Примечательно, что первоначально книга Гитлера называлась «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости». Однако первый издатель сократил название до двух слов «Моя борьба». Известно также, что в тюрьме Ландсберг Гитлер диктовал свой труд своему ближайшему соратнику Р. Гессу, находившемуся в заключении после участия в путче. Ряд исследователей выдвигают версию, что именно Гесс, которого называли «тенью фюрера», был главным консультантом и даже соавтором «Майн кампф». Основанием для подобных утверждений служит то, что Гесс был более образованным человеком по сравнению с Гитлером. После войны он поступил на экономический факультет Мюнхенского университета, где познакомился с некоторыми философами и теоретиками 1920-х годов, в том числе с геополитиком К. Хаусхофером[47], передавшим ему в тюрьму «Политическую географию» Ф. Ратцеля, одного из основоположников геополитики и теории. В новейших отечественных исследованиях о нацизме появилась версия о том, что Гитлер создал свой «труд» не без влияния некоего Эрнста Ганфштенгля, немца по происхождению и гражданина США, связанного, по ряду данных, с американской разведкой. Позднее Ганфштенгль написал две книги мемуаров под названием «Мой друг Адольф, мой враг Гитлер» и «Гитлер. Потерянные годы». Сам Ганфштенгль ранее закончил Гарвардский университет, и поэтому «преуспел» в оказании помощи будущему фюреру в целенаправленном подборе соответствующей литературы, на основе которой были сформулированы многие идеи «Майн кампф»[48]. По этим и другим фактам, имеющимся в литературе, нельзя не заметить «американский след» в идейном становлении Гитлера[49].
В «Майн кампф», несмотря на компиляцию различных реакционных теорий и идей как германского, так и зарубежного происхождения, были сконцентрированы все развитые в последующем, но по сути неизменные постулаты нацистской идеологии: борьба за завоевание «жизненного пространства» для Германии, расовое превосходство арийцев над другими «неполноценными» представителями «низших рас» (согласно терминологии нацистов – «недочеловеков»: Untermenschen), антисемитизм и антимарксизм. В книге содержались не только эти идеи, но и конкретные предложения и рекомендации о характере нацистской внутренней и внешней политики, пропаганде и методах борьбы для достижения экспансионистских целей. При этом Гитлер подчеркивал, что именно он лично способен осуществить на практике эти планы[50].
В данном случае нельзя не привести некоторые цитаты, на которые часто ссылаются исследователи для иллюстрации сути и конкретных целей изложенной в «Майн кампф» внешнеполитической программы.
Например, «Никогда не миритесь с существованием двух континентальных держав в Европе! В любой попытке на границах Германии создать вторую военную державу или даже только государство, способное впоследствии стать крупной военной державой, вы должны видеть прямое нападение на Германию. Раз создается такое положение, вы не только имеете право, но вы обязаны бороться против него всеми средствами, вплоть до применения оружия. […] Пока нашему государству не удалось обеспечить каждого своего сына на столетия вперед достаточным количеством земли, вы не должны считать, что положение наше прочно. […] Не забывайте никогда, что самой священной является та кровь, которую мы проливаем в борьбе за землю»[51].
Вероятно, именно эта гитлеровская «инструкция» вдохновляла главарей Третьего рейха для подготовки агрессии против СССР, так как только Советский Союз с геополитической точки зрения занимал господствующее положение на континенте Евразии.
Не случайно «знаменитая» 14-я глава гитлеровской «Второй книги» называется «Восточная ориентация или восточная политика». Именно в этой главе он выдвинул альтернативу «буржуазной национальной политике», целью которой, по его словам, «было восстановление границ 1914 года», что является «бессмысленным и катастрофическим»[52].
Отсюда Гитлер делал вывод: «Дело обстоит так, что Германия либо будет мировой державой, либо этой страны не будет вовсе. Для того же, чтобы стать мировой державой, Германия непременно должна приобрести те размеры, которые одни только могут обеспечить ей должную роль при современных условиях и гарантировать всем жителям Германии жизнь».
И далее он пишет о том, что стало квинтэссенцией всей будущей нацистской военно-политической стратегии: «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены.
Сама судьба указует нам перстом. […] Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам – превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. […] В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации. Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. […] Наша задача, наша миссия должна заключаться прежде всего в том, чтобы убедить наш народ: наши будущие цели состоят не в повторении какого-либо эффективного похода Александра, а в том, чтобы открыть себе возможности прилежного труда на новых землях, которые завоюет нам немецкий меч»[53].
Таким образом, западным странам, бывшим членам Антанты и авторам Версальского договора уже в 1925 г. был дан четкий ориентир, против какой страны будет в дальнейшем направлена германская экспансия. Понятно, почему правящие круги западноевропейских стран так спокойно отнеслись к возникновению национал-социализма и НСДАП во главе с Гитлером и в дальнейшем оказывали всестороннюю помощь в возрождении милитаризма и военной мощи нацистской Германии.
Несмотря на кажущуюся в тот период фантастичность, сформулированные Гитлером в 1925 г. замыслы в отношении покорения других стран и народов стали воплощаться в 1939 г. Тем не менее, не только рядовые граждане современной Германии и других стран, но и специалисты, биографы, до деталей изучившие многие подробности жизни, характера и пр. вождя нацистов, по-прежнему ищут ответа на вопрос, как малообразованный демагог Гитлер сделал головокружительную карьеру, добился абсолютной власти и вовлек германский народ на путь преступной войны и уничтожения других народов?
Не преуменьшая субъективных факторов, в том числе роль Гитлера и других нацистов с их, казалось бы, бредовыми лозунгами, тем не менее отметим, что их идеи в Германии упали на благоприятную почву.
Прежде всего, еще раз укажем на один из главных тезисов «Майн кампф», который стал пропагандистским мобилизующим инструментом для объединения немцев в борьбе за внешнеполитические цели завоевания жизненного пространства – это расовая теория. К представителям высшей, германской или «арийской» расы – расы «господ» были отнесены в первую очередь сами немцы, а также австрийцы и большинство народов стран Западной и Северной Европы. Низшими расами были провозглашены все цветные народы, прежде всего евреи, славяне, цыгане, которые подлежали либо уничтожению, либо превращению в покорных рабов.
Поэтому нацистская внешнеполитическая программа тесно переплеталась с расово-идеологическими установками, а главное – с тезисом о господстве в России «еврейского большевизма» как результата прихода к власти в этой стране «большевиков-евреев». Эта установка сочеталась с другим постулатом, принадлежавшим к той же категории – борьба против «еврейского капитализма». Для подключения немецкого населения, в том числе и рабочего класса, к экспансионистским целям национал-социализма нужен был «образ расового врага», представляющего «неполноценную» расу, противостоящую «полноценным» арийцам (или германцам). С другой стороны, образ «расового врага» – еврея полностью отвечал целям и практическим задачам внутриполитической борьбы. Поэтому антисемитизм стал стержнем всей системы обработки массового сознания большей части населения Германии, зараженного бытовым антисемитизмом.
Антиславянская направленность нацизма также определялась внешнеполитическими агрессивными целями. Как справедливо отмечал российский исследователь истории германского фашизма А.А. Галкин, «провозглашение славян низшей расой было, с одной стороны, формой психологической подготовки к нападению на восточных соседей, «недостойных» той земли, которую они населяют, а с другой, – создания атмосферы, делающей возможными не только завоевания на Востоке, но и «очищение» от автохтонного населения захваченных территорий»[54].
Практически одновременно с «Майн кампф» те же идеи расизма и завоевательных целей национал-социализма были развиты главным идеологом НСДАП А. Розенбергом в книгах «Будущий путь германской внешней политики» и «Миф ХХ века», опубликованных в 1927 и 1928 г. По Розенбергу, в основе различных расовых типов лежал биологический фактор – кровь и обусловленные кровью различные физические и духовные характеристики[55]. В «Мифе» он в соответствии со своей теорией всю историю человечества сводит к истории борьбы рас: арийской, нордической («полноценной») с «неполноценными», т. е. всеми остальными[56]. Таким образом, история фальсифицировалась, чтобы служить национал-социалистическим идеям.
Необходимо отметить, все теории и планы Гитлера, как и других идеологов национал-социализма, имели предтечей как германские, так и другие реакционные европейские идеи, и они отнюдь не противоречили мировоззрению германской правящей элиты. Например, нацистский план завоевания «жизненного пространства», как и его конечная цель – завоевание мирового господства были заимствованы из пангерманских идей, получивших распространение еще до Первой мировой войны. Именно тогда родилась внешнеполитическая концепция, трактовавшая необходимость территориальных захватов для продвижения германского империализма[57]. Как отмечал в своих воспоминаниях знаменитый политик ХIХ в. О. фон Бисмарк, уже в середине ХIХ в. группа влиятельных прусских политиков, объединившихся вокруг журнала «Прусский еженедельник», «вынашивала замыслы расчленения территории России»[58].
В 1939 г. в СССР Наркоматом обороны была издана брошюра авторов Д. Сейдаметова, И. Шляпникова «Германо-австрийская разведка в царской России»[59], в которой приводились факты, правда, без указания источников, подтверждавшие, что в конце 1880-х гг. политик и философ Э. фон Гартман опубликовал проекты по разделу России. Предлагалось, чтобы «из российских территорий, расположенных к западу от Москвы и прилегающих к Балтийскому морю», образовать «Балтийское королевство». Юго-запад России с Украиной и Крымом мыслился как «Киевское королевство»[60]. В 1891 г. представители реакционных кругов германской промышленной и финансовой олигархии создали шовинистическую организацию «Пангерманский союз», провозгласившей идеи создания «Великой Германии»[61].
Профессор Гамбургского университета Ф. Фишер в своих работах «Рывок к мировому господству», «Альянс элит: Непрерывность структуры власти в Германии 1871–1945» и др. на основе архивных источников убедительно доказывал наступательные, завоевательные цели Германии в Первой мировой войне, взаимосвязь и преемственность экспансионистских программ от кайзера Вильгельма до Гитлера, включая перенесение границ России до Урала[62]. Германский историк В. Мазер приводит факты о том, что еще 20 июня 1915 г. 1347 видных представителей германского общества в «совершенно секретной записке» на имя рейхсканцлера Т. Бетмана-Гольвега утверждали, что для «поддержания развития германского народа» Россия располагает на восточной границе рейха землей для сельскохозяйственного освоения и заселения, захват которой гарантировал бы Германии «здоровое крестьянство как источник молодости для всех народных и государственных сил»[63].
Известно также, что лозунг покорения славянских народов на Востоке получил четкое оформление в период Первой мировой войны. К этому же времени относится весьма красноречивый меморандум генерала Г. фон Секта, смысл которого полностью совпадает с внешнеполитическими концепциями, изложенными в «Майн кампф». «Сепаратный мир с Францией и Бельгией, – говорилось в меморандуме, – на основе сохранения статус-кво. Затем все сухопутные вооруженные силы против России. Завоевание 10 тыс. кв. миль, изгнание всего населения… Создать Восточную империю во главе с Эйтелем Фридрихом. Бесплатное распределение необъятных земель среди миллиона или больше ветеранов, которые захотят стать колонизаторами… Эта война, возможно, будет стоить нам одного миллиона людей… Что значит по сравнению с этим изгнание 20 млн человек, среди которых много таких подонков, как евреи, поляки, мазуры, литовцы, латыши, эстонцы и др.?.. У нас есть силы сделать это… России… придется примириться с потерей земель – в особенности, когда мы прикроем ее тыл для дальнейшей экспансии в Азию…»[64].
Таким образом, теоретические положения экспансионистской концепции германского монополистического капитализма конца ХIХ – начала ХХ в. «натиск на Восток» (нем. Drang nach Оsten) стали основой внешнеполитической программы Гитлера.
Нельзя не упомянуть известный план генерала М. Гофмана (1922 г.), который сводился к тому, чтобы путем объединения военных усилий Франции, Англии, Германии и Италии осуществить вооруженную интервенцию против Советской России и подчинить ее своим интересам. Этот план находил поддержку у многих представителей германского генералитета.
Известно также, что исторически в Германии сложилась традиция особого почитания роли армии и военной силы, что было свойственно большинству немецкого населения. Следование милитаристским традициям и национальное воинственное мышление в годы Веймарской республики охватывало «широкие слои общественности», и почва для этого в германском обществе готовилась задолго до прихода нацистов к власти. Еще в 1920- е годы в немецкой литературе оформилось направление «солдатского национализма», и книги писателей этого направления, прославлявшие культ войны, распространялись среди немецкого народа стотысячными тиражами[65].
Такими же не новыми были гитлеровские и другие нацистские теории «расы и крови». Например, родоначальником учения о неравенстве рас, оправдывавшего колониальную политику, считается француз Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882 гг.). В «Майн кампф» Гитлер, обосновывая теорию «расовой гигиены», опирался также на текст американского «Акта об ограничении иммиграции» (1924 г.), который запрещал въезд в США людям, страдавшим от наследственных болезней, а также мигрантам из Южной и Восточной Европы. Ряд фрагментов в «Майн кампф» «о роли евреев в германской и российской революциях» полностью заимствован из работ американца Генри Форда[66]. Решающее влияние на Гитлера оказал англичанин антисемит Хьюстон Стюарт Чемберлен. Й. Геббельс называл его вдохновителем, его труды переписывал А. Розенберг. Доказано, что целые отрывки в «Майн кампф», а также из «Мифа двадцатого века» Розенберга являются переложением «Основ девятнадцатого века» Чемберлена.
В своих «трудах» нацистские теоретики в «расовом вопросе» опирались на «научные результаты», сформулированные в ряде работ философов, психологов, социологов, таких, как Дитрих Эккарт, упомянутый А. Гобино, Фриц Лейн, Г. Ле Бон и другие, на их идеи о «чистоте расы», о необходимости расовой и социальной гигиены, селекции, иерархии рас, расовой избранности для мирового господства и пр.[67] Использовали нацистские идеологи знаменитую работу О. Шпенглера «Закат Европы». Самое непосредственное влияние на нацистских идеологов оказал Ф. Ницше (1844–1900 гг.), на которого они постоянно ссылались, и особенно восхваляли его концепцию «сверхчеловека». Культ «сверхчеловека» в ницшеанской философии соединялся с прославлением агрессии и войны как «наивысшего проявления человеческого духа», что в первую очередь использовалось нацистами для обоснования своей идеологии[68].
Фашисты откровенно объявляли идеалом «нового человека» жестокого, жаждущего крови солдата. В войне с «врагом» не должно быть никакой жалости, никакой пощады. «Никакой жалости, жестокость… Сильнейший владеет правом. Нужна величайшая жестокость», – заявлял Гитлер[69].
Этими примерами, конечно, не исчерпываются все источники и идейные основы формирования нацистской идеологии. Вместе с тем следует признать умелое использование Гитлером и другими главарями будущего Третьего рейха самых разнообразных реакционных доктрин как немецкого, так и зарубежного происхождения не просто для обоснования собственного мировоззрения, но прежде всего «в целях эффективного воздействия на массы немецкого населения, его объединения на принципах расовой нетерпимости и агрессии по отношению ко всем, кто не разделял их взглядов, а в последующем – для участия в захватнических войнах»[70].
Социальный заказ со стороны германской реакционных сил в такой идеологии был очевиден. Л.А. Безыменский всесторонне раскрыл взаимосвязь нацистов с промышленно-финансовыми магнатами. Он приводит такой факт: еще в 1923 г. владелец колоссального угольно-металлургического концерна Г. Стиннес в беседе с американским послом в Германии Хьютоном говорил, что нужно «найти диктатора» и что такой «человек должен говорить понятным народу языком – такой человек уже есть. В Баварии началось большое движение. Его поддерживают все правые партии и многие умеренные деятели, так как это движение в первую очередь направлено против коммунизма». Посол спросил магната о том, поддержат ли промышленники это движение? На что получил положительный ответ, и утверждение, что надвигающаяся безработица заставит коммунистов перейти к активным действиям. «В таком случае президент Германии назначит диктатора, который покончит с парламентским режимом», – заявил Стиннес за 10 лет до прихода Гитлера к власти[71].
В 1927 г. в нацистской партии насчитывалось уже 100 тыс. членов[72]. С 1928 по 1932 год количество избирателей, поддерживавших партию Гитлера, выросло с 800 тыс. до почти 14 млн человек[73]. В течение восьми лет после опубликования «Майн кампф» НСДАП удалось распространить свою деятельность по всей Германии, сосредоточив главное внимание на привлечение в свои ряды молодежи.
Спустя годы на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими военными преступниками прозвучат горькие слова: «В 1923 г. хватило бы семи полицейских, дабы разделаться с гитлеровским маскарадом в Мюнхене. Через 10 лет с этим справились бы 700 хорошо вооруженных солдат рейхсвера. Но прошло чуть более 20 лет после мюнхенского путча, и потребовалось пожертвовать 70 млн людей из разных стран мира, чтобы покончить с Гитлером»[74].
Таким образом, изначально в программе Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) были сформулированы основные цели нацистов: требования территориальных приобретений и отмены решений Версаля и завоевания «жизненного пространства»; идейно-политическое обоснование антисемитизма и политики геноцида в отношении других народов. Вождь нацистов – А. Гитлер являлся порождением эпохи, и на историческую арену его привели определенные силы, заинтересованные именно в подобных «лидерах». Теоретические положения экспансионистской концепции германского монополистического капитализма конца ХIХ – начала ХХ в. «натиск на Восток» (нем. Drang nach Оsten) стали основой внешнеполитической программы Гитлера.
Нацисты у власти: СССР в планах завоевания «жизненного пространства» и концепциях «Дранг нах остен» третьего рейха
Комплекс самых разнообразных методов и способов «мирного» и легального завоевания нацистами власти в Германии, с помощью которых им удалось одержать победу, всесторонне изучен и проанализирован историками и другими специалистами. В данном случае необходимо кратко остановиться на наиболее существенных моментах деятельности нацистов на завершающем этапе этой борьбы за власть и начале подготовки к реализации их завоевательных планов.
Так, накануне прихода Гитлера к власти и установления нацистского режима одной из главных задач фюрера и его сподвижников являлось дальнейшее укрепление позиций НСДАП и придание ей массового характера. Для вовлечения в эту партию представителей самых широких слоев германского общества нацистами использовалась пропаганда, которая была своего рода феноменальным явлением. О том, какое огромное значение Гитлер, а также его соратники придавали пропагандистским методам воздействия на массы населения, свидетельствуют многочисленные рассуждения самого фюрера в «Майн кампф», записи его высказываний в ходе бесед в кругу ближайшего окружения, сделанные Г. Раушнингом, дневники Й. Геббельса и другие материалы. Так, Гитлер писал: «…Я уже рано понял, что правильное применение пропаганды является подлинным искусством. […] Любая пропаганда должна быть популярной и иметь духовный уровень, соответствующий уровню восприятия самого ограниченного из тех, на кого она рассчитана. […] Чем скромнее ее научный балласт и чем больше она ориентирована исключительно на чувства массы, тем значительнее ее успех»[75]. Уже в 1930-е годы Гитлер называл пропаганду «психологическим оружием»[76]. В этой связи необходимо заметить, что не только для современников Гитлера, но и для сегодняшнего дня остаются в тайне «авторы» поистине высокоэффективных пропагандистских приемов, которые по современной терминологии можно назвать технологией психологического воздействия на массы, разработанной до мельчайших деталей. Известно, что Гитлеру, а также другим нацистским руководителям – Й. Геббельсу, Г. Герингу и пр. – «удавалось доводить собравшихся до исступления»[77].
Нельзя не отметить, что особая роль в осуществлении этой деятельности принадлежала именно Геббельсу. Поэтому неслучайно его имя стало символом нацистской пропагандистской машины. Этот маленький хромой человек (всего 154 см роста), несомненно, обладал рядом качеств, позволивших ему войти в число лидеров Третьего рейха: сильной волей, целеустремленностью, честолюбием, болезненным самолюбием. В 1920-е годы он стремился стать писателем или журналистом, изучал гуманитарные науки в университетах Фрейбурга, Бонна, Кёльна, Мюнхена. В Гейдельбергском университете Геббельс в 1921 г. под руководством профессора Ф. Гундольфа, еврея по национальности, защитил диссертацию и получил ученую степень доктора.
В 1926 г. в Берлине во время митинга его заметил Гитлер и понял, что Геббельс с его необычным пропагандистским темпераментом нужен нацисткой партии для агитационной работы среди немецкого населения. Современные российские исследователи, занимающиеся историей Третьего рейха, признают особый ораторский дар Геббельса. Например, К.А. Залесский так пишет по этому поводу: «На многочисленных митингах и демонстрациях этот маленький человек с длинным носом, постоянно одетый в слишком длинную для него шинель, обладавший сильным и резким голосом, крывший сарказмом и оскорблениями берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, сумел привлечь к себе широкое внимание»[78].
Геббельс использовал в политических целях даже имя штурмфюрера СА Хорста Весселя, раненного в 1930 г. в бытовой драке, отказавшегося к тому же от помощи врача-еврея и скончавшегося от полученных ран. Поскольку в драке был замешан коммунист, то этот факт послужил поводом создания Геббельсом «легенды о Весселе», якобы погибшем «за торжество национал-социализма». Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА, а после 1933 г. – неофициальным партийным гимном НСДАП, который исполнялся на всех официальных мероприятиях в Третьем рейхе после государственного гимна.
Главным методом пропагандистской деятельности Геббельса стала организация митингов, которые обставлялись как театральные спектакли, где знамена, музыка, шествия служили декорацией для его выступлений. Его пропаганда сыграла решающую роль, удвоив фюреру число голосов избирателей. Геббельс перенял современные для того времени американские пропагандистские приемы, сформулировав законы пропаганды: упрощение написанного и сказанного, чтобы это понял самый необразованный из немцев; требование говорить и писать только то, что выгодно нацистам; многократное повторение лжи, которая «превращается в правду»; эмоциональное нагнетание[79]. Он использовал такие приемы как кодированные тексты газет, воздействовавшие на подсознание, военные марши и систему зеркал в метро, кино, радио, появившееся в Германии телевиденье и пр. Отечественный историк С. Кудряшов даже назвал Геббельса «главным политтехнологом Гитлера»[80].
В пропагандистской деятельности нацисты всегда действовали избирательно. В период предвыборных кампаний у них были разные предвыборные программы, строго адресованные в каждый определенный момент времени различным слоям германского общества: крестьянам, рабочим, представителям мелкой и крупной буржуазии, молодежи, аграриям, военным и пр. При этом умело выбирались объекты для подстрекательства, указывались «враги», якобы повинные в тех или иных проблемах той или иной группы населения[81]. Успех у напуганной реакционной германской буржуазии, несомненно, имел гитлеровский лозунг – борьба против коммунизма, «большевиков» и левых сил.