banner banner banner
Правовые и организационные антикоррупционные элементы административной ответственности за незаконный оборот наркотиков
Правовые и организационные антикоррупционные элементы административной ответственности за незаконный оборот наркотиков
Оценить:
 Рейтинг: 0

Правовые и организационные антикоррупционные элементы административной ответственности за незаконный оборот наркотиков


7. Расширение числа наркосодержащих лекарственных препаратов, подлежащих рецептурному отпуску. Прежде всего, следует говорить о кодеиносодержащих препаратах (например, пенталгин, коделак), злоупотребление которыми, с одной стороны, приобрело угрожающие масштабы, но и которые становятся производными для изготовления наркотиков в домашних условиях.

Кроме того, активно обсуждаются следующие вопросы, связанные с развитием рассматриваемой уголовной политики: а) о новых формах контрабанды наркотиков в условиях таможенного союза; б) о повышении эффективности борьбы с отмыванием наркодоходов и применения института конфискации к наркосбытчикам; в) о новых подходах к организации лечения и реабилитации наркозависимых людей, в т. ч. введении обязательного добровольно-принудительного лечения для лиц, страдающих наркозависимостью; г) о создании специальных наркосудов; д) об установлении административной ответственности юридических лиц, на территории которых или при проведении которыми мероприятий имеет место незаконное распространение и потребление наркотиков; е) о необходимости научного обоснования принимаемых решений в указанной сфере, подтверждении их статистическими данными и результатами социологических и криминологических исследований; ж) об установлении уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков

.

Президент РФ 9 июня 2010 г. подписал Указ № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, которым была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (далее – Стратегия)

. В указанной Стратегии прописана система мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

В соответствии с п. 5 Стратегии достижение ее генеральной цели осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:

а) сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;

б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;

в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

В п. 6 Стратегии определены ее основные стратегические задачи:

а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Далее в п. 13 Стратегии прописаны главные цели государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте:

а) создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа;

б) уничтожение инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;

в) ликвидация сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории Российской Федерации;

г) недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;

д) подрыв экономических основ наркопреступности;

е) пресечение преступных связей с международным наркобизнесом;

ж) разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров;

з) пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления.

Стратегия в п. 24 дает понятие государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, под которой понимается совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании.

Надо сказать, что существует известное противоречие, заключающееся в известном тезисе о том, что излечить наркозависимого человека полностью невозможно. При этом цель подобной антинаркотической пропаганды понятна: – внушить потенциальным потребителям наркотиков, особенно из числа молодежи, страх перед даже самой возможностью попробовать, что это такое. С другой стороны, человеку, который уже стал наркозависимым, той же самой пропагандой мы внушаем бессмысленность самой борьбы с этой болезнью, которая признается заранее, априори (от лат. a priori, буквально – из предшествующего) неизлечимой.

За время существования в Советском Союзе принудительной ф ормы лечения алкоголиков и наркозависимых граждан через систему лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) в общей сложности прошли более 2 млн человек. До 75 % лиц, освобожденных из ЛТП, начинали употреблять алкоголь и наркотики в течение первых дней или недель после освобождения. Через 8—11 месяцев после освобождения уже более 85 % больных вновь злоупотребляли наркотиками. Система показала свою абсолютную неэффективность. Более того, в некоторых случаях она ускоряла процессы личностной дезинтеграции

.

Стратегической целью современной профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение названной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

а) формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в т. ч. путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;

б) организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;

в) организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах;

г) развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности, посредством ежегодной диспансеризации;

д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании;

е) формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;

ж) формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.

Другим важным направлением антинаркотической деятельности является реабилитация лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами.

Под реабилитацией больных наркоманией (п. 33 Стратегии) понимают совокупность медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления наркотиков.

Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное неприятие к нарушению его здоровья, восстанавливается интерес к жизни без наркотиков. Согласно рекомендациям ВОЗ реабилитацию принято разделять на медицинскую, профессиональную и социальную.

Реабилитация наркологических больных представляет собой, прежде всего, их ресоциализацию, восстановление (сохранение) индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса. Личный статус предполагает оценку положения индивидуума в собственных глазах, повышения социального статуса – его положения в глазах общества.

Основные принципы реабилитации больных с нарушенным психическим здоровьем наиболее емко сформулированы М. М. Кабановым

. По его мнению, во всех методах воздействия на пациента необходимо апеллировать к личности больного. М. М. Кабанов выделяет четыре основных принципа реабилитации больных с нарушенным психическим здоровьем:

1) партнерство врача и больного;

2) разносторонность (разноплановость) усилий (воздействий, мероприятий);

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

4) их ступенчатость (переходность).

Согласно п. 36 Стратегии основными направлениями развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации являются: