По мнению А. З. Доловой88, акты назначения и утверждения как правообразующие юридические факты носят властный характер. Трудовое правоотношение работника при назначении или утверждении, взаимодействуя с управленческими, административноправовыми отношениями, возникает не из единичного юридического факта, а из юридического состава, необходимый элемент которого – индивидуальный административно-правовой акт утверждения (назначения) в должности вышестоящим органом.
Что касается дальнейшего совершенствования правового положения руководителя организации, то оно основывается, в первую очередь, на трудовом правоотношении с целью достижения эффективности совместной трудовой деятельности всех категорий физических лиц, органично требующей детально отрегулированного процесса руководства и управления. В частности, усложняется прием на работу на основе трудового договора руководителя организации, связанный с предоставлением специального документа, содержащего информацию из специального реестра дисквалифицированных лиц.
Руководитель организации обязан, как и все работники, заключающие трудовой договор, представить следующие документы согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, при этом ТК РФ не уточняет понятие «иных» документов89, и в качестве таких документов можно рассматривать заграничный паспорт – для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории РФ; удостоверение личности для военнослужащих (офицеров, мичманов); военный билет – для солдат, матросов, сержантов и старшин; справка об освобождении из мест лишения свободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные документы, удостоверяющие личность гражданина, выдаваемые органами внутренних дел; дипломатический паспорт; паспорт моряка;
2) трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства, при этом в РФ с 1 января 2004 г. введены трудовые книжки нового образца, но трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену не подлежат90;
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета и анкетные данные застрахованного лица, выдаваемое на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
4) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и военный билет);
5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
6) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования пореабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (в частности, это необходимо при заключении трудового договора о педагогической деятельности, о трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних)91.
Кроме того, руководитель обязан предоставить справку из специального реестра92, обусловленного введением в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) нового вида административного наказания – дисквалификации. Справка содержит информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса, и только после получения соответствующей информации возможно заключение трудового договора с руководителем организации.
Таким образом, руководитель организации после определенного процедурного вступления в трудовое правоотношение и приобретения, в первую очередь, правового статуса на основе комплекса на нормативных правовых актах, носящих коллизионный характер, становится субъектом трудового правоотношения. Именно данный факт в решающей степени определяет успех совместной трудовой деятельности всех работников организации, включенных в производственный процесс, требующий постоянного руководства. В связи с этим представляется желательным четкое правовое определение критериев трудовой правосубъектности руководителя организации, являющееся не пустой формальностью, а основой, предопределяющей целую цепочку различных правовых последствий.
1.4. Трудовая правосубъектность руководителя организации, обусловленная его особым правовым статусом
Для исследования сущности трудовой правосубъектности как важнейшей юридической категории трудового права необходимым представляется подчеркнуть значение составляющих это явление терминов.
Термин «право» в этимологическом аспекте понимается как мера свободы личности с учетом проблем, связанных со свободой воли, свободой выбора, соотношения свобод и интересов разных индивидов и т. д.93
Термин «мера» в лингвистическом смысле означает «предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь»94.
В свою очередь, дословно термин «субъект» (в переводе с латинского subjectus – находящийся в основе) обозначает:
1) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект;
2) человек как носитель каких-либо свойств, личность;
3) физическое или юридическое лицо – носитель прав и обязанностей95.
Термином «труд» принято в большинстве случаев обозначать полезную деятельность человека96, при этом правовой механизм регулирования трудовых отношений всегда основывается на сфере экономического пространства, основу которого составляет трудовая деятельность человека.
На основе объединения значения этих понятий можно сформулировать определение трудовой правосубъектности на основе лингвистического значения выделенных терминов, так как, по мнению Р. Лукича, «в юриспруденции, как и в любой науке, задача определения (дефиниции) как логической операции над понятиями заключается в том, чтобы раскрыть содержание этих понятий путем указания на основные существенные признаки изучаемого предмета, которые отличают его от других общественных явлений и выделяют из числа правовых»97.
Итак, трудовая правосубъектность есть, прежде всего, мера свободы и выбора, предел, в рамках которого могут осуществлять права и обязанности участники трудовых отношений, деятельность которых направлена на развитие общественного производства. Осуществление субъективных прав и обязанностей напрямую зависит от предоставленной государством возможности вступать в трудовые отношения.
Именно с этой позиции следует рассматривать трудовую правосубъектность руководителя организации.
Прежде всего, необходимо отметить отсутствие императивных требований, предъявляемых к лицам, претендующим на должность руководителя коммерческой организации, в частности, акционерного общества как наиболее популярной организационно-правовой формы юридического лица. Так, требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров (наблюдательного совета) могут устанавливаться уставом общества или внутренним документом, утвержденным общим собранием акционеров. Эти требования могут касаться квалификации, образования, трудового стажа претендента, но фактически затрагивают лишь членов совета директоров (наблюдательного совета) и не распространяются на исполнительные органы в лице директора, генерального директора. Акционерные общества имеют право на основе внутренних установлений позаботиться о качественном составе совета директоров, требования к которым должны иметь устойчивый характер и обеспечивать заполнение совета квалификационными, знающими дело представителями, так как от их конкретных действий зависит эффективность всей производственной деятельности. Опыт же зарубежных стран показывает, что за рубежом существуют императивные нормы, касающиеся требований к отдельным руководителям98.
ТК РФ, устанавливая особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций, не выделяет критерии трудовой правосубъектности руководителя, но одновременно в ч. 2 ст. 275 ТК РФ подчеркивается, что «трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое)», и, как следствие, проблемой в правоприменительной деятельности является точное определение уровня правового регулирования, на котором могут устанавливаться дополнительные критерии – требования к руководителю организации. Руководитель организации любой организационно-правовой формы в первую очередь осуществляет руководство производственной деятельностью и должен обладать комплексом профессиональных знаний в целях достижения целей руководства и управления трудом, т. е. иметь соответствующий образовательный ценз. При этом простое наличие соответствующего образования является недостаточным, так как требуется опыт работы в той или иной сфере общественного производства, т. е. стаж работы в определенных должностях специалистов99. Руководитель всегда осуществляет нормативное и кадровое руководство, т. е. речь идет об управлении деятельностью людей, требующем искусства менеджера и широкого арсенала используемых им приемов, методов, управленческих навыков.
К. Д. Скрипник при исследовании управленческой деятельности приводит определение американского Общества по управлению кадрами, в котором управление деятельностью людей – это искусство набирать, подготавливать и сохранять квалификационную рабочую силу таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности и экономии при выполнении функций и достижения целей организации, и стержнем управления является достижение целей посредством других людей, т. е. управление можно понимать как целенаправленное воздействие руководителя на личность работника и на коллектив работников100. Управление работниками и их коллективами должно основываться на творческом подходе, знании форм общения и психологических особенностей личности.
Следовательно, деятельность руководителя организации – это особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией оптимальных результатов в решении многоаспектных вопросов производственной деятельности на основе применения многообразных принципов, функций и методов управления персоналом.
В связи с этим при подборе лица, претендующего на должность руководителя организации, можно ориентироваться на следующие критерии:
1) профессиональное образование;
2) наличие стажа работы по специальности;
3) организаторские и коммуникативные способности;
4) способность к сотрудничеству и межличностные контакты;
5) способность принимать решение, осуществлять аргументацию и оценочное сравнение, т. е. умение сопоставлять достоинства и недостатки различных вариантов развития событий или ситуаций, оценивать их соответствие поставленным целям, а также выделять условия и логику развития событий и ситуаций;
6) деловая ориентация, т. е. установка на продуктивную деятельность для достижения результата;
7) способность к обучению, т. е. способность к поиску новых знаний, овладению умениями и навыками;
8) системное мышление, т. е. способность создавать новые варианты решения проблемы, понимание как структуры в целом, так и взаимосвязи между различными аспектами ситуации.
В исследовании руководства и его основных качеств организационная теория управления выделяет такие качества, как стратегическое мышление, умение создать благоприятную внешнюю атмосферу для организации, наличие специальных знаний и организаторских способностей, умение общаться с людьми, воздействовать на них, вызывать доверие и симпатию101.
Безусловно, весьма сложно выявить среди кандидатов, претендующих на должность руководителя, вышеназванные критерии, что обусловлено тем, что императивные требования к руководителям как к работникам в российском законодательстве, как было подчеркнуто ранее, отсутствуют102. По общему правилу организации, финансируемые из бюджета соответствующего уровня и осуществляющие деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры, предъявляют к руководителям лишь обязательные профессиональные и психофизиологические требования, закрепленные в законодательстве применительно к отдельным категориям работников, т. е. фактически речь идет о критериях отраслевой трудовой правосубъектности. В коммерческих же организациях, в частности, в акционерных обществах, на должность руководителя может претендовать акционер, обладающий наибольшим количеством акций. Именно крупные акционеры как держатели контрольного пакета акций становятся руководителями акционерных обществ в современной России. И, к сожалению, в данном случае уже не идет речь ни о каких профессиональных или управленческих качествах физического лица, которые могут быть весьма ниже минимальных требований к опыту и квалификации.
Следовательно, для занятия должности руководителя коммерческой организации порою достаточно даже критериев общей трудовой правосубъектности103, которые не изменяются от того, в каком качестве выступает или будет выступать гражданин: в качестве работника, выполняющего конкретную трудовую функцию, или руководителя, осуществляющего руководство организацией. Особенно это касается коммерческих юридических лиц, созданных для получения прибыли.
Например, в результате наследования контрольного пакета акций крупным акционером может стать несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет и имеющий возрастной критерий общей трудовой правосубъектности физического лица по российскому трудовому праву104. Будучи собственником и осуществляя предпринимательскую деятельность, он может быть признан эмансипированным, и, как следствие, приобрести полную гражданскую правосубъектность, а затем и право на управление организацией, осуществляя кадровый подбор по своему усмотрению, т. е. не исключено, что именно он и станет единоличным исполнительным органом – руководителем организации.
Следует также коснуться вопроса о возможности занятия должности руководителя организации женщиной. Например, в практике функционирования акционерных обществ, производственных кооперативов (особенно в сфере торговли и бытового обслуживания) довольно часто руководителями становятся женщины, и в частности одинокие матери. В этом случае трудовая правосубъектность должностного лица, выступающего в роли руководителя, дополняется специальными гарантиями, обусловленными необходимостью правовой защиты подобных работников. В связи с этим обстоятельством одинокую мать, являющуюся руководителем, нельзя уволить, например, по п. 2 ст. 278 ТК РФ в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, так как в ст. 261 ТК РФ, которая устанавливает гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора не упоминается ст. 278 ТК РФ, и, как следствие, увольнение по п. 2 ст. 278 ТК РФ руководителя, являющего одинокой матерью, невозможно.
В данном случае трудовая правосубъектность работника, обусловленная его особым правовым положением в трудовом процессе, приобретает более сложное содержание, в котором выделяются специальные трудовые права, предназначенные в ТК РФ для женщин и лиц с семейными обязанностями.
Не случайно приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 июня 2010 г. № 428н105 утвердил разъяснения об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества.
Согласно данному нормативному правовому акту федерального органа исполнительной власти, руководитель организации, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях, а также в случае, когда он является единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, в целях обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относится к лицам, работающим по трудовому договору. Указанный руководитель подлежит в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеет право на получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди оснований возникновения трудовых отношений ранее были выделены такие юридические факты, как избрание на должность; избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначение на должность или утверждение в должности106.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234 утвердило Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, согласно которому конкурс организует орган, выступающий в качестве представителя работодателя при заключении контракта с руководителем, т. е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный координировать и регулировать деятельность в соответствующей отрасли или сфере управления.
Трудовым законодательством не предусмотрено каких-либо исключений для руководителей коммерческих организаций, следовательно, эти организации также вправе объявлять и проводить конкурсы на замещение должности единоличного исполнительного органа, т. е. руководителя. В правилах о проведении конкурсов, изложенных, например, в уставе организации, возможно закрепление требований, предъявляемых к данному должностному лицу. Прежде всего, должно быть отмечено, какой именно конкурс проводится – открытый или закрытый, либо нужно обозначить возможность проведения и того, и другого конкурса по решению высшего органа управления. Открытым является конкурс, при котором предложение принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации. При проведении закрытого конкурса предложение принять в нем участие направляется определенному кругу лиц по выбору организаторов. Высший орган управления организации, принявший решение о проведении конкурса для замещения должности руководителя, до его проведения должен четко определить критерии, предъявляемые к физическому лицу, которое будет выступать в роли единоличного исполнительного органа, а только затем определять условия трудового договора, касающиеся развернутой характеристики трудовой функции, оплаты труда, материальной ответственности, социально-бытовых условий и т. п.
Итак, в качестве критериев трудовой правосубъектности руководителя, обусловленной особым правовым положением работника в процессе труда, следует выделить:
1) возрастной критерий, который может быть тождественным возрастному критерию общей трудовой правосубъектности, закрепленному в ст. 63 ТК РФ, при условии наличия иных дополнительных требований к занятию должности руководителя организации, и при этом следует учитывать сферу производственной деятельности, в которой вообще запрещается работа лицам до восемнадцати лет;
2) наличие профессиональной компетенции, подтверждаемой документами о высшем или среднем профессиональном образовании, которая показывает владение определенными методами, приемами, процедурами и способами деятельности, дающими основание для эффективного руководства со стороны физического лица, претендующего на должность руководителя;
3) стаж трудовой деятельности в качестве специалиста или руководителя в различных сферах общественного производства;
4) принятие во внимание своеобразного ограничения для руководителя возможности работы по совместительству, так как ст. 276 ТК РФ закрепила, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), и в связи с этим будущий руководитель обязан поставить в известность работодателя обо всех осуществляемых им видах трудовой деятельности в иных сферах;
5) существование законодательных ограничений на возможность определенными лицами осуществлять функции органов управления акционерных обществ: единоличного (коллегиального) исполнительного органа управления, членов наблюдательного совета (совета директоров)107;
6) в акционерных обществах условием для выполнения функций единоличного исполнительного органа может быть отнесение физического лица к числу акционеров, так как устав любой коммерческой организации вправе предусмотреть правило о том, что единоличный исполнительный орган может представлять физическое лицо, не являющееся участником (совладельцем) уставного капитала.
В частности, В. В. Глазырин подчеркивает в органах управления акционерного общества специфику правового статуса представителей государства108. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»109 ввел институт представителей государства в органах управления акционерным обществом, часть акций которых закреплена в федеральной собственности, при этом такими представителями могут быть государственные служащие на основании решений федеральных исполнительных органов власти либо Российского фонда федерального имущества, а также граждане на основании договоров на представление интересов государства, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством110.
Таким образом, при определении уровня правового регулирования, на котором могут устанавливаться дополнительные критерии трудовой правосубъектности руководителя – требования к данному должностному лицу, следует в первую очередь руководствоваться ТК РФ, специальными федеральными законами, устанавливающими правовой статус конкретной организации, и подзаконными нормативными актами федеральных исполнительных органов государственной власти. Что же касается профессиональной компетенции и трудового стажа, то каждый работодатель вправе самостоятельно разработать требования к профессионализму в локальных нормативных актах и непосредственно в трудовом договоре с руководителем.
При анализе трудовой правосубъектности руководителя интерес представляет тот факт, что данный работник, вступающий в трудовое правоотношение и заключающий трудовой договор, одновременно представляет работодателя, заключая трудовые договоры с другими работниками и осуществляя иные кадровые полномочия. В связи с этим весьма часто на практике понятие «руководитель» ассоциируется и отождествляется с понятием «работодатель». В юридической литературе отдельные авторы считают, что, являясь органом юридического лица, руководитель олицетворяет юридическое лицо и в трудовых договорах со всеми наемными работниками выступает в качестве работодателя. При этом он реализует не свою правосубъектность (физического лица), а правосубъектность работодателя (юридического лица): обязан организовать труд, обеспечить его охрану, оплату, имеет право потребовать от каждого работника добросовестного исполнения трудовых обязанностей, имеет право применить дисциплинарную власть, расторгнуть трудовой договор и т. д.111
По мнению В. В. Ершова, Е. А. Ершовой, «для руководителя государственного или муниципального предприятия работодателем является соответствующий уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления, назначающий данного руководителя112. Если коснуться коммерческих организаций, в частности, акционерных обществ, то работодателем для руководителя хозяйственного общества будет общее собрание акционеров или совет директоров.
Следовательно, в качестве работодателя по отношению к руководителю (как и любому другому работнику) выступает сама организация как юридическое лицо113. Поэтому руководитель – это работник (физическое лицо) и субъект трудового правоотношения, на основе заключенного с работодателем трудового договора выполняющий особую трудовую функцию в длящемся процессе труда, в которую включаются функции общего руководства всей деятельностью юридического лица, и реализующий, в первую очередь трудовую правосубъектность физического лица, которая обусловлена его особым правовым положением в трудовом процессе.