banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


Менее известен тринадцатый подвиг Г., который заключался в том, что за одну ночь он оплодотворил пятьдесят дочерей беотийского царя Тестия. Через положенный срок на свет появился 51 младенец, поскольку одна из царевен родила близнецов.

Культ Г. существовал во всем античном мире. Празднества  в его честь (гераклеи) устраивались в  Сикионе,  Фивах  и др. Сохранились изображения Г. в объятиях царицы Лидии Омфалы с надписью «Amor vincit omnia» («Любовь побеждает все»). По утверждению Аполлодора, Гая Валерия Флакка и др. античных авторов, Г. не был чужд эфебофилии. В бою с царем дриопов Тейодамантом Г. завоевал его сына Гиласа (Hylas). Золотоволосый юноша сопровождал Г. в походе за Золотым руном, однако был похищен нимфами в Мизии. Поиски не дали результата и Г. очень тяжело переживал утрату. Гомосексуальный аспект личности Г. не раз привлекал внимание художников и поэтов (рисунки Микеланджело, А.Поллайоло; картины А.Мантенья и др.). А.Полициано в «Сказании об Орфее» (1480) с одобрением высказывается о любви к мальчикам: “К этой святой любви и Геркулес призывает”.

Образ Г. является одним из самых популярных в мировом искусстве: живопись Д.Романо, Д.Вазари, Л.Кранаха Старшего, Рафаэля, П.Рубенса, Г.Рени, Ф.Сурбарана, Ш.Лебрена, Т.Жерико и мн. др.; скульптура Я.Сансовино, А.Канова, Э.Бурделя и др. В музыкально-драматическом искусстве: пьесы Ж. Ротру, Ф. Мармонтеля, П. Метастазио, Ф.Ведекинда, Ф.Дюрренматта; оперы П.Кавалли, Ж.Люлли, П. Кайзера, А.Вивальди, К.Глюка; кантата И.С.Баха, оратории Г.Генделя, симфонические поэмы К.Сен-Санса и др.

«Да ведь тут весу пудов с триста! Алексей Григорьич, да вы, ей-богу, Геракл». В.Шишков. Емельян Пугачев.

ГЕРКУЛЕС, см. ГЕРАКЛ

ГЕРМАФРОДИТ /греч. Hermaphroditos; лат. Hermaphroditus/, в древнегреч. мифологии прекрасный юноша, сын Гермеса и Афродиты. См. также Гибристика.

В пятнадцатилетнем возрасте вызвал страстную любовь нимфы Салмакиды, но не ответил ей взаимностью. Безутешная Салмакида упросила богов соединить ее с возлюбленным в единое двуполое существо. Культ Г. был популярен в начале IV в. до н.э. в Аттике.

«Но день стоял ясный, и Гермафродит, разгоряченный и вспотевший от этого отваживания назойливого духа, счел, что она убралась подальше, разделся и нырнул в прохладные воды ручья, чтобы освежиться.

Салмакида, вернувшаяся под прикрытием тростников, немедля прыгнула к нему, как лосось, и намертво вцепилась в его нагое тело. Он с отвращением забился, заплескал, задергался, чтобы освободиться, а она вскричала:

– О боги всевышние, да не расстанемся мы никогда с этим юношей! Пусть мы навеки будем единым целым!

Боги услышали ее молитвы и отозвались с черствой буквальностью, какая, похоже, испокон веку их развлекала. Вмиг Салмакида и Гермафродит действительно стали единым целым. Пара слилась в одно тело. Одно тело, два пола. Не стало наяды Салмакиды и юного Гермафродита, возникло существо обоеполое, мужское и женское в одном. Хотя римляне сочли подобное состояние отклонением, угрожавшим строгим милитаристским нормам их общества, более открыто мыслившие греки воспевали, праздновали и даже поклонялись полу гермафродитов. Монументальные творения, а также керамические работы и храмовые фризы показывают нам то, чего римляне страшились, а греки, похоже, считали восхитительным». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.

Г. – постоянный образ художественной культуры: скульптуры в Национальном Музее Термы в Риме и в Лувре; живопись Я.Госсарта “The Metamorphosis of Hermaphroditus and the Nymph Salmacis” (1505; Б.Спренгера “Salmacis and Hermaphroditus” (1581); Ф.Албани “Salmacis Falling in Love with Hermaphroditus” (ок.1660) и “Salmacis Kissing Hermaphroditus in the Water” (1660); Ф.-Ж.Наве. “The Nymph Salmacis and Hermaphroditus” (1829) и др. В эпоху средневековья и Ренессанса образ Г. широко использовался в качестве символа союза противоположностей, алхимической эмблематики, иллюстрации медицинской аномалии и др. Ср. Андрогины.

“Есть подобный зачатию момент творения, в котором участвует божество-гермафродит, оплодотворяющее само себя». В.Пелевин. t.

ГЕРМЕС /Hermes/, один из наиболее многозначных и почитаемых богов античности. См. также Божества любви.

Сын Зевса и плеяды Майи; соответствовал рим. Меркурию. Первоначально бог скотоводства и пастухов; позднее вестник олимпийских богов, покровитель торговли, проводник душ умерших. Также Г.-Трисмегист (трижды величайший) покровительствовал оккультным наукам и тайным (герметическим) обществам. Создатель лиры и пастушеской флейты. По утверждению Диогена Синопского, обучил Пана занятию мастурбацией. За помощью к Г. обращались мужчины, желающие восстановить или усилить свою потенцию.

Главными атрибутами Г. являлись крылатые сандалии, дорожная шляпа с крылышками и кадуцей – трость с двумя обвившимися вокруг нее змеями, символизирующая фаллос.

Антестерии – весенние праздники в честь Г.

Образ Г. – постоянный сюжет мирового искусства (фрески Рафаэля; статуи Праксителя, Джамболонья, Б.Торвальдсена; живопись А.Корреджо, Я.Тинторетто, П.Веронезе, П.Рубенса, Я. Иорданcа, Д.Веласкеса, Рембрандта, К.Лоррена и др.).

«О Гермес Трисмегист, троекратно великий учитель,

Бог наук и искусств и души роковой искуситель!» К.Бальмонт. К Гермесу Трисмегисту.

ГЕРМЫ /греч. hermes/, во времена античности четырехгранные колонны, увенчанные головой Гермеса, Вакха или Пана.

По описанию Платона, Павзания и др., на лицевой стороне Г. помещалось изображение фаллоса, иногда в эрегированном состоянии, как символа плодородия.

«А вот, казалось бы, совершенно нелепый вопрос: «А что появилось раньше: статуи Гермеса или гермы?» Вопрос совершенно не праздный! И ответ на него очень многое объясняет. Вначале-то были гермы! То есть груды камней или вертикально поставленные каменные глыбы на перекрестках дорог, на местах погребений, у ворот домов, выполнявшие функции охранительного фетиша.

Герма – первоначально символ бога Гермеса изготавливалась из закругленного ствола, в виде столба, увенчанного грубо или тщательно обработанным изображением головы. Согласно Гиппарху, гермы устанавливались на дорогах из Афин как дорожные вехи, с указателями расстояний и популярными сентенциями, и повсеместно почитались. Многие частные лица помещали гермы в своих домах. Со времен Праксителя гермы стали поясными статуями и не представляли больше бога Гермеса. Популярны были гермы двойные, с портретами великих поэтов и мыслителей. Их ставили на виллах и в библиотеках. Грубо говоря, именно верстовым столбам – гермам мы во многом обязаны появлению бюстов – скульптурных портретов». Б.Алмазов. Повести каменных горожан.

Повреждение Г. считалось святотатством и сурово каралось. В период упадка Империи Г. использовались как межевые знаки и дорожные указатели; в Европе с XVI в. – как элемент декоративной парковой скульптуры. См. также Символизм половой (1).

“Изуродование герм (у большей части их в одну и ту же ночь были отбиты выдающиеся части) испугало многих, даже из числа тех, которые обычно пренебрегают подобными приметами”. Плутарх. Избранные жизнеописания.

ГЕСТИИ, см. ВЕСТАЛКИ

ГЕТЕРИЗМ, 1) институт гетер в Древней Греции;

Крупнейшие центры Г. находились в Коринфе, Афинах, Абидосе, Лесбосе, Милете и др.

«Никогда характер королевы не отражался так сильно на поданных, как характер Аспазии отразился на афинянах. Она управляла всеми делами народа, решала мир и войну, разрешала все спорные вопросы искусства и литературы, задавала тон жизни мужчин, была законодательницей мод для женщин. В ней гетеризм получил свое лучшее выражение, свое высшее торжество». Э.Дюпуи. Проституция в древности.

2) мировоззрение и образ жизни, свойственный гетерам;

3) термин, введенный швейц. историком И.Я.Бахофеном ("Материнское право", 1861), для обозначения неупорядоченных половых отношений на ранней стадии развития человеческого общества; то же, что промискуитет. Некоторые современные исследователи подразумевают под Г. пережитки гостеприимного, группового и искупительногобрака.

«Самая ранняя стадия характеризовалась Бахофеном как состояние совершенно неупорядоченных отношений полов. Через эту стадию (он назвал ее эпохой гетеризма, или добрачной ступенью) прошли, по его мнению, все народы». Ю.Семенов. Происхождение брака и семьи.

ГЕТЕРЫ (от греч. hetaira – подруга, любовница), в Древней Греции свободные незамужние женщины, существовавшие за счет богатых покровителей. См. также Куртизанки.

Г. занимали привилегированное положение в обществе. По определению поэта Архилоха (VII в. до н.э.) являлись “всеобщими подругами». Ок. 343-340 до н.э. оратор Демосфен определил статус Г. в речи против Неэры: «Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц – ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жен мы берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества.»

Г. получали всестороннее образование, недоступное большинству женщин той эпохи. Обучались гимнастике, танцам, музыке, философии, поэзии, красноречию и др. В выборе покровителей нередко руководствовались собственными симпатиями. В отличие от обычных проституток, не ограничивались оказанием сексуальных услуг. Активно участвовали в общественной и культурной жизни, пользовались уважением выдающихся политических деятелей, ученых, поэтов и т.д.  Имена целого ряда Г. вошли в историю: Аспасия; Лаиса; Таис; Фрина.

Профессиональная деятельность Г. строго регламентировалась и облагалась налогом. По закону они обязаны были носить белокурые парики и подвергались др. социальным ограничениям. Наиболее успешные Г. извлекали из своего занятия значительный доход. Героиня комедии Менандра «Льстец» хвасталась, что зарабатывает больше десяти проституток. По утверждению писателя Авла Геллия (ок. 130-180), некоторые Г. получали за одну ночь до десяти тысяч драхм. Сократ восхищался роскошью Феодотии, подруги Алкивиада («Memories». III, 11, 4). По сообщению Геродота, фракийская Г. Родопис, любовница брата Сафо Харакса, из собственных средств оплачивала строительство пирамид в Египте.

Образ жизни Г. привлекал всеобщее внимание и породил немало исторических анекдотов. По рассказам, прекрасная Архидика отказала молодому богатому египтянину. Разочарованный юноша попросил Венеру ниспослать ему ласки Архидики хотя бы во сне. Богиня исполнила его желание. Узнав об этом, Архидика обратилась в суд с требованием оплатить услуги, которые клиент получил во время сновидения. Однако, судьи решили, что она сама должна Венере, которая выполнила ее работу.

«Большая часть гетер обязана своей славой знаменитым своим современникам, которые оказывали им покровительство. Среди таких гетер мы назовем следующих:

Герпилис была любовницей Аристотеля, от которого у нее родился сын. Родоначальник философии сделал ее еще при жизни своей единственной наследницей.

Лагиска. Учитель красноречия Исократ, друг Филиппа, царя Македонского и соперник Демосфена, не сумел противостоять чарам этой прекрасной девушки.

Мегалострата – восприняла эротическую философию Алкмана, предшественника Гомера, который злоупотреблял половыми наслаждениями и впоследствии заболел питириазисом.

Леонция. Афинская гетера, последовательница и любовница Эпикура, прославилась своим красноречием; ею страстно увлекся поэт Гермасианакс; пользуется известностью ее горячая полемика с философом Теофрастом.

Таиса. Когда Александр взял Афины, Таиса, афинская гетера, покорила его своей красотой и последовала за ним в Азию. Она участвовала в знаменитой оргии Александра, после которой победитель предал Персеполис огню. Затем Таиса стала любовницей Птоломея, впоследствии царя Египетского. Птоломей включил ее в число своих законных жен и прижил с ней троих детей.

Вакхис. Эта верная любовница оратора Гиперида была известна своим бескорыстием и добротой. Ее называли «добрая Вакхис». Гиперид пишет, что Вакхис облагородила имя куртизанки.

Теодетта нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести.

Гликерия. Менандр посвятил ей лучшую из своих комедий. Она часто говорила: «Я предпочитаю быть королевой Менандра, чем владычицей Тарза» – города, в котором она, окруженная царской роскошью, жила на содержании у правителя азиатских провинций.

Агафоклея безраздельно владычествовала над Птоломеем Филопатором и перевернула вверх дном все его государство.

Археанасса подобно Нинон пользовалась любовью до глубокой старости. Платон любил ее, забывая ради нее суровые принципы своей философии. Говорят, что он посвятил ей следующие стихи:

Прекрасная Археанасса достойна любви,