Но после встречи человека с гармоничной душой внимательность и осторожность, тактичность и деликатность, чуткость и щепетильность не только не должны уменьшаться, а совсем наоборот – они увеличиваются, чтобы способствовать развитию и укреплению утонченных и изящных отношений. Это плоскость человеческих отношений настолько специфична и особенна, что существовать в ней следует по принципиально иным правилам и законам, нежели в обычной житейской прозе бытия. Вот уж где простор для самого замечательного и мощного интеллекта: уровень сложности и изощренности психологических задач, как правило, на голову-две выше, чем в обычной жизни. Необходимо почти непрерывно проявлять изобретательность и сообразительность, творческое мышление, особенную интуицию и проницательность, чувствовать ситуацию буквально кожей.
Собственно, внимательность к людям вообще и к явлениям жизни еще никому и никогда не повредила и не помешала. Конечно, чуткость к чужой душе требуют достаточно существенных умственных и душевных усилий. Но, со временем нарабатывается практический навык, доходящий в определенной степени до автоматизма. И появляется умение отсеивать действительно тех, к кому проявление повышенной душевной чуткости является принципиально нецелесообразным и выявлять тех, к кому оно необходимо. А та радость, которую получаешь от общения с красивой, утонченно-изящной душой, с лихвой компенсирует все временные и энергетические затраты на ее выявление в течение многих дней и недель, если не месяцев. Чем чаще и интенсивнее человек шлифует свойства ума и души, тем выше уровень гармонии его личности в целом, естественно и закономерно возникает в таком случае. И тем выше вероятность появления истинного счастья (стабильного, устойчивого, перспективного).
Восхищение другим – как норма жизни
Современная жизнь отличается не только чрезмерным рационализмом, но и большим дефицитом душевного тепла в силу особого напряжения ритма жизни, когда много сил и времени расходуется на мелкую повседневную суету. В связи с чем в нашу душевную жизнь вольно или невольно, но постепенно и почти незаметно проникают различного рода элементы психологического и духовного искажения и извращения. Стрессы и неприятности сыпятся на нашу голову как из рога изобилия. И постепенно становится наиболее привычным ждать возникновения какой-либо проблемы и неприятности. А радости и удовольствия становятся своего рода исключением из правил. Мы отчасти вынуждены привыкать к тому, что большую часть времени видим к себе отношение далеко не самое положительное: равнодушное и чванливое, высокомерно-пренебрежительное, раздраженно-утомленное, злобно-агрессивное, бестактное и бесцеремонное, категорично-нетерпеливое. Мы ощущаем себя порой совершенно обезличенными винтиками в социальном механизме нашего общества. Когда нам вдруг неожиданно кто-то предлагает свою бескорыстную помощь, то мы напряженно и лихорадочно стремимся все же найти скрытую выгоду, которую предполагает все же получить человек, предлагающий нам свою помощь. А если нам не удается найти этот скрытый фактор, то мы, чаще всего, не успокаиваемся, а еще сильнее напрягаемся. Ибо, в нас обостряется ощущение подвоха, чувство скрытой угрозы нашему моральному или материальному благополучию.
Нормой нашей жизни становится восприятие грубых и резких, неприятных для нас слов. И когда вдруг кто-то говорит нам что-то хорошее и приятное про нас самих и даже про то, что прямо или косвенно с нами связано, то это первоначально очень напрягает нас, как и тех людей, в адрес которых мы что-то хорошее произносим. Вот и получается, что мы, во-первых, постепенно отвыкаем слышать в свой адрес адекватную оценку нашей личности, работы, жизни и т.д. А во-вторых, отвыкаем произносить приятные слова в адрес других людей. На первом этапе это психологический дисбаланс касается людей из наиболее дальнего нашего окружения. На втором этапе в это число постепенно добавляются люди из числа коллег, приятелей, знакомых. На третьем этапе в число обездоленных начинают попадать наши друзья, родные и близкие нам люди. В результате получается своего рода замкнутый круг: чем меньше нам говорят хорошего, тем меньше нам самим хочется это делать. А чем меньше приятного мы говорим другим людям, тем меньше от них слышим аналогичной информации. И возникает уже не просто дефицит душевного тепла, а буквально какой-то эмоциональный вакуум, несущий в себе множество недоразумений и проблем, неудач и неприятностей, драм и трагедий.
В фильме "Красотка" Вивиен мягко и ненавязчиво периодически восхищается Эдвардом. Это отнюдь не значит, что по каждому пустяковому поводу она устраивает фейерверк эмоций. Наоборот, она весьма сдержанна на слова, да и в интонации голоса чрезмерной экспрессии не наблюдается. Однако, каждое ее слово, каждая фраза, затрагивающая прямо или косвенно его личностное или профессиональное, человеческое или мужское достоинство, весьма основательно оседает в памяти Эдварда. Главное достоинство этих выразительных в своей сдержанности восторгов заключается в их максимальной естественности и абсолютной искренности. Про полное бескорыстие в данном случае говорить не приходится, так как Вивиен поставила сознательно перед собой задачу в максимальной степени очаровать Эдварда, дабы он не захотел слишком быстро с ней расстаться.
Корыстность нельзя отнести к числу добродетелей, но с чисто психологической точки зрения вариант Вивиен нам весьма интересен как раз в силу того, что он оказался не просто достаточно удачным, а предельно удачным, на грани фантастики, на уровне самой красивой и сокровенной мечты.
В чем же здесь была изюминка? Да просто в том, что Вивиен напрягла все свои умственные и душевные силы, чтобы найти максимальное число моментов, по которым она могла бы, так или иначе, высказаться в адрес Эдварда. Нет, она не все сто процентов своих мыслей говорила, только положительное. Но эти оставшиеся несколько процентов не полностью положительной информации – это совершенно особая тема, требующая отдельного и серьезного разговора, ибо является одним из волшебных ключей к женскому счастью вообще.
Каждое слово, сказанное в адрес Эдварда было проникнуто искренней симпатией и уважением, доброжелательностью и даже некоторым вполне заслуженным (иногда и немного фантазии помогает совершать удивительные чудеса) преклонением. Все это произносится с достаточно ясным и отчетливым чувством собственного достоинства. Однако, это достоинство, обостренное самолюбие и честолюбие никак не являются препятствием для мудрой женщины в ее проявлении удивления и изумления, восхищения и восторга, как реальными достоинствами и добродетелями Эдварда, так и его различного рода способностями и талантами, победами и достижениями, неординарностью и масштабностью его личности.
Вивиен как бы случайно затрагивает периодически ту или иную тему и словно невзначай озвучивает свои мысли о ситуации. И ее никак не хочется упрекать в том, что на первом этапе общения, когда идет интенсивная притирка двух разных характеров и личностей, она умышленно обходит темы и их аспекты, где ее мнение может быть только отрицательным. Реплики ее произносятся без какого-либо актерства и лицемерия, без элементов чисто внешнего пафоса. Но, тем не менее, Эдвард четко и однозначно чувствует, что Вивиен серьезно и основательно размышляет обо всем, что они оба произносят. Причем, с вполне отчетливым элементом любознательности и заинтересованности. Он понимает то, что интересен не только как личность и профессионал, но и как человек. И интерес ее искренний и, с его точки зрения, вполне бескорыстный, ибо он привык всегда держать ситуацию под своим личным жесточайшим контролем. Поэтому какие-либо импровизации и неожиданности исключены в принципе. И вот эта заинтересованность Вивиен его чисто человеческой сущностью вызывает в нем ответную любознательность в адрес молодой женщины. Он стремится понять в наибольшей степени наиболее вероятные истоки этого непривычного явления.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги