banner banner banner
Чингисхан
Чингисхан
Оценить:
 Рейтинг: 0

Чингисхан

– Вас называют злом. – Начал не спеша и заикаясь первый старик. – Злом, которое карает наши народы за наши грехи. Такие слухи разносят купцы по нашим степям. – Никто не ожидал такого начала. Чингисхан сидел невозмутимо, разглядывая свой ноготь, как будто ничего не слышал, и ждал продолжения в виде более конкретного предложения.

– Зло растет, только при ограниченном его выборе, когда нужно принять либо меньшее зло, либо большее, – продолжил уже второй старик, когда первый засмущавшись замолчал. – Естественно, выбор падает на малое зло, которое со временем становится большим. Но это выбор без выбора.

– Вы пришли ко мне, чтобы рассказать о том, о чем сплетничают разорившиеся купцы, спящие в песке? Нельзя сравнивать одно зло с другим злом, если они имеют разные причины, – заключил Чингисхан, который пока не мог понять, к чему они клонят. – Зло может быть побеждено только на ранней стадии, потом оно начинает за собой скрывать уже другое зло, причины их переплетаются, но не исчезают. Когда-то пытаясь убежать из плена, я создал свой первый тумен, а пытаясь погасить междоусобные войны, я уже создал целое государство, пытаясь обезопасить границы своего государства, я создал империю. Три разных причины, по которым я пытался избежать зла, по-вашему породили новое зло? Как можно прийти к тому же самому, от чего ты бежишь? Зло для одного растет до тех пор, пока не становится добром для всех остальных. То, что вам по отдельности кажется злом, для вас троих будет уже добром. Я говорю о присоединении.

Снова воцарилась тишина, старейшины обдумывали сказанное Ханом, он им предлагал дружбу на правах младшего брата в составе своей империи. Они понимали главную выгоду от этого в том, что в случае нападение на них, это расценивалось бы как нападение на всю его могучую империю. Но они сильно сомневались, что такое такой союз будет справедливым по отношению к ним лично. Им нужно было уточнить все детали такого присоединения заранее, а точнее все его возможные негативные последствия для них. Они смущенно перешептывались, прислоняясь головами друг к другу, как колосья на ветру, не зная с чего бы им начать.

– Однако странно то, что люди научились только наказывать за зло гораздо большим злом. Зачем наказывают родители своих детей за мелкие проступки, зачем государство наказывает подданных за незначительные преступления. – Продолжил тот же второй старик, намекая на свое жестокое сопротивление Хану и помилование их воинов в случае согласия. «Похоже эти старейшины были не дураками. Говорят о многом и в то же время ни о чем. Почему они послали не полководцев на переговоры, а мудрецов? Может они тянут время, и отвлекают внимание. Надо их прощупать пока их умозаключения не ушли слишком далеко. Они думают, что могут заболтать «этих» пастухов?».

– Любое малое зло растет под личиной добра, нападение всегда скрывается под защитой, наглость под личиной покорности. Если добро искреннее оно не просит в ответ большего добра. Так говорит мне Вечно Синее Небо. – Втянулся в их игру Великий Хан, намекая на их промедление в принятии капитуляции. Старейшины переглянулись, выдавая свою растерянность.

– Но в чем же тогда заключается сама природа зла: почему одни люди становятся жестокими по отношению к другим, при наличии необходимых благ с обеих сторон. – Снова вступил в разговор первый старик, намекая на то, что им нечего делить или отдать победителю в качестве трофея, либо просто намекают, что не хотят ему ничего отдавать, кроме признания его империи.

– Причина в том, что каждый отстаивает свою правоту, а другая сторона является лишь препятствием для ее полного осуществления, а не дополнением. – Сказал Чингисхан и стал чесать большим пальцем свою переносицу, а затем продолжил. – Основными причинами кажущейся несправедливости являются как правило: неуважение, обман, и использование их, одной из сторон по мнению другой. – После этого Великий Хан глубоко заглянул в глаза каждого из послов по очереди, и заговорил снова. – Понятие зла всегда одностороннее и всегда иллюзорное, так как каждая из противоборствующих сторон считает, что стоит на стороне добра, а другая на стороне зла, – подытожил Чингисхан, почесав свою рыжую бороду. – Получается, что никто никогда не идентифицируется себя или свои действия как воплощение зла. Выходит, что разногласия создают два стремления к добру. В этом основная причина возникновения и развития конфликтов. – Поглядев на растерянного визиря, он вспомнил как тот, сравнивал Хана с его жестокими воинами. – Помимо личных обид, происходят и групповые обиды, когда в результате обобщений, недостатки одного члена группы проецируются почему-то и на всех остальных ее членов. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты» – говорили древние, однако они имели в виду не политику, а торговлю. Среди купцов обман встречается гораздо чаще, чем среди политиков, иначе государства бы давно распались, и погрязли бы в хаосе, как базары. – После этого он сложил руки на груди и замолчал. Снова тишина. Старейшины зашептались.

– Есть еще одна причина зла – это когда мы объявляем человека злым, и уже потом он стремиться соответствовать нашим ожиданиям, творя уже гораздо большее зло, нежели то из-за которого мы его так назвали. – Заметил первый стрик, намекая на то, что если они уступят ему сейчас, то это позволит Великому Хану вести себя нагло с ними потом. Чингисхан еле заметно усмехнулся.

Он обдумывал следующий ход, скрестив кисти рук на локтях, желваки его высоких скул медленно прыгали вверх-вниз. Слышно было, как скрипит дерево в прогорающем факеле. Он сидел уставившись в одну точку, прямо над головами старейшин, потом нахмурил рыжие брови и лоб.

– Если вы не можете верить моим словам, то тогда зачем пришли вести со мной переговоры? – прямо спросил Чингисхан, и это откровенность сбила настрой благожелательных старейшин. Она опять зашептали, и тут в разговор вступил визирь, который все это время наблюдал за этим молча. Он не хотел уходить с этой встречи с пустыми руками; он так долго уговаривал свой неповоротливый сенат, чтобы они послали вместе с ним этих старейшин на прощупывание почвы для сдачи, на приемлемых для крепости условиях. И сейчас все может закончится ни чем. Он выдвинулся немного вперед, покряхтев своим гнусавым голосом, и начал осторожно сыпать слова как песок:

– Верно. Само слово «зло» в восприятии окружающих не отличает малое от большого, поэтому необходимо для этого использовать разные слова. Только и всего. Большое и малое зло – это не одно и то же. Иначе по причине одного наименования, малое зло будет порождать большое, ведь называются они одинаково, и потому репутация человека от разницы в этих делах не измениться, – словно оправдывая Хана продолжал визирь. – Нельзя скрывать множество вещей под одной личиной, и потом ее навешивать на всех, кто совершил малое из них. Мы называем человека злым только за один его поступок гнева, но это одно не может его характеризовать все остальное время. С другой стороны, если его будут считать злым окружающие, то он будет стремится соответствовать их ожиданиям, вопреки своим ощущениям и желаниям. За один нечестный поступок в молодости, нельзя называть человека бесчестным всю его оставшуюся жизнь, это не позволяет ему исправиться. В данном случае наказание словом, гораздо хуже для человека, чем наказание палкой. Ставя клеймо, ярлык или виновность, общество не оставляет возможности для исправления, ведь оно в таком случае утверждает, а не вопрошает. – Визирь закончил, и его слова немного оправдывали жестокие деяния Хана в глазах старейшин. Сам же он давно убедился, что их дальнейшее сопротивление бессмысленно и бесполезно. Он лишь хотел, чтобы победитель не посягал на его личную собственность и родовые титулы. Он готов был признать Хана меньшим злом, лишь бы не сталкиваться с большим злом в виде его безжалостного нападения.

– С другой стороны если благодарить человека за добро, которое он еще не совершал, то он обязательно его совершит. – Согласился с визирем уже второй старейшина. – Причиной зла может быть и предвосхищение будущего, то есть текущее зло появляется как противовес еще большему злу в будущем. – Теперь он стал намекать на то, что если они не сдадутся, то навлекут на себя месть, повторяя тезисы визиря своими словами. – Наказывая, мы увеличиваем добро сегодня, но сокращаем его в будущем. Родители хотят сделать своих детей воспитанными, государство хочет сделать своих подданных честными, но увы, их наказания приводят только к противоположному результату. Наказывать зло злом, это порождать еще большее зло.

– Согласен, – подхватил речь первый старик. Чингисхан молча слушал и наблюдал с ухмылкой за ними, а тот продолжал: – Убеждение в том, что все люди получают разное и чувствуют от одного и того же по-разному, порождает еще большее зло. Только столкнувшись с болезнью, человек начинает жалеть больных. Нельзя заставить здорового человека жалеть больных, можно только объяснить ему, что когда-то они были такими же здоровыми, как он. К неприятию зла люди приходят самостоятельно, гораздо позже самого наказания. Неприятие зла приходит через соотношения себя с окружающими. Понимание того, что все люди хотят одного и того же, и все чувствуют одно и то же, вызывает в людях сострадание. Все родители любят своих детей одинаково, все государства заботятся о подданных одинаково. Можно любить больше кого-то конкретного, но нельзя любить больше что-то общее. Материнская любовь у папуасов и у европейцев одинаковая, хотя и проявляется по-разному. Зло рождается из отчуждения друг от друга, а добро возникает при объединении людей. Понимание того, что все люди одинаковые, сводит необходимость зла к абсолютному минимуму, поскольку сводит развитие конфликта к нулю. – Так незаметно старик подводил Чингисхана к принятию их на равных. Что только на таких условиях они готовы сдаться без боя. Снова чаша весов склонилась не в сторону Великого Хана. Первый старик хотел равного союза, визирь хотел сохранения своих почестей, а второй старик похоже еще не определился во мнении и склонялся в обе стороны одновременно.

– Нам нечего с вами делить. Никто не будет грабить нищих людей, никто не будет оскорблять униженных, никто не будет врать обманутым. – Стал косвенно обещать им свою благосклонность Чингисхан, намекая на то, что он не может принять на равных более слабого противника. – Все зло рождается из отчуждения, когда тот, кто творит видимое зло, для себя считает это добром, против невидимого зла. Вы видите лишь одну сторону моих деяний, и отказываетесь смотреть на ее обратную сторону. Разграничение людей, создает парадигму добра и зла, когда один понимает, чем он кардинально отличается от другого, и при этом каждый из них считает, что он действует на стороне добра. Таким образом, каждое разделение, рождает новое противостояние, новую борьбу двух непохожих добрых начал. Если мы будем делить наши земли и нашу власть, между нами неизбежно возникнет конфликт. Без признания моего покровительства нам нельзя будет решить сложившуюся ситуацию. Быть на равных – это значит постоянно соперничать, быть на равных значит разжигать конфликт. Сила имеет смысл, когда ей что-то противостоит, а бить слабого не имеет смысла. Злом представляют своего противника, считая самого себя почему-то добром. Таким образом, со временем злом становится не нападающая опасность, а лишь вероятная потенциальная угроза, которая никогда не произойдет. Мы никого еще не обидели из вас конкретно, так почему вы нас считаете злом для себя. Мы пальцем не притронулись к визирю, и он это подтвердит, хотя могли его четвертовать на месте за его слова. Разве зло поступило бы так? – Так Чингисхан переводил обвинения за все происходящее с себя на них, которые его изображают возмездием, а себя считают агнцами и уже значительно громче завершил: – Злом изображают все, что мешает и все, чего не понимают. Моими устами говорит Вечно Синее Небо.

После этих слов старейшины засуетились на месте, поскольку последние слова уже были высказаны не так дружелюбно как в начале их беседы, с высокой долей претензии к гостям. Тут они поняли, что продолжать разговор дальше опасно для них, иначе можно навлечь на себя гнев Великого Хана. Они стали медленно кланяться и покорно склонив свои головы уходить.

Чингисхан с усмешкой наблюдал за тем, как они удалялись наступая на халаты друг друга. Старейшины опять о чем-то пришептывались, а визирь шел молча глядя под ноги. Перед тем как выйти за пределы шатра, он оглянулся, как бы сожалея о том, что все это так нелепо закончилось. Субэдей сделал шаг вперед и склонился к сидящему на троне Хану, который облизывал свои зубы.

– Они почти согласились, я заметил, как они воодушевленные перешептывались после некоторых ваших слов. Но в какой-то момент они воздержались признать поражение. Иногда мне казалось, что вот-вот они скажут, что сдаются. Но ошибся. Переговоры ни о чем, все остались при своем. – выразил свое недовольство стоявший возле него Субэдей.

– Не согласен. Тот, кто ищет быстрых результатов от своей деятельности, всегда получает не те результаты, на которые рассчитывает. Настоящий успех приходит к тем, кто готов работать в долгую. Каждый из нас посеял семена сомнения друг в друге, и теперь нужно их лишь изредка поливать и пропалывать, чтобы они не засохли и не завяли. Скоро мы будем есть с этих деревьев.

– Я все понял. Играть в долгую – это и есть настоящее зло? Когда от тебя ожидают чего-то сегодня, а получают совсем другое завтра? Это настоящее коварство. Так ведь?

– Зло – это уродливый ребенок некомпетентности, который пытается сохранить свое место любой ценой. – Начал Чингисхан, постучав ногтем по подлокотнику, сбивая с него то ли грязь, то ли засохшую кровь. – На что только не готовы пойти некомпетентные люди, чтобы казаться компетентными. В первую очередь некомпетентные люди начинают подменять правду ложью, а действительное желаемым. Зло рождается из-за подчинения и угодничества, когда подчиненный стремиться выслужиться перед начальником. Даже когда начальник говорит сделать малое зло, а некомпетентный сотрудник творит большое зло, ожидая большую похвалу и двойное вознаграждение за это. Зло растет сверху вниз в геометрической прогрессии, когда из малого семени брошенного сверху вырастает огромный лес внизу.

– Я вас не совсем понимаю, Хан.

– Сейчас поясню. Очень часто подчиненные перегибают палку в рамках расширения своей ответственности. Причем чем больше у исполнителя ответственности и меньше компетентности, тем больше зла творит он. Зло растет из ожидания обратной положительной связи сверху, а снижаться должно от обратной связи снизу иерархии. И чем более незаслуженным, считает свой пост подчиненный, тем на большее зло он готов, ради благодарности. Количество зла и добра в мире характеризуется тем, кто будет оценивать результаты, а вернее с какого положения. Поэтому чем больше посредников, тем суровее и жестче ложь. – На этих словах Чигисхан сделал резкую паузу и пронзительно посмотрел на Субэдея, не отрывая своих прищуренных глаз от него. – Ты думаешь, я не знал, что твои люди уже начали ночной штурм крепости в то время когда я договаривался с ними о сдаче? Так вот знай, если эти старцы нам откажут, то это будет сделано по твоей глупости, которая окажется для нас злом. Моими устами говорит Вечно Синее Небо.

– Я виноват, мой Хан! Я хотел как лучше! Но когда увидел, что они уже соглашаются, понял что поторопился, но отменить штурм уже не мог, так как присутствовал на этих переговорах. – Субэдей стоял не находя себе место, даже стал подкапывать носком стопы под собой песок, чтобы скрыться под него или посыпать голову пеплом.

– Иди срочно отзывай людей. И подсчитай все потери, которые ты нанес нашей империи.

– Сделаю, Великий Хан! Как я могу исправить случившиеся? Вели наказать меня сурово!

– Теперь, когда ты понял свою вину, накажи себя сам. Как бы ты будучи на моем месте поступил с собой. Но сначала верни войска. Все ступай, мне нужно эту ночь провести в спокойствии и тишине. Наш путь к жидкому океану продолжается. – Чингисхан снова положил свою руку на плечо полководца, а тот склонив голову, уронил слезу в песок, которая тут же свернулась в темный клубок из песчинок.

Беспокойство

Утро оказалось пасмурным. Небо было похоже на потрескавшийся лед в начале весны. Великий Хан сидел на своем троне на открытом небе, и гладил большим пальцем костяшки другой руки. Стражников он отпустил на сотни метров от себя. Он был спокоен, как это Вечно Синее Небо над ним, только сегодня оно было цвета грязной и мутной воды. «Интересно сколько еще людей могут читать послания по небу? Вероятно больше никто, ведь на сотни километров равных ему нет? Сколько людей могут видеть тысячи оттенков неба и могут отличить одно завихрение облака от другого на следующий день? Кто из них может общаться с птицами, не открывая рта? Сколько из них готовы пожертвовать своими интересами ради других людей?» – думал Чингисхан, когда вдалеке пролетала незнакомая птица. Ее черный профиль был отчетливо виден на фоне песков. Она летела совсем не замечая их большое поселение людей, у которых могла добыть себе воду и пищу, но она летела не останавливаясь на запад, к своим сородичам. Хан смотрел не отрываясь ей в след, когда к нему подошел взъерошенный Субэдей и затянул свой старый разговор:

– Когда будем брать эту крепость? Время идет, а они все не сдаются. Переговоры слишком затянулись. Я уже начинаю беспокоиться возьмем ли мы это город до конца полнолуния.

– Знаешь, находясь тогда мальчишкой в плену, я кое-что понял. Среди многочисленных и долгих чувств, только два из них, являются постоянными у людей – это чувство покоя и чувство беспокойства, которые определяют их настроение и самочувствие в конкретный момент. Состояние беспокойства – это страх, опасность, все неизвестное и подозрительное. Никогда сам не принимай решения в состоянии беспокойства, а старайся наоборот навязать его своему противнику. Состояние покоя – это надежда, безопасность, повторения и доверие. Оно хорошо только на время, а когда к нему привыкаешь, то начинаешь беспокоиться о том, чтобы оно никогда не кончилось. Сейчас наши противники находятся в беспокойном состоянии и ищут любые возможности вернуться в спокойное состояние, которое возможно только через победу или сдачу.

– Так я не понимаю, что же нам делать? Мечи наточены, луки натянуты, катапульта готова. Сколько им еще ждать? Зачем мы возим с собой столько техники и оружия, если не используем ее?

– Если мы сейчас нападет, когда они ожидают наш удар, то мы истратим много сил и ресурсов с обоих сторон. Нам необходимо сначала вернуть их из беспокойного состояния в спокойное, чтобы сократить свои потери. Между этими чувствами есть еще неуловимое состояние равновесия, которое люди безуспешно пытаются поймать и сохранить. Страх разъедает их души каждый день от неизвестности, они ждут так же неистово разрешения этой ситуации скорейшим образом, как и ты. Так говорит мне Вечно Синее Небо.

– Ничего я не хочу. Я не понимаю, что мы сейчас должны делать, когда они отказались сдаваться?

– Прежде всего нам нужно сохранять спокойствие и решительность. Стабильность одного часто связана с нарушением стабильности другого. Чтобы снять возникшее состояние беспокойства человек всегда действует по пути наименьшего сопротивления: сначала использует 1) то, что помогает быстрее, 2) потом то, что менее затратнее, 3) и в последнюю очередь, то, что менее заметнее для окружающих. Соответственно тот, кто нарушает чей-то покой, старается сделать это, как можно продолжительнее, как можно накладнее, и как можно более публичнее для жертвы.

– Так чего же мы ждем тогда? У нас уже есть списки имен всей их знати! Мы можем уже сейчас распространять сплетни о них среди купцов!

– Лучше распространяйте слухи об их незавидной участи быть разрушенными до основания. Посылайте к их стенам немногих выживших из других городов, пусть они от очевидцев узнают, что бывает с теми, кто нам перечит. Страх блокирует волю к сопротивлению, а обида наоборот ее повышает. Можно подтвердить то, что мы обладаем неким секретным оружием, о котором они сами шепчутся. Подожгите пару бутылок с порохом ночью, пусть удивятся, чем мы располагаем.

– Я не понимаю, чего они хотят? Чего они добиваются? У них ситуация безнадежная!

– Они ждут разрешения ситуации, но не резкой, а постепенной, уступкой за уступкой. Людям на самом деле не нужен скачок богатства (они его боятся), они хотят стабильно возрастающего богатства или стабильного сохранения имеющегося. Любое резкое изменение в положительную или отрицательную сторону вызывает у них беспокойство. Понимаешь? Именно поэтому они отвергли наше предложение о сдачи в первый раз.

– Я не понимаю, что нам ждать от них в ближайшие дни?

– Если хочешь предсказать будущее – ищи то, чью стабильность и покой нарушают, и отслеживай их реакции, и поведение. Ищи, какой путь восстановления покоя они выберут, это и определит ближайшее будущее. Нам нужно сделать опору на их знать, то есть на тех, кому есть что терять. Не обещать им золотые горы, а предложить им немного увеличить свое состояние, чтобы это казалось более правдоподобным.

– То есть нам нужно просто их подкупить? И почему мы не сделали это раньше?

– Не все так просто. Думаю, когда дело касается жизни и смерти, то деньги мало чего значат. Люди готовы умирать и предавать только за восстановление справедливости. Личная стабильность – это покой, а общественная стабильность – это справедливость. Человек думает, что восстановив справедливость он обретет долгую стабильность, в отличии от короткой личной стабильности. Но все это им только кажется. Все, что движет человеком – это беспокойство по сохранению и возврату нарушенной стабильности. Чем дольше по времени сохраняется стабильность, тем больше уверенность в ее будущей закономерности, и меньше беспокойства по поводу ее возможного нарушения. Как говорится: «к хорошему быстро привыкаешь», но на деле быстро привыкаешь и к нейтральному и даже к плохому. Сложнее всего менять положение в пьянящей стабильности. Стабильность кружит людям голову сильнее неразбавленного вина. Следи так же за тем, чтобы наши воины тоже не расслаблялись. Если мы сейчас начнем нападать, то только поддержим их ожидания и увеличим силу сопротивления. Прежде чем начинать штурм, нам необходимо их чем-нибудь расслабить, дать им сладкие как халва обещания. И все равно не наступать до тех пор, пока не убедимся, что эта халва оказалась у них во рту, и она им нравится.

– Отличная идея, а потом напасть, когда они будут к этому не готовы. Как трюк греков с Троянским конем. Мне рассказывал об этой истории Джугбэ еще в детстве.

– Вот и ты чему-то начинаешь учиться. Может хоть ты сможешь удержать мою империю от распада после меня, а то на своих кровных отпрысков, у меня мало надежды.

– Спасибо за доверие, мой Хан, но мне нравится мое место, и я не вижу себя на другой должности. Откуда ты так много знаешь о желании людей сохранить стабильность.

– Так говорит мне Вечно Синее Небо, а потом все это подтверждается моими наблюдениям за людьми. Все их поступки слишком мелки по сравнению с Небом. Восстановление стабильности – это древний инстинкт каждого человека – все хотят стряхнуть с себя, как блох, любое прилипшее беспокойство, которое определяет их поведение больше, чем они предполагают. Тот, кто узнает, что беспокоит его соперника в конкретный период, можно сказать, овладеет его поведением. Помоги снять беспокойство тому, кто потом поможет снять твое. Нам нужно узнать, что нарушает справедливость их знати, и что вызывало у них беспокойство до нашего появления здесь. Это то, ради чего они пойдут на сотрудничество с нами.

– Не совсем понимаю, как мы будем им помогать снимать беспокойство, находясь от них через огромную каменную стену. Их парламентеры и те, не особо доверчивые, ушли ни с чем.

– Не спеши сомневаться, надо сначала попробовать узнать их проблемы, а потом думать, что мы с этим можем сделать. Снятие беспокойства происходит в три этапа: 1) достаточно в разговоре определить границы и размер беспокойства, которое вызывает проблема, 2) затем предложить средство для быстрого и эффективного снятия этого беспокойства, на долгий срок или лучше всего навсегда, 3) и в конце, обязательно подробно описать состояние, в виде вознаграждения, после снятия этого беспокойства. Все эти три этапа будут вести соперника последовательно как поводок собаку, и он будет выполнять все, чтобы испытать долгожданное облегчение в конце, и вернуться в привычное состояние покоя. Так говорит мне Вечно Синее Небо.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 90 форматов)