Первый осмотр у педиатра
Кроме этого в первый медицинский осмотр у вашего ребенка:
• оценят состояние большого родничка;
• произведут осмотр кожного покрова всего тела на наличие возможных высыпаний, а также слизистых ротовой полости;
• послушают сердце и легкие;
• оценят состояние области вакцинации БЦЖ – как она заживает;
• ощупают мышцы шеи для исключения возможных уплотнений, область подмышек на предмет увеличения лимфатических узлов;
• определят, достаточна ли подвижность и объем движений в тазобедренных суставах;
• осмотрят живот, обратят внимание, по возможности, на характер стула ребенка;
• произведут осмотр наружных половых органов;
• оценят состояние зрения и слуха ребенка;
• проверят и оценят основные рефлексы, характерные для этого возраста.
Когда следует проконсультироваться с педиатром?
• повышение температуры свыше 37o С;
• затянувшаяся «желтуха новорожденных» (больше двух недель);
• обильное и частое срыгивание;
• отказ от груди;
• сильное беспокойство или, наоборот, вялость;
• жидкий, пенистый, слизистый стул.
Также вам расскажут о том, как будет развиваться малыш в следующем месяце, что следует ожидать и как соблюдать правила безопасности в обращении с ребенком.
Детям, родившимся в период с октября по апрель, назначают витамин D для профилактики рахита. Дозировка может различаться в зависимости от состояния здоровья ребенка, обычная составляет 1 каплю.
Поинтересуйтесь также у педиатра, необходимо ли дополнительно к приему витамина D использовать препараты кальция, поскольку при рахитических изменениях может возникать дефицит этого минерала в организме ребенка.
Также в первый месяц ребенка должны осмотреть специалисты: окулист, невропатолог, хирург, ортопед и в случае отдельных рекомендаций педиатра какие-либо другие специалисты.
Вернувшись домой, занесите самые важные данные в свой дневник наблюдения за развитием малыша. К ним относятся вес, рост, окружность головы и груди, а также индивидуальные рекомендации педиатра.
Средние показатели в первый месяц
Прибавка веса к первоначальному – не меньше 600 г (3,5–4 кг).
Прибавка в росте – 2–3 см от первоначального (в среднем 50–55 см).
Врожденные рефлексы новорожденных
Очень многие способности новорожденных часто умиляют и удивляют родителей. Оказывается, он столько всего умеет! Эти способности – врожденные рефлексы, с которыми рождается каждый человек.
Эти рефлексы называются безусловными, они заложены природной программой. Множество рефлекторных движений малыши совершают уже в утробе, а после рождения некоторые из них вы уже можете эффективно использовать в занятиях, играх и уходе за ребенком. Это еще один, причем в раннем младенчестве немаловажный повод изучить поведение малыша, получить от него ответную реакцию на свои действия и еще больше сблизиться с ним.
Для чего новорожденному необходимы рефлексы?Именно они обеспечивают его жизнедеятельность в первые месяцы жизни. В период младенчества у человека существует около 75 рефлексов. Каждый из них выполняет свою практическую функцию. Например, вы можете заметить, как внезапно испугавшийся чего-то ребенок тут же начинает делать спонтанные активные телодвижения. Этот один из безусловных рефлексов новорожденного является своеобразной защитной реакцией малыша. Обычно он угасает к 5‑6‑му месяцу жизни. Также вы можете обратить внимание, что на сильные раздражители внешнего мира – яркий свет, громкий звук или дуновение – малыш начинает быстро моргать глазами.
Одни рефлексы являются познавательными, другие – защитными. Для специалистов все они имеют большое значение, поскольку именно по ним в том числе врачи определяют состояние здоровья ребенка. Вот наиболее интересные из них.
Двигательные реакции. Когда ребенок лежит на спине, его руки согнуты, прижаты к тельцу. Если вы захотите их развести в разные стороны, то сразу почувствуете, что малыш не дается вам просто так, оказывая сопротивление. При этом кулачки его сжаты, а большой палец находится внутри. Ножки тоже согнуты, слегка подтянуты к телу, и их тоже нужно разводить с некоторым усилием. Все это – проявления физиологического гипертонуса, с которым рождаются все малыши. Он естественно исчезает по мере адаптации ребенка к новым условиям.
Головку малыш пока удерживает всего на 1–2 секунды, а затем наклоняет ее вперед и роняет. Когда младенец лежит на животике, он может пытаться слегка приподнять голову, чтобы не задохнуться; кулачки сжаты, большой палец внутри кулачка.
Рот, шея, головаЗащитный рефлекс так же, как и другие, вырабатывался в процессе выживания человечества. Он проявляется уже в первые часы жизни. Рефлекс помогает новорожденному удерживать туловище, голову, руки и ноги в наиболее удобной для дыхания и нормального развития позе.
Если вы положите малыша вниз лицом, он чуть приподнимет голову ровно настолько, чтобы оторвать ее от поверхности, и повернет ее в сторону, чтобы обеспечить доступ воздуха для носа.
Если вы попробуете накрыть головку младенца легким платком, то он сначала попробует его захватить ртом, а затем начнет довольно активно вертеть ею из стороны в сторону, изо всех сил стараясь снять с лица платок, чтобы не мешал дышать и смотреть. При этом он будет еще довольно энергично двигать ручками.
Одни из самых первых очевидных и заметных рефлексов – это рефлексы, которые вызываются при раздражении рецепторов полости рта: сосательный и глотательный. Именно они позволяют малышу искать пищу и насыщаться ею. Вы можете обратить свое внимание на то, как младенец автоматически делает сосательные движения, когда вы протираете ему губы и рот изнутри или щеки и подбородок. Если вложить в рот ребенка соску-пустышку, мамин сосок или собственный пальчик, он сразу начинает сосать.
Близок к этим рефлексам и поисковый (или исследовательский). Многие мамы пользуются им часто и неосознанно. Когда мамы дают грудь малышу, они слегка щекотят соском лицо младенца, и он сразу поворачивает в эту сторону головку. Так дети рефлекторно разыскивают пищу.
К четырем месяцам этот рефлекс постепенно исчезает, ведь, подрастая, малыш приобретает другие, более совершенные навыки для поиска еды.
Еще один любопытный рефлекс – ладонно-ротовой. Его можно использовать, если необходимо, чтобы ребенок открыл рот. Для этого надавите на его ладошку в области подушечки большого пальца. Рефлекс угасает к третьему месяцу жизни.
Все эти перечисленные рефлексы помогают ребенку не остаться голодным.
Хоботковый рефлекс проявляется в том, что, если провести пальцем по верхнему краю губы малыша, он тут же вытянет их в трубочку.
Руки и ногиХватательный, или рефлекс Робинсона. Если прикоснуться пальцем к ладошке младенца, он схватит его, причем вполне ощутимо и сильно. Известно, что новорожденные способны удержать своими маленькими ручками вес до 800 г!
Проявления рефлексов рук и ног очень хорошо использовать во время ежедневных занятий гимнастикой с вашим малышом.
Если позволить малышу захватить ваши пальцы обеими ручками, то вы легко приподнимите его, не боясь, что он упадет. Тем не менее проделывать этот эксперимент лучше с учетом всех правил безопасности: на ровной мягкой поверхности и не поднимая ребенка высоко, чтобы ненароком не уронить его, когда он вдруг отпустит вашу руку.
Вложите в руку малыша игрушку и попробуйте ее забрать. У вас ничего не получится! По крайней мере, с первого раза. Этот рефлекс должен исчезнуть к 2–3 месяцам.
Подобный рефлекс есть и на стопах. Если дотронуться до них, а особенно погладить, пальчики тут же начнут сгибаться. Когда малыш подрастет, научится твердо стоять на ногах и передвигаться, рефлекс исчезнет.
Потенциал пешехода: рефлексы опоры и ходьбы
Феномен ползания. Положите малыша на живот, подставьте ладони к его подошвам и вы увидите, как он рефлекторно начнет отталкиваться ножками от опоры. Между прочим, именно этот рефлекс при правильном положении ребенка в родах используют акушеры, когда поддавливают на верх живота роженице, туда, где находятся пяточки ребенка.
Рефлекс автоматический ходьбы. Если ребенка, взяв под мышки спинкой к себе, слегка опустить на ножки, так, чтобы он почувствовал опору, он начнет делать поступательные движения.
В том же положении под мышки спинкой к себе, слегка наклоните малыша. Он тут же «пойдет» – сделает ножками несколько реальных шажков.
Здесь стоит еще раз напомнить о мерах предосторожности – у ребенка не должно быть нагрузки на позвоночник! Выполняя это упражнение, всегда держите его исключительно над твердой поверхностью – полом или столом, очень аккуратно, под мышки, спинкой к себе.
Этот рефлекс появляется в последние месяцы внутриутробного развития. Вы его могли ощущать именно тогда, когда он «пинал» вас изнутри в стенку матки. Так малыш делал попытки занять наиболее удобное положение.
Используйте рефлексы малыша для игрВсе безусловные рефлексы постепенно угасают по мере осваивания ребенком соответствующих навыков, более совершенных способов удовлетворять свои потребности. Большинство из них исчезают к третьему месяцу жизни.
В специальной литературе можно встретить описание множества других рефлексов, например «позы фехтовальщика», рефлекс Галанта, Бабинского или Моро… Любопытная мама вполне может проверить самостоятельно наличие всех этих рефлексов. Но все же помните: результаты, которые вы увидите, не столь надежны. Тем более что на реакцию младенца может повлиять чувство голода или, например, усталость. Настоящее тестирование предоставьте специалистам, для которых они и предназначены, чтобы проводить диагностику. А сами используйте эти врожденные способности малыша для совместных игр, развития и общения.
В первые месяцы своей жизни малыш развивается настолько стремительно, что мамы только и успевают подмечать изменения. Уже на 3‑4‑й неделе вы можете обратить внимание, что его движения становятся менее хаотичными и импульсивными. Когда он слышит звуки голоса, то на мгновение замирает, а затем вновь возобновляет свои движения. Если мама обратится к нему еще раз, малыш снова остановится и через небольшую паузу опять примется за свое нехитрое, но важное дело. Эти реакции психологи называют двигательным оживлением. Именно с их помощью младенцы привлекают к себе внимание взрослых.
Зрение, слух, сенсорное и речевое восприятие
ЗрениеУже в первый месяц жизни малыш многое умеет и чувствует. Сейчас нам это утверждение кажется удивительным, но раньше считалось, что младенцы окружающий мир видят верх тормашками и не различают предметы. Но на самом деле все не так. Ребенок очень хорошо видит на расстоянии 30–50 см. Эта способность сформирована природой. Именно такое расстояние обычно устанавливается между глазами малыша и его мамы во время кормления, что говорит о настроенности на их взаимодействие.
Во время кормления новорожденный пытается рассмотреть лицо мамы. Сначала малыш фиксирует взгляд обычно в области волос и лба мамы, а к трем неделям он уже смотрит прямо в глаза.
Возможности малышей достаточно высокие. Некоторые младенцы уже в возрасте 10–14 дней могут удерживать в поле зрения движущийся предмет, хотя и следят за ним, немного запаздывая. Но обычно эта способность окончательно устанавливается ко 2‑3‑му месяцам жизни.
Попробуйте провести игрушку дугой на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Вы увидите, что он проследует за ней взглядом.
Еще через неделю-полторы, в возрасте 3–4 недель, ребенок уже сможет удерживать в своем поле зрения игрушку или ваше лицо в течение 5–10 секунд. Главное, не передвигать предмет или лицо слишком быстро. Малыш сразу потеряет объект внимания из виду.
ЗвукиМалыш хорошо слышит звуки. Уже с первых дней он поворачивает голову в сторону источника каких-то шумов. А в 10 дней, если на расстоянии 30 см от него хлопнуть в ладоши, он вздрагивает и моргает. Так малыш реагирует на резкий неожиданный звук.
Конечно же, особую чувствительность дети проявляют к звукам человеческой речи. Они даже способны различать ее по высоте. Психологи обнаружили удивительный факт. Оказалось, что младенцы среди самых разнообразных звуков, которые им давали прослушать, отдавали предпочтение осмысленной, связной речи. А когда они слышали собственный голос, записанный на пленку, то даже успокаивались.
Но больше всего младенцам нравится нежное воркование мамы. Они просто обожают этот стиль общения. Слушая ласковые слова и интонации родителей, ребенок получает огромнейшее удовольствие. Именно они дают ему ощущение защищенности и любви.
Младенец начинает общаться, сопровождая свои эмоции умилительными звуками вроде «а-гых», «а-кы», «а-а-а». А когда ему нужно привлечь к себе внимание, он начинает часто и громко сопеть, призывая маму к себе.
Вкус и запахЕще находясь в материнской утробе, малыш ощущал вкус пищи, которую принимает мама. Сейчас, конечно, он тем более различает кислое, сладкое и соленое. Кроме того, он реагирует и на запахи. И если ребенку что-то не нравится, он корчит рожицу, строит гримасы и выражает неудовольствие беспокойными движениями и криком.
К концу второй недели мама и ребенок уже привыкают друг к другу. У них начинается вполне осознанное общение, которое с каждым днем наполняется еще большими эмоциями, взаимопониманием и любовью.
Психологические вопросы общения с ребенком
Общайтесь с ребенком с самого рождения. Ведь с первых дней жизни ему нужен не только ваш тщательный уход, но и близкое общение. Впрочем, большинство мам сами интуитивно понимают, как разговаривать с малышом и реагировать на его эмоции. Сейчас эти кряхтенья, сопенья, попискивания – единственный язык, с помощью которого он может разговаривать с вами. Да и у мамы достаточно своих способов, чтобы поддерживать стремление крохи активно развиваться и полноценно поддерживать беседу.
Поглаживания по тельцу, улыбки, ласковая речь, колыбельные песенки, нежные поцелуи и объятия – это все, что нужно, чтобы малыш мог хорошо чувствовать себя и чтобы его жизнь каждый день наполнялась положительными эмоциями. Важно, чтобы вы оба воспринимали свое общение с позитивной стороны, даже если вы грустите.
Первая осознанная улыбка малыша – это большая радость и для мамы. Ведь ребенок словно говорит: я тебя узнаю! И мамы воспринимают эту первую улыбку как свою первую награду.
Если вам не терпится подарить своему малышу первые игрушки, то достаточно будет 2–3 штук, висящих над кроваткой.
Первые игрушки
После рождения у ребенка активно формируется отношение к внешнему миру. В каком-то смысле этот период ничем не отличается от времени вашей беременности. Мама по-прежнему остается для малыша той первой вселенной, в которой он еще живет, развивается и получает первые знания о том внешнем мире, в который он попал. Отношения с мамой естественно распространяются у него на отношения с реальностью.
Теперь вам останется только дождаться первой улыбки вашего ребенка. Скорее всего, к концу 6–8‑й недели это событие произойдет обязательно! В отличие от неосознанных «улыбок» первых дней – эта будет уже сознательной!
Ведь первая улыбка, которая возникает как врожденный безусловный рефлекс в первые две недели, еще не совсем осознанное действие. Настоящая «социальная» появляется примерно с 6‑й до 8‑й недели после рождения и является реакцией на человеческий голос или лицо. Эта улыбка более выразительна и продолжительна. Психологи называют этот процесс «комплекс оживления», в который входит помимо мимических проявлений и активная вокализация, то есть общение с помощью звуков, а также двигательная активность: движения ручками и ножками. Для вас это событие означает, что период новорожденности у малыша близок к завершению.
Развиваем и играем с малышом
Существует множество игр и занятий, направленных на психомоторное и эмоциональное развитие маленького ребенка. Эти совместные игры, которые доставляют много радости и маме, можно начинать с самого первого месяца жизни. Выбирайте любые свободные минуты для того, чтобы разнообразить свое общение с малышом. Используйте время, когда он активно бодрствует и комфортно себя чувствует.
Развиваем зрительное восприятиеГлавными в этот период являются игры, которые способствуют фокусированию зрения ребенка на разных предметах. Оптимальное расстояние – 40–50 см. Для этого предоставьте малышу возможность рассматривать детали и контуры на игрушках и рисунках. Чем более контрастны предметы, тем легче ребенку будет различать их.
Игра «Веселая рожица»
Нарисуйте на листе бумаги веселую рожицу. Подносите этот листок бумаги к его лицу на расстояние 40–50 см, и вскоре вы увидите, что малыш будет улыбаться нарисованной рожице так же, как и вам.
Висящие игрушки
Повесьте одну игрушку над колыбелькой. Малыш сможет удерживать ее в своем поле зрения. Меняйте игрушки каждые несколько дней.
Игрушки на резинках
Чтобы игрушки раскачивались вверх-вниз, подвесьте игрушки над кроватью с помощью резинок. Если на этих игрушках есть рисунки, то подвесьте их так, что ребенок смог их видеть.
Передвижение игрушек
Возьмите 2–3 разные игрушки: блестящие, ярких цветов, полосатые и даже пищащие. Передвигайте игрушку из стороны в сторону по направлению взгляда ребенка. Постепенно малыш будет фиксировать на ней свой взгляд.
Картинки с разными узорами
На стенках кроватки можно разместить картинки с разными узорами. Например, в виде шахматной доски, спирали, круги и волнистые полосы. Используя гуашь или другие яркие краски, нарисуйте сами линии шириной 1 см.
Самая интересная «игрушка» для младенца – это лицо взрослого, который чаще всего общается с ним. Конечно, это вы – его мама.
Развиваем слуховое восприятиеКаждый раз, когда купаете малыша, пеленаете его, разговаривайте с ним ласково, без сюсюканья, напевайте колыбельные песни. Если во время беременности вы слушали какую-то музыку «вместе» с малышом – будьте уверены, он ее уже знает. Вы можете ставить отдельные музыкальные отрывки на 5–10 минут 2 раза в день. А если такого совместного прослушивания не было, это можно сделать и сейчас. Выберите спокойную классическую музыку и устраивайте «музыкальные паузы».
Как еще вы можете заниматься с малышом, развивая его слух?
Для развития слуха включайте время от времени тихую мелодию и пойте сами колыбельные песни.
Игра «Агу-агу»
Разговаривайте с малышом на его языке, воспроизводя горловые звуки агуканья. Сделайте паузу 1–2 минуты и повторите. Вполне возможно, малыш даст вам ответную реакцию, хоть и чуть-чуть отсроченную.
Мячики с бубенцами
Над кроваткой малыша на резинках можно повестить игрушки со звуками, например матерчатые мячики с бубенцами.
Звуки с разных сторон
Если вы погремите погремушкой с негромким мягким звучанием или бубенцом справа или слева от ребенка, он будет замирать и прислушиваться к звукам.
Развиваем двигательные способностиИгры с ребенком первого года – это не только необходимая гимнастика для его нормального, естественного развития двигательных способностей. Это еще и уникальный язык общения с младенцем через прикосновения.
Движения позволяют малышу развиваться физически, расти, а эмоции и ощущения, которые он при этом испытывает, формируют его психику.
В разных положениях
Выкладывайте ребенка в разные положения: на спинку, на бочок. При этом не забывайте про свой голос, который он любит больше всего: напевайте песенки. И поглаживайте его.
На одном уровне
Выкладывая ребенка на животик, старайтесь находиться рядом с ним так, чтобы ваши головы были на одном уровне. Например, он лежит на столе, а вы стоите на коленях перед ним или сидите, в зависимости от высоты стола. Видя вас, малыш будет стараться удерживать голову. Так вы будете тренировать у него формирование шейного изгиба позвоночника. Можно это упражнение делать каждый день, его длительность определяется степенью комфортности малыша в этом положении. Как только он устает, меняйте его положение.
Видя вас, малыш будет стараться удерживать голову
«Ладушки» ступнями
Положите малыша на спинку, возьмите его ножки в свои руки и похлопайте его ступнями друг о друга.
Топотушки
В том же положении ребенка возьмите так же в свои руки его ножки около ступней и сделайте притопывания по столу.
Развиваем тактильные ощущенияОчень важно развивать и тактильные ощущения ребенка. Исследования психологов давно подтвердили, что массаж кисти руки, а также сгибания и разгибания пальчиков с помощью взрослых способствуют развитию коры головного мозга. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Что вы можете для этого сделать?
Прикасайтесь к ребенку, поглаживайте его ручки и ножки, голову.
Чтобы расправить кисти рук, поглаживайте массирующими движениями каждый пальчик в отдельности. Ваши прикосновения должны быть бережными и нежными.
После легкого массажа ладошки «сорока-белобока» давайте подержать ребенку удобную и легкую погремушку.
Для развития чувствительности вкладывайте в кулачок разные виды погремушек.
Когда вашему ребенку исполнится месяц, и он уже пройдет осмотр у врача-невропатолога и хирурга-ортопеда, то с этого возраста можно начать лечебный или оздоровительный массаж, а также приступить к плаванию в вашей домашней ванне.
Тренировка голоса и плачМамам нужно знать, что плач играет свою важную роль в развитии ребенка. Дело в том, что во время крика он тренирует свой голос, пробует его силу. Конечно, не следует «наслаждаться» этими криками долго, но дать немного времени покричать – полезно.
Использование сосок-пустышек
Если вы используете соску-пустышку, нужно регулировать время ее нахождения во рту. С закрытым ртом учиться разговаривать сложно. И еще учитывайте, что соски влияют на формирование прикуса ребенка. Губные звуки являются основой лепета ребенка. Чаще разговаривайте с ним, произнося гласные звуки (ааа, ау, ууу, ооо), а соску используйте только в крайних случаях, когда ребенок не может успокоиться без нее.
Второй месяц
Физическое развитие ребенка
К началу второго месяца ребенок обычно прибавляет не меньше 600–800 граммов к своему первоначальному весу, а к концу – еще 800 граммов. Но если именно ваш малыш прибавит чуть больше или чуть меньше, это все равно будет соответствовать норме.