Александр Алтунин
Красотка
Красотка как состояние души
Красотка Вивиен предстала перед нами не только как эффектная чисто внешне женщина, но и как обладатель многих классических женских добродетелей. Иначе говоря, она обладала еще и внутренней красотой. Не столь, правда, явной и броской, но от этого не менее прекрасной и замечательной. Она четко увидела то, что Эдвард относится к представителям бизнес-элиты. Она буквально кожей ощутила мощь интеллекта Эдварда, его профессиональное мастерство. И это дало ей возможность выбрать наиболее оптимальную модель отношения к Эдварду – кроткую и скромную. Она излучала душевное тепло щедро и в большей степени бескорыстно (сумма за ее услуги уже была обговорена изначально). Конечно, Вивиен решила обаять Эдварда еще и чисто по-человечески. Что, надо сказать, было весьма непростой задачей, ибо всего лишь один неосторожный жест, эпитет или интонация в голосе могли все испортить раз и навсегда. Другой вопрос, что в ней было особое человеческое обаяние и его было достаточно много. А некоторые стороны ее души отличались не только утонченностью, но еще и изящностью. Поэтому не могли оставить равнодушным истинного ценителя прекрасного.
Вивиен, незаметно для самого Эдварда, сумела сыграть чудесную мелодию на некоторых сокровенных струнах его души, создав тем самым не просто достаточно хороший комфорт, а с вполне конкретными элементами уникальности и эксклюзивности. Она не менее тщательно и основательно просканировала ум и душу Эдварда и на основании полученной информации выстроила модель своего поведения, близкую к предполагаемому женскому идеалу Эдварда. Естественная и искренняя радость от знаков внимания Эдварда внесла свою лепту в их особую атмосферу трепетного взаимопонимания. Глаза, светящиеся яркой радостью и восторгом, не могли оставить равнодушным даже самого чванливого и высокомерного мужчину. Она четко просчитала одну из точек опоры для общения с Эдвардом – его психологическую и эстетическую навороченность, высокий уровень изощренности его ума и души. Она не стала умничать не по делу, иронично подвергая сомнению некоторые его взгляды и представления, принципы и убеждения, даже просто мысли по ходу дела. Конечно, ее женские чары были весьма выразительны, но и Эдвард был, что называется, стреляной вороной. И поэтому купить его за три копейки и, даже гораздо большую сумму, не представлялось возможным в принципе. А вот акцент на чисто человеческий момент оказался действительно удачным. Ибо профессиональная специфика работы Эдварда, как и впрочем весьма напряженный ритм работы, почти не оставляли ему времени, да и возможности на получение действительно качественного душевного тепла. Постоянная искренняя и естественная забота о комфорте Эдварда даже во второстепенных и третьестепенных мелочах позволила ей создать в его представлении достаточно интересный и привлекательный имидж. Она угодила ему в том, в чем другим женщинам хищного типа невозможно было угодить в принципе. И Эдвард это увидел, понял и по достоинству оценил. Он был в этой жизни своего рода экспертом по качеству и поэтому был способен отличить действительно драгоценный камень от подделки. Наблюдая за Вивиен на опере в театре, Эдвард четко и однозначно понял то, с каким удивительным человеком вроде как случайно столкнула его судьба. Достойный мужчина отличается от всех прочих, в первую очередь тем, что он ведет себя достойно всегда, не зависимо от того, где и с кем общается. Содружество в их паре получилось не просто удивительно результативным, но еще и взаимно приятным. Ведь, чем больше старался один, тем сильнее он, тем самым, побуждал другого напрягать свою фантазию и воображение, все явные и скрытые мощности ума и души. Подчеркнутая почтительность Вивиен к Эдварду, не исключала, однако, вполне определенного чувства собственного достоинства. Мягко и ненавязчиво она выступала в роли своеобразного сорежиссера откровенного и насыщенного общения. Вивиен сама отнеслась к Эдварду не как к клиенту, а как к близкому и дорогому другу. Она правильно расставила акценты: не сдерживать себя в количестве и качестве знаков внимания. Она временами брала инициативу в свои руки, но тогда и так, что Эдвард не только не сопротивлялся, но выражал полное одобрение такого рода инициативе, свободно и непринужденно погружаясь в этот особенный отдых ума, души и тела. Это только на первый взгляд все кажется легко и просто. А, на самом деле, все, что делала Вивиен, она делала очень старательно, чутко сканируя реакцию Эдварда на каждый свой жест, слово, взгляд и т.д. Можно сказать, что Вивиен буквально растворилась в Эдварде в хорошем смысле этого слова. Ее физическая и психологическая предупредительность были поистине феноменальны и очаровательны. Чувство обратной связи помогло ей гораздо быстрее понять и ощутить скрытые струны души Эдварда, осветить и согреть хотя бы некоторые ее проблемные уголки. Эдвард до поры, до времени не особенно вникал в детали, он просто отдыхал и наслаждался рядом с Вивиен.
Ее интерес к делам Эдварда, осторожный и корректный, заставил его более внимательно присмотреться к ней. А так как интерес был вполне искренний, то он не мог не проникнуться кроме симпатии еще и определенным уважением к ней. Что автоматически ставило ее, как минимум, на голову выше большинства окружающих. Она прекрасно понимала, что не в состоянии постигнуть многие тонкости в работе Эдварда. Однако, завоевав его симпатию, она получила возможность косвенно воздействовать на некоторые его мысли и эмоции. И, как не покажется странным и удивительным, ей удалось сделать то, что было не под силу целому десятку интеллектуалов высокого полета. Она не просто смогла внести существенную коррективу в жизненное и профессиональное кредо Эдварда, она сделала так, чтобы от этого он чувствовал себя успешнее и счастливее. А это не просто дорогого стоит, это поистине бесценно. И заслуживает самого большого уважения и самой глубокой и искренней симпатии.
Умение быть приятной в общении
Многие женщины полагают, что их внешность и отдельные свойства личности уже сами по себе способны доставить любому мужчине большую радость. Иначе говоря, "красавицы" считают, что уже сам факт их присутствия должен автоматически сделать мужчину безгранично счастливым. А для того, чтобы ей быть приятной в общении, ей самой нет особой необходимости прикладывать какие-либо усилия ума или, тем более, души.
– Пусть, мол, любуется моей красотой и будет счастлив от того, что ему предоставлена возможность быть рядом и наслаждаться этим несравненным произведением искусства.
А о том, что общение – это сложная наука и большое искусство, такого рода красотка и думать не желает. Не говоря уже о том, что искусство ухаживания за мужчиной в несколько раз сложнее и труднее, чем искусство ухаживания за женщиной… Оговоримся сразу о том, что в данном случае речь идет о морально и психологически нормальных людях (и мужчине, и женщине). Ибо, разговор теряет всяческий смысл с точки зрения какой-либо гармонии, если речь вести о моральных уродах или психологически дисгармоничных личностях.
Из чего же складывается приятность общения? Перечень может быть достаточно значительным: естественность и искренность, внимательность и заботливость, тактичность и деликатность, щепетильность и трепетность, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость; отсутствие ироничности и язвительности, саркастичности и критиканства; психологическая предупредительность, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, способность ощущать радость от своей полезности и приятности другому человеку, отсутствие стремления к конкуренции с мужчиной, разумное и целесообразное разделение сфер влияния, способность к изящной и утонченной критике мужчины, способность отдавать душевное тепло высокого качества и в большом количестве, чувство благодарности и признательности за приятные знаки внимания; порядочность и благородство, как в крупных вопросах, так и во второстепенных; уважение к человеку, как носителю искры Божьей; разумная скромность и кротость, сознательное и интуитивное стремление к изящности и гармонии всегда и во всем. Естественно, что разговор о способности быть музой вдохновения мужчине, его сокровенным другом – это большая и отдельная тема.
Один из главных камней преткновения – это наличие желания и стремления, в конце-концов, умения быть приятной в общении с мужчиной. Естественно, что, чем сложнее личность мужчины, тем изощреннее должна быть тактика поведения женщины, желающей произвести на него приятное впечатление. Достойный партнер по общению, не зависимо от того, какого он пола – мужского или женского – это подарок Жизни, с которым нужно уметь обращаться. Ибо, чем крупнее и дороже подарок от Жизни, тем реже она его делает.
Почему мужчины не только заводят любовниц, но и длительно с ними общаются? Ответ, чаще всего, предельно прост: любовница всю мощь своей фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности направляет на то, чтобы как можно чаще и как можно сильнее быть приятной для своего партнера по общению. А жена, в современном ее европейском исполнении, лишь сама ждет знаков внимания от мужчины. Она, что называется, позволяет себя любить. И лишь изредка, в силу своего своеобразного и мимолетного каприза сама проявляет какие-либо знаки внимания к мужу. Предполагая, что в этой плоскости каждый ее чих должен мужем цениться на вес золота. Но при таком подходе даже самый замечательный благодарный мужчина рано или поздно взбунтуется и обретет для своей души истинного друга. Речь, в данном случае, не идет о похотливых самцах или о бизнесменах с длинноногими блондинками, а о просто приличных и неглупых представителях мужского пола.
Собственно, большинство женщин ситуацию подруги мужа воспринимает весьма искаженно, если не сказать, что извращенно. Опасность для любви мужа к жене представляет не та женщина, с которой муж занимается сексом, а та, с которой он ведет задушевный разговор. Ибо, секс имеет значение первостепенной важности только для очень закомплексованных или реально неполноценных мужчин. Для остальных это лишь второстепенное дополнение к истинным ценностям жизни. Среди которых: истинное взаимопонимание, душевное созвучие и резонанс.
Есть выражение народной мудрости: "не та собака кусает, которая лает, а та, что молчит". Поэтому и опасаться-то необходимо лишь последней. Другой вопрос в том, а зачем опасаться? Если жена так красиво и изящно ведет себя, что является сокровенным другом для мужа, то она уже находится вне зоны конкуренции по отношению к любым знакомым и друзьям мужа. Если нормальный и приличный мужчина получает душевное тепло, необходимого именно для него количества и качества, то зачем ему искать какой-то принципиально новый его источник? Это, конечно, не означает того, что он будет вести аскетический или монашеский образ жизни. Но острой и актуальной проблемы у него в этом вопросе точно не будет. И все остальные женщины, какими бы красивыми и умными, стройными и сексуальными они не были, будут, в лучшем случае, символическим дополнением к его собственной жене. Где главная и фундаментальная роль раз и навсегда принадлежит ей. Ибо она сама сознательно и целенаправленно создала свою индивидуально-специфическую нишу эксклюзивного характера (по количественным и качественным параметрам) в душе мужа. И она действительно предельно добросовестно и усердно выполняет миссию хранительницы семейного очага. И не только в прямом, но, что гораздо более ценно и важно, – в переносном смысле. В ее доме не просто красиво и чисто, тепло и сытно, там еще и комфортно. И комфортно, в первую очередь, душе мужчины, а уже потом его телу. О чем большинство современных жен напрочь забывает, да и нередко и не особенно сильно хотят помнить в силу упрощенности своего ума и приземленности души. Не говоря уже о банальной стервозности и извращенным тенденциям эмансипации.
Глаза – зеркало души
Большинство людей практически не догадывается о том, как много подробной информации можно прочитать в их глазах. Причем не только непосредственно, но даже по фотографии. Во-первых, потенциальный и реальный уровень интеллекта, наличие или отсутствие творческой жилки, уровень неординарности личности, многие черты характера и свойства ума, различные комплексы неполноценности, честность и порядочность, степень утонченности душевной организации, возможные деформации структуры личности, уровень духовности, многие мировоззренческие принципы и убеждения, наивность и тревожность, мнительность и внушаемость, уровень душевного комфорта или дискомфорта, степень невротизации или психопатизации личности, склонность к авантюре и интриге, импульсивность и категоричность, язвительность и саркастичность, уровень эгоистичности и стервозности, завистливость и злопамятность, уровень эротичности и сексуальности, характер отношений с родителями, с лицами противоположного пола. Нередко можно четко понять количество умных книг, прочитанных человеком. Можно понять уровень развития фантазии и воображения, способность к аналитическому мышлению. Чаще всего легко прочитывается реальное состояние нервной системы, например степень ее утомления или истощения.
Часто бывает так, что лицо человека улыбается, а глаза остаются грустными или тревожными или человек рассказывает о своих предельно благородных намерениях, а в это время в его глазах горит огонь наглости и подлости. Надо сказать, что далеко не каждый способен столь обширно и подробно считывать информацию с глаз человека. Буквально два-три человека из ста. А остальные, как правило, поддаются на уловки опытных психологических манипуляторов, маститых пройдох и проходимцев, авантюристов и интриганов. Честный и порядочный человек обычно не устраивает эффектный спектакль из своих действительно благородных намерений и поступков.
Чувство достоинства в уважении к другому человеку
Ярким контрастом выглядят в фильме «Красотка» Эдвард и его адвокат. Первый считает для себя принципиальным правилом быть всегда и со всеми доброжелательным, даже если он общается с более младшими и с занимающими более низкое социальное положение. И он не только выглядит при этом, но и является достаточно солидной и интересной личностью, человеком достойным симпатии и уважения. И это, несмотря на то, что суммы сделок, которыми он занимается выражаются в сотнях миллионов долларов. Куда уж больше… Эдвард – самостоятельная и независимая натура, с обостренным чувством собственного достоинства и выраженной социальной амбицией. Он слишком уважает себя, чтобы пренебрегать своими принципами. Это, отнюдь не значит, что он – парень-рубашка, доступный для неформального общения любому и каждому. Сфера крупного бизнеса накладывает на человека свою специфическую печать философского и психологического характера. Даже в общении со своими оппонентами, конкурентами и даже врагами он остается всегда безукоризненно вежливым и тактичным, спокойным и невозмутимым, доброжелательным и уважительным.
Эдвард, в первую очередь, беспокоится о своем имидже светского, хорошо воспитанного человека, а уже потом о чести своего мундира в качестве бизнесмена. И именно поэтому все простые люди: работники отеля, ресторана, театра и других заведений, с которыми он уже общался прежде, относятся к нему с подчеркнутой симпатией и уважением. И не только в силу своих профессиональных обязанностей. Но и по своей собственной инициативе. Что называется, по велению своего сердца. Эдвард никогда не стремился подчеркнуть свое интеллектуальное или психологическое, финансовое или социальное превосходство над кем-либо. Совсем наоборот, он предпочитает, чтобы об этом значительном превосходстве мало кто знал. Достаточно того, что многие об этом догадываются. И даже в общении (случайном и отчасти вынужденном) с наркоманами и бандитами он остается верен своему хладнокровию и приветливости. И без особых моральных и физических, и тем более материальных затрат он легко и достойно выходит из весьма щепетильной ситуации, которая была не только неприятной, но и проблемной.
Совсем другой вариант – это адвокат Эдварда. Это человек, являющийся по своей сути интриганом и авантюристом, человек небольшого ума и лишенный какой-либо внутренней культуры, как впрочем, и нравственных и духовных принципов и правил. Он живет, исходя из девиза «хорошо в этом мире лишь то, что хорошо для меня» и «цель оправдывает средства». Примитивная и дисгармоничная личность самоутверждается тем, что постоянно унижает более слабых и беззащитных, специально подчеркивая малейшую разницу в социальном положении. Он уважает только более сильных, более богатых, более могущественных людей, чем он сам. Правда, при этом он считает не самым правильным проявление какой-либо небрежности в свой собственный адрес со стороны сильных мира сего. Человек живет по двойному стандарту. Для него выгодный партнер по бизнесу – это гораздо более интересный объект для внимания, чем человек, носящий в себе особую искру Божию. Все эти нравственные и духовные понятия для него – это, в лучшем случае, пустой звук, так сказать, излишняя и никому не нужная сентиментальность. Он считает себя членом элиты общества только на основании обладания солидным финансовым капиталом. А реальное нравственное уродство и убожество – тема, закрытая для рассмотрения, и в том же время никакие чужие достоинства и добродетели, достижения и победы для него не имеют никакой прямой и реальной выгоды лично для него, а значит смысла и ценности. Отношение к жизни и к окружающим эгоистическо-потребительское. Все воспринимается через призму денег. И отсюда закономерно возникает масса искажений и извращений самого различного вида и характера. Такого человека не только в друзьях, но даже в приятелях иметь не только не целесообразно, но даже категорически противопоказано. Вот и получается вполне естественный и закономерный вывод о том, что «человек, не желающий уважать других, сам не заслуживает уважения».
Один из контрастов между Эдвардом и его адвокатом заключается в отношении к Вивиен. Адвокат видит в ней лишь легкодоступную женщину, с которой можно вести себя самым небрежным и неуважительным, бестактным и бесцеремонным образом. Дело доходит до ситуации полукриминального характера, когда адвокат пытается соблазнить Вивиен в номере гостиницы Эдварда, прекрасно зная, что его хозяин должен с минуты на минуты появиться в номере. Крепкой мужской рукой адвокат в приступе злобы и раздражения дает оплеуху Вивиен. За свою явную и откровенную наглость адвокат получает почти нокаутирующий удар в лицо от Эдварда. И даже более того: Эдвард, наполненный искренним и глубоким возмущением поведением своего адвоката, увольняет его, несмотря на то, что многие годы пользовался его услугами. Авторы фильма «Красотка» четко и однозначно, не говоря уже о наглядности и выразительности, показывают нам то, что истинное достоинство человека заключается в том, с какой степенью уважения он относится к другим людям. Адвокат в борьбе не только за личные интересы, но даже за удовлетворение своих минутных капризов и прихотей готов идти буквально по чужим головам, разрушая жизни и судьбы людей, их моральное и материальное благополучие. И он, таким образом, вызывает явную и выраженную антипатию, которая принципиально исключает проявление (правильнее сказать, появление) какого-либо искреннего и постоянного чувства уважения. Его особая деловая хватка только усиливает контраст с его нравственными свойствами и вызывает неприязнь, близкую к ненависти. Ибо умная и талантливая сволочь гораздо опаснее и неприятнее для окружающих, чем посредственная и не особенно интеллектуальная личность.
Чуткость к чужой душе – источник сокровенной радости
Эдвард – это не просто умный и деловой человек, он неутомимый энтузиаст-исследователь жизни. Поэтому постоянно, незаметно и ненавязчиво, но пристально и внимательно наблюдает за окружающими. Особенно наглядно это его свойство проявляется в общении с Вивиен. Бизнесмен крупной руки, он с необыкновенным любопытством наблюдает за ее естественностью и непосредственностью, щепетильно оберегая ее личностное, человеческое и женское достоинство. И не высказывая каких-либо комментариев ни негативного, ни нейтрального, ни относительно положительного характера. В его словах и выражениях, мимике и жестах, интонациях голоса звучит только доброжелательная нежность, сочетающаяся с особенной тактичностью и деликатностью, великодушием и снисходительностью, безграничной терпимостью к чужим слабостям и недостаткам. Особенно к людям, наделенным его определенным доверием.
Эдвард не просто наблюдает за Вивиен, он как бы изучает ее, чтобы узнать ее лучше. И в соответствии со своими новыми познаниями более интересно и содержательно, более приятно и более радостно выстраивать свои отношения с ней. Едва уловимые мелочи, порой просто даже красноречивое молчание, создают ту особенную психологическую обстановку, которая делает их отношения, не смотря на большую формальную разницу, достаточно приятными и гармоничными. Что, собственно, и сделало обычный фильм классикой мирового кино. О чем, кстати, свидетельствует и масса призов и побед на международных кинофестивалях.
Непрерывная повышенная чуткость к душевной жизни партнера по общению дает возможность Эдварду почти постоянно делать небольшие открытия: одно интереснее другого, а также ярче и выразительнее, своеобразнее и оригинальнее. Чудесный цветок ее души постепенно приоткрывается все больше и больше, очаровывая Эдварда изящностью формы и оттенков лепестков, волшебным ароматом, приятным и очаровательным. Таким образом, превращая вполне обычную и заурядную радость в радость особенного уровня и характера – сокровенную радость. И уже этот один факт сам по себе еще больше очаровывает Эдварда, создает в его душе особенно приятное и комфортное состояние.
Конечно, полагать, что любая душа, особенно из числа примитивных и дисгармоничных, может в принципе доставить какую-то особенную радость, не говоря уже о сокровенной, – это основательное заблуждение. Не стоит постоянно и ко всем питать больших иллюзий относительно красоты их души. Ибо, расставание с иллюзиями такого рода – это процесс весьма неприятный и болезненный. Это с одной стороны. А с другой – бдительность и внимательность всегда и ко всем – это единственный способ найти того, кто хотя бы чисто теоретически способен доставлять особенную радость души. И в этом смысле ни пол, ни возраст, ни образование, ни профессия, ни социальное положение ни в каком их виде не может гарантированно ни подтвердить, ни опровергнуть вероятность обретения источника особых душевных радостей. К сожалению, в большинстве случаев высокий образовательный и социальный уровень свидетельствуют об отсутствии не только большого, но даже среднего уровня гармонии личности. Ибо, служат основой для не более гибкого и изящного стиля построения отношений с окружающими, а для создания в определенной степени высокомерно-пренебрежительного отношения к тем, кто не представляет чисто практического интереса с точки зрения прямой или косвенной выгоды.
Гармония души – это для большинства людей понятие чисто субъективного характера. Причем, как по своей сути, так и с точки зрения ценности и приятности этого качества. Но лишь при правильном и адекватном отношении к обладателю гармоничной души. Гармония души, сокровенная радость – это понятия, которые отсутствуют в плоскости распространенных житейских представлений, как и прочие духовные и эстетические, изящные и изысканные психологические и интеллектуальные явления и понятия. Но то, что в житейской плоскости нет этих понятий, вовсе не означает того, что их не существует вообще или того, что они имеют отрицательную суть.
Драматизм ситуации заключается в том, что большинство людей (в том числе среди так называемой интеллигенции) не только не знает, не понимает, не ценит этих понятий, не умеет с ними правильно обращаться, но и не желает ни знать, ни понимать, ни ценить, ни тем более, правильно с ними обращаться. В результате, при реальном практическом соприкосновении с большинством понятий, перечисленных выше, люди дают принципиально негативную, искаженную, а порой и извращенную реакцию. По типу майских жуков в оценке достоинств Дюймовочки в одноименной сказке Андерсена. То, что майские жуки при этом выглядят неумными и примитивными, высокомерно-нагловатыми – это их мало волнует. Но ведь от того, что жуки не видят себя со стороны, они не перестают быть ничтожествами и убожествами (при оценке их с уровня гармонии личности Дюймовочки).
Учитывая широкую распространенность дисгармоничности личности, можно сказать, что актуальность встречи двух людей с определенным уровнем гармонии возрастает многократно. И переходит в число первостепенных задач в жизни человеческого общества в целом. Одним из критериев такой встречи служит следующий момент: возникает совершенно естественное и произвольное понимание друг друга буквально с полуслова. И в первую очередь применительно к тем понятиям, где другие люди давали странные и своеобразные, негативные реакции. Возникает ощущение того, что телевизор переключили на совершенно другую программу. Например, с ширпотребовской передачи на художественный фильм из числа классики кино.