Вообще эта ситуация вполне имеет хорошее воспитательное значение. Ведь мама своими реакциями и поведением учит малыша нормам коммуникаций с другими людьми, а также устанавливает границы между малышом и собой, показывая, что они оба – не одно целое, хоть и самые близкие существа. И каждый имеет собственные границы личности. Ребенок учится осознавать это вначале на физическом уровне.
Ваши эмоции ему сейчас очень нужны. Благодаря им он начинает понимать собственное поведение, а вы, благодаря своим реакциям, формируете у него способность чувствовать эмоции и переживания других людей.
Сейчас, кстати, маленький сосунок все чаще, находясь у груди, меняет позу, поэтому и маме приходится приспосабливаться под обстоятельства. Особенно неудобно бывает ночью, когда мама кормит его в полусне, а он в это время начинает возиться и устраиваться поудобней. Смиритесь и потерпите – со временем это закончится.
Прикормы
На седьмом месяце в меню ребенка появляется мясное пюре. Согласно современным рекомендациям, сроки введения мясного прикорма не отличаются у детей, находящихся как на искусственном вскармливании, так и получающих грудное молоко.
Начинаем самостоятельное приготовление мясного пюре (гаше). Для этого вы можете использовать мясные продукты: телятина, кролик, печень свиньи, нежирная свинина, говядина. Ближе к году – мясо птицы, а рыбу вводят после года.
Здесь точно нужно начинать с продуктов промышленного приготовления – специальных детских мясных консервов из кролика, телятины, говядины, нежирной свинины, а потом и из курицы. Но если нет возможности покупать их, используйте для приготовления пюре свежее парное качественное мясо.
Примерно к концу седьмого – началу восьмого месяца жизни малыш в середине дня уже обедает как взрослый и получает:
• на первое – 100–120 г овощного пюре и 20–30 г мясного;
• на второе – 40–50 г несладкого компота.
Как приготовить мясное пюре самостоятельно?
Если вы готовите пюре самостоятельно, варите мясо в небольшом количестве воды не менее 1,5 часа. Бульон следует слить, а мякоть пропустить через мясорубку несколько раз или измельчить его с помощью блендера. Затем мясное гаше нужно смешать с овощным пюре, добавив овощного отвара. По констистенции оно должно напоминать полужидкую кашу.
Количество мясного пюре в первый раз не должно превышать половины чайной ложки, и, если все пройдет успешно, у малыша не будет проблем со стулом, не появится аллергия, постепенно доведите объем до четырех чайных ложек в одно кормление (30 г).
Имейте в виду: мясной бульон давать малышу не следует, поскольку он содержит экстрактивные вещества, которые слишком возбуждающе действуют на желудочно-кишечный тракт и провоцируют развитие аллергических реакций.
Еще один прикорм, который вводят в этом месяце ребенку, это яичный желток. Еще некоторое время назад желток разрешали вводить детям уже с 3–4 месяцев, но рекомендации изменились в связи с увеличением частоты развития аллергических реакций, и теперь врачи рекомендуют его давать не ранее 6‑го месяца, даже детям, не склонным к диатезу. А если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, то введение яичного желтка может быть отложено на более поздний срок вплоть до 11 месяцев.
Как приготовить яичный желток?
Если врач разрешил ввести этот продукт, делайте это с осторожностью. Яйцо надо сварить вкрутую и дать малышу буквально 1/10 часть желтка в растертом виде, смешав его с овощами или с грудным молоком. Если вы опасаетесь возникновения аллергической реакции, то вместо куриного яйца можно дать малышу перепелиное, которое считается более полезным и более диетическим.
Если реакция ребенка оказалась хорошей, то есть никаких аллергических реакций не проявилось, давайте его малышу 2–3 раза в неделю, постепенно увеличив порцию до половины желтка.
Характер стула
Активное знакомство с новой пищей может изменить у малыша стул. Он становится полуоформленным, но мягким, частотой 1–2 раза в сутки. Как правило, в одно и то же время: утром и/или вечером.
Особенности снаРежим сна остается прежним: ночью малыш может спать 9–12 часов с небольшими перерывами на кормление, а днем 2–3 раза общей продолжительностью 4–5 часов.
Здоровье ребенка и медицинский осмотр
В этом месяце проводится плановый медицинский осмотр. Однако, если у вас возникают какие-либо серьезные вопросы, обратитесь к доктору, не откладывая встречу.
Психоэмоциональное развитие
Знакомясь с окружающим пространством и уже ориентируясь в нем, ребенок перемещается по квартире, добирается до ящиков и с явным удовольствием открывает и закрывает их, двигая ящики туда-обратно. Звуки, которые издают предметы, по-прежнему очень интересны ему. Этот непоседа начинает радостно стучать тем, что попадает в его руки, о пол или мебель.
Все выступающие предметы: дверные ручки, выключатели, пуговицы – все это теперь тоже очень любопытно, можно потрогать, подергать или попытаться сделать что-нибудь еще. Конечно, этот интерес стоит контролировать, чтобы маленькая пуговица случайно не оказалась в носу, а маленькие пальчики – в розетке.
Проявляйте бдительность. И лучше переключите внимание своего любопытного исследователя на совершенно безопасный рулон туалетной бумаги. Попавшаяся ему под руки или специально подсунутая бумага оказывается источником очень увлекательного процесса – он активно рвет ее как попало, и повторять этот процесс он может бесконечно.
Переключайте внимание ребенка на безопасные предметы
К выступающим предметам для малыша относятся не только дверные ручки, но и собственные уши и голова. Он ощупывает их, а уши даже очень сильно мнет, растирает, а иногда расцарапывает. То же самое касается и волос, которые, возможно, уже выросли настолько, что малыш легко хватает их и тянет.
Если он проявляет такую агрессию по отношению к себе, родителям важно не оставлять эти действия ребенка без внимания. Скорее всего он из-за чего-то нервничает, поэтому его следует успокоить. Поносите на ручках, спойте песенки, проговорите потешки или стишки, включите музыку, предоставьте ему свое лицо – пусть он его поизучает. Так он быстрей успокоится, потому что очень любит, когда мама занимается с ним.
Малышу нравится играть с папой
Любое слишком интенсивное, на грани с агрессией воздействие по отношению к собственному телу сигнализирует о необходимости снизить нервное напряжение малыша.
Заметно изменяется реакция на боль и обиду: ребенок может быстро успокоиться, если ударился чем-то.
Проявляйте больше нежных чувств к нему. Сейчас он уже не только нуждается в них, но и сам активно проявляет симпатию и любовь: обнимает и целует маму, папу и других близких людей. А еще он явно показывает и ревность, если мама разговаривает по телефону или отвлекается на кого-то. Находясь в это время у нее на руках, он будет разворачивать ее лицо к себе руками и всем поведением говорить о том, как ему не нравится, что внимание направлено не на него. Да и к посторонним людям он относится более «придирчиво».
У ребенка активно развивается понимание речи. Он начинает прислушиваться к речи взрослых, а в ответ на вопросы: «Где огонек?», «Где часы?» – может находить взглядом предмет. Проще всего малышу, конечно, находить те вещи, которые находятся на постоянном месте, способность отыскивать их и в других местах вашего дома появляется чуть позже.
Развиваем и играем с малышом
Развиваем движенияПоскольку двигательное развитие вашего малыша в этом месяце ускоряется и процесс движения сам по себе становится источником удовольствия для ребенка, родителям эту радость стоит подкреплять своим вниманием.
Чем активнее и быстрее двигается малыш, тем внимательнее нужно быть мамам и папам.
У детских травматологов даже есть специальное понятие – «травмы седьмого месяца». Очень часто именно на этот месяц приходятся самые неожиданные для родителей события: малыш может выпасть из коляски или свалиться с дивана, где его оставили «на минуточку» взрослые.
Мамы и папы, конечно, потом из-за этого сильно переживают, винят себя за невнимательность. Но чтобы этого не произошло, вовремя перестраивайте свое внимание и реакции под растущего малыша.
Если раньше ваш ребенок мог проявлять свое любопытство, исключительно вертя головой, то теперь «подключает» к этому все свое тело и всю двигательную активность, на которую он способен. И немудрено, что «выпасть из гнезда» ему проще простого – он еще не осознает последствий, а просто тянется к тому, что его интересует!
Максимально безопасное пространство для малыша – в манеже с кольцами. Если манежа нет, расстелите на полу одеяло и дайте ребенку возможность поползать на нем. При этом, конечно, нужно внимательно наблюдать, чтобы он не уполз в какой-нибудь менее безопасный угол. И обязательно заранее уберите подальше все опасные предметы!
Как вы можете играть с ребенком в этом месяце?Ребенок активно учится у мамы разным действиям. Показывайте их ему, и малыш сам захочет подражать вам. Играя с ним, поощряйте его не только своими действиями и мимикой, но и сопровождайте их словами: «Я покатаю шарик, и ты покатай», «Я звоню в колокольчик, и ты позвони» – и проч.
Открывайте, показывайте и рассказывайте ему о свойствах: кубики можно ставить один на другой, шарики и мячики можно катать, ложкой – кушают, а из чашки – пьют. Чтобы сравнивать свойства предметов, игрушки можно бросать. Если бросить на пол пластмассовый шарик, он запрыгает и издаст звук, большой резиновый мяч просто покатится, а тряпичный – упадет и остановится сразу.
Малышу очень нужна ваша помощь в осваивании мира и предметов. Подобные ваши действия помогают малышу узнавать вещи. Он станет более внимательно к ним относиться, изучая их сам, и подолгу играть с разными предметами, получая удовольствие от своих исследований.
При этом совершенно не важно, что малыш будет делать все по-своему, – не надо ожидать от него точного подражания вашим действиям. А вот хвалить за его ответные действия и вправду очень важно! Поддерживайте своего ребенка, поощряйте его и не забывайте радоваться его первым успехам.
Если вы начали приучать ребенка к манежу еще с 3–4-месячного возраста, то сейчас вы можете оставлять его в нем на 10–20 минут одного вместе с игрушками. Ведь малыш уже подрос и способен проявлять самостоятельность. Эта способность малыша будет оценена мамой очень высоко, ведь это означает, что в это время вы можете выходить из комнаты для каких-то своих дел без опасений, что малыш чего-то испугается или с ним что-то произойдет.
Ребенок учится доставать предметы
Если вы хотите научить малыша доставать предметы, поиграйте с ним, взяв коробку с игрушками. Вот какие манипуляции вы можете проделывать вместе. Загляните вместе в коробку и направьте ручку ребенка внутрь коробки. Увидев игрушки, он сам потянется к ним и начнет перебирать и захватывать их.
Положите в коробку один предмет и потрясите ею, создавая шум и спрашивая малыша: «Что там?» Ребенок заинтересуется и вытащит игрушку. Так вы формируете у него навык вкладывания вещей.
В этом возрасте у ребенка может появиться интерес к мелким предметам. Чтобы удовлетворить его интерес, дайте ему возможность взять со стола что-нибудь съедобное, например корочку хлеба. Захватывая его своими пальчиками, малыш тренирует мелкую моторику, точность движений и зрительно-моторную координацию.
Через какое-то время вы увидите, как поменяется его захват: он будет брать предмет не горсткой, верхней третью пальчиков, а только двумя – большим и указательным.
Какие игрушки нужны малышу в этом месяце?Дети в этом возрасте уже начинают активно манипулировать предметами: катать их, таскать, перемещать их в пространстве. Поощряйте это стремление различными играми, используя самые разные предметы, например:
• небольшие игрушки: шарики, кубики, кольца от пирамидки. Ребенок будет активно их исследовать: рассматривать, брать в руки, бросать, доставать из коробки, искать;
• крупные бусы в связке: малыш будет передвигать и перекладывать из руки в руку;
• игрушки, к которым привязана веревочка, за нее можно дергать и перемещать в пространстве;
• музыкальные игрушки;
• заводные игрушки с кнопкой для запуска;
• машины;
• куклы большого размера;
• небольшие бытовые предметы: бутылочки, миски, сундучки, крышки от банок, ситечки с ручкой диаметром не меньше 5 см, ложки.
Помните, что малышу можно давать предметы небольших размеров, но такие, чтобы их нельзя было засунуть в рот. Он будет доставать их из емкостей, стучать ими и слушать звуки, которые они производят, исследовать их и действовать ими, подражая в своих действиях взрослым.
Давайте малышу два предмета с разными свойствами, чтобы он увидел их разницу в сравнении. Например, дайте один мячик – тугой и упругий, а другой – мягкий. Возьмите и погремите двумя погремушками с разными звуками: одна пусть будет деревянной с мягким перестуком наполнителя, а другая – пластмассовой, с более резким звучанием. Погремушки, кстати, с успехом можно заменить деревянными и металлическими ложками.
Развиваем слухОбращайте внимание малыша на разные звуки в вашем доме: как тикают часы, звонит телефон, шипит чайник, шуршит бумага.
Возьмите фольгу, бумагу или газету, пошуршите ими, потрите или изомните. Малыш прислушается к необычным звукам и попробует сделать то же, что и вы. Так он будет устанавливать причинно-следственную связь между своим действием, материалом и звуком, который получается в результате его действия.
Как можно развивать слух ребенка в этом месяце?Вы можете использовать для этого следующие средства:
• диски с записью природных шумов: шум волны, пение птиц, журчание воды и проч;
• музыка и танцы под нее. Возьмите ребенка и танцуйте с ним под разные мелодии: вальсы и марши, кадрили и хороводы;
• если вы раньше пели ребенку колыбельные, продолжайте их петь, положив его в кроватку.
Развиваем речьВаша собственная речь имеет все большее значение. Больше общайтесь с малышом, комментируя свои и его действия.
Активно используйте книжки-картинки с плотными страницами и описывайте то, что на них изображено. Поощряйте также звукоподражательные действия ребенка.
Для развития речи можно использовать те же игры, что и в прошлом месяце. Но в отличие от прежних игр теперь вы можете их смело усложнять, например, в игре с поиском игрушки вы можете использовать не один предмет, а два.
Игра «Найди игрушку»
Возьмите две игрушки, например кошечку и собачку, и сначала покажите их малышу, дайте ему их потрогать, при этом называя. Затем поставьте игрушки друг напротив друга и начинайте спрашивать: «Где киска, мяу-мяу? Где собачка, ав-ав?»
Показывайте и прячьте игрушки
Малыш может находить игрушку взглядом, смотреть на нее, поворачивать в ее сторону голову. Не забудьте подкреплять радость малыша от найденных игрушек словами: «Вот она киска! Вот она собачка!»
Мамы часто задаются вопросом: сколько времени нужно заниматься с ребенком каждый день. Все гораздо проще. Не акцентируйте свое внимание на том, сколько времени уходит на занятия. Во-первых, естественное общение происходит во время ваших совместных дел. Во-вторых, если ребенку что-то надоест, он сам переключит внимание и сообщит вам своим способом.
Восьмой месяц
Я смешаю гречку с манкойИ открою краски банку.Ох достанется же мнеЗа пейзажи на стене!Я пока не говорю,Только слоги повторю,Ну, а вырасту – скажу!Мама, я тебя люблю!Физическое развитие ребенка
В этом месяце малыши обычно вырастают еще на 1–1,5 см и прибавляют в весе 400–500 граммов. Начинают активно резаться зубки, и у многих детей в этом возрасте их уже целых четыре штуки.
Моторное развитиеМалыша в этом возрасте очень увлекает веселая возня и игры с перемещениями. Вообще здоровый ребенок, которого ничто не беспокоит, обычно доброжелателен и радостен. Он уже уверенно садится, любит менять позу и переползать с одного места на другое.
Любимым занятием у него становится ползание, причем делает он это просто виртуозно и настолько быстро, что взрослый угнаться за ним в состоянии только бегом. Единственным препятствием для скорости могут выступать только порожки, которые он пока преодолевает с осторожностью и осмотрительностью.
В этом возрасте малыш учится ходить
Навык ходьбы развивается и совершенствуется. Малыш может уже начать ходить, держась за опору, в качестве которой обычно выступает взрослый человек, кресла, стулья, диван. Некоторые дети легко делают шаги, удерживаясь лишь одной рукой, а в другой могут свободно нести игрушку. Этот прогресс связан в первую очередь с развитием вестибулярного аппарата ребенка и совпадает с активными тренировками равновесия.
Также в этом месяце ребенок учится ходить бочком с опорой. И уже начинает делать попытки залезать на диваны и кресла.
Вы можете наблюдать, как тренирует равновесие ваш малыш. Он встает на ноги, держась за какую-нибудь опору (стенку, диван, кровать и т. д.), потом отталкивается от нее и стоит, балансируя, несколько секунд. Чаще всего он через несколько секунд падает, но потом снова поднимается и повторяет это действие еще и еще раз.
Уход за ребенком
КормлениеРежим кормлений остается прежним. Правда, иногда ребенок может просто забыть приложиться к груди, потому что мир вокруг намного интересней, а дела есть и поважнее, чем еда. Его внимание все больше привлекает окружающий мир, который он изучает, а радость от собственной двигательной активности захватывает так, что о груди он может на некоторое время даже забыть.
На самом деле мамино молоко по-прежнему необходимо малышу, но сосет грудь он гораздо меньше, чем в первые месяцы. Сейчас у него такое пищевое разнообразие, что маминой груди все больше отводится роль надежного островка безопасности, психологического спокойствия малыша и воплощения любви и нежности.
Во время дневных кормлений малыш удивляет свободой своих действий: он принимает разнообразные позы, упирается ножками, вертится даже в процессе кормления. Такое поведение у груди – возрастная норма.
Если вам не довелось еще узнать щипков и укусов своего малыша, то сейчас, вполне вероятно, он начнет это делать. Вам останется лишь по мере возможности умиляться достижениям своего чада и грамотно обозначать границы между вашими телами.
Новые продукты он пробует активно, причем съедать может уже довольно приличный объем – до 600 г прикорма в сутки.
Учите ребенка пить из чашки
Давая ребенку жидкость, водичку, компот, сок или кефир, учите его пить из чашки, а не из бутылочки с соской. Помогайте ему, поддерживая своими руками. Так вы развиваете самостоятельность ребенка. Помните о том, что время использования сосок-пустышек пора сокращать. При постоянном сосании соски или пустышки и даже пальцев может сформироваться неправильный прикус.
Чем больше появилось у малыша зубов, тем более твердую пищу можно ему давать. Вместо гомогенизированных пюре предлагайте ему чуть более густые, с включением крошечных кусочков пюре. Это важно, чтобы малыш развивал навык жевания. Для его стимулирования давайте погрызть ему сушку или сухарик из черного хлеба.
Характер стула, ритм мочеиспусканий, высаживанияЗдесь малыш также начинает проявлять самостоятельность. Если вы раньше могли уже высаживать его и делали это без особых проблем, то сейчас можете получить твердый отпор, особенно если туалет ему сейчас не нужен. Поэтому лучше всего высаживать ребенка сразу после пробуждения, когда он еще находится в дреме.
Точно так же с удовольствием ребенок справляет свои надобности на полу. Увидев свои «произведения», он с интересом начинает их изучать и даже трогает рукой.
Чаще всего именно в этом возрасте ребенок устанавливает связь между своим действием и тем, что в итоге получилось. Это распространяется и на продукты его жизнедеятельности, мочу и кал, которые он с интересом изучает.
Если ребенок уже хорошо сидит, можете попробовать высаживать его на горшок, а не держать над тазиком, как вы это делали прежде. Высаживайте малыша сразу после сна, если он проснулся сухим, или после кормления. Однако ничего страшного, если у вас из этой затеи ничего не выходит, просто наберитесь терпения и продолжайте высаживать.
Гораздо важнее, чтобы горшок не вызывал негативных реакций, был теплым и удобным, иначе можно надолго «отпугнуть» ребенка от такого необходимого предмета. Вернуться к горшку можно чуть позже – в девять, десять, одиннадцать месяцев или после года.
Первое знакомство с горшком
Если ребенок по каким-то причинам боится горшка, продолжайте высаживать его над тазом.
Закрепляйте все успехи похвалой и улыбками, чтобы он сам стремился к действиям. Но не держите на горшке больше 5–7 минут, особенно развлекая игрушками, иначе это будет восприниматься как элемент игры, а не гигиеническая необходимость.
Не забывайте про гигиену! После каждого испражнения малыша необходимо подмыть под струей теплой воды. А горшок после каждого использования тщательно ополаскивайте и один раз в день мойте с мылом.
Особенности сна и биоритмыОбщая продолжительность сна остается прежней. Малыш по-прежнему спит днем 2–3 раза.
Здоровье ребенка и медицинский осмотр
Следите за тем, как развивается ваш ребенок. Окружность головы во втором полугодии должна увеличиваться в среднем на полсантиметра в месяц и быть меньше окружности грудной клетки.
Если такое соотношение нарушается, обратите внимание на поведение малыша и его физическое состояние. Срочно проконсультируйтесь с невропатологом!
Плановый медицинский осмотр в этом месяце по-прежнему обязателен.
Психоэмоциональное развитие
В тот момент, когда малыш вполне уверенно осваивается с ползанием на полу, он обнаруживает, что «взрослый» – это не только лицо, волосы и руки, но еще и ноги. И хотя в сознании его выстраивается целостный образ взрослого, от изучения и игры с лицами и волосами взрослых он не отказывается. Изучает также и сам себя: продолжает рассматривать свои ручки, гладит животик, ощупывает гениталии, ножки и голову. Может даже бить игрушками по голове или хлопать по ней ручкой. Следите, чтобы в этих действиях ребенок не проявлял агрессии по отношению к самому себе.
Малыш гладит себе животик
На этот возраст часто приходится кризис несоответствия желаний и возможностей, который переживает малыш. Ведь он уже так много понимает и так много хочет сделать! Но, к сожалению, его физические возможности пока ограничивают реализацию его желаний и различных идей. Именно по этой причине малыш может сейчас проявить во всей красе свою капризность и непокладистость.
Зато уверенные действия пробуждают в нем большую самостоятельность, и он начинает отказываться от пребывания на руках. Ему гораздо интереснее самостоятельно ползать и осваивать свое жилище. Причем даже без помощи взрослых: в их присутствии сейчас он совершенно не нуждается. Родителям лучше об этом помнить всегда и, как говорится, на всякий пожарный обязательно осматривать и убирать с глаз долой все мелкие предметы, которыми дитя обязательно заинтересуется.
Даже не надейтесь на то, что у него иссякнет любопытство к содержимому шкафов и ящичков. Наоборот, при любой возможности он обязательно откроет и закроет их все, не забыв проинспектировать содержимое. Будьте уверены, продолжатся такие игры достаточно долго, поэтому лучше в зоне младенческого доступа изъять из шкафов все опасные и не предназначенные для юного исследователя предметы.