По итогу, спустя год бизнес мы закрыли, но все остались в прибыли. Сейчас мы друзья и хорошо общаемся друг с другом. И я считаю, что это заслуга каждого, ведь мы разговаривали, открыто высказывали свои мысли и даже недовольства. Решали это, а не закрывались.
Возможность по открытию бизнеса всегда вокруг нас. Окружая себя предпринимателями, есть возможность партнериться и объединяться. Но важно делать это с умом, проговаривая и оценивая все нюансы на берегу!
#8: Первый бизнес. Первая студия красоты
АВТОР:
Джулия Дамия
ОБ АВТОРЕ:
Предприниматель, блогер, инвестор, ментор.
* * *Несколько лет назад я решила заняться бизнесом и открыла свою первую студию красоты. Без опыта, знаний, какой-либо поддержки. И, конечно, набила немало шишек, но на тот момент неминуемые ошибки не пугали – я представляла, как мой салон станет одним из лучших в городе, мечтала создать команду мечты и дарить радость девушкам, которые станут нашими постоянными клиентами. Помню, мне говорили, что управление женским коллективом – дело непростое, но я все же думала, что именно у нас все будет хорошо. Арендовала помещение, наняла персонал – и бизнес запустился.
Я очень много времени и сил вкладывала в его развитие, но однажды поняла: я постоянно занята операционной работой, слишком много времени уходит на управление внутри организации, а на внешнее развитие сил уже не хватает. Решение – нанять управляющую по рекомендации от друзей-предпринимателей. Я предоставила девушке жилье недалеко от места работы, достойный оклад и всю свою помощь. Она вступила в должность, а я надеялась, что теперь смогу заняться развитием бренда и расширением салона.
Прошло три месяца, но несмотря на то, что теперь у меня был менеджер по управлению персоналом, я по-прежнему большую часть времени проводила в студии, постоянно решала внутренние проблемы, да еще и заметила, что при моем появлении коллектив почему-то замолкал. Расходы все так же превышали доходы, я уходила в минус, безумно уставала и не могла понять, почему так происходит.
Правда обнаружилась благодаря одному из моих мастеров по депиляции, которая рассказала, что новая управляющая на самом деле практически не появляется на работе, не помогает персоналу решать конфликты с клиентами. Любые проблемы заглаживала за счет зарплат мастеров, а некоторые ее подруги-клиенты и вовсе почти не платили за услуги. За эти пару месяцев часть мастеров, несмотря на полную занятость, остались и вовсе без зарплаты. И все эти решения управляющая обосновывала распоряжениями «плохого и злого руководителя», то есть меня.
Но и это не все! «Вишенкой на торте» стало ее заверение в том, что я настолько не доверяю своему персоналу, что в тайне по всему салону установила подслушивающие устройства и скрытые камеры. Неудивительно, что девушки стали меня в буквальном смысле ненавидеть. Как итог – в канун Нового года, в самый пик работы, я осталась без доверия своего коллектива, который набирала и обучала с такой любовью, без управляющей, которую уволила одним днем, без настроения и с большими финансовыми потерями.
Я не снимаю с себя ответственности за происходящее – из-за недостатка опыта и излишней доверчивости я тогда и допустила всю эту ситуацию. Она стала отличной школой жизни, но заниматься этой историей больше не было желания. Салон в итоге решила продать, чтобы вернуть хотя бы часть вложений.
Правда, были и плюсы: тогда я обнаружила в себе креативность и талант маркетолога. Создала красивую картинку: бренд, история, упаковка. Добавила еженедельные вечеринки для постоянных клиентов прямо в студии, с включенными в них фотосессиями. Приложила все усилия, чтобы название студии стало известно в широких кругах: мы участвовали во всевозможных мероприятиях и бьюти-тусовках, участвовали в разных PR-акциях. В итоге бренд стал известным, и я легко нашла покупателя.
Студию я продала с убытком в 350 тысяч рублей. Но считаю, что это небольшая финансовая плата за полученный опыт. Куда дороже стоили мои нервы, время и моральные переживания. Впрочем, вся эта ситуация позволила быстро научиться предпринимательству и больше не совершать подобных ошибок. А в будущем все эти знания помогли заработать намного больше и еще не раз создавать проекты с нуля.
#9: Как я пришла к мысли заняться своим делом?
АВТОР:
Ольга Михайлова
ОБ АВТОРЕ:
Врач-косметолог, дерматовенеролог, физиотерапевт.
Бизнесом занимается с 2015 года.
* * *Во-первых, после почти десятилетнего замужества я осталась с ребенком «на улице», и далее, как говорится, неудачно вышедшая замуж женщина может научиться всему, в том числе – зарабатывать деньги.
С работодателями мне тоже не очень везло… Чем больше я зарабатывала, на маленьком проценте, тем активнее они пытались найти хоть какую-то причину платить мне меньше. В один из таких неприятных для меня моментов, после разговора со своим работодателем, я начала готовить открытие бизнеса, и только через два года, наконец, смогла найти врача своего уровня, который смог бы стать моим соучредителем. Это было достаточно сложно, так как у меня не было спонсоров и многие не верили, что из этой идеи что-то выйдет.
Бизнес-план был уже готов и помещение найдено, а спустя некоторое время, сделав ремонт и получив лицензию, мы открыли свой медицинский центр на Невском проспекте – «МедКлиник».
Дела шли в гору, и вскоре я решила открыть еще одну клинику, но уже другого профиля, надеясь на такой же результат. Однако все вышло иначе…
Учитывая, что я не могла уделять второй клинике столько же времени, сколько и первой, я привлекла в нее свою подругу, хорошего врача, которой не удавалось повысить уровень своей жизни на предыдущих работах. Из-за того, что она не могла участвовать в финансировании проекта, она согласилась стать главврачом, обучаться этому и развиваться как руководитель. Все расходы на обучение пообещала взять на себя.
Управляющей согласилась стать еще одна из моих подруг, она работала у меня в первой клинике. Через год я планировала выйти на большую прибыль и логично повысить доход руководителей. Все шло хорошо, но через полгода главврач не захотела больше стараться и развиваться. Она озвучила мне, что хочет быть просто врачом и уехала на месяц в отпуск, а управляющая приходила на работу исключительно «попить чай». Подчиненных же она грозилась уволить, поэтому они мне ничего не рассказывали, и узнала об этом я только перед закрытием клиники.
Почему же я закрыла эту клинику? Потому что начинать сначала и искать хороших, компетентных руководителей, которые без ежеминутного контроля будут качественно работать и за всем следить, очень сложно… Тем более спонсоров, чтобы «играться бизнесом» у меня не было.
Пациенты расстроились, когда узнали о закрытии клиники, а я сделала вывод: не связывайтесь с подругами, друзьями и родственниками по вопросам, касающимся работы, тем более, если спонсируете их вы. Как итог, вы только потеряете подруг, а также именно вас будут считать во всем виновными, плохими и т. д.
На данный момент я развиваю свою первую клинику косметологии со своим партнером: в 2022 году мы расширились и переехали на Петроградку.
На ошибках учатся, поэтому ими нужно делиться! И конечно же идти вперед, много работать, рисковать, мечтать и никогда не сдаваться.
Будьте решительнее и активнее, и у вас все получится!
#10: Взлет и падение стартапа
АВТОР:
Ярослав Стеценко
Контакты:
https://t.me/ychronicles
ОБ АВТОРЕ:
Программист, управленец, предприниматель.
Основной проект “1С: ВиП – Внедренцы и Программисты» https://vprogers.ru/
Онлайн Академия 1С https://akademia1c.ru/
Аутсорсинг бухгалтерии и управленческой отчетности http://matematika.bz/
* * *Я в очередной раз сбросил входящий вызов на телефоне с мыслью: “Когда же это, наконец, закончится?”. Шел второй час встречи с клиентом, который растекался по древу, беспощадно расходуя мое время. За последние полчаса Сергей и Андрей позвонили мне не меньше десяти раз. «Да что им надо-то, не врубаются что ли, что я занят!» – в очередной раз подумал я и полез читать наш с ними чат в «Телеге».
«СРОЧНО ВЫЙДИ НА СВЯЗЬ!» – заглавными буквами красовалось последнее сообщение от Андрея.
Закончив совещание с клиентом, я тут же перезвонил.
– Смотри видео выше, – кратко сказал Сергей.
То, что я там увидел, наконец-то расставило все «точки над и».
Кроме 1С: Франчайзинга у нас есть еще одно направление – услуги бухгалтерского аутсорсинга. В кризисный ковидный год меня не хватало на два направления. Так или иначе, деньги приносили проекты 1С, и в 2020-м я занимался ими, чтобы как-то выжить. Бухаутсорс у нас был стартапом, который на конец года был в жестком минусе. И парни помогали мне разобраться с этим направлением.
На тех самых видео я увидел качество работы бухгалтерской команды. Как лихо и слаженно уводит из компании клиентов команда под руководством ключевой сотрудницы и уволенного главбуха. Как это все осуществляется прямо в офисе, руками сотрудниц, которым я плачу зарплату.
Я набрал по телефону ту самую ключевую сотрудницу… пусть ее зовут Алевтина… со словами о том, что нужно срочно встретиться в офисе.
Мы встретились через час в столовой нашего бизнес-центра. Я не рассказал о том, что мне что-то известно. Просто сказал, глядя ей в глаза:
– Я устал от всей этой ситуации. Скажи, что вам нужно, и забирайте все базы и всех клиентов.
– Нам ничего не нужно. Я никого никуда не забираю. – изумленно произнесла она.
– Я просто хочу передать все Андрею, – продолжила она нагло врать.
Тогда я закончил встречу и решил действовать по-другому.
Нельзя сказать, что я был потрясен. Это было чувство полного разочарования. Ну а чего я хотел? Еще пару месяцев назад я сам раздумывал о закрытии этого направления. И дело не только в том, что оно приносило большой минус. Из-за серьезных управленческих ошибок команда на этом направлении уже была для меня неуправляемой.
Единственное, что меня останавливало, это страх. Страх потерять клиентов. Ведь за год мы выросли до сорока клиентов с регулярными ежемесячными платежами. И это был главный актив направления и главный источник понесенных инвестиций.
Через месяц после того самого разговора с Алевтиной у меня осталось всего пять клиентов. Тех самых пять клиентов, которые лично знали меня, и которых невозможно было «украсть».
Все остальные клиенты, а потом и все сотрудники бухгалтерского направления, перешли в новое юрлицо, в состав учредителей которого позже вошли Алевтина и Главбух.
* * *Для того, чтобы рассказать о том, в чем же была моя главная ошибка, нужно вернуться к истокам всей этой истории.
Начало 2018 года. Внутренний кризис роста направления 1С, единственного направления на тот момент. Большое количество проблем и задач. Я принимаю решение снова нанять личного помощника. Это уже будет седьмая или восьмая по счету… Не спрашивайте, куда делись все предыдущие. Об этом я позже расскажу в другой книге…
И вот появилась на собеседовании она. И вот я сделал оффер. И вот она вышла ко мне на работу. Лучшая из всех, кто когда-либо был до нее. Позитивная, яркая, активная ворвалась в наш пребывающий в угрюмом состоянии коллектив. Смелая, способная самостоятельно решить любую проблему. Сказка для любого руководителя.
За полгода мы выстроили с ней слаженное взаимодействие. Меня она понимала с полуслова. С моей стороны было полное доверие. Доступ к управлению деньгами и ко всем учредительским делам.
Осенью 2019-го я предложил ей взять на себя старт направления бухуслуг, идею запуска которого я вынашивал к тому времени четыре года. Я решил, что она справится с задачей и сможет развить продажи. Она согласилась.
И запустили мы с Алевтиной новое направление. Очень быстро. Лиды пошли через месяц после старта. Алевтина стала заключать первые сделки. Пошел рост продаж. Новые клиенты, больше работы. На трех сотрудниках в отделе далеко не уедешь, пора нанимать главного бухгалтера…
За следующие восемь месяцев, с одной стороны, направление выросло, с другой – мы получили что-то неуправляемое, похожее на «желе». За это время мы успели совершить ошибку с наймом первого главного бухгалтера, с которым разошлись через пару месяцев. И затем роковую ошибку с наймом второго.
Несмотря на большие амбиции, нужное управление вторым главбухом не было выстроено совсем. Никакой системы, никакого результата, о котором договорились на входе. Через пару месяцев начались разговоры о премиях и повышении зарплаты. Я отказал. Общий ФОТ отдела, итак уже больше выручки, а управленческого результата не было.
Из-за моего доверия к Алевтине у них в отделе было «свое государство». Полностью свои правила в отрыве от основного коллектива.
Увидела Главбух как все устроено и поджала все под себя. Уволилась, перетащила Алевтину на свою сторону и подговорила всех клиентов забрать себе.
И Алевтина врала мне в глаза до последнего. Уверяла меня, что хочет по-честному уволиться, сохранить и передать всех клиентов нашей новой команде. И продолжала врать еще несколько месяцев, пока я закрывал нужные дела для юридического разруливания ситуации, не раскрывая всех карт о том, что мне известно.
* * *Мои итоговые потери во всей этой истории составили несколько млн рублей.
Так в чем же моя главная ошибка?
Есть у меня хороший и близкий человек, который очень хорошо разбирается в людях. Этот человек аккуратно с первого года моего сотрудничества с Алевтиной стал мне говорить о том, что ей доверять нельзя.
Сначала я это не принимал, но «вода камень точит». Потихоньку я стал обращать внимание на то, что Алевтина могла скрыть от меня ошибку или еще что-нибудь незначительное и безобидное.
«Так я же все сама уже решила», – отвечала она, когда я что-то узнавал и интересовался этим. Получая больше власти, она все больше и больше делала по-своему.
Однажды я узнал о том, что мои личные данные слиты коллективу, а доступ к этим данным был только у нее. Уже тогда надо было разойтись. Но как же я ее уволю? На ней же держится целый отдел сотрудников и новые клиенты. Ладно, подумал я, будем пока дальше аккуратно работать, а там видно будет.
И вот это и есть корневая ошибка. Не нужно работать с теми, кто не надежен. С теми, кто постоянно что-то скрывает от тебя, пусть даже безобидное. Тем более, не стоит работать с теми, кто занимается сплетнями. Сегодня он сплетничает про других, завтра он сольет информацию про тебя.
И если уж в самом начале я не послушал свою знакомую, то надо было уволить Алевтину, когда она слила мою личную информацию. И потери тогда были бы гораздо ниже. Или нужно было уволить весь отдел тогда, когда стало понятно, что после влияния Главбуха это уже не отдел, а «раковая опухоль» в компании. И не стоило бояться потери клиентов, они все равно все ушли.
После этой истории я стараюсь не работать с теми, кто обманывает и сплетничает. Безусловно, это сложно на 100 % проверить. Тут уж, все равно приходится доверять человеку, если принял решение иметь с ним дело. И тогда есть второе противоядие. Это быть готовым к потерям. Вставать после них и снова двигаться вперед. Ибо самый главный твой актив – это ты сам. Твои навыки, твой масштаб, твое умение все воссоздать лучше и быстрее.
Я очень благодарен своей настоящей команде, которая разделяет со мной эти ценности. Именно эта история сделала оставшийся коллектив сильнее и сплоченнее. Мы спокойно преодолели эту главу в жизни нашей компании и двинулись дальше покорять поставленные цели.
#11: Продажа товаров из Китая
АВТОР:
Ника Бурчик
ОБ АВТОРЕ:
Блогер, модель, художник.
* * *Я родилась в г. Благовещенск, что находится на границе с Китаем. В нашем городе считалось, что одним из самых выгодных видов заработка является перепродажа товаров из Китая. Мне тоже был интересен данный вид бизнеса, и начала я его реализовывать с переездом в Санкт-Петербург.
При таком способе осуществления торговли выделяют несколько факторов, оказывающих непосредственное влияние на успех и развитие собственного бизнеса, и самый главный из них: максимально возможная, но в то же время конкурентоспособная наценка на товар. Простыми словами, чем дешевле закупочная цена товара, тем больше маржа и, соответственно, выше прибыль.
Стартовый капитал составлял ₽ 100 тыс. Я нашла поставщика, изучила сайты по продаже товара и выделила для себя самые выгодные по цене: Alibaba, 1688 и Taobao. С нишей я тоже долго не размышляла, выбрала одежду, поскольку мне это было больше по душе.
На тот момент моя аудитория в Instagram составляла около 100 тыс. подписчиков и было много знакомых блогеров в окружении. Я создала страницу в Instagram, выкладывала фото товара и уже получала первые заказы. В первый месяц я заработала около ₽ 30 тыс. и поняла, что даже не вышла в «0». Тогда я договорилась со своей подругой Дианой, блогером с аудиторией в 1 млн подписчиков, на рекламу в ее блоге. Ей понравилась толстовка, и я по бартеру дала ей несколько штук, чтобы у меня осталось что-то ещё в наличии. На странице я продавала все: костюмы, толстовки, сумки, платья, обувь.
Реклама превзошла все мои ожидания. После публикации я продала все толстовки общей суммой на ₽ 60 тыс. за один день, плюс у меня появились предзаказы, и клиенты готовы были ждать. Но кроме толстовок больше ничего не покупали.
Тогда я заказала ещё одну партию толстовок на все заработанные деньги. А после этого меня посетила череда неудач. Поставщик был не самый надёжный и задержал доставку карго на 2 месяца. Клиенты устали ждать и требовали вернуть предоплату. Когда же я получила товар, он пришёл не весь, и никто возвращать мне деньги не собирался.
Я очень сильно расстроилась из-за происходящего. На тот момент на мое состояние и мотивацию повлияло ещё и расставание с парнем. В силу своего возраста я забросила это дело.
Какие выводы я сделала:1. Искать надежного/проверенного поставщика с отзывами, с которым работали ваши знакомые.
2. Определиться с категорией товара и не распыляться на все подряд.
3. Не бросать, даже если не получается, попробовать ещё несколько раз.
#12: Ошибка – не учиться на ошибках
АВТОР:
Нурсултан Калбаев
ОБ АВТОРЕ:
Предприниматель. Духовный наставник.
* * *Меня зовут Нурсултан Калбаев, я предприниматель.
В 19 лет я открыл салон оптики, опыта в бизнесе не было вообще, поэтому первый салон пришлось закрыть, влез в долги и полгода работал продавцом в Adidas, чтобы закрыть долги и открыть новый салон. Тогда я учился в Первом медицинском имени Сеченова, один из лучших медвузов. Родные и знакомые говорили, мол, зачем мне это нужно, ведь тебе нужно только отучиться, но перспектива быть фармацевтом-провизором мне не очень нравилась.
Подкопив денег, вместе с моим лучшим другом, сейчас он уже партнер, мы открыли оптику во второй раз, вложив ₽ 60 тысяч, 30 он и 30 я. За счет упорства, энтузиазма и желания во всем разобраться я с партнерами смог в тот же год открытия сделать ₽ 24 млн выручки. Я разобрался как работает Instagram и таргетированная реклама, плюс мы умели классно продавать и за первый год сделали суперрезультат, к тому же это был мой первый бизнес.
После этого я начал открывать новые салоны, и второй салон в Питере неплохо себя показал, вышел на ₽ 1,5 млн выручки во второй месяц работы. Тогда мы решили развивать сеть, привлекли инвестиций на ₽ 5 млн в кредит.
Первая наша ошибка была в том, что мы вернулись в Москву и начали открывать салоны в Торговых центрах, где высокая арендная ставка и четкие правила работы. Мы тогда не умели считать экономику, не умели работать с проходящим трафиком, в общем пошли не по нашей бизнес-модели и открыли сразу три магазина за два-три месяца.
Открыли эти магазины еще не в сезон ноябрь-декабрь, поэтому выручка была низкая, а из-за того, что не умели считать деньги и экономику для того, чтобы содержать эти магазины, мы брали деньги из прибыли первых двух.
В новом году, проанализировав все ошибки и результат, я понял, что мы попали в первый серьёзный кассовый разрыв, долгов в общей сложности было около ₽ 7 млн. Это был сильный удар для меня и моей нервной системы, впервые в жизни я испытал паническую атаку, длилась она около 15–20 минут, я почувствовал всю ответственность, которая легла на мои плечи, и отчаялся. Но негативные эмоции не взяли надо мной вверх, на следующий день я уже собрался, и мы с партнёром начали анализировать. Провели работу над ошибками.
Ошибка была в том, что мы не учились на ошибках. Ранее, у нас были кассовые разрывы, наш сотрудник на протяжении полугода воровал деньги из кассы. В общей сложности было украдено около 400 тысяч, так же мы, добровольно, но неосознанно отправили мошенникам чуть больше миллиона.
Нашим юным и не опытным мозгам, на тот момент казалось, что это пустяк, мы принимали и отпускали, но работу над ошибками не проводили. Финансовой грамотности всё так же у нас не было, мы привлекли ещё ₽ 3 млн инвестиций, но вместо того, чтобы разобраться с предыдущими долгами, мы решили открыть ещё три магазина в разных городах, уже по нашей бизнес-модели.
Но прошлое нас нагнало, и очень быстро. По сути, мы пытались разрушенную, заплесневелую стену, покрасить сверху краской, ожидая, что плесень и разрушения уйдут сами собой. Но не тут-то было, плесень, как и наш кассовый разрыв, показали себя уже через три месяца после открытия новых магазинов. Финансовое состояние нашей компании на тот момент было ужасным, и мы закрыли новые салоны.
Затем у меня произошло выгорание, и я на год ушел в работу над собой, в духовность, чтобы освободиться от страхов и ограничений. Сейчас наш бизнес продолжает работать, тот самый стартап живет уже четвертый год, до сих пор есть кассовый разрыв и финансовые трудности. Но сейчас я научился и продолжаю учиться работать с финансами и экономикой.
За год перерыва я сильно вырос в духовном и личностном плане, запустил два новых успешных стартапа: один – это недвижимость, мы делаем ремонт в квартирах, второй – образовательный проект по духовному развитию.
Составив план действий для того, чтобы вытащить компанию из той ямы, в которой она сейчас находится, мы с партнёром собираемся исправить все ошибки, которые совершили ранее. На протяжении всего этого времени мы не закрылись, так как у нас были ценности, которые нас вели, у меня замечательный партнёр и отличная команда.
Конечно, я во многих моментах не вдавался в подробности, дабы не выглядело монотонно. Главное, чтобы суть вы поняли.
Это еще не конец, продолжение в следующей книге.
#13: Делать иксы бывает очень больно и дорого
АВТОР:
Павел Кудрявцев
КОНТАКТЫ:
https://t.me/pavlicheg
ОБ АВТОРЕ:
Предпринимательский опыт:
CEO & Co Founder группы компаний Хорошая Связь https://goodcom.ru/
CEO & Co Founder платформы по выкупу и трейдину электроники СдалКупил http://www.sdalkupil.ru/
Mentor бизнеса в доменах B2B, B2S, Retail, E-Com, Marketing https://mentorclub.ru/mentors/416/
* * *История моей компании началась в начале «золотых» нулевых, когда на рынке мобильной электроники работало четкое правило – не откроешь магазин ты, его откроют твои конкуренты.
На тот момент я, 21-летний молодой предприниматель, имеющий небольшой опыт в продажах, и мои компаньоны, занимающиеся оптовой торговлей б/у электроники, с которыми мы, кстати, до сих пор вместе, решили развивать собственную розничную сеть по продаже сотовых телефонов. Так появился бренд «Хорошая Связь».
Составляющей основой нашего бизнеса являлась покупка с последующей перепродажей неликвидных товаров, стоков и б/у электроники, выкупленных у федеральных сетевых игроков, так как они сами не могли торговать этим через свои розничные сети. На перепродаже этих товаров мы в своих магазинах и выстраивали наше уникальное товарное предложение. Ну и, само собой, у нас был аналогичный товарный ассортимент по новым телефонам и аксессуарам, как у всех остальных игроков на рынке сотового ритейла.