banner banner banner
Правовые и организационные антикоррупционные элементы административной ответственности за незаконный оборот наркотиков
Правовые и организационные антикоррупционные элементы административной ответственности за незаконный оборот наркотиков
Оценить:
 Рейтинг: 0

Правовые и организационные антикоррупционные элементы административной ответственности за незаконный оборот наркотиков


• ст. 229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

• ст. 229.1 Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;

• ст. 23 °Cклонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

• ст. 231 Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

• ст. 232 Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

• ст. 233 Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

В конце этого параграфа сформулируем определение административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров.

В начале приведем несколько определений административной ответственности, которые имеются в теории. Так, известный ученый-теоретик в области административного права Л. Л. Попов считает, что административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний

.

В общетеоретической литературе юридическая ответственность определяется как возникающее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права

.

Однако в целом среди юристов, как практиков так и теоретиков, сложилось мнение о том, что сущностью административной ответственности является применение к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) предусмотренной санкцией административно-правовой нормы меры административного принуждения (административного наказания)

.

В то же время, если проанализировать названия и диспозиции перечисленных выше статей КоАП РФ, а также положений Закона о наркотиках, то признаки административной ответственности за незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров будут выглядеть следующим образом.

. Данный вид ответственности будет являться разновидностью административной ответственности, поскольку установлен на основании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Ответственность наступает только за противоправные, виновные и общественно-опасные деяния, т. е. незаконные действия или бездействия, связанные с наркотиками, психотропными веществами и их прекурсорами.

3. Исходя из того что конкретные составы административных правонарушений содержатся всего в трех главах КоАП РФ, то вкратце особая область общественных отношений, в отношении которой происходит противоправное посягательство, будет выглядеть следующим образом: общественные отношения в сфере охраны здоровья, благополучия, нравственности, сельского хозяйства, а также общественного порядка и безопасности.

Исходя из вышеперечисленных признаков административная ответственность за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров представляет собой вид административной ответственности, которая наступает за противоправные, виновные общественно-опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на общественные отношения в сфере охраны здоровья, благополучия, нравственности, сельского хозяйства, а также общественного порядка и безопасности.

1.2. Субъекты административной ответственности за незаконный оборот наркотиков, их виды и общая характеристика

Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется следующими опасными тенденциями. За последние 10 лет количество зарегистрированных органами здравоохранения потребителей наркотиков увеличилось почти в пять раз. Из этого количества потребителей более 360 тыс. (или 80,1 %) являются больными наркоманией и токсикоманией. При этом следует учитывать, что данные официальной статистики далеко не полностью отражают существующее положение дел. Латентность (скрытая от официальной регистрации) наркомании и связанной с ней преступности чрезвычайно высока

.

По официальной статистике, в России около 5,9 млн человек имеют опыт употребления наркотиков – это примерно 4 % населения. При этом реальные цифры превышают данные официальной статистики, согласно данным экспертов, в 5–7 раз, поскольку не учитываются те, кто как потребитель нигде не зафиксирован, – так называемые анонимные наркоманы

.

Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в крупном и особо крупном размерах, достигло за 6 месяцев 2012 г. 88 804, что на 6,1 % больше, чем за аналогичный период 2011 г.

Если весьма приблизительно попробовать подсчитать экономический ущерб от наркомании для России и включить в него среди прочих, например, затраты, обусловленные издержками высокой преждевременной мертностью среди молодых людей, разрушением семейных связей, неуклонным понижением производительности труда, растущей стоимостью лечения, в т. ч. сопутствующих наркомании заболеваний, расходами на пенитенциарную систему, организацию правоохранительной деятельности, прямой ущерб от преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками, то этот ущерб в совокупности, по оценкам специалистов, может достигать 2,5 % валового внутреннего продукта и составлять около 1,5 трлн руб. При этом в эту поистине колоссальную цифру не включается прямой ущерб от незаконной торговли наркотиками и соответствующее влияние «грязных» денег от этой торговли, которые оказывают крайне негативное влияние на легальную экономику.

За последние 5 лет только за незаконный оборот наркотиков в России осуждено более 500 тыс. человек.

В Российской Федерации наркобизнес стал чрезвычайно прибыльным видом преступной деятельности. Преступные группы и преступные сообщества занимаются незаконным ввозом и вывозом наркотиков, их производством и переработкой, организацией и содержанием наркопритонов, налаживают контакты со своими зарубежными «партнерами» в данной сфере. Тем самым наркобизнес в России стал одним из самых выгодных, ни в чем не уступая преступным махинациям с продажей госсобственности, уходом от налогов и спекуляциям от продажи нефти, газа и других природных ископаемых. Наркобароны наживаются на горе простых людей, попавшихся «на иглу» наркотиков и психотропных веществ, для которых вырваться из такой порочной ситуации оказывается часто просто невозможно.

Сложившаяся ситуация порождена резким снижением духовности в российском обществе, возникшей в среде молодежи своеобразной модой на наркотики, пропагандой наркотиков в средствах массовой информации и Интернет. Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками стало престижным, как бы отражающим причастность к особой субкультуре. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп. Таким образом, происходит постепенная наркотизация российского общества. С великим сожалением можно констатировать то обстоятельство, что в настоящее время практически не осталось ни одного населенного пункта, в котором не проживали бы лица, хотя бы раз в своей жизни не употребившие наркотические средства или психотропные вещества. Рост показателей распространенности наркомании характерен как для городского, так и для сельского населения страны, но эта проблема в городах проявляется значительно острее.

В последнее время возрастает употребление героина, кокаина, синтетических наркотиков, широко используются наркоманами для инъекций приготовленные в домашних условиях средства из мака. Если в 90-е годы XX в. наиболее популярными были наркотики растительного происхождения (конопля, маковая соломка), то сегодня популярны синтетические наркотики (ЛСД, амфетамин). Стоит отметить, что синтетические наркотики оказывают на организм человека чаще гораздо более разрушительное воздействие, чем наркотики растительного происхождения. Основными наркотиками, которые незаконно производятся в России, являются опиаты. По данным ФСКН России, наркотики растительного происхождения составляют абсолютное большинство, что подтверждается также количеством изъятых из незаконного оборота наркотических средств.

Простота изготовления и доступность сырья продолжают привлекать внимание заготовителей и потребителей наркотических средств. Из районов заготовки марихуана переправляется практически во все крупные города и промышленные центры России, а также в другие страны. Несмотря на существующие законодательные запреты, предусматривающие строгую уголовную ответственность за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркокультур, число лиц, привлекаемых к ответственности за данное правонарушение, не сокращается.

Наркотики и психотропные вещества ввозятся на территорию Российской Федерации из множества стран, в т. ч. и из бывших республик СССР. Главным способом поступления наркотиков на российский рынок является контрабанда. Сегодня примерно половина всех наркотиков на российском криминальном рынке имеют зарубежное происхождение. Примерно 30 % всех наркотических веществ ввозится в Россию из стран СНГ (азиатские республики, Закавказье, Украина, Белоруссия). Граждане этих государств часто принимают участие в незаконном обороте наркотиков через территорию России на Запад.

Что касается таких наркотиков, как опий, героин, гашиш, эфедрин, кокаин, то большая их часть поступают из Афганистана, Пакистана, Ирана, Индии, Китая, Польши, Германии, Голландии и латиноамериканских стран. Территория России все больше используется международными наркодельцами для незаконного ввоза в Европу наркотиков из Юго-Западной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Продолжается структурная перестройка российского наркорынка. Просматривается тенденция уменьшения в общем объеме марихуаны и соломы мака и отчетливо возрастает доля «жестких» («тяжелых») и синтетических наркотиков.

Курьеры, перевозящие наркотики, зачастую избегают следовать прямыми рейсами, используя более дорогие, но менее опасные, по их мнению, транзитные маршруты. Каждый год выявляются новые транзитные маршруты по доставке героина из Юго-Восточной Азии через Россию в Европу и США. Московские аэропорты стали активно использоваться для незаконного транзита кокаина из Латинской Америки в Польшу и далее в Западную Европу. Неоднократно пресекались попытки провоза латиноамериканского кокаина через Африку и калининградский регион.

Наркотики незаконно поступают из России в Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Израиль, Францию, Финляндию, Австрию, Нидерланды и некоторые другие страны. Возрастает поток наркотиков из южных областей России в Турцию через Чечню, Южную Осетию и Грузию.

Сложившаяся наркоситуация в России, ее неблагоприятный прогноз обязывают общество искать пути противодействия незаконному обороту наркотических веществ и злоупотреблению ими, определять наиболее эффективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления антинаркотической деятельности.

На наш взгляд, органам государственной власти и правоохранительным органам необходимо сосредоточить свои усилия на профилактике распространения наркотиков и психотропных веществ. Это должна быть комплексная работа, направленная на искоренение причин и условий, способствующих наркотизации российского общества. Важнейшее значение должно отдаваться борьбе с распространением наркотиков и доступностью их приобретения. Главная задача борьбы с наркотиками – начать реальное снижение общего количества наркоманов в нашей стране. Кроме того, необходимо всячески помогать лицам, больным наркоманией.

Именно наркоманы составляют наибольшее количество субъектов административных правонарушений, связанных с наркотиками, психотропными веществами и их прекурсорами. Это относится к правонарушениям, ответственность за которые устанавливается в соответствии со ст. 6.8, 6.9, 6.10, 6.13, 10.5, 12.8, 20.20, 20.22 КоАП РФ.

Анализ правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков свидетельствует о том, что этой незаконной деятельностью занимается молодежь. Среди лиц, совершивших такие правонарушения, большинство (66,7 %) составляют молодые люди в возрасте 18–29 лет. Что касается наркоманов, совершивших правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков психотропных веществ, то их средний возраст не превышает 26 лет.

Изучением личности наркоманов занимаются социальные, юридические и медицинские науки, так как наркомания – проблема комплексная, требующая многостороннего подхода к ее анализу.

По данным доктора И. Н. Пятницкой, асоциальное поведение у лиц, употребляющих наркотики, наблюдается еще задолго до начала наркотизации. Оно появляется уже в подростковом или даже детском возрасте и выражается в хулиганстве, краже мелких вещей из дома, продуктов в магазинах, вымогательстве денег у младших, мелких спекуляциях, драках, бродяжничестве. Было выявлено, что у большей части лиц, злоупотребляющих наркотиками, уже в раннем детстве проявлялись такие черты характера, как капризность, повышенная раздражительность и возбудимость с элементами злобности. При ограничении свободы действий или подавлении инициативы у них отмечались истерические реакции с двигательным возбуждением или заторможенностью, с отказом отвечать на вопросы

.

Исходя из всего перечисленного и опираясь на результаты научных исследований, можно сделать однозначный вывод, что подростковый возраст является критическим в возникновении наркомании и приобщении к приему наркотических средств.

При регулярном приеме наркотиков наркоманы становятся менее общительными. Личностные особенности претерпевают ряд изменений: психопатологические реакции становятся более продолжительными, отмечается их готовность к застреванию, наблюдается более выраженная конфликтность с окружающими. Повышенная раздражительность все чаще сочетается со склонностью к пониженному настроению вне наркотического опьянения. В этот период у больных отмечается ощущение пустоты, скуки; жалобы, что все окружающее представляется им серым, неинтересным, безысходным, тягостным, обращает на себя внимание выраженная раздражительность, грубость, цинизм, крайняя лживость

.

Столь молодой возраст наркоманов-правонарушителей объясняется влиянием сразу нескольких факторов:

? во-первых, в большинстве случаев первый прием наркотиков приходится на возраст от 11–12 лет до 15–16 лет, что в дальнейшем влечет за собой стойкую наркозависимость к 20–25 годам;

? во-вторых, наркодельцам гораздо проще распространить наркотики и психотропные вещества среди молодежи в силу ее возрастных психологических особенностей, связанных со стремлением юношей и подростков быстрее стать взрослыми, их подражанием старшим, неокрепшим мышлением, а также повышенным воздействием на сознание;

? в-третьих, современная молодежная культура и среда способствует процессу наркотизации, так как распространившийся сегодня культ вседозволенности и раскрепощенности подталкивает молодых людей на употребление наркотиков.

По мнению авторов, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: чаще всего подростки начинают употреблять наркотики до достижения возраста административной ответственности, т. е. до 16 лет, согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ. Исходя из этого, фактически остаются безнаказанными деяния, совершаемые подростками в самом раннем возрасте. Мы считаем, что за молодыми лицами, преступившими закон, необходимо устанавливать самый строгий административный надзор и контроль со стороны правоохранительных органов, чтобы не происходило дальнейшего процесса втягивания подростков в среду наркоманов.

В противном случае подросток будет подвержен процессу десо-циализации с последующим превращением в наркомана, склонного к совершению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ.