banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


«Не жил и не бродил доселе по белу свету красивее юноша, чем царевич Ганимед. Волосы у него были золотые, кожа – как теплый мед, губы – нежный, сладостный призыв отдаться чокнутым чарующим поцелуям.

Девушки и женщины всех возрастов, говорят, вопили и даже падали без чувств, стоило ему на них взглянуть. Мужчины, что прежде никогда и не помышляли о привлекательности людей своего же пола, чуяли, как колотятся их сердца, как разгоняется и бьется в ушах кровь, – от одного вида Ганимеда. Во рту у них пересыхало – и вот уже несло их болтать глупую чепуху, говорить что угодно, лишь бы угодить ему или привлечь его внимание. Добравшись домой, они писали и тут же рвали в клочки стихотворения, где рифмовались «ресницы» и «ягодицы», «плечи» и «речи», «ноги» и «боги», «млад» и «рад», «малыш» и «томишь», а также «страсть» и «проп?сть».

В отличие от многих рожденных с кошмарным преимуществом красоты, Ганимед не был заносчивым, капризным или избалованным. Повадки имел милые и непринужденные. Когда улыбался, улыбка получалась доброй, а янтарные глаза светились дружелюбным теплом. Знавшие его ближе всех говорили, что внутренняя красота Ганимеда равнялась внешней или даже превосходила ее.

Не будь он царевичем, суеты вокруг его ослепительной красы, наверное, происходило бы больше, и жизнь Ганимеда сделалась бы невозможной. Но поскольку он был любимым сыном великого правителя, никто не решался его соблазнять, и Ганимед жил безупречной жизнью среди друзей, увлекался лошадьми, музыкой, спортом. Предполагалось, что однажды царь Трой подберет ему в пару какую-нибудь греческую царевну, и Ганимед вырастет в пригожего зрелого мужчину. Молодость – штука быстротечная, как ни жаль.

Но не учли они Царя богов. То ли до Зевса дошел слух об этом сияющем маяке юношеской красы, то ли Зевс сам случайно его увидел – неведомо. Зато запечатлено, что бог попросту с ума сошел от желания. Вопреки царственной родословной этого значимого смертного, невзирая на скандал, какой мог бы в итоге разразиться, несмотря на непременную ярость и ревнивое бешенство Геры, Зевс обернулся орлом, ринулся вниз, скогтил юношу и улетел с ним на Олимп.

Ужасный это поступок, но, как ни удивительно, оказалось, что это не просто жест бездумной похоти. Тут действительно похоже на самую настоящую любовь. Зевс обожал юношу и не желал разлучаться с ним. Их физическая любовь лишь укрепила его обожание. Бог наделил возлюбленного даром бессмертия и вечной юности, назначил его своим виночерпием. Отныне и до скончания времен Ганимед останется тем самым, чья красота тела и души совершенно сразила Зевса. Все остальные боги, за неизбежным исключением Геры, появлению на небесах этого юноши обрадовались. Ганимеда невозможно было не любить – его присутствие озаряло весь Олимп.

Зевс отправил Гермеса к царю Трою с даром божественных коней, в порядке воздаяния семье за их утрату.

– Ваш сын – желанное и радостно встреченное прибавление к Олимпу, – сообщил им Гермес. – Он никогда не умрет и, в отличие от прочих смертных, его внешняя краса вечно будет соответствовать внутренней, а это означает, что он навеки останется в мире с самим собой. Небесный отец любит его беззаветно.

Что ж, у царя и царицы Трои было еще двое сыновей, а кони оказались и впрямь лучшими на свете – и в зубы смотреть нечего, и если их Ганимед станет постоянным членом бессмертной олимпийской когорты и Зевс действительно его любит…

Но обожал ли юноша Зевса? Вот это установить очень трудно. Древние считали, что да. Обычно его изображают улыбчивым и счастливым. Он стал символом той особой разновидности однополой любви, какая сделается центральной частью греческой жизни». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.

Г. является одним из популярнейших персонажей мирового искусства: бронзовый рельеф на дверях собора святого Петра в Риме; рисунки Микеланджело, фрески Б.Перуцци, Д.Порденоне, Я.Тинторетто, А.Карраччи (“Похищение Ганимеда”, 1596-1600), П. да Кортоны (“Планетарные Комнаты”, 1641); картины Корреджо, Д.Романо, Рембрандта (“Похищение Ганимеда”, 1635), П.Рубенса (“Похищение Ганимеда”, 1611), И.Джонса («Coelum Brittanicum», 1634) и др.; скульптуры Леохара, Б.Челлини, Б.Торвальдсена; поэзия И.Гете, А.Эленшлегера и мн. др.

«…Ганимед богоравный.

Самый прекрасный из всех

На земле обитающих смертных.

Он за свою красоту был похищен, да вечно,

В сонме бессмертных живя, виночерпием служит Зевесу». Гомер. Илиада.

В общественном сознании Г. олицетворяет идеал муж. красоты и гомосексуальности.

«Мне показалось в то время, что этот завитой и распомаженный, по моде – в женских брильянтовых сережках, ганимед княжны, был нарумянен». Г.Данилевский. Княжна Тараканова.

ГЕКУБА /греч. Hekabe, лат. Hecuba/ (Гекаба), жена (1) троянского царя Приама.

Мать девятнадцати или двадцати сыновей, в т.ч. Париса. Во время Троянской войны потеряла мужа (1) и почти всех своих детей. Попала в плен к Одиссею; не желая смириться с участью рабыни, бросилась в море и превратилась в собаку.

«После Троянской войны при дележе добычи Гекуба досталась Одиссею, который отвез ее в Херсонес Фракийский. Там местный царь Полиместор, уступая требованиям Агамемнона и Одиссея, решивших искоренить род Приама, убил младшего сына Гекубы Полидора. Тогда Гекуба позвала Полиместора, обещая ему рассказать, где в развалинах Трои спрятан клад. Когда он пришел с двумя своими сыновьями, она выхватила спрятанный у нее на груди кинжал и заколола обоих мальчиков, а Полиместору выколола глаза. Учитывая возраст Гекубы и обрушившиеся на нее несчастья, Агамемнон простил ей содеянное, однако фракийская знать, желая отомстить Гекубе, забросала ее до смерти дротиками и камнями. По другой версии, Гекуба стала рассказывать про Одиссея и других греков такие ужасные истории (обвиняя их в варварстве и попрании веры), что им не оставалось ничего другого, как предать ее смерти. Некоторые, правда, утверждают, что Гекуба либо была перенесена Аполлоном в Ликию, либо превратилась в собаку и бросилась в Геллеспонт». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.

Согласно античной традиции, Г. считается олицетворением беспредельной скорби и страданий женщины-матери. Одна из героинь поэмы Гомера «Илиада», трагедий Еврипида («Троянки», 415 г. до н.э.), Софокла, Энния, Йоста ван ден Вонделы («Амстердамская Гекуба», 1626) и др.

“…И все из-за чего?

Из-за Гекубы! Что ему Гекуба,

Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?” У.Шекспир. Гамлет.

ГЕМЕЛЛЫ, см. ЭФЕБЫ

ГЕРА /греч. Hera/ (волоокая), в древнегреческой мифологии царица богов; соответствует рим. Юноне. См. также Божества любви.

Одна из самых почитаемых богинь античного пантеона. Старшая дочь Крона и Реи, сестра Посейдона, Аида, Деметры, Гестии; сестра Зевса, ставшая его супругой. Повелевала силами природы и плодородием земли. Покровительствовала бракам, беременным женщинам и родильницам.

Обладала властным, жестоким и ревнивым характером. Преследовала возлюбленных Зевса и его внебрачных детей: превратила Ио в корову, Каллисто - в медведицу, погубила Семелу и Алкмену. Мстила Парису за то, что он отдал предпочтение Афродите.

«Эпитеты, применяемые к Гере по сей день, – «гордая», «властная», «ревнивая», «высокомерная» и «злопамятная». В искусствоведческих разговорах ее частенько награждают тремя неприятными эпитетами с составной частью «-образная»: «статуеобразная», «рубенсообразная» и, по ее римскому имени, «юнонообразная».<>

Вольно ж нам относиться к Гере как к тирану и зануде – ревнивой и подозрительной, скандалистке и брюзге, самом? воплощению сердитой бабищи (так и воображаешь себе, как она мечет фарфоровые статуэтки в бестолковых клевретов), что настигает своим злобным возмездием нимф и смертных, которые ей не угодили – спалили недостаточно животных у нее на алтаре или, что хуже всего, совершили преступление, сойдясь с Зевсом (желали они того или нет, она никогда не прощала их и злиться могла не одну жизнь подряд). Но при всей ее несомненной заносчивости, спеси, зашоренной приверженности иерархиям и нетерпимости к яркому и дерзкому – архетип многих тетушек в литературе и вдовствующих герцогинь в кино[70] – занудой Гера уж точно не была. Свирепость и решимость, с какими она шла против бога, способного испепелить ее одним ударом молнии, показывают и уверенность в себе, и отвагу». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.

Образ Г. многократно отражен в мировой живописи (А.Корреджо, П.Рубенс, Д.Тьеполо, Н.Пуссен и др).

“Гера со мною, чиста, неизменна,

Здесь, на Олимпе, меж вечных богинь». В.Брюсов. Иксион и Зевс.

ГЕРАКЛ /греч. Herakles; букв. «гонимый герой»/ (лат. Hercules – Геркулес), один из самых знаменитых героев древнегреч. мифологии.

Сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены (1) тиринфского царя Амфитриона. При рождении получил имя Алкид. Отличался необыкновенной физической силой и отвагой.

«Имя «Геракл» означает «Слава богини Геры». Звучало это имя иронически. Богиня Гера была небесной царицей, супругой верховного Зевса-громовержца. А Геракл был последним из земных сыновей Зевса: Зевс нисходил ко многим смертным женщинам, но после Алкмены, матери Геракла, – уже ни к кому. Геракл должен был спасти богов Олимпийцев в войне за власть над миром против восставших на них земнородных Гигантов: было пророчество, что боги победят Гигантов, только если к ним на помощь придет хотя бы один смертный человек. Таким человеком и стал Геракл. Гера должна была бы, как все боги, быть ему благодарна. Но она была законной женою Зевса, покровительницей всех законных браков, и внебрачный сын ее мужа, да еще и самый любимый, был ей ненавистен. Поэтому все сказания о земной жизни Геракла – это сказания о том, как преследовала его богиня Гера». В.Новиков. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения.

Г. совершил двенадцать великих подвигов, известных по описаниям Гомера, Гесиода, Пиндара и др.:

– убил немейского льва, который наводил страх на всех местных жителей;

– победил лернейскую гидру, которая пожирала заблудившихся путников;

– победил стимфалийских птиц, которые разоряли деревни, убивали людей и скот;

– доставил живой и невредимой священную керинейскую лань;

– победил эриманфского вепря;

– очистил Авгиевы конюшни;

– победил критского быка;

– обуздал коней Диомеда;

– добыл пояс царицы амазонок Ипполиты;

– пригнал стада коров могучего великана Гериона;

– похитил золотые яблоки Гесперид, которые возвращали вечную молодость;

– укротил пса Цербера, который охранял вход в царство мертвых.