В частности, согласно п. 4 ст. 81 ТК РФ, смена собственника имущества организации влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя в отношении руководителя, его заместителей и главного бухгалтера, т. е. именно законодатель рассматривает руководителя прежде всего как работника, с которым работодатель вправе расторгнуть по своей инициативе трудовой договор. В зависимости от вида юридического лица работодателем руководителя может выступать либо само юридическое лицо (общество, товарищество, производственный кооператив), либо соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления (для государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Трудовой договор от имени собственника заключает орган (лицо), уполномоченный законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами. Например, с руководителем федерального государственного унитарного предприятия трудовой договор заключает руководитель органа исполнительной власти114. Поэтому работодатель и руководитель как орган работодателя – это не тождественные понятия, и, как следствие, работодатель как субъект трудового правоотношения реализует работодательскую трудовую правосубъектность, а руководитель – трудовую правосубъектность работника, работающего по трудовому договору и обладающего всеми субъективными правами и обязанностями, входящими в трудоправовой статус работника.
Констатируя вышеизложенное, трудовая правосубъектность руководителя организации обусловлена особым положением данного работника в процессе труда и представляет собой способность физического лица вступать в трудовые правоотношения с работодателями всех организационно-правовых форм и форм собственности с целью выполнения многоаспектных организационно-распорядительных и административно-хозяйственных управленческих функций, в порядке и с учетом дополнительных критериев, которые могут быть определены как императивными, так и диспозитивными нормами трудового законодательства, учитывающими специфику и цели деятельности организации как работодателя.
Руководитель организации – это субъект права, являющийся, во-первых, физическим лицом; во-вторых, должностным лицом; в-третьих, участником трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; в-четвертых, субъектом трудового правоотношения, обладающим трудовой правосубъектностью, предоставляющей возможность осуществления управления трудом и руководства совместной трудовой деятельностью в процессе функционирования юридических лиц всех организационно-правовых форм и форм собственности в сфере общественного производства современной России.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ОРГАНИЗАЦИЙ) И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОЛИЧНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1. Юридические лица (организации) как субъекты права и их разновидности
Сложный и противоречивый процесс перехода современного российского общества от государственного социализма к рыночному хозяйствованию требует научно обоснованного механизма согласования интересов государства, работодателей и работников. Существование частной собственности предполагает широкое использование наемного труда, а расширение рынка труда влечет рост не только количества работодателей, но и их видов. Несмотря на многообразие современных организационно-правовых форм осуществления хозяйственной деятельности, все формы являются следствием продолжительного исторического развития общественного производства, которое по своей сути – единственный источник появления всех материальных благ, необходимых для существования человека.
Если обратиться в краткой форме к истории развития общественного производства, то еще римское частное право для правового оформления отношений по совместной производственной деятельности разработало разновидности хозяйственных объединений, основанных на наличии общей цели, имущественного вклада или личной деятельности.
В эпоху феодализма хозяйствование стало постепенно сосредоточиваться в руках единоличного хозяина, масштабы хозяйственной деятельности неуклонно расширялись и стали требовать привлечения дополнительных средств. Общественное производство поставило задачу создания такой формы организации, в которой многочисленные участники не мешали бы планомерному развитию производственного процесса. Именно в средние века образовались формы объединения совместной трудовой деятельности, послужившие прототипом современных организационно-правовых форм хозяйствования.
Великая французская революция провозгласила недопустимость рабства и запретила существование каких бы то ни было корпораций сословного или профессионального характера, в связи с чем следующим этапом развития общественного производства стало возникновение акционерного общества и вместе с ним юридического лица как неотъемлемого элемента акционерной формы.
А. И. Каминка отмечает, что «в этот период задачей права стало создание такой хозяйственной формы, которая давала бы простор безличному, изменчивому в своем составе большинству участников, не лишая предприятия единства действий»115. Именно юридические лица, включающие в себя целую систему социальных взаимосвязей, внутреннюю структурную и функциональную дифференциацию, стали основой развития общественного производственного процесса с целью его дальнейшего оптимального развития.
Аналогичный процесс исторического развития организационных форм хозяйственной деятельности характерен и для России. Еще в ХШ – XVII вв. широкое распространение в России получило складничество, представляющее собой форму объединения людей для совместного ведения сельского хозяйства, промыслов, предусматривающую имущественную ответственность участников, хотя нормативного закрепления подобной совместной производственной деятельности в России не было и, как следствие, отсутствовала возможность хозяйствования в крупных масштабах. Только в начале XIX века в России стали создаваться крупные промышленные предприятия, причем промышленное дело было связано, как правило, с семейными объединениями, что являлось характерной чертой общественного производства дореволюционной России.
Октябрьская революция 1917 г. оказала переломное влияние на развитие национальной экономики, в которой первоначально была проведена национализация крупной промышленности, а затем появились определенные предпосылки для развития предпринимательства, просуществовавшие до конца 20-х гг. XX века, когда началась коллективизация и укрепление административно-командной системы с централизованным планированием и распределением продукции. Предприятия фактически перестали быть хозяйствующими субъектами, уступив свою компетенцию органам партийно-государственного управления, министерствам и ведомствам. В условиях монополии государственной социалистической собственности работодателем для большинства работников фактически выступало государство. Предприятия, учреждения и организации были лишь его органами, действующими в пределах определенной им компетенции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги