичным примером является экономика СССР. К достоинствам данной системы можно отнести стабильность развития и небольшое социальное расслоение. Однако существуют и недостатки: из-за отсутствия конкуренции отсутствует и стимул развиваться, а также государство не всегда эффективно распределяет ресурсы.

3. Рыночная экономика. В основе лежит свободный обмен на рынке. Цена товара определяется спросом на него и предложением. На главные вопросы экономики отвечают производители, которые постоянно держат руку на пульсе потребителей. Хорошо развита частная собственность и предпринимательство. Очевидным плюсом системы является стимулирование фирм к повышению качества своей продукции. Недостатки: рынок не заботится о социальном равенстве между людьми, а также обходит стороной образование, науку и медицину как малоприбыльные отрасли. А сама рыночная система нестабильна в развитии.

Однако в чистом виде этих типов экономических систем нет в мире. Всегда речь идет о смешанной экономике, где государство выступает гарантом социальной защищенности, стабильности, вмешивается в социально важные отрасли, в остальных допуская свободу и развитие рыночных отношений. В России экономика имеет смешанный характер. Государство собирает налоги и финансирует те сферы, которые не представляют интереса для субъектов рыночных отношений: образование, науку, культуру и т. п.

Так как речь зашла о смешанных экономических системах, то самое время обозначить в более подробном виде, какую роль играет государство в данном типе системы.

Государство – это активный субъект экономических отношений при любом типе экономической системы. Именно государство определяет правовые основы функционирования рынка, покупает и продает товары и услуги, выпускает деньги и т. п.

Государство может вмешиваться в экономику прямыми или косвенными способами. К прямым методам вмешательства относятся директивные (приказные) решения государства. Это особенно свойственно командной экономике. В свою очередь, к косвенным методам относится участие государства в экономике как равноправного субъекта. Оно может покупать, обменивать или продавать ресурсы, товары и услуги. Подобный метод активно используется в рыночной экономике.

Как уже было отмечено выше, в чистом виде не бывает ни рыночной, ни командной, ни традиционной экономики. Таким образом, государство всегда использует сочетание прямых и косвенных методов регулирования экономических отношений, что является характерной чертой смешанной системы. Тем не менее в развитых странах предпочтение все равно отдается рыночным регуляторам, рынку дается больше самостоятельности, и государство старается как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения, даже посредством косвенного вмешательства. Современная командная экономика – это также смешанная система, так как государство объективно признает, что не может эффективно контролировать все, что происходит на рынке, предпочитая тотальному контролю продуманное вмешательство прямыми методами.

Свое вмешательство в экономику государство осуществляет в нескольких ключевых направлениях:

1. Денежно-кредитная политика – направлена на регулирование сферы денежного обращения, системы финансовых институтов. Данную линию осуществляет Центральный банк России.

2. Бюджетно-налоговая политика – направлена на установление, взимание и перераспределение налогов, формирование и исполнение бюджета. Линия Правительства РФ.

3. Правовое регулирование – в рамках этого направления устанавливаются законодательные основы экономической деятельности, правила поведения участников экономических отношений. Линия Федерального Собрания РФ.

3. Рынок и рыночные механизмы. Спрос и предложение

В обществознании рынок понимается в двух смыслах. В узком смысле рынок – это конкретное место встречи покупателя и продавца с целью обмена товаров. В широком смысле под рынком понимается обычно совокупность отношений, форм сотрудничества между покупателями и продавцами по поводу обмена товаров. Это уже не конкретное место, а именно система отношений. Например, рынок жилья – это не какое-то место в городе, где стоят продавцы, а на их прилавках расположены квартиры и дома. Это целая система отношений между большим количеством людей – покупателей, риелторов, застройщиков, инвесторов и т. п.

К причинам возникновения рынка можно отнести следующее: наличие товарного производства (чтобы что-то вышло на рынок, это нужно произвести именно для продажи) и наличие общественного разделения труда (сужение трудовых функций работника, специализация разных людей на различных производствах). Кроме этого важным условием возникновения рынка является экономическая самостоятельность производителя и покупателя: производитель сам решает, сколько ему производить – нерегулируемое предложение, – а потребитель сам решает, сколько ему необходимо приобрести – нерегулируемый спрос. Как следствие этого – нерегулируемая цена. Постепенно согласно законам рынка спрос и предложение уравновешиваются, а цена становится равновесной.

Рынок выполняет целый ряд функций:

• посредническая – рынок связывает покупателей и продавцов, выступает посредником в отношениях купли-продажи;

• ценообразующая – рынок определяет цену товара, уравновешивая спрос и предложение, предотвращая конфликт покупателя, желающего купить дешевле, и продавца, стремящегося продать дороже;

• информационная – рынок информирует о процессах купли-продажи, объемах производства и спроса на товары;

• регулирующая – рынок регулирует общественное производство, обеспечивает перетекание капиталов из одной сферы в другую. Рынок быстро займет незанятые, но нужные покупателям сферы;

• оздоровительная (санирующая) – рынок освобождает экономику от неэффективной хозяйственной деятельности, приводит к банкротству предприятия, которые производят невостребованную продукцию.

Рынки можно классифицировать по различным критериям. Например, если классифицировать рынки по территориальному признаку, то можно выделить мировые, национальные, региональные и местные рынки. По отношению к закону можно выделить легальные и не легальные (теневые) рынки. В рамках обществознания рассматриваются следующие классификации рынков.

1. По критерию товаров и услуг, продаваемых на рынке, можно выделить следующие виды рынков:

• рынки потребительских товаров (одежды, бытовой техники и т. п.);

• рынки средств производства (на них продаются средства производства – станки, фабрики. заводы, инструменты и т. п.);

• рынки труда (на них объектом купли-продажи является труд как фактор производства);

• рынки земли;

• рынки капитала (объект купли-продажи на таких рынках – капитал как фактор производства);

• валютные рынки (рынки иностранных денежных единиц);

• рынки инвестиций (объектом купли-продажи на них являются долгосрочные вложения средств – инвестиции);

• фондовые рынки (рынки ценных бумаг – акций, облигаций, векселей и т. п.);

• рынки информации (объект купли-продажи на них – информация как фактор производства).

2. По критерию объема товаров и услуг, продаваемых на рынке, выделяют:

• розничные рынки – на них покупаются и продаются единичные товары или услуги;

• оптовые рынки – на них продаются товары и услуги крупными партиями. Участниками таких рынков чаще всего являются предприниматели, торговые фирмы, приобретающие крупные партии товаров для того, чтобы потом их реализовать в розницу по более высокой цене.

3. По степени монополизации рынки можно разделить на:

• рынки совершенной конкуренции – на таких рынках представлены множество производителей, конкурирующих между собой. Их влияние на цены ничтожно, сговориться они не могут – производителей просто слишком много; завысить цену для одного производителя будет означать невостребованность его продукции. В реальности такие рынки не существуют;

• рынки монополистической конкуренции – рынки, на которых представлен один крупный производитель и множество мелких, которые составляют ему лишь слабую конкуренцию;

• рынки олигополистические (рынки олигополии) – на таких рынках представлены олигополии – крупные предприятия, которые наряду с несколькими другими делят рынок. Влияние олигополий на цены значительно – они просто могут договориться о завышении цен;

• рынки монопольные (рынки чистой монополии) – рынки, полностью занятые одним производителем. Производитель сам устанавливает цены. Конкуренции там нет;

• рынки монопсонистические (рынки монопсонии) – на них доминирует единственный покупатель – монопсония (обычно государство).

Особый вид рынка – биржа. Это высокоорганизованный, постоянно действующий рынок однородных товаров, продаваемых, как правило, оптом (крупными партиями). Биржи, как правило, связывают покупателя и продавца с помощью специальных компьютерных систем. Пример – Московская межбанковская валютная биржа, торговля валютой и ценными бумагами на которой осуществляется с помощью специальных компьютерных программ, автоматизированных рабочих мест участников торгов.

На рынке существуют определенные механизмы, которые диктуют свои объективные законы. Рассмотрим несколько ключевых рыночных механизмов.

1. Конкуренция. Конкуренция – это соревнование производителей за право продать свой товар покупателям. Иногда возможна и конкуренция потребителей за право покупки товара. Конкуренцию можно разделить на ценовую (осуществляется посредством уменьшения цены) и неценовую (осуществляется средствами рекламы, повышения качества товара или обслуживания). Этот механизм является одним из важнейших, так как благодаря конкуренции повышается качество товаров и услуг, предотвращается повышение цен, но есть и минусы: привносится элемент нестабильности.

2. Спрос и предложение. Рынок – это место взаимодействия двух субъектов: покупателя и производителя. Первый формирует спрос, второй – предложение. Под спросом принято понимать желание и возможность покупателя приобрести товар. Под предложением – желание и возможность производителя продать товар. Регулятором равновесия на рынке этих двух сил является цена: если она уравновешивает спрос и предложение, то называется равновесной. Отсюда закон спроса и предложения: при увеличении предложения товаров и услуг, либо снижается спрос, либо цена уменьшается, и цена увеличивается, если растет спрос и снижается предложение. Отобразим это на графике, где Q – объем спроса или предложения, а P – цена товара (рис. 1).

Рисунок 1.

Спрос на разные товары при изменении цены ведет себя по-разному. Это зависит от эластичности спроса – степени его изменения при колебаниях цены. Эластичный спрос на товары сильно меняется даже при не очень больших колебаниях цены. В качестве примера таких товаров можно привести предметы роскоши, ценные бумаги, золото и т. п. Товары с неэластичным спросом востребованы даже при значительных колебаниях цены. К товарам с неэластичным спросом можно отнести повседневную одежду, продукты питания – их будут покупать даже при значительном повышении цены. Рынки таких товаров склонны к завышению цен – ибо покупатели будут приобретать товары даже при большом завышении цен. Поэтому такие рынки государство, как правило, контролирует.

3) Закон убывающей предельной полезности. Он отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы. Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность, или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.

4. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Экономический рост проявляется, прежде всего, в увеличении реального и потенциального доходов субъектов экономической деятельности в длительный период времени. Экономический рост часто называют двигателем прогресса, поскольку от состояния экономики зависит политическая и социальная стабильность, развитие образования, культуры, науки и т. д.

Два пути экономического роста: экстенсивный путь (в производство вовлекается все большее количество имеющихся в стране ресурсов), или количественный путь; интенсивный путь (качественное улучшение имеющихся в стране ресурсов благодаря научно-техническому прогрессу), или качественный путь

Для расчета экономического роста используется ряд макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход, личный доход. Основные макроэкономические показатели объединены в понятие «система национальных счетов (СНЧ)» – это совокупность статистических экономических показателей, позволяющих оценить состояние экономики страны.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи), произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени (обычно за год). ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна. Например, в ВНП будет включаться стоимость оказанных лечебных услуг отечественными медицинскими учреждениями.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) в собственности граждан или предприятий данной страны или принадлежат иностранцам, зарубежным компаниям. Например, в ВВП будет включаться конечная стоимость автомобилей «Опель», если они произведены на территории России. ВВП также измеряется в денежном выражении.

ВВП – это самый главный показатель экономического роста. Он учитывает не только уровень развития отечественной промышленности внутри страны, но и объем иностранных инвестиций (денежных вложений) в страну. ВНП характеризует прежде всего уровень развития национальной промышленности.

Чистый национальный продукт (ЧНП) – это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определенный период с учетом (за вычетом) расходов на амортизацию (износ оборудования и требуемый в связи с этим ремонт, замена станков и т. п.). К примеру, фирмы такси оказывают услуги по перевозке пассажиров. Обычно прибыль рассчитывается методом вычитания расходов (бензин, зарплата и т. п.) из доходов (плата клиентов). Это входит в ВВП (если внутри страны) и в ВНП (если фирма отечественная). Но ведь надо еще учитывать и износ автомобилей. Периодически их надо менять. Эти расходы учитываются при подсчете ЧВП и ЧНП.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) – стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве (амортизация).

Национальный доход – совокупный доход в рамках экономики определенного государства, заработанный (созданный) всеми владельцами экономических ресурсов (факторов производства) – гражданами, предприятиями – за год.

Кроме основных показателей системы национальных счетов, используются и другие показатели: объем иностранных инвестиций (долгосрочных вложений денежных средств в производство), объем экспорта (вывоза товаров за рубеж) и импорта (ввоза иностранных товаров в страну) и т. п.