banner banner banner
Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса. Учебное пособие
Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса. Учебное пособие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса. Учебное пособие


• отсутствовала информация об импортных квотах на данный товар, таможенных пошлинах и других сборах;

• проявлялось незнание технических норм данной страны

.

2. Кризисы в организации

2.1. Кризис в социально-экономическом развитии организации

Кризис – крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.

Социально-экономическая система, общественная формация, фирма или предприятие имеет две стороны своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих её целостность, качественную определенность.

Развитие – приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования системы или создающего принципиально новые условия для этого.

Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Функционирование и развитие предприятия теснейшим образом взаимосвязаны, отражают единство основных тенденций социально-экономической системы.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.

Внешние – связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.

Внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Опасность кризиса существует всегда, и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. В управлении системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Это контроль процессов развития и отслеживание их тенденций по критериям антикризисного управления. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. В распознавании кризисов участвуют все показатели оценивания состояния социально-экономической системы.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу.

Анализ видов деятельности в ценностной цепочке

Анализ ценностной цепочки помогает понять, каким образом различные виды деятельности организации способствуют увеличению ценности продукции и услуг по сравнению с затратами на используемые ресурсы, насколько эффективно и продуктивно размещена и скоординирована производственная деятельность в организации. Критерием может послужить оценка стоимости, добавленной в процессе преобразования ресурсов в конечную продукцию, которая поступает на рынок в виде товаров или услуг.

Добавленная стоимость товара или услуг – это разница между финансовой стоимостью конечного продукта и финансовой стоимостью сырья. Величина добавленной стоимости зависит от качества управления операционным процессом. В результате внутриорганизационной деятельности стоимость вводимых ресурсов увеличивается.

Всю деятельность организации можно разбить на ряд последовательных действий, которые М. Портер описал в 1985 г. как ценностную цепочку. Деятельность внутри цепочки можно разбить на основные и вспомогательные виды. Основные виды деятельности непосредственно добавляют стоимость к конечному продукту. Вспомогательные виды деятельности добавляют стоимость не прямо, а косвенно, способствуя эффективному выполнению основных видов деятельности.

Основные виды деятельности

Внутренняя логистика: прием и хранение материалов (начальные компоненты); контроль запасов и распределение начальных компонентов.

Операции: преобразование начальных компонентов в конечный продукт. Внешняя логистика: хранение и распределение конечной продукции.

Продажи и маркетинг: обеспечение наличия продукта на рынке и его реклама.

Обслуживание: установка и послепродажное обслуживание.

Вспомогательные виды деятельности

Снабжение: закупка ресурсов.

Разработка технологий: разработка продукта, процессов и ресурсов.

Инфраструктура: планирование, финансирование, информационные системы, менеджмент.

Управление персоналом: набор, отбор, обучение, вознаграждение и мотивация.

Анализ ценностной цепочки организации по добавлению стоимости помогает установить, где происходит наибольшее увеличение стоимости, а где имеется потенциал для ее увеличения за счет изменения размещения видов деятельности и улучшения их координирования. Важно отметить, что ценностную цепочку организации следует анализировать не изолированно, а во взаимосвязи с поставщиками, дистрибьюторами и клиентами, активно влияя на материальный поток вне и внутри предприятия и запасы.

С помощью методов анализа ценностной цепочки ее сравнивают с ценностной цепочкой конкурентов. В результате определяют преимущества и недостатки альтернативных вариантов размещения видов деятельности.

Стоимость готовой продукции эквивалентна цене, которую покупатель готов заплатить за нее. Разница между конечной стоимостью и общими затратами составляет валовую прибыль, т. е. прибыль до вычета налогов, процентов и непредвиденных расходов

.

2.2. Возникновение кризисов в организации

Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. В практике управления это должно быть предметом специального анализа для того, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Сигналом к разработке и запуску антикризисных программ могут служить симптомы кризисного развития.

Симптом кризиса – первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временным параметрам, например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по реальным факторам и по причинам.

Фактор кризиса – событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

Причина кризиса – события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

В организации в качестве факторов кризиса могут рассматриваться снижение качества исходной продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам, низкая квалификация персонала.

Симптомы кризиса – снижение объемов реализации продукции, рост дебиторской задолженности, снижение собственных оборотных средств предприятия. Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования.

2.3. Сущность и особенности антикризисного управления

Антикризисное управление – управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов и факторов для выявления и устранения причин кризиса, принятие мер по снижению отрицательных последствий кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации.