Книга Древние греки, не боги – человеки - читать онлайн бесплатно, автор Марк Ильич Полыковский. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Древние греки, не боги – человеки
Древние греки, не боги – человеки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Древние греки, не боги – человеки

Архит считался основоположником механики. Аристотель в книге «Политика» писал, что Архит создал погремушку, «которую дают малым детям, чтобы они, занимаясь ею, не ломали ничего из домашних вещей: ведь то, что молодо, не может оставаться спокойным.

Архита можно называть одним из первых теоретиков музыки.

Архиту принадлежит классический довод в пользу бесконечности Вселенной:

«Окажись я на краю Вселенной, то есть на сфере неподвижных звёзд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку в ней? Допущение, что не мог бы вытянуть, нелепо. Но если вытяну, тогда то, что вовне, окажется либо телом, либо местом (что совершенно безразлично). Таким образом, сколько раз ни допускай границу Вселенной, всякий раз мы будем аналогичным образом подходить к ней и задавать тот же самый вопрос».

Архит считал науку о числах, которую он называл «логистикой», основой науки, подчёркивал её приоритет над геометрией. Архит относился к математике, как к основе познания мира. Более того, он разделял области умственного и чувственного познания. Арифметика была важна для Архита и с политической точки зрения. Ему казалось, что с помощью науки о числах возможно найти формулы для сбалансированного распределения собственности и разных благ среди граждан. Это по мнению Архита позволило бы избежать кровопролитных восстаний, которые часто сотрясали греческие полисы. В этике Архит уделял особое внимание требованию, чтобы человек всегда действовал сознательно и не поступал спонтанно на основе эмоций. Также Архит считал непозволительным для разумного человека чем-либо затуманивать свой разум.

В Средние века Архита стали изображать одним из великих древних мудрецов и волшебников.


Именем Архита в 1935 году назвали один из лунных кратеров.

АРХИТ ТАРЕНТСКИЙ

Архит с Платоном, отрицать негоже,дружил, но никогда не произнёс:«Платон мне друг, но истина дороже!» –кто так сказал, с того и будет спрос.Архит Тарентский был пифагорейцемв науках чрезвычайно преуспел,он удвоенье куба одолел,прославившись по городам и весям –не только тем: он был творец ученьяо музыкальных интервалах, спецв механике, в акустике, в уменьепридумать погремушку, чтоб малец,угомонившись, плачем не мешалотцу в занятьях оптикой – и прочимраздумиям о частном и об общем,когда одолевает мыслей шквал…При всём при том Архит был полководцем,стратегом, в битвах только побеждал.Таких царей-учёных мир не знал,а если знал, – то не под нашим Солнцем.

Гераклит Эфесский

ок. 544 до н.э. – ок. 483 до н.э


Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, создатель первой исторической, или первоначальной формы диалектики. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется».

Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:

Огонь есть начало, или первоначальная материальная причина мира.

Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.

Всё есть поток.

Тождество противоположностей, стремление к переходу из одной противоположности в другую.

Нарушение закона противоречия. Данная доктрина является скорее следствием из (3) и (4), чем самостоятельным положением учения Гераклита.


Гераклит считает, что истинное знание – некий закон обустройства мира и его структуры и, что самое интересное, – о месте человека и этом мире. Абсолютным и основным критерием этой истины является логос. Чтобы стала ясна роль закономерности и логоса Гераклита, необходимо понять то, что истинное знание (закономерность) строит мировой порядок вещей, а логос выступает неким элементом, без которого вообще невозможно возникновение и дальнейшее обустройство или существование чего бы то ни было. Гераклит придаёт категории логоса некую божественную сущность. То есть логос – не просто мировой закон, а некий фаталистический, судьбоносный конструкт. Тем не менее, он не просто судьба, но выполняет и множество иных, выходящих за пределы понятия судьбы функций. Логос представлялся Гераклитом как некий элемент, непосредственно соотнесённый с основным бытийным и необходимым компонентом гераклитовской философии, который является первоначалом – огнём.

Немалое значение в философской систематике Гераклита играют противоположности. Существует взаимосвязь между Богом в гераклитовском учении и парами противоположностей. Бог у Гераклита не отличен от логоса, но играет собирательную роль в его философии и, вместе с тем, разграничивая противоположности и соединяя все их элементы между собой, являет в себе общую связную структуру под названием «единство». У Гераклита бог имманентен вещам и вбирает в себя суммарность всех противоположных пар. Бога Гераклит не идентифицировал как некий культ с его систематикой обрядов и жертвоприношений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги